Хорошие писатели влюбляются в своих персонажей не хуже самых преданных читателей. Авторам тоже хочется еще раз погрузиться в любимый мир, рассказать что-нибудь новое о своих героях, а уж если предыдущие тома их похождений достаточно хорошо продавались, то появление продолжения остается лишь вопросом времени. Вот и поклонникам творчества Тимоти Зана пришлось ждать всего четыре года до того момента, как маэстро вернулся во вселенную "Звездных войн" с новой книгой о приключениях пятерки штурмовиков-дезертиров, Мары Джейд, Хана, Люка, Леи и всех-всех-всех.
Действие "Решений" происходит спустя несколько месяцев после событий "Верности". Причем, судя по первым страницам, "Решения" выглядят даже не продолжением, а банальным клоном первой книги — снова волею сюжета пути Руки Императора, пятерки штурмовиков и лидеров Альянса повстанцев пересекаются в захолустном секторе на краю Империи, в деле опять оказываются замешаны предательство и имперский губернатор, а всем трем группам персонажей приходится регулярно взаимодействовать друг с другом.
Но на этом сходство с первым романом заканчивается и начинаются различия. Во-первых, Зан не выдержал и ввел в сюжет своего самого любимого персонажа — на страницах "Решений" появляется старший капитан Траун. И на этот раз он сталкивается с поистине достойным соперником — военачальник Нусо Эсва не уступает капитану ни умом, ни хитростью, ни смекалкой, ни талантом.
Во-вторых, изменилось положение вещей в лагерях героев. В конце "Верности" Мара Джейд в хороших отношениях рассталась с Дариком ЛаРоном и его товарищами, но для остальной Империи пятеро штурмовиков по-прежнему остаются дезертирами, предателями и убийцами. Штурмовики продолжили благородное дело защиты простых граждан Империи, однако всему когда-либо приходит конец, и у наших героев начинают иссякать запасы оружия, амуниции, горючего и денег. И когда пятеро друзей уже решили уйти на покой, громко хлопнув дверью, на них выходит Мара Джейд с предложением, от которого нельзя отказаться.
Получает такое же предложение и Хан Соло. Кореллианин уже смирился с тем, что ему придется еще какое-то время провести с Альянсом повстанцев, но теперь его начинает напрягать, что перед заданиями его не считают нужным посвящать во все детали операции. И когда возмущенный Соло наконец-то решает высказать свое раздражение, его прямо ставят перед фактом, что более высокий уровень допуска будет выдан исключительно после принятия офицерского звания. Но повышение в ранге неизбежно влечет за собой большую ответственность — готов ли Хан ее принять?
В обеих книгах Зан постоянно обыгрывает названия своих произведений. Если в первом романе постоянно поднимался вопрос верности государству, братьям по оружию, своему делу, Императору, идее и так далее, то в "Решениях" Зан размышляет, какое влияние на окружающих оказывают решения, принятые человеком, от выбора которого зависит многое. Обычно бремя выбора ложится на лидера, и Тимоти пристально наблюдает за тем, как у некоторых его героев развиваются лидерские качества.
Работая над "Решениями", Зан явно учел замечания фанатов по поводу "Верности". В первую очередь это касается Люка и постоянно опекающего юношу Бена Кеноби. Разумеется, за три месяца Люк в любом случае не сумел бы резко поумнеть, но, по крайней мере, Кеноби уже не руководит каждым шагом Скайуокера, и тому приходится самому принимать решения, отдуваться за них и находить выход из ситуации.
В "Решениях" Зан получил возможность наконец-то окончательно обелить своего самого любимого персонажа. Оправдывать Трауна Тимоти начал еще в "Сверхдальнем перелете", где попытался раскрыть причины всех самых неоднозначных поступков своего героя, ну а здесь Траун уже вообще выступает на стороне хороших парней, защищая Галактику от однозначно деструктивной силы — войск Нусо Эсвы. Впрочем, в кои-то веки на страницах книги по "Звездным войнам" нет однозначно плохого имперца, зато хороших — хоть отбавляй.
Цитата: "Что эти парни вообще о себе возомнили? Неужели они не знают, что имперские штурмовики всегда выигрывают?"
