Как экранизация книги — фильм получился на 100%, эта практически эталонная постановка.
В книге очень мало характерных, играющих персонажей — в фильме их четверо. Причем каждый — живой.
Аккуратное изложение сюжета + толковые декорации. Чего еще желать?
Но вот red_atomic_tank по фильму проехался нешутейно, на том простом основании, что герои ведут себя маловразумительно. Школьная учительница — будто и не видела, что вокруг творится, с детьми-зомби-грибами добра, как с обычными. Военный не слишком настороже. И вообще — что за выбор между спасением человечества и слезинкой ребенка?
И вот тут понимаешь, допетриваешь — что и в книге, в фильме — прослеживается второй слой.
Остатки цивилизации обороняются в нескольких городах, этих городов все меньше. Прошло двадцать лет, а просвета не видно. Борьба с зомбаками отбирает все ресурсы, молодежь откровенно хромает в вопросе образования. В книге есть "варвары", но их время тоже на исходе.
В этом смысле все персонажи должны задавать себе вопросы — что дальше??? В режиме 24/7.
Нет, кто-то слишком тупой, чтобы понять проблему.
Кто-то — как пожилая докторша — просто знает, что надо работать, и уже не повернёт.
Кто-то — как сержант — строит тактические планы, а про стратегию "пусть начальство думает".
Но мысли-то в черепушках бродят?
В этом смысле само обучение детей с грибами в голове, причем детей крайне опасных, для чего потребовалось организовать целый блок — уже недвусмысленно показывает на то, что есть попытки приручить "второе поколение", попытаться заставить их работать (попутно вскрывая, но нет лишних ресурсов и проект обучения — скорее эксперимент, пока в статусе побочного).
А дальше начинается танец, сродни брачному танцу пауков — когда смерть будет, но любовь должна состояться первой.
Фильм довольно честно показывает, что если вот так обходиться с ребенком и вот такую информацию ему давать — то итогом станет вот такое его поведение. В этом смысле старая докторша, которая говорит маленькой девочке-грибнице о симбиозе — выдает информацию не просто стратегической важности, она подписывает обычным людям смертный приговор. У девочки-грибницы появляется свой смысл жизни.
"Тайна личности" нарушается практически по Стругацким — и последствия, как с античной Пандорой...
Но и не нарушить эту тайну личности невозможно. Рядом есть кто-то, кто ходит, как ребенок, говорит, как ребенок, думает почти как ребенок. Правда, опасен, почти водородная бомба — но как промышленные альпинисты привыкают к высоте, расслабляются, так и люди привыкают к таким вот фокусам детишек, начинают учить их жизни.
Своих-то мало осталось...
Блаженна эта девочка-"зомби", ибо она достаточно кротка, чтобы унаследовать Землю — и достаточно решительна, чтобы убить практически всех людей.
Да, отдельный политкорректный момент — цвет кожи этой девочки.
А дело происходит в современной Британии, с наплывом мигрантов...
Как "Гордость и предубеждение и зомби" — это фильм про оборону цивилизации от нашествия чужих, так и "Новая эра Z" — это фильм про передачу эстафетной палочки цивилизации. Две стороны одной монеты.
Общности могут быть бесконечно чужды друг другу. Но если есть двое, которые могут просто договориться между собой — будет спасена грамота. Тут главное, просвещая чужих, букварь вбить в головы раньше, чем инструкцию по обращению с красной кнопкой...
— цикл развития Европы, сейчас переход от империи к варваризации. Характерные признаки: падение рождаемости, отсутствие задора и т.п;
— от элитерия для подтверждения статуса требуется сочетание власти, денег и легитимности. Характерно, что и государство, и корпорация, как легитимные формы устройства общества — стали шелухой, внешним проявлением;
— технологическое развитие — дает противоречие между 4 и 5 укладом (в проекции на эстетику между стимпанком и киберпанком), мы постепенно переходим в шестой, но там совершенно нечем занять большую часть человечества;
— наша глобализуемая элита последние полвека (примеры были по финансовым структурам) работает в режиме одноходовки. Качество элиты сильно снижено, в легальных представительства — Олланд как позор Франции. Чем дальше, тем более короткоживущие системы конструирует элита (вот тут бы я сильно поспорил). Важно — элите, исходя из чисто финансовых соображений — не очень нужен переход в шестой уклад, она и так контролирует денежные потоки. Ну появятся сзади у единичек еще сколько-то ноликов, и что?
— потому элита и дальше будет выходить положения одноходовками. Самый очевидный выход — это война, причем заведомо бессмысленная, когда вам просто надо убрать лишних людей. В виду плохого качества материала — очень быстро пойдет переход к роботам. Что опасно т.к. возникает противостояние человек-машина в чистом виде это вариации футуроцида (хорошо получилось — рассуждение о качественно новых преступлениях: против человечества с особой жестокостью — против людей с помощью роботов. На этом фоне фашисты — и те не выступали против ВСЕХ людей).
