Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 июля 2020 г. 12:00

Это был, казалось бы, совершенно проходной материал — о лауреатах литературно-фантастических премий 1992-1993 годов и премиальные прикидки на наступивший 1994 год, — а ведь на самом деле именно тогда заваривались все те зубодробительные конфликты, которые сотрясали нашу фантастику всю вторую половину 90-х годов и даже далее. Достаточно вспомнить, например, весьма скандальное присуждение премии "Странник" на "Интерпрессконе" 1994 года, главными героями которого стали Андрей Столяров и Андрей Лазарчук. Правда, "Интеркомъ", прекративший своё существование как раз на данном номере, этот скандал уже не отслеживал — даже в своих достаточно скучных вкладках в журнале "Если" 1995 года (главред "Еслей" Александр Шалганов все эти писательско-фэновские разборки просто не понимал и на "жареную" информацию в своем журнале моментально наложил вето). Зато выпавшую из рук "Интеркома" свечу (вместе с канделябром) очень быстро подхватили Андрей Николаев и Сергей Бережной в своём пародийном фэнзине "Оберхам", молниеносно — всего через один номер — трансформировавшемся в весьма респектабельный журнал "Двести". А вот уж в "Двестях"-то литературные скандалы раздували как могли — никому мало не показалось. Кстати, могу предположить, что именно тот полувооруженный конфликт, разгоревшийся на "ИПК-94", в значительной степени и привёл к тому, что разозлившиеся московские фэны из клуба "Три парсека" создали в итоге свой "всесоюзный" конвент "РОСКОН" с соответствующими призами, которые, надо полагать, вручаются куда справедливее, чем "волюнтаристские" "Интерпресскон" и "Странник" (если кто не понял — тут табличка "сарказм"). Уж мне ли об этом не знать...)))




Статья написана 6 июля 2020 г. 11:36

Две страницы этого номера "Интеркома" были посвящены Андрею Лазарчуку — только-только восходившей тогда звезде российской фантастики из сибирского города Красноярска. Первая страница — это небольшое интервью, которое взял у писателя мой альтер-эго А.Н.Деев (в основном, по поводу его сборника "Священный месяц Ринь" и повести "Иное небо"). А вторая страница из того же номера — это мини-эссе, которое наваял об Андрее Лазарчуке мой постоянный напарник по фэнзинёрским делам Сергей Бережной:




Статья написана 5 июля 2020 г. 19:39

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

Когда я был и книжным, и журнальным редактором, я всегда стремился делать такие вещи, которые до меня не делал ещё никто — во всяком случае, здесь, в России. И вот этот большой критический материал, которым открывался 5-й номер "Интеркома" за весну 1994 года, он тоже был в значительной степени новаторским. Во всяком случае, ни со стороны других издательств, ни со стороны других журналов фантастики я подобного рода материалы вроде бы не встречал — даже на Западе. Что касается автора данного обзора, то в то время Сергей Бережной не был штатным сотрудником "Терры Фантастики", да и жил он всё еще в Севастополе, а в Питер при моей посильной помощи он переехал только где-то полгода спустя. Но даже несмотря на всё это, я никогда не заставлял своих авторов наступать на горло собственной песне и писать что-то, "приятное заказчику". Только честность и только полная искренность — и никаких других подходов в критике для меня не существовало. Но, с другой стороны, я тут предоставил также "право на ответ" тем, о ком пишет критик, — то есть, авторам, переводчикам и издателям. И даже читателям слово здесь было предоставлено — в роли "читателя" выступил хорошо известный ныне, 26 лет спустя, фантастовед и книготорговец Алексей Караваев, приславший нам тогда целую социологическую таблицу. Я и сам удивился, когда увидел ее в сканах, которые мне прислал Роман Арбитман, — ибо я-то про нее совсем забыл.





Статья написана 5 июля 2020 г. 19:22

Я хочу от всей души поблагодарить моего старого друга Романа Арбитмана, которого я долго доставал, доставал, и он наконец выполнил мою давнюю просьбу, благо появилось у него наконец свободное время — новый роман у Романа закончен, так что можно вздохнуть спокойно и заняться другими делами. Дело в том (сорри за!), что у него в коллекции есть легендарный 5-й номер фэнзина "Интеркомъ" за весну 1994 года, которого нет у меня у самого, его редактора. Однажды Роман уже отсканировал для меня один материал из этого номера — "Вторжение в Бармалеевку" Андрея Столярова, и теперь этот материал можно найти в моих альбомах на Фейсбуке или даже прочесть его на Фантлабе. Ну а теперь Роман отсканировал весь номер целиком (включая даже "желтую" вкладку) и прислал мне сканы страниц. Так что отныне я буду в течение некоторого времени выкладывать здесь другие материалы этого номера, которые можно будет прочесть и откомментировать. А для затравки я предлагаю вам короткое вступительное интервью, которым открывался номер и которое у главного редактора журнала взял его, журнала, ответственный секретарь (он же — технический и художественный редактор журнала, а также корректор). Короче, проше пана:




Статья написана 4 июля 2020 г. 21:40

"Дисплей критика". Рубрика с таким названием появилась в моём фэнзине аж в 1988 году — чуть ли не в самом первом номере "Оверсана", который мы с Сергеем Бережным мастерили целиком на пишущих машинках "Москва" и "Оптима", а сам этот предмет, попавший в название рубрики, мы видели, разве что, в телевизоре или в кино. Или в журнале "Наука и жизнь". При этом я даже не помню, что тогда имелось в виду — то ли экран компьютера, в который тупо смотрит критик, подбирая нужные обидные слова, то ли литературная критика в целом, в режиме реального времени пробегающая по этому самому экрану этого самого компьютера, не оставляя никакого реального следа. Во всяком случае, даже Бережной, который учился тогда в Севастопольском приборостроительном институте по соответствующей технической специальности, имел дело только с большими советскими ЭВМ, у которых никакого дисплея не было и быть не могло, а что уж тогда говорить про меня, дремучего гуманитария? Тем не менее, рубрика эта с названием, выдуманным чисто из головы, благополучно прошла через 4 номера машинописного "Оверсана", а затем, уже просто по наследству, перебралась и в "Интеркомъ", который набирался и верстался уже целиком на персональных компьютерах типа XT и AT, хотя слово "дисплей" к этому времени вообще вышло из массового употребления, будучи заменено на более современное слово "монитор". Но традиции живучи, вот и рубрика выжила.

И в "Оверсане", и в "Интеркоме" "дисплей-критику" писал, как правило, Бережной... ну, иногда еще и я — под псевдонимом, естественно, а еще — Борис Миловидов, Андрей Николаев и Александр Етоев. А в этом 5-м номере в эту славную команду влился еще и Дима Старков, который тогда примкнул к нашей команде, в основном, как переводчик (переводы Брюса Стерлинга и Роберта Хайнлайна).

Поскольку номер этот так и не попал в массовый доступ, то авторы раскритикованных тут произведений и сборников, конечно же, так и не прочитали то, что о них думают наши критики. Так что — пусть и 26 лет спустя — эту возможность получают наконец Юлий Буркин, Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), ну и Андрей Лазарчук, в общем-то, тоже, как имевший какое-то отношение к последнему раскритикованному тут сборнику. Ну а Стивен Кинг и Джек Вэнс, наверное, могут уже не беспокоиться. И про доктора Рустама Святославича Каца мы тоже умолчим, поскольку именно Роман Арбитман сканил эти пожелтевшие от времени страницы.


100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 3 года (Каталог — 04.07.2020 — 04.12.2022)







  Подписка

Количество подписчиков: 86

⇑ Наверх