| |
| Статья написана 4 февраля 2020 г. 20:36 |
Предыдущая заметка Pirxа напомнила о моем вопросе (прошу не обращать внимания на немного наивный сумбур формы), заданном за два месяца до смерти БНС. ...верите ли Вы в наступление так называемого «полного коммунизма» – когда будут стерты национальные границы, этносов не будет как таковых, деньги выйдут из употребления, отойдет в прошлое вещизм, накопительство, труд будет творчеством, а не рутиной. Автоматизация зайдет настолько далеко, что люди будут только операторами на производстве? Есть также другой сценарий – антиутопичный, описанный Хантингтоном – жесткое разделение и антагонизм по цивилизационному признаку. ...наступит ли эра всеобщего благоденствия, равности и справедливости, альтруизма и гармонии (как в «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова) или же человечество будет всегда разделено национально и социально? Перенесутся ли эти различия в космос? Сможет ли глобализация и вестернизация (а значит, определенная унификация) после распространения капитализма на весь земной шар (сейчас есть такие места, где люди живут по сути в палеолите) подготовить почву для всемирного коммунизма? Или корпорации в будущем будут вместо стран третьего мира эксплуатировать пояс астероидов, вместо азиатов и латиноамериканцев – жителей колонизированных планет? Николай — 09/29/12 18:23:13 MSK Я много раз отвечал на подобные вопросы. Не хочется повторяться. Если коротко: наиболее вероятное будущее человечества – Общество Потребления, описанное в «Хищных вещах века» и наблюдаемое сейчас «простым глазом» на территории трети современных государств. Курс на такое Общество, видимо, совпадает с той самой «равнодействующей миллионов воль», которая определяет ход истории и управляется Законом Халявы, – стремлением человеческой особи получать максимум благ ценой минимума усилий. Общество, которое Вы называете коммунизмом, а мы – Миром Полудня, может возникнуть лишь при одном чрезвычайно важном условии: будет сформулирована и внедрена Высокая Система Воспитания, способная формировать Человека Воспитанного, – личность, главным наслаждением которой в жизни станет успешный творческий труд. Мир Полудня теоретически возможен. Люди названного типа – не есть что-то фантастическое, они жили среди нас всегда, а сегодня очень часто объединены в творческие группы, решающие серьезные задачи, – это островки Светлого Будущего, и дело теперь за малым: научиться увеличивать число таких людей и число таких «островков», пока они не сольются в единый континент. А вот это, как раз, представляется маловероятным. Ни Высокая Система Воспитания, ни Человек Воспитанный никому сегодня не нужны, – ни каким-либо социальным группам, ни партиям, ни религиям. Всех вполне удовлетворяет нынешний Человек Умелый, Потребляющий. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким (Сентябрь 2012)
|
| | |
| Статья написана 2 февраля 2020 г. 00:33 |
| 2016, журнал, сетевая публикация |
|
• Предисловие (2016) // Автор: Ия Корецкая Краткий обзор современной ситуации в мире с левых позиций. Радует то, что по сравнению с №3 анализ более взвешенный. • Прыжок к свободе (2016) // Автор: Александр Харченко Отец русского космизма Николай Федоров предрекал, что моральным долгом потомков перед предками будет воскрешение всех, когда-либо живших. Нет, этот рассказ не о реинкарнации давно умерших. Не забываем, что рассказ-то коммунистический. Тем не менее, тема космизма тут развита в полной мере. …Группу добровольцев из эпохи давно победившего коммунизма отправляют в далекое прошлое. Множество времен, мириады стран и народов. И везде одно и то же – богатые и бедные, история борьбы классов. Как сделать так, чтобы оградить всех предков, живших в классовых обществах, от бремени социального разделения людей? И как при всем этом самим не стать жертвой эффекта бабочки? Рукоплещу автору – он не только нашел выход из той довольно сложной задачи, которую сам же себе и поставил, но еще и удивил намного превзошедшим эту задачу результатом. Плюс рассказу в том, что тут совершена успешная попытка выйти за рамки традиционного для коммунистической фантастики круга проблем (социальные противоречия, революция, утопия и тп.). Единственный небольшой минус – неуместная позиция автора по отношению к сексменшинствам в сюжетной