И опять Фейсбук напомнил, подняв наверх в архивной ленте старый пост петербургского политика и журналиста Бориса Вишневского.
Воспроизвожу здесь копипастом и этот пост, и тогдашние комментарии к нему — просто в память о Юре:
Борис Вишневский
7 ноябрь 2020 г.
Друзья, новое горе. От ковида умер Юра Флейшман, лучший знаток творчества Стругацких и координатор группы "Людены". Светлая память нашему Юре...
— с Николаем Романецким и ещё 6
574 л. — 64 к. — 8 р.
Комментарии
Лариса Санжиева
RIP
Ответить2 г.
Роман Арбитман
Ох, беда... Светлая память.
Ответить2 г.
Андрей Чернов
Царствия Небесного Юрию
Ответить2 г.
Veronika Artemeva
Кошмар. Лавина тяжелых утрат... светлая память
Ответить2 г.
Юрий Кузнецов
Светлая память!
Ответить2 г.
Ирина Плаксина
Светлая память!
Ответить2 г.
Алексей Молокин
Да что же это творится! Умирают артисты, поэты, фантасты, музыканты, ученые... Уходит наше прошлое, а с ним и будущее, а значит и настоящего практически не осталось! Зона касания нашего настоящего с реальностью все меньше и меньше. Уже не годы, не месяцы, уже дни, а иногда и минуты. Остается память живых, что же, будем помнить! Пока мы здесь. Пока мы...
Ответить2 г.
Sergei Soloviev
Беда... Очень печально. Светлая память.
Ответить2 г.
Николай Романецкий
Юрка, как же так? Должны были встретиться 12-го... Светлая тебе память
Ответить2 г.
Дмитрий Дубровский
Ох, беда... мои соболезнования.
Ответить2 г.
Андрей Чертков
Всего-то месяц назад письмами с Юрой обменялись. И даже меньше.
Ответить2 г.
Светлана Бондаренко
ох...
Ответить2 г.
Людмила Реброва
(Печальная картинка. Нет описания фото)
Ответить2 г.
алексей кирьянов
Какой Ужас.
Царствие ему Небесное...
Надо нам беречь себя !!!
Желаю всем не болеть....
Ответить2 г.
Андрей Рысев
Солидаризируюсь
Ответить2 г.
Tania Collins
Ужасно...
Ответить2 г.
Nataly Komarova
Танюша, в Питере совсем плохая ситуация? В новостях все про Беглова(((
Ответить2 г.
Tania Collins
Nataly Komarova -- очень плохо, Наташа! Сбеглов только наверх рапортует, что хорошо! Опять больницы переполнены
Ответить2 г.
Ольга Старовойтова
Nataly Komarova -- Совсем плохая. В том числе плохая новость, что у нас такой сбеглов. Трус, и даже врать гладко не умеет
Ответить2 г.
Светлана Крючкова
(Печальный эмодзик)
Ответить2 г.
Любовь Петрова
Светлая память...
Ответить2 г.
Алла Борисова-Линецкая
Я его знала...светлая память.
Ответить2 г.
Рэдрик Шухарт (Владимир Борисов)
Ужасно и несправедливо. RIP.
Ответить2 г.
Светлана Васильева
Светлая память тебе, Юра...
Ответить2 г.
Nataly Komarova
о, Господи..
Ответить2 г.
Ольга Старовойтова
Очень жаль... А Андрей Стругацкий знает о несчастье? Наверняка... Беда
Ответить2 г.
Нелли Раткевич
Ой, мы же с ним знакомы... Черт бы побрал эту заразу....
Ответить2 г.
Людмила Казар
Соболезную
Ответить2 г.
Владимир Костюшев
Встреча с Юрой 28 февраля 2020: Mark Shalimov передавал тексты Стругацких Юре и Борису Вишневскому. При обсуждении Юра цитировал — по памяти — большие фрагменты текстов Стругацких, ссылался на издания того или другого года. Спросил: Юра, Вы книжный червь? Ответил серьезно: Да, в Крупе с 1980-х. Светлая память..
Фото 28 февраля 2020 г., в лаборатории Марка Шалимова на Аптекарском.
Ответить2 г.
Евгения Ханина
Милые, дорогие мои, берегите себя !
Ответить2 г.
Светлана Кульчицкая
Светлая память...
Ответить2 г.
Leo Kaganov
Боже, как?! Почему?!!
Ответить2 г.
лариса дмитриева
Что происходит?Светлая память...
Ответить2 г.
Ирина Сапунова
Светлая память!
Ответить2 г.
Anzhela Zinchenko
Светлая память...
Ответить2 г.
Nata Voronina
Ох...
Ответить2 г.
Семен Семенов
Да что же это такое(((
Светлая память
Ответить2 г.
Юрий Самодуров
Очень жаль. Светлая память!
Ответить2 г.
Владимир Мирзоев
Соболезную... R.I.P.
Ответить2 г.
Александр Прокопович
Ох
Ответить2 г.
Наталия Зазулина
Мои искренние соболезнования!
Ответить2 г.
Pavel Tsyplenkov
От сопутствующего заболевания?
Ответить2 г.
Андрей Егоров
Pavel Tsyplenkov -- Ковид обостряет все болезни. Не было бы ковида, не было бы сопутствующего заболевания.
Ответить2 г.
Екатерина Кисель
Андрей Егоров -- ковид не убивает, он добивает.
Ответить1 г.
Галина Иванова
Светлая память...
Ответить2 г.
Елена Санникова
Горе...
Ответить2 г.
