Замысел автора


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Замысел автора хорош
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Замысел автора хорош

Статья написана 15 августа 2020 г. 21:42

С. Кржижановский: «Сбежавшие пальцы»

Содержание рассказа — фантастическое происшествие. Пальцы великого пианиста Дорна сбежали от него и после долгого странствования по лужам и канавам со стоячей водой были найдены пианистом и возвращены к своему прежнему занятию — быть инструментом для выявления художественного таланта великого пианиста.

Однако теперь, после того, как они познали жизнь в самых её тяжёлых проявлениях, характер игры пианиста стал совершенно иным. В отдельные, правда, очень короткие, моменты в игре пианиста звучали такие ноты, что «казалось, будто чьи-то гигантские персты, оторвавшись от иной, из края в край мира протянувшейся клавиатуры, надавливали сверху на куцые костяшки рояля, и тогда тысячи ушных раковин придвигались на вытянувшихся шеях к эстраде. Специалисты один за другим на цыпочках покидали зал.» Замысел автора хорош. Это отрыв представителей так называемого «чистого искусства» от жизни. Только тогда искусство будет отражением в художественной форме жизни, во всём многообразии её проявлений, когда уничтожится грань между физическим и умственным трудом.

Но проделали ли пальцы пианиста за время своего странствования это приобщение к трудовой жизни? Единственно, чем могли бы они похвалиться, это филантропическим жестом по отношению к бедной женщине с двумя детьми (случай с кольцом). Познание теневых сторон общественной жизни без борьбы за их уничтожение, без творческого труда, не является ещё необходимым элементом для превращения «чистого искусства» в искусство, дающее, наряду с эстетическим наслаждением, стимул к борьбе с отживающим старым миром.

Вот почему «сбежавшие пальцы» пианиста не имели основания давать те звуки, которые описаны автором.

В общем, оригинальный замысел автора, изложенный в фантастической фабуле, не представляет собой того, что нужно для читателя рабочего, а своей местами кисло-сладкой сентиментальностью вызывает у читателя чувство досады и неудовлетворённости.

[без подписи, около 1925 г.]

«Сбежавшие пальцы»
Сигизмунд Кржижановский
Сбежавшие пальцы
1922, рассказ

Случилось невероятное — прямо во время концерта знаменитого пианиста Генриха Дорна, вместо того, что бы закончить стремительный пассаж, пальцы правой руки выдернулись вместе с кистью из-под манжета пианиста и, сверкнув бриллиантом на мизинца, прыгнули вниз на дерево паркета и бросились к выходу из зала...






875
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 августа 2020 г. 15:59
Что удивительно в таких вот рецензиях — никто из рецензентов как бы «не замчает», не обращает внимание на язык автора, на его стиль на уникальное мастерство СДК писать не так, как большинство, причем «отклонение» это со знаком «плюс», а не «минус».
Все старательно пытаются анализировать фабулу и сюжет, идею произведения, натягивая их на каркас общественной идеологии тех лет. Натягивалось плохо, мягко говоря...
Вдобавок, ни один из критиков и близко не подошел к реальной идее, которую вкладывал Кржижановский в свои сочинения. Дивные выводы: не хватает у автора чего-то такого, что крайне нужно сейчас рабочему классу, чтобы прочувствовать свою роль в марксизме и мировой революции. Дескать, микроскоп-то в целом хорош, но нам бы молотков сейчас побольше, а у микроскопа окуляр неудобный, разбивается, когда им по гвоздю как следует хватишь... не пойдет.
Эти литературные дальтоники не только Кржижановскому судьбу «зарулили».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 августа 2020 г. 18:36
Да комуняки вообще долбанутые были, сродни религиозным фанатикам.

Есть у меня трёхтомник Сладкова. В одном из томов публицистика. Ну и в статье одной написано: пришло как-то на радиостанцию гневное письмо. По поводу того, что вот была передача, в которой рассказывалось о тропических птицах и транслировались их голоса. Но ничего не было сказано о положении пролетариата в этих странах.

