Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 августа 2020 г. 15:42

В 1946 году в 3-м классе 39-й московской школы появились новенькие — Женя и Ляля Казакевич. На вопрос учительницы о профессии отца Женя серьезно ответила: «Наш папа — писатель». Учительница, естественно, поинтересовалась, какие книги написал их папа. Девочки так же серьезно объяснили, что книга только пишется, что она будет о войне, о разведчиках. Речь шла о будущей повести Казакевича «Звезда».

Но мы, одноклассницы, сначала не очень-то поверили, что отец у новеньких — писатель. Это была какая-то фантастика: район — рабочий, у большинства детей родители — маляры, плотники, уборщицы, а тут вдруг — писатель.

Но довольно скоро наше недоверие исчезло. Женя каждый день пересказывала нам удивительную историю, которую сочинял для них Эммануил Генрихович. Это был фантастический детектив о приключениях вездесущего, таинственного Бартоломео Пфальц Грэвена, «человека с моржовыми усами». Как и полагается, рассказ обрывался на самом интересном месте, мы с нетерпением ждали, что будет дальше, и на следующий день получали продолжение, еще более захватывающее.

Ну конечно же, такое мог придумать только настоящий писатель!

(Воспоминания о Эм. Казакевиче. М., 1984)

Казакевич с дочерьми


Статья написана 2 августа 2020 г. 18:56

Кирилл Косцинский, автор повести "Если мы живы", изданной в "Библиотечке военных приключений", в 1960 году был приглашен "для беседы" в КГБ, в ходе которой выяснилось, помимо прочего, что

цитата
их весьма интересуют мои отношения с Севером Гансовским — писателем-фантастом, переехавшим года за два до этого в Москву.

Допросили и жену Косцинского.

цитата
Спрашивали ее, в частности, и о Гансовском. На вопросы о нем жена отвечала, что поскольку «политика» ее не интересует, никаких «политических разговоров» она с ним не вела и что, вместе с тем, достаточно хорошо его знает, чтобы утверждать, что он вполне лояльный советский гражданин.




Статья написана 30 июля 2020 г. 15:52

цитата
— А это что за старушка? — воскликнул Горький, взяв осторожно в обе руки «Россию во мгле» Г. Д. Уэллса. Листки книги еле держались, серая бумага обветшала, готовая рассыпаться. — Признаюсь — не думал вновь держать ее в руках, но сподобил бог!

Горький поднял книгу к лицу и, понюхав ее, рассмеялся.

— Пахнет нафталином!

Зашла речь об Уэллсе . С первых слов стало ясно, что Горький не благоволит к Уэллсу . Считает его высокомерным, претендующим на многое, но мало понимающим там, где средний человек понимает всё. Горький говорил:

— Приехал тогда, в тысяча девятьсот двадцатом году, как ревизор. Посмотрел, уехал и подарил сию книжицу! Спасибо, хоть не облил помоями... Но чего он только не наворочал в ней!.. Осмелился назвать Ленина кремлевским мечтателем! Заявил, что большевистская Россия потерпит окончательное крушение, если Америка не спасет ее. Но... Как хорошо посмеялась жизнь над его пророчествами! Мы крепнем, а они?

Горький остановился, поднял голову и произнес:

— Спасение они видят в войне против нас... На нее работают! Пока не доработаются до ручки! И вот он, —Горький взмахнул книжкой,— этого не понимал тогда и не понимает сегодня! Если бы понимал — увидел бы Россию не во мгле, а в борьбе, а Запад — в тупике, и соответственно бы написал.

Узнав, что мы читали романы Уэллса, а Бобрышев и «Краткую историю человечества», Горький нахмурился:

— Видите, как «дикие» русские читают этого англичанина! Что же, похвально! Но писатель он слепой,— вернее, не видящий будущего. Силится заглянуть в него через мещанское окошко, уверяет, что разглядывает судьбы человечества через тысячелетия, а что происходит сегодня и будет завтра, того не видит.

По словам Горького, писания Уэллса пропитаны неверием в будущее человечества. Почему? Потому, что будущее связано с победой людей труда, а он не хочет этой победы. Правда, когда-то он пытался быть «над схваткой», но оказался «ни в тых ни в сих» и вернулся к своим «культурным родственникам» — в лагерь отрицателей социализма, в лагерь буржуазии.