композиции рассказа. Выглядит какой-то искусственной вставкой, немного портящей послевкусие. • День великого воссоединения (2016) // Автор: Ия Корецкая Небольшой и довольно актуальный ныне аллегорический рассказ. Показана абсурдность национального противостояния и этнического деления вообще. Акценты расставлены, на мой взгляд, верно. • Молчание призрака (2016) // Автор: Александр Рубер Что ответит искусственный интеллект, в память которого загружена вся информация о человечестве, на тривиальный вопрос о росте капитала? Согласится ли он помочь сильным мира сего в деле извлечения прибыли и уменьшения затрат? Ведь его программировал НАШ человек… Оригинальным выглядит образ ИИ Рубера. Тут он не демон, пытающийся захватить власть над миром и изжить со свету человечество, каким его часто изображают в киберпанковских романах и фильмах. Руберовский ИИ похож на товарища в общей борьбе. • Вечная память (2016) // Автор: Юлия Лиморенко В обществе капитала ученые не могут быть полностью независимыми от окружающего их мира. Некоторые из них – оторванные от жизни гении, другие – беспринципные деляги, без зазрений совести приписывающие себе чужие достижения. А иные могут просто пойти на сделку со своей совестью, пожертвовав благородной и вполне воплотимой в жизнь идеей ради меркантильных личных благ. Но привычная вереница несправедливости внезапно прерывается – одни получают по заслугам, а другие – бессмертие. • Когда Ку-клукс-клан плачет (2016) // Автор: Ия Корецкая Довольно информативная статья об итогах Хьюго-2015. Оказывается, в США существуют некие «Щенки», ратующие за возвращение к «традиционной фантастике». В понимании «Щенков» это нф, которая не обременена подтекстом, но зато с непременно интересным и легким сюжетом. Общество «Щенков» узрело некий заговор «левацко-толерантных авторов» против консервативных ценностей в фантастике. • Война миров: чьей идеологии принадлежит право первородства в НФ? (2013) // Автор: Адам Робертс Анализируются особенности «левого» и «правого» подходов в научной фантастике. Приводятся конкретные примеры из творчества Хайнлайна и Бэнкса, вскрывающие идеологический окрас того или иного типа фантастики. Отмечается, что левые фантасты более оптимистичны в отношении проблемы «чужого». Чужое может быть не угрозой, а элементом разнообразия. • Одним лишь светом (2016) // Автор: Александр Рубер Фантастиковедческое эссе Александра Рубера. Материал посвящен одноименному роману Адама Робертса. Роман является неким перепевом истории об элоях и морлоках, в его более мягком варианте. Бедные тут еще не отдельный вид людей, но уже на пути к этому. Фотосинтетические длинные волосы бедных – отличительный признак класса, так же как стриженые натуральные – богатых. В мире романа обычная еда – привилегия избранных. Деградация, конфликты и революция без ясной программы преобразований – такова фабула, которую разбирает Александр Рубер. Немного удивила сама форма эссе. Авторских размышлений тут не так много, основную часть работы представляет обширная цитата – выдержка из романа Робертса, а также пересказ сюжета. Правильные, хотя и очень немногословные вводные замечания и выводы занимают очень уж небольшой размер – несколько абзацев в начале и в конце материала. • Epic Pooh [= Эпический Пух] (1978) // Автор: Майкл Муркок Полезная для расширения кругозора читателя, интересующегося твердой и социальной фантастикой, статья. Развенчивается социальная подоплека такого популярного ныне жанра, как эпическое фэнтези. О том, что данный жанр отражает идеализированное феодально-средневековое мировоззрение, писали уже давно и не единожды. Мурок же в свою очередь отмечает такие неожиданные аспекты эпического фэнтези, как извращенный романтизм, реакционную сентиментальность, неуважение к ребенку как читателю, стремление к уютному, неопасному лесу, бегство от жизни в мегаполисе со всеми его противоречиями, слабую манеру письма, консервативно-среднеклассовую ориентацию и др. Перо мастера не щадит таких авторитетов жанра как Толкин, Льюис, Адамс. Итог. В целом номер вышел интересным. Уже нет того идейного разнобоя, который присутствовал в предыдущих выпусках. К плюсам номера можно также отнести усиление критической составляющей, обзор новостей из мира левоориентированной фантастики и околофантастической жизни.