Не забыл Тимоти и о других своих персонажах — в "Решениях" появляются Пеллеон, Кар'дас и Восс Парк, ну а для поклонников повстанцев Зан запланировал появление еще одного любимчика — Веджа Антиллеса. Кроме того, на страницах новой книги Зана нашлось место для персонажа, созданного фантазией его друга Майкла Стэкпола, — полковника Айрена Кракена. Ну и наконец, Зан не удержался и обыграл в тексте название дипломной работы Джорджа Лукаса "THX-1138".
Цитата: "Ага, я его вижу. Нас разделяет ровно одна тысяча сто тридцать восемь метров".
Сюжет "Решений" закручен даже еще более лихо, чем в первой книге. И хотя начинается роман довольно медленно, уже страниц через пятьдесят темп повествования разгоняется до нужной скорости, и далее уже не замечаешь, как проглатываешь страницу за страницей до самого финиша, ближе к которому читателей ожидает совершенно неожиданный и в то же время хитро замаскированный с самого начала сюжетный ход. К тому же "Решения" превосходят "Верность" по размаху — масштаб замыслов Нусо Эсвы на порядок превышает идеи злоумышленников из первой части. Да и мозгов у Эсвы гораздо больше.
Резюме: Учтя недостатки первой книги, Тимоти Зан провел отличную работу над ошибками. Основные достоинства "Верности" — полюбившиеся персонажи, интересный сюжет, атмосфера приключений и дух Оригинальной трилогии и самых первых книг Тимоти Зана — никуда не делись, но при этом "Решения" могут похвастаться большим размахом, новыми возвращениями старых знакомых и отсутствием раздражающего духа Бена Кеноби.
На правах рекламы, возможно, заинтересует кого-нибудь из питерцев, читающих на иностранных языках.
Питерская компания "Британия" и центр иностранных языков "Family English" проводят совместный конкурс коротких рецензий на англоязычные книги.
Условия конкурса:
1. Выберите художественную книгу на любом из пяти языков, представленных в магазинах «Британия» и «Англия» (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский).
2. Прочитайте ее и напишите краткий отзыв (макс. 2000 знаков) на русском языке или языке, на котором написана книга. Постарайтесь не ограничиваться общими словами и субъективными оценками «понравилось/не понравилось», а написать так, чтобы другим читателям захотелось (или не захотелось) прочитать ее.
3. Отправьте вашу рецензию через форму обратной связи сайта книжного магазина "Британия". Можно принести конкурсную работу в бумажном виде в один из наших магазинов, «Британия» или «Англия», и оставить любому из менеджеров (опция доступна для жителей Питера, контакты здесь).
4. Преимущество при оценке будет отдаваться работам, написанным по более новым художественным произведениям.
5. Количество работ, которые может подавать на конкурс один участник, не ограничено.
6. Временны́е рамки конкурса соединяют три «языковых» праздника:
начало конкурса – в День славянской письменности и культуры 24 мая 2011 г.;
окончание приема конкурсных работ – в Международный день грамотности 8 сентября 2011 г. в 23:59 по московскому времени;
объявление итогов и награждение победителей – в Европейский день языков 26 сентября 2011 г.
7. Работы оценивает специальное жюри, состоящее из литературоведов, редакторов, преподавателей иностранного языка. Учитываться будет оригинальность и содержательность рецензии, стиль изложения. Грамматические и орфографические ошибки на мнение жюри не влияют.
8. Лучшие, по мнению жюри, рецензии с разрешения авторов будут опубликованы на нашем сайте с указанием имени и фамилии автора и, по желанию, с фотографией автора и активной ссылкой на блог/ЖЖ/страницу автора в социальных сетях.
Призы:
Главный приз — сертификат на сумму 2000 руб. на приобретение любой литературы в магазинах «Британия» или «Англия» и сертификат от центра иностранных языков "Family English" с 50%-скидкой на обучение английскому языку в группе;
Поощрительный приз — сертификат на сумму 1000 руб. на приобретение любой литературы в магазинах «Британия» или «Англия»;
А также, по желанию победителей:
— возможность стать постоянным рецензентом компании "Британия" и регулярно публиковать свои рецензии на сайте www.britania-spb.ru с получением вознаграждения (после утверждения их администрацией сайта);
— одно бесплатное индивидуальное занятие (2 академических часа) по иностранному языку, на котором написана отрецензированная книга.
