Впервые с творчеством Питера Страуба я познакомился благодаря роману "Тёмная материя". Книга показалась мне крайне запутанной и затянутой и надолго отбила желание браться за другие работы автора.
Но вот прошло несколько лет и я решил вернуться к Страубу и осилить один из его лучших романов (по мнению многих читателей) — "Историю с привидениями".
Итак, речь в книге идет о пяти пожилых жителях маленького городка Милбурн — членах так называемого "Клуба фантазеров" — которые периодически собираются вместе, дабы попить виски, покурить сигары и рассказать друг другу какую-нибудь страшную байку (причем, совсем необязательно, чтобы последняя была правдивой).
Можно сказать, что данное увлечение зародилось пятьдесят лет назад, когда квинтет стал свидетелем по-настоящему жуткого события, чьи отголоски начинают проявляться уже в наши дни. Но если в прошлом опасность грозила только "Клубу фантазеров", то сейчас она нависла уже над всем Милбурном. И главная интрига романа заключается в том, смогут ли герои, заручившись поддержкой одного из своих племянников, побороть древнее зло или же оно сожрет весь город с потрохами.
И на мой взгляд, Страубу удалось выдержать эту интригу на протяжении всего произведения. Конечно, были в романе и скучные, и сумбурные моменты, но откровенно проходных эпизодов я не заметил. Текст вышел довольно стройный, цепляющий и не лишенный интересных деталей.
В этом плане больше всего меня порадовали необычные антагонисты, придуманные писателем, которых сложно причислить к какому-то конкретному типу сверхъестественных существ, потому как они вобрали в себя черты и призраков, и оборотней, и вампиров. Вроде и получилась какая-то безумная солянка, но уверяю вас, что в книге данные монстры смотрелись весьма органично.
Нередко хоррор-произведениям не везет с финалами, однако "Историю" по праву можно отнести к исключениям, ибо у нее с развязкой вышел полный порядок. Конечно, концовке чуть-чуть не хватило зрелищности и в ней присутствует не особо уместный намек на продолжение, но тем не менее окрестить ее дурацкой я все-таки не могу.
Пожалуй, единственное, что меня расстроило в романе — это его бросающаяся в глаза беззубость. Просто я уже давно привык к тому, что современные авторы, как правило, не сдерживают себя, описывая насилие. Тогда как книга Питера в этом плане получилась очень старомодной. Вы не встретите в ней никакого тошнотворного натурализма или неприкрытого садизма. Большинство убийств в "Истории" происходят как бы "за кадром", что слегка печалит, ибо несколько кровавых экшен-сцен ей бы явно не повредили, да и в целом сделали бы сюжет острее.
Напоследок, остается добавить, что я с чистой совестью рекомендую роман Страуба всем поклонникам жанра (особенно если вам по душе "Жребий Салема" Стивена Кинга). Но предупреждаю, что перед тем как брать книгу в руки, необходимо заранее настроиться на долгое и подробное повествование, потому как взять с наскока "Историю с привидениями" у вас точно не выйдет.
Оценка: 8/10.
P.S. Хотелось бы кратко высказаться по поводу экранизации романа 1981-го года: это лютый трэш. Мало того, что некоторых персонажей оригинала просто выбросили за борт, так еще и многие диалоги и события книги тупо переврали, в результате чего характеры ключевых героев сильно изменились (что совсем не здорово, как вы понимаете).
Я был настолько шокирован увиденным, что после просмотра сразу же полез на "Кинопоиск", дабы выяснить имя сценариста картины. И в общем-то не особо удивился, узнав, что им оказался Лоуренс Д. Коэн — тот самый "гений", который приложил руку к скриптам крайне слабых мини-сериалов "Оно" (It, 1990) и "Томминокеры" (The Tommyknockers, 1993). Очень жаль, что "История с привидениями" попала в руки к этому бездарю.
Думаю, если вы не первый день читаете мою авторскую колонку, то могли заметить, что я являюсь преданным поклонником "Вселенной "Заклятия", родоначальником которой восемь лет назад стал режиссер Джеймс Ван.
При этом, я не могу сказать, что все фильмы франшизы мне нравятся. Например, первая и последняя "Аннабель" не произвели на меня особого впечатления, а "Проклятие монахини" так и вовсе разочаровало. Еще можно вспомнить откровенно проходное "Проклятие плачущей", которое, на мой взгляд, не относится к детищу Вана (кстати, режиссер картины Майкл Чавес придерживается того же мнения).
