29 мая 2019 г.
Сегодня, пока я сидел в зубоврачебном кресле и, пытаясь не замечать, как врачиха копается буром в моём недостойном зубе, слушал через наушники-вставки "эховскую" программу "Точка", в которой, как всегда, бурно обсуждались самые актуальные проблемы нынешней цифровой цивилизации. И поскольку в течение программы несколько раз прозвучали довольно жёсткие утверждения о том, что в настоящее время ни в одной стране мира ни государственные организации, ни частные компании не способны сохранить в тайне персональные данные как своих пользователей, так и своих граждан — их везде и всюду похищают злоумышленники и хакеры (а часто и сами сотрудники компаний и органов) и тем или иным образом сливают в Сеть, где к ним может получить доступ любой желающий... Но если в западных странах это приводит к серьёзным разбирательствам и многомиллионным искам, то в таких бандитских странах, как наша, на это, похоже, всем просто наплевать с высокой колокольни. И вот слушал я всё это, слушал, и от этих радио-разговоров в сочетании с ярко выраженной медицинской атмосферой вокруг и внутри меня, у меня в голове начал зарождаться не то чтобы новый сюжет и не то чтобы новая фантастическая идея, а скорее просто ранний зародыш оных, погруженный в первичный бульон моих быстрых хаотических мыслей. И придумалась мне вот такая штука: усилиями крупных медицинских специалистов в сочетании с новейшими компьютерными разработками передовых хай-тек-инженеров был разработан способ глубокого биологического сканирования человека, в результате которого с организма любого человека можно снять подробнейшую цифровую модель весом во много терабайт — от клеточной структуры конечностей и до детального строения мозга, от структуры ДНК и до биохимического состава его внутренностей — в общем, всё, что только можно. Анализируя эту цифровую модель на быстродействующих квантовых компьютерах, можно выявлять будущие болезни в самом зародыше и разрабатывать детальные планы по медикаментозному и хирургическому лечению самых сложных болезней и травм. Разумеется, в такой ситуации цена так называемой "врачебной тайны" повышается во много-много раз. И тем не менее, ни одна врачебная организация не способна сохранить эти цифровые модели своих пациентов неприкосновенными даже в самых защищённых дисковых сейфах, и они постепенно начинают утекать в Сеть, где становятся доступны любому заинтересованному лицу. Ну а дальнейший детективный сюжет я пока еще не придумал — с этим у меня всегда бывает плохо. Я просто придумываю зародыш интересной фантастической идеи, но на этом, как правило, и останавливаюсь...
Комментарии к посту в Фейсбуке 27 мая 2019 года Андрей Стругацкий -- Программа «Точка» — единственная передача на Эхе, где я понимаю только предлоги и междометия. Технический идиотизм — опасная болезнь скота...))
Андрей Чертков -- Ну, я их обычно более-менее понимаю, хоть и не специалист совсем. Но ведь я всё-таки когда-то был генеральным директором небольшой интернет-компании — вот этим нехитрым багажом я до сих пор и пользуюсь...)))
Андрей Стругацкий -- А чего ты, кстати, не слушаешь все эти передачи в прямом эфире? Я вот только так и делаю, иначе психологически теряется элемент новизны!))
Андрей Чертков -- Андрей Стругацкий -- А у меня вообще нет радио, у меня только mp3-плеер, куда я ежедневно сгружаю с ихнего сайта свежие передачи в виде файлов.
Андрей Стругацкий -- Андрей Чертков -- Дык прямо на сайте и слушать прямой эфир! А радио Эхо Москвы как такового у вас в Севастополе и не было сроду!))
Андрей Чертков -- если слушать на сайте — это означает быть привязанным к ноутбуку, жёстко привязанному к моей квартире. А плеер я могу слушать где угодно, даже в кресле у дантиста.
Андрей Стругацкий -- Андрей Чертков -- А, ну если так, тады ой!)) Я думал, у тебя что-то вроде планшета! Впрочем, все основные программы вечером, ты бы мог и дома слушать их!))
Michael Boza -- "Схизматрица" Брюса нашего Стерлинга. Электронный журналист Фёдор Рюмин
Андрей Чертков -- Ваще-то, эту "Схизматрицу" я как раз и издавал лет так 20 с хвостом назад... Но — такой вот точно идеи я там уже не помню...
Юлий Буркин -- Идея, достойная Филиппа К. Дика.
