Известный американский научный журналист, популяризатор науки, редактор журнала Scientific American Джордж Массер пишет в своей книге "Нелокальность" о научных идеях:
"Идеи живут, по крайней мере в краткосрочной перспективе, не потому, что они правильные или неправильные, а потому, что они заставляют людей задуматься. Успех научного или художественного творения определяется в большей мере не тем, что оно представляет собой, а тем, что оно влечет за собой. Истинность определяют потомки, а до той поры более значимой является плодотворность".
Далее Массер ссылается на известного американского физика Леонарда Сасскинда, который писал:
"Хорошие идеи обладают эдакой дарвиновской способностью к выживанию, а плохие – нет. Хорошие идеи порождают новые хорошие идеи, а плохие не ведут никуда".
Всё сказанное относится и к научно-фантастическим идеям. Хорошая НФ идея заставляет думать и влечет за собой появление других НФ идей. Хорошие НФ идеи выживают, плохие — нет. Знатоки фантастики наверняка припомнят немало тому примеров.
В отличие от НФ идей, популярные нынче "фантдопы" — это "идеи ad hoc", нечто, придуманное для данного конкретного случая (рассказа, повести, романа) и ни к чему больше не применимое.
Отсутствие новых хороших НФ идей и засилье фантдопов — конечно, не единственная причина кризиса в современной русскоязычной научной фантастике. Но одна из важнейших причин — возможно, самая важная.
Комментарии: 7
Прекрасно сформулировано. Вот есть такое известное высказывание, которое легло в основу популярной лекции, которая в свою очередь даже несколько раз успешно экранизировалась — "Плодотворная дебютная идея". А вы можете себе представить то же самое с "плодотворным дебютным допущением"?
Семён Цевелев
Я и "плодотворный дебютный пылесос" не могу себе представить, и не надо его представлять, потому что это всё-таки разные вещи. "Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это идея, а "человек попадает на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это допущение. И то, и другое в своём роде прекрасно и плодотворно.
Ответить4 г.
Андрей Чертков
"Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это моральная сверхидея произведения.
"земной ученый и разведчик засылается на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это фантастическая идея.
А фантдоп — это то, что гуманоиды эти один в один похожи на землян, и что история у них повторяет все повороты и законы земной истории. "Базовая теория феодализма", ага-ага, и "Базовая теория исторических последовательностей".
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Заметьте, что при объединении этих двух компонентов у нас синтезировался земной учёный и разведчик. А может синтезироваться и беглец из концлагеря — с той же самой идеей, с тем же самым допущением. В том и состоит ихняя плодотворность!
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Семён Цевелев -- Плодотворность состоит именно в том, что это идея, а не допущение... То есть, допущение прилагается к идее, а не наоборот...
Ответить4 г.
Семён Цевелев
Допущение всего лишь делает её фантастической. Если бы, к примеру, Румата внедрялся не в арканарскую аристократию, а к каким-нибудь амазонским индейцам — та же моральная идея отлично могла бы сыграть. А фантастики не было бы.
Ну, а книга без идеи — это, понятно, на любителя, и вообще что о них говорить, о таких книгах, лучше они от разговоров не станут...
Ответить4 г.
Андрей Коломиец
Не знаю, как тебе, а мне нравится цикл Свержина об Институте экспериментальной истории. Его герои попадают на исторические развилки в параллельные миры — очень плодотворное дебютное допущение. Никуда летать не надо, поскольку в земной истории всякого хватало...
Ответить4 г.
Павел Амнуэль
Примерно об этом роман Нила Стивенсона и Николь Галланд "Взлет и падение ДОДО". Это — единственная книга о попаданцах, где проблема действительно рассматривается серьезно. В частности — попадая в далекое прошлое (тем более — в параллельный мир), попаданец приносит из будущего бактерии и вирусы, которых там и тогда не было (и не было иммунитета). И соответственно, сам подвержен действитю тамошних микробов и вирусов, которых нет в его будущем. Результат всего этого — все попадут в рай (или сдохнут).
Ответить4 г.
— Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облечённая в логическую шахматную (научно-фантастическую) форму. 😎
Комментарии: 11
Ираклий Вахтангишвили
Ты это к чему?..🙂
Ответить4 г.
