Обычно меня не очень радует ситуация, когда тот или иной автор начинает увлекаться самоповторами. Именно по этой причине я пока не стремлюсь знакомиться с "Институтом" Стивена Кинга и его относительно свежей работой "Позже" (ибо сколько уже можно пережевывать один и тот же сюжет об одаренных подростках?!).
Прочитав все выпущенные на русском языке книги Адама Нэвилла, я могу сказать, что и он страдает вышеуказанным недугом. Чаще всего в его произведениях мы встречаем героя-одиночку, который совершенно случайно влипает в крупные неприятности, имеющие какую-нибудь сверхъестественную подоплеку. Ну а далее ему приходится бороться, как правило, с некими призрачными сущностями, сбежать от которых без потерь не представляется возможным.
Вот и роман "Под неусыпным надзором" отлично подходит под обрисованную мной схему, заимствуя мотивы из "Номера 16", "Судных дней" и "Никто не уйдёт живым". Книга повествует о писателе хоррора Себастьяне Логане, находящемся в творческом кризисе. Внезапно с ним связывается его бывший приятель Юэн — личность до ужаса наглая и отталкивающая. И не просто связывается, а прямо-таки вторгается в дом Себастьяна, требуя чтобы тот написал мемуары о его потустороннем опыте, суть которого заключается в контролируемом выходе души из тела и возвращении ее обратно в тесные оковы плоти.
При этом впоследствии выясняется, что Юэн — не единственный, кто способен на такие фокусы и что существует целое "Общество психологических исследований", значительно продвинувшееся в вопросах астрального проецирования. Заинтересовавшись этой темой Себастьян весьма быстро попадает в поле зрения членов "ОПИ" и понимает, что уйти живым из под их неусыпного надзора будет ох-как не легко.
Роман получился прям ну очень нэвилловским. Здесь есть и как бы оторванный от мира герой, который в трудной ситуации может рассчитывать только на собственные силы. И загадочная секта, заигрывающая на свою беду с высшими материями. И жуткие создания, имеющие возможность достать человека в любом месте, где бы он ни находился.
Но вот что удивительно, все эти уже привычные для прозы Адама элементы почему-то совсем не раздражают, ибо автору удалось грамотно их объединить. То есть, все составляющие книги находятся в гармонии друг с другом и ни одна из них не перетягивает одеяло на себя. Нэвилл смог раскрыть характер Себастьяна, не утомляя читателя долгими экскурсами в его прошлое; выстроить расследование деятельности адептов "ОПИ", попутно связав их лидера М. Л. Хаззарда с небезызвестным "Храмом Судных дней"; и расписать во всех красках отвратительных обитателей Хантерс Тор Холла — поместья, где размещалось "Общество".
Отдельной похвалы заслуживает финал истории, в котором, с одной стороны, ставится жирная точка в череде злоключений Себастьяна, а с другой остается легкая недосказанность, намекающая на дальнейшую судьбу невезучего писателя.
Однако упрекнуть роман тоже есть за что. Все-таки Нэвилл немного перестарался с плохими снами, посещающими главного героя (эти фрагменты текста вполне можно было бы сократить без потери их смысла). Кроме того, в распоряжении автора был довольно любопытный вурдалак по прозвищу Тощий Лен, которому в книге уделили преступно мало внимания. В общем, Адам наступил на те же грабли, что и с Черной Мэгги из "Никто не уйдёт живым", поленившись в полной мере использовать придуманного им антагониста.
Хотя мерзкие сущности — это только часть пугающего арсенала романа. Гораздо больше тебя заставляет нервничать картина посмертия, изображенная писателем. Читая о том, какой страшный путь придется пройти каждой душе навстречу божественному свету, невольно задумываешься, удалось бы тебе самому добраться до Райского пояса или ты бы навечно застрял в Серых землях, как некоторые из учеников Хаззарда.
Короче говоря, "Под неусыпным надзором" — весьма качественный и атмосферный хоррор, который достоин того, чтобы потратить на него время. И если бы Нэвилл еще чуток поднапрягся и довел до ума некоторые моменты книги, то она вполне могла бы встать в один ряд с прекрасными "Судными днями".
Режиссер Джеймс Ван в современном кинематографе фигура довольно известная. На его счету сразу несколько успешных хоррор-франшиз ("Пила", "Астрал" и "Вселенная "Заклятия"), чьи высокие кассовые показатели открыли ему путь в мир больших бюджетов, в результате чего на свет появились такие блокбастеры как "Форсаж 7" и "Аквамен".
