Небольшая напоминалка для любителей онлайн голосований: на Гудридс начался предварительный раунд их традиционной и одной из самых массовых "народных" премий — GoodReads Choice Awards 2013.
Книги даны в произвольном порядке (меняющемся при каждом заходе на сайт), и представляют собой так называемые "официальные" листы по 15 штук на категорию (разумеется там много и других категорий, часть из них профильная для ФЛ, например, хоррор или паранормальное фэнтези). Кроме того голосующий имеет право до 9 ноября проголосовать с добавлением номинанта — предложить в качестве такового свой вариант книги, опубликованной в США на английском с 26 ноября 2012 по 16 ноября 2013 года. С 11 по 16 ноября пятерка топовых книг из числа предложенных пользователями станет частью официального листа из 20 романов. С 18 по 25 ноября идет голосование по ополовиненному листу и это последний шанс принять участие в этом мероприятии.
Сама по себе премия по результатам напоминает геммеловскую "Легенду", то есть побеждают в ней, как правило, более раскрученные книги или произведения авторов, имеющих больший круг поклонников. Но при этом, как мне кажется, она очень неплоха в качестве полигона для наблюдений за модными трендами там, да и просто отлавливать резко набравшие популярность новинки тоже можно. Поэтому интересующимся англоязычными новинками рекомендую туда как минимум заглянуть, а то и поучаствовать — за жмаканье на кнопочки денег не берут .
Аннотация: Все хорошие вещи подходят к концу. А вот и он: последний бой Кэтти Джей и её бесстрашного экипажа.
Их сбивали, подставляли и обманывали. Они крали бесценные сокровища, уничтожили десятитысячелетний город Азриксов и некоторым образом случайно убили сына эрц-герцога. А теперь они развязали гражданскую войну. И в этот раз у них действительно серьёзные неприятности.
В то время как Вардия погружается в хаос, капитан Фрай прилагает все усилия, чтобы его команда осталась от него в стороне. Он сосредоточен на других вещах, и не в последнюю очередь на судьбе Триники Дрейкен. Но война имеет свойство втягивать в себя людей, и рано или поздно им придётся выбрать в ней сторону. Сделать выбор, ставкой в котором будут их собственные жизни. Падут города и восстанут демоны. Откроются старые тайны. Новые угрозы дадут о себе знать. Кто будет противостоять им, когда рассеется дым?.
Отзывы и рецензии: их пока не очень много, да и настроения их искать у меня нет — прощание с любимчиками, это достаточно личный процесс, но на GoodReads я вас все же пошлю.
Хммм. Спойлерить первые три тома, которые скоро выходят на русском, не хочу. Вдаваться в детали романа тоже — каждый должен отсмаковать их самостоятельно, поэтому просто личные эмоциональные итоги:
И сказано: "Расставание — это такая сладкая печаль".
То есть я на протяжении, емнип, года знал, что это последний том серии, что Вудинг честно предупредил читателей о том, что он не хочет исписать эту серию, а желает закончить её на высокой ноте. Да, знал. И все равно не хотелось, чтобы что-то подобное кончалось. Нет, это не единственная хорошая фэнтези-приключенческая серия, которая закончилась, но эмоционально расставаться с нею было сложнее, чем с очень многими другими. Потому что это сказка, а сказки не должны заканчиваться. Даже happily ever after тут не спасает.
Я и читал роман соответственно — откладывал, отщипывал маленькими кусочками, но все равно продвигался дальше. Продвинулся вот до финала. Последний оказался продуманным, отшлифованным и именно таким как нужно. Ни убавить, ни прибавить.
Грустно и круто — мои ощущения от чтения этого романа на всем его протяжении. Уж простите просторечность, но именно круто — ладно, концентрированно, подогнано под первые три тома, ориентировано на читателя, профессионально структурировано. И грустно. Вудингу пришлось поразвязать все узелки, а они как мы помним, почти все сплелись на трагедии прошлого. Если раньше автор прогонял персонажей через частные катарсисы, то теперь он закатил всем глобальные. Жизненные выборы стали абсолютными и бесповоротными (но сильно не пугайтесь — "Вудинг слишком любит своих героев"), а последствия стали иметь вовсе уж поворотное для истории значение.