Причём это уже были 60-е.


Ссылка на сообщение17 августа 2020 г. 18:27

цитата AndrewBV

Эти литературные дальтоники не только Кржижановскому судьбу «зарулили».
А может и причина была, просто мы её сейчас не видим?
Например, как раз литературное «большинство» старой закваски в те годы ещё писало интересным языком — это было нормой. К такому привыкли.
А вот суть произведений Кржижановского или Булгакова до масс не доходила. К чему читать эти «красивые» страдания разных врачей или студентов-морфинистов, если у городского трудяги из низов элементарно есть нечего и заработка нет.
Реальность, как я понимаю, сформировала другой спрос и актуальность литературы. Сразу на десятилетия вперёд.
Можно у Паустовского почитать как и почему он из романтиков в «народные писатели» перековывался. И что из этого вышло.


Ссылка на сообщение18 августа 2020 г. 15:01
Автор рецензии прав во всем:-)))! Причем прав в направлениях совершенно противоположных!!!
Произведение НЕ для рабочих и крестьян. Как и произведения Булгакова, Борхеса, более того — многого из Грина (какая такая «Бегущая по волнам» или «Крысолов»?).
Пройдут десятилетия, прежде чем литература станет и умной, и понятной. Но даже тогда — «Альтист Данилов» был для одних (в моей семье мама — ведущий инженер «Промстройпроекта», а папа — военный инженер-ВВС, я — на сцене с детства). У нас Булгакова, Грина, Орлова и «Иностранную Литературу» читали как обычную.
А в рабочих квартирах?
Ни при чем здесь коммунисты. Металлург в США и шахтер в Англии Набокова не читал. И Борхеса тоже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 09:09
Да. Масса везде есть масса. Независимо от строя...


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 09:09
А меня не покидает вопрос, что если бы не эти рецензии, и писательская судьба Кржижановского сложилась удачно, и у него бы было много публикаций еще в 20х-30х, то дожил бы он на свободе до 1950 года?


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 12:22

цитата georgkorg

А меня не покидает вопрос, что если бы не эти рецензии, и писательская судьба Кржижановского сложилась удачно, и у него бы было много публикаций еще в 20х-30х, то дожил бы он на свободе до 1950 года?


Виктор Шкловский, например, дожил до 1984 года. Хотя у него случилось литературное отмежевание от своего раннего стиля и метода, тем не менее, никто его не загнобил в гулаге.


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 18:30
Ну, про судьбу... Он же с 1912 года печатался. Но вроде при жизни вышла одна повесть и 8 рассказов.
Но так-то он театровед, драматург, сценарист и в театре работал.А от фильмов по его сценариям я в восторге! «Новый Гулливер» и «Праздник Святого Иоргена» — это суперклассика!
А «Евгений Онегин» 1936 — это его либретто. И «Суворов» в 1942.
А его работы по театру очень уважались и ценились. Так что мы видим только неудачную сторону его жизни — не печатали его прозу.
Но я вот актер и режиссер, и преподаватель театра. Поэтому для меня важнее вот эта его составляющая :«В середине 1930-х годов из заказанного писателю предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос «шекспировский» период творчества, во время которого написано множество статей и очерков о творчестве английского драматурга. В период 1920-х — 1940-х годов публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «Советское искусство», журналах «Литературный критик», «Интернациональная литература» (для которого, в частности, было написано несколько статей о Бернарде Шоу) и других.»
То есть вот эта писательская судьба очень уважаема, успешна и продуктивна!
И какой такой ГУЛАГ? Если «Суворов» в 1942?
Другое дело, что даже «Вики» не пишет то, что я записал еще лет... в 1989. «Конец жизни он провел в нищете, болезнях и алкогольном забвении»
Так что театральная часть Кржижановского — была очень сильна. Но счастья не принесла.


⇑ Наверх