Перевал Дятлова сериал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Перевал Дятлова" (сериал, 2020)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Перевал Дятлова» (сериал, 2020)

Статья написана 30 ноября 2020 г. 22:35

Прежде всего — хотел бы отделить сериал от сложившейся крипто-исторической традиции расследования старой трагедии. В неё надо специально погружаться, там «своя атмосфера». Я смотрел все восемь серий глазами постороннего зрителя, который что-то там про событие слышал, но для которого художественный сюжет абсолютно не спотыкается о реальные подробности той истории, равно как об авторитеты людей, заработанные на её расследовании.

.

Общее впечатление — добротная работа, в которой авторы заигрывали с массой историй и образов, но решили не ударяться в мистику.

Отлично показали, как из тупиков расследования может вырасти та самая пугающая атмосфера тайны.

Что для этого потребовалось?

В первую голову — тщательно воссоздать эпоху.

Делать весь сериал черно-белым — неправильно. А вот четные серии — вполне можно (с цветными перебивками). И формат кадра взять не 9 на 16, а 3 на 4.

Нужны локации — их обеспечили. Кабинет начальника управления в КГБ. Заснеженный лес. Жилая квартира с обстановкой тех лет. Чум охотника-манси. Колония. Морг. Избушка браконьеров. Улицы.

Нужны костюмы. Тоже присутствуют. Равно как реквизит — от мебели до газет.

Как показать людей?

На дворе 59-й — это значит всего пятнадцать лет после войны. Старшее поколение через одного на фронте побывало.

И вторая удача сериала — военные эпизоды, которые показывают, через что прошли многие персонажи. Хотите — вот вам мистический фашистский замок-лаборатория. Хотите — вот трагедия, и человек в петлю лезет. Хотите — вот удача и помощь как бы с того света, и человек на десяток метров разминулся с бомбами. И вот достигается ощущение, что пережившие войну люди сейчас строят жизнь, как умеют, что-то пытаются делать и на уровне власти, управления. Как они это делают — на фоне инерции советской власти с одной стороны и очень больших ожиданий от будущего с другой стороны — и определяет цвет времени. Вот молодые энтузиасты, наивные романтики, за которыми пока есть кому присматривать.

В-третьих — дерево расследования на котором волей обстоятельств снова и снова обрубаются сучья гипотез.

Люди на месте трагедии видят в небе шары огненные, кто-то даже про НЛО заикается. Но следователю говорят, что это ракеты, просто расстояние большое, шума не слышно, а свет из дюзы — вот он какой.

В группе был человек с радиометром, комитетский. Оказывается дело расследовал с браконьерами. Пытаются задержать, крошат этих браконьеров, но злодеи тут совершенно ни при чем.

Удары тупыми предметами по ребрам? Патанатом допускает, что и прикладами могли бить. Выходят на спецгруппу, которая за з/к беглыми должна охотиться, и вроде те могли... Только вот у начальника колонии что-то похожее на самоубийство, а один из этой группы сам в побег ушел.

Но каждая недоговоренность, каждый приказ замолчать и забыть — явно работает на создание таинственной истории, мифа. Пересказали пересказ пересказа, и вот нарратив обретает свою силу. На чем и построена предпоследняя серия, в которой время действия «современность».

Очень хорошо удалось показать многообразие, многоплановость любой серьезной истории.

Тут и собственные глюки следователя, и проблема местной власти, и суеверия манси, и любовные завязки, и мелкое жульничество, и случайные недомолвки.

Динамику всей этой сложности поддерживают актерские работы и батальные сцены. Интересно смотреть за людьми. Зрелищно выглядят поединки.

.

Можно спросить — а получился российский вариант Кинга? Или может «Секретных материалов»?

Или же это необоснованная претензия?

«Перевал Дятлова» хороший нишевый продукт. Когда смотрел — понимал, что вот тут получилось, и вот тут сработало, но, как со львиной долей фильмов по книгам Кинга — чувствуется, что это немного не мой вариант. Как не слишком нравятся мне чистые детективы или узкопрофильные ужастики, так не очень заходит и «крипто-мистика». Наверное потому, что самое главное в хорошей, но не ударной «крипто-мистике» — это ответвления сюжета, случайные разговоры на дорогах, воспоминания и мечты. А сердцевина сюжета не очень трогает. Рама получается лучше картины. Вещь вроде бы жанровая, но снята шире, полнее жанра — восьмерка или девятка по десятибалльной шкале, просто не моё.

В этом смысле «Перевал Дятлова» для меня очень похож на «11.22.63».

.

Любителям тайн и загадок — если у них нет своего, особого мнения о той истории — рекомендую.





1463
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 05:20
Сериал смотрел с интересом и удовольствием.