Yarik Kurashov
Пусть Земля ему будет пухом! Царствие небесное!
Ответить2 г.
Misha Peril
Барух Даян Hammet
Ответить2 г.
Tatiana Yurieva
Страшно, просто косит....
Ответить2 г.
Валентина Литвиненко
Светлая память!
Ответить1 г.
Юрий Касьяник
О, как жаль! 😪
Ответить1 г.
Ирина Захарова
Барух Даян аЭмет
Ответить1 г.
Elena Z. Andersen
Соболезную родным и близким.
Ответить1 г.
елена коротаева
Царствие Небесное!
Ответить1 г.
Anna Babicheva
Ушел в Космос...
Ответить1 г.
Елена Добрякова
Господи. Ковид, кругом ковид, уносит жизни талантливых и молодых. Какой-то злой умысел прямо(...
Ну вот, соцсеть опять подсунула мне под нос одну старенькую дискуссию на фантастико-философскую тему из неистощимого архива Фейсбука-Мордодыра... Хотя дискуссию эту, если быть совсем уж честным (дворником), начал в Фейсбуке именно я, неоднократно возобновлял ее для получения новых лулзов — в том же Фейсбуке и в полумёртвом тогда уже ЖЖ — тоже я. И вот теперь снова я выкладываю ее сюда — вдруг и здесь, на Фантлабе, она может показаться кому-то интересной.
5 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков
5 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
Тема для диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата
(или даже доктора) филологических (а заодно и исторических, и даже политологических) наук
(между прочим, я тут даже не шучу))):
" Как советские фантасты сумели обмануть идеологических кураторов из ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, СП СССР, а также цензоров из Гослита и Госкомиздата, и написали много-много вполне коммунистических, но при этом вполне антисоветских книг, которые немало поспособствовали формированию вольнодумства в среде пионеров и комсомольцев 60-х — 80-х годов, которые благодаря этому оказались вполне готовы к переменам, которые происходили в СССР с 1982 по 1991 год и закончились распадом Советского Союза и попыткой реставрации буржуазно-демократического капитализма. "
Тезисы для автореферата диссертации, по-моему, вполне очевидны, но, если хотите, можете набросать их здесь, в комментах...)))
интересно... никогда не слышал, чтобы кто-то исследовал эту тему... за рубежом были попытки монографий с таким примерно звучанием, но не здесь...
5 г.
Владимир Серебровский
Андрей Чертков -- Потому что на бездуховном Западе есть шикарная междисциплинарная "антропология", а у нас такой вот стык литературоведения и социологии начал было развиваться (под маркой "культорологии"), но был начисто и быстренько убит.
Это отдельная и печальная тема.
5 г.
Владимир Матвеев
Гм, ничего антисоветского в вышеприведенных книгах не вижу.
5 г.
Андрей Чертков
Владимир Матвеев -- а вы подумайте. Я ж не зря дал эту вводную...
5 г.
Владимир Серебровский
Владимир Матвеев -- Проблема в том, что занюханные комсомольские секретари — видели.
5 г.
Владимир Матвеев
Про Севера Гансовского тут подумал. На его "День гнева" Голливуд снял бы суперблокбастер, конечно. Хотя и наш фильм неплох.
Ответить5 г.
Александр Хакимов
(мрачно) не разделяю, увы, Ваших восторгов по поводу фильма — измененный финал потерял всю драматичность... Хэппи энд, видите ли... Но повесть "День гнева" смело поставлю рядом с "Пикником на обочине"
Ответить5 г.
Eugene Ellansky
Ефремов таки честно писал, без фиги в кармане.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
но даже и в этом случае всё равно закладывал мину под советскую власть...
Ответить5 г.
Eugene Ellansky
Под советскую власть мину закладывает всё — включая саму советскую власть.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky — именно... так был устроен этот мир...
Ответить5 г.
Андрей Козлов
"Антисоветский Советский Союз" (В. Войнович)
Ответить5 г.
Евгений Прошкин
Именно эту книгу Гансовского. Перечитал раз 500.
Ответить5 г.
Андрей Чертков
у меня когда-то была, потом потерялась...
Ответить5 г.
Евгений Прошкин
Андрей Чертков -- У меня тоже потерялась. Из детства вообще ни одной книжки не осталось. Даже Казанцева куда-то запузырить умудрился...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
у меня пара книг чудом сохранились...
Ответить5 г.
Андрей Коломиец
Знатная бы вышла диссертация! Жаль только, что никто не напишет, и уж точно никто не даст защитить. И самый безумный цензурный запрет был у Крапивина в "Голубятне". Его обвинили в пропаганде сионизма за фразу" снежинки шестиугольными звездочками падали на землю"...
Ответить5 г.
Valery Belyanin
когда я выступал в клубе фантастов в Москве (1988?), за мной записывала дама из райкома. Потом ничего, правда, не последовало, но неприятно было. Она делала это очень демонстративно. Миша Ковальчук вёл заседание.
Ответить5 г.
Алексей Зима
"КАК СУМЕЛИ..." — элементарно!
просто сама система взглядов классического марксизма была взята партаппаратом догматично, без дальнейшего осмысления, и даже с запрещением оного.
А логические противоречия просто замалчивались — типа, "поживём — увидим!"
Фантасты тупо продлили "линию партии" в будущее и ЯРКО рисовали общество "абсолютно сознательных людей", ставящих общественное выше личного.
