Англия, Средние века. Эпидемия чумы охватила весь остров и нет от нее спасения ни в деревнях, ни в городах, ни за стенами монастырей. Некоторые отчаялись бороться, другие полагаются во всем на волю Господа, а третьи во всем винят ведьм и колдуний. До ушей епископа доходят слухи о том, что в одной отдаленной и уединенной деревне эпидемии нет. Радостные новости, если бы те же слухи не заявляли, что в том поселении нет еще и Бога. Разумеется, святой престол не может оставить такой вопиющий случай без должного внимания, поэтому отправляет отряд наемников под командованием благочестивого рыцаря Ульрика разведать обстановку и привести к ответу всех еретиков, буде таковые найдутся. В качестве проводника с отрядом отправляется юный монах Осмунд. У юноши есть свои планы на это путешествие, но готов ли он к тому, что ожидает его в конце пути?
С первых же кадров режиссер дает понять, что не собирается шутить с заявленным сеттингом, и погружает зрителей в атмосферу безысходности, ужаса и смерти. Улицы завалены трупами, среди которых бродят чумные доктора и копошатся вездесущие крысы, слуги Божьи ищут спасения у своего Господа и не находят его, а молодой монах Осмунд ищет способ покинуть стены монастыря и отправиться следом за своей возлюбленной, Анариэль, которую он днем ранее отправил из города. В отчаянии юноша обращается к небесам с просьбой о помощи, и, кажется его молитва услышана — в монастырь прибывает рыцарь Ульрик, который ищет проводника в деревушку, расположенную неподалеку от того места, где прячется Анариэль. Осмунд вызывается добровольцем и они с Ульриком пускаются в непростой путь.
Собственно, почти вся остальная часть фильма и будет собой представлять нелегкое путешествие к цели и еще более тяжелое пребывание отряда наемников в деревне. Какого-то запредельного уровня экшена ждать не стоит — размеренное течение повествования будет прервано парочкой коротких, но яростных схваток, после чего снова успокоится. Особой интриги тоже ждать не стоит — вина жителей деревни становится ясна практически с самого момента их появления в фильме.
Но «Черная смерть» берет не этим — она цепляет постоянным нагнетанием атмосферы по пути в деревню, бессмысленными смертями, озлобленными и испуганными людьми и решимостью Ульрика. Картина подкупает серьезностью тем, на которые не боятся говорить создатели и радует глаз восхитительной игрой исполнителей главных ролей. По сути, только на них и держится весь фильм — одна только финальная сцена в деревне по своей драматичности, глубине, жестокости и мастерству, с которым ее сыграли Шон Бин, Эдди Рэдмейн и Кэрис Ван Хаутен, еще долго не сотрется из моей памяти.
Основная идея фильма способна породить очередную волну холиваров на религиозной почве. Не то, чтобы создатели фильма умудрились сказать что-то новое, но подобные темы для разговоров, кажется, бессмертны. И это совсем не умаляет того факта, с которой сценаристы говорят о жестокости, ограниченности и слепой вере людей, жажде выжить любой ценой, религиозной нетерпимости и ненависти ко всем инакомыслящим. И одновременно фильм показывает нам, чего способен добиться человек, если он истинно верит и непоколебим в своих убеждениях. Откровенно говоря, на первый взгляд аргументы Лангивы выглядят разумными и логичными, но в конечном итоге все сводится к личным качествам участников противостояния. И когда с одной стороны эгоизму, лжи и трусости одних стоит истинная вера в своего Бога и готовность к самопожертвованию, нельзя сомневаться в том, кто выйдет победителем.
Очень грустный и трагичный финал, по сути, логически вытекает из всего настроя картины, но менее печальным от этого не становится. К месту звучащее музыкальное сопровождение только помогает получше прочувствовать атмосферу фильма, и общие впечатления от просмотра можно было бы назвать исключительно положительными, если бы не парочка «но»... Во-первых, слишком однотипными получились спутники Ульрика. Конечно, не стоило ожидать, что их покажут настоящими ангелами, но дело в том, что они вообще не вызывают никаких эмоций. Несмотря на все попытки сценаристов сделать наемников разными и запоминающимися, их судьба оставляет зрителей одинаково безразличными. Ну и во-вторых, картину частенько подводит темп повествования. Какой бы мрачной ни была атмосфера, как бы достоверно не выглядели многочисленные детали, действие порой протекает слишком медленно, а некоторые сцены получились чуть более затянутыми, чем следовало бы. В результате этого внимание рассеивается и улетучивается в никуда и приходится прилагать дополнительные силы для того, чтобы вернуться к просмотру.
Резюме: Достаточно тяжелый, эмоциональный и трагический фильм, затрагивающий многие серьезные вопросы веры, да и не только. Великолепная игра актеров, трагический финал и приятный саундтрек способны доставить удовольствие любому киноману, а будь «Черная смерть» чуть менее затянутой и более динамичной, цены бы ей не было.