Сергей Лукьяненко «Рыцари Сорока Островов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Контакт | Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Жесткая и увлекательная история приключений мальчишек и девчонок, «выброшенных» из нашего мира — и заброшенных в мир Сорока Островов. В мир, где им придется сражаться друг с другом. До победы — или до гибели.
Игра? Почти игра.
Только умирают проигравшие — по-настоящему!..
Входит в:
— цикл «Рыцари Сорока Островов»
— сборник «Лорд с планеты Земля», 1994 г.
— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.
— антологию «Иное небо», 2019 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 184
Активный словарный запас: низкий (2601 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Мечи, 1995 // Меч Руматы | |
лауреат |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2010 // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1993 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1993 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (17), немецкий (3), чешский (1), эсперанто (1)
- /тип:
- книги (20), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Вейгел (1), М. Дондль (2), С. Сметанина (1), М. Чертилов (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Batareev, 29 сентября 2024 г.
Отличный подростковый роман, который приятно прочесть и в старшем возрасте. Многие пишут здесь, что де устарел и не актуален, забывая прошедший лишь десять лет назад пик популярности подростковых антиутопий. И ведь не мало поклонников подобного жанра и сегодня. А «Рыцари сорока островов», по моему мнению, ничуть не уступают тому же Дэшнеру с «Бегущим в лабиринте» , просто он был сильнее распиарен (читал всю его трилогию, кроме первой книги, ничего стоящего)
Думаю что-то интерес к этому жанру еще вернётся, а возможно, когда-нибудь увидим и экранизацию «Рыцарей», надеюсь достойную этому роману.
Rin1106, 12 сентября 2024 г.
Один из подростковых романом Лукьяненко, как и мальчик и тьма. Ребенок попадает на мир, словно вышедший из голодных игр, и постепенно взрослеет. Попадает так сказать в интерпретированный взрослый мир. Есть свои условия, что надо выполнять, ответственность за других, договариваться ради выживания или идти по головам, желание вернуться в «детство» и т.п. Жестокая история о взрослении. Произведение не детское, есть занавесные сексуальные отношения, кровавые события и жестокие решения. Старший подростковый возраст — должна быть примерная аудитория романа.
SeverianX, 19 ноября 2023 г.
«Рыцари Сорока Островов» – первый роман известного российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, написанный в 1992 году. Проблемы, описанные в нем, актуальны и по сей день. Подростковая жестокость – это то, о чем мы слышим сейчас очень часто. Героями романа являются подростки, поэтому многие ошибочно относят «Рыцарей» к модному сейчас жанру «young adult», что, на мой взгляд, ошибочно. Идеи, заложенные автором, будут более понятными взрослой аудитории.
Немного о сюжете. Неизвестные пришельцы похищают подростков 10-18 лет и помещают их на архипелаг, состоящий из 40 островов. Острова соединены между собой мостами. Дети должны следовать правилам Игры, которые довольно просты: нельзя воевать после заката, смотреть на небо во время заката и восхода солнца и не играть в поддавки. Для победы нужно захватить все 40 островов. Победители смогут вернуться домой. Так как каждый хочет попасть домой к родным и близким, ребятам приходится сражаться и убивать. Бои ведутся на деревянных мечах, которые в бою превращаются во вполне смертоносные стальные. Правда для того, чтобы меч стал боевым, нужно искреннее желание убивать. Перед ребятами встаёт непростой выбор: перешагнуть через свои принципы и убивать, либо самим быть убитыми. Да, это жестоко, но другого, третьего, варианта попросту не существует. Естественный отбор в действии. Эта жестокость резко контрастирует с местом, где они оказались – райские тропические острова. Подобная локация располагает скорее к отдыху. Это создаёт ещё больший контраст с происходящими здесь кровавыми событиями.
Главный герой, Дима, прогуливаясь по городу, встречает странного фотографа, который предлагает ему сфотографироваться для детского журнала. После фотовспышки Дима оказывается на 36-ом острове, где почти сразу же оказывается втянут в происходящие события. Он быстро постигает правила Игры, и мечтает выбраться с островов. На соседнем вражеском острове он встречает школьную подругу Ингу, с которой ему очень сложно сражаться. Вскоре Дима приходит к мысли, что для победы необязательно убивать всех противников. Таким образом 36-ой остров начинает создавать коалицию с целью выжить и сообща найти способ противостоять пришельцам.
