| |
| Статья написана 18 августа 2020 г. 20:11 |
ОТЗЫВ С. КРЖИЖАНОВСКИЙ. Чудак — рассказ"Тема" рассказа — теория или теории страха. Тут и приёмы Моссо с его "da paura", и культура страха, и "черноперая птица Моноцидиат", и "Пирроновы Тропы", и "вопросы Эпизидема", и т.д., и т.д. Есть и такая теорийка: "Все мы больны материебоязнью". Слова: "страх и ужас" на каждой странице. Ужасное произведение. Григ. Сорокин 24.IX.25 | Сигизмунд КржижановскийЧудак 1990, рассказ Встреченный на полях Первой Мировой войны штатский человек в полувоенной одежде и с черным портфелем оказался исследователем природы депрессии и страха, тех причин, которые толкают людей, желающих жить и не желающих убивать, бежать вперёд, "из страха в страх", чтобы лишать жизни себе подобных... |
|
Интересно, что во всех изданиях этого рассказа стоит "Я давно наблюдаю страх и не согласен с приёмами Поссо в его "La Paura"", а в шеститомнике примечание: "Сведений об упоминаемом авторе обнаружить не удалось". Между тем, чтение "Моссо" всё проясняет: имеется в виду известная книга итальянского физиолога Анджело Моссо "Страх" (La paura, 1891). Птица Моноцидиат во всех изданиях читается "Мовоцидиат". Кржижановский взял это слово из проповедей Иоанникия Галятовского (или из какой-то работы с их пересказом), правильно "моноцодиат". Галятовский ссылается на "Физиолог", но там ничего похожего нет. Источник — латинское название райской птицы, Monocodiata. Во всех аллегорических толкователях XVI-XVII веков есть легенда об этой безногой птице, которая всю жизнь проводит в полёте и касается земли только упав после смерти. "Пирроновы тропы" каждый может погуглить, они даже в Википедии перечислены, в статье об Энесидеме.
|
| | |
| Статья написана 15 августа 2020 г. 21:42 |
С. Кржижановский: "Сбежавшие пальцы" Содержание рассказа — фантастическое происшествие. Пальцы великого пианиста Дорна сбежали от него и после долгого странствования по лужам и канавам со стоячей водой были найдены пианистом и возвращены к своему прежнему занятию — быть инструментом для выявления художественного таланта великого пианиста. Однако теперь, после того, как они познали жизнь в самых её тяжёлых проявлениях, характер игры пианиста стал совершенно иным. В отдельные, правда, очень короткие, моменты в игре пианиста звучали такие ноты, что "казалось, будто чьи-то гигантские персты, оторвавшись от иной, из края в край мира протянувшейся клавиатуры, надавливали сверху на куцые костяшки рояля, и тогда тысячи ушных раковин придвигались на вытянувшихся шеях к эстраде. Специалисты один за другим на цыпочках покидали зал." Замысел автора хорош. Это отрыв представителей так называемого "чистого искусства" от жизни. Только тогда искусство будет отражением в художественной форме жизни, во всём многообразии её проявлений, когда уничтожится грань между физическим и умственным трудом. Но проделали ли пальцы пианиста за время своего странствования это приобщение к трудовой жизни? Единственно, чем могли бы они похвалиться, это филантропическим жестом по отношению к бедной женщине с двумя детьми (случай с кольцом). Познание теневых сторон общественной жизни без борьбы за их уничтожение, без творческого труда, не является ещё необходимым элементом для превращения "чистого искусства" в искусство, дающее, наряду с эстетическим наслаждением, стимул к борьбе с отживающим старым миром. Вот почему "сбежавшие пальцы" пианиста не имели основания давать те звуки, которые описаны автором. В общем, оригинальный замысел автора, изложенный в фантастической фабуле, не представляет собой того, что нужно для читателя рабочего, а своей местами кисло-сладкой сентиментальностью вызывает у читателя чувство досады и неудовлетворённости. [без подписи, около 1925 г.] | 1922, рассказ Случилось невероятное — прямо во время концерта знаменитого пианиста Генриха Дорна, вместо того, что бы закончить стремительный пассаж, пальцы правой руки выдернулись вместе с кистью из-под манжета пианиста и, сверкнув бриллиантом на мизинца, прыгнули вниз на дерево паркета и бросились к выходу из зала... |
|
|
| | |
| Статья написана 14 августа 2020 г. 21:16 |