|
| | |
| Статья написана 27 января 2020 г. 11:59 |
| 2015, журнал, сетевая публикация Внеочередной номер альманаха, составленный из рассказов-победителей конкурса "Светлое Завтра — 2015" |
|
• Предисловие (2015) // Автор: Владимир Бутрим В «Предисловии» рассказывается об особенностях проведения конкурса рассказов «Светлое завтра – 2015». По итогам конкурса была отобрана десятка лучших фантастических произведений малой формы. • Потеряный рай (2015) // Автор: Алексей Жемчужников Рассказ держит интригу до последних страниц. Поначалу кажется, что это вообще не фантастическое произведение, а своеобразная фантасмагория. Главный герой после своей смерти попадает в рай, который не совсем соответствует его ожиданиям и представлениям. Но и ад, в котором заправляют черти-коммунисты, тоже какой-то странный. Лишь в конце рассказа все точки над і расставлены – рассказ вполне соответствует жанру научной фантастики. Остроумно, не без юмора автор показывает всю нелепость и преходящесть современного обывательского, «локтерастолкательского» мировоззрения. Рассказ сопровождается «Примечанием редакции», в котором Евгений Кондаков высказывает свои мысли об этом произведении и мире будущего коммунизма. • Пять копеек (2017) // Автор: Эдуард Шауров Дети играясь, нашли в земле круглый кусочек металла — символ давно ушедшей эпохи. Автор показывает зарождение и эволюцию чувства собственности, давно изжитого в обществе будущего. Наглядно продемонстрировано, как возникают изменения в психологии человека, который стал обладателем. • Сергунька (2015) // Автор: Марзия Габдулганиева Рассказ о советском деревенском мальчике со сверхспособностями, случайно оказавшемся в Москве ХХІІ века. В литературном плане вещь написана добротно, хорошо описан мир будущего, технические достижения. Похвально, что автор решила «похоронить» тело Ленина (притом, что в будущем его идеи чтут). Однако не совсем понятно, куда попал мальчик – в мир, в котором есть только возрожденный СССР («великая страна») или же в мир, где вообще нет никаких стран, как, впрочем, денег, правительств и армий также. Больше похоже на первое. Примечательно, что когда говорится о времени, из которого прибыл мальчик (1985 год), указывается, что остался год «до развала великой страны» (если это о годах правления Горбачева, то генсеком он стал как раз в 1985, а не в 1986). • День на экваторе (2017) // Автор: Александр Рубер Рассказывается о переходном периоде социализм – коммунизм. На Земле есть некое коммунистическое сообщество Core (Коммунистическая республика). Есть страны, которые живут по-старому, есть своеобразные буферные зоны, есть территории, дружественные Core. Сюжета, как такового, нет. Действие рассказа укладывается в диалоги девушки и парня. По-сути произведение представляет собой фантастическую публицистику, слегка облаченную в художественную форму. Еще больше усиливает это впечатление послесловие автора, в котором он более подробно объясняет устройство мира рассказа. Авторский комментарий по объему немногим уступает самому рассказу, хотя в значительной мере касается не этой вещи, а романа «Звезда, которая никогда не заходит», продолжением которого рассказ и является. В принципе, задумка неплохая, но чтобы в полной мере ее оценить, надо, очевидно, читать роман. И еще – автору не помешало бы написать не рассказ, а эссе или статью — очень уж просятся намеченные идеи быть изложенными в более соответствующей для них форме. • Зубы дракона (2017) // Автор: Дмитрий Никитин Любопытный рассказ с интересным сюжетом. Начинается как космическая опера, немного напоминающая мир «Стартрека». Описана некая планета, колония – блудный сын коммунистического человечества. Отдаленность от Земли, малочисленность населения, обилие природных ресурсов