И хотя я не высоко оцениваю "Плачущую", все же считаю, что занимаясь фильмом "Заклятие 3: По воле дьявола", совсем недавно добравшимся до кинотеатров, Чавес проделал отличную работу над ошибками. Но обо всем по порядку.
Итак, повествование в третьей ленте о похождениях исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейн Уоррен вращается вокруг убийства, совершенного Эрни (Арне) Джонсоном в феврале 1981-го года. Суть в том, что прежде всегда спокойный парень, находясь в невменяемом состоянии, зарезал работодателя своей девушки, а когда его задержала полиция, рассказал, что пойти на этот шаг его сподвиг сам дьявол. Поскольку подобное заявление не могло служить надеждой основой для защиты в суде, супруги Уоррен решили помочь молодому человеку и доказать, что он был всего лишь пешкой в руках темных сил.
Уж не знаю, что Эду и Лоррейн удалось выяснить на самом деле ("Заклятие 3", как обычно, основано на реальном происшествии), но версия событий, изложенная в фильме пришлась мне по душе. Наконец-то создатели "Вселенной" отошли от стандартной схемы "Уоррены побеждают очередное зло, вселившееся куда-либо" и выдали оригинальную в рамках цикла историю, в которой помимо демона присутствует и другой, не менее опасный враг (раскрывать его личность я не буду во избежание спойлера).
Решение отойти от уже приевшихся сюжетных поворотов заметно освежило франшизу и заставило по новому переживать за исход приключений персонажей Патрика Уилсона и Веры Фармиги (дополнительной остроты также добавила и уязвимость одного из супругов, возникшая после обряда экзорцизма в начале картины).
А уж напряженных эпизодов в "Заклятии 3" хватает с лихвой! Причем, разворачиваются они в самых разных локациях, что, безусловно, является большим плюсом, ибо теперь повествование не ограничивается лишь стенами одержимого дома. Расследование убийства вынудит героев постоянно перемещаться с места на место, а параллельно с этим нам покажут как несладко приходится Эрни Джонсону в тюрьме, куда за ним последовал вездесущий демон.
Объективно поругать "По воле дьявола" можно было бы только за две вещи. Одна из них — это излишняя сентиментальность, периодически прорывающаяся на первый план. Все же в предыдущих фильмах цикла ее было гораздо меньше... Хотя, с другой стороны, ярко обозначенная романтическая привязанность Эда и Лоррейн пошла истории на пользу, ибо сделала ее более человечной и убедительной. Глядя на Уорренов, ты и правда видишь живых людей, которым есть что терять, а не безликих специалистов по борьбе с нечистью. И это действительно здорово.
Второй момент, слегка огорчивший меня — это суд над Эрни, который по большому счету остался за кадром. За исключением пары сцен нам так и не показали процесс по делу Джонсона и не осветили мнение общественности о нем. Все-таки этот случай в свое время шокировал Америку, а в картине его изобразили как-то чересчур уж скромно.
Однако несмотря на это, "Заклятие 3" — все равно весьма качественный и грамотно выстроенный хоррор, в котором все его составляющие находятся в гармонии друг с другом. Не буду утверждать, что это шедевр, но, на мой взгляд, это лучшее, что могло произойти с франшизой об известных "охотниках за привидениями из Новой Англии" в отсутствии Джеймса Вана у руля.
Истории о зомби-апокалипсисе уже давно являются перепаханным полем для различного рода творцов от мира кино и литературы. Поэтому, если человек все-таки решает взяться за разработку подобного сюжета, то у него по большому счету есть только два пути. Первый — это выдумать каких-нибудь дюже оригинальных ходячих мертвецов или необычное место действия, где будут пытаться выжить его герои. Второй — нашпиговать текст красочным ультранасилием, дабы привлечь читателя буйством своей фантазии.
Роберт Форд, выдавший в 2013-м году роман "Крепость", стремился по всей видимости совместить оба подхода вместе, но по факту не преуспел ни в одном из них. И об этом я расскажу сразу же после краткого синопсиса книги.
Итак, речь в произведении идет об очередном конце света, виной которому стали воскресшие покойники. Повествование сосредоточено вокруг нескольких персонажей. Это и разведенная молодая женщина по имени Эшли Уэллес с дочерью Тори, чье шестнадцатилетние совпало с началом массового террора. И прилетевший из другого города на ее день рождения Джейк, застрявший в аэропорту. И престарелый байкер Кельвин Уивер, отправившийся в долгую дорогу на "Харлее", чтобы почтить память своей умершей жены. И член банды "Трех пуль" по прозвищу Паук, встретивший нашествие зомби в тюрьме нового поколения "Тартар". В финале романа героям предстоит столкнуться на территории данного исправительного учреждения в последней битве за свои жизни.
