Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 ноября 2019 г. 22:18
Размещена:

Представляем вторую часть интервью с футурологом и фантастом Александром Лазаревичем. В отличие от предыдущего разговора, посвященного преимущественно политическим и социологическим проблемам, данный материал будет более приближен к творчеству автора. Кроме интервьюера вопросы Александру Владимировичу имели возможность поставить также читатели и пользователи «Лаборатории фантастики».

Вас окружает ореол таинственности. Вы написали ряд футурологических и фантастических произведений, которые легли в основу концептов технокоммунизма и, если так можно выразиться, «советизма», но книги доступны почти исключительно в сети, о самом авторе ничего неизвестно (кроме того, что Вы проживаете в Королёве и работаете на каком-то наукоёмком производстве, даже фото нет). Ну и плюс к этому Александр Лазаревич, по крайней мере, еще лет семь тому назад был абсолютно непубличной личностью. Ваш сайт размещен на бесплатном хостинге с устаревшим интерфейсом. Где-то в 2008-2009 годах в рувики несколько раз удаляли статьи о Вас. Насколько я понял, основная претензия к Вам – отсутствие подтверждений того, что Вы ученый, эксперт по футурологии, и, соответственно, что Вашим работам можно доверять. Плюс к этому у Вас почти нет изданных «бумажных» книг. Притом никто не спорит с тем, что фантаст Вы довольно известный. Не пора бы автору немного приоткрыть эту завесу таинственности?

Если отвечать на Ваш вопрос коротко, я не более таинственен и «непубличен», чем 99,999% населения нашей страны. Я, также как и подавляющее большинство народа, таинственен и «непубличен», только если меня сравнивать с оставшимся 0,0001% населения, которые вынуждены себя всячески рекламировать, поскольку это крошечное меньшинство зарабатывает себе на жизнь, «продавая» свое лицо и имя широкой публике. К этому меньшинству относятся, например, профессиональные коммерческие авторы фантастических, детективных и прочих романов, для которых их узнаваемость широкой публикой прямо пропорциональна их доходам, а также доходам их издателей. Поэтому их издатели организовывают рекламные компании, стоящие немало денег, надеясь эти деньги потом вернуть с прибылью.

К счастью, я могу позволить себе не быть «публичным» человеком, поскольку не являюсь профессиональным коммерческим писателем, и за мной не стоят никакие издательские дома. У меня не то что «почти нет изданных «бумажных» книг», у меня вообще нет ни одной официально изданной «бумажной» книги. Если вы видели где-нибудь какие-либо «бумажные» издания моих произведений, то это либо пиратские издания, напечатанные без моего ведома, либо, в лучшем случае, некоммерческие издания, напечатанные какими-то энтузиастами с моего разрешения под их честное слово, что они не станут заниматься коммерцией, и будут продавать их своим друзьям по себестоимости. Но поскольку, как показала практика, эти издания, в конце концов, попадают в руки спекулянтов, я подобные разрешения давно уже больше не даю.




Статья написана 1 ноября 2019 г. 23:56

Представьте себе, что вы получили сведения о времени своей смерти. Представили? А теперь представьте, что о дате своего финала знает большинство людей на Земле. Наверное, тогда общество будет совсем другим, нежели сейчас. Но это уже вообразить гораздо сложнее. Но именно таковую нетривиальную, очевидно, задачу ставила перед собой Ольга Ларионова при написании романа с таким красивым названием.

Начинаясь более или менее традиционно — космонавт возвращается на Землю (правда, путешествие заняло лишь 11 лет, а не века земного времени), это произведение ярко демонстрирует многогранность проблемы жизни и смерти. Случайное ЗНАНИЕ о смерти, которое как снег на голову упало на всех (или почти всех) землян в корне изменило все устои общества.

Произведение вряд ли можно назвать утопией. Хотя социальная тема в романе присутствует. Так, известно, что коммунистическое общество, где непоколебимым был принцип добровольности труда, а мерой стоимости была энергия, после ЭТОГО эволюционировало. Мерой стоимости становится время. Темп жизни общества постоянно ускоряется. Основная цель — не размениваться на мелочи и успеть делать (закончить) главное, значимое. Возможно, при жизни следующего поколения, которое не будет знать ЭТОГО, все снова изменится.

Как реагируют люди на ЭТО? Сначала кажется, что по-разному, хотя в конце выясняется, что все персонажи — сильные люди и воспринимают ЗНАНИЕ спокойно, как должное. Люди не зацикливаются на ЭТОМ, а делают надлежащее.

Прекрасно обыграна фабула и глобальная, вечная тема.

Симоволика. О леопарде упоминается лишь дважды. Вырезанная фигурка практически мертвого леопарда, карабкающегося на вершину, символизирует стремление к жизни. Несмотря на отвергнутый инстинкт смерти. Вот так, ни больше, ни меньше.

Сюжет. Начало в какой-то мере типично для многих фантастических произведений, а потому кажется немного безликим. Далее читателя вводят в курс, что это произведение таки психологическая драма, глубинные пласты которой представляют собой настоящую философскую фантастику. Из размышлений об ЭТОМ главного героя, разговоров на высокогорной спасательной базе мы узнаем о многих гранях НЕОТВРАТИМОГО. На вполне конкретном материале. И здесь, похоже, все более-менее понятно — драма человека, который наверняка знает, что его любимая (или когда-то бывшая ею) точно умрет в этом году. Но в конце эта драма дополняется другой романтической историей, переходящей в неожиданный триллер-хоррор, где автор перемешивает все карты.