Но как это часто бывает каждый творец рано или поздно возвращается к своим корням. Вот и Ван захотел отдохнуть от крупных проектов и создать что-нибудь поменьше. Итогом этих стремлений стал фильм "Злое", заехавший в российские кинотеатры на минувшей неделе.
В центре внимания картины находится девушка по имени Мэдисон, ждущая ребенка от мужа-тирана. Однажды ночью супруги подвергаются нападению некоего таинственного существа, после чего у Мэдисон возникает ментальная связь с извергом и она начинает видеть как тот продолжает совершать свои кровавые дела. Вместе с детективами из отдела убийств девушка решает выяснить природу монстра и остановить его. И правда, которая откроется им впоследствии, окажется по-настоящему жуткой.
Пожалуй, финальный твист — это единственный действительно интересный момент в новом фильме Вана, страдающем от немалого количества проблем. Первая из них — это максимально шаблонный сценарий. Ну, серьезно. Глядя на экран, ты не только знаешь наперед, что произойдет, но даже из каких фраз будут состоять диалоги персонажей. Предсказуемость сквозит буквально в каждом кадре, превращая просмотр картины в крайне унылое времяпрепровождение.
Также у фильма явный непорядок с атмосферой. История стартует в мрачных тонах а-ля "Заклятие", но потом резко сворачивает в сторону прилизанного мистического боевика (видимо работа над блокбастерами с обилием экшена не прошла для Джеймса бесследно). Я, в принципе, не против "движухи" в хоррорах при условии, что она не нивелирует саспенс. Однако в "Злое" происходит именно это (то есть, неспешное напряженное повествование очень быстро скатывается к беготне за существом, режущим людей направо и налево).
В музыкальном плане наблюдается похожее проседание. Вернее, "американские горки", которые ранее не были свойственны композитору Джозефу Бишаре, уже долгое время сотрудничающему с Ваном. Сначала мы слышим струнные пассажи (как будто взятые из картин о приключениях Эда и Лоррейн Уоррен), которые внезапно переходят в громкие электронные запилы в стиле синти-поп, которые, в свою очередь, сменяются стандартными мелодиями из кинокомиксов. И так по кругу до самой развязки, что весьма мешает восприятию. Ты просто не понимаешь, что тебе показывают: классический хоррор, оммаж ужасам прошлого или глянцевую мистику вроде ленты "Константин: Повелитель тьмы"?
И кстати, если вы ждете от фильма заявленных режиссером отсылок к "джалло", то можете о них забыть. Все-таки этот жанр итальянского кино обладает определенными особенностями построения сюжета и своей ни с чем не сравнимой атмосферой. А тупо нацепить на руки убийцы черные перчатки, вложить в них колюще-режущий предмет и заставить с его помощью умерщвлять всех подряд — это еще не значит снять свое собственное "джалло". Вот и получается, что "Злое" — это скорее обычный слэшер с претензиями на нечто большее, чем картина, которая могла бы встать в один ряд с работами Марио Бавы, Дарио Ардженто и Лючио Фульчи.
Да даже "Глаза Лоры Марс", которые считаются образцом американского "джалло", выглядят куда лучше фильма Джеймса. Там и герои колоритнее, и саспенс круче и концовка любопытнее. Поэтому если однажды перед мной встанет выбор какую из двух картин посмотреть, то я все же остановлюсь на ленте Кершнера, ибо "Злое" Вана повторного ознакомления явно не заслуживает.
Думаю, многие со мной согласятся, что жанр полицейского детектива на российском телевидении уже давно превратился в какой-то нелепый "цирк с конями" (в основном благодаря стараниям канала "НТВ"). Именно поэтому анонс очередного проекта про ментов и братву уже давно не вызывает ничего кроме горькой усмешки.
Но совсем недавно один из посетителей "Лаборатории Фантастики" посоветовал мне ознакомиться с сериалом "Хрустальный", вышедшим на отечественном стриминг-сервисе "KION". Конечно, поначалу в мою душу закралось сомнение: а надо ли оно мне? Неужели наши киноделы смогли снять что-то достойное?
Тем не менее, я решил дать творению Душана Глигорова шанс и принялся за просмотр. Забегая вперед, скажу, что уже после двух эпизодов я буквально не мог оторваться от экрана.
Итак, сюжет разворачивается в провинциальном городке Хрустальный, где однажды после наводнения находят обезображенный труп ребенка. Полицейские полагают, что это тело ранее пропавшего мальчика, однако экспертиза опровергает эти догадки, что сразу же наводит на мысль о появлении в их населенном пункте серийного маньяка.
