Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Память Света»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Тёмный властелин | Пророчество | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
На Поле Меррилора собрались лидеры государств, чтобы объединиться с Рандом ал’Тором, или чтобы не дать ему разрушить печати на темнице Тёмного. То, что он хочет это сделать, может быть признаком его безумия или последней надеждой человечества. Эгвейн, Престол Амерлин, склоняется к первому варианту.
В Андоре троллоки захватывают Кэймлин.
В волчьем сне Перрин Айбара сражается с Губителем.
Приближающийся к Эбу Дару Мэт Коутон собирается навестить свою жену Туон, теперь Фортуону, императрицу Шончан.
Все человечество в опасности, и все решится в горе Шайол Гул. Колесо вращается, и Эпоха подходит к концу. Последняя Битва предрешит судьбу мира…
На протяжении двадцати лет “Колесо Времени” очаровало более сорока миллионов читателей на тридцати двух разных языках. “A Memory of Light” приводит эту великолепную фэнтези к её восхитительному завершению.
Работая по заметкам и дневникам умершего в 2007 году Роберта Джордана, и советуясь с его вдовой, которая редактировала все книги Джордана, известный писатель фэнтези Брендон Сандерсон завершил начатое Джорданом.
Входит в:
— роман-эпопею «Колесо Времени»
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2024 // Книги: Самая долгожданная книга |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2014 // Роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2024 // Книги — Фэнтези года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2024 // Книга года |
- /языки:
- русский (3), английский (2), китайский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (2)
- /перевод:
- Л. Лэй (1), А. Полошак (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Heleny, 17 января 2013 г.
Как написать отзыв о книге, которую ты ждешь больше 10 лет? Если тебе самой еще нет тридцати. И большую часть сознательной жизни Джордан присутствовал в ней на заднем фоне. Как прочитать ее так, чтобы все осознать, осмыслить, смириться, попрощаться… Чтобы все нити жизней героев окончательно сложились в один узор, чтобы все плетения обрели четкость, и все стало на свои места.
Наверно никак. Такое в принципе невозможно охватить столь огромный густонаселенный персонажами мир, как колесо времени. Сказать, что этот подвиг удался Сандерсону? Не могу такого сказать. Сказать, что он не справился с задачей-тоже. Вот такой парадокс. Двойственность ситуации. Двойственность природы, как финальный выбор Ранда. Хотел одного, достиг в итоге другого, но не менее значимого. Хорошо ли это или плохо? Ранд оставил суждение на плечи потомков. Сандерсон поступил также мудро. Он дошел до конца, но оставил за читателем все то, что не поместилось на страницах книги. Признаться, я разочарованна, получилось очень мало.
А все потому, что Сандерсону надо было стараться чуть лучше! Не писать сразу 4 проекта подряд! Сосредоточиться на самом главном! У армии Ал Тора было 4 великих генерала, которые руководители четырьмя фронтами сражений. А у Сандерсона видимо 4 новых банковских счета за новые написанные книги. Да если тебе доверили завершить последнюю битву, то сделай это с достоинством, у Эгвейн бы поучился бы...
Кстати об Эгвейн! я бы хотела знать, чья это идея —
И что Туон в итоге победила?
И каким образом Перрин стал, чуть ли не главным связующим звеном саги и спасителем всех и вся? Сандерсон не скрывает свою любовь к этому персонажу, и на протяжении последних книг, которые выходят под его именем, кузнец-тугодум превратился просто в сказочного благородного короля. А куда задвинули Коутона? Он же треклятый принц воронов теперь! Он же трубил в рог, он же убил голама, он же был у змей и лисиц, не считая того, что он спас Морейн! Даже Ранду на это нечего противопоставить было)) Он же великий полководец! Это последняя битва, сражения и битвы кругом, а Сандерсон упорно пишет про те же сопли-страдания Перрина по Фэйли.
На это место в книге есть. А на Санчей, Брина, Гавина?
Конечно, в памяти света нашлось место и для приятных сюрпризов. Отрекшиеся не сколько удвили, сколько порадовали. Ланфир, которая осталась верна себе до конца, Демандред, который ослепленный ненавистью к Дракону тщательно подготовился к сраженную. Они вели себя, как подобает. Даже Могидин с Грендаль отбросили свои гордыни и делали, что должно. Они отработали свои имена. Примечательно, что их обеих постигла одинаковая участь.
Моридин – отдельная тема. Элан предал свет, потому что думал, что знает, как все закончится. Но такого финала он и предположить не смел. Битва с Темным, битва с Эланом, припрятанный козырь тени, новый Ранд. Все это шло, как по нотам. Узор за десятилетия заботливо подготовил места для решающих событий. Немного наивно и пафосно, но надо сделать скидку на пару десятков лет, раньше в искренность и доброту больше верилось. И конец, который действительно конец. Достойный, краткий, долгожданный.
Конечно, нельзя списывать все непонравившееся события в книге на Сандерсона, но он здесь– ответственный. На него возложили почетное задание – написание финала. А он схалявил, заработал кучу денег, сделал себе имя, и совсем не перетрудился, что абсолютно нормально, рада за него…Но все его блоги, все маркетинговые уловки, все желания издательства заработать, все это превратило сам продукт в нечто посредственное, задвинуло историю, тронувшую сердца миллионов людей на второй план. Дело не в том, что кто-то из героев не оправдал ожиданий, а кто-то умер. Дело в другом. Смысл в том, что колесо плетет не так как плетет, а так как Сандерсон пишет. При Джордане книги писались, как писались, Харриет конечно подгоняла мужа, но это не было чистым бизнесом.
Память света – это не откровение, это освобождение. Все кто дошел с Рандом до конца понимают это. Настал конец, правда конец, той эпохи, того мира, который мы читали столько лет. Получился он абсолютно в стиле Джордана. Но общий результат…
В Кайриене есть одна очень удачная поговорка: «бери, что хочешь, но плати за это». Все читатели хотели финала. Все читатели хотели его как можно скорее. Все читатели хотели больше спойлеров. Меньше RAFO, больше ответов, нежели вопросов. Все читатели жаждали последней битвы.
Спрос рождает предложение, сами же фанаты платят ту цену, которую установили.