Вот тут и кроется одна из основных проблем книги. Суть в том, что Форд, придумав высокотехнологичную тюрьму, которой все другие казенные дома США тихо завидуют, никак не обыграл ее в сюжете! Серьезно, если бы "Тартар" был обычным вместилищем преступников всех мастей, то абсолютно ничего не изменилось бы. Самое смешное, что роман обрел русскоязычное название как раз в честь тюрьмы, которая в тексте часто сравнивалась с крепостью. Плюс на обложке издания были довольно крупно показаны стены и наблюдательные вышки исправительного учреждения. Но всё это оказалось чем-то вроде кликбейта, потому как толку от крутости "Тартара" в книге не было от слова совсем. С таким же успехом оригинальный титул "The Compound" (англ. — соединение, связь) можно было адаптировать как "Зомби-замес в старшей школе" (подобный эпизод есть в произведении).
Кстати, о ходячих мертвецах. Они получились до зубовного скрежета стандартными. Ну, то есть быстрыми, голодными и тупыми. Автор видимо посчитал, что этого достаточно и париться над созданием новых вурдалаков не имеет смысла. Так же как и заморачиваться с проработкой характеров персонажей. Почти все они вышли картонными и не запоминающимися, а иногда и очень странными. Это я о брутальном Пауке, который слыл в банде "жестоким ублюдком", но внезапно стал трястись от страха при виде зомби и осуждать товарищей за их ужасные поступки в отношении покойников и выживших людей. Причем, перемена в поведении рецидивиста никак не объясняется. Просто грянул апокалипсис и Паук вдруг стал патологическим альтруистом. Давайте поверим писателю на слово, ага.
Ну и ультранасилие тоже получилось каким-то невнятным. Вроде и кровь льется (вместе с прочими выделениями гниющего организма) и мозги с осколками костей разлетаются в разные стороны, но все это как-то не цепляет и не будоражит сознание. Подобное мы уже видели сотни раз, а каких-то любопытных и взрывающих мозг деталей автор добавить в историю постеснялся или не захотел.
До кучи можно вспомнить еще одну нелепицу. В прологе романа нам сообщают, что вирус, превращающий человека в нежить, передается воздушным путем. То есть, чтобы заразиться и стать монстром, необязательно, чтобы тебя укусили уже обращенные. Это, конечно, интересный момент. Но, блин, он вообще не играет в книге никакой роли! Потому что если бы вирус и правда вел себя так как написал Форд, то многие герои уже давно бы инфицировались и никакого дальнейшего развития событий тупо не случилось. Короче, Роберт явно забыл о какой заразе он вещает.
Единственный неоспоримый плюс "Крепости" — ее малый объем. Реально, если бы роман был, например, в два раза длиннее, то читать его было бы совершенно невозможно. А так имеем бодрый, но "сырой" и дико предсказуемый боевик, больше смахивающий на набросок сценария к второсортному сериалу, чем на качественно проработанную книгу об оживших мертвецах. В общем, крайне сомнительное удовольствие.
Хотя если вы прожженный фанат зомби и готовы кушать любое произведение, где они присутствуют, то попробовать ознакомиться с романом Роберта Форда все-таки можно. Вполне допускаю, что он вам понравится.
Ровно четыре года назад состоялась мировая премьера третьего сезона "Твин Пикс" — одного из самых необычных сериалов всех времен и народов.
Помню как на следующий день, 22-го мая, я включил канал ТВ-3 в ожидании начала новой главы похождений обаятельного агента ФБР Дейла Купера. И первый же эпизод свежего детища Марка Фроста и Дэвида Линча ввел меня в легкий ступор, который с каждой следующей серией только усиливался. В итоге шаг за шагом я посмотрел весь сезон и остался весьма разочарован увиденным, решив для себя, что возвращаться к третьему сезону я точно не буду. Однако... это произошло снова.