Поскольку местные служители закона не обладают достаточным опытом в раскрытии подобного рода дел, им в помощь из Москвы выписывают опытного следователя Сергея Смирнова, который по случайному совпадению родился и вырос в Хрустальном, но уехал оттуда много лет назад из-за тяжелого груза психологических травм. Травм, которые дают о себе знать после возвращения Сергея в город своего детства. В результате чего герою придется бороться не только с душегубом и прогнившими властными структурами Хрустального, но и со своими внутренними демонами.
И наблюдать за всем этим было крайне любопытно! Первое, что подкупает в сериале — это его грамотно закрученная история с целой кучей неожиданных поворотов. Поэтому несмотря на размеренное повествование (отчасти напоминающее "Настоящий детектив"), ты с большим интересом наблюдаешь за развитием сюжета. А умело выполненные клиффхэнгеры в конце каждого эпизода заставляют тебя тут же включать следующий, дабы узнать, что же там будет дальше.
Дополнительным плюсом является мрачная атмосфера, царящая в Хрустальном. С одной стороны, перед нами маленький и вполне ухоженный город, где всё находится на виду, но при этом в нем полно жутких мест, которые представляют собой благодатную почву для взращивания разного рода зла.
При этом хочется отметить, что весомый вклад в нагнетание атмосферы внесла отличная операторская работа Батыра Моргачева. Да, она слишком похожа на творения его голливудских коллег, но я не считаю это каким-то минусом. Нет ничего плохого в том, чтобы перенять удачные композиционные решения, сделав картинку по-настоящему стильной и приятной глазу. Именно такой, какой она и получилось в "Хрустальном".
Если говорить об актерской игре, то с ней, в принципе, тоже полный порядок. Бывали, конечно, сцены, в которых лицедеи чуть-чуть не дотягивали по части эмоций, но их набралось не так уж и много, чтобы как-то существенно испортить впечатление от сериала. И отдельное почтение я хотел бы выразить актеру Сергею Гилеву, который на все 100% вжился в свою роль. Не стану писать в какую именно, дабы не спойлерить, но готов поклясться, что работа Сергея — это один из лучших перформансов за всю историю нынешнего российского кинематографа.
В общем, есть у вас предубеждение в отношении отечественных детективов или нет — абсолютно не важно. "Хрустальный" — это действительно качественный и увлекательный проект, рассчитанный исключительно на взрослую аудиторию. Экземпляр во всех отношениях штучный, а значит пропускать его точно не стоит.
Помнится, в 2012-м году я уже публиковал список из избранных рок-баллад, которые уже давно запали мне в душу и которые я по этой причине довольно часто переслушиваю.
Сегодня я решил дополнить данную подборку, предложив вам заценить еще семь по-настоящему крутых хитов на все времена (ну и конечно без бонус-трэка дело тоже не обошлось).
В общем, желаю вам приятного прослушивания и не слишком сильно грустить в последний день уходящего лета!
Несмотря на то, что мне попадалось много противоречивых отзывов о романе "Отряд", я решил все-таки ознакомиться с данным произведением, вышедшим из под пера писателя Ника Каттера (он же Крейг Дэвидсон), дабы разобраться самому, стоящая эта книга или нет.
Скажу сразу, что если бы мне позволили вернуться в прошлое, то я бы абсолютно точно не стал браться за роман о бойскаутах, попавших в жуткий переплет во время своего очередного похода. А почему, я расскажу далее.
Итак, сюжет книги вращается вокруг пяти четырнадцатилетних подростков, которые во главе со своим скаут-мастером Тимом Риггсом прибывают на уединенный остров Фальстаф, расположенный близ северного побережья Канады, чтобы пройти испытания, связанные с выживанием в условиях дикой природы.
В первый же вечер к порогу их хижины приходит тощий и очень голодный незнакомец, которому явно требуется медицинская помощь. Тим, будучи врачом по профессии, не может пройти мимо чужой беды и приглашает странного мужчину в их скромное жилище, даже не подозревая к каким чудовищным последствиям приведет его доброта.
И действительно, напасть, которую Каттер обрушил на головы своих героев, получилась по-настоящему мерзкой и пробирающей до самых костей. В принципе, она является главной фишкой романа, до краев заполненного натуралистичными и зачастую тошнотворными сценами, разбавленными различными лирическими отступлениями, в основном повествующими о том, откуда взялась зараза, занесенная на остров изможденным путником.