Андрей Чертков
к моему перепосту поста Амнуэля чуть ниже у меня в ленте...
Ответить4 г.
Ираклий Вахтангишвили
Андрей Чертков -- Сейчас зайду...
Ответить4 г.
Андрей Коломиец
Продолжая шахматную терминологию, можно сказать, что российская фантастика попала в цугцванг — любое действие приводит к ухудшению положения...
Ответить4 г.
Андрей Чертков
увы, да...
Ответить4 г.
Михаил Михаил
Эх, есть у меня подозрение, что этот цугцванг решается простым рецептом "нормально делай — нормально будет!". 🙂
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Михаил Гитуляр -- Для того, чтобы нормально делать, нужна нормальная среда. А окружающая среда сейчас ну совершенно ненормальная.
Ответить3 г.
Наталия Лазарева
Ужас в том, что именно в ненормальной окружающей среде и возникают самые сложные, самые пронизывающие, болезненные вещи. Другое дело, если за такие вещи бить и не пущать... Да хотя бы пытаться читать нужно.
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Наталия Лазарева -- Да, из-под глыб цензуры и концлагеря — действительно мощные вещи выходят. Но это все равно не о будущем, а о прошлом, которое держит нас настолько цепко, что даже в будущем мы видим только это.
Ответить3 г.
Наталия Лазарева
А вот это не факт. Смотря какой у человека талант (ну, особенность развития, скажем. Как сейчас говорят -- дети с особенностями развития, вот мы такие и есть). Есть люди, которые выдумывают ярчайшие вещи постоянно. И совсем не из прошлого. Просто из воздуха берут (даже спертого).
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Талант — это только часть человека. А другая его часть, причем куда бОльшая — это его жизненный опыт и выкованные через этот опыт нравственные принципы.
Ответить2 г.
Семён Цевелев -- Я и "плодотворный дебютный пылесос" не могу себе представить, и не надо его представлять, потому что это всё-таки разные вещи. "Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это идея, а "человек попадает на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это допущение. И то, и другое в своём роде прекрасно и плодотворно.
Андрей Чертков -- "Одиночка не может исправить порочное общество, но и бездействовать тоже не может" — это моральная сверхидея произведения.
"земной ученый и разведчик засылается на другую планету, где живут феодальные гуманоиды" — это фантастическая идея.
А фантдоп — это то, что гуманоиды эти один в один похожи на землян, и что история у них повторяет все повороты и законы земной истории. "Базовая теория феодализма", ага-ага, и "Базовая теория исторических последовательностей" в придачу.
Семён Цевелев -- Заметьте, что при объединении этих двух компонентов у нас синтезировался земной учёный и разведчик. А может синтезироваться и беглец из концлагеря — с той же самой идеей, с тем же самым допущением. В том и состоит ихняя плодотворность!
Андрей Чертков -- Семён Цевелев -- Плодотворность состоит именно в том, что это идея, а не допущение... То есть, допущение прилагается к идее, а не наоборот...
Семён Цевелев -- Допущение всего лишь делает её фантастической. Если бы, к примеру, Румата внедрялся не в арканарскую аристократию, а к каким-нибудь амазонским индейцам — та же моральная идея отлично могла бы сыграть. А фантастики не было бы.
Ну, а книга без идеи — это, понятно, на любителя, и вообще что о них говорить, о таких книгах, лучше они от разговоров не станут...
Комментарии: 10
Мария Елифёрова
Имхо, в хорошем тексте все эти компоненты должны логически вытекать друг из друга. Причём у АБС допущения и идеи могли сто раз поменяться по ходу письма. См. классическую байку про "странных обезьян".
Ответить3 г.
Андрей Чертков
разумеется... поэтому меня так и удивляет этот нынешний примат т. н. фантдопов...
Ответить3 г.
Мария Елифёрова
Андрей Чертков -- а у меня вообще из фантастического романа нечаянно реалистический получился... просто идея, лежавшая в основе, отошла на второй план, и интереснее стало рассматривать не то, как она осуществляется, а то, как люди будут с этой идеей обращаться и что натворят.
Ответить3 г.
Александр Хакимов
...по пути магистры затеяли спор о какой-то циклотации...)))
Ответить3 г.