Посмотрел пилотную серию сериала "Периферийные устройства" — ну, ту самую, которую снял очень хороший режиссер Винченцо Натали для студии "Амазон" по роману Уильяма Гибсона, который я до сих пор почему-то не читал. Теперь придётся читать — вернее, слушать. Поискал на торрентах аудиокнигу — нашёл сразу две: одну в исполнении С.Кирсанова, другую в начитке С.Оробчука. Обоих как чтецов-говорителей практически не знаю. Кирсановский вариант скачиваться не захотел, а вот Оробчуковский — скачался в один миг. Естественно, что и там, и тут — перевод Е. Доброхотовой-Майковой, что заранее гарантирует качество текста.
Ну а первая серия — ну, что по ее поводу можно сказать? Ну да, наворочено там всё так, как Гибсон это любит — сплошные американские горки в виртуальной реальности (но уже не в киберпространстве, как это было в Муравейнике, который переводился и издавался когда-то при моём активном участии, а потом переиздавался в дополнительной перередактуре Саши Гузмана, — а просто в компьютерной игре, практически неотличимой от реальности). Девушка в роли мужчины (неужели это такой хитрый стёб над братьесёстрами Вачовски?), много пиф-паф, много бац-бац и много ой-ё-ёй, взломы и грабежи, таблетки и пиво, хирургические инструменты для извлечения из тела каких-то важных его элементов, дроны и автомобили-невидимки. Всё, как нынешние зрители любят. Сразу же скачал и вторую серию (тоже в переводе и озвучке HDRezka Studio) — теперь её тоже придётся смотреть, но — уже завтра. Очень понравилось имя одной из таинственных героинь этого кино — вот оно на субтитре в скриншоте кадра из сериала.
Известный американский научный журналист, популяризатор науки, редактор журнала Scientific American Джордж Массер пишет в своей книге "Нелокальность" о научных идеях:
"Идеи живут, по крайней мере в краткосрочной перспективе, не потому, что они правильные или неправильные, а потому, что они заставляют людей задуматься. Успех научного или художественного творения определяется в большей мере не тем, что оно представляет собой, а тем, что оно влечет за собой. Истинность определяют потомки, а до той поры более значимой является плодотворность".
Далее Массер ссылается на известного американского физика Леонарда Сасскинда, который писал:
"Хорошие идеи обладают эдакой дарвиновской способностью к выживанию, а плохие – нет. Хорошие идеи порождают новые хорошие идеи, а плохие не ведут никуда".
Всё сказанное относится и к научно-фантастическим идеям. Хорошая НФ идея заставляет думать и влечет за собой появление других НФ идей. Хорошие НФ идеи выживают, плохие — нет. Знатоки фантастики наверняка припомнят немало тому примеров.
В отличие от НФ идей, популярные нынче "фантдопы" — это "идеи ad hoc", нечто, придуманное для данного конкретного случая (рассказа, повести, романа) и ни к чему больше не применимое.
Отсутствие новых хороших НФ идей и засилье фантдопов — конечно, не единственная причина кризиса в современной русскоязычной научной фантастике. Но одна из важнейших причин — возможно, самая важная.
Комментарии: 7
Андрей Чертков
23 октябрь 2018 г.
Это видят: Доступно всем
Прекрасно сформулировано. Вот есть такое известное высказывание, которое легло в основу популярной лекции, которая в свою очередь даже несколько раз успешно экранизировалась — "Плодотворная дебютная идея". А вы можете себе представить то же самое с "плодотворным дебютным допущением"?
Семён Цевелев
Я и "плодотворный дебютный пылесос" не могу себе представить, и не надо его представлять, потому что это всё-таки разные вещи. "Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это идея, а "человек попадает на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это допущение. И то, и другое в своём роде прекрасно и плодотворно.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
"Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это моральная сверхидея произведения.
"земной ученый и разведчик засылается на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это фантастическая идея.
А фантдоп — это то, что гуманоиды эти один в один похожи на землян, и что история у них повторяет все повороты и законы земной истории. "Базовая теория феодализма", ага-ага, и "Базовая теория исторических последовательностей".
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Заметьте, что при объединении этих двух компонентов у нас синтезировался земной учёный и разведчик. А может синтезироваться и беглец из концлагеря — с той же самой идеей, с тем же самым допущением. В том и состоит ихняя плодотворность!
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Семён Цевелев -- Плодотворность состоит именно в том, что это идея, а не допущение... То есть, допущение прилагается к идее, а не наоборот...
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Допущение всего лишь делает её фантастической. Если бы, к примеру, Румата внедрялся не в арканарскую аристократию, а к каким-нибудь амазонским индейцам — та же моральная идея отлично могла бы сыграть. А фантастики не было бы.
Ну, а книга без идеи — это, понятно, на любителя, и вообще что о них говорить, о таких книгах, лучше они от разговоров не станут...
Ответить4 г.