привели к возникновению общества, схожего со Средним Западом США конца ХІХ века. Начали возрождаться товарно-денежные отношения, развитие пошло по пути аграризации и имущественного расслоения. К тому же возрастали противоречия с Землей, пролилась первая кровь… Можно, конечно, придраться к чисто хардовым вещам — планета в 5 раз больше Земли, однако пятикратная гравитация на колонистах никак не сказывается; как могла существовать атмосфера, насыщенная кислородом, на планете где не было автохтонной жизни (свободный кислород сразу уходит на окислительные процессы, если его не восполняют растения своим фотосинтезом); очень уж быстро колонисты вырастили целые леса и поля (по идее, для появления почвы нужно довольно длительное время). Однако, рассказ посвящен прежде всего социальным проблемам, потому не будем столь строги :). Импонирует оптимистическая концовка рассказа, где земляне отказались от насильственной коллективизации и дискредитации самой идеи коммунизма. Итог. В целом, спецвыпуск удался. Большинство рассказов заслуживает высокой оценки и вносит конструктивный вклад в развитие концепции альманаха.
|
| | |
| Статья написана 22 января 2020 г. 13:47 |
| 2014, журнал, сетевая публикация |
|
• Предисловие (2014) // Автор: Александр Харченко Да, именно из-за этого предисловия в свое время обходил стороной данный сетевой журнал. • Икс, игрек, зет (2014) // Автор: Ия Корецкая Небольшая зомби-войнушка в некоем Зомбиленде. Потребители, торгаши и спекулянты превратились в кровожадных биороботов. Их пытаются вернуть в нормальную жизнь. Не очень сильный в художественном плане текст. Сюжет довольно условный. • Светлое будущее (2014) // Автор: Яна Завацкая Старая идея с машиной времени и попаданцем в будущее. Автору удалось показать невозможность встраивания в общество будущего нашего современника. Главный герой – ограниченный мелкий буржуа, чуть поднявшийся над массой «плебса». Хорошо описан мир коммунизма, прописаны многие детали – образование, быт, отношения между полами, «экономика», «политика» (оба термина условны) и многое другое. Путь к этому общественному устройству автор проложила через глобальную войну, после которой остаткам человечества уже было не разделений на страны и народы. Да, еще были зачистки на левом поле – прессовали троцкистов, анархистов и др. • Мир и его мама (2014) // Автор: Александр Харченко Рассказ о двух мировоззрениях. Прогрессивное (сын) – освоение и познание, консервативное (мать) – идеализация семейных ценностей, тепла домашнего очага. Не сложно догадаться, за кем и чем будущее. • Весенние песни земли (2014) // Автор: Юлия Лиморенко Наверное, наиболее художественно доскональная вещь в этом номере альманаха. Импонирует то, что автор в каждой строчке не твердит дежурные фразы о коммунизме и классовой борьбе, но, тем не менее, ей удалось нарисовать образ того самого светлого будущего намного лучше других ее коллег по журнальному цеху. То, что предыдущий автор только наметил в своем рассказе, Юлия Лиморенко раскрыла уже более явственно. … Есть люди, органически не могущие сидеть дома у камина, когда в уже давно благоустроенном мире есть еще такие диковинные места, где требуется их недюжинная сила, умения и выносливость. Та, пресловутая «агрессивность», от которой в «Возвращении со звезд» Лема лечили бетризацией. Рассказ Лиморенко о венерианских воздушных дайверах и сатурнианских испытателях, возможно, навеян «Стажерами» Стругацких. Главный герой рассказа представляет собой нечто среднее между Григорием Дауге и Владимиром Юрковским. Концовка рассказа трагична, но, в то же время, жизнеутверждающа. • Про инопланетян (2014) // Автор: Лет Гольдин Попытка втиснуть множество утопических идей в небольшой рассказ. Главный посыл вещи – вселенское