Хочется верить, что Память Света получилась отчасти такой, какой ее задумал Джордан. RAFO, остаетая только RAFO.
Powereap, 21 ноября 2022 г.
Из плюсов книги стоит отметить: интересную линию Мэта и Фортуоны и довольно занимательную историю Пажа и Певары, масштабность, динамику, драматизм и трагизм, из боевого полотна понравились схватки Перрина и Губителя в мире снов, бои с применением Единой и Истинной Силы.
Из минусов: утомительная в общем и целом боевка и пустотелый экшн кроме указанных выше моментов, которая откровенно грузит читателя, проходные, топорные и пресные или халтурные моменты повествования натянутые на хронометраж, Сандерсон не умеет разигрывать сцены так как это делал Джордан хотя и пытается это делать в этой книге, оборванные или скомканные линии героев.
Моя главная претензия — дикий дисбаланс сюжета по отношению к Лору самой вселенной. Объясню — давайте рассмотрим историю эпохи Легенд и то чем она закончилась. Могущественная, процветающая, величественная и невероятно развитая цивилизация Эпохи легенд где древние Айз Седай имеют сказочные способности и таланты, ресурсы и артефакты, невероятное вековое мастерство и опыт пробивает отверстие в темницу Темного и это становится для нее роковым, войны, порча, Разлом следуют один за другим. Дракон Льюис Терин со своими СТА СПУТНИКАМИ и вся сила древних Айз Седай вкупе со всей мощью той цивилизации с их технологиями и супер оружием эпохи Легенд оказываются способными лишь на время залатать пробоину в темнице Темного при этом НЕ УБИВ НИ ОДНОГО ОТРЕКШЕГОСЯ, а лишь заключив их в тюрьму. А теперь вспомним сколько Отрекшихся погибло по сюжету цикла. Но мало того по сюжету Ранд планирует убить Темного чтобы избавится от Тени раз и навсегда. Просто вдумайтесь. Согласно вселенной Темного заточил в тюрьму сам СОЗДАТЕЛЬ, т.е СОЗДАТЕЛЬ НЕ МОГ УБИТЬ ТЕМНОГО а лишь заточил его. Овечий пастух хочет сделать то что не ПОД СИЛУ СОЗДАТЕЛЮ. В цикле неоднократно делаются намеки на то что жители эпохи Ранда по сравнению с жителями Эпохи Легенд откровенные БОМЖИ. Вся здравая логика подсказывает нам что если Отрекшиеся выжили в Эпоху Легенд то уж современных противников они по уровню и по всем аспектам должны просто смести. Проще говоря БОМЖИ не могут выиграть Последнюю Битву, а пастух возрожденный Дракон не должен убить Темного, потому что он просто не способен НИ С ЧЕГО, с пустого места оказаться сильнее СОЗДАТЕЛЯ. Весь сюжет, возможно сюжет всего цикла вообще, согласно этому должен идти другим курсом, отличным от того что мы имеем.
В противном случае сюжет противоречит здравому построению всей Вселенной Колеса времени. Это не вина Сандерсона, но это ОГРОМНЫЙ структурный косяк всего цикла. В том же Властелине колец Моргота выкидывают во внешнюю Тьму другие Айнур равные ему по силам, а Саурон сам делает себя уязвимым создавая кольцо Всевластья, и никаких противоречий история не создает.
Если забыть о том что Последняя Битва проходит вопреки здравой логике Вселенной, то самой книге объективно нужно поставить не более 7,5 баллов, но я поставлю 8 исключительно за тот труд что Сандерсон проделал. При этом для меня ясно как день что Джордан написал бы лучше.
p.s. Не скрою мне все же стало очень грустно от того что это конец цикла и с героями Колеса Времени нам больше не увидится и не погулять, это была чудесная серия.
VovaZ, 5 марта 2020 г.
“Все пушки, пушки грохотали, Трещал наш ... са-аидар…!”
Как и следовало ожидать, обширное, до полного утомления, батальное полотно. Светлой памяти, Роберт Джордан, не смотря на несколько локальных финалов, за 13 романов успел понавешать на стену столько ружей, что чтобы выстрелить всеми, бедный и старательный Брендон Сандерсон был вынужден заполнить страницы огромного романа «Память Света» непрерывным и жёстким экшеном, похерив переходные сцены.
Как я и опасался, такой “технический” финальный роман мне совсем не понравился. Чрезмерный поток боевых сцен напомнил скорее жанр ЛитРПГ, чем фэнтазийный роман. Вторым отталкивающим фактором послужила чрезмерная предсказуемость сюжетных развязок.
Позабавила динамика развития полевой артиллерии. Идея зародилась, примерно на первом месяце беременности одной из главных героинь, а на шестом месяце батареи уже во всю громили ворога картечью и фугасно-осколочными... :)
Роман не доставил особого удовольствия, и не оставил “послевкусия”. Но если вы прочли 13 романов, уж потрудитесь закончить 14-й.
Eliges, 27 апреля 2017 г.
Грустно. С 97 года жил миром Колеса. Перечитал завершающие книги и осознал как мне не хватает этого мира. Много слов и эмоций. Треклятый Свет! Жаль Эгвейн, но без любимого ей просто не оставалось места в жизни, а вот то что никто не запомнил её плетения Пламени это плохо( . В первом прочтении я даже позлорадствовал с участи этой шерстеголовой. А вот сейчас понял, что у неё оставался шанс стать лучше(.И повторно, за что убили бедную Белу??? Чем несчастная заслужила такую участь, ведь остальные именные кони выжили!!! А где нормальный финал о всех героях( Галад и Берелейн строящие новую Цитадель в Майене, Логайн перерывающий Высоты, Том и Морейн)?А уж такого бессердечия от Мин к Тэму я не ожидал!!! И где реакция Перрина и Мэта? Их специально на похороны не пригласили, а сам Ранд на друзей теперь плевать хотел? Он даже не вспомнил ни ком кроме своих жён! Авиенда над ним наверное Принуждением поработала?
