Билли Батгейт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Билли Батгейт
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Билли Батгейт

Статья написана 4 августа 2011 г. 13:32

Америка, 1930-ые годы. Времена сухого закона. Гангстеры и бутлегеры наживаются на поставках спиртного, в то время как вся остальная страна еще только восстанавливается после Великой Депрессии. Как и миллионы своих сверстников, юный Билли (Лорен Дин) мечтает о лучшей жизни, его кумиром  становится известный гангстер Голландец Шульц (Дастин Хоффман). Находчивый Билли находит способ понравиться своему кумиру и становится членом банды. Однако Билли присоединился к гангстерам в неспокойные времена — карьера Шульца катится под откос, власти наседают все крепче и бывшие союзники начинают постепенно отворачиваться от Шульца. И тут еще Билли угораздило влюбиться в красавицу Дрю Престон (Николь Кидман). Его избранница мила и прекрасна, но у нее есть один существенный недостаток — она девушка Голландца.

Картина «Билли Батгейт» была снята в 1991 году по мотивам одноименного романа Эдгара Л. Доктороу, вышедшего двумя годами ранее. Книга была одинаково тепло принята как читателями, так и критиками, и была удостоена ряда литературных премий. При таких успехах глупо было бы отказываться от идеи перенести произведение на киноэкраны, и экранизация и в самом деле не заставила себя долго ждать. В режиссерское кресло пригласили Роберта Бентона, в активе которого уже числилась работа над сценарием другой гангстерской ленты, «Бонни и Клайд», а на главные роли позвали блистательного Дастина Хоффмана и восходящую звезду Николь Кидман. Впечатляет и список исполнителей ролей второго плана — Стэнли Туччи, Стив Бушеми (блистающий сейчас в «Подпольной империи») и Брюс Уиллис. У последнего достаточно необычная роль, поскольку его героя, Бо Уайнберга, отправляют на корм рыбам уже в первых сценах фильма, и в дальнейшем Бо появляется только во флешбеках.

При таком актерском составе и первоисточнике лента обязана была стать хитом, однако провалилась в прокате. Причин тому может быть несколько — и довольно размеренный и неторопливый темп повествования, и излишняя по сравнению с книгой романтизация персонажей, и, как это ни парадоксально, звездный состав. Дастин Хоффман без всяких сомнений гениальный актер, однако совершенно другого типажа. Для своего чокнутого персонажа Хоффман просто слишком интеллигентен, вследствие чего все его внезапные приступы ненависти выглядят надуманными.

А вот Николь Кидман вписалась в свою роль на сто процентов. По сути, ее героиня Дрю Престон — обычная шлюха, меняющая мужчин как перчатки и даже не вспоминающая о бывших любовниках. Кидман же настолько непосредственна, мила, обаятельна и очаровательна, что ее игра не оставляет никаких сомнений о том, почему так много мужчин прощали девушке все грехи и бились за обладание ее сердцем.

Образ самого Билли претерпел в фильме кое-какие изменения. В книге парень производит довольно противоречивые впечатления, поскольку, несмотря на свою молодость, наивность и честность, временами он поступает как самый настоящий расчетливый, хитрый и эгоистичный ублюдок, полностью достойный своего учителя Шульца. В фильме же эти спорные моменты либо умело обошли стороной, либо вообще вырезали из сценария. Но даже в таком варианте в картине остались сцены, в которых видно, что именно Билли вбил последние гвозди в гроб Бо Уайнберга и особо не переживал по этому поводу.

Но все равно на экране Билли гораздо симпатичнее своего книжного прообраза. Здесь это действительно неопытный и молодой мальчишка, который подался в гангстеры в поисках лучшей жизни, но так и не стал настоящим мафиози. Большое внимание режиссер уделяет развитию романтических отношений между Билли и Дрю. Отношения, которые имели все шансы погубить обоих персонажей, но вместо этого спасли.

Акцент на взаимоотношениях героев Лорена Дина и Николь Кидман отрицательно сказывается на темпе повествования. «Билли Батгейт» вообще скорее мелодрама, чем гангстерская драма. Но справедливости ради стоит отметить, что динамизмом не отличалась и книга Эдгара Доктороу. В итоге все действия обычно ограничиваются вспышками гнева Шульца, а все оставшееся время члены банды отдыхают, готовятся к намечающемуся в суде слушанию по делу Голландца и работают на создание себе позитивного имиджа.

Но при этом атмосфера 30-ых годов передается вполне сносно. Элегантные костюмы, дорогие автомобили, шикарные женщины, опасные гангстеры, джаз, сухой закон, скачки, страсти, шик, блеск, бедность, нищета, бутлегеры, контрабанда спиртного, гангстерские разборки, — все это в фильме есть, но акцент делается на другом. Быть может, поэтому лента и провалилась в прокате.

Резюме: Хорошая мелодрама о взаимоотношениях легкомысленной девчонки, гангстера и несостоявшегося ученика гангстера. Рекомендуется всем, кто либо интересуется эпохой, либо же является персональным поклонником кого-либо из актерского состава. Остальные ничего не потеряют, если фильм не посмотрят.

