И опять выношу свой коммент из комментов. А ну поспорьте, если хотите...)))
-- А насчет того, что фэндом "помирает, ухи просит" — так нет тут ничего удивительного. Мы-то жили во времена НТР, накануне грядущего всеобщего коммунизма (или хотя бы конвергенции социализма с капитализмом), а главное — в преддверии стремительно приближающейся быстрой и глубокой колонизации космоса. И это время требовало таких людей, как мы — коллективистов-позитивистов, жаждущих мира, равноправия, справедливости и прогресса, но и, одновременно, интеллектуалов-мокрецов, желающих странного и нового — и в мыслях, и в текстах, и в жизни. А нынешние ребята — они же живут в мире победившего киберпанка, глубоко внедренного в новое средневековье, -- а это мир индивидуалистов-одиночек, мир виртуального и очень неглубокого общения, мир транснациональных корпораций, перемешанных с архаичными монархиями и диктатурами и скрепленных замшелыми религиозными и идеологическими догмами. Это мир, где много и хлеба, и зрелищ, но где всё меньше и меньше странного и недоступного для тела и для ума. Вот под этот мир и изменилась фантастика, резко переставшая быть литературой передового мозгошевелительно-раздражающего типа о прорыве в неожиданное сияющее будущее, а превратилась в эскапистское, убаюкивающее постмодернистское чтиво, пережёвывающее разные виды привычного и такого сладкого прошлого, так что — соответственно — вместе с такой масскультной фантастикой изменились и фэны, ее потребляющие...
30 л. — 11 к. — 3 р. — :
Макс Репин
НУ... где-то так. Хотел поспорить, но по сути не с чем. А к мелочам цепляться нет смысла.
Ответить7 г.
Семён Цевелев
Короче говоря, это слег, товарищи.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
и слег тоже... уже где-то на подходе... пока прощупывают спайсами...
Ответить7 г.
Stan Podolski
а импортная фантастика тоже была литературой передового типа и превратилась в чтиво, или она была чтивом изначально, или не превратилась?
Ответить7 г.
Семён Цевелев
Была передовая, и было чтиво. Так и осталось, собственно говоря.
Ответить7 г.
Stan Podolski
я, собственно, почему спрашиваю. Весь запад — это индивидуалисты-одиночки. Но западной фантастике не мешает?
Ответить7 г.
===========================
Тогда я не ответил товарищу, а вот теперь, наверное, могу. В западной фантастике тоже, конечно, не всё хорошо — слишком уж она увлеклась фэнтезийно-феодальным и космооперно-феодальным средневековьем. Но! В западном обществе не было столь длительного и столь жестокого крепостного права, как в пост-Ордынской России, когда вся страна на долгие века была разделена на кучку всемогущих рабовладельцев и на массы бесправных рабов уже просто по факту своего рождения в том или ином лагере, — причем все они — и рабы, и рабовладельцы — должны были покорно служить Великому Хану, прозванному здесь Великим Князем/Царём/Государём и наделённому беспрецедентно масштабными самодержавными полномочиями просто по праву своего рождения в царской семье. А современная научная фантастика как массовый коммерческий жанр возникла всё же в Америке — в новой стране в Новом Свете, куда бежали люди со всей Европы (и даже из Азии и Африки) от застоявшейся там несвободы и остатков феодализма. Может, поэтому американцы вот так и заигрались сейчас в этот свой фэнтезийно-космооперный феодализм, что реального феодализма у них просто никогда не было, а свое экономическое, политическое и общественное развитие это государство начало сразу с раннего капитализма — пусть колониального, пусть бандитского и жестокого, пусть местами даже этнически-рабовладельческого, но всё-таки не феодального? Вот почему они его теперь и идеализируют, может быть?
==============================
Иар Эльтеррус
Мда, Андрей выдал не в бровь, а в глаз...
Ответить7 г.
Олег Данилов
Скорее соглашусь тоже.
Ответить7 г.
Александр Ливенцев
А мы уйдем на север. В сияющее прошлое...
Ответить3 г.
Людмила Реброва
По-моему, кризис в фантастике объясняется прежде всего тем, что, отбросив коммунизм, человечество лишилось будущего. А фантастика без будущего существовать не может.