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 08:19
Мне понравилось, как были отсняты четные серии — авторы толково пытались воспроизвести киноэстетику советского ретро, в духе «Девчат» или «Весны на Заречной улице». Порой, правда, допускали известную небрежность в плане аутентичности композиции — например, в лирических сценах часто играет музыка Пахмутовой из «Трех тополей на Плющихе». Все-таки фильм этот вышел аж через десять лет после событий на перевале, которые демонстрирует сериал. Совсем другая эпоха. Придирки, конечно, и тем не менее: если уж взялись воспроизводить «классику», заморочились с 35-мм кинопленкой и форматом 4:3, то следовало серьезно отнестись и к другим компонентам. Поленились.

Артистов подобрали на славу! Особенно это касается молодых — их лица еще не «растиражированы» и смотрятся органично. Из «старших товарищей» порадовал Егор Бероев: убедительно и лихо сыграл «дятловца» с загадочной биографией — Золотарева, вокруг спорных фактов биографии которого строилась не одна следственная версия. Девчонки- актрисы здорово сыграли комсомолок Дубинину и Колмогорову. А уж про трагизм и драматизм финала не стоит и говорить: снято и сыграно великолепно, так что смотреть действительно было тяжело и больно. Примерно так я себе и представлял событий той страшной ночи с 1 на 2 февраля 1959 года. Какая бы версия гибели группы Дятлова не оказалась истинной, все же нельзя оспорить, что умерли ребята из-за сильнейшего переохлаждения.

Но одними дифирамбами сериал не отделается. Критики в его адрес найдется немало. У нас в Екатеринбурге историю с «дятловцами» знают хорошо, поэтому к деталям относятся трепетно. И уж простите, но многие вещи, показанные в сериале, «переварить» не получается.

Почему сценаристы превратили Юрия Юдина в лепечущего нечто неразборчивое труса, ко всему прочему верующего в лесных бабке? Человек сошел с маршрута из-за сильного воспаления седалищного нерва, при этом, судя по всему, сопротивлялся боли до последнего и шел с группой пока мог. И всю последующую жизнь занимался туризмом, развивал его на Урале и, как и прочие ветераны уральского турспорта, пытался разобраться в обстоятельствах трагедии 1959-го года. Но сериальщики, беспардонно присвоив имя настоящего Юдина, выставили недавно скончавшегося человек в столь неприглядном свете. Очень обидно за Юдина: сперва американец Ренни Харлин в своем фильме поместил его в психлечебницу, теперь вот это…

Зачем развели бестолковый конфликт с манси на мистической почве? Материалы следственного дела прямо говорят о том, что манси не только не имели никаких «сакральных мест» и не препятствовали поискам, но напротив, с охотой содействовали следствию, а к туристам вообще относились с уважением и рады были принять. Зачем сильную драматическую сцену восьмой серии превратили в глупый фарс нелепым появления снежного зомби-нквдшника? Почему полностью проигнорировали информацию о походе и местности, которую годами собирали виднейшие уральские эксперты по туризму и горные спасатели, лично участвовавшие в поисках группы Дятлова (Бартоломей, Сагрин, Кикоин)? Почему закрыли глаза на содержание дневников Колмогоровой и Дубининой, не стали извлекать из них реальные события и переживания, а сцены разбавили постановочной «драмой-на-троих»?

В общем, минусов немало. Но и плюсы есть. И как бы меня не раздражали нечетные эпизоды со следствием вымышленного майора Костина, со всей этой «клюквой» и неуместным экшном, как бы не обидно было за переделку многих реальных событий в угоду «запоминающимся» сценам (которые, видимо, и должны продать сериал на Запад), надо признаться, что поработала съемочная бригада небесталанно. Ну и кульминация всей трагедии в восьмой серии изображена действительно чудовищно. В том смысле, что невероятно, пугающе реалистично. Вечная память «дятловцам» и благодарность создателям сериала за то, что подняли интерес к этой истории у людей!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 10:23

цитата smith.each

Зачем развели бестолковый конфликт с манси на мистической почве? Материалы следственного дела прямо говорят о том, что манси не только не имели никаких «сакральных мест» и не препятствовали поискам, но напротив, с охотой содействовали следствию, а к туристам вообще относились с уважением и рады были принять. Зачем сильную драматическую сцену восьмой серии превратили в глупый фарс нелепым появления снежного зомби-нквдшника? Почему полностью проигнорировали информацию о походе и местности, которую годами собирали виднейшие уральские эксперты по туризму и горные спасатели, лично участвовавшие в поисках группы Дятлова (Бартоломей, Сагрин, Кикоин)? Почему закрыли глаза на содержание дневников Колмогоровой и Дубининой, не стали извлекать из них реальные события и переживания, а сцены разбавили постановочной «драмой-на-троих»?

