Моноспектакль актера Хабенского с противоречивой социальной прокладкой...
Сюжет прост:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поначалу идет классический слив — его увольняет начальство (общение по телефону), жена идет без него на выставку, а хозяйка галереи запрещает ему появляться... Его даже отключают от базы клиентов, а офис надо очистить до шести утра. А под окнами офиса толпа собирается. И охранник-крыса через дверь требует денег, говоря, что вроде как и его ребенок был в том детском саду...
Но коллектор не теряется.
Находит работу (он спец экстра-класса, такие везде нужны), получает доступ к архиву, выясняет, кто эта женщина, обвиняющая его в смерти мужа. И к утру становится ясно, что запись — грубая подделка. Секретарша в толпе просто показывает на монтажные ляпы, толпа расходится. Его зовут обратно в коллектив. Он узнает, что муж этой женщины жив — он оплатил долг, имитировал свою смерть и теперь живет с другой женщиной. И как самый человечный штрих — через весь фильм идут звонки коллектору из ветеринарной клиники по поводу собачки, которую он подобрал и отнес туда, просто из жалости...
Финал — победитель выходит утром через безлюдное фойе.
Сыграно хорошо, режиссура на уровне — смотреть фильм интересно.
Офис, как сцена — использовался уже неоднократно, в этот раз все сделали грамотно. Декорации — сухие, подчеркнуто деловые, с новой оргтехникой. Ничего лишнего в кадре просто нет. От театрального спектакля фильм отличает лишь то, что камера позволяет дать больше ракурсов: вот коллектор за столом, вот под столом, вот берет папки с полки, а вот лежит у двери и бросает скомканные бумаги в корзину.
Но в таких фильмах главное — это социальный контекст. Что хотели сказать людям, и как слова играют на фоне реального положения дел.
Фильм — реклама телефона/интернета и призыв укреплять социальные связи, повышая уровень компетенции. Коллектор неуязвим именно потому, что нужен в качестве работника — просто некоторые опасаются, что именно сейчас от него слишком дурно пахнет. Это Штольц (приятель Обломова) в 21-м веке — целеустремленный, собранный, дельный.
Как реклама профессии — фильм насквозь фальшивый. И дело даже не в должниках... Они представляли, чем рискуют. Основной вред от такого рафинированного коллектора — в разрыве тех самых социальных связей и атмосферы доверия. Та медсестра, которую он уговорил подать мобилку клиенту в больнице — она ведь в следующий раз просто пошлет человека, просящего срочно передать телефон пациенту. А может быть её даже и уволят — прямо после того, как клиент нажалуется начальству. И так каждый день, десятки звонков, за каждым из которых маленькая подлость. Недоверие и перегородки между людьми растут, как зубы дракона.
Потому как показатель разобщенности общества — фильм просто «пожарная сирена».
Ценных работников — выкидывают по одному подозрению.
Образ охранника, который первым делом начинает брать взятки с охраняемого лица — ох какой показатель.
Ну и толпа у входа — там ведь не столько негодование, сколько развлечение, возможность попинать крысу...
Коллектор — из тех людей, у которых по жизни все всегда будет «бронировано», даже если вокруг война и разруха. Ведь у него в кармане — служебное ощущение собственной правоты, и он каждого готов сделать виноватым. Потому он повышает квалификацию, держится в первых рядах, не проигрывает и вообще — ванька-встанька.
Потому фильм оставляет впечатление предвестия социальной катастрофы, которая уж столько раз случалась на пространствах бывшего Союза, и до сих пор не отошла дальше чем на шаг. Интонации фильма просто идеальны для вводной серии очередного зомби-пришельце-био-климато-апокалипсиса. Когда природный катаклизм работает лишь толчком, а люди сами, в порядке собственной инициативы начинают массовое взаимное истребление. Потому что люди, которых бы коллектор мог уболтать (и убалтывает) в случае хаоса — перестанут его слушать. А будут сразу отбирать еду и ценные вещи.
Новые социальные связи, которые будут организовываться в процессе катастрофы — потребуют немного другой морали. Ну, или стрельбы на поражение. А потом снова какого-то подобия морали, потому как придется договариваться...