Утопические мотивы в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Утопические мотивы в творчестве Стругацких
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Утопические мотивы в творчестве Стругацких

Статья написана 21 октября 2019 г. 10:52

Особенностью творчества братьев Стругацких есть наличие мира «Полудня», однако отсутствие собственно утопического центрального романа с подробным описанием социальной жизни землян будущего. Некоторые отрывочные сведения можно найти в произведениях «Предполуденного цикла». Так, в «Стране багровых туч» (1959) упоминается Союз Советских Коммунистических Республик, а в «Стажерах» (1962) говорится о наличии рыночной экономики в США, но без монополий и крупных фирм. В «Хищных вещах века» (1965) описываются мещанские типажи в курортном приморском городке явно западного типа. Из всего этого следует, что Стругацкие в «Передполуденном цикле» описывают еще островную утопию, «коммунизм в отдельно взятой стране».

Заглавной, и, наверное, наиболее оптимистической вещью в творчестве Стругацких есть сборник «Полдень, ХХІІ век» (1967), давший название авторской утопической модели. Рассуждений о социальном устройстве немного, рассказы состоят в основном из диалогов и бытовых сценок; данный сборник можно назвать утопией лишь условно.

Определенный мостик между произведениями «Передполуденного цикла» и собственно «Полуднем» можно найти в «неканонических текстах» — неопубликованных в свое время черновиках и отрывках, а также в журнальных вариантах, которые отличались от книжных версий. Речь идет о двух разделах-рассказах «Полтораста лет спустя» и «Президиум ЭСМ». Впервые эти фрагменты были полностью опубликованы в 2005 году в сборнике «Неизвестные Стругацкие. От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом»: черновики, рукописи, варианты».

Итак, что мы здесь видим? В двух главах дан очерк настоящей коммунистической утопии. Ничего по-настоящему особенного (очень малый объем, где бы могло развернуться авторское воображение), но под формальные каноны попадает. Самое главное, что бы можно было выделить из этих текстов, это то, что там есть разъяснения перехода от «социализма в отдельной стране» к планетарному коммунизму. Из того, что Председателем Президиума Экономического Совета Мира стал последний Секретарь ЦК Коммунистической Партии Союза Советских Коммунистических Республик можно сделать вывод, что условный СССР будущего в ХХІІ веке просто «мирно врос» в планетарный социум. На планете воцарился коммунизм. Ну и весь набор к этому: небывалое развитие техники, появление новых материалов, развитие космической отрасли (здесь братья немного перебрали – вряд ли межгалактические полеты будут возможны даже через 200 лет), продление жизни, трудовой энтузиазм и т.п. Интересно, что, судя по упоминанию о существовании в XXI веке вещизма, накопления благ, не все было так гладко в построении нового общества.

Все это показывается через типичный для таких произведений прием — два космонавта вернулись из космического путешествия, но через эйнштейновские временные эффекты застают на Земле своих потомков-правнуков.





1002
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 02:51
Очень мне нравятся утопические мотивы у АБС. И «Полдень» тоже очень нравится, хотя в моем личном рейтинге АБС это, безусловно, далеко не первое место. Но есть что-то невыразимое от «шестидесятнического» оптимизма в «Полдне».


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 03:19
Роман «Полдень, ХХІІ век» (да и не только он) стал своеобразной попыткой сделать зарисовку будущего — зарисовку минующую промежуточную стадию ВТВ. Попытка получилась очень удачной, возможно потому что была в описании какая-то что ли жизненность или человечность?

Что касается общественной модели...

Думаю сами Стругацкие в урочный час поняли, что утопические идеалы зависят не только от общественной формации (хотя, не без этого). В свои последние годы, БС многократно, но почти как в пустоту, говорил в о важности ВТВ.
ВТВ — вот что предшествует Полудню и составляет его фундамент! Без ВТВ любая цивилизация импотентна.

А вот и цитата БС на эту тему:

А населен Мир Полудня многими миллиардами обыкновенных людей, таких
же, как мы с Вами, но «правильно воспитанных», — подвергнутых (в
детстве и отрочестве) воздействию Высокой Теории Воспитания. Каждый из
них есть не просто Человек Разумный, — он еще и Человек Воспитанный,
нравственно гораздо более совершенный, чем мы с вами, и главной
потребностью его и самым высоким наслаждением является творческий
труд. Мир Полудня может возникнуть (и существовать) лишь постольку,
поскольку создана, сформулирована и практически применяется Высокая
Теория (и практика) Воспитания.

