КАЖЕТСЯ, какие бы необычайные фантастические сюжеты, сказочные образы и положения ни создала человеческая мысль, кино все может воспроизвести на экране с художественной иллюзией реальности. Самая богатая человеческая фантазия почти не имеет здесь преград. Современная техника кино достигла поистине волшебных эффектов. Изобретательская мысль, давно уже перешагнув известные способы трюковой съёмки («лупа времени», «обратное движение», мультс’емка и т. д.), разнообразно применяет сейчас дорисовку кадра, сочетание различной натуры, макетов, кукол и людей и впечатывание изображений с разных негативов на одну пленку.
Интерес зрителей к фантастическим фильмам общеизвестен. Стоит вспомнить хотя бы успех фильма «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса, объяснявшийся, конечно, не содержанием, а изумительной «техникой чудесного».
В американском фильме «Кинг-Конг» чудовищная обезьяна величиной в многоэтажный дом ходит по современному городу, вступая в борьбу с людьми. В десятках фантастических фильмов на Западе и в Америке авторы изощряются, чтобы напугать зрителя кошмарными призраками, бредовой выдумкой, мистикой, сумасшествием, преступлениями, всякими нелепицами. Но кто сказал, что жанр фантастического фильма раз и навсегда обречен служить только мрачным бредням, нелепице, идеализму, мистике?
В опубликованном весной тематическом плане советской кинематографии на 1938 год только один фильм можно отнести к типу фантастических. Это — «Золотой ключик» по сказке Ал. Толстого в постановке А. Птушко. Но средства фантастики могут быть и будут прекрасно использованы, например, в научно-популярных фильмах.
Очень интересные, никем неиспользованные возможности предоставляет техника фантастического кино для увлекательных рассказов о развитии жизни на земле с доисторического времени до наших дней, о борьбе человека с природой, о завоевании Арктики, новых высей и недр, о проблемах, движущих вперед науку и технику. Фильм «Космический рейс» (о полете на луну) отнюдь не исчерпывает этой тематики и ее художественных особенностей. Точно так же, впрочем, и готовящийся «Золотой ключик» не исчерпывает потребности в сказке, особенно в сказке новой, советской. Вышедшие же сказочные фильмы «Каджети» и «Руслан и Людмила» только ставят художественные задачи, разрешал их в очень малой степени.
Что же тормозит у нас развитие фантастического фильма? Думается, что основных причин сейчас две: косность, леность изобретательской мысли у режиссеров и неосведомленность авторов сценариев о тех средствах, которыми они могут располагать в кино. И то и другое сложилось не без активного влияния вредителей и их пособников Очень часто интересная художественная и изобретательская инициатива душилась в бюрократических аппаратах руководства киностудиями. Тормоза создавались еще и потому. что всякий новый шаг в «трюковой» технике означал значительную экономию при съёмках любого фильма (рисунки вместо громоздких декораций, скромная лабораторная работа вместо павильонов и дорогих экспедиций и т. д.).
Но тем не менее в киностудиях ни на минуту не прекращали работу изобретатели, замечательные мастера, не отстававшие от заграницы, а кое в чем и опередившие ее.
Так, например, в одесской киностудии интересную, полезнейшую работу ведет с 1931 года оператор-изобретатель Михаил Корюков. Предварительные результаты показаны им в специальном фильме «Горный цветок» («Эдельвейс»), поставленном В. Артеменко по сценарию О. Иваненко.
Сюжет фильма прост. Пионерка никак не может избавиться от трусости. Она боится даже жуков и лягушек. Весь мир вокруг нее наполнен пугающими шорохами, движениями, таинственными существами. Пионеры посылают ее к доктору, который с успехом лечит детей от вранья, трусости, лени и других болезней такого же рода. Доктор посылает девочку за цветами эдельвейс, из них он сделает необходимое ей лекарство. И вот, гонимая боязнью, что она не успеет найти цветы, которые цветут последнюю ночь, девочка совершает отважное путешествие на самолете, на парашюте, по дну моря с водолазом, в горных ущельях и пещерах, под обвалами, над страшными пропастями... Высоко в горах она разыскивает волшебника — «повелителя ветров», у которого живут чудесные целебные цветы... Волшебник оказывается метеорологом, эдельвейсы — простыми цветами... Но девочка неожиданно для себя обнаруживает, что она совершенно излечилась от трусости. С приобретенным в путешествии товарищем— горным медведем — она возвращается счастливая домой, к друзьям-пионерам.
Режиссерская работа в фильме примитивна. Героиня и все пионеры слащавы. Режиссер еще не нашел сказочно-образного приема в показе живых людей. Впрочем, в этом виноваты прежде всего бывшие консультанты ГУК'а. Боясь и не понимая природы сказки, они невнятно требовали усилить в фильме «реалистическую струю» (?). И все-таки фильм смотрится с интересом благодаря «чудесам», сделанным Корюковым. Дно моря, горные обвалы и водопады, отважное путешествие девочки под водой, над пропастями, в облаках сняты в студии и почти все на столе у Корюкова.
Пейзаж создан из комбинации фотографий, вырезанных из журналов, из макетов и путем лабораторной обработки пленки. Огромные снежные вершины — это все та же дежурная гора, которую Корюков подрезает ножницами, чтобы придать ей различные контуры... На экране природа имеет совершенно реальный вид, с глубиной перспективы, с воздухом. Порой пейзаж отличается особенной красотой. В нем движется живая девочка. Что это «трюк», помнишь иногда только потому, что такие истории с маленькими девочками все-таки бывают только в сказках!
