Старательная вторичность...
.
.
Европейцы (немцы) захотели снять что-то в духе сериалов «100» или же «Революции» — и скооперировались с Нетфликсом.
В конце 2020-х — тотальное отключение электричества на несколько лет. Разруха. Проходит четыре десятилетия. И вот сейчас в Европе множество общин, племен, организаций, вольных самураев и тоталитарных структур. В наличии несколько молодых людей, которые начинают путь, и супертехнологическая (почти волшебная) штуковина, которую все ищут.
.
Что хорошего/плохого у создателей сериала получилось при таком подходе?
— если вы в лесу живете, своей маленькой общиной, то придут к вам злые люди и пропишут всем люлей. Потому что без гранаты, без багра и пулемета очень сложно жить в системе, где кто сильный тот и прав.
— хорошо, что основные персонажи разделились, и подано три сюжетные линии: юноша, под крылом у трикстера-торговца, девушка, которая попадает в подобие «новоевропейской» армии, и другой юноша, которого прибрали берлинские рабовладельцы-садисты. Дается широкий обзор ситуации.
— видна попытка показать второе дно у части социальных структур и динамику их деградации. Скажем, новоевропейские миротворцы очень быстро превращаются в феодальную армию, и этот переход совпадает с одной из коллизий: есть сын генерала, который поначалу вполне благороден и действует в рамках устава, однако начинает собственную борьбу за власть. При том его отец-генерал, который взрослым человеком застал прошлую эпоху, видит смысл жизни не в политическом господстве, но в восстановлении инфраструктуры, чтобы Германию можно было проехать за час, а потому открыт для компромиссов;
— весьма противоречивыми получились берлинские рабовладельцы-садисты. С одной стороны очень правильно показано, что тотальный грабеж и постройка укрепленной базы помогают решить массу проблем. У «воронов» сохранилось индустриальное производство, и тут самые прямые аналогии с Кипром времен катастрофы Бронзового века: тогда закрепились там пираты, которые напрягли все восточное Средиземноморье. Потому наркотики, бесноватость в политических процессах, культ жестокости и смерти процветают в самом большом городе Европы, где живет восемьдесят тысяч человек. Но как должны титуловать главного берлинского бесноватого? «Фюрером», а не «капитаном». Подобная структура должна была называть себя четвертым Рейхом, как масса варваров стремилась подражать Римской империи. В сериале же фиксируется атрибутика BDSM, подражание викингам и немного якудзе. Я понимаю, что тема политически скользкая, потому гладиаторские поединки вместо «Триумфа воли», но могли бы подумать, поискать тонких решений...
— вообще-то плодотворной идеей выглядит сочетание старых идеологических установок (то есть современных для нас), и тех катастрофических обстоятельств, в которых оказались люди — какие гибриды получается из этого? В конце шестой серии выходили на племя феминисток. После берлинского макабра там можно ждать всякого :)
— отдельная проблема — это трикстер-торговец, у которого то просыпается совесть, то засыпает, равно как и его партнеры-знакомые-враги. Нет, сам он выглядит адекватно (где только бритвы берет?) и образ вполне цельный. Проблема в том, что таких как он — должно быть изрядно. Критические технологии должны осознаваться, а всевозможный технологический мусор — просто опасен. Потому Гейгер, противогаз, кучи справочников и багажник сравнительно простых запчастей, которые сейчас делать не умеют, и они на вес золота. То есть трикстер жил бы в другой среде.
— вообще технологический профиль сериала — «как всегда». Что приходит в голову про Европу, в которой погибла львиная доля населения, зато электричество есть? Вокруг каких источников энергии должны собираться люди? Небольшие ГЭС. Европа забита ими, и потому что её гидроэнергетический потенциал сейчас почти освоен. А плотину не надо строить — надо просто починить машзал. Потому через тридцать лет после глобального отключения электричества (но его последующего включения) мы бы видели в Европе сеть поселков промышленных и сеть аграрных поселений. Самые удачливые — совмещали одно с другим. И основной дискурс (кроме почти волшебных технологий прошлого) — это качество плотины, генератора, земли, трактора и т.п. Это постоянная попытка вычитать в справочниках простое решение. Кстати, я совершенно не уверен, что в ассортименте транспортных средств были бы лошади. В первые, самые страшные годы блэкаута — их бы съели. Восстановить поголовье от практически полного нуля... Так же сложность с патронами. Арбалеты показывают, автоматы-винтовки показывают, даже самодельные стреляла какие-то показывают, но где дымный порох? Где еще сохранившаяся пневматика? Ну, и почти всегдашний аспект: когда нам показывают мастерскую технически продвинутого одиночки — мастера по реквизиту пихают туда всяких непонятных устройств. Мг. А где этот одиночка осуществляет стандартные операции? Токарка, фрезерование, долбежка, обдирка, полировка. Какой набор станков там должен быть??? Риторический вопрос.
— что действительно выступает проблемой — общей для всех киносериалов на подобную тематику — возраст персонажей. Была тотальная катастрофа? Включилась компенсаторная рождаемость? Исчезла контрацепция? Тогда к уверенным двадцати годам люди должны обзаводиться семьей и потомством. Смотрите фильм «Апокалипто», где у героя-индейца уже беременная жена. А в сериале показана община, которая технологии еще и отвергает. То есть свободный режим приключалова для обычных юношей и девушек — это четырнадцать-шестнадцать лет. Как бы взрослые, но еще нет своей семьи. Однако же тут включаются понятные юридические и моральные проблемы с актерами (где-то сбоку вежливо прокашливается японская анимация). Или все организуется как в сериале «Британия», где героине тринадцать и визуальную эротическую тематику с ней аккуратно вынесли за скобки, и правильно сделали.
В этом же сериале скорее возрастные актеры адекватны. К примеру, глава общины, который с началом военных действий приказывает молодым спасаться — ведет себя вполне соответственно человеку, пережившему глобальную катастрофу. Он точно знает, что силового ресурса нет, надо рассчитывать на удачу и на лень той стороны. Или лорд Варвара — пожившая и на всю голову отмороженная тетка. Точно знает правила игры в обществе берлинских садистов и досконально, не за страх а за совесть, им следует.
Молодые в самом начале откровенно выпадают из образов сельских юношей и девушек. Правда, молодой человек, который к берлинским садистам угодил, под конец уже должен выглядеть потрепанным жизнью, и образу вполне соответствует.
.
Итого: вторичный, несколько инфантильный, но старательный сериал, который обошелся без больших батальных сцен, зато выехал на относительно приличных интерьерах. Пример того, как можно давать продукт не самого лучшего, но и не откровенно трешового качества. Оригинальные идеи есть, однако они не делают погоды. Сериал хорош именно своей стандартностью, это почти идеальный пример средне-ремесленной работы в жанре.
7 баллов.