Андрей Коломиец
Не знаю, как тебе, а мне нравится цикл Свержина об Институте экспериментальной истории. Его герои попадают на исторические развилки в параллельные миры — очень плодотворное дебютное допущение. Никуда летать не надо, поскольку в земной истории всякого хватало...
Ответить4 г.
Павел Амнуэль
Примерно об этом роман Нила Стивенсона и Николь Галланд "Взлет и падение ДОДО". Это — единственная книга о попаданцах, где проблема действительно рассматривается серьезно. В частности — попадая в далекое прошлое (тем более — в параллельный мир), попаданец приносит из будущего бактерии и вирусы, которых там и тогда не было (и не было иммунитета). И соответственно, сам подвержен действитю тамошних микробов и вирусов, которых нет в его будущем. Результат всего этого — все попадут в рай (или сдохнут).
Ответить4 г.
В ЭТОТ ДЕНЬ
4 года назад
Андрей Чертков
23 октябрь 2018 г.
Это видят: Доступно всем
— Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облечённая в логическую шахматную (научно-фантастическую) форму. 😎
Комментарии: 11
Ираклий Вахтангишвили
Ты это к чему?..🙂
Ответить4 г.
Андрей Чертков
к моему перепосту поста Амнуэля чуть ниже у меня в ленте...
Ответить4 г.
Ираклий Вахтангишвили
Андрей Чертков -- Сейчас зайду...
Ответить4 г.
Андрей Коломиец
Продолжая шахматную терминологию, можно сказать, что российская фантастика попала в цугцванг — любое действие приводит к ухудшению положения...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
увы, да...
Ответить4 г.
Михаил Михаил
Эх, есть у меня подозрение, что этот цугцванг решается простым рецептом "нормально делай — нормально будет!". 🙂
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Михаил Гитуляр -- Для того, чтобы нормально делать, нужна нормальная среда. А окружающая среда сейчас ну совершенно ненормальная.
Ответить3 г.
Наталия Лазарева
Ужас в том, что именно в ненормальной окружающей среде и возникают самые сложные, самые пронизывающие, болезненные вещи. Другое дело, если за такие вещи бить и не пущать... Да хотя бы пытаться читать нужно.
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Наталия Лазарева -- Да, из-под глыб цензуры и концлагеря — действительно мощные вещи выходят. Но это все равно не о будущем, а о прошлом, которое держит нас настолько цепко, что даже в будущем мы видим только это.
Ответить3 г.
Наталия Лазарева
А вот это не факт. Смотря какой у человека талант (ну, особенность развития, скажем. Как сейчас говорят -- дети с особенностями развития, вот мы такие и есть). Есть люди, которые выдумывают ярчайшие вещи постоянно. И совсем не из прошлого. Просто из воздуха берут (даже спертого).
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Талант — это только часть человека. А другая его часть, причем куда бОльшая — это его жизненный опыт и выкованные через этот опыт нравственные принципы.
Ответить2 г.
В ЭТОТ ДЕНЬ
3 года назад
Андрей Чертков
23 октябрь 2019 г.
Это видят: Доступно всем
Из старых разговоров вокруг "плодотворной дебютной идеи":
Семён Цевелев -- Я и "плодотворный дебютный пылесос" не могу себе представить, и не надо его представлять, потому что это всё-таки разные вещи. "Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это идея, а "человек попадает на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это допущение. И то, и другое в своём роде прекрасно и плодотворно.
Андрей Чертков -- "Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это моральная сверхидея произведения.
"земной ученый и разведчик засылается на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это фантастическая идея.
А фантдоп — это то, что гуманоиды эти один в один похожи на землян, и что история у них повторяет все повороты и законы земной истории. "Базовая теория феодализма", ага-ага, и "Базовая теория исторических последовательностей" в придачу.
Семён Цевелев -- Заметьте, что при объединении этих двух компонентов у нас синтезировался земной учёный и разведчик. А может синтезироваться и беглец из концлагеря — с той же самой идеей, с тем же самым допущением. В том и состоит ихняя плодотворность!
Андрей Чертков -- Семён Цевелев -- Плодотворность состоит именно в том, что это идея, а не допущение... То есть, допущение прилагается к идее, а не наоборот...
Семён Цевелев -- Допущение всего лишь делает её фантастической. Если бы, к примеру, Румата внедрялся не в арканарскую аристократию, а к каким-нибудь амазонским индейцам — та же моральная идея отлично могла бы сыграть. А фантастики не было бы.
Ну, а книга без идеи — это, понятно, на любителя, и вообще что о них говорить, о таких книгах, лучше они от разговоров не станут...
Комментарии: 10
Мария Елифёрова
Имхо, в хорошем тексте все эти компоненты должны логически вытекать друг из друга. Причём у АБС допущения и идеи могли сто раз поменяться по ходу письма. См. классическую байку про "странных обезьян".
Ответить3 г.
Андрей Чертков
разумеется... поэтому меня так и удивляет этот нынешний примат т. н. фантдопов...
Ответить3 г.