Но прежде чем я выскажу свое субъективное мнение о "Twin Peaks: The Return", мне хотелось бы остановиться на том, чем же был хорош оригинальный сериал начала 1990-х. Прежде всего можно выделить закрученный сюжет о расследовании убийства старшеклассницы Лоры Палмер, в котором сплелись реализм, мистика и легенды местных индейцев. Также нельзя забывать об огромном пантеоне интересных, харизматичных и зачастую нестандартно ведущих себя персонажей (среди моих личных фаворитов упомянутый агент Дейл Купер, шериф Гарри С. Трумен и бизнесмен Бенджамин Хорн). Причем, отдельно хочется похвалить шикарные диалоги между героями, некоторые из которых уже давно разошлись на цитаты (например, монолог о том как важно каждый день делать себе маленький подарок). Ну и конечно стоит отметить как в принципе снята эта детективная история: у "Твин Пикс" настолько густая атмосфера, сотканная из драмы, комедии и иррационального ужаса, что не влюбиться в нее тупо нереально. Кстати, за создание правильного настроения в кадре спасибо композитору Анджело Бадаламенти. Без его инструментальных пассажей проект потерял бы значительную долю своего очарования.
А теперь поговорим о третьем сезоне. На мой взгляд, в нем практически ничего не осталось от оригинала. Сюжет оказался чересчур мутным и перегруженным посторонними деталями, которые мешали его нормальному восприятию (только пересмотрев недавно сериал я более-менее понял в чем была его суть). Не в последнюю очередь это произошло из-за решения канала "Showtime" увеличить количество эпизодов с планируемых изначально девяти до восемнадцати. В результате, сценарий пришлось искусственно "растягивать", забивая эфир никому не нужными выступлениями различных артистов в "Доме у дороги" и бесконечно скучными сценами вроде подметания пола в том же баре.
Далее о персонажах. Безусловно, мне было приятно увидеть на экране многих актеров из старой гвардии, но, к сожалению, их герои (за редким исключением) были добавлены в сериал чисто для галочки (иными словами, фан-сервиса ради). Никакого развития их характеров и личных историй почти не было показано. При этом новые действующие лица совершенно не произвели впечатления, поскольку выполняли лишь определенные функции в вялотекущем повествовании. Я так и не разглядел в них настоящих людей. Лишь болванчиков, которые в нужный момент проявляли некую активность. Короче, сравнивать их с персонажами из оригинала, которые прямо-таки жили в кадре, нет никакого смысла.
С диалогами в "Twin Peaks: The Return" тоже беда. Точнее, смех, да и только. Когда герои, общаясь между собой, произносят по паре слов в минуту, периодически делая долгие паузы, во время которых молча и пристально таращатся друг на друга, назвать это ничем кроме издевательства над зрителем я не могу. Да, иногда подобная манера разговора была в тему. Однако Фрост с Линчем явно переборщили с данным приемом, используя его чуть ли не в каждой серии.
Ну а саундтрек, за который отвечал все тот же Анджело Бадаламенти, и разбирать особо не хочется. Ничего запоминающегося в новых треках я не услышал. Порадовали только музыкальные темы из старого "Твин Пикс" (правда, положа руку на сердце, вынужден признать, что они не слишком-то подходили к новому видеоряду).
В общем, третий сезон легендарного сериала по большей части меня разочаровал. Да, у него есть запутанная, местами цепляющая, история. Да, в нем мелькают полюбившиеся обитатели маленького городка, который раскинулся у подножия величественных гор в штате Вашингтон. И своя мрачная и холодная атмосфера в нем тоже присутствует. Но... как-то этого мало для того, чтобы творение "Showtime" прочно запало в душу. Возможно спустя несколько лет я вернусь к нему и изменю свое мнение. Хотя вероятность этого все же крайне мала.
Оценка: 5/10.
P.S. Уж не знаю, кто из авторов сериала это придумал, но меня до сих пор выворачивает от сцены, в которой находящаяся при смерти Дама с поленом, говорит помощнику шерифа Хоуку (Ястребу), что она умирает.
Дело в том, что сыгравшая Даму актриса Катрин Э. Колсон действительно страдала от рака в ходе работы над третьим сезоном. И мне вот интересно, кто тот умник, который заставил насквозь больную пожилую женщину произносить перед камерой столь страшные слова? Неужели никто не подумал, что от этого состояние Катрин может только ухудшиться?
Короче, я такой креатив совсем не одобряю.
P.P.S. Сейчас ходят слухи о том, что Дэвид Линч трудится над сериалом для сервиса "Netflix" (рабочее название "Wisteria" (Глициния)). Очень надеюсь, что это не подзаголовок четвертого сезона "Твин Пикс". Пускай лучше это будет самостоятельное детище прославленного режиссера, а не очередная слабая попытка выехать на заслугах крутого и самобытного тв-проекта, который, увы, закончился тридцать лет назад.