Автор очень точно и легко показывает иерархические взаимоотношения, которые рано или поздно формируются в любом коллективе. Отлично раскрыты чувства ребят, оказавшихся далеко от дома, внутренний рост и физическое взросление перед лицом суровых испытаний. Различные сложные моменты, вроде смерти, любви, секса и даже наркотиков, с которыми приходится сталкиваться подросткам, Лукьяненко показывает откровенно, но аккуратно и без пошлости. Думаю, многие согласятся со мной, что эта задача довольно сложна.
Сильной стороной романа для меня стали персонажи. Автор смог раскрыть характеры своих героев. Парни и девушки в романе показаны полноценными глубокими личностями, каждый из которых обладает собственным характером и особенностями. Несмотря на примерно одинаковый возраст, их сложно перепутать.
Как всегда у Лукьяненко, в динамичный сюжет умело вплетены философские размышления. Далеко не все из них лежат на поверхности. Лично мне попытка создания коалиции ради общей победы напомнила создание СССР. И точно так же все оборачивается провалом из-за личных амбиций и предательства вчерашних союзников. Далёкий 4-й остров, по моему мнению, является аллюзией на Кубу. Особенно сильно этот социалистический подтекст раскрывается в эпизоде с найденной часовней-склепом. Не стоит забывать и про год, когда был написан роман.
К концу повествования герои уже совсем не те подростки, которыми они были в начале. Жестокие испытания закалили их, превратив в молодых волков в человеческой шкуре. В цивилизованном обществе они уже смотрелись бы инородно. Очень сильный момент мы видим в самом финале, когда герои Дима и Инга осознают, что обычный мир не менее жесток, чем Сорок Островов. Зато более непредсказуем. Подростки с разных городских районов также ведут кровопролитную войну, но к этому их не принуждают загадочные пришельцы. Это их собственный выбор, цена за который неимоверно высока.
Итог: «Рыцари Сорока Островов» – замечательный роман о взрослении и подростковой жестокости. Сергей Лукьяненко ярко дебютировал, что во многом задало курс его карьере, как писателя. Роман с самого начала приковывает внимание читателя и не отпускает до последних страниц. Небольшой объем и бешеная динамика позволяет проглотить роман за пару вечеров. Огорчает лишь то, что продолжение так и не было написано, а некоторые вопросы так и остались без ответов.
videomik, 28 сентября 2023 г.
Как то слишком наигранно и ... по детски. Не ожидал такого от этого автора. Не веришь в мотивацию поступков, в отношения между детьми. Кровь и смерть как то происходят между делом, как обыденность... Научиться владеть мечом , да не просто так и с применением движений типа «мельницы» за 2-3 недели , и применять в бою... Да за это время человек научится только тому, чтобы меч не ронять не вовремя, и самого себя не покалечить ненароком. А тут...Как человек, занимавшийся историческим фехтованием, скажу что это очевидная сказка по голливудски. А уж драка с японцами на острове, где все поголовно прыгающие каратисты и ниндзя.. это уже отдает видеосалоном из 90х. И явным непрофессионализмом автора в этом вопросе. Сначала сомневался , может все таки «зайдет», но прыгающие из кустов каратисты напрочь отбили желание продолжать чтение. Жаль...
Резюме — для детей пойдет, для юношества, не заморачивающегося на деталях может быть тоже.
vam-1970, 30 мая 2023 г.
Сюжет очень напоминает сюжет от Игорь Пресняков Адский рейд или Генри Престон, Пятнадцать отважных (повесть), публикованных в Серии « Библиотека зарубежного криминалистического и приключенческого романа», том «Четвертые Звездные войны». И все были написаны в 1992 году!!!! Совпадение?
Но интересно! Интересны вот такие сюжеты -когда собирают людей властители Космоса на показательные сражения и наблюдают. Здесь есть, где авторам развернуться. Лукьяненко развернулся. Очень интересная книга. Попалась мне под руки случайно — на даче -когда предыдущую прочитал, а новую не взял с собой. В итоге захватывающая история. Пишут, что первое произведение автора. Ну неплохо для начинания. Повеяло романтикой , давно позабытой.
Сказочник, 27 сентября 2022 г.