Кстати, такое дополнение к образу Дрю — по книге у нее родился сын от Билли, которого она, богатая и состоятельная, тут же отправила в корзинке отцу. Заботливая женщина, ничего не скажешь.





631
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 августа 2011 г. 17:39
Я видел очень много криминальных фильмов, люблю этот жанр, однако «Билли Батгейта» никогда не впишу в число любимых.
Во-первых, слишком много мелодрамы. Мне нравится, когда мелодраматическая линия не забивает собой собственно криминальную драму. Идеальный пример — «Лицо со шрамом» или «Однажды в Америке».
Во-вторых, фильм местами очень похож на «Клуб Коттон» Форда Копполы, а «Коттон» — шикарный фильм, который нужно смотреть всем.
В-третьих, все эти обязательные элементы гангстерского кино смотрятся здесь несколько искусственно, как отбывание обязательной программы.
В-четвертых, иногда скучновато.
Но это все мелочи по сравнению с главным. В-пятых, при всей моей любви к Дастину Хоффману (я очень уважаю этого актера) — это катастрофически не его роль. Даже в десятом приближении. Ему гангстер не идет совершенно. У Копполы Голландца играет Джеймс Ремар и делает это просто шикарно. Но Хоффман слил роль полностью.
Поэтому я считаю, что рамках великолепного жанра «криминальная драма» «Билли Батгейт» — фильм ниже среднего. К сожалению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 августа 2011 г. 20:56
Лапы, крылья... Хвост!
Это я к тому, что фильм-то, может, и отстой, а вот книжка хороша! Что, собственно, в 9999 из 10000 случаев и случается с экранизациями.
 


Ссылка на сообщение11 августа 2011 г. 23:11

цитата armitura

В-третьих, все эти обязательные элементы гангстерского кино смотрятся здесь несколько искусственно, как отбывание обязательной программы.


Ну все первые три претензии это скорее к книге, поскольку «Билли Батгейт» все-таки экранизация. С другой стороны, да, фильм очень сильно сакцентировался именно на отношениях Билли с Дрю, выкинув остальные сюжетные линии. Очень сильно выкинув.

Но самая главная претензия к фильму это

цитата armitura

В-пятых, при всей моей любви к Дастину Хоффману (я очень уважаю этого актера) — это катастрофически не его роль. Даже в десятом приближении. Ему гангстер не идет совершенно.


Полностью согласен.

цитата armitura

У Копполы Голландца играет Джеймс Ремар и делает это просто шикарно.


А Ремар вообще шикарно чокнутых бандитов играет, в тех же 48 часах)))
А на старости он остепенился и сыграл крутого копа в Декстере)))
 


Ссылка на сообщение15 августа 2011 г. 20:39
armitura

цитата armitura

Идеальный пример — «Лицо со шрамом» или «Однажды в Америке».
Во-вторых, фильм местами очень похож на «Клуб Коттон» Форда Копполы, а «Коттон» — шикарный фильм, который нужно смотреть всем.

Не знаю...
Не знаю...
Насчёт Однажды в Америке — конечно, полностью согласен.
Но ни про «Лицо со шрамом», ни про «Клуб Коттон» — ничего хорошего сказать не могу.
Гангстерских американских фильмов — действительно сверх-замечательных — таки есть два: Крёстный отец — первый и Однажды в Америке.
А неамериканский знаю один — первый Борсалино — но только первый — а второй можно и не смотреть...


Ссылка на сообщение15 августа 2011 г. 13:59
Комментарий надо бы скорее писать к статье о романе — да слишком уж старая она оказалась — на неё я перешёл по ссылке с этой статьи о фильме, да и романа я не читал.
Но к написанному там:

цитата

Перевод в целом хорош, но в ряде моментов переводчик неприятно удивляет. Начнем с того, что тот самый Немец Шульц на самом деле Голландец Шульц (Dutch Schultz), а загадочный окружной атторней Томас Э. Дьюи — всего лишь окружной прокурор.

Итого: неплохой роман, раскрывающий историю одного из не самых известных гангстеров тридцатых годов прошлого века. Может быть полезен всем, кто интересуется данной тематикой.

Вариант с Немцем — интересный — вообще-то в помню по чтению детективов, что переводились в первой половине девяностых — что Датч у нас — во всяком случае в ту пору — а с тех пор я детективов — новых — не читал, а прочих — окромя Стаута — не перечитывал...
Ну так — чтобы не сбиться с темы — прозвище

цитата

Датч
у нас привыкли переводить не как Немец, но и не как полагалось бы — как Голландец — а как Датчанин.
А вот о Немце Шульцея по-моему впервые читаю.
И насчёт

цитата

одного из не самых известных гангстеров тридцатых годов прошлого века
— наоборот — Голландец Шульц, пожалуй, второй по известности и упоминаемости в детективной литературе гангстар — после Аль Капоне. Опять таки сужу по своему опыту чтения детективов.
А вот про собственно фильм — вроде и говорить нечего — видел пару раз по телевизору- да ничем он не запомнился...


⇑ Наверх