Сам РобертДжордан планировал ещё два приквела . Надеялся на историю о Тэме ал' Торе, человеке воспитавшем Ранда .Вторым похоже было бы повествование о Демандреде в Шаре, чей финал просто слился в скомканный рассказ о признании Вильда((
Очень жаль Автора
k2007, 9 декабря 2022 г.
Книга — одно большое описание последней битвы против Темного властелина. В целом, написано довольно увлекательно, масштаб сражений, которые идут от севера до юга и от запада до востока, автору показать удалось, причем показаны как битвы батальонов, так и поединки отдельных героев.
Книжка напомнила «Возвращение короля» — пока на Пеллинорских полях все, кто могут, отвлекают Саурона и назгулов, Фродо с кольцом пробирается к Ородруину. Здесь примерно так же — масштабная битва миллионных (ладно, пусть стотысячных) армий со швырянием друг в друга погибельных огней, и глубоко в пещере Ранд сражается с Темным один на один с поддержкой двух Айз Седай (у Фродо тоже был Сэм).
В целом, неплохое завершение цикла. Финал можно считать открытым
Terrano, 18 августа 2016 г.
Вставлю свои маленькие 5 копеек. Дочитал эту книгу аж 2 недели назад, и меня до сих пор штырит от нее!)) Когда я вспоминаю книгу, такое ощущение у меня складывается, будто я выпил литров 5 адреналина и весь такой заведенный...
Вся книга — одно сплошное рубилово! Просто жестокое мясо! Умирают герои, за которых ты всем сердцем переживал, думал что они-то блин смогут остаться в живых, но нет... :( Особенно сильно переживал смерть Амерлин... очень надеялся, что эта красавица сможет выжить... Очень много незаслуженных жизней (это я про выживших Отрекшихся). Очень понравилась схватка Лана и Демандреда. весь цикл думал, с кем же Демандред сцепится? он же вроде как позиционировал себя как архи-мастера фехтования. Хотя да, без помощи Мэта у Лана ничего бы не вышло. Но все равно, я считаю что бой удался великолепно.
Да, количество глав увеличилось, как уменьшился их объем, увеличилось кол-во ПОВов, весьма удобно кстати, но никак не втыкало читать про беременную Илэйн, с ее перепадами настроения.
Меня до конца так и преследовал вопрос — кто же блин убил Асмодиана?!?!?! И что вообще с ним стало?!
Ну наконец-то уховертка по имени Падан Фейн получил по заслугам!
Плюс, осталось много разных линий повествования, которые вместе собрали бы минимум еще 3 книги, продолжи их Сандерсон. например, как пережили Тармон Гай'дон Черная и Белая Башни, что стало например, с теми же Путями, ведь ни слова не было сказано об их состоянии после очищения саидин. Что стало с главными героями, выжившими в Тармон Гай'дон?
Что стало с Мэтом и Туон, как у них сложились отношения, что было в Шончан (кстати, мне кажется, или за всю эпопею не было ни одного ПОВа из Империи?!), что стало с шаранцами, с атаан миэйр, в конце концов... очень много недосказанных историй, продолжения которых очень хотелось бы прочитать.
Огромная благодарность Цитадели Детей Света за их титанический труд по переводу. а АСТу — ну что могу сказать, вместо того чтобы выпускать качественную литературу, они выпускают всякий шлак, бессмысленный и беспощадный.
Тимолеонт, 19 октября 2020 г.
Всегда сложно написать достойный финал длинной истории из многих частей, особенно, если она действительно хороша и любима народом. Слишком легко уронить в последний момент планку качества, а уж угодить всем поклонникам невозможно в принципе. Остаётся только стараться не сильно испортить качество повествования и завершить всё хотя бы логично и естественно.
И хоть я проникся «Колесом времени», но не зафанател и цикл не вошёл в число моих любимейших, благодаря чему был готов принять любой внятный и адекватный финал, лишь бы он достойно завершал историю героев. И, убеждён, Сандерсону это удалось. Да, здесь есть нелогичности и явные глупости, но их мало и большая часть вполне объяснима. Да, некоторые потери и гибели отдают некоторой «дежурностью», но выписаны всё равно с должной трагичностью и убедительностью. Но все... ладно, почти все сюжетные линии закончены так, как и должны были.
Но самое главное — у «Памяти Света» есть дух и атмосфера, которые оставляют после прочтения чувство торжественной удовлетворённости. Ты знаешь, что история завершилась на хорошем уровне. Герои схватились со своими врагами в эпичной битве, а потом пошли дальше по своим делам, а былинный эпик навсегда стал эпохальнейшим событием и в их жизни, и в существовании всего их мира.
i_am_misha1991, 5 мая 2017 г.
Вот и завершилась одна из известнейших и наиболее выдающихся фэнтезийных саг. Сандерсон хорошо постарался, большое ему спасибо, что не позволил труду Джордана остаться незавершенным. ИМХО, Брендон написал очень даже неплохо, и правильно, что пообрывал некоторые сюжетные линии — чуть было не бросил читать из-за того, что все время появлялись новые герои и им постоянно уделялось много внимания, при чем в ущерб основным — парням-таверенам. С «Грядущей бури» все начало налаживаться, появилась динамика. Но хорошо, что у Сандерсона был костяк, ибо мне полюбился именно мир, созданный Джорданом, и хотелось бы дочитать именно его историю, которая так глубоко запала в сердце.
Книга вышла динамичной, полной битв, сражений, боевых потерь, иногда очень болезненных. Стоит отдать должное Сандерсону, ему удалось передать всю эпичность финального сражения с темным, а экшн-сцены просто на высоте
Все логично, все эпично. Но в конце осталась некоторая недосказанность. Знаю, так желал Джордан, знаю, что Сандерсон говорит, что не будет больше писать о мире Колеса, но все же хотелось бы хотя бы узнать, как сложились судьбы героев...
Роману ставлю твердую 10.
харамаки Зоро, 12 августа 2020 г.
Я ждал последнюю битву, но получил какое-то недоразумение.
Вот когда ты читаешь одну за другой четырнадцать книг большого цикла, то конец ожидаешь действительно выдающийся, но не тут то было.
Начну с хорошего.
Начало очень бодрое, за первыми главами следишь с напряженным вниманием.