Так как противопоставить что-либо было сложно — образы получались и положительные, и заманчивые, и (вроде бы) ВСЁ было "как положено", то и какой-то части удавалось проскочить рогатки худсовета — не все же рецензенты были
номенклатурными скотами...
Ну да, материала тут пожалуй на хорошую диссертацию!
— почему НЕКОТОРЫЕ вещи принимались на "ура" (и фигу между строк типа стока лет не замечали), а другие книги, при этом заметно менее крамольные, на корню зарезали.
Вангую — такие диссертации непременно появятся!
возможно скоро...
Ответить5 г.
Андрей Чертков
ну вот наконец содержательный отклик... то, чего я и добивался ваще-то...)))
Ответить5 г.
Andrey Lunev
К списку книг: Вячеслав Назаров — Силайское яблоко. До сих пор гадаю, каким образом его цензура пропустила
Ответить4 г.
Алексей Зима
ничего удивительного — с биркою "их нравы" — там и недемократический захват власти, и контрабандисты, и силовой спорт, и насилие, и правитель, пустивший жизнь страны на волю случая — полный набор агитки об "ужасах капиталистического строя".
Ну а то, что написано на грани таланта — "это не ваша заслуга, а наша недоработка"... 🙂
Ответить4 г.
Andrey Lunev
аха, и "Великий Кормчий" — кто ж вспомнит, что раньше это было прозвище усатого 😃
Только и можно сказать: "Наверно, в следующей жизни"...
Ответить4 г.
Сергей Лифанов
Эзоп очень и очень давно жил.
4 г.
Алексей Зима
потому что номенклатура в массе своей строила НЕ советское общество, а собственный свечной заводик,
поэтому у большинства честных и умных граждан мечты были О ДРУГОМ.
По мере сил граждане мечты описывали, а "сверху" им пальчиком грозили — "Играйте-играйте, да не заигрывайтесь!"
Ответить4 г.
Раф Гуревич
не понимаю, почему "Туманность Андромеды" подрывала советский строй и идею коммунизма. Если уж говорить о Ефремове, то это "Час быка" — не зря же вместо этой повести в 4 том собрания сочинений Ефремова поставили "Таис Афинскую". А сам Ефремов попросил составителя его биографии Бугрова (Уральский следопыт) повременить с написанием.
Ответить4 г.
5 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков
28 ноябрь 2017 г.
Это видят: Доступно всем
А вот вам отрывок из романа Кира Булычева "Последняя война",
впервые изданного, емнип, в 1970 году:
– Может, и обойдется, – сказал Павлыш. – Чем мы можем быть полезны коронам? Я понимаю: если их надо куда-то подвезти, а собственный корабль далеко. Но ведь они же летели на своем.
– Вот что, Слава, – сказала Кирочка, – хочешь поспорим, что через полчаса ты все будешь знать?
– Капитан просит свободных от вахт членов экипажа собраться в кают-компании, – раздался голос Бакова по внутренней связи.
– За тобою, Слава, торт ленинградского «Метрополя», – улыбнулась Кирочка.
– И, кажется, уже восьмой, – заметила Снежина.
– А я и не спорил, – сказал Павлыш. – Кстати, тортов всего пять.
Ну вот кто мне скажет, что это коммунизм? Это или продлённый сильно в будущее советский социализм с его блатом и дефицитом, либо госкапитализм типа штатовского "СтарТрека". Да и вообще, утопические и космические вещи Булычева — это один из самых характерных примеров "коммунизма без коммунистов".
А других цветов в природе не бывает? Ни сейчас, ни потом?
Ответить4 г.
Андрей Чертков
вот про "потом"-то и вопрос — как жить-то будем? при свободе и равенстве, или же при очередном замаскированном рабовладении? Человеческой цивилизации, вообще-то, всего 5 тысяч лет, это всего ничего...
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Блат и дефицит придают смысл жизни и выстраивают социальные связи в обществе — а иначе же анархия!
Ответить4 г.
Андрей Чертков
а нельзя ли выстраивать социальные связи на чём-то другом?
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Любые связи выстраиваются за счет разницы в потенциалах
Ответить4 г.
Андрей Козлов
Так и любая фантастика — это современность, но, говоря словами Брэдбери, доведенная до абсурда. Не более этого. Мы не можем вообразить психологию человека будущего, как и человек средневековья не смог бы вообразить психологию человека современности из более или менее развитой страны.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Советские фантасты, с одной стороны, не могли вообразить реальный облик реального будущего, а с другой стороны, не хотели продлевать в будущее опостылевшую в настоящем "власть лицемерных жлобов" — вот и рисовали "коммунизм без коммунистов"...
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Андрей Чертков -- Я всё-таки обращаю ваше внимание на Мартынова.
Георгий Мартынов выделяется среди советских фантастов внимательной, очень серьёзной, очень детальной проработкой представлений о том, каким может быть действительно возможное коммунистическое общество, попыткой смоделировать, какой будет тогда жизнь, какими будут люди и их отношения.
Георгий Мартынов, по-видимому, понимал, а, может быть, не столько понимал, сколько опять-таки ощущал, что общество будущего не может быть, в принципе не может быть, рафинированной современностью, похоже, он где-то подспудно ощущал и надвигающиеся проблемы, надвигающиеся трудности. Шестидесятники упрекали романы Мартынова, в основном, в наивности, заявляли, что там нет приключений, напряжённости действия, и, соответственно, что читать их скучно. На самом деле, если взять его романы, во всяком случае, те, что я перечислила, то драматизма и проблемности там не меньше, а больше, чем у наших прекрасных шестидесятников «золотого века», но это другой драматизм и другие проблемы. Мартынов, как я уже говорила, пытался представить, каким должно быть действительно коммунистическое общество, а, значит, перед ним в неявном виде вставал вопрос, как к этому прийти, какими будут это пути, какой будет цена, за это заплаченная, и в самих конфликтах его романов эти вопросы проступают, скажем так, достаточно отчётливо. Хотя, я ещё раз повторяю, они не формулируются открыто.
