Ник Перумов Гибель богов 2


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Ник Перумов - Гибель богов-2. Память пламени
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ник Перумов — Гибель богов-2. Память пламени

Статья написана 8 ноября 2012 г. 11:28

Хедин и Сигрлинн предаются воспоминаниям о прошлом и решают посетить места былой славы и три магических источника. В мире, где поселилась чародейка Клара Хюммель с семьей, объявился высший вампир Ан-Авагар. Клара решает поймать его, пока он не натворил дел. Вампир, естественно, выступает против такого развития событий и пускается в бега.

Впервые разговоры о «Гибели богов-2» появились спустя несколько лет после выхода первой книги, но долгие годы так и оставались разговорами. Перумов не спешил садиться за продолжение своей самой, наверное, известной книги, а одно время и вовсе планировал отказаться от этой идеи. Однако навсегда расстаться с Упорядоченным у автора не получилось, и в итоге он все-таки вернулся к любимым героям. Причем замысел за эти годы разросся настолько, что, по словам Николая Даниловича, «ГБ-2» будет состоять примерно из шести томов. Сегодня мы поговорим о первой части этого эпического цикла, «Памяти пламени».

По сути, вся книга — всего лишь жутко растянутое введение, которое при должной сноровке легко сокращается до пары глав, а то и до настоящего пролога в несколько десятков страниц. В «Памяти» автор не только не разыгрывает дебют шахматной партии, он даже не расставляет на доске фигурки, а всего лишь открывает коробку и рассматривает, чем же они там занимаются в перерывах между играми.

Действие в книге отсутствует в принципе. Хедин и Сигрлинн на протяжении всего тома только и делают, что разговаривают, разговаривают и разговаривают. В постоянных диалогах нет ничего плохого, если бы они не строились вокруг одних и тех же тем и повторялись из слова в слово в каждой следующей беседе. Всю их сюжетную линию можно было бы сжать до размеров одной главы, да и та, по сути, в повествовании не нужна, так как ни к чему не приводит и не влияет на других персонажей.

Приключения чародейки Клары Хюммель и ее развеселой семейки смотрятся поинтереснее, но все равно обрываются, так и не придя к какому-либо логическому концу, даже промежуточному. Изначально создавалось ощущение, что эта интрига с вампиром — локальный конфликт, вокруг которого будут разворачиваться события первого тома, однако Перумов в рамках «Памяти» не решил и его.

Таким образом, разделение первой книги «Гибели богов-2» на два тома выглядит совершенно лишним и ненужным. Даже сам автор рассматривает их как единое целое, анонсировав в прологе к «Памяти пламени» персонажа, который появится только на страницах «Удерживая небо». Совершенно не понятно, какими мыслями руководствовалось «ЭКСМО», разбивая рукопись на две части (ну, помимо очевидного). Если уж по каким-то причинам издание не должно было превышать в объеме 400 страниц, проще было бы выжать из текста всю воду и вместить под одну обложку с «Пламенем» не только «Удерживая небо», но и, скорее всего, «Пепел Асгарда».

В «Памяти» Перумов никак не мог найти золотую середину между пространными описаниями и многословными диалогами и регулярно бросался из одной крайности в другую. Хуже того, лирические отступления и возвышенные беседы зачастую не несут иной смысловой нагрузки, кроме как цели несколько раз напомнить читателям краткое содержание предыдущих серий.

Бросается в глаза и совершенно неестественное поведение героев книги. Практически все они позиционируют себя как очень сильные маги (драконы, вампиры, боги), отличаются большим опытом и имеют за спиной богатый послужной список, однако при этом постоянно натыкаются на кого-нибудь покруче, получают по ушам, да и вообще творят на редкость нелогичные поступки. Странный местный чародей подарил загадочный артефакт? Поставим на видное место. В округе пробудилась нежить, и стало неспокойно? Пойдем гулять в лес, авось пронесет. Пропал страж источника магии? Пойдем к другому источнику, пускай другие ищут причины пропажи.