Мне очень понравилась встреча Рандки с Ланфир во сне и беседа альТора с Моридином, и заключительная фраза этой главы — «А завтра мне надо будет спасти мир, если получиться» — шикарно.
Так же мне неожиданно приглянулась сюжетная линия каких то левых ребят — Андрола и Певары, особенно события в Черной Башне. Атмосфера была хорошо передана — напряжение, страх, попытки понять что происходит и что же делать. Так же развитие их отношений, от недоверия и пренебрежения, до симпатии и привязанности, изображено весьма неплохо.
Что ещё порадовало так это наглядная демонстрация того как сильно изменились главные герои. Если в первых книгах их реакция на Избранных была — Аааа, Отрекшиеся, спасайся кто можит!!! То тут Перрин встретив одну из них просто — Привет Ланфир, можешь подсобить?.
Недоразумения начинаются с того момента, когда Талманеса дважды, ДВАЖДЫ ранят мурдраалы своими такандарскими клинками, которые вроде как убивают сразу, и их раны невозможно излечить!
Так по крайней мере писали в первых книгах, похоже что то изменилось с тех пор, ах да — автор. Не понимаю почему Талманесу не дали доблестно умереть в сражении, а более важных персонажей выносили пачками.
Неожиданностью стала смерть Эгвейн, но произошло это странно, из серии — я что то нажала и всё исчезло, то есть — я что то сплела и это плетение что то сделало, ВЗРЫВ. Косплей на Льюиса Терина удался. Пардон за чёрный юмор, но так и есть. В продолжение этого градуса жести, Брегитте отрубили голову(но вот почему она вернулась, вроде её вырвало из мира снов, она перестала быть героиней Рога, разве нет?) потом он спал и драконовых дитяток не вырезали из мамки, но это было бы слишком, не Мартин всё же.
Но в месте с этим кажется странным, то что одну главную героиню умертвили, а остальные живы-живёхоньки(Брин, Гавин и прочие все же скорее второстепенные персонажи). В чем дело? Что за дискриминация, я требую чтоб всех остальных замочили тоже!!! Ну хотя бы Фейли, это добавило истории Перрина дроматизма и какого то смысла.
А Логайн, что сделали с Логайном! Один из самых драматичных и сложных персонажей цикла и... Да его толком то и не показали! Пришел с ашаманами, спас дурёху Илейн, померился с Демандредом, проиграл и всё, всё!? Ради этого его не стоило спасать из плена. Уж ему то могли уделить больше времени! Не зря же он в истории с самой первой книги, или всё таки зря?
Вот Мин пророчествовала что ему уготована слава. Так в чем она может заключается как не в доблестной победе над Демондредом? Если он изначально задумывался только как предводитель ашаманов то это ни разу не оправданно, их мог возглавить любой направляющий, тот же Андрол.
Заключительные же сцены с Логайном просто чушь — спасённое дитё на руках и умилённая мамаша, обещающая отправить своё чадо в Черную Башню. Что за голливудщина? Я уже молчу о том, как всё это наиграно и неправдоподобно.
Забыть о персонаже на две книги, вспомнить лишь в последней и рассказать на пару десятков страниц — вот это я понимаю мастерство!
Я думал что Морейн это Гендальф но нет, ведь она никак не влияет на сюжет в последней книге. Она сказала Эгвене, что та должна будет сломать печати и всё. После этого Морейн исчезла из сюжета, как будто бы её и не было. Ну да она как бы помогала Ранду, но там она была просто проводником саидара. Вместо Морей помочь Ранду могла бы таже Авиенда. Зачем так делать? Ведь она нашла Дракона, она помогла этим детишкам из Двуречия спастись, и только благодаря ей они стали теми кем стали!!! Или она на этом выполнила свою функцию и её можно забыть и сделать экспонатом в этом огромном мебельном магазине? Для сравнения сколько всего сделала Найнив — и Отрекшуюся победила, и исцелила укрощение и безумие, нашла Чашу Ветров, помогла отчистить саидин, и даже находясь в роли проводника пыталась спасти эту дуру Аланну!
Рог — ох уж этот многострадальный Рог Валир. За ним что мало бегали в Великой Охоте? Для чего нужно было разводить эту тягомотину с заговором и попыткой его похищения? А тот момент когда Фейля, упоровшись на почве паранойи, выйдя в сортир, выбросила Рог в кусты(а чё надежней же чем в сундуке, никакие приспешники не найдут!) и потом увидев, как Ванин и Гарнан просто подобрали его, заорала на них — Приспешники Темного, в этот момент я готов был начать стучаться головой о стену. Я и правда подумал что она уже с ума сошла.
И таки да, лучше размазать ненужную, высосанную из пальца сюжетную линию, вместо того что бы уделить больше времени главным героям.
То что вместо Мэта в Рог протрубил тот раздражающий сопляк, и разъяснение сшитое белыми нитками особенно доставило. Для чего нужно было называть Мэтку — Трубившим в Рог, и говорить что лишь он сможет призвать героев Эпохи Легенд в Последнюю Битву, а потом обламывать всё это?!
Появление шаранцев выглядит органично и логично, не зря на протяжении стольких книг велась эта затравка, о таинственном народе, живущем далеко на востоке. Пожалуйста — вот они, и неожиданно на стороне Тени. Но им так же уделили неприлично мало времени. Пара абзацев из глоссария Ножа Сновидений дают больше информации, чем всё то что сказано о них в Памяти. Это показатель и видно что вина в этом Сандерсона. Для сравнения вспомните сколько всего было рассказано о шончан в Великой охоте.
Падан Фейн, он же Мордет — ещё одна печальная история. Опять же, персонаж который в истории с первой части, пропадал на целые книги, не привнес ничего в сюжет последней. При том что он соединился с Машадаром, этой таинственной злой силой, и стал ваще каким сильным, а с ним разобрались играючи, за пару строк буквально. Обидно.
Отрекшихся снова сливают, казалось бы доколе, но вот опять.