равноправие, открытость к иным формам жизни и разума. Автор ставит вопрос о восприятии развитой животной формы жизни коммунистическим человечеством, которое уже давно отказалось от убийства, как оправдания своего существования. Любопытны также некоторые мысли об отказе от моральных норм и некая критика критики порнографии (все это, правда, высказывается в паре предложений, мысль далее не развивается). Лету Гольдину можно пожелать написания более развернутого произведения о пантопии, концепцию которой он в общих чертах набросал в данном рассказе. • Предисловие переводчика (2014) // Автор: Яна Завацкая Яна Завацкая рассказывает о Гюнтере Крупкате, известном в свое время ГДР-овском фантасте, дает характеристику некоторых его произведений. Показательно, что автор предисловия события 1989 года в Германии называет «аннексией». • Северное сияние над пальмами / Nordlicht über Palmen (1957) // Автор: Гюнтер Крупкат Классическая островная утопия. Советский Союз где-то невдалеке от Шпицбергена на освобожденном от вечных льдов клочке земли благодаря атомной энергии и умелому использованию контроля над воздушными потоками воздвиг что-то вроде субтропического рая. По концепции и сюжету рассказ напоминает романы «Внуки наших внуков» (Юрий и Светлана Сафроновы, 1958), «Море и звезды» (Гавриил Бирюлин, 1963), повесть Александра Светова «Веточкины путешествуют в будущее» (1963) итп. Много штампов (шпиономания, перевоспитание капиталиста, всесилие мирного атома). Непонятно, как мог СССР, который, по сути, в 1960-х находился на почти аналогичном технологическом уровне с США сделать такой климатический проект, оставив Америку с носом. Главное, о чем тут целесообразно вести речь – автор от идеи коммунизма уходит в апологию СССР. • Взлетная площадка (2014) // Автор: Юлия Лиморенко Стихи о Новом Человеке, преобразующем Вселенную • «А ты увидишь, что твоя жизнь была...» (2014) // Автор: Александр Зимбовский Лирика революционной борьбы. Угадывается образ Че. • Николай З. «Вперед в прошлое, или Мечтания о нищете» Очень глубокий анализ. Разбирается роман американского писателя Дэна Симмонса «Флэшбэк». В рецензии визуализируются все страхи американского консервативного обывателя – типичного избирателя Республиканской партии. Нищета, разгул бандитизма, засилье мусульман, восстания испаноязычных мигрантов и другие страшилки автор романа изобразить смог довольно правдоподобно, но в то же время показал свой чудовищный дилетантизм в понимании закономерностей экономических процессов. Так, чуть ли не главной причиной всех бед в романе объявлена… «социалистическая» реформа здравоохранения Барака Обамы. Немного огорчило, что автор рецензии, косвенно признавая СССР империей, говорит об «унижении национальной гордости в 1990-х», об «отказе от всех социалистических завоеваний». И опять и снова – признание СССРовского госкапа социализмом и замена коммунистической перспективы «советизмом». • Секс, наркотики, фофудья / рецензия на книгу В. Сорокина «День опричника» (2014) // Автор: Григорий Ревмарк Довольно поверхностный разбор. Автор рецензии поставил себе цель выяснить, на какую аудиторию рассчитана данная книга. Целевая аудитория в итоге таки была определена (благо, установить это не сложно). Однако же, сама логика разбора предполагала определение причин появления всех тех явлений («Стена от Запада», «новая опричнина» и т.