Андрей Чертков -- Спасибо, конечно, Юлий, но мне почему-то кажется, что вот это как раз — совсем не его тема. Ну, разве что, только краешком она задевает его обычные интересы в фантастике.
Юлий Буркин -- Андрей Чертков -- А мне кажется, в копейку.
Марина Бернацкая -- Мало того — не-цифровые носители тоже не гарантируют соблюдения тайны [вкладов] личных данных. Регистратурную карточку истории болезни может прочитать кто угодно, и кто угодно может заглянуть в банковскую ведомость.
P.S. В СССР вендиспансеры были обязаны подавать сведения в партийные органы, и если кто чего на курорте подхватит — это становилось известно сразу и всему городу. Так что никакой тайны персональных данных никогда и не существовало.
Василий Щепетнев -- В 1979 году начал работать в ТОКВД. Ничего по партийной или служебной линии не сообщали. Ну, за исключением явной педофилии и проч. — но опять же не в партийные органы, а в совсем другие.
Марина Бернацкая -- Василий Щепетнев -- Сообщали. Ещё как. И СЭС сообщала. Может, не афишировали — это другое дело. А если что-то знает СЭС — равносильно на заборе написать.
Василий Щепетнев -- Я три года был единственным дерматологом на весь район. Так что если кто-то тайно, "теневой дерматолог"...
Марина Бернацкая -- Василий Щепетнев -- И вы совершенно уверены, что ваша медстатистика была тайной за семью печатями — для вышестоящего начальства, той же СЭС, и прочая, и прочая... Ну конечно...
Василий Щепетнев -- Статистика-то моя...
Андрей Чертков -- Спасибо вам обоим за очень увлекательную, пусть и довольно короткую беседу. Мне было интересно и напоминательно...)))
Марина Бернацкая -- Андрей Чертков -- В смысле, Андрюш?
Андрей Чертков -- Марина Бернацкая -- ну просто вспомнил я все эти советские дела с их месткомами, профкомами и комсомольскими собраниями. Было, увы, было, и в огромных количествах.
Андрей Козлов -- Похитив этих цифровых двойников, некто начинает клонировать нужных ему людей, замещая двойниками оригиналов. Но тут появляется кто-то еще — антагонист первого злодея, тоже начинает клонировать, и все заверте...
Андрей Чертков -- Ну, вот именно этот поворот идеи — он как раз совсем не оригинален. Такое уже много раз было. Из последних раз — ну, например, роман Гурского-Арбитмана "Перемена мест" и довольно качественный сериал по его мотивам — "Досье детектива Дубровского" (с Николаем Караченцовым, между прочим — то есть, не хухры-мухры). Там тоже были двойники — депутатов и важных чиновников.
Радій Радутний -- Было, было такое. Навскидку — какой-то советский рассказ, где влюблённый персонаж смоделировал известную актрису и жил с ней. а потом додумался познакомить с оригиналом; и великолепно раскрытая тема у Олдисса — охрана биоматериала, потому что преступники его похищают, выращивают клоны, пытают их и посылают записи пыток родственникам, требуя выкуп.
Андрей Чертков -- Ребята, ну я же совсем не говорю про моделирование человека во плоти — это совсем другой сюжет и давно уже не оригинальный, начиная еще с народных сказок и литературу в жанре фэнтези. Речь-то про цифровую модель и про проблемы, связанные с невозможностью сохранить в тайне персональные данные любого человека...)))
Радій Радутний -- Тоже есть. Несколько рассказов на эту тему у Дашкиева и целый роман о писателе, который после смерти начал гнать гениальные романы, а почему? А потому, что врач создал цифровую копию мозга и подкинул работы.
Жаль, забыл фамилию, помню только, что перевод с испанского на украинский. Может, кто подскажет?
Андрей Козлов -- Генитальные романы))
Андрей Чертков -- Радій Радутний -- у Дашкиева я только "Властелин мира" читал и "Загибель Урании", но там, насколько я смутно хоть что-то помню, было совсем о другом...
Радій Радутний -- "Право на ризик" — короткий рассказ, как раз на эту тему, только не знаю, есть ли перевод. Впрочем, не знаю, стоит ли рекомендовать к чтению — там штамп на штампе, советский эмигрант, безработица, безжалостные капиталистические убийцы в белых халатах...