Посмотрите фантастику последних десятилетий: даже в лучших произведениях самое большее — сохранение статус-кво. Всё попаданчество об этом. Все космические оперы. Общество в них сегодняшнее, только антураж другой. Развитие и расширение количественное, вширь.
Будущее же — это КАЧЕСТВЕННОЕ изменение всех сторон жизни и деятельности общества, а таковым сможет быть только коммунизм — новый, качественно иной ТИП РАЗВИТИЯ человечества. Исключив его из общественного сознания, и тем самым утвердив "вечность" современного капитализма, мы лишились будущего и, соответственно, фантастики. Ей просто не о чем писать
Ответить2 г.
===================
-- А вот здесь, я думаю, налицо явная путаница между коммунизмом в теории (у Маркса) и коммунизмом на практике (в СССР). А ведь на практике, если не лукавить, советский коммунизм оказался — вдруг! — просто-напросто крепостным правом 2.0. И пока от этих иллюзий мы не избавимся (в смысле — от таких вот иллюзий: если мы называем своё Будущее коммунистическим, то оно обязательно коммунистическим и станет!), никакой Полдень, похоже, нам на самом деле не светит.
--------------------------------------
Мария Елифёрова
Я сейчас скажу неприятную вещь, но процесс начался со "Звёздных войн". Не зря они такой фурор в позднем СССР произвели.
Ответить5 ч.
Андрей Чертков
Мария Елифёрова -- даже не буду спорить...
Ответить3 ч.
Kerstin Stoss
Просто раньше очень быстро пришло много нового и удивительного, о котором больше только писали и фантазировали, что вот-вот оно принесет чудеса, но в жизни чудес было мало, все жили ожиданием. И очень легко и востребованно было эти грядущие чудеса красочно описывать.
А сейчас слишком многое уже пришло и есть прямо в жизни, и всё это сложное, основная масса людей даже не понимает, как это работает, хотя пользуется. Все разом переехали в ожидавшуюся sci-fi реальность. Фантастам стало резко тяжело.
С другой стороны, появилось много специалистов и просто продвинутых людей, с легкостью ловящих авторов на лаже: уже нельзя просто написать "ионный звездолет", уже глупо выдумывать "суперкомпьютер", ничего не объясняя. А полезешь объяснять — здравствуй, лажа!
И с третьей стороны, уже ясно, что сами по себе технические чудеса не упрощают жизнь: не снимают социальные проблемы, но и не привносят некое удобно описываемое "сверхзло". Автору надо придумывать что-то новое и сложное о социуме.
В результате всего этого лафа для фантастов кончилась. Те, кто станут писать как раньше, воспринимаются вторичными графоманами. Чего-то прорывного достичь могут немногие. Вот и "кризис". А любители простых решений кинулись в фэнтези, потому что там можно то, что уже нельзя в НФ: фигачить выдумки, не особо напрягаясь над обоснуем.
Нет никакого кризиса.
Ответить24 мин.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- Весьма разумное объяснение — не подкопаешься...)))
Да они как будто сговорились — сначала популярный Ютуб-блогер GreenGrass выстрелил получасовым роликом о печальной судьбе кино-киберпанка, а потом — уже прямо на следующий день, всего несколько часов назад, — и не менее плодовитый обозреватель-осмыслитель RocketMan выложил на своем Ютуб-канале уже чуть ли не часовой видеоролик о повести братьев Стругацких "Хищные вещи века", прямым послесловием к которой, по мнению этого блогера, можно (и нужно) рассматривать не менее знаменитый "Бойцовский клуб" — и сам романЧака Паланика, и снятый по нему фильм Дэвида Финчера.