Единственное замечание к авторскому замыслу. Непонятно, почему автоматический «Овератор» побывав в будущем, выяснил только год смерти каждого из тех, кто жил в современном ему ХХVІІІ веке. Из смысла событий следует то, что у него было время и средства для того, чтобы собрать информацию вплоть до месяца и дня кончины конкретного лица. Однако тогда бы человек не находился в подвешенном состоянии длительное время, а именно это и было нужно автору для построения особенностей сюжета.

Роман из тех, которые не забываются после прочтения. Однако возникает своеобразное послевкусие — не то чтобы отторжение или тем более отвращение... Просто становится немного не по себе. Хотя все акценты расставлены правильно и, не побоюсь этих слов, произведение идейно верное. Но из-за своеобразной атмосферы и шокирующей концовки вряд ли возникнет желание перечитывать его еще раз.


Статья написана 21 октября 2019 г. 10:52

Особенностью творчества братьев Стругацких есть наличие мира «Полудня», однако отсутствие собственно утопического центрального романа с подробным описанием социальной жизни землян будущего. Некоторые отрывочные сведения можно найти в произведениях «Предполуденного цикла». Так, в «Стране багровых туч» (1959) упоминается Союз Советских Коммунистических Республик, а в «Стажерах» (1962) говорится о наличии рыночной экономики в США, но без монополий и крупных фирм. В «Хищных вещах века» (1965) описываются мещанские типажи в курортном приморском городке явно западного типа. Из всего этого следует, что Стругацкие в «Передполуденном цикле» описывают еще островную утопию, «коммунизм в отдельно взятой стране».

Заглавной, и, наверное, наиболее оптимистической вещью в творчестве Стругацких есть сборник «Полдень, ХХІІ век» (1967), давший название авторской утопической модели. Рассуждений о социальном устройстве немного, рассказы состоят в основном из диалогов и бытовых сценок; данный сборник можно назвать утопией лишь условно.

Определенный мостик между произведениями «Передполуденного цикла» и собственно «Полуднем» можно найти в «неканонических текстах» — неопубликованных в свое время черновиках и отрывках, а также в журнальных вариантах, которые отличались от книжных версий. Речь идет о двух разделах-рассказах «Полтораста лет спустя» и «Президиум ЭСМ». Впервые эти фрагменты были полностью опубликованы в 2005 году в сборнике «Неизвестные Стругацкие. От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: черновики, рукописи, варианты».

Итак, что мы здесь видим? В двух главах дан очерк настоящей коммунистической утопии. Ничего по-настоящему особенного (очень малый объем, где бы могло развернуться авторское воображение), но под формальные каноны попадает. Самое главное, что бы можно было выделить из этих текстов, это то, что там есть разъяснения перехода от «социализма в отдельной стране» к планетарному коммунизму. Из того, что Председателем Президиума Экономического Совета Мира стал последний Секретарь ЦК Коммунистической Партии Союза Советских Коммунистических Республик можно сделать вывод, что условный СССР будущего в ХХІІ веке просто «мирно врос» в планетарный социум. На планете воцарился коммунизм. Ну и весь набор к этому: небывалое развитие техники, появление новых материалов, развитие космической отрасли (здесь братья немного перебрали – вряд ли межгалактические полеты будут возможны даже через 200 лет), продление жизни, трудовой энтузиазм и т.п. Интересно, что, судя по упоминанию о существовании в XXI веке вещизма, накопления благ, не все было так гладко в построении нового общества.

Все это показывается через типичный для таких произведений прием — два космонавта вернулись из космического путешествия, но через эйнштейновские временные эффекты застают на Земле своих потомков-правнуков.


Статья написана 19 октября 2019 г. 22:30
Размещена:

Александр Лазаревич — фигура, без преувеличения, уникальная в российской фантастике. Можно не соглашаться с его социально-политическими взглядами, можно упрекать в некоторой, как он сам выражается, «безответственности» при решении фундаментальных философских, экономических и даже технических проблем, но вряд ли кто-то из тех, кто «в теме», назовет еще хотя бы одного фантаста, который в своем творчестве так органически совмещал такие, на первый взгляд, не очень связанные темы, как СССР и киборги, коммунизм и нанотехнологии, «советская мечта» и проблемы внеземного разума. Названия основных произведений писателя, размещенных в сети и свободно скачиваемых, уже многое говорят о мировоззрении автора — «Советия», «Сеть «Нанотех»», «Технокосм» и др.

Данное интервью является первым подобным масштабным диалогом с Александром Лазаревичем.




Статья написана 30 сентября 2019 г. 15:30
Размещена:

Уважаемые любители творчества фантаста и футуролога Александра Лазаревича!

Заявленное ранее интервью с писателем переносится на октябрь — начало ноября в связи с большим объемом материала и сложностью тем, поднимаемых в наших беседах.

Вместо одного планируется публикация двух интервью: 1) мировоззренческие вопросы (первопубликация — на другом ресурсе с последующим размещением на фантлабе); 2) вопросы, касающиеся творчества фантаста.





  Подписка

Количество подписчиков: 38

⇑ Наверх