Мария Елифёрова
Андрей Чертков -- а у меня вообще из фантастического романа нечаянно реалистический получился... просто идея, лежавшая в основе, отошла на второй план, и интереснее стало рассматривать не то, как она осуществляется, а то, как люди будут с этой идеей обращаться и что натворят.
Ответить3 г.
Александр Хакимов
...по пути магистры затеяли спор о какой-то циклотации...)))
Среди фотошопных монтажей, которые я намайстрячил 12 (19) лет назад, были у меня несколько картинок в так называемом "автографическом жанре" — то есть, автор на фоне своего автографа. Надеюсь, никто не заподозрит в этом кощунство или еще какие-то нехорошие побуждения? Сам же я только об одном сейчас жалею — что отсканировал я тогда всего чуть-чуть автографов из той сотни-полторы-двух сотен надписанных книг, которые у меня были и которые все пришлось оставить при отступлении из Питера, а смонтировал я их с фото авторов и того меньше — всего три. И теперь уже всё, в эту реку больше не войдешь.
И вот один из тех автографических снимков, который я к тому же, как вы понимаете, особенно высоко ценю... (Автограф — мне, а фото уважаемого автора мне когда-то давно прислал Завгар — он его сам вроде бы щёлкнул, когда был у того дома.)
Альфия Теди
Сейчас многие огорчаются, что нет возможности получить автограф на электронном издании. Вот такая красивая штука вполне может служить вариантом электронного автографа.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Вот только трудозатраты на такой автограф немножко... мнэ... великоваты... чисто любительская работа, для энтузиастов, кому времени не жалко...
Ответить7 г.
Soňa Páchová
Действительно жалко.
Ответить7 г.
Natalia Demicheva
слушай, ну как же так, неужели никого не нашлось в Питере, кому можно было отдать твои стеллажи на хранение?(((
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Наташа, книги я раздал кому смог, почти все, лишь немножко осталось на полках — и их я отдал вместе с комнатой тем людям, кто от меня получил эту жилплощадь... Вывезти всё это за полторы тыщи км я, конечно же, не мог...
Ответить7 г.
Natalia Demicheva
ох. ну, раздал — ладно. но библиотеку твою жалко, конечно.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
к сожалению, избежать этого было никак нельзя... я и так довольно долго держался — 5 лет после инсульта жил на два города, ездил туда-сюда... а надо было когти рвать еще раньше, почти сразу после... и слава богу, что хотя бы не опоздал — успел уехать еще до войны...
Ответить7 г.
Natalia Demicheva
война, вишь, сама потом доехала((
Ответить7 г.
Андрей Чертков
пока еще я успел раньше... а что будет дальше — то будет потом...
Ответить7 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
20 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
Дураком родился, дураком жил, дураком и помру... впрочем, на фоне микробов, даже глубокоуважаемых — это головокружительная карьера...)))
Сергей Лифанов
Ну, рекомендации у тебя хорошие.
6 г.
* * *
Игорь Минич
Я помню этот автограф 🙂
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Игорь Минич -- ну так я ж его и не скрывал никогда...)))
Ответить1 г.
Игорь Минич
И историю его появления:)
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Игорь Минич -- да ты небось даже наш с Серёгой фэнзин читал...)))
Ответить1 г.
Игорь Минич
Андрей Чертков -- я при этом присутствовал 🙂
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Игорь Минич -- аааа... да, это действительно была замечательная сцена...)))
Ответить1 г.
Нелли Раткевич
Как ты сумел все сохранить, перевезти....
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Нелли Раткевич -- ничего не сумел, всего несколько книжек, не больше десятка...
Ответить1 г.