Ответить4 г.
Людмила Реброва
К примеру, роман «Гость из бездны». Кстати, этот роман вообще очень интересен. Он задумывался автором ещё в 1951 году, до выхода в свет «Туманности Андромеды». Я, конечно, не могу точно сказать, почему Мартынов отложил этот роман, почему он не выпустил его раньше «Туманности Андромеды», но, в отличие от «Туманности Андромеды», которая рисует картину будущего такой ярчайшей, ослепительной вспышкой, что в ней едва-едва различимы какие-то контуры, «Гость из бездны» проработан очень тщательно, очень детализирован, и, в связи с этим, заслуживает самого серьёзного рассмотрения.
Сюжет этого романа можно передать кратко так. Человек 20 века, Дмитрий Волгин, умирает в послевоенные годы и воскресает, точнее, его оживляют (это тоже подробно разработано), в 39 веке по нашему счёту времени. Общество этого периода давным-давно коммунистическое, и другое им известно только из данных истории. Взаимоотношения человека 20 века и людей века 39 и составляют основной конфликт романа. Эти взаимоотношения очень хорошо высвечивают разницу, которая существует между ними, и, по всей видимости, всё-таки непреодолима (автор, по-моему, ясно ощущает непреодолимость этой разницы), т.е. как бы ни было хорошо это общество, человек 20 века не сможет там жить нормальной для себя жизнью, и не потому, что оно его не примет (как раз этого и нет, Дмитрия Волгина принимают с огромным уважением), а потому, что он не прошёл весь путь к этому обществу, в историческом опыте его сознания, его личности нет этого пути от 20 до 39 века, а, следовательно, ОН не может понять и принять то, что для людей 39 века естественно и просто. Вот здесь, как мне кажется, и встаёт вопрос о важности самого процесса перехода от одних общественных отношений к другим, о необходимости такого процесса для формирования человека коммунистического общества, который будет качественно отличаться от человека нашего времени.
Близкий по проблематике, хотя и совершенно своеобразный, конфликт в романе «Гианэя». Действие этого романа отнесено не в такое далёкое будущее, по тексту можно установить, что это 21 век. На Земле утвердилось ещё не коммунистическое, но социалистическое общество. В это общество попадает девушка с другой планеты, девушка, которая выросла и сформировалась в условиях высокого уровня техники, но отсталых общественных отношений, отношений эксплуататорских, колониалистских. И эта девушка тоже не может легко и спокойно войти в более высоко развитое общество, несмотря на то, что общество принимает её с радостью, и на то, что она сама очень молода (ей около 17 лет, т.е. она почти девочка). Прежде всего, ОНА очень многого не может понять и принять в этих отношениях, для неё здесь так много чуждого и даже непостижимого, что это доводит её до попытки самоубийства.
Даже самый, скажем так, благополучный роман Мартынова «Каллисто. Каллистяне» содержит эту проблему, правда, в наиболее неявной форме. Собственно, это два романа, но один прямо продолжает другой. Первый из них, «Каллисто», построен по схеме «шпионского» романа, характерного для 50-х годов. На Землю в наше время прилетают инопланетяне с планеты Каллисто системы Сириуса. (На Каллисто давно коммунистическое общество, поэтому жители её существенно отличаются от нас.) Приземляется их корабль на территории Советского Союза, но на встречу с гостями приезжают делегации всех стран, в том числе капиталистических. Среди них оказываются шпионы, показана попытка вывести из строя космический корабль, происходит покушение на гостей из космоса. В общем, схема достаточно традиционная, хотя тема совместимости – несовместимости звучит и здесь. Зато во втором романе, «Каллистяне», где двое советских людей отправляются на Каллисто, и тоже оказывается, что они не могут там жить, эта тема выступает отчётливо, хотя причины названы скорее биологические, а не социальные: излучение Сириуса существенно отличается от излучения Солнца и оказывается непереносимым для землян. Но, тем не менее, проблема невозможности свободного вхождения людей из менее развитого общества в более развитое стоит и здесь, хотя, повторяю, в наиболее неявной форме.
Ни один роман Мартынова не рисует общество будущего «гладким», застывшим, абсолютно идеальным.
Ответить4 г.
Михаил Рудашевский
Ну вот... а мне эти три романа Мартынова при попытке перечитать взрослым показались смешными...
А вот "Спираль времени" пару раз перечитывал с удовольствием...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Людмила Реброва -- Спасибо за столь подробные комменты. Я Мартынова читал в детстве и юности — не всё, но многое. Тогда он меня почти совсем не зацепил — ни "Звездоплаватели", ни "Каллисто/Каллистяне". Вот только "Гианэя" запомнилась. А "Гостя из бездны" я только в руках однажды подержал, а прочитать не пришлось.
Что ж, попробую перечитать и прочитать то, что раньше пропустил. Год назад пытался перечитать на ридере "Каллисто", но меня хватило только на сотню страниц — уж очень анахроничным показался этот текст.
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Первая часть "Каллисто" сейчас и впрямь может показаться анахроничной. Я об этом пишу. А вот вторая значительно важнее.