На Демандреда откровенно забили, за всю сагу о нем говорилось лишь пару раз. В этой части становится известно чуть больше, в частности то что Дракон отбил у него бабу и в принципе на этом всё. Никакого раскрытия персонажа, ему не сочувствуешь не сопереживаешь, никакого развития, скорее деградация — он похож на какого то идиота. Всё что он делал, это бегал по полю битвы и кричал как дурачок — выходи Льюис Терин драца, после чего был успешно слит, традиция уже чегож её нарушать.
Но опять же то как это произошло заставляет руки тянуться к голове и в желании выдрать клок другой.
Вот Лан вроде умный человек, матерый вояка, и на фоне этого его поступки выглядят ещё более бредово. Сначала как идиот бросается один в Торвиного ущелье. Потом летит на толпу троллоков, хотя вроде собирается сразиться с Демондредом. Тем забавнее подброшен рояль, дескать всех троллоков вокруг него расстреляли двуреченцы, это с расстояния то в пару сотен метров, и не одна стрела не попала в нашего доморощенного суицидника... без комментариев.
Он хочет умереть или помочь победить в последней битве?
Если первое то проще выйти в окно, а не проделывать этакие комбинации.
Я бы не возмущался если бы в поединке с Демой наш дайшан пал, и не важно что этот приём — вложить меч в ножны, кажется, уже использовался в Охоте, ведь тогда Дракон выжил. Тут же Лан сначала упал замертво, а потом — хоба, встал как ни в чем не бывало. Вот это совсем тавтология.
Был эпизод когда Лан успокаивая Мандарба, рассказывал как они отвоюют Малкир, отстроят разрушенные башни, заживут в мире и счастии, а Мандарб будет кушать себе яблоки да катать детишек. Обычно такое люди говорят перед смертью чтобы себя утешить, и было бы тем органичнее если бы Лан погиб в попытках спасти свою родину, а Найнива бы с остатками малкир восстановила родину мужа.
Моридин, бедняга, Моридин. Вот это самый, действительно самый интересный, загадочный, не раскрытый и непонятый персонаж цикла. И так с ним поступить! Мало того что его пред историю и мотивы вообще никак не раскрыли, так и не объясняют что произошло после закрытия скважины.
А ведь Рандка мог бы как нибудь договориться с ним! Ведь Ишамаэль не хотел править миром как другие отрекшиеся, им не движили гордыня и амбиции, а лишь ненависть к самому себе, и можно было бы рассказать его историю и основываясь на ней как то обыграть это дело. Да и Темному вообще похоже плевать на своих приспешников, раз он никак не стремился их сплотить, и тем логичнее было бы если один из них переметнулся на сторону света. Но нет...
Сражение:
Помню, когда я только начинал читать эту опусею, в каком то отзыве или аннотации к последней книге я прочёл про генералов Дракона, и подумал что это будут Мэт и Перрин. Перрин призовет волков и они придут, тысячи и тысячи лохматых, клыкасто-зубастых фигур, сбегутся со всего континента на зов своего брата, и он встанет во главе их и поведет в бой(здесь же появилась лишь пара волков ближе к концу, опять, как бы между делом). Также же как Мэт — Сын Битвы возглавит своих красноруких, вооруженных драконами. И схлестнуться они со злом в борьбе за судьбу мира.
Читая впечатляющие, вычурно-пафосные вступления и пророчества, ожидаешь чего то такого же эпического, легендарного, чего то большего.
Но имеем что то невнятное.
Поставить во главе армий брюхатую бабу, которая не разу не военачальник, не знаток тактики и стратегии — серьёзно?
Ранд конечно безумец, но вроде держит своё безумие под контролем. Видимо прорвалось. А чего стоила речь Илиены перед битвой у Кайриэна, такой ахинеи я давно не читал.
И вообще почему планирование сражения с самого начала не доверили Мэту, это он вроде имеет знания военачальников прошлого и он уже составлял план битвы с Иллианом, почему это Дракон забыл о своём кореше — гении битв?
Разделили армию на четыре фронта — чтож ладно, но сильно сосредоточиваться на описании действий трех фронтов не стоило, раз они проходные и всё сводиться к одной большой драке. Чего только стоят пять экскурсов в замесы Лана с отродьями тьмы на шайнарской земле. В противовес этому о порубежниках в битве на «меррилорском поле» почти ничего не сказано.
И какая к черту битва на поле Меррилора!? Ведь все действия происходили вообще в стороне, на высотах и у реки. И кстати развалины крепости никак не использовались, а ведь можно и нужно было их ввести в действо.
Я право не знаток тактики и военного дела, но то что шончан сначала ввели в сражение, то есть показали противнику какими силами они располагают, а потом неожиданно вывели, как минимум озадачивает. Ведь даже я понимаю что это опрометчиво — этим самым ты даешь противнику время подготовиться к новой атаке и что отступление это обманный маневр, а уж такой великий полководец, как Демондред всё поймет и подавно!
Замысел Мэта понятен, но при такой реализации он не убедителен. Например ликвидация дамбы на реке — открыли врата, оттуда вылезли фермеры и все повелители ужаса попали замертво. Да уж конечно.
И как бы я не хулил Нож сновидений, но столкновения Мэтки с шончанцами, были показаны качественно, как говорится с чувством, толком, расстановкой. То были действительно продуманные и выверенные операции, чувствовалось что ими руководит Сын Битвы. Не то что здесь.
Сражение при Шайол Гул не лучше, даже хуже. Вроде как Итуралда придумал какой то план борьбы, было несколько линий укреплений, да? Так почему же после того как троллоки вошли в ущелье от этого плана и след простыл? Да Грендаль конечно промыла Родалу мозги, но ведь оставались же другие командиры, они могли бы объяснить тактику своим капитанам, или кто у них там, что бы те организованно смогли защищаться и никакая Гредаль физически не смогла бы их всех обработать! Но всё свелось к какой то куче мале. Типо — ну вот тут их короче оттеснили к входу в пещеру, вот тут Гончие Тьмы прибежали, вот ещё Падан Фейни припёрся, короче ваще!
Кстати о битве с Тёмным — мне понравилось как он и Дракон показывали друг другу разные версии мира, такой себе поединок мысли, то что скважину запечатали это логично. Но вот что произошло после этого, почему Ранд переселился в моридиново тело, как, зачем!? Дайте уже ему упокоиться с миром!