Сюжетно Крис несколько облегчил себе задачу, потому что магистральные линии уже сложились ранее. Да он наплёл по ходу развития интриги несколько восьмерок, но заведомо было ясно, что команда Китти-Джей сойдётся со всем миром в финальном клинче. В итоге все балансы подбиты, карты на столе и Туз черепов решил судьбу этой партии. Да, капитан Фрай, при помощи друзей, переписал эту трагедию на неведомом языке под собственный финал (а кто-то сомневался?), но кидаться камнями за такую концовку не хочется, скорее наоборот — более трагичную я бы наверное не смог автору простить. Хорошо в общем всё.
С персонажами работа тоже была "облегчена" на старте — они все уже раскрыты перед нами до самого дна, ни тайн, ни неопределённостей. Читатель, если он впитывал героев также как я, вполне мог работать суфлером — подкидывая любимцам реплики, да и куда по сцене двигаться, тоже мог бы подсказывать. Даже реакция на изменения физиономии фортуны были вполне прочитываемы заранее. Но ежели на эту легкость глянуть в другом разрезе, то работа автора по отыгрышу книги с читателем не может не вызвать положительной оценки — чуть не сообщником себя ощущаешь. Понимаешь, что тебя он любит не меньше, чем Фрая, Крейка или даже Пинна :). Значится, и герои не подвели.
Главные оформительские плюсы серии тоже на месте — приключения наиприключеннейшие, юмор не менее юморной. Твисты, сюжетные обманки, драйв в режиме нон-стоп. Сарказм, грустные ухмылки и шутки висельников. Всё как заказывали. Летаем, стреляем, спасаем мир и собственную шкуру (порядок, ессесно, обратный — миру-то мы шибко ничего и не должны, но приходится).
Свист ветра и гитарные риффы в фоне, в нужном месте соло на барабанах, местами волынки и очень тихо — саксофон под осенний дождь. Настроение приключений, приключения настроений. Крещендо. Финальная попойка и взгляд в будущее. Точка.
Сладкая печаль. Я непременно вернусь сюда ещё не раз, но это уже будет другая история.
P.S. Возможно сюда вернётся и автор, но инакость истории для него станет ещё критичнее — хороший автор (а Вудинг на мой вкус таков) не ищет следы на воде. Крис отпустил Китти-Джей в свободное плавание, но может быть ему есть ещё что сказать об этом красочном мире аэрия и самолётиков. Century Knights уж точно на спинофф напрашиваются.
Продублирую анонс от Gollancz: издательство запускает серию The Discworld Collector’s Library — высококачественных (голланцы товарищи непредсказуемые и это может означать просто белую бумагу и шитый блок) хардкаверов формата В (20 см в высоту) с переизданиями романов сэра Терри (при демократичной цене 9,99 фунтов за томик).
Картинки уж какие есть, но по-моему очень даже миленько. Серия стартует в ноябре и будет выходить по следующему графику:
The Death Collection
November 2013: Reaper Man; Mort
December 2013: Hogfather; Soul Music
The Cultures of Discworld Collection
January 2014: Small Gods; Pyramids
The Unseen University Collection
February 2014: Eric; Sourcery
May 2014: Interesting Times; Moving Pictures
August 2014: The Colour of Magic; The Light Fantastic
The City Watch Collection
March 2014: Guards! Guards!; Men at Arms
June 2014: Feet of Clay; Jingo
The Witches Collection
April 2014: Equal Rites; Wyrd Sisters
July 2014: Witches Abroad; Lords and Ladies; Maskerade
Пратчетт вроде бы доволен. Да и тех, кто собирался начать собирать Плоский мир в оригиналах, ещё один (не самый плохой) вариант выбора должен порадовать.