Не совсем понятно, кто из главных действующих лиц должен вызывать читательскую симпатию. Вампир с первых же страниц начинает жутко раздражать своим непомерно раздутым самомнением, невероятной самоуверенностью и другими достойными любого эгоиста качествами. Женские персонажи получились крайне двойственными и непонятными. Создается впечатление, что каждая из задействованных в книге дам способна только на сладкие речи и томные взгляды, а любое самостоятельное действие без крепкой мужской руки (драконьей или волчьей лапы) не возможно в принципе. Единственное исключение — поведение Сигрлинн возле Кипящего котла, зато во всем остальном ее приторно-сладкие лубочные беседы с Хедином вызывают разве что зубовный скрежет.

Великий бог Хедин, Познавший Тьму, — это отдельный разговор, поскольку по Памяти пламени создается впечатление, что он мало того, что ничего не делает, но и подобно Джону Сноу ничего не знает и не ведает, что творится в подвластных ему мирах. Любое свое бездействие Хедин оправдывает боязнью нарушить Равновесие, как будто бы не знает, что подобная политика может привести разве что к тому, что появится кто-то еще, достаточно сильный и могущественный, чтобы пошатнуть это самое равновесие и кого можно было бы остановить, решись кто-нибудь раньше на решительные действия. О том, к чему приводит политика мирного сдерживания агрессора Хедин вполне мог бы спросить у Уинстона Черчилля, благо что теперь, учитывая стартующий в скором будущем межавторский проект по мирам Упорядоченного, Земля в эти самые миры входит.

Цитата: «Поистине преудивительно. В лишённом магии мире, где ей довелось побывать и откуда она привезла эту песню, начинающуюся словами «Еl pueblo unido jamas sera vencido», звёзды плавали в океанах чёрной пустоты исполинскими огненными шарами; шарами настолько огромными, что почти отказывало воображение даже волшебницы, привыкшей, казалось бы, ко всему. Людям на раздираемой склоками несчастной планете казалось, что их «вселенная» бесконечна, на деле же пространство свёртывалось, обтекающая закрытый мир магия создавала лишь иллюзию огромности».

С другой стороны, чего еще ожидать от бога, который свято верит, что существование богов возможно в отрыве от людей, веру в этих самых богов поддерживающих? Кому вообще нужны боги, в которых никто не верит и о которых никто не знает по причине того, что эти самые якобы могущественные сущности сидят себе у себя дома и НИЧЕГО не делают? Спросите Тора, Одина или Перуна из «Хроник Железного друида» или любого бога из «Плоского мира» Терри Пратчетта (благо эта вселенная пока в Упорядоченное не входит), и они вам быстро ответят к чему приведет такое отношение к пастве. Впрочем, сам Хедин тоже стал что-то подозревать, но о его опасениях мы опять же узнаем уже из следующих книг цикла. Наверное.

Бросается в глаза удивительная небрежность автора в обращении со словами, построениями предложений и диалогов. Перумов считается одним из самых известных российских авторов и даже имеет в определенных кругах звание Мастера, однако по «Памяти пламени» невозможно понять, за что. Деревянный язык, перенасыщенный древнерусскими словечками, уместными в тексте о Киевской Руси, но бросающимися в глаза в книге о мире, представляющем собой огромный плавильный котел, где в рамках одной семьи детей могут звать Аэсонне, Чаргос и ЗОСЯ. ЗОСЯ! Давайте оставим за кадром рассуждения о том, как женщина, пусть даже сильный маг, может вообще родить от дракона других драконов, не полукровок, раз уж они вообще способны на создание потомства. Ну и вообще, мать драконов – это лютый боян, матерь драконов может быть всего одна и ее зовут Дейенерис Бурерожденная, а вовсе не Клара Хюммель, пускай даже последняя наплодила целый выводок и напоминает об этом факте на каждой странице.

Цитата: «Один на один он, пожалуй, вышел бы против любого из них с немалыми шансами одержать верх; но, поскольку истинный вампир выходит на серьёзный бой, лишь когда эти «немалые шансы» становятся настолько «немалыми», что сражение можно назвать «выигранным ещё до начала», Ан-Авагар — как ему думалось — мог рассчитывать на успех и в одиночку против двух-трёх».