К самому же Темному появилось ещё больше вопросов. Если он стихия, сила воплощающая вселенское зло, то как он может быть разумным, как он смог организовать такую сложную систему своих приспешников, и если он это может, то почему он такой убогий?! Его заключительные ответы Дракону тот ещё курьёз. Рандка ему доказывает такой что он проиграл, что он слабее, а Тёмный на это только — я сё равно фсех убью. Отсталый какой-то чесно слово.
Название опять неоправданно, свет появлялся на протяжении всей книжки, даже там где Дракона не было, а в идеале это должна была бы быть натуральная ночь, до самой победы над Тёмным.
Я не раз читал что Джордан с самого начала знал финальную сцену своего труда. Видимо это сожжение Дракона, я догадывался об этом, с самого начала, но думал что он вспыхнет аки феникс во время битвы с Темным, и сгорит дотла во спасение мира сего. Согласитесь было бы органично, начало(ну помните там Льюис Терин, создание Драконовой горы, все дела) и конец замкнулись бы показав всю красоту авторского замысла. Вместо этого же что то просто непонятное.
Не секрет что свою опусею Джордан основывал на различных элементах культуры разных народов, и последняя битва не стала исключением. Я вот сейчас просмотрел сюжет Рагнарёка и, знаете ли, обнаружил массу параллелей.
Тут тебе и некая равнина Вигридр на которой состоялась битва, и Гьяллархорн — «громкий рог», что призовёт великих воинов и возвестит о начале битвы (правда в рассматриваемой книжке в него протрубили в конце...) ну вы поняли.
Но на этом сходства заканчиваются, а драматизм и грандиозности скандинавского эпоса прошли мимо. Ведь во время Рагнарёка все главные боги погибли, выжила лишь пара статистов, а из всего рода людского спаслись лишь двое человек. То есть это такой себе полномасштабный апокалипсис, даже похлеще.
А здесь что?! Почти ВСЕ главные герои остались в живых. С Тёмным разобрались как бы походя, всех отрекшихся слили, так же как и армию целого нового народа о котором не рассказано почти ничего.
При всей многословности книжки создаётся впечатление что автору не хватило страниц чтобы достойно завершить все сюжетные линии.
Да я читал что решили оставить открытый финал, но отставить открытый финал и запороть истории персонажей это не одно и тоже.
Так же при всей неудовлетворительности сюжета, он мог бы произвести более благоприятное впечатление при правильной подаче, но она откровенно халтурная.
И в целом концовка получилась весьма неказистой, скомканной и неоправданной.
Такое ощущение что тебя обманули. Мир не погиб и не возродился, а решающее сражение разрешилось за один день.
И после стольких книг и лет, потраченных на них, остался только горький привкус разочарования...
Antea13, 6 февраля 2021 г.
Зачем была написана эта книга? Реально можно было обойтись дилогией чем растягивать это аж на три книги. Абсолютно в стиле Джордана, не знаю чем уж фанатам мало этой размазанной скуки, что они хотят побольше книг про битву. 90% текста однообразных битв с троллоками. Во как Калладин бегал с мостами в Архиве Буресвета, так и эти стычки, копипаста одного и то же. По намекам ожидалось что-то оригинальное нежели чем «Избранный дурачок против крутого Зла», а по факту никакой оригинальной развязки. Всю книгу меряются у кого саидин круче.
Линия Перрина как обычно скучная и нафиг не нужная, весь цикл он со своими волками бегает и не влияет на сюжет.
Мэт как всегда на позитиве и единственный взрослый в этой компашке, реально занимается делом.
Если бы у меня были лишние деньги, то купила бы первые 5 томов, да и все в общем. 11 и 12 понравились динамикой, но вот перечитывать эту книгу не хочу точно.
Tichoschparic, 3 августа 2016 г.
Книгу только что прочел и пишу по свежим впечатлениям. Долго ждал... Всего несколько книг пока вызвали у меня разочарование и тоску, потому что закончились, а я чувствую, что есть, есть еще что сказать и добавить! Среди них, конечно, «Властелин Колец», «Волшебник Земноморья» и «Колесо». Очень грустно с ним , но, конечно, дальше затягивать серию было бы безумием.
Предыдущие книги, написанные Сандерсоном, показались мне в целом похожими на то, что написал Джордан. Но ЭТО...
Свет, да разве можно себе представить, чтобы Джордан, не потерявший почти ни одного (!) из второстепенных персонажей стал так разбрасываться первостепенными?! Чтобы он так скомкал линию Морейн и Тома, Галада и Берелейн, Логайна, наконец? ЭТО, то, что я прочитал, напомнило мне классического Перумова — бесконечная бойня со смутно высокими целями.
Возможно, мне возразят, что концовка должна быть динамичной. Но стиль Джордана не таков. Я ожидал нечто вроде «Ока Мира», если честно, а не мясорубки.
Различия между народами и армиями стираются: все просто рубят в капусту войска Темного, совершенно одинаково. Айил и Морской Народ задвинули совершенно, Шайдо вообще благополучно забыты. В один из моментов появляются Лудильщики — зачем? Эпизод не развивается и не имеет никакого продолжения.
Меня смутили многие моменты, часть из которых привожу:
2) Итуралде, который «немного полетал с утеса», в конце книги восстает живой и здоровый, только поседел немного. Как, простите?
3) Почему после битвы НИКТО не хотел становиться Амерлин (пока Кадсуане не заставили), а до битвы желающих было хоть отбавляй?
4) Что стало со всеми далеко идущими планами Эгвейн насчет способных направлять?
5) Как Ранда перенесли в другое тело?
6) Почему столько внимания уделено поединку Перрина с Изамом, хотя неоднократно говорилось, что Губитель всего лишь инструмент?
7) Остальных пять голамов куда девали?
8) Почему армии Тени не атакуют континент Шончан, как это было в Троллоковы войны?
и т.д. и т.п.
Мэт был моим любимым персонажем. И что же он в конце получил?
Замечания по поводу остальных (кто как должен был закончить) оставлю при себе.
Конечно, есть и положительные моменты. Масштабно задумано, читается на одном дыхании. Демандред очень убедителен в своей роли, и жители Шары очень кстати.