«Рыцари Сорока Островов» — это «Повелитель мух» Голдинга, но в фантастическом антураже. Дебютная вещь Лукьяненко в центр повествования ставит детей, но этому не особо веришь. Почему? Да потому, что если собрать вместе несколько детей, предоставить полную свободу, да еще и раздать оружие, мы получим более страшный вариант «Повелителя мух» или «Чучела», но никак не квест с путешествием по островам и бунт против инопланетян. Но Лукьяненко верит в разумное доброе, вечное. Ок.
Glokta, 24 июля 2021 г.
Повесть хоть и не блещет новизной (даже в момент публикации, не говоря уже о дне сегодняшнем), нодоставляет удовольствие. Мне понравилось, и, скорее всего, когда-либо перечитаю ещё раз. Не из-за сюжета или невероятного мира, а за дуновения фантастики тех времён.
Советую. Тем более повесть не большая.
akm777, 6 июля 2021 г.
Жесткая полемика с Крапивиным. Хочется, чтобы был прав Крапивин, а не Лукъяненко. Вечный вопрос: дети — это ангелы или зверушки, которых нужно превращать в человека?
bas, 24 октября 2020 г.
Лукьяненко, как всегда Лукьяненко. Сильно, интересно, динамично, и... максимально цинично.
Дети буднично убивают друг друга, убивают сами себя, насилуют и т.д. Обычно в произведениях такого плана убийство детей идет как трагический финал — здесь как ежедневная рутина. Из-за этого сама идея показать, что люди как вид склонны к жестокости, что борьба с себе подобными в нашей природе — как мне кажется не приобрела остроты и яркости.
Тем не менее, Лукьяненко был и остаются одним из лучших фантастов постсоветской эпохи.
Darth_Veter, 14 июля 2020 г.
Все хорошо знают, что самые лучшие идеи приходят к человеку в молодости, когда знаний и опыта еще маловато, зато фантазия бьет ключом. Со временем знания и опыт вытесняют фантазию, и человек из романтика и фантазера становится скучным прагматиком. Увы, таково человеческое естество...
Не хочу сказать, что один из первых романов Лукьяненко стал самым лучшим. Дело в другом. Та фантазия, на которой основан замысел романа, сильно отличается от того, о чем автор писал в дальнейшем. Последующие произведения были разумнее, научно-обоснованнее, даже логичнее, чем первое. НО. У них уже не было той свободы мышления и естественности, какая присуща «Рыцарям...» Это даже не фантастика, хотя в тексте четко говорится об инопланетном эксперименте, а именно фантазия. Размышления о людях и их поступках в необычных декорациях. Нечто похожее я встречал только у Брэдбери в Гринтаунском цикле и у Крапивина в мире Кристалла. Вроде фантастика, а какая-то нефантастичная, правдивая. Так и у Лукьяненко: детский роман, в который встроена вполне серьезная идея. Дети, может, и не поймут основной сути, но зато насладятся захватывающей фабулой и полюбят кого-то из персонажей. Все равно неплохо. Станут взрослыми — еще раз перечитают и найдут другой смысл. Так сказать, двухуровневое чтение: каждый находит свой интерес.
Все хорошо, только вот я лично не нашел авторской оценки самого эксперимента: хорошо это или плохо, этично или нет, ради чего заданы такие жесткие рамки — захватить все 40 островов. Смысл этого жестокого действа так и остался нераскрыт. У меня фантазия, конечно, дорисовала картину, но это ведь уже моя картина...
Оценка: максимум не поставлю, скорее можно записать так — 10-1=9 (идея, смысл, фабула, мир, персонажи — разъяснения = отличный роман для всех возрастов, кроме привередливых критиков).
-----
P.S. Вспомнил еще один похожий по стилю сюжет — фильм «Бегущий в лабиринте». Интересно, читали ли сценаристы фильма книгу Лукьяненко или просто протелепали идею?
lammik, 28 мая 2020 г.
Признаюсь, сознательно не хотел браться за «Рыцарей». Находился во власти предубеждения и боялся разочароваться. Думал, что в столь раннем произведении будет целый букет из вторичности, сюжетных провисаний и обрывов. Тем более, что написанный гораздо позже «Лорд с планеты Земля» на мой взгляд довольно простоват и вторичен.