Эксклюзивно для Фантлаба
А теперь — краткая история появления этого автографа. С Игорем Всеволодовичем Можейко до конца 80-х годов я знаком был только по книгам, которые он писал под псевдонимом "Кир Булычев". Ну да, пытался взять у него интервью для газеты "Крымский комсомолец", когда я был в Москве в 1987 году (его домашний телефон мне дал, кажется, Завгар), — увы, не получилось. Но именно он сообщил мне тогда о смерти писателя Дмитрия Биленкина, у которого я тоже рассчитывал взять интервью, — подробнее об этой истории я рассказывал в колонке, посвященной памяти Романа Арбитмана. И тем не менее, когда мы с Бережным начали в 1988 году выпускать фэнзин "Оверсан", то после тиражирования журнала при помощи ЭВМ несколько экземпляров 1-го номера я послал не только друзьям-фэнам, но и нескольким писателям, среди которых были Аркадий Стругацкий, Александр Мирер и... Кир Булычев. 1-й и 2-й номера, если судить по короткому письму от него, Игорю Всеволодовичу понравились. Поэтому, когда мы сделали и оттиражировали 3-дробь-4-й номер, то я совершенно на автомате отправил ему и его. Совершенно забыв о том, что в этом номере среди коротких стебовых рецушек в рубрике "Слайды", которые писал Бережной на свежие публикации в журналах (а стёб — это был фирменный стиль "Оверсана", позаимствованный нами у питерского рок-самиздата типа "РИО" и "Рокси"), содержалась и ядовитая реплика на какой-то из свежих рассказов Булычева, которые он тогда, пользуясь моментом, пёк как блины. Какой это был рассказ, я уже не помню, да и фэнзина этого с рецензией под рукой у меня теперь нет. Помню лишь, что Бережной пошутил, что некоторые новые рассказы Булычева напоминают испорченный будильник, который звонит не тогда, когда надо, а когда ни попадя. И заканчивалась эта короткая рецушка пожеланием читателю стукнуть Булычева, "чтобы он больше не звонил". Я уж и не помню, что ответил нам Булычев в ответ на этот номер фэнзина, но, кажется, что-то в меру ехидное и, в общем-то, даже не очень раздражённое. А может, он и не ответил вовсе. Однако через полгода, в мае 1989 года, в Свердловске случилась "Аэлита", на которую мы с Бережным повезли полный годовой комплект "Оверсана" — впрочем, "свободных" номеров у нас оставалось уже совсем минимум. Поэтому "королями конвента" мы не стали — ими стали только-только появившиеся тогда кооперативные издатели, начавшие издавать "внеплановую" и неподцензурную фантастику. Таких издателей на "Аэлите" было двое — ленинградец Николай Ютанов, привёзший на продажу первые две книги серии "Новая фантастика" — роман братьев Стругацких "Отягощенные Злом" и сборник Андрея Столярова "Изгнание беса", и москвич Виталий Бабенко, который привёз две книги из серии "Волшебный фонарь"(в базе Фантлаба эта серия почему-то до сих пор не пробита) своего нового издательства "Текст" — переиздание романа Ильи Эренбурга про Хулио Хуренито и сборник повестей Кира Булычева "Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе". Разумеется, все эти книжки я тут же купил, хотя цены первых кооперативных книг довольно-таки сильно кусались. А поскольку сам Булычев на этом конвенте был почётным гостем, то я тут же — прямо в скверике возле ДК, где проходил конвент, — подошёл к нему за автографом. Когда я представился, он сразу же как-то хитро подмигнул мне и тут же начертал на книге вот этот самый автограф:
"Андрею Черткову — сам дурак! Кир Булычев (но без озлобления)".
-- Не обижаешься? -- спросил он меня, возвращая мне книгу.
Не было смысла говорить ему, что обидное сравнение с будильником написал вовсе не я, а совсем еще юный, а потому и по-юношески наглый Бережной, — но я ведь был главным редактором журнала, а значит, я и отвечал за все напечатанные в нём тексты.
-- Не-а, -- ответил я Игорю Всеволодовичу, и мы оба дружно рассмеялись, а потом еще добрых полчаса беседовали под нежарким уральским солнышком о положении дел в советской фантастике. К сожалению, без магнитофона, который я на сей раз с собою не привёз, — а ведь это могло бы получиться весьма забойное интервью.
Вот, в общем-то, и вся история. Правда, есть еще и такое воспоминание — полгода спустя, когда я уже переехал в Питер и, ютясь по друзьям-фэнам, пытался собрать первый номер "профессионального альманаха" "Оверсан", я узнал о смерти прекрасного писателя-фантаста и редактора журнала "Знание-сила" Романа Подольного — ну, я и обратился за некрологом именно к Можейко-Булычеву — и потому, что они дружили, и потому, что в 60-х — 70-х годах Булычев особенно много печатался именно в этом журнале. Игорь Всеволодович откликнулся на мой звонок практически сразу же и прислал мне 3 страницы своих воспоминаний о Романе Подольном. Позднее я заверстал этот текст в макет 1-го выпуска альманаха, но он, увы, так и не вышел в свет — ни в 1990-м, ни в 1991 году, а потом уже и "поезд ушёл". И даже более-менее нормальных "черновых" распечаток этого выпуска так и не было сделано, потому что всё тогда, на "заре новой эры", реально делалось "на коленке" и на очень плохой технике.
Да вот, собственно говоря, почти всё, что осталось от этого так и не вышедшего альманаха, в который было вложено несколько месяцев труда, — страница с оглавлением номера. И на странице 144 должен был размещаться этот самый материал Булычева-Можейко:
И вот на этом, пожалуй, действительно всё об этом автографе. Потому что — "сам дурак".
Открываю новую рубрику в своей колонке — для фейсбучных мемуаров по поводу автографов на фантастических книгах. Точнее, тех автографов, которые мне удалось своевременно отсканировать и таким образом сохранить для истории, потому что бумажные книги в большинстве своём пропали при моих бесчисленных переездах.
