Хедин и Сигрлинн предаются воспоминаниям о прошлом и решают посетить места былой славы и три магических источника. В мире, где поселилась чародейка Клара Хюммель с семьей, объявился высший вампир Ан-Авагар. Клара решает поймать его, пока он не натворил дел. Вампир, естественно, выступает против такого развития событий и пускается в бега.
Впервые разговоры о «Гибели богов-2» появились спустя несколько лет после выхода первой книги, но долгие годы так и оставались разговорами. Перумов не спешил садиться за продолжение своей самой, наверное, известной книги, а одно время и вовсе планировал отказаться от этой идеи. Однако навсегда расстаться с Упорядоченным у автора не получилось, и в итоге он все-таки вернулся к любимым героям. Причем замысел за эти годы разросся настолько, что, по словам Николая Даниловича, «ГБ-2» будет состоять примерно из шести томов. Сегодня мы поговорим о первой части этого эпического цикла, «Памяти пламени».
По сути, вся книга — всего лишь жутко растянутое введение, которое при должной сноровке легко сокращается до пары глав, а то и до настоящего пролога в несколько десятков страниц. В «Памяти» автор не только не разыгрывает дебют шахматной партии, он даже не расставляет на доске фигурки, а всего лишь открывает коробку и рассматривает, чем же они там занимаются в перерывах между играми.
Действие в книге отсутствует в принципе. Хедин и Сигрлинн на протяжении всего тома только и делают, что разговаривают, разговаривают и разговаривают. В постоянных диалогах нет ничего плохого, если бы они не строились вокруг одних и тех же тем и повторялись из слова в слово в каждой следующей беседе. Всю их сюжетную линию можно было бы сжать до размеров одной главы, да и та, по сути, в повествовании не нужна, так как ни к чему не приводит и не влияет на других персонажей.
Приключения чародейки Клары Хюммель и ее развеселой семейки смотрятся поинтереснее, но все равно обрываются, так и не придя к какому-либо логическому концу, даже промежуточному. Изначально создавалось ощущение, что эта интрига с вампиром — локальный конфликт, вокруг которого будут разворачиваться события первого тома, однако Перумов в рамках «Памяти» не решил и его.
Таким образом, разделение первой книги «Гибели богов-2» на два тома выглядит совершенно лишним и ненужным. Даже сам автор рассматривает их как единое целое, анонсировав в прологе к «Памяти пламени» персонажа, который появится только на страницах «Удерживая небо». Совершенно не понятно, какими мыслями руководствовалось «ЭКСМО», разбивая рукопись на две части (ну, помимо очевидного). Если уж по каким-то причинам издание не должно было превышать в объеме 400 страниц, проще было бы выжать из текста всю воду и вместить под одну обложку с «Пламенем» не только «Удерживая небо», но и, скорее всего, «Пепел Асгарда».
В «Памяти» Перумов никак не мог найти золотую середину между пространными описаниями и многословными диалогами и регулярно бросался из одной крайности в другую. Хуже того, лирические отступления и возвышенные беседы зачастую не несут иной смысловой нагрузки, кроме как цели несколько раз напомнить читателям краткое содержание предыдущих серий.
Бросается в глаза и совершенно неестественное поведение героев книги. Практически все они позиционируют себя как очень сильные маги (драконы, вампиры, боги), отличаются большим опытом и имеют за спиной богатый послужной список, однако при этом постоянно натыкаются на кого-нибудь покруче, получают по ушам, да и вообще творят на редкость нелогичные поступки. Странный местный чародей подарил загадочный артефакт? Поставим на видное место. В округе пробудилась нежить, и стало неспокойно? Пойдем гулять в лес, авось пронесет. Пропал страж источника магии? Пойдем к другому источнику, пускай другие ищут причины пропажи.
Не совсем понятно, кто из главных действующих лиц должен вызывать читательскую симпатию. Вампир с первых же страниц начинает жутко раздражать своим непомерно раздутым самомнением, невероятной самоуверенностью и другими достойными любого эгоиста качествами. Женские персонажи получились крайне двойственными и непонятными. Создается впечатление, что каждая из задействованных в книге дам способна только на сладкие речи и томные взгляды, а любое самостоятельное действие без крепкой мужской руки (драконьей или волчьей лапы) не возможно в принципе. Единственное исключение — поведение Сигрлинн возле Кипящего котла, зато во всем остальном ее приторно-сладкие лубочные беседы с Хедином вызывают разве что зубовный скрежет.