Рад разочароваться, книгу прочёл за один день. Да, были отдельные нелогичные моменты, не нашедшие объяснения. Но в целом, плотное, полное разнообразных эмоций действие с достаточно изящной развязкой и мощным воспитательным посылом удерживало интерес на протяжении всего повествования.
Действительно, подростки сами по себе склонны сбиваться в агрессивные стайки, а уж если это их стремление как-то простимулировать, чётко разделив «своих» и «чужих», то хорошо, если всё обойдётся малой кровью. Это не взрослые заставляют детей воевать, хотя именно они и могут эти войны предотвратить.
bananawolf, 24 апреля 2020 г.
Читала в подростковом возрасте, самый идеальное время для этой книги. Прекрасным книгам возраст, конечно, не помеха, но «Рыцари» и не стремятся к тому, чтобы казаться шедевром. Книга сейчас вызывает приступ ностальгии по детству.
Как классно и весело играть в рыцарей, и как тяжело быть рыцарем в реальном мире. Персонажи не самые глубокие, слишком короткий роман, чтобы проникнуться всеми. Но в то же время и понимаешь, что все дети там разные, со своим характером. Кто-то смелый и ответственный, кто-то мгновенно воспринимается как лидер, а другой труслив и наивен. Есть тут немного про любовь, все больше детская с легким намеком на взрослую.
Я бы рекомендовала взрослым подсовывать эту книгу своим детям, этими приключениями легко увлечься. Может стать первой ступенькой в любви к чтению.
URRRiy, 14 декабря 2019 г.
Отличный детско-юношеский роман взросления, хотя обладающий и недостатками этого жанра. Из плюсов — хорошо прописанные персонажи- дети и подростки, отличный мир — вселенная сорока островов, неплохая интрига — действия пришельцев по «добыванию» детей и подростков — и неплохая же развязка — зачем им все это понадобилось. Наконец отличный игровой сюжет — приключения и драма с риском для жизни и жёсткими конфликтами.
Что касается типичных минусов романов для молодежи: упрощённый вариант победы над врагами — поскольку во-первых, сложное решение детей утомит и не убедит, во-вторых, детям нужен прототип, с которым они могут отождествить себя для лучшего восприятия романа, следовательно сложные решения вопросов не соответствуют детскому типажу. Поэтому надо учитывать, что это идеальная книга для подростков, а для взрослых уже явно слишком простая. Тем не менее читать книгу интересно и взрослым и детям.
Ctixia, 23 октября 2019 г.
У Лукьяненко я читала немного — первую трилогию Дозоров да Лорда с планеты Земля (полтора раза). В целом, он мне нравится, но не настолько, чтобы сильно углубляться в творчество писателя. А тут звезды сошлись.
Несмотря на пару словленных спойлеров, читать/слушать было очень интересно, сюжет захватывающий, не растянутый на овердохера страниц. Всё очень ёмко, коротко, но не схематично при этом, есть место и для красивых описаний пейзажей, и для активного действия. Язык простой, небольшое количество терминов легко доступно для понимания в контексте. Сюжетную составляющую описывать не буду, а вот над философской размышлять можно долго. В книга затрагивается масса вопросов, о которых так или иначе размышляет в своё время любой подросток. Да и взрослый человек тоже. Параллель, проведенная автором в эпилоге трогает за самое живое...
Тут совершенно не нужно продолжение, потому что стержень книги исключительно в происходящем на Островах, любая попытка представить дальнейшее развитие событий рискует разрушить очарование нежного возраста и увести читателя совершенно в другую сторону.
Профессор, 18 июля 2019 г.
Я понимаю, что автор хотел скрыть метафорически жизнь подростков разных районов сорока островами, но что он хотел сказать в итоге мне оказалось не совсем понятно. Герои раскрыты не внятно, только острова прорисованы хорошо. А вопросы: что, откуда, почему и зачем, так и остались в секрете. Может они и не важны, тогда все равно не понятно, что хотел сказать автор. Потому как финал получился совсем невнятным и не раскрытым. Плюсом романа является легкое чтиво.
P.S. Прочитал второй раз в 28 лет, первый раз читал в 18. Мнение о книге не поменялось. Кстати, в этом году всерьез поговаривают о продолжении в соавторстве с каким-то молодым автором. Даже не знаю, что сказать...