Ясно, какие широкие возможности экономии и художественного эффекта дает метод Корюкова (разработанный им с умершим художником Демьяненко) для многих сцен в любом фильме. Но прикладное применение способов Корюкова не должно его отвлечь от задачи создания специально фантастических фильмов. Бесконечно разнообразные по местам действия и сюжетам, они могут быть сделаны быстро, художественно и крайне дешево.
У Корюкова десятки патентов на изобретения. Он в СССР не один. Все такие изобретатели должны получить у нового руководства кинематографии реальную поддержку. Режиссерам пора преодолеть консерватизм, а авторам (в частности авторам сценариев на всесоюзный конкурс) надо раскрыть глаза на богатейшие художественные средства, которыми располагает кинотехника в СССР.
Кадр из фильма «Горный цветов». Живые девочка и медведь сняты независимо от висячего моста. Скалы по бокам на первом плане — это небольшой макет, умещающийся на столике. Небо снято отдельно. Горы склеены из фотографий, вырезанных из журнала.
Коллектив «Музыкальной комедии», рассчитанный на «передвижку» по районным сценам, не обещает каких-либо откровений по части новой «советской» оперетты. Но силы — приличные, имеется свой балет и небольшой оркестр, а со стороны режиссера Валерьянова видна попытка поставить дело хотя и «без фокусов», но и без халтуры.
Для первого выступления выбрана оперетта «Аэлита», знакомая провинции, но еще не шедшая в Mocквe. Оперетта «отечественного» производства. хотя, конечно, ни красноармеец Гусев, ни бутафорская революция на Марсе не делают «Аэлиту» подлинной советской опереттой. Скорее, на примере этого спектакля, можно видеть, как трудно и автору и режиссеру отделаться от старых штампов, мешающих созданию нового типа музыкальной комедии.
Прежде всего — о пьесе. По роману и фильме инженер Лось и красноармеец Гусев летят на Марс прямо из Ленинграда. По автору оперетты понадобилось по пути завернуть в Америку—на бал к банкиру Аткинсон и К0. Как же можно обойтись без разлагающейся буржуазии, без обязательных в оперетте фраков, фокстротов и чарльстона? Как обойтись без традиционных опереточных фигур подагрического банкира, его смешной жены и т. д.
Шаблонность сценария толкнула и режиссера к шаблонным постановочным приемам. Традиция требует «роскошных костюмов», но в прокатных складах которыми пользуется коллектив, роскошь оказалась весьма убогой. Поэтому на балу у банкира Аткинсона получилась невероятная мешанина шелковых модных туалетов с маскарадными пейзанскими платьями, захудалыми вдовьими капотами и т. д. Эту окрошку легко можно было устранить при более свежем подходе к оформлению спектакля. Ведь оказалась же возможность изготовить костюмы для марсиан своими силами и примитивными средствами, при чем впечатление получилось гораздо более художественное.
Марсианские сцены удачнее и в других отношениях. Декорация даже неожиданно эффектна для передвижного коллектива. В тех сценах, где режиссер преодолел старые традиции, много интересного (например, начало 3 акта, дуэт Гусева и Ихошки).
Коллективу следует подтянуться еще в одном отношении: точнее начинать спектакль и своевременно его заканчивать. В саду совторгслужащих начало задержалось ровно на час. Потом немилосердно долго тянулись антракты, так что часть публики, торопясь около часу ночи на последние трамваи, сбежала с середины 3 акта.
Увлекательный фантастический рассказ сочинил тринадцатилетний Давид Кремер. Называется он «Первое межпланетное путешествие»:
«В 195... году, после долгих и упорных трудов, советскими учеными и инженерами была сконструирована ракета для межпланетных путешествий. После нескольких небольших пробных полетов мы узнали, что состоится экспедиция на луну. В состав экспедиции входил я и другие советские ученые и инженеры. Ракета была готова.
Мы с нетерпением ждем назначения правительством дня отлета. Наконец день назначен. Время тянется страшно медленно... Но вот долгожданный час наступил. Задолго до отправления мы приехали на ракетодром. На безлюдном поле стоит ракета, точно огромная рыба, которую вытащили на сушу и поставили дыбом.
Делаем последние приготовления. За час до отлета мы попрощались с родными и знакомыми. Мы летим на луну не одни: с нами кошка и мышь, которые жили у меня дома в течение долгого времени, жили очень дружно.
Время подошло, мы заняли свои каюты. Я лег на матрац возле доски управления. Ровно в 6 часов я нажал на тормозной рычаг. Раздался треск, страшная тяжесть пригвоздила меня к матрацу. Нечеловеческим усилием я поднимаю руку и поворачиваю руль. Постепенно становится легче. Через некоторое время мы замечаем, что, если поднять какую-нибудь вещь и убрать из-под нее руку, эта вещь остается висеть в воздухе. Мы приблизились к точке равного притяжения. Мы решили покормить кошку и мышь, дали по куску мяса. Кошка долго его ловила и наконец поймала. Мышь же устроилась гораздо удобнее. Она вцепилась четырьмя лапками в кусок и, летая на нем верхом по каюте, ела его. Все мы долго над этим смеялись.
Вдруг мы заметили, что ракета поворачивается хвостом вверх и начинает падать на луну. Мы оделись в пустолазные костюмы, отвинтили люк и вышли на лунную почву...
Когда это произойдет, это будет лучший день моей жизни...».