Необходимое примечание к содержанию данного ролика. В общем и целом я, наверное, согласен с довольно многими мыслями данного РокетМена. Но я категорически не согласен с его попыткой обвинить пожилого Бориса Стругацкого в том, что он в итоге разочаровался в идеалах своей молодости. В отличие от этого товарища, я Бориса Натановича много лет знал лично и я уверенно могу сказать — в идеалах Мира Полудня БНС никогда не разочаровывался. Но просто в какой-то момент он очень чётко увидел, что никакого Мира Полудня может никогда не случиться, если не будет кардинально решен вопрос не только о "коммунистическом" изобилии, и не только вопрос о решительной борьбе с внезапно появившимся откуда-то из глубин технологий хищным "слегом", но и — главное! — Вопрос о Власти при "коммунизме" — то есть, о тех самых вождях, которые вместо равномерного развития и процветания всего населения планеты подсовывают нам то и дело абсолютно иллюзорную мечту о Величии и Доминировании какой-то отдельной общественной группы, или же какой-то отдельной нации (разумеется, с ними — Великими Фюрерами — во главе; они же — Неизвестные Отцы, они же — Огненосные Творцы), — прямо вот так, как это показано и в "Бойцовском клубе" Чака Паланика (а задолго до него — в романе "Обитаемый остров" братьев Стругацких), и вот так, как это происходит прямо сейчас в реальной жизни, — и я даже не буду говорить, где именно это происходит, — сами знаете. Да везде это происходит, если честно. Где-то — более очевидно, где-то — менее.
Очевидно, к началу трансляции телесериала "Периферийные устройства", снятого по одноименному романуУильяма Гибсона, небезызвестный Ютуб-блогер GreenGrass приурочил премьеру своего нового почти-получасового видеоролика с нарочито высокопарным названием "Проклятый киберпанк", посвященного тотальным неудачам высокобюджетного блокбастерного кино-киберпанка. В ролике рассматриваются такие знаковые для жанра фильмы, как "Тринадцатый этаж" Роланда Эммериха — Йозефа Руснака (1999), "Странные дни" Джеймса Кэмерона — Кэтрин Бигелоу (1995), "Газонокосильщик" Бретта Леонарда (1992), "Суррогаты" Джонатана Мостоу (2009), "Элизиум" Нила Бломкампа (2013), "Призрак в доспехах" Руперта Сандерса (2017), "Бегущий по лезвию 2049" Дени Вильнёва (2017) и некоторые другие.
А вот этот снимок как бы из "автографической серии", но только без автографа. У меня было много книг с автографом Андрея Николаева — и все его фэнтези-романы, изданные под псевдонимом "Андрей Легостаев" (начиная со слегка нашумевшего "Наследника Алвисида"), и некоторые журналы, и сборники. Но почему-то я эти автографы не отсканировал. А вот фотомонтажик 12 (19) лет назад сделал — на фоне обложек издававшихся Андреем фэнзинов. Ну, это, наверное, потому, что автор он был всё-таки не выдающийся (как, например, и Майкл Муркок, хотя, я знаю, многие со мной не согласятся), а вот журнальный редактор — от Бога (как и тот же Муркок, кстати). Вот только время очень быстро пролетело, когда хорошие журнальные редакторы-фантасты были у нас здесь востребованы. Здесь всё-таки вам не Англия...
33 л. — 33 к. — 7 р. — :
Александр Хакимов
Уууууууууууууу!!! История российской фантастики!
Ответить7 г.
Евгений Квятковский
А у меня все Измерения и Сизифы из квартиры сперли в 90-е, когда я уехал в Германию, а квартира стояла пустая. Вместе с теликами и видиками. Причем книги не тронули, кроме тех, что с автографами были, видать, любитель попался. Или уже тогда за них можно было что-то получить. Спасибо за Андрюхины фотографии.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Ну а я, когда уезжал из Питера, всю свою коллекцию советских фэнзинов, которая на тот момент была, пожалуй, крупнейшей не только в России, но и во всём мире (потому что там были не только мои фэнзины, собранные за 20 лет, но и экземпляры, переданные мне Николаевым, когда он разочаровался в своем фэнзинёрском прошлом), я через Шуру Олексенко передал Александру Сидоровичу. И они уже выставляли эту коллекцию на одном из недавних Интерпрессконов. Глядишь, еще и музей фантастики замутят, о котором уже лет 15, наверное, разговоры ходят, и тогда эта коллекция станет ядром этого музея...)))
Ответить7 г.