Америка, 1930-ые годы. Времена сухого закона. Гангстеры и бутлегеры наживаются на поставках спиртного, в то время как вся остальная страна еще только восстанавливается после Великой Депрессии. Как и миллионы своих сверстников, юный Билли (Лорен Дин) мечтает о лучшей жизни, его кумиром становится известный гангстер Голландец Шульц (Дастин Хоффман). Находчивый Билли находит способ понравиться своему кумиру и становится членом банды. Однако Билли присоединился к гангстерам в неспокойные времена — карьера Шульца катится под откос, власти наседают все крепче и бывшие союзники начинают постепенно отворачиваться от Шульца. И тут еще Билли угораздило влюбиться в красавицу Дрю Престон (Николь Кидман). Его избранница мила и прекрасна, но у нее есть один существенный недостаток — она девушка Голландца.
Картина "Билли Батгейт" была снята в 1991 году по мотивам одноименного романаЭдгара Л. Доктороу, вышедшего двумя годами ранее. Книга была одинаково тепло принята как читателями, так и критиками, и была удостоена ряда литературных премий. При таких успехах глупо было бы отказываться от идеи перенести произведение на киноэкраны, и экранизация и в самом деле не заставила себя долго ждать. В режиссерское кресло пригласили Роберта Бентона, в активе которого уже числилась работа над сценарием другой гангстерской ленты, "Бонни и Клайд", а на главные роли позвали блистательного Дастина Хоффмана и восходящую звезду Николь Кидман. Впечатляет и список исполнителей ролей второго плана — Стэнли Туччи, Стив Бушеми (блистающий сейчас в "Подпольной империи") и Брюс Уиллис. У последнего достаточно необычная роль, поскольку его героя, Бо Уайнберга, отправляют на корм рыбам уже в первых сценах фильма, и в дальнейшем Бо появляется только во флешбеках.
При таком актерском составе и первоисточнике лента обязана была стать хитом, однако провалилась в прокате. Причин тому может быть несколько — и довольно размеренный и неторопливый темп повествования, и излишняя по сравнению с книгой романтизация персонажей, и, как это ни парадоксально, звездный состав. Дастин Хоффман без всяких сомнений гениальный актер, однако совершенно другого типажа. Для своего чокнутого персонажа Хоффман просто слишком интеллигентен, вследствие чего все его внезапные приступы ненависти выглядят надуманными.
А вот Николь Кидман вписалась в свою роль на сто процентов. По сути, ее героиня Дрю Престон — обычная шлюха, меняющая мужчин как перчатки и даже не вспоминающая о бывших любовниках. Кидман же настолько непосредственна, мила, обаятельна и очаровательна, что ее игра не оставляет никаких сомнений о том, почему так много мужчин прощали девушке все грехи и бились за обладание ее сердцем.
Образ самого Билли претерпел в фильме кое-какие изменения. В книге парень производит довольно противоречивые впечатления, поскольку, несмотря на свою молодость, наивность и честность, временами он поступает как самый настоящий расчетливый, хитрый и эгоистичный ублюдок, полностью достойный своего учителя Шульца. В фильме же эти спорные моменты либо умело обошли стороной, либо вообще вырезали из сценария. Но даже в таком варианте в картине остались сцены, в которых видно, что именно Билли вбил последние гвозди в гроб Бо Уайнберга и особо не переживал по этому поводу.
Но все равно на экране Билли гораздо симпатичнее своего книжного прообраза. Здесь это действительно неопытный и молодой мальчишка, который подался в гангстеры в поисках лучшей жизни, но так и не стал настоящим мафиози. Большое внимание режиссер уделяет развитию романтических отношений между Билли и Дрю. Отношения, которые имели все шансы погубить обоих персонажей, но вместо этого спасли.