С. Н. Зверев — В будущей деревне (Картинки будущего дерев. хоз.)Автор задался целью показать деревню будущего, её хозяйство в 1935 г. Но с задачей совершенно не справился. Помимо неверного представления о наших задачах в деревне — вещь очень скучна, шаблонна по форме и не отделана. Ни фантастики, ни дельных положений. К печати безусловно не годится. 6/IX — 1925 Мих. Карпов
|
| | |
| Статья написана 13 августа 2020 г. 21:53 |
Рукопись 613 Л. Дамский (Л. Подольский) "ДАЕШЬ ЕВРОПУ" Пионерская поэма (для старшего возраста) "1-й Конгресс Коминтерна пионеров", состоявшийся в Москве, 6 августа, в день "преображения", постановил "преобразить" всю Европу в единый С.С.С.Р., к 7 ноября, годовщине Октябрьской революции. Вскоре же после разъезда делегатов по домам со всех концов Европы начинают поступать известия о волнениях и революциях. Пионеры захватывают власть в Германии, в Румынии и через короткое время — во Франции. Далее очередь идет за Болгарией и Грецией. Доброхим и Красная армия под командой Буденного уничтожают панскую Польшу. Отсюда операции переходят прямо в Испанию. Приход броненосцев "Ленин" и "Ленинград" кончает с Португалией. С помощью Доброхима и цеппелинов падает последний оплот буржуазии — Италия. С дозорной вышки, построенной на вершине Монблана, пионер-часовой видит всю Европу, присоединившуюся в С.С.С.Р. Язык в общем бойкий и развязный, хотя кое-где и приходится натыкаться на перебои в рифме и размере. Что касается до идеи произведения, то она великолепно укладывается в формулу "шапками закидаем", и в этом главный недостаток поэмы. Нам кажется, что основная задача воспитания юного поколения — наших пионеров — заключается в том, чтобы вложить внутренее содержание в девиз "всегда готов!". Т.е. в том, чтобы подготовить нашу смену к той тяжкой борьбе, которая стоит перед трудящимися всего мира. Внушить, что победа придёт, — но она придёт после упорной и дружной работы. Это не значит, что в наших беседах с подрастающим поколением в минуты отдыха мы должны отказаться от того, чтобы "помечтать" о падении власти капиталистов "в мгновение ока". Но и здесь должна быть проведена идея, что роль "волшебной палочки" может сыграть мировая солидарность пролетариата и крестьянства. Этой идеи в поэме нет. Нет перед нами и просто веселой буффонады, где Европа полетела бы вверх тормашками, без объяснения причин, под напором детских сил. В настоящей поэме нет жизни, действия, движения — одни слова. Ни на момент перед читателем-пионером старшего возраста не встает западно-европейский пролетариат, его дети и юноши. С этой точки зрения произведение лишено пролетарского лица. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: не подходит.Ленинград. 22 марта 1925 г. Вал. Фейдер
|
| | |
| Статья написана 8 августа 2020 г. 17:22 |
Рукопись № 745 Г. Арельский"РАКЕТА НА ЛУНУ"(Стихи. С 10 рисунками и обложкой в красках) "Всему на удивленье свету"автор решил пустить на луну ракету. С этой целью он заставляет четырех мальчиков купить в игрушечной лавке ракету и два воздушных шарика. Мальчики привязывают ракету к шарикам, поджигают фитиль, и ракета "летит на луну", а мальчики идут спать. Невозможно понять, какую цель преследовал автор своим произведением. Если он хотел открыть новую эру в детских играх, то еще нужно доказать, что пускание ракет (хотябы и по усовершенствованному автором способу — с воздушными шарами) более достойно "детей вольных демократов", чем старая игра в индейцев и морских пиратов. Если он хотел дать просто весёлое чтение — то это ему не удалось: изложение самое банальное. Если он хотел познакомить читателя с природой нашего спутника, — то и этого в его сочинении мы не находим. Единственное реальное сведение, которое можно почерпнуть, заключается в том, что от земли до луны 300.000 километров; но и оно не соответствует действительности: из любой книжки можно узнать, что это расстояние равняется 384.000 километров. РИСУНКИ приличны, — но можно только посочувствовать художнику, который убил время на иллюстрирование этой никому не нужной вещи. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НИКУДА НЕ ГОДИТСЯ. 24 апр. 1925 г. Вал. Фейдер
|
|
|