Евгений Квятковский
Так это-ж тот самый Алвисид. Ему и карты в руки. А насчет музея идея хороша, только, по-моему, фэндома уже не осталось. Отдельные зубры вроде вас еще воду мутят, но молодежь не прибывает, а ряды редеют.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
угу, тот самый Алвисид... А насчет того, что фэндом помирает, ухи просит — так нет тут ничего удивительного. Мы-то жили во времена НТР, грядущего всеобщего коммунизма и быстрой глубокой колонизации космоса. Это время требовало таких людей, как мы — коллективистов, жаждущих справедливости, но и, одновременно, мокрецов, желающих странного и нового — и в мыслях, и в текстах, и в жизни. А нынешние ребята — они живут в мире победившего киберпанка, глубоко внедренного в новое средневековье — а это мир одиночек, виртуального и очень неглубокого общения, мир транснациональных корпораций, перемешанных с архаичными монархиями и диктатурами и скрепленных замшелыми религиозными и идеологическими догмами. Мир, где много и хлеба, и зрелищ, но где всё меньше странного и недоступного. Вот под этот мир и изменилась фантастика, переставшая быть литературой передового типа, а соответственно — изменились и фэны...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
"Дети декабря", 1985 год, — "Жажда" — и об этом тоже, мне кажется. "Все часы ушли в сторону — это новое время..." Разумеется, у БГ всё очень ассоциативно, но некоторые ассоциации универсальны, как перекрестки, мимо которых не пройти.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Руслан Мингажев -- нынешнее время уже даже не дважды, а трижды новое — по отношению к середине 80-х, когда писался этот альбом "Аквариума".
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Андрей Чертков -- в отношении некоторых процессов это не имеет значения; поскольку фэндом, к примеру, на развилке конца 80-х — начала 90-х ушел с ветви перспективного развития в сторону тупика, смысл "новизны" новой развилки как-то теряется. Новое в тупике только то, что он тупик, по поводу чего, как правило, и скалится при входе Атмосферный Череп. Всё это можно отнести к недостаткам импульсно-инерционного движения. Впрочем, спасать архивы никогда не поздно. Они — свидетели действительно славных дел!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
на самом деле бифуркация произошла не в конце 80-х, а скорее в середине 90-х, когда многие фантасты и фэны не пережили первые трудности рынкофикации и сильно захотели назад, в прошлое... правда, разные люди — в разное прошлое... но в будущее — уже мало кто продолжал хотеть... тут-то и произошел надлом...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Это уже субъективное представление, мне кажется. Я же имею в виду то не-сделанное в упомянутый мной период, что послужило причиной бифуркации, уж коли она была упомянута. Напомню о всплеске активности ВЛКСМ в конце 80-х, о ВС КЛФ, о реальной потере инициативы теми, кто в обычном режиме до этого осуществлял координаторскую деятельность, без этого шумного руководства неформальными движениями. Не случайно, кстати, для многих в тот период произошел совершенно естественный переход из фэндома в среду ролевого движения. Так что трудности рынкофикации, их роль, несколько преувеличены. Но это, разумеется, всего лишь мое скромное мнение.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Руслан Мингажев -- ну, мнение против мнения... просто я верхушку фэндома и многих авторов "четвертой волны" наблюдал из года в год с начала 80-х и до середины нулевых — то есть, более 20 лет — на регулярных конвентах и в личных встречах по издательской части... и я очень хорошо помню, как рос градус агрессивного неприятия новой жизни в этой среде, начиная примерно с 1993-95 годов (да и вообще градус агрессии и озлобленности), несмотря даже на то, что с книгами стало просто зашибись... а события конца 80-х, комсомольская активность и даже ВТО МПФ остались скорее не очень значительным эпизодом в этой истории...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Почему же — против? Не вижу, чем бы одно противоречило другому. Однако! Должен заметить, что часть фэндома, обозначенная как "верхушка", вышедшая на "орбиту" авторов (пусть даже "вечномолодых" авторов четвертой волны), и отстрелившая первую ступень ракеты — в привычном для меня понимании, не фэндом, поскольку структуру фэндома образовывали КЛФы, а не отдельные личности, будь они хоть трижды интересны, ярки и талантливы. "Хиус"-то раздолбали.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну, клубы и сейчас есть — немного, но есть... собираются, фэнзины выпускают, бумажные и электронные, в семинарах и мастер-классах участвуют, авторов пестуют... вот только я, если честно, по-настоящему выхлопа уже не ощущаю... во всяком случае, такого, как в 80-е и в начале 90-х, когда в фантастике всё бурлило, и постоянно рождались новые смыслы, тренды и новые имена...
Ответить7 г.