п.), которые в сатирической форме описаны в романе. Очевидно, Сорокин отталкивался от наличных в современной РФ тенденций, додав им немного гротеска и гиперболизировав их до средневековых масштабов. • Счастье «Страны c частливых» (2014) // Автор: Юлия Лиморенко Очевидно, такая рецензия имеет право на жизнь. Юлия Лиморенко в своем анализе обращает внимание на такие аспекты как связь творчества Яна Ларри и Александра Беляева, особенности сюжета «Страны счастливых», противопоставления новых идей и консерватизма итп. В итоге рецензент приходит в восторг от романа. Вызывает вопрос тот факт, что остался не разобранным такой важный аспект романа, который часто подают как коммунистическую утопию, как политическое устройство и экономическая жизнь общества, изображенного в нем. Я читал роман несколько лет назад, и он мне не понравился. Мир, описанный в нем явно не представляет из себя коммунизм. «Страна счастливых» — противоречивая государственно-капиталистическая утопия со всеми ее атрибутами — скрытой и явной пропагандой, культом личности, искусственностью побуждений и мотиваций главных героев. О мире за пределами «Республики», в которой угадывается усовершенствованный СССР будущего, ничего не известно. В «Республике» функционирует безденежная экономика, отменены даже безналичные расчеты социалистическими книгами. В то же время существует понятие «бюджет», себестоимость грандиозных строек подается в рублях. Общество «Республики» — некий вариант завуалированного тоталитаризма. Социум тяготеет над отдельной личностью; постоянно возникает потребность в «мобилизации», «трудовых армиях»: на разгрузку товарных вагонов прибывают тысячи людей, на строительстве электростанции в Сибири работают миллионы. Гигантомания и автоматизация соседствуют с примитивной ручной работой. Единственный жирный плюс «Страны счастливых» — довольно скрупулезный разбор энергетической проблемы, которая неизбежно возникнет в будущем обществе. Выводы по №3. Концепция альманаха в данном номере явственно изменилась. От эклектики в идейном наполнении (№1-2) состоялся дрейф в сторону сталинизма. Большая часть материалов так или иначе делает реверансы в сторону госкапа и «советизма». Связано ли это со сменой главреда, сказать трудно, но данный номер можно было бы назвать «Альманах (про)советской фантастики». К плюсам номера можно отнести увеличение объема материалов и появление рубрики «Поэзия» (хотя стихи пока не претендуют на шедевральность). P.S. Весьма разочаровала Яна Завацкая. Больше года назад мне на фантлабе рекомендовали ее роман «Холодная зона». При желании в интернете можно найти много чего «интересного» о Завацкой, есть кое-что и об этом романе.
|
| | |
| Статья написана 15 января 2020 г. 21:17 |
| 2014, журнал, сетевая публикация |
|
Итак, второй номер «Буйного бродяги». На этот раз – без предисловия, прямо в бой. Стратегия (2014) // Автор: Ия Корецкая Рассказ об имитации классовых битв в некоей виртуальной реальности, через которую пропускают молодых революционеров. Сюжет немного смутный, невыразительный. Диктатура пролетариата (2017) // Автор: Яна Завацкая Был приятно удивлен. Автор, оставаясь в рамках сталинистского дискурса, сумела обозначить, как мне кажется, очень важную проблему (даже комплекс проблем) для будущего коммунистического мироустройства. Как быть с теми, кто светлую идею разделяет лишь формально, кто использует правильные слова для чудовищных злоупотреблений? Что делать с приспособленцами и теми, кто зубами держится за старые порядки, при этом лицемерно показывая лживую преданность? А если, ко всему прочему, эти «товарищи» занимают высокие посты? А если это еще и настоящие домашние тираны, даже собственных детей рассматривающие как ресурс? Еще один плюс автору можно засчитать за описание порядков в коммуне и пути одной из героинь рассказа к ней. Финал очень проникновенен, ясно, что в этом мире все будет хорошо. Садовник (2014) // Автор: Ольга Смирнова Первая вещь из альманаха, которая формально может быть отнесена к коммунистической утопии. Действие рассказа разворачивается, судя по всему, в мире победившего коммунизма. Главный герой – выращиватель, специалист сельского