Горький заговорил о романе Уэллса «Машина времени»:

— Он пугает картинами вырождения людей через сотни тысяч лет. Но, пугая, говорит: «Капитализм, как видите,— вечен! Постарайтесь его немножко улучшить! В противном случае рабочие выродятся в червеобразных кротов — морлоков, а нынешние господа буржуа — в беспомощных и бесполых илоев». Уэллс предостерегает: «Осуществите реформы, и капитализм будет не так уж плох...» Не наш он человек! Двух станов не боец, а только гость случайный — вот кто он!

(Илья Шкапа. Семь лет с Горьким)


Статья написана 20 июля 2020 г. 19:31

Отзыв № 9

И. Ломакин. Пьяный чорт. Король облаков (серия Бриг Мортон)

Антихудожественность, вульгарность, худшего порядка пинкертоновщина составляют сущность задуманной автором серии Бриг Мортон. Рассказы рассчитаны на потребителя самого нетребовательного, но бульварная концепция автора, голая выдумка, лишенная художественной фантазии, не будут занимать даже и такого читателя. Печатать, конечно, не следует.

12/IV 26

Гр. Сорокин


Статья написана 12 июля 2020 г. 19:20

Отзыв № 56

Леонид Литвак. Хрустальные лучи

1. Писать о "содержании" романа Литвака подробно не стоит: много времени и места и никому не нужно. В двух словах фабула: новый газ, изобретенный продавшимся буржуазии инженером попадает в руки американца-миллионера. Нападение на Советский Союз; изобретенный как раз к этому моменту в Советском Союзе "хрустальный луч" оказывается сильнее газа. Советский Союз победил.

Фабула осложнена парой любовных интриг, поданных под вкусными соусами, но самих по себе — пресных.

2. Форма — "пародия на шарж" — литературный фильм: 124 эпизода; из них некоторые — в 10 строк. Три серии. Ряд обнажений приёмов: автор вдруг начинает говорить о своих персонажах, со своими героями, с соседями по комнате, с издательством. Эпизоды сжать. В некоторых действительно много действия. Конструкция недостаточно экономна: это не "фильм" (хороший) и не сценарий, но полуобработанный материал к нему; сюжет намечен слегка, но это скрыто под затейливостью изгибов фабулы. Нарастания "романтики", осложнения положений — почти нет, если не считать кинематографического трюковства.

3. Идеология — в 90% вещи отсутствует. Автору это известно, и потому он вставил несколько штук с революционным пафосом, специально для этой цели автора охватившим. Производит это удручающее впечатление. Уж лучше бы без идеологии, да менее скучно.

4. Оформление сюжета: автор, очевидно, полагает, что достаточно несколько не лишенных занимательности приключений показать в особой форме: эпизоды, торможение, плакаты, юмористические заголовки — и роман станет интересным. Все эти приемы очень хороши, когда они действительно раскрывают материал, "снимают покровы" с замыслов автора, дают тон вещи. Но ведь те же приемы могут скрывать и бедность материала. В данном случае извращенная форма не выделяет роман, даже не делает его действительно левым, хотя "левые приемы" и влекут автора.

Шаблончиками, взятыми из Эренбурга, Джимм-Долларовщины и всяких прочих "Универсальных лучей" (Келлера), по-новому скомпонованными, автор, очевидно, хотел дать книжку легкого чтения. Но этого не вышло. Читать ее — утомительно. Затрата энергии, с чтением связанная, не получает должной компенсации.

5. Язык грубый, лапидарный, лубочный. Часто однако это не производит плохого впечатления. Дикость некоторых эпизодов в роде "абсолютного движения поезда" прощается автору, но не помогает ему. Примеры приводить нет смысла: достаточно взглянуть на первый эпизод.

Заключение

"Хрустальные лучи" — никакой ценности собой не представляют. Это — не литература. "Прибой" их издавать не должен. Некоторые сомнения вызывает вопрос о коммерческой выгодности вещи. Не будучи достаточно компетентным в этом вопросе, опасаюсь, однако, что тяжелая "с вывертами" форма утомит современного читателя авантюрных романов.

Если тем не менее "роман" этот разойдется, то в крайнем случае его следовало бы издать "сериями" самым дешевым изданием, на простой бумаге, не под маркой "Прибоя" и не увлекаясь тиражом.

10/V 26

Л. Нитобург





  Подписка

Количество подписчиков: 111

⇑ Наверх