Акцент на взаимоотношениях героев Лорена Дина и Николь Кидман отрицательно сказывается на темпе повествования. "Билли Батгейт" вообще скорее мелодрама, чем гангстерская драма. Но справедливости ради стоит отметить, что динамизмом не отличалась и книга Эдгара Доктороу. В итоге все действия обычно ограничиваются вспышками гнева Шульца, а все оставшееся время члены банды отдыхают, готовятся к намечающемуся в суде слушанию по делу Голландца и работают на создание себе позитивного имиджа.
Но при этом атмосфера 30-ых годов передается вполне сносно. Элегантные костюмы, дорогие автомобили, шикарные женщины, опасные гангстеры, джаз, сухой закон, скачки, страсти, шик, блеск, бедность, нищета, бутлегеры, контрабанда спиртного, гангстерские разборки, — все это в фильме есть, но акцент делается на другом. Быть может, поэтому лента и провалилась в прокате.
Резюме: Хорошая мелодрама о взаимоотношениях легкомысленной девчонки, гангстера и несостоявшегося ученика гангстера. Рекомендуется всем, кто либо интересуется эпохой, либо же является персональным поклонником кого-либо из актерского состава. Остальные ничего не потеряют, если фильм не посмотрят.
Кстати, такое дополнение к образу Дрю — по книге у нее родился сын от Билли, которого она, богатая и состоятельная, тут же отправила в корзинке отцу. Заботливая женщина, ничего не скажешь.
В сентябре 2011 года издательство Dynamite Entertainment запускает комикс-адаптацию первой книги саги Джорджа Мартина"Песнь Льда и Пламени". Всего запланировано 24 тома по 29 страниц каждый, которые будут выходить с интервалом в один месяц.
Рисовать будет художник Томми Паттерсон, обложки будут поставлять Алекс Росс и Майк С. Миллер, а адаптировать оригинальный текст в формат комикса возьмется давний протеже Мартина, работоспособный, вездесущий и частенько в последнее время упоминаемый в обзорах Дэниел Абрахам.
В свете скорого выхода первого номера проекта ресурс MTV Geek решил взять у Дэниэла интервью, перевод которого вы и прочтете ниже. Кроме того, на том же ресурсе представлено пятистраничное превью первой части комикса.
Чем Вас привлекает мир Вестероса?
Оставляя в стороне тот факт, что "ПЛИО" без преувеличения можно назвать самым значимым эпическим фэнтези поколения (факт, сам по себе вызывающий долю уважения к проекту), Джордж сам по себе восхитительный писатель. Ощущения от работы над "Игрой престолов" и погружением в этот мир были настолько сильными, богатыми и неоднозначными, что сложно выделить какой-то один аспект и сказать "Вот, в этом все и дело". Здесь есть и классные характеры, и огромный, таинственный и реальный окружающий мир, и захватывающий сюжет. Это яркий пример того, как нужно писать эпическое фэнтези. По-прежнему эталон.
Во сколько выпусков уложится первая книга?
Мы планируем 24 выпуска по 29 страниц в каждом. У меня тут лежит большой пейпербек "Игры престолов", и в конце я думаю, что по толщине комикс с ней сравняется.
В книгах довольно много внимания уделяется развитию характеров персонажей, генеалогии семейств, истории Вестероса. Насколько глубоко вы собираетесь вдаваться в подробности в комиксе?
Настолько, насколько это возможно без того, чтобы оказаться погребенным под ворохом всей этой информации. Романы всегда будут превосходить в чем-то визуальные источники, и я вряд ли смогу адекватно перевести в формат комикса всю ту информацию, которую Джордж вложил в книги. Для меня важнее, что комикс имеет скорее ясность, чем энциклопедическую глубину. С другой стороны, временами знание истории просто необходимо для понимания сюжета. Вся фишка в том, чтобы сделать историю максимально простой для понимания, но в то же время не упростить ее уж слишком сильно.
Были ли и другие проблемы при адаптации "Игры" в формат комикса?
Приходилось выбивать из Джорджа спойлеры. Мне приходилось ужимать сцены и выкидывать из повествования тех или иных персонажей, потому что иначе на страницу нельзя было бы взглянуть без ужаса. Но для того, чтобы знать, что можно вырезать, а что нет, мне необходимо было понимать, что важно для дальнейшего развития сюжета, а что — нет. В итоге я знаю кое-что о том, как завершится Сага и что означают некоторые пророчества из текста, но если я вам об этом расскажу, Джордж меня пристрелит.