Андрей Чертков -- Проблема советских — как русских, так и украинских — фантастов 50-х — 60-х годов — заключалась в основном в том, что они были, как правило, достаточно малоталантливы. Ни сильных интересных идей не умели они придумать, ни встроить эти идеи в качественный, увлекательный, небанальный сюжет. А как вишенка на торте — вот этот идеологический асфальтовый каток самоцензуры, который прокатывался по всем их произведениям, расплющивая их в буквально пустой бумажный лист. А ведь таких текстов поначитался я в своем юном возрасте в немалом же количестве — в поисках чего-то по-настоящему хорошего и живого. Но этого хорошего и живого было, увы, совсем мало.
Андрей Чертков -- Но иногда мне кажется, как ни странно, что даже побольше, чем теперь. Хотя, на самом-то деле, это всего лишь аберрация восприятия и памяти.
Радій Радутний -- Есть у меня подозрение, что так было везде и во все времена. Гомер был одним з тысяч сказителей, а Пушкин — один из сотен поэтов. Вот так и с фантастами.
Андрей Чертков -- Радій Радутний -- ну да, наверное, так и есть, только с местными вариациями. Гениев, да и просто небанальных людей всегда было в достаточно небольшом количестве.
Мария Елифёрова -- А что такое "персональные данные"? Циферки паспорта, который мне навязало это же государства? Смешно. Ни одна киберсистема никогда не узнает, кого я любила и чего в своей жизни стыжусь. Она не узнает, какой актёр меня возбуждал в 15 лет и какой самый плохой поступок в своей жизни я совершила. А всё остальное не имеет значения.
Андрей Чертков -- адреса, телефоны, данные паспорта, трудовая книжка, все другие документы, банковские данные, данные из милиции и военкомата, кредитные карты и медицинские карты, и всё остальное...
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- и что? Ну да, если с кредитной карты украдут деньги, это обидно, но не конец света. Всё остальное вообще значения не имеет. Оно придумано государством для того, чтобы меня учитывать и контролировать, так что — кесарю кесарево.
Андрей Чертков -- адреса и телефоны гражданских активистов попадают к путинским титушкам, и начинается террор, а милиция не вмешивается — это только один из примеров. А врачебная тайна — есть серьезная личная тайна, даже без цифровой копии организма...
Андрей Чертков -- пароли к сайтам, соцсетям и всяким интернет-сервисам — тоже не фунт изюма...
Мария Елифёрова -- Андрей Чертков -- я не гражданский активист, а гражданским активистам давно объясняю, что в 21-м веке бороться надо не путём подставления голов под дубинки на площадях. И я противница врачебной тайны, так как в современных условиях она стала инструментом манипуляции и шантажа. Она основана на идее, что в болезнях есть нечто позорное. Может, лучше менять что-то в головах и объяснять людям, что болеть не стыдно? (А пароли в тырнете я тоже не считаю своими личными данными. Ничего персонального я в сети не храню и не пишу. И другим не советую).
Семён Цевелев -- Maria Eliferova -- Согласен насчёт отвратительности этой идеи, но людям этого не объяснишь, увы.
Мария Елифёрова -- Семён Цевелев -- людям можно объяснить многое. Ещё 50 лет назад было стыдно рожать детей без штампа в паспорте. А 100 лет назад было стыдно быть некрещёным. Раньше ужасной тайной было, что кто-то родил ребёнка до свадьбы или перешёл в иудаизм. Сейчас это никого не колышет.
Семён Цевелев -- Вы удивитесь.
Дмитрий Климкович -- "Ну а дальнейший детективный сюжет я пока еще не придумал..." Очень оптимистично звучит. Мы-то знаем, как и в каких количествах лечат каждый Ваш зуб. Так что, будут и сюжет, и продолжение. "Клёв будет! Клёв я беру на себя." Стоматологи будут достойны Лёлика.
Андрей Коломиец -- Выдумать — это даже не полдела, а вот ты поди-ка напиши! У фэнзинёра Горнова книга "Ракета на Титан" вышла, а фэнзинёр Чертков никак на книгу не сподобится!
Андрей Чертков -- увы, детская травма...)))
Михаил Гитуляр -- Главная беда с ПД, что после утекания в паблик их нельзя обратно сделать приватными.
Это примерно как с радиоактивным загрязнением, только ждать, кода они сами постепенно потеряют актуальность.