Андрей Чертков
13 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
#Фант_автографы
Эта книга тоже была найдена на полочке со старой фантастикой. В советское время Владислав Крапивин постоянно приезжал в наш город на отдых. Узнав от работников городской библиотеки об очередном таком приезде, я принял участие в организации встречи с писателем для членов двух севастопольских КЛФ — "Сталкер" и "Атлантис", — благо к обоим клубам я имел самое непосредственное отношение. А после встречи Крапивин сделал мне такую вот запись на своей книжке, которую я перед этим срочно купил в одном из городских букинистов:
"Андрею Черткову — с пожеланием такого же безоблачного настроения, как небо над Севастополем. Владислав Крапивин. 31.08.88".
30 лайков — 12 комментов — 6 репостов
Jens Kleinfischer
*стонет* Иллюстрации Стерлиговой!!!
Ответить6 г.
Евгений Ларионов
Как я любил его. Вырос на нем. Хех(((
Ответить6 г.
Николай Горнов
У меня к 50 годам стал такой же хреновый и неразборчивый почерк. Но я испортил клавиатурами. А Крапивин чем? Пишмашинками?
Ответить5 г.
Sergey Sobolev
Если верить лоцманам и каравелле, КЛФ фанатским по ВПК, Крапивин не пользовался пиш.машинками, он всегда писал карандашом в тетрадях.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
у моего папы был еще более невнятный почерк (почти стенография) уже к началу 70-х, когда ему было всего 35... а ведь машинку он приобрел только в середине 60-х...
Ответить5 г.
Николай Горнов
Sergey Sobolev -- ну тогда ой!
Ответить5 г.
Андрей Чертков
зато у меня до сих пор почерк почти печатными буквами... когда я вдруг беру в руку ручку...)))
Ответить5 г.
Алексей Зима
"...Если верить лоцманам и каравелле, КЛФ фанатским по ВПК..."
выходит, ЭТО было художественное преувеличение:
"...Я перепечатывал на машинке статью для журнала "Театральная жизнь". Печатал я тогда плохо, работа надоела, я лениво давил на клавиши. В это время постучали...
На пороге возникло лохматое, но симпатичное существо ростом чуть повыше спинки стула...
— Это вы все время тюкаете? — строго спросил гость.
— Что значит "тюкаете"? — слегка обиделся я.
Не отводя внимательного взгляда, мальчишка объяснил:
— Я внизу живу. А наверху каждый день: "тюк" да "тюк", "тюк" да "тюк". Будто клюет кто-то...
— Это машинка стучит, — объяснил я. — Печатаю. Работа такая. ...
— Можно я потюкаю?
Я с тайной радостью (есть причина не работать) вытащил недопечатанный лист и вставил чистый.
— Смотри, я покажу, как надо...
— Знаешь, я все привык делать сам, — доверительно сообщил Володька. — Я разберусь.
И он, в самом деле, быстро разобрался (правда, потом пришлось менять клавишу с буквой Ы)..."
"В ночь большого прилива"
"...печатал я ТОГДА плохо..." — разве из всех детей только мне показалось из этого насыщенного милыми и точными мелочами отрывка, что ВП стал печатать ХОРОШО, пусть даже и ПОТОМ?..
Ответить5 г.
Алексей Зима
и ещё немаловажная для сюжета дедушкина пишмашинка в ПЛвС
"...а ещё он купил несколько пачек бумаги, копирку и каждый день щёлкал на моей машинке. Быстро-быстро!..."
Ответить5 г.
Александр Хакимов
В письме ко мне (в одном из писем) Командор извинялся за почерк и объяснял его тем, что (дословно) "в свое время по правой кисти мне здорово врезали эспадроном"
Ответить5 г.
Sergey Sobolev
Ого. Спасибо за уточнение.
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Sergey Sobolev -- да, и насчет карандаша и тетрадки он мне тоже говорил. Причем писал он чаще всего лежа — его сильно мучил ревматизм...
Ответить5 г.
Александр Хакимов
У меня тоже есть, с подписью... "Корабельный гном Гоша..." )))
Ответить5 г.
Алексей Зима
читать я научился в 6 лет, но первой НАСТОЯЩЕЙ во всех смыслах книжкой (несмотря на журнальность основы) стала "В ночь большого прилива" Владислава Петровича. И он на много лет (и до сих пор) стал моим любимым автором.
Ответить5 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
13 октябрь 2021 г.
Это видят: Доступно всем
30 л. — 12 к.
Ruslan Omarov
Счастливый вы человек ❤️👍
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Ruslan Omarov -- Да нет, конечно. Я сейчас скорее похож на Григория Дауге из романа "Стажеры", которому врачи запретили летать, а друзья его улетели в очередной рейс...
Ответить1 г.
Ruslan Omarov
Андрей Чертков -- а куда они улетели?
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Ruslan Omarov -- ну куда — к Сатурну, наверное... или на Трансплутон... или даже в Страну Дураков. Кто куда, в общем.
Ответить1 г.
Ruslan Omarov
Андрей Чертков -- это если брать самого себя за неподвижную точку отсчёта 🙂 а если по-эйнштейновски? Может быть, это они остались на своих орбитах, а вы продолжаете полет 👍❤️
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Ruslan Omarov -- маловероятно. Я-то на диване в одном и том же месте, а они куда-то движутся... пусть даже если и не туда...