Великий бог Хедин, Познавший Тьму, — это отдельный разговор, поскольку по Памяти пламени создается впечатление, что он мало того, что ничего не делает, но и подобно Джону Сноу ничего не знает и не ведает, что творится в подвластных ему мирах. Любое свое бездействие Хедин оправдывает боязнью нарушить Равновесие, как будто бы не знает, что подобная политика может привести разве что к тому, что появится кто-то еще, достаточно сильный и могущественный, чтобы пошатнуть это самое равновесие и кого можно было бы остановить, решись кто-нибудь раньше на решительные действия. О том, к чему приводит политика мирного сдерживания агрессора Хедин вполне мог бы спросить у Уинстона Черчилля, благо что теперь, учитывая стартующий в скором будущем межавторский проект по мирам Упорядоченного, Земля в эти самые миры входит.
Цитата: "Поистине преудивительно. В лишённом магии мире, где ей довелось побывать и откуда она привезла эту песню, начинающуюся словами «Еl pueblo unido jamas sera vencido», звёзды плавали в океанах чёрной пустоты исполинскими огненными шарами; шарами настолько огромными, что почти отказывало воображение даже волшебницы, привыкшей, казалось бы, ко всему. Людям на раздираемой склоками несчастной планете казалось, что их «вселенная» бесконечна, на деле же пространство свёртывалось, обтекающая закрытый мир магия создавала лишь иллюзию огромности".
С другой стороны, чего еще ожидать от бога, который свято верит, что существование богов возможно в отрыве от людей, веру в этих самых богов поддерживающих? Кому вообще нужны боги, в которых никто не верит и о которых никто не знает по причине того, что эти самые якобы могущественные сущности сидят себе у себя дома и НИЧЕГО не делают? Спросите Тора, Одина или Перуна из «Хроник Железного друида» или любого бога из «Плоского мира» Терри Пратчетта (благо эта вселенная пока в Упорядоченное не входит), и они вам быстро ответят к чему приведет такое отношение к пастве. Впрочем, сам Хедин тоже стал что-то подозревать, но о его опасениях мы опять же узнаем уже из следующих книг цикла. Наверное.
Бросается в глаза удивительная небрежность автора в обращении со словами, построениями предложений и диалогов. Перумов считается одним из самых известных российских авторов и даже имеет в определенных кругах звание Мастера, однако по «Памяти пламени» невозможно понять, за что. Деревянный язык, перенасыщенный древнерусскими словечками, уместными в тексте о Киевской Руси, но бросающимися в глаза в книге о мире, представляющем собой огромный плавильный котел, где в рамках одной семьи детей могут звать Аэсонне, Чаргос и ЗОСЯ. ЗОСЯ! Давайте оставим за кадром рассуждения о том, как женщина, пусть даже сильный маг, может вообще родить от дракона других драконов, не полукровок, раз уж они вообще способны на создание потомства. Ну и вообще, мать драконов – это лютый боян, матерь драконов может быть всего одна и ее зовут Дейенерис Бурерожденная, а вовсе не Клара Хюммель, пускай даже последняя наплодила целый выводок и напоминает об этом факте на каждой странице.
Цитата: "Один на один он, пожалуй, вышел бы против любого из них с немалыми шансами одержать верх; но, поскольку истинный вампир выходит на серьёзный бой, лишь когда эти «немалые шансы» становятся настолько «немалыми», что сражение можно назвать «выигранным ещё до начала», Ан-Авагар — как ему думалось — мог рассчитывать на успех и в одиночку против двух-трёх".