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Моя близкая подруга, историк и философ-марксист, оценила "Гостя из бездны" так высоко, что даже я удивилась. Как жаль, что Елена так быстро ушла, и мы не успели записать наши диалоги о фантастике, в том числе о Мартынове и Ефремове. Сейчас пытаемся воспроизвести с моим мужем, чьей первой женой она была, как бы эти диалоги могли выглядеть
Ответить4 г.
Людмила Реброва
Мартынов привлёк моё внимание ещё в юности именно постановкой таких вопросов и проработкой таких деталей, которыми другие фантасты не заморачивались.
Ответить4 г.
Алексей Борисов
Андрей Чертков -- "Гость из бездны" когда-то поразил мое подростковое воображение...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Людмила Реброва — Ну что ж, могу только пожелать удачи. Хотя у меня у самого к коммунизму, как вы видите, отношение сложное. Я одновременно и коммунар (по терминологии АБС), и либерал-интель.
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
По поводу Мартынова. Всегда профессионально коробила его любимая тема насчет скрещиваний землян с инопланетными дамами, причем, естественно, с получением потомства — что в "Каллистянах", что в "Гианее". Кстати, в "Гианее" был еще один забавный момент — когда она решила самоубиться, то это у нее не вышло — по той причине, что излучение земного Солнца изменило состав ее крови, и яд не подействовал как следует. А насчет мартыновского коммунизма — тут даже особых комментариев, мне кажется, не требуется.
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Александр Митюшкин -- в исходной редакции "Гианеи" не было никаких скрещиваний и вообще всё гораздо печальнее и реалистичнее кончалось. Героиня, правда, выжила, но розового хэппи-энда там нет (и всеобщей революции со свержением колонизаторов тоже нет).
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Maria Eliferova -- В "Гианее" есть еще великолепный пассаж — "Вы представляете, что может натворить взрыв спутников, во много раз более сильный, чем их аннигиляция"?
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Александр Митюшкин -- вот уж чего не помню. Няшно, да. Но до "пиу-пиу" в вакууме ("Звёздные войны") всё ж не дотягивает 🙂
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Maria Eliferova -- Но, справедливости ради, в "Гианее" есть действительно неплохое место — когда она там непринужденно переодевается в присутствии мужиков — те шизеют и начинают думать, что она, как древняя римлянка, нас за людей не считает. И только позже оказывается, что у нее спектр восприятия уходит в инфракрасную область, и понятия наготы для нее не существует вообще. И тут-то герою становится не по себе 🙂
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Александр Митюшкин -- как раз за это и и люблю роман.
Ответить4 г.
Алексей Корепанов
Прочитал "Гостя из бездны" лет в 13, и по ночам во дворе мне мерещился стальной гроб... Брр...
Ответить4 г.
Алексей Янг
Коммунизм подразумевался, как окончательное достижение целей, поставленных... не при нём. То есть как некий переломный момент, когда всеобщими усилиями планы великих предков исполнены, и...
И что? Всё вокруг предназначено для построения коммунизма, и оно больше не нужно. Оно потребляет все ресурсы, материальные, природные, человеческие, и оно больше не нужно. Значит ли это, что при достижении коммунизма нужно сломать буквально всё? Или строить ещё больше коммунизма, признав, что в текущем состоянии он ужасен, никуда не годится и единственный мотив жить и работать — избавиться от этого коммунизма тяжким трудом и любыми средствами. Ж)
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Вот и меня еще в 18-20 примерно лет начал очень серьезно интересовать вопрос — а дальше-то что? конец истории? а что после него?
Закончил истфак пединститута — никто из профессоров мне так ничего и не объяснил. А тут еще и по голове дали в 1984 году в одной известной конторе — и за фантастику, и чтобы глупыми вопросами не задавался.
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
А что после тепловой смерти вселенной? Непрерывный праздник энтропии и всё
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky — Женя, это гораздо более отдалённый и посему пока неактуальный вопрос...
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
как и про коммунизм
Андрей Чертков
а вот про коммунизм — всё время возвращаемся... значит, вопрос актуальный и даже, быть может, перезревший.
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Это примерно как и второе пришествие Христа — хотя оно еще дольше обсуждается.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- так ведь тоже совсем не исключено, что еще явится товарищ.
Ответить4 г.
Eugene Ellansky
Интересно — принимают ли ставки букмекеры?
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Eugene Ellansky -- специально не интересовался, но кажется — да...)))
Ответить4 г.
Павел Амнуэль
Андрей Чертков -- Примерно тот же вопрос задал Альтов в рассказе "Порт Каменных Бурь": какова конечная цель человечества, или что будет после коммунизма? На что последовала разгромная статья академика Францева в "Известиях". Мол, как это советский фантаст нелепый вопрос задает? Коммунизм и есть конечная цель.
Ответить4 г.
Natalia Cherepko
Павел Амнуэль -- я этот вопрос умудрилась задать на уроке обществоведения))) Нам как раз вещали про смену формаций (ну, и про развитие по спирали было известно). Вот я и спросила — что будет после коммунизма (ну, формации же не могут не меняться), и если коммунизм — аналог первобытно-общинного строя на новом витке, тооо... дальше -новое рабовладение?
На удивление, репрессий не последовало, вопрос просто замяли.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Павел Амнуэль -- Павел, очень смешно. Надо будет перечитать Альтова, давно его не перечитывал. А академика Францева, естественно, перечитывать не буду...)))