Не забываем, что перед нами все же художественный сериал, а не документальный фильм-расследование. Тогда все эти многочисленные «зачем» сразу отпадут. Это первое.
И второе. Даже если бы захотели снять документальный фильм, получилось бы ровно то же самое, если только не хуже. Ибо нет на сегодняшний момент времени ни одной версии (из примерно 80-ти), полностью объясняющей те трагические события. И какой версии из этих 80-ти прикажете придерживаться? На известных форумах многие уже годы идут споры до хрипоты, и конца им не видно.
Реальное событие превратилось в легенду, и эта легенда зажила своей отдельной жизнью. Стоит ли упрекать режиссера за вольное отношение к легенде?
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 11:45
Не забываем, что художественный сериал построен на реальной истории, произошедшей с реальными людьми, причем для вольного пересказа истории используются опять-таки реальные люди с их настоящими именами. И у этих людей есть родственники, есть коллеги и товарищи, которые участвовали в поисках группы. Насколько мне известно, создатели сериала с ними не договаривались — взяли имена без учета интересов родственников.

За вольное отношение к легенде попрекать режиссера не стоит, тут Вы правы. А вот за вольное обращение с личностями реальных людей, чьи семьи живы и могут рассказать, какими те были на самом деле, упрекнуть можно вполне заслуженно. Повторюсь: за Юдина вдвойне обидно. Человек ничем не заслужил столь отвратное, порочащее память о нем киновоплощение.
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 12:12

цитата smith.each

Не забываем, что художественный сериал построен на реальной истории, произошедшей с реальными людьми

Ну давайте в качестве аналогии вспомним ВОВ. Реальное вроде бы событие с реальными людьми. Многажды описанное, подробнейшим образом задокументированное, вошедшее в учебники. И что мы видим в фильмах о ВОВ, особенно в современных? Строгое следование истории? Отнюдь. Кто так хочет, так и ворочит.

цитата smith.each

Повторюсь: за Юдина вдвойне обидно.

Вот тут соглашусь. За реального человека, действительно, обидно. Но опять же: насколько данный сценический образ соотносится с реальным человеком? Режиссер так видит, увы. Аналогов вольного обращения с реальными личностями сейчас пруд пруди. Можем вспомнить фильмы о Высоцком и Викторе Цое.
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 15:37

цитата smith.each

Придирки, конечно, и тем не менее: если уж взялись воспроизводить «классику», заморочились с 35-мм кинопленкой и форматом 4:3, то следовало серьезно отнестись и к другим компонентам.

В документалке (кстати, очень хорошая документалка) рассказано, что чётные серии снимались именно на «цифру», а вот нечётные — на 16 мм. Кстати, там не только из «Три тополя...» играла музыка. В одном эпизоде была и из «Вам и не снилось».
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 16:53
Надо же, а я смотрел на ютубе интервью с актерами и авторами сериала (там еще Кунцевич был из Фонда памяти Дятлова) — так вот они там говорили, что даже поспорили с продюсерами, что съемка на старую пленку «четных» серий получится лучше.

Видимо, переиграли потом :) Спасибо, что поправили
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 16:59
Они (операторы) спорили с режиссёрами по поводу использования плёнки 16 мм. Мол, зачем вам эта архаика, с которой и работать сложно. И наотрез отказывались использовать плёнку, предлагали всё снимать в «цифре». А потом сказали, что если снимут эпизод на плёнку и на «цифру», выберут несколько кадров от каждой камеры, перемешают их и если режиссёры найдут все кадры, которые были сняты на плёнку, тогда будет согласие на съёмку на 16 мм. плёнку. :) Режиссёры все кадры плёночные угадали, независимо друг от друга. Поэтому часть сериала и снимали на 16 мм.


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 09:51
Стилизация понравилась в четных сериях. Майор Костин и «военные» вкрапления — источник раздражения и неприятия. И совсем непонятна логика линии с перстнем (Totenkopf?) и история спасенного беглого зека-маньяка кровавого.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 10:20
Это логика заигрывания. В сюжет волокут побольше заманух, а потом либо обрубают их, либо тупо не продолжают.
«Твин Пикс» — там прием доведен до абсурда.
Здесь только восемь серий и набор «посторонних сюжетов» ограничен.
 


Ссылка на сообщение2 декабря 2020 г. 00:20
А без этого невозможно. Создатели хотели обыграть ВСЕ наиболее распространенные версии.


Ссылка на сообщение1 декабря 2020 г. 21:34
Только начали просмотр, 2 серии отсмотрели с женой. В общем, хорошо. Вот только со звуком там проблемы, впрочем как и во многих фильмах современных — музыка напрочь заглушает речь


⇑ Наверх