Резюме: Причина разбиения одного тома "Гибели богов" на две части, вышедшие с интервалом в один месяц, абсолютно понятна и банальна, хотя совершенно бесполезна и вредна. "Память пламени" — абсолютно несамостоятельное произведение, в котором не разрешается ни один локальный конфликт и даже не дается намеков на появление магистрального сюжета. По-хорошему, текст нужно было бы серьезно редактировать, сокращать, ужимать, сливать воды и объединять две-три книги в одну. В таком же виде "Гибель богов-2" можно рекомендовать только давним поклонникам Перумова, привыкшим к его авторскому стилю и манере письма. Всем остальным обходить десятой дорогой.
Вадим, скажите, «Кардонийская рулетка» — это последняя часть цикла «Герметикон», или мы вправе рассчитывать на продолжение?
Ну это уже спойлеры начинаются, зачем же вы так сразу? Кто прочитает, тот поймет, последняя это книга или нет. Ну а если серьезно, то это не последняя книга, и цикл будет продолжаться и дальше.
После того, как вы закончили основную историю «Анклавов», в цикл пришли и другие авторы и превратили его в межавторский. Планируете ли вы в перспективе также поступить с «Герметиконом», так как потенциал у мира очень большой?
Пока что я не знаю. Никогда не говори никогда. Когда я начинал «Анклавы», я уже знал, что у них будет финал. Это был сериал с началом и с концом, в котором должно было быть от четырех до шести книг. В итоге получилось пять, это своеобразный средний вариант. То есть я изначально знал, что книг будет конечное число. А уже потом, когда я дописывал «Хаосовершенство», мне самому стало интересно, что же будет дальше. Стали появляться мысли и сюжеты о том, что же стало с матушкой Землей после того, как станция включилась. Но я себя останавливал, потому что для меня «Анклавы» были закрыты. И соответственно, когда появилось предложение превратить «Анклавы» в межавторский цикл, я тут же за него ухватился, потому что мне самому было безумно интересно, что же будет дальше.
«Герметикон» же изначально планировался именно как цикл, наподобие «Тайного города». То есть сквозной линии я пока не планирую, хотя она в принципе и предполагается, очень контурно, но до начала ее развития столько всего интересного еще может произойти. Есть идеи, есть замыслы, так что пока еще трудно сказать, что будет дальше.
Поджидали ли вас сюрпризы во время работы над «Герметиконом»? Например, некоторые персонажи стали вести себя совсем не так, как вы изначально задумывали?
Была одна линия. Я сначала задумывал одно ее развитие и думал, что все должно закончиться именно так, но потом понял, что это будет не слишком хорошо. Она требовала продолжения, а продолжения… В общем, трудно рассказывать о ней без спойлеров.
Совсем недавно проводился литературный конкурс по вселенной «Анклавы». Успели ли вы ознакомиться с работами, какого о них мнения?
Да-да, были работы, в принципе я сейчас еще в процессе ознакомления, потому что есть довольно объемные вещи и, соответственно, итоговые результаты будут ясны немножко попозже. В целом, работы довольно разные. Никогда не бывает, чтобы все было хорошо с первого раза. Опыт такой работы у меня уже есть, формировались сборники по «Тайному городу». Я получил то, что ожидал. Для первого раза это нормально. Дальше пойдет шлифовка, будет доработка, то есть будет работа дальше.
Какие у вас дальнейшие творческие планы?
Скорее всего, «Герметикон». Если без спойлеров, то там намечается развитие, и я знаю, что там будет дальше.
Недавно Александр Зорич открыл собственный интернет-магазин своих электронных книг. Вы не думали что-нибудь подобное установить?
Пока нет. Права на мои электронные книги принадлежат «ЛитРесу», у нас заключен договор, меня он полностью устраивает. «ЛитРес» на сегодняшний день практически единственная легальная площадка, я сам ей пользуюсь и не вижу причин что-то менять. А чтобы затевать что-то самостоятельно, это нужно этим серьезно и долго заниматься, а у меня пока на это нет ни желания, ни времени.
На Западе электронные книги на том же «Амазоне» уже обогнали бумажные. Вам не кажется, что причина, по которой наш рынок электронных книг не развивается такими же стремительными темпами заключается в том, что на Западе это банально проще сделать? Тот же «Киндл» позволяет приобрести новую книгу простым нажатием пары кнопок.