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Павел Амнуэль -- У меня такое ощущение, что среди новых фантастов, кому сейчас 30-50, никто такими серьезными мировоззренческими вопросами уже не задаётся, вот ведь в чем беда. Причем не только у нас, но, похоже и на Западе...
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Это же проблема Б-бен Бецалеля. Калиостро же д-доказал, что она не имеет решения.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
А мы ВСЁ РАВНО хотим знать, как ее решать...)))
Ответить4 г.
Алексей Янг
Natalia Cherepko -- Многие уходили от темы нового рабовладения через роботовладение. 🙂
Но и это в фантастике было отражено не совсем радужно. Хотя, конечно, в хозяйстве удобно.
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Андрей Чертков -- могу ответить как молодой фантаст в возрасте от 30 до 50 (мне 37). Просто я считаю саму проблематику на данный момент неактуальной. Т.е. проблематику типа "какой общественный строй хорош, может ли быть сколь угодно хороший общественный строй вечным и не меняться и пр." Этот способ мышления — наследие определённой эпохи и определённой реальности, которой больше нет (постмонархической Европы 18-го — начала 20-го веков). Я просто вообще не нахожу возможным мыслить в таких категориях. Как для Вас совершенно чужды соображения, имеет ли троюродная племянница короля права на престол или нуждаются ли индейцы в крещении (а когда-то этими вопросами занимались лучшие умы своего времени).
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Мария Елифёрова -- Никакой; нет, не может; да, имеет; нет, не нуждаются.
А какие проблемы сегодня актуальны?
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Семён Цевелев -- я предпочитаю писать о том, что волнует лично меня. Но, имхо, проблемой, которая не утеряет актуальности никогда, остаётся сам человек. Что он вообще такое, есть ли у него объективная (для некоторых "богоданная") природа, предписывающая ему вести себя так-то и так-то? Не ошибочны ли наши представления о себе? Знаем ли мы себя по-настоящему? И пр.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
не знаем... но как раз об этом, как мне кажется, и не пишут теперь совсем — во всяком случае, так же мощно, как писали "старые фантасты" 40-х — 60-х... всё больше какие-то искусственные конструкции... наверное, это влияние кино и сериалов с их намеренно запутанной драматургией...
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Ну что за ненужные переговоры? Анклавы коммунизма и в текущий момент присутствуют на планете. Дело ж не в названиях и психологическом отторжении каких то конкретных программ и действий.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Не могли бы Вы перечислить эти анклавы? А то люди ведь не знают, что коммунизм уже где-то совсем рядом...
Ответить4 г.
Aleksandr Napanya
в 1989 году Чингиз Айтматов на сьезде депутатов говорил, что настоящий социализм построили в Швеции, Финляндии, Норвегии... может, за 30 лет там и коммунизм построили?
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Не надо делать такое удивленное лицо. Сие давно известно. Мы же не на уроке полит. грамоты. Я понимаю, в чем тут дело. Потому и не упорствую.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
ну, значит, называть не будете...)))
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Не-а... Пусть мне поставят незачет.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Aleksandr Napanya -- с социализмом там тоже не всё так просто, если судить по впечатлениям побывавших там людей. Да и процент самоубийств в Швеции что-то слишком уж высок для счастливого общества.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Сабитов Валерий -- уже поставили...)))
Ответить4 г.
Сабитов Валерий
Благодарю. Польщён!
Ответить4 г.
Мария Елифёрова
Андрей Чертков -- а Вам не приходило в голову, что "процент самоубийств" в Швеции выше потому, что там честно называют самоубийства самоубийствами, а не маскируют под несчастные случаи, как в более консервативных странах? См. "Тихий Дон", как Дарья топилась.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
вот почему-то консерватизм всегда граничит с лицемерием, ложью и управляемой "свободой слова"...
Семён Цевелев
Э, хуже, когда что-то граничит с правдой и свободой. Для того хуже, конечно, кто по эту сторону границы.
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Aleksandr Napanya -- Социализм — не строй, а метод управления, при котором некая существенная часть бюджета отводится на социальные программы. Поэтому он возможен как при капитализме (Швеция, Норвегия), так и при феодализме (СССР). Не путайте и не обольщайтесь.
Ответить4 г.
Aleksandr Napanya
мне без разницы — как жил при феодализме, так и живу.
Ответить4 г.
Александр Митюшкин
Aleksandr Napanya -- Вы совершенно правы. Только беда в том, что большинство простофиль считает, что в 1991 году у нас с понедельника объявили капитализм...
Ответить4 г.
Андрей Коломиец
Андрей, а так ли уж это важно, какой коммунизм изображал Булычев, главное — чтобы в нем было удобно жить. Вот мы стали очевидцами краха советской власти, не стало КПСС с ее направляющей ролью. А в итоге получили худшие варианты антиутопии. И самое страшное, что теперь все думают, что нынешний режим — на века, избавиться из него можно только с помощью инопланетян...
Ответить4 г.
Алексей Борисов
Не существует ничего на века. Кто в 1913 году предполагал, что в 1917 году не станет Российской Империи? А кто в 1985-м — что в 1991-м не станет СССР? Кстати, когда я был в пятом классе (это 1981 год), и смотрел на карту СССР — мне пришла в голову крамольная мысль: а ведь может случиться так, что через какое-то время СССР не будет... Была же Римская империя, Британская империя, даже империя Чингисхана — но теперь их нет. Вслух, понятное дело, я это никому не говорил... сочли бы идеологической диверсией и пропесочили по линии пионерской организации... 🙂
Под вечер понедельника — еще одно "историческое" фото.