Резюме: Причина разбиения одного тома «Гибели богов» на две части, вышедшие с интервалом в один месяц, абсолютно понятна и банальна, хотя совершенно бесполезна и вредна.  «Память пламени» — абсолютно несамостоятельное произведение, в котором не разрешается ни один локальный конфликт и даже не дается намеков на появление магистрального сюжета. По-хорошему, текст нужно было бы серьезно редактировать, сокращать, ужимать, сливать воды и объединять две-три книги в одну. В таком же виде «Гибель богов-2» можно рекомендовать только давним поклонникам Перумова, привыкшим к его авторскому стилю и манере письма. Всем остальным обходить десятой дорогой.





1340
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 11:55
Дооо, докончить «Техномагию» или дописать «Небо Валинора», автор не может. Зато струячить апупею Прафесса и Ко, это завсегда. Ну и кто-ж ему потом виноват что книги не покупают, а скачивают? Я бы тоже такое перестал покупать, чисто из экономии места на полках.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 11:57
Небо Валинора вроде в каких-то планах есть, правда в ближайшее время главный труд — именно ГБ-2. По крайней мере я так диспозицию понял:-)

Что касается ГБ-2, я бы тоже такое не купил, слишком плохо написано =(Так что в плохих продажах, если они плохие, автор может винить только себя. Ну и ЭКСМО частично, которые одну книгу на две поделили.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:02
«Небо Валинора» уже лет десять как в планах висит
Но меня, больше недописанная «Техномагия» злит.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:03
Ну я так понял, он все долги обещает со временем-таки раздать)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:21
Да вроде с «Техномагией» все. Хотя цикл оригинальный.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:26
База другое говорит:-)
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 13:25
Вот что ответил сам Ник на вопрос: «Выйдет ли книга?»
«Едва ли. Я долго намеревался переписать роман «Зона магов», но теперь понимаю, что сил у меня на это не хватит.»
----

По приведенной тобой же ссылке. Спасибо, а то я задолбался бы искать.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 14:01
Ну если интерпретировать, то получается так: по факту, с Техномагией не совсем все, третий том так и не вышел, но по сути с ней все, так как автор решил с ним завязать.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 14:08
Йезуитствуешь? :box: Автор книгу не закончил и не собирается. Так что никакие долги в этом плане он не будет раздавать.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 14:10
Не, ну если ты ставишь вопрос таким образом, то я с тобой полностью согласен:beer:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 14:12
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 14:34
Ну я чо помню, что он обещал, что нет? Вроде бы на пресс-конференции отдать все долги обещал:-)))


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:27

цитата Aleks_MacLeod

По сути, вся книга — всего лишь жутко растянутое введение, которое при должной сноровке легко сокращается до пары глав, а то и до настоящего пролога в несколько десятков страниц.

По-моему, вы только что свернули его до двух страниц ;-) . Господин Перумов может записываться к вам на курсы сжатого изложения смысла.
Если серьезно, то по основным позициям согласен. Единственное, мне кажется, вы упускаете тех читателей, которые яростно фанатеют от мира Упорядоченного и готовы проглотить все, что угодно, только бы о Хедине, Ракоте и ко. И таких немало. К сожалению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:29

цитата Green_Bear

По-моему, вы только что свернули его до двух страниц . Господин Перумов может записываться к вам на курсы сжатого изложения смысла.


:-))):-))):-))):beer:

цитата Green_Bear

Если серьезно, то по основным позициям согласен.


:beer:

цитата Green_Bear

Единственное, мне кажется, вы упускаете тех читателей, которые яростно фанатеют от мира Упорядоченного и готовы проглотить все, что угодно, только бы о Хедине, Ракоте и ко.


А им ничьи рецензии и не нужны, и так проглотят и добавки попросят:-)
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 10:14

цитата Green_Bear

тех читателей, которые яростно фанатеют от мира Упорядоченного и готовы проглотить все, что угодно, только бы о Хедине, Ракоте и ко. И таких немало. К сожалению
на них же ж и рассчитан Великий Межавторский Цикл под водительством Мастера, и почти не сомеваюсь, что абсолютная бОльшая часть его тиража будет распродана... О, времена, о, нравы!..
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 14:14

цитата Apiarist

почти не сомеваюсь, что абсолютная бОльшая часть его тиража будет распродана

У первых книг еще возможно, но чтобы все 12 — сильно сомневаюсь. Ерунды сейчас хватает на прилавках, а имени Перумова на долго не хватит.