Ответить1 г.
Jens Kleinfischer
С графикой Стерлиговой -- я отсюда вижу...
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Jens Kleinfischer -- разумеется...
Ответить1 г.
Ruslan Omarov
Jens Kleinfischer -- глаз — алмаз 👍❤️
Ответить1 г.
Елена Волкова-Гаспарова
Крапивин... я вам завидую. Я редко завидую, но вот насчет Стругацких и Крапивина -завидую...
Ответить1 г.
Нелли Раткевич
А у нас многие друзья улетели не с тем рейсом, заблудились, потерялись, ты так не считаешь?
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Нелли Раткевич -- именно так и есть, но рейсы перепутали они сами, и нечего тут пенять на судьбу-злодейку — своей головой думать надо, а не похмельного дядю слушать из окна для справок...
Ответить1 г.
Андрей Чертков
13 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
#Фант_автографы
А вот и снимок нашелся с той самой встречи с Владиславом Крапивиным, которая прошла 31 августа 1988 года на базе Севастопольской городской библиотеки и в которой участвовали члены двух КЛФ — "Сталкер" и "Атлантис". Ну, меня, как всегда, видно плохо, я тут в тени и в неудачном ракурсе. Зато очень явно виден Бережной, который в то время исполнял функции председателя КЛФ "Атлантис". А что это за пацан в центре, я уж и не помню за давностию лет. Наверное, удачно подвернувшийся ребенок какой-нибудь из сотрудниц библиотеки.
#Старый_фэндом
49 лайков — 13 комментов — 9 репостов
Сергей Бережной
Михаил Трифонов, не ты ли за моим плечом?
Кстати, фотография отзеркалена, по-моему.
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
да, я, однако...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Может, и отзеркалена, я отсканировал как есть...
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
много народа в очках
Ответить6 г.
Сергей Бережной
Андрей Чертков -- Отпечатано с перевернутого негатива. Не носил я часы на правой руке, и значки на правой стороне не вешал, бо не по уставу. И рубашки у меня застегивались на ту сторону, а не на эту 🙂
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Ладно, пусть это будут гости из Антимира...)))
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
Рядом со мной — мой севастопольский друг детства Артур Бадалов
Ответить6 г.
Павло Войналович
Сергей Бережной -- Это потому, что фотограф верил в "золотое сечение" и прочие антихудожественные теории. А ещё я вас не узнал, вы внешне сильно изменились.
Ответить6 г.
Сергей Бережной
Pavel Voynalovich -- 😉
Ответить6 г.
Артур Бадалов
Как здорово! Ребята! Мы молодые, вместе. Спасибо за фотографию!!!
Ответить6 г.
Eugene Ellansky
"книгочеи" ))))
Ответить6 г.
Михаил Трифонов
А точно 31 августа? Есть сомнения. 1 сентября — идти в универ на лекции, я не мог накануне еще быть в Севастополе
Ответить6 г.
Андрей Чертков
на книге автограф маркирован 31.08.88. Ну а где еще я мог книгу подписать?
Ответить6 г.
* * *
Александр Хакимов
Командор и команда!
Ответить5 г.
Андрей Чертков
В данном случае всё-таки не его команда...)))
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- Ну, на момент фотографирования... ))
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Да и на момент — просто позвали уважаемого автора в гости, он пришел, вот и всё... командором для наших клубов он никак не был...
Ответить5 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- Да не о том же я, Господи!!! )))
Ответить5 г.
Андрей Чертков
А о чем? Крапивин же всегда был не только писателем, но и лидером, педагогом... но не в данном случае...
Ответить5 г.
Избранные репосты
Сергей Бережной
13 октябрь 2016 г.
Ух ты, что Андрей Чертков откопал. Я этого снимка и не видел никогда.
Комментарии: 5
Борис Завгородний
Молодцы фотографы, а я искал выпить с ними, потрепаться...
Ответить6 г.
Екатерина Теплова
Ботаныыы:)))
Ответить6 г.
Борис Завгородний
Я сам месье БотанИк...
Ответить6 г.
Сергій Мітяєв
Класс! Реально первая ассоциация с ботанами 😉
Ответить6 г.
Александр Лексяра
Нашел свою фотку с В.П. Крапивиным. Точно фотка зеркальная. Да и дедушка Ленин левой рукой догогу не показывал никому. 🙂
Ответить6 г.
* * *
Сергей Бережной
1 сентябрь 2020 г.
Умер Владислав Крапивин. Один из тех авторов, на книгах которых росли советские очкарики. А когда (и если) очкарики вырастали, они частенько начинали с этими книгами и с этими авторами жарко спорить. Потому что вырастали из того, чтобы оставаться советскими. Потому что будущее было взрослым, и реальность уже не шла на парусах. Реальность шла танками по людям. Танками, которыми одни «крапивинские мальчики» размазывали по асфальту или чернозему других.