Год 1999-й. Очередной конгресс фантастов "Странник". Церемония награждения премией в питерском Доме композиторов, вид на публику в зале. Все лица знакомые...)))
#Старый_фэндом
56 л. — 4 к. — 10 р.
Комменты к фото:
Александр Хакимов
Эхххххх!!!..
Ответить7 г.
Нелли Раткевич
Ой, БОРРНАТАНЫЧ!!!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
и в самом деле — ой...)))
Ответить7 г.
Владимир Ларионов
Фото сделано мною.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Да ты вообще много важных эпизодов зафиксировал... Спасибо, Вова...
Фейсбучный автоперевод с японского:1999 год. Кадр из "Историков". Андрей Чортков в центре, справа Борис Стургацуки, а потом скончавшаяся Яна Ашимарина.
В это время, намного позже были я и Юджи Шибуя, а после я получил небольшую премию историка.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
26 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
Странники в ночи... Стрэйнджерс ин зе Найт... (с) популярная старинная песня в исполнении Фрэнка Синатра — см. в Ютубе. Пожилой Синатра, кстати, даже на Бориса Натановича внешне немного похож:
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
26 октябрь 2018 г.
Это видят: Доступно всем
Без комментариев... Впрочем — автор снимка Владимир Ларионов.
28 л. — 2 к. — :
Андрей Коломиец
Тезка, ты излучаешь чувство глубокого удовлетворения. Тебя тоже тогда чем-то наградили?
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Маловероятно, ничего не помню... Вообще на "Страннике" я никогда ничего не получал, хотя в номинантах был неоднократно, а также написал самое первое "Положение" об этой премии и несколько раз был ответственным секретарем жюри. Так что — служебным положением ни разу не воспользовался, чем и горжусь...)))
И опять выношу свой коммент из комментов. А ну поспорьте, если хотите...)))
-- А насчет того, что фэндом "помирает, ухи просит" — так нет тут ничего удивительного. Мы-то жили во времена НТР, накануне грядущего всеобщего коммунизма (или хотя бы конвергенции социализма с капитализмом), а главное — в преддверии стремительно приближающейся быстрой и глубокой колонизации космоса. И это время требовало таких людей, как мы — коллективистов-позитивистов, жаждущих мира, равноправия, справедливости и прогресса, но и, одновременно, интеллектуалов-мокрецов, желающих странного и нового — и в мыслях, и в текстах, и в жизни. А нынешние ребята — они же живут в мире победившего киберпанка, глубоко внедренного в новое средневековье, -- а это мир индивидуалистов-одиночек, мир виртуального и очень неглубокого общения, мир транснациональных корпораций, перемешанных с архаичными монархиями и диктатурами и скрепленных замшелыми религиозными и идеологическими догмами. Это мир, где много и хлеба, и зрелищ, но где всё меньше и меньше странного и недоступного для тела и для ума. Вот под этот мир и изменилась фантастика, резко переставшая быть литературой передового мозгошевелительно-раздражающего типа о прорыве в неожиданное сияющее будущее, а превратилась в эскапистское, убаюкивающее постмодернистское чтиво, пережёвывающее разные виды привычного и такого сладкого прошлого, так что — соответственно — вместе с такой масскультной фантастикой изменились и фэны, ее потребляющие...
30 л. — 11 к. — 3 р. — :
Макс Репин
НУ... где-то так. Хотел поспорить, но по сути не с чем. А к мелочам цепляться нет смысла.
Ответить7 г.
Семён Цевелев
Короче говоря, это слег, товарищи.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
и слег тоже... уже где-то на подходе... пока прощупывают спайсами...
Ответить7 г.
Stan Podolski
а импортная фантастика тоже была литературой передового типа и превратилась в чтиво, или она была чтивом изначально, или не превратилась?
Ответить7 г.
Семён Цевелев
Была передовая, и было чтиво. Так и осталось, собственно говоря.
Ответить7 г.
Stan Podolski
я, собственно, почему спрашиваю. Весь запад — это индивидуалисты-одиночки. Но западной фантастике не мешает?
Ответить7 г.
===========================
Тогда я не ответил товарищу, а вот теперь, наверное, могу. В западной фантастике тоже, конечно, не всё хорошо — слишком уж она увлеклась фэнтезийно-феодальным и космооперно-феодальным средневековьем. Но! В западном обществе не было столь длительного и столь жестокого крепостного права, как в пост-Ордынской России, когда вся страна на долгие века была разделена на кучку всемогущих рабовладельцев и на массы бесправных рабов уже просто по факту своего рождения в том или ином лагере, — причем все они — и рабы, и рабовладельцы — должны были покорно служить Великому Хану, прозванному здесь Великим Князем/Царём/Государём и наделённому беспрецедентно масштабными самодержавными полномочиями просто по праву своего рождения в царской семье. А современная научная фантастика как массовый коммерческий жанр возникла всё же в Америке — в новой стране в Новом Свете, куда бежали люди со всей Европы (и даже из Азии и Африки) от застоявшейся там несвободы и остатков феодализма. Может, поэтому американцы вот так и заигрались сейчас в этот свой фэнтезийно-космооперный феодализм, что реального феодализма у них просто никогда не было, а свое экономическое, политическое и общественное развитие это государство начало сразу с раннего капитализма — пусть колониального, пусть бандитского и жестокого, пусть местами даже этнически-рабовладельческого, но всё-таки не феодального? Вот почему они его теперь и идеализируют, может быть?
==============================
Иар Эльтеррус
Мда, Андрей выдал не в бровь, а в глаз...