Андрей Чертков
может, это потому, что сопротивления нет, и поэтому в нынешней вязкой и зыбучей среде, когда вроде всё можно, но и ничего не вызывает ответной волны интереса, все движения глохнут?..
Ответить7 г.
Шура Олексенко
Ну, Андрюша, честно-то говоря, не всю 🙂 много, но не все. Я как раз отбирал в основном для выставки. Но да, выставка была, года... три? четыре? назад, да?
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, конечно, не всю... всю — это было бы слишком жирно, да и кому это надо — копаться в килограммах старой рухляди?..))
вы, главное, не растеряйте эти раритеты — вдруг будущим поколениям они всё-таки будут интересны?..)))
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Шура Олексенко -- кстати, спасибо, что заглянул...)))
Ответить6 г.
Шура Олексенко
Андрей Чертков -- да и еще неоднократно загляну 🙂 ну, если, как говорится, не того... а так-то — ну вот, может на НГ в Севу опять смотаюсь. А чё 🙂 мне понравилось в тот год 🙂
Ответить6 г.
Николай Горнов
Мне Андрея сегодня сильно не хватает. Но он по-любому не смог бы долго прожить, я думаю, с таким обострённым восприятием мира. Это был человечище. Тоскую 🙁
Ответить6 г.
Андрей Коломиец
А у меня самое яркое воспоминание об Андрее Николаеве — с Фанкона-91, куда он приезжал с женой и двумя сыновьями. После конвента мы все долго не могли улететь, в Одесском аэропорту уже были проблемы с топливом. И в процессе ожидания я долго "летал" сыновей Андрея на своих руках, мальчишкам нравилось, а родители довольны были, что дети не допекают. Сыновья у него тогда совсем мелкие были, и вряд ли помнят Коломийца-самолет. И очень жаль, что Андрюша так рано ушел...
Ответить3 г.
Николай Романецкий
именно Андрюха привел меня в фэндом. Как раз Фанкон-91 и последовавший за ним Волгакон. Да и на ИПК он вытащил. С Сидором мы сдружились несколько позже.
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Да, я знаю, Коля. И, я думаю, ты не пожалел, прибившись с его помощью к фэндому? А фэндом-то в любом случае не пожалел.
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- никто не пожалел. Жалко только Андрюху 🙁
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Николай Романецкий -- Он слишком размашисто жил — а это чревато. По себе знаю...
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- да уж... 🙁
Ответить3 г.
Людмила Реброва
Так Волгакон в 91-м был раньше одесского Фанкона. Я поехала из ВОлгограда в Одессу. Или память у меня совсем ку!?
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Людмила Реброва -- Волгакон был в начале сентября. Фанкон — в конце августа.
Ответить3 г.
Людмила Реброва
Николай Романецкий -- Значит, я спутала. Я ведь с одного на другой переезжала, вот и запуталась
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Людмила Реброва -- мы с Николаевым между Фанконом и Волгаконом успели в Питер заехать. Но не надолго.
Ответить3 г.
Сергей Лифанов
А у меня где-то лежит несколько листочков рукописи "Алвисида", которые мне Андрюша дал на почитать и сказать мнение в августе 90-го.. Да вот и сам "Алвисид" с автографом:
(Фото отсутствует — потому что френд с тех пор отфрендился и самозабанился)
3 г.
Шура Олексенко
Эх. Какие мы молодые были... а ведь эту книгу делал я 🙂 позорище, конечно, с нынешних-то высот 🙂 но тогда было круто 🙂
upd: ну почти позорище 🙂 могло быть и хуже 😉
3 г.
Ефим Беркович
Shura Olexenko -- Книга хорошая, кстати. Продолжения намного слабее
3 г.
Андрей Чертков
Ефим Беркович -- но Шура тут и вовсе не при чем...
3 г.
7 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков с Сергеем Бережным
25 октябрь 2015 г.