— острейшее противоречие в мире: делать будущее для всех, тогда требуется что-то вроде коммунистической ноосферы, или делать будущее для элиты (но мало кто войдет в эту элиту).
— Россия в стороне от европейского колеса, да её пытаются не допустить в 6-й уклад, но что-то делается неплохо (тот же интернет, хотя провал с промышленными роботами), в 6-м укладе с его замкнутыми технологическими циклами — даже бездорожье перестанет быть такой уж большой проблемой. Но можно стать Византией — островом стабильности без шансов качественного роста.
Комментарии:
Последний месяц — стало очень много роликов с Переслегиным на ю-тьюбе. Идёт подъем уровня пиара.
В этом ролике — достаточно объемная лекция, куда собрана масса отдельных рассуждений и фрагментов, есть ответы на вопросы слушателей.
Мои вопросы к ролику :)
— что с китайскими циклами? С индийскими?
— европейское колесо — это ведь спираль развития, и не очень понятно — почему не произнести этот термин?
— да, по другим выкладкам Переслегина — США влетают в гражданскую войну, и потому во время темных веков именно в России будет прятаться, сохраняться часть европейской культуры. Но почему не в Бразилии — с её 200-млн населением, интернационалом, относительно управляемой территорией, климатом, преклонением перед "первым миром"? /я-то и сам могу сконструировать ответ, но что думает автор?/
— насколько сейчас откат в уровне социума позволяет поддержать какой-то уровень технологий? В концепции того же большого европейского цикла развития: темные века начала Средневековья не привели ведь к откату, тождественному краху микенской Греции? Что сохранится на этом витке? /тут пример Украины — очень в жилу. Потому как деградация велика, часть производств пошли лесом, но я сейчас получаю такое количество информации, о котором и мечтать не мог году в 1989-м... Тайваньский завод, пара лабораторий — и вуаля.../
С чем не согласен:
— элита да, склонна в рефлекторому одноходовому решению, но за счет качества тактических ходов — многое получается, и далеко не факт, что получается на всё более короткие промежутки времени. Например, состояние финансовых систем я бы не стал считать строго по конференциям :) Уже сейчас хорошо выделяется период 1980-2008-го — время постепенного снижения банковской ставки, перехода на модель кредитного спроса. В этом смысле Союз просто ведь пересидели, просто протянув на сколько-то лет дольше, и дождавшись, когда переродившиеся партийцы сами стали продавать все на свете, жажда получить доллары. В 2008-м — да, должны были рухнуть, но не рухнули, продлив агонию и положив под топор страны вроде Греции ... и т.п.
— роботизация и вообще автоматизация — позволяет резко снизить необходимое количество людей в старых циклах экономики. Соблазн убрать население, чтобы не "мучиться с выборами", обрести свободу маневра на фоне других локальных элит — это ведь дополняется увеличением нормы отдачи по предприятиям. Если вы просто продаете железную руду и тем живет ваша экономика — не проще ли куда-то деть население? Процентов 70%? И ведь пока можно не убивать всех, а просто выгнать. Скажем, самых активных — на заработки.
Итого: да, развилка — или для всех, или для элиты, причем не факт, что она удержится — сейчас более чем актуальна. Каждый сам может судить по стране своего пребывания...
Моноспектакль актера Хабенского с противоречивой социальной прокладкой...
Сюжет прост:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
вечером коллектору высшей категории, из тех, что одним звонком отравляет человеку жизнь и "дёргает" должников даже на операционном столе, звонит какая-то женщина, обещает месть. В интернете видео с напуганными детьми, пожаром в детском саду, а тут как раз проходил этот коллектор и т.п.
Поначалу идет классический слив — его увольняет начальство (общение по телефону), жена идет без него на выставку, а хозяйка галереи запрещает ему появляться... Его даже отключают от базы клиентов, а офис надо очистить до шести утра. А под окнами офиса толпа собирается. И охранник-крыса через дверь требует денег, говоря, что вроде как и его ребенок был в том детском саду...
Но коллектор не теряется.
Находит работу (он спец экстра-класса, такие везде нужны), получает доступ к архиву, выясняет, кто эта женщина, обвиняющая его в смерти мужа. И к утру становится ясно, что запись — грубая подделка. Секретарша в толпе просто показывает на монтажные ляпы, толпа расходится. Его зовут обратно в коллектив. Он узнает, что муж этой женщины жив — он оплатил долг, имитировал свою смерть и теперь живет с другой женщиной. И как самый человечный штрих — через весь фильм идут звонки коллектору из ветеринарной клиники по поводу собачки, которую он подобрал и отнес туда, просто из жалости...