Ответить7 г.
Олег Данилов
Скорее соглашусь тоже.
Ответить7 г.
Александр Ливенцев
А мы уйдем на север. В сияющее прошлое...
Ответить3 г.
Людмила Реброва
По-моему, кризис в фантастике объясняется прежде всего тем, что, отбросив коммунизм, человечество лишилось будущего. А фантастика без будущего существовать не может.
Посмотрите фантастику последних десятилетий: даже в лучших произведениях самое большее — сохранение статус-кво. Всё попаданчество об этом. Все космические оперы. Общество в них сегодняшнее, только антураж другой. Развитие и расширение количественное, вширь.
Будущее же — это КАЧЕСТВЕННОЕ изменение всех сторон жизни и деятельности общества, а таковым сможет быть только коммунизм — новый, качественно иной ТИП РАЗВИТИЯ человечества. Исключив его из общественного сознания, и тем самым утвердив "вечность" современного капитализма, мы лишились будущего и, соответственно, фантастики. Ей просто не о чем писать
Ответить2 г.
===================
-- А вот здесь, я думаю, налицо явная путаница между коммунизмом в теории (у Маркса) и коммунизмом на практике (в СССР). А ведь на практике, если не лукавить, советский коммунизм оказался — вдруг! — просто-напросто крепостным правом 2.0. И пока от этих иллюзий мы не избавимся (в смысле — от таких вот иллюзий: если мы называем своё Будущее коммунистическим, то оно обязательно коммунистическим и станет!), никакой Полдень, похоже, нам на самом деле не светит.
--------------------------------------
Мария Елифёрова
Я сейчас скажу неприятную вещь, но процесс начался со "Звёздных войн". Не зря они такой фурор в позднем СССР произвели.
Ответить5 ч.
Андрей Чертков
Мария Елифёрова -- даже не буду спорить...
Ответить3 ч.
Kerstin Stoss
Просто раньше очень быстро пришло много нового и удивительного, о котором больше только писали и фантазировали, что вот-вот оно принесет чудеса, но в жизни чудес было мало, все жили ожиданием. И очень легко и востребованно было эти грядущие чудеса красочно описывать.
А сейчас слишком многое уже пришло и есть прямо в жизни, и всё это сложное, основная масса людей даже не понимает, как это работает, хотя пользуется. Все разом переехали в ожидавшуюся sci-fi реальность. Фантастам стало резко тяжело.
С другой стороны, появилось много специалистов и просто продвинутых людей, с легкостью ловящих авторов на лаже: уже нельзя просто написать "ионный звездолет", уже глупо выдумывать "суперкомпьютер", ничего не объясняя. А полезешь объяснять — здравствуй, лажа!
И с третьей стороны, уже ясно, что сами по себе технические чудеса не упрощают жизнь: не снимают социальные проблемы, но и не привносят некое удобно описываемое "сверхзло". Автору надо придумывать что-то новое и сложное о социуме.
В результате всего этого лафа для фантастов кончилась. Те, кто станут писать как раньше, воспринимаются вторичными графоманами. Чего-то прорывного достичь могут немногие. Вот и "кризис". А любители простых решений кинулись в фэнтези, потому что там можно то, что уже нельзя в НФ: фигачить выдумки, не особо напрягаясь над обоснуем.
Нет никакого кризиса.
Ответить24 мин.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- Весьма разумное объяснение — не подкопаешься...)))
Да они как будто сговорились — сначала популярный Ютуб-блогер GreenGrass выстрелил получасовым роликом о печальной судьбе кино-киберпанка, а потом — уже прямо на следующий день, всего несколько часов назад, — и не менее плодовитый обозреватель-осмыслитель RocketMan выложил на своем Ютуб-канале уже чуть ли не часовой видеоролик о повести братьев Стругацких "Хищные вещи века", прямым послесловием к которой, по мнению этого блогера, можно (и нужно) рассматривать не менее знаменитый "Бойцовский клуб" — и сам романЧака Паланика, и снятый по нему фильм Дэвида Финчера.
Необходимое примечание к содержанию данного ролика. В общем и целом я, наверное, согласен с довольно многими мыслями данного РокетМена. Но я категорически не согласен с его попыткой обвинить пожилого Бориса Стругацкого в том, что он в итоге разочаровался в идеалах своей молодости. В отличие от этого товарища, я Бориса Натановича много лет знал лично и я уверенно могу сказать — в идеалах Мира Полудня БНС никогда не разочаровывался. Но просто в какой-то момент он очень чётко увидел, что никакого Мира Полудня может никогда не случиться, если не будет кардинально решен вопрос не только о "коммунистическом" изобилии, и не только вопрос о решительной борьбе с внезапно появившимся откуда-то из глубин технологий хищным "слегом", но и — главное! — Вопрос о Власти при "коммунизме" — то есть, о тех самых вождях, которые вместо равномерного развития и процветания всего населения планеты подсовывают нам то и дело абсолютно иллюзорную мечту о Величии и Доминировании какой-то отдельной общественной группы, или же какой-то отдельной нации (разумеется, с ними — Великими Фюрерами — во главе; они же — Неизвестные Отцы, они же — Огненосные Творцы), — прямо вот так, как это показано и в "Бойцовском клубе" Чака Паланика (а задолго до него — в романе "Обитаемый остров" братьев Стругацких), и вот так, как это происходит прямо сейчас в реальной жизни, — и я даже не буду говорить, где именно это происходит, — сами знаете. Да везде это происходит, если честно. Где-то — более очевидно, где-то — менее.