Это видят: Доступно всем
И, завершая тему, "историческое" фото напоследок. Сделано оно то ли в конце 90-х (когда мы с Сергеем Бережным еще работали в Озоне), то ли в начале нулевых (когда бывшая озоновская информ-редакция уже разбежалась вынужденно кто куда). Может, Сергей лучше помнит, когда это было. Это мы с ним на дне рождения у Андрея Николаева у того дома. Озон я тут припомнил не случайно — Андрей с нашей подачи писал для Озона статьи на рок-музыкальные темы, и это его немножко выручило финансово в тогдашние сложные годы. Да, здесь мы всё еще бодрые и весёлые. Но уже через 3-5 лет Андрей словит свой инсульт (а мой случится на 3-4 года позже), а еще через дюжину лет его не станет...
Причем два из них — еще и Оверсан, а еще два из них — Оберхам и Двести... и еще два из них — маленький траурный фэнзин на похороны Аркадия Натановича.
4 г.
Сергей Лифанов
Я в курсе, Андрюш. И все это у меня есть. Просто имена подбирал... привычные более-менее. Троица у вас действительно была плотная.
4 г.
Ded Rasta
Я вполне мог встретиться Андреем: когда Сергею Казменко стало трудно ходить, Андрей стал для него связующим звеном с семинаром и часто бывал у него. Я тоже тогда часто ездил в Питер и всегда останавливался у Сергея. Но вот как-то не пересеклись. Но и по рассказам Сергея, и по самому факту бескорыстной помощи (в частности, он привёл к Сергею ребят из Белоруссии, которые опубликовали его рассказы, в том числе в шикарной "Меге") у меня осталось впечатление светлого и интересного человека. Кстати, все фэнзины, которые у меня есть, тоже приносил Сергею Андрей.
Ответить4 д.
Андрей Чертков
Ded Rasta -- да, Андрей был и светл, и интересен, и по-настоящему бескорыстен... хотя простым человеком он, конечно же, совсем не был...
Ответить3 д.
Kerstin Stoss
Ах вот кто "Легостаев". Ничего не читала: издания воспринимались как лёгкое чтиво (если не халтурное писалово) под псевдонимом (и значит, от каких-то литнегров), не потянуло покупать.
(Даже не могу уже сказать, почему чётко идентифицировала это как псевдоним, не помню.)
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- Как писатель Андрей был, в общем, так себе, а вот редактор и организатор проектов он был просто превосходный...
Продолжаем наши игры со старыми фото из фейсбучного архива:
7 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков
19 октябрь 2015 г.
Это видят: Доступно всем
#Старый_фэндом
А вот и еще одно историческое фото из найденного мной недавно цифрового архива.
Это примерно 1995 год, наверное, то есть — ровно 20 лет тому назад. Издательство "Терра Фантастика" (слева) и примыкавшие к нему тогда писатели-фантасты (справа) на набережной Фонтанки. Фото редкое, потому что среди местных питерских авторов затесались вдруг случайно и двое приезжих, один из Риги, а другой из Красноярска (тогда еще из Красноярска).
-- Это 1993 год. «Малый апокриф» Столярова уже вышел, а Андрей Лазарчук подписал контракт на создание романа «Опоздавшие к лету».
Комменты к фото:
Владимир Нимлас
Узнал вас, Рыбакова, Лазарчука, Столярова.. кажется, Успенский?.. А остальные?
Ответить7 г.
Андрей Чертков
нет, Успенского здесь нет... вообще-то, я всех товарищей на фото уже отметил...
Ответить7 г.
Владимир Нимлас
Да, вижу теперь, спасибо)
Даниэль Клугер
Андрюша, ты Лазарчука Столяровым обозвал.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
нет, Даня, с Лазарчуком всё в порядке, это на Столярове висит две этикетки — одна ссылочная на какого-то левого дядю с той же фамилией, а другая текстовая. Это просто глюк фейсбука, который я пытался исправить, но не слишком удачно..
Ответить7 г.
Алекс Крылов
Да, на Столярове действительно две "этикетки". Сейчас увидел. Все остальное нормально. 🙂
Ответить7 г.
Алекс Крылов
Самое интересное, что фотография интерактивная (если на нее щелкнуть и войти в режим просмотра). При наведении на лица дает подсказку, кто есть кто. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну так я это и пытался сделать... но без глюков не обошлось...
Ответить7 г.
Алекс Крылов
Глюков не увидел — просто нужно кликнуть на фотку, чтобы войти в просмотр на самом ФБ, и там все просто замечательно — всплывающие подсказки. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
со Столяровым глюк приключился — Фейсбук сам привязал его к какому-то левому спортсмену с тем же ФИ, я пытался отвязать, но не получилось пока...