Итог: много мяса, мало смысла, сюжетные линии и детали из-за этого самого мяса оборваны или не проработаны, финал для героев не имеет смысла и не является закономерной концовкой их пути на протяжении серии. В целом тянет на [b]7[/b], но не более того.
Ishamael, 30 января 2014 г.
Все должно имеет начало и конец. Работа начатая, но не выполненная до конца, никогда не принесет радости, человек не сумевший реализовать свой замысел останется несчастным. Конец это — полный опыт, конец это — совершенство. Поэтому мне было бы очень обидно если бы книги, которую я так ждал, книги, которая была так необходима, книги которая стала последним звеном в цепи не было бы. Согласитесь, у такой грандиозной эпопеи как “Колесо Времени” должен быть полноценный финал. И такой человек как Роберт Джордан заслужил его. Мне очень отрадно видеть, что окончание у цикла все же появилось, нашлись люди, которые сумели довести дело Мастера до конца. Спасибо им за это.
Простите мое отступление, перейду непосредственно к “Памяти Света”. Нет и не может быть достаточно большой книги для читателя, знающего что каждая сцена, каждое слово, приближает расставание с любимой сагой. Ожидание чего-то чудесного и невозможного, какого-то откровения, преследует тебя, пока ты предвкушаешь. Желание прочитать все до последней буквы, получив книгу в руки, просто непреодолимо. Словом, надежды огромны, фантазия безгранична, а новая книга должна непременно быть золотой. Вот с таким настроем я подходил к “ПС”.
Все “Колесо” подобно огромному полотну, узору, необъятному и бесконечному. Колоссальный масштаб и мельчайшая проработка деталей, две крайности, смотрящиеся в цикле как единое целое. Сплав этого в купе с талантом и умом автора, аллюзиями на мифы и стремлением человека к сказке, создал незабываемое и нетленное “КВ”. Это грандиозное и великое произведение, однако, поставившее себя в трудное положение. Детальная проработанность и величина замысла требуют много, очень много слов. Я никогда не обращал внимание на количество книг, ведь чем больше, тем лучше! Но рано или поздно серию пришлось бы закончить. Однако, для этого потребовалось еще 3 книги (хотя как Мастер хотел уложиться в одну для меня загадка) и я скажу — этого было мало. Почему? Объясню ниже.
Книга удалась. Имея завышенные ожидания, было приятно осознавать, что книга меня кое-где удивила. Чего только стоят батальные сцены, в частности 37 глава. Эта глава, можно сказать, роман в романе насыщенный стремительным действием. Сандерсону идет описывать развитие в динамике, а что может быть динамичнее той самой, столько лет ожидаемой Последней Битвы? Тут, бесспорно, автор сделал все качественно. Кроме этого отмечу, что в ключевых моментах Брендон был так же искусен. Теперь о нескольких особо любимых сценах:
2. Глубоко поразившая смерть Эгвейн. Не ожидал, хотя потом понял, что к этому были предпосылки.
3. Дабы не плодить буквы, так как таких ярких и положительных моментов было в достатке, укажу лишь самый конец книги, со слов о ветре. Весь ураган прожитых дней с серией нахлынул на меня с невероятной силой, а горечь расставания осталась со мной на недели.
Помятую о том, что Сандерсон должен был строго следовать записям Роберта Джордана, ограничивая собственную фантазию, я считаю, что молодой автор свою задачу выполнил. Но мог ли Брендон справиться лучше? Думаю да. Шероховатости и небольшие огрехи присутствуют, “роялей в кустах” для одной книги много, ну а главный недостаток, замеченный мной, это излишняя торопливость. Тут мы и пришли к ответу на заданный мною выше вопрос. При чтении многие интересные, вкусные, сценки были безжалостно отброшены за борт сюжета. Мало того, некоторые нити, начатые в середине цикла, были оборванны, то бишь оставлены без должного объяснения. Безвозвратно ушли фирменные диалоги, уступив место коротким репликам. Не хватает Джорданского юмора, ярких описаний, самого Мастера… Но имеем то, что имеем причем, далеко не самое плохое. В обстановке постоянной напряженности, давления рока и битвы планетного масштаба, лишнее отвлечение в сторону замысловато выписанной детали могло и отвлечь. Повторюсь, Сандерсон свою задачу выполнил, но не без изъянов. Возможно, решение не продлевать серию еще на одну книгу и было правильным, но от впечатления недосказанности не уйдешь.
Теперь приведу несколько лично мне не понравившихся деталей:
2. Смерть Суан и, как следствие, Брина. Не логична, не уместна и смотрится с большой натяжкой.
3. Боже мой, но Белу за что!? Это было жестоко.
4. Темный. Ожидал больше метафизики, все-таки это сверхсущность, а получилось несколько приземлено, хотя и стройно.
В итоге я готов признать, что “Память Света” достойно завершила великую серию. Не без огрехов, (кто знает, избежал бы их Мастер?) зато у нас есть возможность узнать чем же все закончилось. (Или началось, помятую об открытом финале) Оправдала ли “Память света” мои золотые грезы? Вполне, но ощущение чего-то недоделанного осталось.
Расставаться с книгой, а особенно с серией больно, но я знаю что это расставание будет временным ведь, “Колесо Времени” будет жить, до тех пор, пока крутится Колесо.
primorec, 13 сентября 2013 г.
Колесо катилось, катилось, катилось... Более 20 лет, между прочим, прошло с появления «Ока мира», и с этого момента мы знали конец истории: будет Последняя битва, в которой Возрожденный Дракон сразится с Темным и спасет мир. Собственно вся интрига более десятка пухлых романов заключалась в том, как и какими наши герои придут к кульминационному моменту истории.
И это был нелегкий читательский труд — не потерять нить событий и сохранить интерес к героям. Романы выходили не регулярно, и за долгие промежутки времени, вообще, забывалось, о чем там шла речь. А тут еще некоторые из романов стали больше напоминать занудную тянучку, а не фэнтезийное приключение. Им приходилось конкурировать с более динамичными циклами. Появился Мартин со своей «Песнью льда и пламени», Аберкромби написал свой «Первый закон». А Колесо все катилось и катилось, и конца истории не предвиделось. И только самые верные фанаты еще ждали продолжения и упорно вчитывались в строки любительских переводов.