Так у нас есть такие же сервисы. «ЛитРес» называется, он выпускает свои читалки. Вот все эти вопросы «Вот как бы у нас, а вот как бы у нас» вызваны только двумя параметрами: отсутствием информации – ленью, мешающей эту информацию найти и б) сознательным искажением действительности, чтобы отстоять свое право на воровство. У нас все есть. Нет лишь желания покупать книги. И тогда возникают все эти вопли про то, какие писатели плохие, гадкие, жадные, проклятые и так далее. У нас есть все.
Если вы не пользуетесь «ЛитРесом», то даже не представляете, насколько он удобен. Я сам пользуюсь им уже год, возможно даже чуть побольше. Иногда просто нужно прочитать книгу, за которой лень идти куда-то. Я ее покупаю на «ЛитРесе», без проблем. Предельно удобный сервис. К вопросу о том, сколько раз можно покупать электронную книгу. На «ЛитРесе», как в App Store вы купили ее один раз, и она остается за вами. Сколько бы раз вы ни обратились, вы можете скачать ее сколько угодно раз в любом формате. Захотели в epub – пожалуйста, спустя полгода в doc – да ради бога. Все эти рассказы, что у нас этого нет – это сознательное искажение действительности или попросту не владение нужной информацией.
Да, но остается еще такая проблема, как то, что на «ЛитРесе» представлен далеко не весь ассортимент книжных магазинов и практически отсутствует переводная литература.
А вот это уже извините. «ЛитРес» — это официальная легальная площадка. Но это опять же не момент, а обоснование того, почему не нужно платить. На заре основания «ЛитРеса» звучали такие аргументы в пользу того, чтобы не пользоваться его сервисами – мол, он неудобный, потому что трудно заплатить за книгу. Сейчас им предельно удобно пользоваться. Появился следующий аргумент – «А тут не все есть!». А как тут может быть представлено все, если на это все нет прав?
В аптеке вот нет кокаина! Серьезно, нет, а ведь в начале двадцатого века его можно было купить сколько угодно, серьезно, хоть полкило, бери и нюхай! А сейчас нет, а ведь за углом есть, в любом клубе, в любом сортире – есть. А тут – нет! Все эти аргументы в пользу того, что на «ЛитРесе» нет пиратских копий…
Ну а официальные копии? Вот хочет человек прочитать «Танец с драконами» Джорджа Мартина в электронном виде, так как ему в лом таскать с собой тысячестраничный кирпич, что ему делать? На «ЛитРесе» нет книг Джорджа Мартина! Он готов купить, готов заплатить за официальную версию, но ее на русском языке нет, и как ему быть?
Пусть покупает на «Амазоне» английскую версию и читает, как это говорят пираты в ответ на фразу, что из-за них не будет больше хороших переводных книг на русском языке – «А мы будем читать на английском». Читайте на английском, его можно купить на «Амазоне». Все эти споры – по умолчанию отстаивание своего права на воровство. Есть все, и если человек захочет купить у официального поставщика, он пойдет и купит.
Они парят в бескрайней Пустоте, и только цеппели соединяют их… Миры Герметикона. Зажиточные и бедные, сверкающие и провинциальные, и среди них – богатая Кардония, бриллиант чистой воды. Таких планет мало, они независимы и сильны, но у них есть беспощадный враг – Компания, стремящаяся к господству над Герметиконом и не брезгующая никакими средствами на пути к своей цели. Компания поставила Кардонийскую конфедерацию на грань гражданской войны, в разгорающийся конфликт оказались втянуты самые разные силы, и эмиссаром одной из сторон стал знаменитый путешественник Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур. И пусть он прикован к инвалидному креслу, навыки бамбадао и острый ум никуда не делись. Впрочем, как и скверный характер.
Пока наши издатели продолжают обвинять пиратов и любителей халявы во всех смертных грехах, зарубежные издательства пытаются обернуть особенности современного рынка в свою пользу. 6 ноября в издательстве Night Shade Books выходит роман Кэмерон Хёрли Rapture, третья книга цикла Bel Dame Apocrypha. Чтобы подогреть интерес к этому событию, в издательстве решили устроить бесплатную раздачу электронных версий первых двух романов серии!