Финал — победитель выходит утром через безлюдное фойе.
Сыграно хорошо, режиссура на уровне — смотреть фильм интересно.
Офис, как сцена — использовался уже неоднократно, в этот раз все сделали грамотно. Декорации — сухие, подчеркнуто деловые, с новой оргтехникой. Ничего лишнего в кадре просто нет. От театрального спектакля фильм отличает лишь то, что камера позволяет дать больше ракурсов: вот коллектор за столом, вот под столом, вот берет папки с полки, а вот лежит у двери и бросает скомканные бумаги в корзину.
Но в таких фильмах главное — это социальный контекст. Что хотели сказать людям, и как слова играют на фоне реального положения дел.
Фильм — реклама телефона/интернета и призыв укреплять социальные связи, повышая уровень компетенции. Коллектор неуязвим именно потому, что нужен в качестве работника — просто некоторые опасаются, что именно сейчас от него слишком дурно пахнет. Это Штольц (приятель Обломова) в 21-м веке — целеустремленный, собранный, дельный.
Как реклама профессии — фильм насквозь фальшивый. И дело даже не в должниках... Они представляли, чем рискуют. Основной вред от такого рафинированного коллектора — в разрыве тех самых социальных связей и атмосферы доверия. Та медсестра, которую он уговорил подать мобилку клиенту в больнице — она ведь в следующий раз просто пошлет человека, просящего срочно передать телефон пациенту. А может быть её даже и уволят — прямо после того, как клиент нажалуется начальству. И так каждый день, десятки звонков, за каждым из которых маленькая подлость. Недоверие и перегородки между людьми растут, как зубы дракона.
Потому как показатель разобщенности общества — фильм просто "пожарная сирена".
Ценных работников — выкидывают по одному подозрению.
Образ охранника, который первым делом начинает брать взятки с охраняемого лица — ох какой показатель.
Ну и толпа у входа — там ведь не столько негодование, сколько развлечение, возможность попинать крысу...
Коллектор — из тех людей, у которых по жизни все всегда будет "бронировано", даже если вокруг война и разруха. Ведь у него в кармане — служебное ощущение собственной правоты, и он каждого готов сделать виноватым. Потому он повышает квалификацию, держится в первых рядах, не проигрывает и вообще — ванька-встанька.
Потому фильм оставляет впечатление предвестия социальной катастрофы, которая уж столько раз случалась на пространствах бывшего Союза, и до сих пор не отошла дальше чем на шаг. Интонации фильма просто идеальны для вводной серии очередного зомби-пришельце-био-климато-апокалипсиса. Когда природный катаклизм работает лишь толчком, а люди сами, в порядке собственной инициативы начинают массовое взаимное истребление. Потому что люди, которых бы коллектор мог уболтать (и убалтывает) в случае хаоса — перестанут его слушать. А будут сразу отбирать еду и ценные вещи.
Новые социальные связи, которые будут организовываться в процессе катастрофы — потребуют немного другой морали. Ну, или стрельбы на поражение. А потом снова какого-то подобия морали, потому как придется договариваться...
Да, да, еще диалог. Сколько на часах? Годится. Теперь полировка.
Вот тут и тут косяки — ладно, идея хороша, композиция прокатит. И сливаться неохота.
Торпеда пошла!!!
Так-с... Чего у нас в группе?
Это шлак. Это отстой. Тоже шлак. Это какой-то новичок или вообще детское что-то. Так и конкурс выиграть можно? И даже приз получить?
Хм. А вот это ничего так. Но, конечно, с моим не сравнить. Этот вот тоже норм, но язык сырой — щас в комментах асфальтовым катком раскатаем.
А что на меня пишут? Хамло. Дурак. Это что? Ох... Да, круто лажанулся. Но мало кто поймет.
Отстрелялся-отголосил — ждем результатов.
Йес! В финале!
Кто тут. Этот почти наверняка ейный текст, а это — евонный. Имяреки все понятные. Этот вот рассказ — да, первое место, без вариантов. Но на третье я еще вытягиваю. Вытягиваю говорю. А этот огрызок — вообще не рассказ. И не смешной. Ни разу. Надо голосовать — путь на втором месте будет тот вот рассказик с хорошо раскрытой темой. Лирично, спокойно, вроде и хорошо.
На третьем...
Ждем. За четвертое место вполне реально зацепиться. Пока текст можно почистить...
Так — результаты. Пятое? Пятое!!! Черт, да.... Ладно, в такой компании пятое — тоже ничего. Поздравим победителя.