Ответить7 г.
Алекс Крылов
Да, я уже заметил. "Это ничаво, барин. Это ничаво". (с) Д. Хармс. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
неотлаженная технология просто...
Ответить7 г.
Дмитрий Алексеев
Количество очкариков на квадратный сантиметр фотографии и их удельный вес зашкаливает. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
так, значит, расстрелять надо было?
Ответить7 г.
Дмитрий Алексеев
Ни за что на свете!
Ответить7 г.
Сергей Гринберг
правда, не все очкарики — мокрецы)))
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ой, не все....
Ответить7 г.
Александр Ефанов
Это основное отличие фэна тех лет — очкарик бородатый. Много читает: поэтому испортил глаза и некогда бриться
Ответить6 г.
Alexander A Galat
Как давно это было... Примерно в то же время пришел на работу к Дим Димычу Положенцеву — в то же здание на углу Римского-Корсакова и Вознесенского, правда, этажом ниже ТФ. Но большинство из тех, кто на этом фото, частенько к нам спускались. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
да уж, я и сам у Положенцева часто в гостях кофе дул... кстати, как он сам сейчас себя чувствует? у него инсульт всё-таки был вроде полегче, чем у меня...
Ответить7 г.
Alexander A Galat
Увы, не знаю. Алексея Дмитриевича (брата) видел мельком пару месяцев назад — всё вроде было в порядке. А в ФБ их, похоже, нет...
Ответить7 г.
Alexander A Galat
Кофе дул и по клавиатурам стучал с силой, сразу выдающей человека, знакомого с механическими пишущими машинками не понаслышке. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Да, нету их здесь... я последний раз Дим Димыча на 20-летии ТФ видел, в 2010 году, когда я еще в Питере кантовался... а потом больше никаких контактов не было...
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну так у меня всё детство прошло за трофейной пишмашинкой "Рейнметалл", а молодость — за самиздатными перепечатками на портативной "Москве" и канцелярской "Оптиме"...)))
Ответить7 г.
Alexander A Galat
Во-во, о присутствии у нас Андрея можно было узнать по треску разлетающихся клавиатур! )))))
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну, не так уж и много я их раздолбал... ну, парочку всего, может быть...)))
Ответить7 г.
Ярослав Костюк
Прямо сердце защемило. Ведь столько в этих лицах, и всё только начинается...
Ответить7 г.
Андрей Чертков
угу, сколько было надежд...
Ответить7 г.
Александр Хакимов
Зал Славы российской фантастики!
Ответить7 г.
Иржи Вальдр
Для "апофигея четвёртой волны" на фотке не хватает никогда не существовавшего согдианского фантаста Пехлеви 🙂 Вот честно, вот так чтобы ЛазаСтоляРыб рядом — здорово!
Ответить7 г.
Алекс Крылов
Зато появился прогрессивный борец за позитив для всего человечества Хольм ван Зайчик. 🙂
Ответить7 г.
Андрей Чертков
как раз в это время и был придуман так называемый турбореализм... правда, Пелевин к нам, в ТФ, в гости никогда не заезжал, мы с ним встречались на явках...)))
... а потом, поймав приход, в чистый глюк, сатори, нирвану. "...Из-за леса доносились пулеметные очереди. Это сдавали зачет курсанты пехотного училища им. А. Матросова.". 🙂
Ответить7 г.
Vladimir Kamaev
Не читал.
А Николаю спасибо за собрание АБС.
Ответить7 г.
Александр Хакимов
И, на кого ни глянь — почти на каждом очки! А очки — "это, как ни крути, признак интеллигентности!" (АБС)
Ответить7 г.
Alexander A Galat
А еще почему-то вспоминается маститый историк советской фантастики — Рустам Святославович Кац. Нет, к сожалению, ныне таких глубоких исследователей на более поздний период не найти...
Ответить7 г.
Андрей Чертков
увы, да... да и сам Кац, кажется, улетел на Луну, от нас подальше...
Ответить7 г.
Alexey V. Pasechnik
Один только Столяров не меняется с годами.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Не могу судить — в последний раз я Андрея видел лет 8 назад, наверное...
Ответить6 г.