Я не знаю, не помню, начал ли писать Крапивин и об этом, впустил ли он реальные танки в свою вселенную, или воплощением угрозы в ней так и остались манекены из «Голубятни». Но не это важно. Важно, что я по-прежнему благодарен ему за то, что в детстве его книги меня многому научили.
Например, тому, что люди взрослеют, что паруса — это не навсегда, и что нельзя, нельзя, нельзя застревать в прошлом. Даже в крапивинском, парусном и солнечном.
Других, я знаю, он научил прямо противоположному. Что ж, часто от ученика зависит больше, чем от учителя. Особенно если ученик все-таки научился отвечать за себя сам.
* * *
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
13 октябрь 2021 г.
Это видят: Доступно всем
47 л. — 13 к.
Yuriy Vereshchagin
Симпатичная молодежь
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Yuriy Vereshchagin — молодые всегда хорошо выглядят — разумеется, если они не в военной форме и не пьяные...
Ответить1 г.
Yuriy Vereshchagin
Андрей Чертков -- в Америке это звучало бы очень не патриотично! (про военную форму) Вас бы не поддержало процентов 90 😀
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Yuriy Vereshchagin -- так это и здесь непатриотично. Но я ведь не сказал — в какой именно военной форме. А если это форма СС?
Ответить1 г.
Yuriy Vereshchagin
Андрей Чертков -- 😀
Ответить1 г.
Андрей Коломиец
Крапивин — это здорово. А к нам в "Алькор" на встречи только Геннадий Прашкевич и Сергей Павлов приезжали...
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Андрей Коломиец -- Да тоже очень хорошо. Севастополь — такая же точно провинция, особенно в советское время, но только не медвежий угол, а... ну, скажем, дельфиний угол...
Ответить1 г.
Андрей Коломиец
Андрей Чертков -- Сергея Павлова мы даже избрали почетным членом Совета КЛФ "Алькор". Что забавно, этот его статус до сих пор значится в Википедии среди прочих его регалий....
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Андрей Коломиец -- ну, это были хорошие времена, а мы были вообще не избалованы подобным общением....
Ответить1 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
13 октябрь 2022 г.
Это видят: Доступно всем
49 л. — 13 к. — 8 р.
Ефим Беркович
Оххх
Ответить1 нед.
Дмитро Гейко
А почему КЛФ было два?
Ответить1 нед.
Андрей Чертков
Дмитро Гейко -- ну, это забавная история. КЛФ "Сталкер" был создан в 1983 году при районной библиотеке (в Гагаринском районе Севастополя, где я и сейчас живу) — еще до моего возвращения из Николаева, но при некотором моем "акушерском" содействии. Это был маленький, закапсулированный клуб, почти не росший в своем составе: последним новым членом, вступившим в него в 1986 году, был как раз Бережной, только что закончивший тогда школу. В январе 1987 года в этом клубе была осуществлена моя первая попытка создать фэнзин — "Бластер", который делался в одном экземпляре. К 1988 году мы с Бережным созрели к тому, чтобы создать новый фэнзин, более массовый, что тогда было всё еще чревато серьёзными неприятностями. Но нашим ребятам это было уже не интересно, их устраивало существующее положение дел. Тогда мы с Сергеем ушли из "Сталкера", создали при центральной городской библиотеке новый клуб с гораздо более молодым составом — "Атлантис", а вскоре после этого тиражом в 16 экземпляров (две закладки на пишмашинках) запустили в апреле 1988 года новый фэнзин — "Оверсан", который поначалу был как бы органом нашего нового клуба (хотя клуб, в общем-то, к этому фэнзину не имел никакого отношения). С лета 1988 года при помощи одного парня из Ленинграда, имевшего доступ к ЭВМ с АЦПУ, "Оверсан" получил тираж уже под сотню экз. (сейчас этот парень — пропутинский "патриот", и мы давно уже не общаемся), и после этого я занялся только фэнзином, а Бережной еще некоторое время исполнял функции председателя "Атлантиса". В 1989 году на "Аэлите" я познакомился с Николаем Ютановым и Яной Ашмариной, и в январе 1990 года я уехал в Ленинград превращать "Оверсан" в настоящий журнал. Года через 3 ко мне в Питер (уже в издательство "Терра Фантастика") подтянулся и Бережной со своей молодой женой, я как раз заполучил комнату в коммуналке, а Сергей поселился в той халабуде, которую я до этого снимал у родственников Андрея Николаева. Так оно всё дальше и пошло, а расстались мы уже только после "Озона", в 2000 году, — меня в итоге занесло на Ленфильм на киностудию СТВ ("Сергей Сельянов со товарищи" — среди товарищей, в частности, был режиссер Алексей Балабанов, у которого я пару лет был кем-то вроде пресс-редактора), ну а Бережной пошел по интернетной и по издательской линии — в частности, некоторое время работал ответственным редактором в издательстве "Амфора" у Вадима Назарова, потом, кажется, в "Азбуке". Пока это всё не закончилось, и он не уехал в Киев.