хозяйства будущего. Очевидно, автор руководствовалась желанием противопоставить (объединить? сравнить?) городскую общность и пасторальную уединенность в мире будущего. The Emperor's Return [= Возвращение императора] (1990) // Автор: Гарри Тертлдав Очень неполиткорректный рассказ (пишу это с иронией, поскольку уместность данного понятия тут довольно условна). При чтении в памяти всплыл сюжет скандального романа «Мечеть Парижской Богоматери» Елены Чудиновой. Только в этом рассказе практически все наоборот – христиане-греки и русские из СССР завоевывают Турцию, в частности, Стамбул. Неполиткорректная часть рассказа на этом заканчивается. Вторая часть выглядит притянутой за уши – оживший император и солдаты из Греции, в которой правительство взяло курс на построение социализма. Окончание имеет свою смысловую логику, но почему бы автору было не изобразить интернациональную, общую борьбу греков и турков? А то по отношению к туркам, которые вообще никак не представлены в рассказе, ощущается какой-то игнор. Видно, научная специализация автора (история Византии) в какой-то мере повлияла на его мировоззрение. “An engine of anarchy” [= Двигатель анархии] (1999) // Авторы: Эндрю Леонард, Кен Маклеод Интервью с шотландским фантастом Кеном Маклеодом. На мой субъективный взгляд, недостаточно раскрыта тема идейной эволюции писателя. Было бы хорошо, если бы Маклеод более подробно остановился на том, как он трактует свое совмещение марксизма и левого либертарианства. A Tulip for Lucretius [= Тюльпаны для Лукреция] (2009) // Автор: Кен Маклеод Вещь сразу не погружает, требуется несколько абзацев, чтобы войти в атмосферу мрачной киберпанковской антиутопии. Рассказ очень кинематографичен, прекрасно подошел бы для сценария картины соответствующего жанра. Искусственный интеллект, загрузка сознания и копирование его в произвольных количествах, синтетические люди – весь этот традиционный набор присутствует. Конечно, такой мрачный мир – мир противоречий. В этом мире под маской благополучия и лицемерного традиционализма используется рабский труд. Хоть и рабы – не совсем люди… Противоречия ждут своего разрешения. Что удивило – главный герой призывает фактически к поголовному умерщвлению угнетателей. Революция – это ведь не геноцид (!), в котором уничтожают всех с той стороны, включительно с детьми. Тоска по голубому мундиру (2014) // Автор: Велимир Долоев Искренне сочувствую Велимиру Долоеву, которому пришлось пропустить через себя более 500 страниц махровой «монархической фантастики», сосредоточенной в антологии «Империум». Был разочарован некоторыми авторами, которые приняли участие в создании ЭТОГО, написав для него произведения малой фантастической прозы; а также издательством, которое выпустило СИЕ. Ложная альтернатива (2014) // Автор: Евгений Кондаков Вот такие материалы по-настоящему актуальны и востребованы. Ведь мало написать критическую статью о глорификации ксенофобии или монархизма в фантастике. Критика подобных реакционных опусов – вещь для подкованного марксиста-фантастиковеда несложная (объект критики лежит на поверхности), хотя и необходимая. Следующий шаг уже более труден, хотя и не менее нужен. Надо разобраться с массовой фантастикой, произведениями авторов, которые на слуху и которые, казалось бы, прямо не затрагивают социальные темы. В данной статье с марксистских позиций разобрана «Ложная слепота» Питера Уоттса. Рецензент вычленяет из текста романа основные положения авторской философии (позитивизм, объективный идеализм). Анализируются также некоторые упаднические социальные идеи автора. Итог. Определенный образ альманаха начинает складываться, однако отложим выводы на потом. Скажу лишь, что данный номер, бесспорно, вышел более содержательным, чем предыдущий.
|
|
|