Борис Руденко
Потому что он родился лысым, с бородой, и в очках.
Ответить3 г.
Ded Rasta
Как-то меня друг, у которого Столяров был руководителем — забыл уже, как это у них называлось — в семинаре Стругацкого, попросил занести ему рукопись, благо я всё равно в тех краях должен был быть. Те края — это площадь Мира, проходная арка-тоннель в старинном доме и ступени в ее стене посередине. Звоню. Открывает уютно-домашняя женщина в облаке кухонных запахов. Объясняю, кто я и зачем. Издалека жутко раздраженный голос: "Мама, кто там?" Мама отвечает: "К тебе, Андрюша". Стремительно врывается Столяров в нимбе стоящих дыбом волос, вырывает рукопись и убегает. Вот так я и познакомился с живым классиком.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Ну, это совсем молодой Столяров был. Когда я с ним довольно плотно общался, в начале 90-х, он с женой и сыном жил уже на Богатырском проспекте, в районе метро Пионерская...
Ответить5 г.
Николай Романецкий
судя по всему, вторая половина 80-х. Переулок Ильича.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
да, он мне однажды как-то показывал, когда мы там прогуливались, выйдя из издательства, — "вот тут я жил"... совершенно достоевские какие-то места...
Ответить5 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- я был как-то в этой его квартире году в 86-87-м. По-моему, тоже рукопись заносил
Такой уж город — Питер. Я на первых курсах заходил к знакомой студенточке, которая снимала комнату в жуткой трущобе за Балтвокзалом. А потом мать принесла мистическую трилогию "Ворон" (по ней, по-моему, сериал был поставлен). И там действие первого тома развивается именно в этой трущобе.
Ответить5 г.
Андрей Лазарчук
Не было никаких сериалов, а жаль
Ответить5 г.
Андрей Чертков
насколько я понимаю, имеется в виду сериал "Черный ворон" по роману Дмитрия Вересова-Прияткина...
Ответить5 г.
Ded Rasta
Угу
Ответить5 г.
Андрей Лазарчук
Да, что-то слышал. Просто мне фильм по "Ворону" однажды приснился.
Ответить5 г.
Андрей Столяров
Эта фотография в бумажном варианте уже много лет стоит у меня на полке книжного стеллажа, на самом видном месте.
Ответить3 г.
Андрей Чертков
и это хорошо...
Ответить3 г.
Алексей Борисов
Третий слева мужчина в очках — случайно не Каширин из "Стожар"?
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Это ж Николай Ютанов, главный в ТФ, на фото все помечены...
Ответить3 г.
Алексей Борисов
Андрей Чертков -- Мне кажется, Ютанова я в реале ни разу не видел, поэтому мог и ошибиться.
Ответить3 г.
Андрей Карапетян
Серёжа — это просто Голливуд!!
Нина, Андрей
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Андрей Карапетян -- Серёжа — это Иванов? Наш советский Рэмбо?
А кто такая Нина?
Ответить1 г.
Андрей Карапетян
Андрей Чертков -- Фантастическая женщина
Ответить1 г.
Андрей Чертков
Андрей Карапетян -- Всё равно не понял. Да и ладно...)))
Ответить1 г.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
20 ч.
Это видят: Доступно всем
132 л. — 66 к. — 2 р.
Комментарии: 4
Андрей Парибок
присел Слава Рыбаков?
Ответить19 ч.
Андрей Чертков
Андрей Парибок — на фото все помечены.
Ответить18 ч.
Alex Genin
Андрей Чертков -- Не все.Как раз самого крайнего не знаю и он не помечен
Ответить14 мин.
Андрей Чертков
Alex Genin -- это Александр Етоев, достаточно известный писатель, а в то время — мой постоянный напарник по переводам и издательским проектам. В частности, собрание Хайнлайна мы делали с ним вместе. А также переводили Гибсона. И переводчика Мишу Пчелинцева он к нам в издательство привёл, это был его приятель. Но уже 8 лет назад он изо всех сил поддержал ымперские провокации, чего я никак не ожидал, в результате чего мы с ним в фейсбуке расфрендились и, кажется, даже самозабанились.
Ответить1 мин.
Игорь Ганков
В двухтомнике "Опоздавшие к лету" Заглавное произведение самое слабое.