Ужасное произведение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Ужасное произведение
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ужасное произведение

Статья написана 18 августа 2020 г. 20:11

ОТЗЫВ

С. КРЖИЖАНОВСКИЙ. Чудак — рассказ

«Тема» рассказа — теория или теории страха. Тут и приёмы Моссо с его «da paura», и культура страха, и «черноперая птица Моноцидиат», и «Пирроновы Тропы», и «вопросы Эпизидема», и т.д., и т.д. Есть и такая теорийка: «Все мы больны материебоязнью». Слова: «страх и ужас» на каждой странице. Ужасное произведение.

Григ. Сорокин

24.IX.25

«Чудак»
Сигизмунд Кржижановский
Чудак
1990, рассказ

Встреченный на полях Первой Мировой войны штатский человек в полувоенной одежде и с черным портфелем оказался исследователем природы депрессии и страха, тех причин, которые толкают людей, желающих жить и не желающих убивать, бежать вперёд, "из страха в страх", чтобы лишать жизни себе подобных...


Интересно, что во всех изданиях этого рассказа стоит «Я давно наблюдаю страх и не согласен с приёмами Поссо в его «La Paura»», а в шеститомнике примечание: «Сведений об упоминаемом авторе обнаружить не удалось». Между тем, чтение «Моссо» всё проясняет: имеется в виду известная книга итальянского физиолога Анджело Моссо «Страх» (La paura, 1891).

Птица Моноцидиат во всех изданиях читается «Мовоцидиат». Кржижановский взял это слово из проповедей Иоанникия Галятовского (или из какой-то работы с их пересказом), правильно «моноцодиат». Галятовский ссылается на «Физиолог», но там ничего похожего нет. Источник — латинское название райской птицы, Monocodiata. Во всех аллегорических толкователях XVI-XVII веков есть легенда об этой безногой птице, которая всю жизнь проводит в полёте и касается земли только упав после смерти.

«Пирроновы тропы» каждый может погуглить, они даже в Википедии перечислены, в статье об Энесидеме.





780
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 августа 2020 г. 21:48
Кржижановский не только любил красивые слова, но и понимал их значение.:-):-)


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 18:48
Так в том и проблема! Истинный театровед, исследователь, ученый и интеллигент, сценарист и драматург всё это ПОНИМАЛ!
И вот тиражом в 100 экземпляров по заказам участников Фантлаба (может 200) это бы и пошло. Но если о птице я знаю, то в «вопросах Эпиз...»- как, как?- я столь же просвещен, как и слесарь московского завода 1925 года.
И если театроведческие статьи автора (отличные) рабочий не читал, зато люди театра читали, то с книгой Моссо и они бы пролетели.
И кому это было написано в 1925 году?
Вот он скоро напишет сценарий к «Празднику Святого Иоргена» — вот это будет мощь! И очень понятная!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 августа 2020 г. 15:37
Практически «герметическая проза».:-)
 


Ссылка на сообщение22 августа 2020 г. 08:28
Я сунул нос в свои книги — да, Кржижановский сильно не для всех.
То бишь есть произведения и попроще, но все равно писатель малого круга.


⇑ Наверх