Но я не фанат. Просто очень упорный человек, который прочитал концовку только для того, чтобы навсегда распрощаться и с Колесом Времени и с его изрядно поднадоевшими за годы многочисленными персонажами. И, закрыв последнюю страницу, испытала искреннее облегчение, что все, наконец, закончилось. Причем, закончилось именно так, как нам обещали два десятилетия назад. Последняя битва наступила. Возрожденный Дракон встретился с Темным. И мир удалось спасти.
Весь роман — описание этой самой битвы. Пока Ранд -Дракон сражается с Темным властелином на духовном уровне, его друзья сдерживают из последних сил отродья Тьмы на уровне физическом. Все ясно и определено еще в предыдущей части: интрига — только в мелких деталях.
Описание этой битвы, идущей в каждом уголке и затронувшей каждого живущего, исключительно масштабно. Тут чувствуется рука Сандерсона: размах и умелое использование деталей и эпизодов для создания общего полотна.
К сожалению, симптомы общей болезни современной литературы проявились в этом романе в полной мере. Каждый из героев ведет свой бой и это будет описано до мельчайших подробностей. И никто — никто из них! — не выйдет за рамки уже обещанного нам, не удивит, не заинтригует. Но зато мы получаем описание каждого шага, вздоха, движения. Иногда действие ходит по кругу, как охота на Демандреда — один за другим герои отправляются на бой с Отрекшимся, сражаются с ним на многих страницах, терпят поражение и уступают место следующему самонадеянному бойцу!
Ну, и еще один момент. Это об идейной составляющей, которая неожиданно появилась в самом конце. Каталось, Колесо — безыдейно/ не будем брать во внимание общие рассуждения о глобальном Добре и Зле/, а тут — на тебе! Конечно, идея не помешала, а то я, честно говоря, не могла понять, зачем героям, которые в большей своей массе обманывают, предают, лгут, жаждут власти, интригуют и убивают ничуть не меньше, чем слуги Темного, спасать этот Мир, когда они собираются и дальше убивать, воевать, порабощать? Мне казалось, что мир Темного таким подходил бы больше. Видимо авторов это противоречие тоже беспокоило, поэтому и объяснили все одним словом — ВЫБОР! Прямолинейно, по-современному.
Но, как бы то ни было, Колесо, наконец, прикатилось к финалу. Все. Одна из самых длинных Саг фэнтезийной литературы завершена. Ура! Теперь бы еще дожить до окончания «Песни льда и пламени»...
Olcha, 11 января 2016 г.
Лично для меня, в каком-то смысле, закончилась целая эпоха длиною в 10 лет. За это время я успела поступить в универ, закончить его, окончить еще 2 раза, выйти замуж и прочесть весь великий цикл.
сага меня восхищала, порой раздражала, порой даже выбешивала затягиванием сюжета, но ни разу не было мысли бросить и не дочитать. Память Света я ждала около двух лет, потом просто не доходили руки. И вот, взявшись за прочтение, я поняла. что старые друзья по прежнему со мной. Даже стало обидно, что все вот так закончилось( Перевернув последнюю страницу, я спросила себя — и что. это все? как же так? Как же описание счастливой жизни после победы, как же жизнеписание детей Ранда? К сожалению, мы уже никогда не узнаем авторского мнения по этому поводу, но теперь каждый сам может придумать себе интересное продолжение этой великой истории!
Дон Румата, 18 декабря 2013 г.
Я уже писал отзыв на цикл, после последней книги Джордана. По сему данный отзыв отношу к тем книгам, что дописал Сандерсон.
Все.
Неужели действительно все?
Согласитесь, грустно, что все. Но, радостно, что дождались. До читали.
Следует строго разграничивать цикл. До смерти автора и на жизнь цикла после смерти автора. Любовь своих многочисленных поклонников, Джордан, завоевал неповторимым стилем. Не торопливым сюжетом. Вниманием к мелочам. Вниманием к мелочным мелочам. Огромным, прекрасно выписанным миром. Безумным хитросплетением интриг. Подавляющим своим количеством персонажей. Количеством ГГ. Вниманием к цвету платья. Все, все это и создало потрясающею ни чем не передаваемую ауру цикла. И заставило нас стать верными поклонниками цикла. Но, как часто бывает, в этом же и был яд и погибель цикла. Нить интриги начала распадаться, узор смысла рушиться, динамика зачахла. И буквально все стало покрываться паутиной скуки. Мелочи заели. И достоинства стали недостатками.
Сложно, да нет, не возможно предугадать, что бы сделал Джордан. Во сколько томов бы вылилось окончание.
Да, частично Сандерсон разрушил ауру цикла. Но, что нам дала эта разруха? Глоток свежего ветра. Динамику. Хоть режьте меня, но нельзя было окончание цикла вести в той неторопливой манере. Для столь сильной концовки требовалось больше напряженности, больше скорости, больше динамики, и гораздо меньше рефлексии. И Сандерсон это дал. (Даже в последней книге явно видны места полностью от Джордана. Они явно заметны когда, вдруг, в напряженный момент событий, герои начитают пространный монолог, или же персонажи вступают в ненужный отвлеченный от момента спор. Да ещё на тему уже раз дцать обмусоленную). И как не верти, Сандерсон вдохнул новую жизнь в столь любимый мной цикл. Конечно неоспоримо, что он безжалостно рубанул по нитям книги. Мне жутко печально, что часть линий он разорвал. А вернее скомкал. При чем не часть, а большинство. Что не досталось его внимания на всех персонажей. Но, что стало бы с циклом если б не эти недостатки? Да та же последняя книга вылилась бы в отдельный и не хилый цикл. Ну и плюс ни кто не знает, как планировал окончание сам Джордан. Так что наверное стоит не ругать, а хвалить Сандерсон за его продолжение, за вложенные им силы, за то, что так бережно отнесся к духу цикла.
Сам цикл — 10
Джордан — 9 (за некоторые почти провальные куски)
Сандерсон — 8.5 и большое спасибо