К кому из персонажей вы прониклись симпатией за время работы над проектом?
Сложно сказать. Я влюбился во всех героев еще давным-давно, когда впервые читал "Игру престолов". Ну кто же не любит Джона, Дени или Тириона? Но работа над адаптацией заставила меня полюбить множество более мелких персонажей. Вот, например, Старуха Нэн — очаровательная и в то же время мрачная личность, но она всего лишь крошечная деталь огромной картины, и ее и других подобных ей героев ничего не стоит проглядеть.
Не могли бы Вы побольше рассказать нам о вашей работе с Томми Паттерсоном?
Томми великолепен. Мы просмотрели множество художников на начальной стадии проекта, и я думаю, в списке было примерно с дюжину топовых имен. Честно говоря, не думаю, что найдется много людей, обладающих степенью мастерства и самоотверженности достаточной для того, чтобы выдержать такие объемы работы. Томми входил в число просмотренных нами художников, и, я считаю, нам чертовски повезло, что мы выбрали его. Работать с Томми — одно удовольствие. Он просто с ног сбивался, чтобы с ним было максимально удобно работать. Временами я вылавливал его он-лайн и спрашивал, устраивает ли его выбранный мною подход к сценарию и не нужно ли мне что-то исправить. Каждый раз он отвечал, что мы должны нацеливаться на самые высокие стандарты и потом их достигать. Он очень обстоятельный, самоотверженный и бесстрашный. Работать с ним одно удовольствие.
Вы каким-нибудь образом принимали участие в работе Алекса и Майка над обложками?
Концепты показывались мне на самых ранних стадиях и у меня спрашивали мое мнение. Учитывая уровень этих двух парней, от меня требовалось только смотреть на их работу с восторгом и восхищением. Думаю, с этой задачей я справился.
Было бы странным не спросить Вас о том, смотрели ли вы сериал и повлиял ли он как-то на Вашу работу?
К тому моменту как вышел первый эпизод, я уже закончил несколько выпусков комикса и принял несколько собственных решений, касающихся сценария. Конечно же я следил за тем, как сценаристы HBO подошли к переносу книг Джорджа на большой экран, но мне скорее было интересно, как кто-то другой решил те же проблемы, что вставали и передо мной. Поймете, я не адаптирую тв-сериал, я адаптирую книгу. Учитывая размеры и сложность первоисточника в любом случае будут сюжетные ходы сценаристов HBO, с которыми я бы согласился, и будут те, с которыми бы я поспорил. В любом случае я думаю, что телеканал проделал отличную работу и снял потрясающий сериал, но мы тут кое-другим занимаемся.
Какие еще проекты находятся у Вас сейчас в работе?
В основном я пишу книги. Я сейчас работаю над тремя разными циклами, над одним под своим именем, еще над двумя под псевдонимами. Дэниел Абрахам пишет эпическое фэнтези, МЛН Ганновер — городское, ну а Джеймс Кори отвечает за космическую оперу. К ноябрю количество моих книжек должно будет перевалить за дюжину. Кроме того, я пишу несколько рассказиков, один из них для "Диких карт" Джорджа Мартина. У меня есть свой веб-сайт, danielabraham.com, там вы сможете более подробно узнать о моей деятельности, если вам, конечно, интересно.
Англия, Средние века. Эпидемия чумы охватила весь остров и нет от нее спасения ни в деревнях, ни в городах, ни за стенами монастырей. Некоторые отчаялись бороться, другие полагаются во всем на волю Господа, а третьи во всем винят ведьм и колдуний. До ушей епископа доходят слухи о том, что в одной отдаленной и уединенной деревне эпидемии нет. Радостные новости, если бы те же слухи не заявляли, что в том поселении нет еще и Бога. Разумеется, святой престол не может оставить такой вопиющий случай без должного внимания, поэтому отправляет отряд наемников под командованием благочестивого рыцаря Ульрика разведать обстановку и привести к ответу всех еретиков, буде таковые найдутся. В качестве проводника с отрядом отправляется юный монах Осмунд. У юноши есть свои планы на это путешествие, но готов ли он к тому, что ожидает его в конце пути?