Пока нет ВТВ, нет и не может быть Мира Полудня, «цепь времен» не
прерывается, и цивилизация наша, способная к настоящим подвигам в
области научно-технического прогресса, остается фактически импотентна,
когда речь идет о совершенствовании общечеловеческой морали.
Нравственность фактически передается от поколения поколению, почти не
изменяясь. И не существует пока в мире силы, способной изменить этот
порядок вещей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2019 г. 11:19
Да, приблизительно то же самое мне отвечал БС в оффлайн-интервью перед самой смертью. Ну, что тут сказать? С одной стороны, никто не отрицает важности воспитания для формирования Человека нового Общества. Но с другой, важно не взваливать на воспитание все функции по формированию Человека, всю ответственность. В СССР тоже пытались воспитывать — в школе, на профкомах, на комсомольских собраниях, в коллективах. Из самого воспитания коммунизм не построишь. Думаю, тут причины и следствия поменяны местами. Будет новое общество — будут соответствующие условия для воспитания нового Человека, сама среда будет формировать позитивный настрой. А если у нас общество построено на принципе выгоды и усиленной работы локтями, то хоть воспитывай Человека, хоть нет — социум от этого особо не поменяется. Более того, человек воспитанный в таком обществе будет белой вороной, будет подвергаться обструкции со стороны человека невоспитанного, т.е. серой обывательской оппортунистической, конъюнктурной массы. Все мы в той или иной мере «замазаны» этим неидеальным обществом, поскольку живем и взаимодействуем с ним. Вопрос только в том, кто больше, а кто меньше поддается влиянию потребительского «идеала».
Новое общество строится усилиями тех наличествующих, условно говоря, здесь и сейчас людей, возможно не идеальных с точки зрения воспитания. Неидеальные революции, неидеальные революционеры. Идеалы — они только в книжках, в реальности не существуют.
 


Ссылка на сообщение24 октября 2019 г. 23:45
Человек все таки не робот. При «мягком» воспитании его бесплатно работать не заставишь. При «жестком» заставить можно. Но это точно не мир в котором хотелось бы жить...
 


Ссылка на сообщение25 октября 2019 г. 12:10

цитата просточитатель

При «мягком» воспитании его бесплатно работать не заставишь

Да, это верно для реалий сегодняшнего дня. Но! Если говорить о будущем мироустройстве, о гипотетическом Полудне, то надо себе отдавать отчет в том, что и общество будет другим, и межчеловеческие отношения поменяются, да и под словом работа (шире — труд) будет пониматься что-то совершенно другое, чем сейчас. На смену рутине должно прийти творчество, на смену ограниченности узколичных интересов — сознательность общности Дела.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2019 г. 12:50

цитата 240580

Да, это верно для реалий сегодняшнего дня. Но! Если говорить о будущем мироустройстве, о гипотетическом Полудне, то надо себе отдавать отчет в том, что и общество будет другим, и межчеловеческие отношения поменяются, да и под словом работа (шире — труд) будет пониматься что-то совершенно другое, чем сейчас. На смену рутине должно прийти творчество, на смену ограниченности узколичных интересов — сознательность общности Дела.
Нет. Если труд просто изический. Это она рутина и есть. если умственный.. Надо ОРОШО учится. Вот кореские дети пишут и по ночам учатсяю Ради чего? Ради ХОРОШЕЙ ЗАРПЛАТЫ. А если за ЛЮБУЮ работу получать одинакого? Я ( ученик) лучше буду развлекатся ради чего мне хорошо учится то?
 


Ссылка на сообщение25 октября 2019 г. 17:13
просточитатель, ну рутиной есть не только физический труд. Работа любого клерка — рутина. В то же время физический труд тоже может быть творчеством. Нет, что ли, творцов-токарей или плотников, к примеру?
Касательно остального — повторюсь, Вы мыслите в русле той современной либерально-рыночной парадигмы, которую часто подают как вечную и неизменную.


Ссылка на сообщение3 ноября 2019 г. 10:21
Забавно, но в СССР уже появился человек, которому работать было интересно именно без вопроса «а сколько». Так что путем эволюции могло такое быть.
То бишь приходили и творили, а зарплата — да ладно — хватит.
И да — и артисты были, и слесаря. Так что Стругацкие были правы, но это ж сколько времени должно было пройти, чтобы таких стало большинство. Поэтому их повести стали явной утопией.


⇑ Наверх