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:27
Треш, угар и содомия :-D Все это можно было предугадать еще заранее, посему сочувствую твоей доле :-)))

цитата Aleks_MacLeod

ЗОСЯ!

Вот это бесспорно круто :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:31

цитата iRbos

Все это можно было предугадать еще заранее, посему сочувствую твоей доле


:-))) Мне еще вторую читать :-)

цитата iRbos

Вот это бесспорно круто


А еще у них есть кот, его вроде бы Хося зовут. Хося и Зося — отличная парочка. Для котов.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 12:50

цитата Aleks_MacLeod

Мне еще вторую читать

Сам виноват :-D

цитата Aleks_MacLeod

А еще у них есть кот, его вроде бы Хося зовут.

За это он им скорее всего всю свою сознательную жизнь мимо лотка гадит, наверное :-)))
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2012 г. 17:14

цитата Aleks_MacLeod

Мне еще вторую читать

Мои соболезнования, ибо там та же ситуация. Может, капельку лучше — все-таки вторая половина первого тома второй книги ГБ :-)
Если серьезно, то «Удерживая небо» отличается минимально, лишь на крохотные, промежуточные концовки, от которых уходят новые вееры вопросов и сюжетных нитей.

цитата Aleks_MacLeod

Хося и Зося — отличная парочка. Для котов.

Может, ей имя кот дал?
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2012 г. 17:22

цитата Green_Bear

Может, ей имя кот дал?


Кстати, да :-))) Перумов пишет, что трем старшим имя дал Сфайрат, а про младшенькую ничего не сказано:-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 00:36
Сторожевой кот Хоня (Honey).
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 00:43
А, напутал значит, my mistake
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 10:03
Поглядел по книжке — мы оба не правы: Шоня.


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 13:24
Да ладно, «мать драконов» -- это ж не эксклюзив Дж. Р. Р. М.-а.

Но ЗОСЯ?!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 13:31
А Зося — эксклюзив Н.Д.П-а
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 13:33
Зося и Хося, как выше замечает пострадавший. :-)))
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2012 г. 00:04
Кстати, у меня у крестной кошку как раз Зося звали.


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 13:35
Спасибо за рецензию)


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 14:24
Спасибо за рецензию и ЗОСЮ :-)))
Думал почитать, но теперь больше никогда :beer:


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 17:42
Я думал Перумов не развивается как писатель, а тут вот как! Зося! Мартин скулит под столом, что Дени так не назвал. Или дракона. Да хоть кого!:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 18:11
Зося Старк. :cool!:


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 22:41
8-)
Обиженных постов «мерзкий фантлаб — злой враг течественной фентези/фантастики» после этой рецензии определенно прибавится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 22:46
Да ради бога, мне же и ответить есть чем.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:13
Береги силы, товарищ, впреде второй том! :beer:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:16
Oh my God
To be continued...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:20
Впереди ПЯТЬ томов. И только один Ракот ведает, сколько КНИГ!
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:27
А кто сказал что я все читать буду?)))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:39
А кто, если не ты?!
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:42
Кто-нибудь другой. Если я на второй том напишу такой же текст, сомневаюсь, что мне ЭКСМО даст третий :-)))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2012 г. 23:44
Ну, вряд ли тираж третьего будет состоять из нескольких экземпляров, так что не унывай, на твою долю хватит.


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 00:06
Спасибо большое :-)
Во студенчестве была большой поклонницей Перумова. Теперь знаю заранее, что книги мне больше не нравятся, но тянет, как наркомана. C самого дня выхода титаническими усилиями удерживаюсь, чтобы не купить и не прочитать.
Ваша рецензия — прямо противоядие :-)))


Ссылка на сообщение13 ноября 2012 г. 00:38
8 баллов у МФ, как у нового Олди.
Страницы: 12

⇑ Наверх