Вот что пишут представители издательства:
"В предвкушении выхода Rapture, зубодробительного завершения эпической трилогии Bel Dame Apocryph, именно ее-то Night Shade Books и раздает. Мы не хотели бы, чтобы вы пропустили хоть чуточку из этой "умной, мрачной, реалистичной и чудесной, развлекательной", наполненной действием трилогии! Так что мы совершенно бесплатно раздаем первые две книги трилогии, номинированную на премию "Небьюла" "God's War" и потрясающую "Infidel"!
Ну а после того, как вы попадетесь на крючок (в чем мы совершенно точно уверены), не забудьте приобрести восхитительное заключение, Rapture, которое поступит в продажу 6 ноября 2012 года.
Не верите нам? Убедитесь в этом сами совершенно БЕСПЛАТНО. Вам всего лишь нужно написать на адрес Beldamegiveaway@nightshadebooks.com, и в ответ Night Shade отправит вам письмо с инструкциями, как скачать первые две книги трилогии. Они доступны в форматах Epub и Mobi".
Чего ждем? Ограничений никаких нет, акция доступна по всему шарику!
Когда в 1999 году Аарон Оллстон написал "Пилотов Адумара", предполагалось, что это будет финальная книга о повстанческих пилотах. «Пилоты» были последним романом, выходящим по контракту с «Bantam Spectra», и после этого лицензия на издание произведений по Звездным войнам для взрослой аудитории переходила к издательству «Del Rey», у представителей которого были свои взгляды на дальнейшее развитие Саги.
Оллстон не остался без работы и при новом «руководстве» и принял участие практически в каждом значимом проекте «Del Rey»: его книги выходили в межавторских циклах «Новый орден джедаев», «Наследие Силы» и «Судьба джедая». А после того, как громко хлопнула дверью Карен Тревисс, именно Аарон получил предложение занять ее место в качестве автора «Имперских коммандос — 2». Однако вместо очередного произведения о приключениях мандалорцев в республиканских доспехах автор решил вернуться к подразделению, завоевавшему любовь к нему поклонников «Звездных войн».
Основные события «Mercy Kill» разворачиваются спустя некоторое время после окончания серии «Судьба джедая». Несколько ушедших было на покой Призраков получают заманчивое предложение тряхнуть стариной и изобличить предателя в рядах высшего военного руководства Галактического Альянса. По хронологии «Mercy Kill» — самый поздний роман по Расширенной вселенной, однако для понимания сюжета знакомство с предшествующими книгами не требуется. В романе содержится минимум отсылок к событиям «Судьбы», а все необходимые сведения читатели получают из брифингов для главных героев, которых тоже приходится вводить в курс дела.
А вот с предыдущими книгами о Призраках «Mercy Kill» увязан гораздо лучше. В тексте встречаются упоминания о былых миссиях подразделения, а также флэшбеки, в которых показаны ключевые события, случившиеся с героями за кадром предыдущих произведений.
Главным героем романа является гаморреанец Хрюшка, он же профессор математики Вурт саБинринг. Его глазами мы видим большую долю событий, происходящих в книге, а также все экскурсы в прошлое. Хрюшка сильно сдал со времен последней встречи с читателями (она была еще в НОДе), однако причины подобной перемены до поры до времени остаются тайной. Из поведения самого Вурта ясно только одно – он с большим подозрением относится к йуужань-вонгам. А учитывая, что один из новобранцев Призраков как раз вонг, обстановка в команде сильно накаляется.
И ведь самое интересное заключается в том, что неадекватно ведет себя именно Хрюшка, ветеран подразделения, который должен подавать новобранцам пример. А когда конфликты в коллективе начинают сказываться на эффективности действий команды, Оллстон начинает потихоньку подталкивать немолодого уже гаморреанца к необходимости работы над собой и преодоления комплексов.
Другие старые персонажи раскрыты менее подробно, хотя автор рассказывает некоторые интересные подробности из жизни Веджа Антиллеса и Гарика Лорана. Первый после выхода в отставку неплохо устроился, став консультантом корпорации «Инком», написал книгу мемуаров и разъезжает по всей галактике с автограф-сессиями. Второй же мало того, что наконец-то женился на Диа Пассик, так еще и удочерил ее заведенную до брака дочку. Лоран, к слову, активно участвует в развитии повествования. А вот Ведж присутствует только в камео, да и то его появление скорее продиктовано названием серии, к которой относится роман, чем нуждами сюжета.