Ответить1 нед.
Andrew Yanko
Крапивин очень нравился. Странно, но любил его реалистические произведения, а вот фантастику не очень, кроме "Я иду встречать брата".
Ответить1 нед.
Ефим Беркович
Andrew Yanko -- пока крымнаш не пришел
Ответить1 нед.
Andrew Yanko
Efim Berkovich -- к тому времени я уже перестал его читать вообще.
Завгару вчера исполнилось 70 лет. Я уже не раз поминал эту дату и у себя в Фейсбуке, и в своей авторской колонке на Фантлабе, но без особой, впрочем, реакции. Оно и понятно — Завгара уже давно нет с нами. Вот сейчас заглянул я к нему в аккаунт и обнаружил там пусть и не очень много, но всё-таки некоторое количество поздравлений с ДР от неизвестных мне товарищей. Конечно, довольно странно видеть пожелания здоровья и долголетия человеку, который умер 2 года назад, но, в конце концов, в фантастике и это тоже было предсказано. Будет ласковый дождь!..
Комменты к посту:
Андрей Стругацкий
Хоть я его лично и не знал, но судя по нашему с ним общению в соцсетях — очень годный чувак был!
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Андрей Стругацкий -- Очень!
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Андрей Стругацкий -- Главное, что не скурвился и не продался, хотя не раз пытался сманеврировать так, чтобы и нашим, и вашим, — еще со времён ВТО это было. Но природное нравственное чувство в нем всё равно оказалось сильнее этого... мнэ... "блуждания между струек".
Ответить2 д.
Борис Сидюк
Завгар реально был подвижником.
Ответить1 д.
Rustam Huseynov
Бессмертная легенда фэндома, даже для тех, кто его лично не знал.
Рэдрик Шухарт -- Помню, конечно. Прописал он его знатно. Только, если я не ошибаюсь, фэна-пенсионера у Штерна звали Борисов-Завгородов. Обязательно перечитаю!
Ответить1 д.
Рэдрик Шухарт
Андрей Чертков -- Ты прав, конечно! Борисов-Завгородов. Но это никого не обманывало.
Ответить22 ч.
Андрей Чертков
Рэдрик Шухарт — Ну, наших разве обманешь? Их только ПБЗ-ящик обмануть смог. Некоторых, самых нестойких.
Ответить21 ч.
Leonid Reznick
Да, мы с женой вспоминали его у нас гостевание. Он останавливался у меня, когда прибывал в Питер. Самое интересное, что именно Боря научил меня готовить! (То, что потом превратилось в хобби.) Когда жена была на даче, и я сожалел, что есть нечего, а за готовку браться я боюсь, он изрёк фразу, ставшую для меня афоризмом: "Хорошие продукты очень трудно испортить".
И эти слова перевернули мою жизнь... 😀
Ответить1 д.
Андрей Чертков
Leonid Reznick -- Ну и я, конечно, помню эту его фразу. Он ведь у меня в коммуналке почти год прожил — в развесёлом 1995 году.
Ответить1 д.
Leonid Reznick
Андрей Чертков -- да, меня в Питере тогда уже не было.
Ответить1 д.
Андрей Чертков
Leonid Reznick — Увы.
Ответить1 д.
Leonid Reznick
Андрей Чертков -- как сказать...
Ответить1 д.
Alex Genin
Встречались только на конах, начиная с первой Новомихайловки, которая потом стала Новоконом. Но на всех, на которых я бывал. Ну и общались письменно, а потом и в ФБ. Сидюк прав — он действительно был подвижник.
Ответить1 д.
Старое фото из архива Фейсбука:
Андрей Чертков
25 октябрь 2015 г.
Это видят: Доступно всем
И еще один снимок с Интерпресскона-1994... два старых фэна, заблудившихся в пространстве и во времени... им всё еще кажется, что всё еще впереди, хотя на самом деле это уже далеко не так.. но они об этом еще не догадываются...
#Старый_фэндом
Комменты к фото:
Александр Хакимов
когда-нибудь это и другие подобные фото станут классикой, и потомки наши будут также нежно проводить по ним пальцем, как это делали мы с фотографиями молодых Стругацких,...
Ответить6 г.
Андрей Чертков
глядя на нынешний фэндом, я довольно сильно в этом сомневаюсь...
Ответить6 г.
Александр Хакимов
Андрей Чертков -- Я тоже, но надежды все же не теряю! )
Ответить6 г.
Борис Завгородний
О! У меня ещё одна страничка!!! Как бы мне ключик найти, чтоб её открыть...
Ответить6 г.
Igor Shaganov
Вот вам в копилочку
Нет описания фото.
Ответить6 г.
Igor Shaganov
Нет описания фото.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
эту обложку СП я хорошо помню, а вот фото впервые вижу...)))
Ответить6 г.
Igor Shaganov
с Соцкона-89
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Вот там-то я как раз и не был... я вообще больше ни разу не бывал в Николаеве и окрестностях после 1984 года, так уж карты легли...