Для чистоты эксперимента, тех, кто знает о чём речь, попрошу некоторое время воздержаться от комментариев, во всяком случае, от пояснений к чему этот вопрос (если это вообще вызовет у кого-нибудь интерес ). Сам же чуть позже кратенько распишу подоплёку.
Оговорка: Прошу не рассматривать ниженаписанное в разрезе "американцы тупые", а скорее — "фэндом, такой фэндом" .
Апдейт: планы изменились . Обильное чтение западной ФиФ-блогосферы немного сбивает привязку по координатам, но отписавшиеся в комментариях вернули мне веру в человечество, поэтому чего тянуть-то? Расшифрую причины моего вопроса:
Итак, то, что вы видите на картинке — это обложка периодического издания "Ассоциации писателей фантастики и фэнтези" (SFWA) — занятного добровольческого конструкта, напоминающего писательский профсоюз, но занимающегося ещё много чем (для иллюстрации, из свежего: при их посредничестве были значительно улучшены условия, предложенные авторам при покупке НайтШэйдБукс, благодаря чему покупка вообще состоялась). SFWA Bulletin это их полузаброшенный рупор, направленный на широкую общественность посредством электронной подписки — с новостями, эссе и прочими плюшками. Некоторое время назад у журнала появился редактор, который попытался его оживить, и в принципе ей это почти удалось. Но. Она имела наглость поместить на обложку номера 200 даму в бронелифчике. При этом ничего в самом номере не было связано с бронелифчиками, то есть бронелифчик на обложке был бессовестным образом преподнесён без контекста. А это уже шовинизм. Вот тут начался баттхёрт, который показался мне диким, под лозунгом "SFWA оплот нетолерантных личностей".
Несчастная редакторша (к слову, уже бывшая) попыталась загладить свою вину, добавив картинке контекст. Сначала вышло эссе Джима Хайнса, которое в силу его относительной нейтральности практически никакого эффекта не вызвало, а потом в 202 номере была использована тяжёлая артиллерия: Резник и Молзберг, написавшие своё эссе (сканы для любопытствующих прилагаются). Два ветерана в недоумении пожали плечами, повспоминали "старые добрые времена", порассуждали о притягательности образа женщины-воительницы, а потом посмели возразить толерантным — "не охренели ли вы?", где де вы нашли шовинизм и прочее. Имели наглость использовать унижающие термины вроде "lady editor" и "lady writer", причем в привязке к своему личному опыту. Резник, например, рассказал, что женщины-редакторы спокойно принимали его софт-порно романы, и даже одобряли подходящие к содержимому обложки. Затем, Молзберг соотнес поднявшуюся бучу нетерпимости к нетерпимости с цензурой, и повозмущался по этому поводу — дескать, а куда вы при этом пытаетесь запихнуть свободу других людей. Резник закончил демонстрацией на пальцах, доведя ситуацию с подобной "общественной цензурой" до абсурда — мол, они с Молзбергом должны вообще молчать в тряпочку про толерантность, потому что они "старые белые чуваки", и чего они вообще могут сказать стоящего — шовинисты по дефолту.
В итоге вся эта фэндомная тусовка битую неделю растекается содержимым мозга по интернету — осуждая "двух старых дураков" (им даже удалось оттенить Карда) и SWFA, как приют для им подобных; с каждого из авторов спрашивают — вышел ли он уже из рядов SFWA или нет, а если нет, то как он посмел. Президент SWFA, Скальци, публично извиняется, редакторша — уволена, все причастные к SWFA вынуждены отмываться в своих блогах и при этом клеймить Резника и Молзберга. Вот такой вот цирк.
Я долго и честно пытался найти на картинке признаки шовинизма, но увидел только симпатичную картинку в олдскульном стиле. Видимо, я тоже шовинист . Причина поста: мучиться от осознания этого факта в одиночку неинтересно — захотелось приобщить к шовинизму кого-то ещё.