Как показывает роман, Аарон Оллстон вообще не чужд такой вещи, как фан-сервис. По его собственному признанию, изначально «Mercy Kill» задумывалась как отдельная книга, и о ее привязке к серии «X-Wing» автор узнал, только посетив страничку издания на Amazon.com. После этого Оллстон немного переработал текст, внеся в повествование несколько сцен, призванных добавить соответствующую атмосферу. Помимо появления Веджа к таким поздним добавлениям стоит отнести эпизод с воздушным боем на икс-крылах, который, в принципе, точно также совершенно не вытекает из логики сюжета и без малейшего вреда для произведения может быть изъят.
Новые персонажи вышли достаточно симпатичными, так что из нового поколения Призраков выйдет толк, но они они одни вытягивать на себе повествование пока не могут. А вот главный злодей получился абсолютно блеклым и незапоминающимся. Он не выдерживает никакого сравнения ни с Исанн Айсард, ни с военачальником Зсинжем. Несмотря на значительные силы, имеющиеся в его распоряжении, Ставин Тал за всю книгу не способен сделать ровным счетом ничего, а все его мелкие успехи — плод скорее ошибок Призраков, чем его усилий.
В результате у Призраков не возникает особых проблем с выполнением задания, что в свою очередь отрицательно сказывается на интриге романа. Грубо говоря, сюжет книги вообще не способен порадовать читателя непредсказуемыми поворотами или неразгаданными тайнами. И хотя Оллстон припас под конец пару сюрпризов, даже они выглядят немного чрезмерными и неактуальными. Более того, к финалу повествования Аарон слишком переборщил с наведением тумана, отчего концовка выглядит несколько смятой и сумбурной.
Резюме: «Mercy Kill» — не самый лучший роман серии, но на фоне слабых «Пилотов Адумара» книга смотрится достаточно выигрышно. Можно читать в отрыве от предыдущих по хронологии книг, но знакомство с циклом «X-Wing» необходимо.
Прочитав сегодня на досуге страниц н-цать темы "Книготорговля" пришел к выводу, что по мнению некоторых товарищей
Книгоиздатель должен издавать только то, что нравится данным товарищам, поскольку все остальное — мусор, издавать это в хорошем качестве на отличной бумаге с шикарной обложкой в рекордно сжатые сроки после выхода оригинала за бесценок, вкладывать немереные деньги в отличную рекламу книги, которая однако не должна быть агрессивной (что это за реклама тогда не уточняется) и параллельно еще и организовывать читательские сообщества, издавать вместо читателей фэнзины и вообще разве что на дом книгу не привозить.
Читатель при этом не должен ничего — то есть он не должен интересоваться рынком, новинками, общаться с соратниками и проявлять какую-либо активность. Все это должны делать мифические энтузиасты, которые забесплатно должны доносить до мнения читателя всю актуальную информацию, информировать о новинках, рекомендовать интересные книги, причем мнение энтузиастов никому не интересно и обычно будет игнорироваться, потому что энтузиасты — не авторитеты.
При этом читатель вправе не купить любую вышедшую книгу на основании того, что она вышла слишком поздно, в слишком дешевом оформлении, в слишком дорогом оформлении, не в том оформлении, не в той серии, не в том формате, не с той бумагой, не в том переводе, с блямбой на обложке, потому что ее слишком мало рекламировали, потому что ее слишком активно рекламировали, потому что ее не те рекламировали, потому что ее эти не рекламировали, потому что не та обложка, слишком толстая бумага, слишком тонкая бумага, слишком серая бумага, слишком маленький шрифт, слишком большой шрифт, не тот художник, не тот автор, не тот перевод названия,плохой перевод, между страниц не вложено 100 долларов и так далее и так далее и так далее.
И после этого издатель всегда виноват в том, что книга не продалась. Ведь он не угодил требованиям аудитории, их же всего ничего.