С первых же кадров режиссер дает понять, что не собирается шутить с заявленным сеттингом, и погружает зрителей в атмосферу безысходности, ужаса и смерти. Улицы завалены трупами, среди которых бродят чумные доктора и копошатся вездесущие крысы, слуги Божьи ищут спасения у своего Господа и не находят его, а молодой монах Осмунд ищет способ покинуть стены монастыря и отправиться следом за своей возлюбленной, Анариэль, которую он днем ранее отправил из города. В отчаянии юноша обращается к небесам с просьбой о помощи, и, кажется его молитва услышана — в монастырь прибывает рыцарь Ульрик, который ищет проводника в деревушку, расположенную неподалеку от того места, где прячется Анариэль. Осмунд вызывается добровольцем и они с Ульриком пускаются в непростой путь.
Собственно, почти вся остальная часть фильма и будет собой представлять нелегкое путешествие к цели и еще более тяжелое пребывание отряда наемников в деревне. Какого-то запредельного уровня экшена ждать не стоит — размеренное течение повествования будет прервано парочкой коротких, но яростных схваток, после чего снова успокоится. Особой интриги тоже ждать не стоит — вина жителей деревни становится ясна практически с самого момента их появления в фильме.
Но "Черная смерть" берет не этим — она цепляет постоянным нагнетанием атмосферы по пути в деревню, бессмысленными смертями, озлобленными и испуганными людьми и решимостью Ульрика. Картина подкупает серьезностью тем, на которые не боятся говорить создатели и радует глаз восхитительной игрой исполнителей главных ролей. По сути, только на них и держится весь фильм — одна только финальная сцена в деревне по своей драматичности, глубине, жестокости и мастерству, с которым ее сыграли Шон Бин, Эдди Рэдмейн и Кэрис Ван Хаутен, еще долго не сотрется из моей памяти.
Основная идея фильма способна породить очередную волну холиваров на религиозной почве. Не то, чтобы создатели фильма умудрились сказать что-то новое, но подобные темы для разговоров, кажется, бессмертны. И это совсем не умаляет того факта, с которой сценаристы говорят о жестокости, ограниченности и слепой вере людей, жажде выжить любой ценой, религиозной нетерпимости и ненависти ко всем инакомыслящим. И одновременно фильм показывает нам, чего способен добиться человек, если он истинно верит и непоколебим в своих убеждениях. Откровенно говоря, на первый взгляд аргументы Лангивы выглядят разумными и логичными, но в конечном итоге все сводится к личным качествам участников противостояния. И когда с одной стороны эгоизму, лжи и трусости одних стоит истинная вера в своего Бога и готовность к самопожертвованию, нельзя сомневаться в том, кто выйдет победителем.
Очень грустный и трагичный финал, по сути, логически вытекает из всего настроя картины, но менее печальным от этого не становится. К месту звучащее музыкальное сопровождение только помогает получше прочувствовать атмосферу фильма, и общие впечатления от просмотра можно было бы назвать исключительно положительными, если бы не парочка "но"... Во-первых, слишком однотипными получились спутники Ульрика. Конечно, не стоило ожидать, что их покажут настоящими ангелами, но дело в том, что они вообще не вызывают никаких эмоций. Несмотря на все попытки сценаристов сделать наемников разными и запоминающимися, их судьба оставляет зрителей одинаково безразличными. Ну и во-вторых, картину частенько подводит темп повествования. Какой бы мрачной ни была атмосфера, как бы достоверно не выглядели многочисленные детали, действие порой протекает слишком медленно, а некоторые сцены получились чуть более затянутыми, чем следовало бы. В результате этого внимание рассеивается и улетучивается в никуда и приходится прилагать дополнительные силы для того, чтобы вернуться к просмотру.
Резюме: Достаточно тяжелый, эмоциональный и трагический фильм, затрагивающий многие серьезные вопросы веры, да и не только. Великолепная игра актеров, трагический финал и приятный саундтрек способны доставить удовольствие любому киноману, а будь "Черная смерть" чуть менее затянутой и более динамичной, цены бы ей не было.