Но, боже мой, как все это написано!
Я не раз встречал мнение, что книги Бентли Литтла — это такой литературный фастфуд. То есть, что-то не дюже умное и продуманное, но зато простое и динамичное, а значит легкоусвояемое. Однако я убежден, что если бы те же "эксперты" прочли "Отряд", то они явно изменили бы свою оценку. Вот уж где реальный фастфуд!
Такое ощущение, что Каттеру было тупо лень напрягать мозги, поэтому он составил свой текст из максимально возможного числа банальных и шаблонных фраз и предложений. А уж про количество самоповторов я и вовсе молчу! Хотя нет... Вот вам несколько примеров, дабы вы могли понять масштаб пофигизма автора:
"Могут ими человеческий волос рассечь... на три части" (стр. 28)
"Лезвие смогло бы рассечь волосок куклы на три равные части" (стр. 400)
"Мальчишки поднялись вместе с дремотным мраком рассвета" (стр. 52)
"Макс и Ньютон поднялись вместе с дремотными предрассветными сумерками" (стр. 378)
"Длинный и узкий, из таких клоуны скручивают животных на ярмарке округа Кавендиш" (стр. 130)
"Такое одновременно счастливое и болезненное ощущение, которое появляется в животе после катания на каруселях на ярмарке Монтегю" (стр. 230)
"Он походил на деревянного Золтара, заводного оракула с ярмарки округа Кавендиш" (стр. 238)
"Когда в прошлом году в Шарлоттаун приехала ярмарка" (стр. 379)
"Как будто кого-то стошнило после того, как он съел на ярмарке два рожка сахарной ваты и залез на "Зиппер" (стр. 444)
"Тот напоминал ярмарочную афишу — вроде тех, что делали для шоу уродов" (стр. 502)
"Его страх до того обострился, что стал осязаем: в животе словно шевелился клубок детских пальчиков" (стр. 132)
"Страх был силен как никогда — бестелесным клубком детских пальчиков он щекотал внутренности" (стр. 473)
"Чувство вины свинцом въедалось в кости" (стр. 203)
"Воздух в подвале, казалось, сгустился и остывшим свинцом осел в легких ребят" (стр. 233)
"Желудок, словно наполнился холодным свинцом, а яички втянулись" (стр. 263)
"Пряди морского мха окаймляли его, точно ленты платформу на параде" (стр. 319)
"И походили на бумажные ленты, развивающиеся вокруг какой-то жуткой платформы на праздновании Четвертого июля" (стр. 352)
"Его жертва мучительно волокла себя по лестнице, словно упырь, восстающий из разбитого гроба" (стр. 344)
"Походил на упыря, проедавшего себе путь из гроба" (стр. 354)
И это только те моменты, которые мне хорошо запомнились. Уверен, что если бы я снова обратился к роману и еще внимательнее вчитался в него, то нашел бы гораздо больше таких вот "косяков".
Хотя главный "косяк" книги, на мой взгляд — это душераздирающие проблемы с логикой у персонажей. Ясное дело, что глупость встречается чуть ли не в каждом хорроре. Но то, что творят в романе бойскауты и их командир — это апофеоз идиотского поведения, которое весьма точно можно было бы охарактеризовать двумя словами: слабоумие и отвага. Ну как, как я должен сопереживать героям, если они сами лезут в пекло, прекрасно осознавая чем для них это обернется? Почему мне не должно быть наплевать на их судьбу?
Конечно, автор пытался вдохнуть жизнь в персонажей и как можно полнее раскрыть их образы, но мне кажется, что у него это не особо получилось (не в последнюю очередь из-за упомянутого выше злоупотребления шаблонами и банальностями). Поэтому, когда кто-нибудь из ребят погибал, я лишь мысленно ставил галочку напротив соответствующей фамилии и принимался за следующую главу.
Однако не скрою, что продвигаться по тексту было крайне легко. Страницы так и шелестели под моими пальцами, благодаря чему я осилил книгу довольно быстро. Правда, это единственный неоспоримый плюс произведения Ника Каттера, которое я бы окрестил как смесь "Ловца снов" Стивена Кинга с фильмами "Прометей" и "Чужой: Завет" Ридли Скотта.
Кстати, забавно, что на обложке "Отряда" красуется положительная рецензия Короля Ужасов. Очень надеюсь, что это просто маркетинговый ход и Кинг на самом деле не читал работу Каттера. В противном случае, я ума не приложу, что такого невероятно интересного и захватывающего мог найти Мастер в этом романе.