Впрочем... Потомки, которые будут заниматься цифровой археологией, нам еще спасибо скажут!
Андрей Чертков -- Кстати, вот тоже сюжет для фантастики, который еще никто не использовал (вроде), даже пост-киберпанки — цифровая археология будущего...
Андрей Козлов -- Я вот только познакомился — благодаря Вам, Андрей, — с творчеством таких превосходных мастеров, как Гибсон и Стерлинг. Они почти полвека назад проработали идеи, которые сейчас составляют повестку дня цивилизации.
Андрей Чертков -- Да. Потому-то я так и среагировал на это новое направление в НФ в конце 80-х годов, что почувствовал у него (и за ним) очень мощный потенциал. Вы мою старую статью "Роман с киберпанком", надеюсь, читали?
Андрей Козлов -- Да, в книге Гибсона "Нейромант" (трилогия "Киберпространство", СПб, Азбука, 2020) есть эта статья, написанная в марте 1998 года в Петербурге — впервые в полном варианте, а также послесловие к ней (Севастополь, январь 2015 года).
Андрей Чертков -- ну и хорошо, не зря работал...)))
29 мая 2020 года Виноградов Виктор -- Тут, мне кажется, надо придумать, а в чем профит каким-то потенциальным мошенникам подробности моего геморроя? Шантажировать меня? Не тот случай, чай, не сифилис или вич...
Вот если бы с помощью таких технологий можно было бы делать полного клона человека, такого, что никакой анализ ДНК не заметит подмены, тогда да. Сделал копию племянника Вандербильда, подменил вместо настоящего, и это окупит все затраты. Дарю идею.
Андрей Чертков -- ну, этот поворот напрашивается чуть ли не самым первым...
Александр Митюшкин -- З.Юрьев, "Человек под копирку", 1973.
Андрей Чертков -- Александр Митюшкин -- Клоны, которых создают, как фабрику органов для своих хозяев, — эдакое новое рабовладение — это совсем другая тема, вообще-то. Сильно после Юрьева эту же тему — интернат для клонов — использовал также Кадзуо Исигуро в букеровском романе "Не отпускай меня", — который, кстати, я так до сих пор и не прочел, ибо не люблю сильных эмоций.
Виноградов Виктор -- Я подобное читал много-много лет назад в каком-то фантастическом рассказе. Гениальный ученый-одиночка (разумеется!) научился клонировать людей по образцам клеток. В основном он экспериментировал с жертвами ДТП. Иногда у него неожиданно получалось аж по три абсолютно идентичных клона. На этом и строилась смешная сторона истории. Все эти подмены людей.
Андрей Чертков -- Виноградов Виктор -- Очевидно, это был Лем — есть у него такая штука...
Виноградов Виктор -- Андрей Чертков -- нет, точно не Лем. Стилистика совершенно иная.
У Лема эта штука в "Дневниках Йона Тихого" есть. В той части, где сепульки и прочее.
Александр Митюшкин -- Андрей Чертков -- Это да, но там было развитие идеи, когда Дин Дики вместо убитого сына миллионера на свидание с отцом слепка подсунул, и прокатило.
Виноградов Виктор -- Александр Митюшкин -- вот не помню совершенно, кто автор, так давно это было. В каком-то сборнике. Там ещё была девочка, кажется, негритянка, лет шести, погибшая в автокатастрофе. Так у учёного получилось аж три клона. И каждый раз на свидании с родителями девочки он подсовывал другую, потому что боялся признаться в своем косяке. Ну, в итоге всё благополучно закончилось. Забрали всех )
Александр Митюшкин -- Виноградов Виктор -- Не припомню.
Андрей Чертков -- Виноградов Виктор -- да, что-то очень смутно припоминается... но это, кажется, какой-то сборник из ЗФ, а я их вообще читал не очень много и плохо помню...
Виноградов Виктор -- Андрей Чертков -- да, именно сборник.
Ефим Беркович -- чтобы модели не утекали, есть отличный метод: место хранения и обработки НЕ подключается к сети... Вообще физически...
Андрей Чертков -- В целом ряде случаев это просто невозможно. То или иное подключение к сети просто необходимо.
Ефим Беркович -- Андрей Чертков -- всегда можно обойти. Если это критично.
Андрей Чертков -- Ефим Беркович -- собственно, на этом и можно построить сюжет...)))