автор |
сообщение |
demihero
гранд-мастер
|
14 июня 2011 г. 20:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эта тема — основная дискуссионная площадка для обсуждения конкурса "3-я фантЛабораторная работа".
В заглавном сообщении этой темы будет обновляться информация, сообразно потребностям разных этапов конкурса. Здесь же расположены (см. ниже) ссылки на все необходимые конкурсные документы.
Несмотря на то, что в теме вводится облегченная политика модерации, тем не менее запрещены: обсценная лексика, оскорбления собеседников и пропаганда нечестных методов игры. Для внеконкурсного состязания открыта своя специальная тема. А с околоконкурсным флудом — пожалуйте в пивнушку "Цiанидъ".
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО КОНКУРСУ
Тема конкурса (от Марии Семёновой): Резкая смена образа жизни. Пояснение от автора темы: Жизнь подводит человека к необходимости перемен. Человек не мыслил себя без чего-то (или наоборот — с чем-то) — и вдруг происходит некое событие, и он вынужден приспосабливаться, менять свои внутренние устои и привычки, которые он считал неотделимыми от себя. Показать, как он будет вылезать (или сломается). Эта ситуация — внезапная смена образа жизни — должна лежать в основе сюжета.
Оргкомитет: Евгений Ступников (Мартин) — председатель, куратор первого и третьего туров. Александр Петров (demihero) — куратор приёма рассказов и второго тура. Иван Сенников (iwan-san) — общие вопросы.
Список жюри: вот. Правила конкурса: полная версия, скачать .doc-файлом, краткий пересказ основных моментов. Сроки конкурса: с 15 июня по 12 августа. Призы: книги с автографами Марии Семёновой, возможность публикации в журнале "Мир фантастики", участие в мастер-классе Андрея Балабухи (для желающих).
Колонка конкурса: вон там.
Навигатор по теме: начало конкурса >> вторая неделя приёма >> третья неделя приёма >> окончание приёма >> первый тур >> окончание первого тура >> второй тур >> окончание второго тура >> финал >> ...
В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ...
...конкурс завершился. Тройка победителей:
"Приключение для пенсионера" — I место "Я тебя знаю!" — II место "Должник" — III место
Отзывы судей для истории:
Дмитрий Колодан (Kolodan): ...
Ника Батхен (nika-tyan): все рассказы.
Тим Скоренко (nostradamvs): ...
Сергей Соболев (С.Соболев): все рассказы.
Илья Суханов (suhan_ilich): ...
Алексей Бойков (rusty_cat): "Время ушло", "Должник", "Йасси — Ёж", "Мёртвая голова", "Небезнадёжен!", "Обратный путь", "Пейзаж...", "Перекати-небо", "Приключение...", "Путь комиссара", "Серийный брак", "Я тебя знаю!".
kerigma: "Время ушло", "Должник", "Йасси — Ёж", "Мёртвая голова", "Небезнадёжен", "Обратный путь", "Пейзаж...", "Перекати-небо", "Приключение...", "Путь комиссара", "Серийный брак", "Я тебя знаю!".
Alter Ego: "Серийный брак", "Йасси — Ёж", "Время ушло", "Я тебя знаю!", "Пейзаж...", "Перекати-небо", "Обратный путь", "Мёртвая голова", "Небезнадёжен!", "Путь комиссара", "Должник", "Приключение...".
Владислав Женевский (Pickman): "Время ушло", "Должник", "Йасси — Ёж", "Мёртвая голова", "Небезнадёжен!", "Обратый путь", "Пейзаж...", "Перекати-небо", "Приключение...", "Путь комиссара", "Серийный брак", "Я тебя знаю!".
stogsena: "Йасси — Ёж", "Пейзаж...", "Время...", "Путь комиссара", "Мёртвая голова", "Приключение...", "Должник", "Небезнадёжен!", "Перекати-небо", "Я тебя знаю", "Серийный брак", "Обратный путь".
|
|
|
|
Pickman
миротворец
|
10 августа 2011 г. 09:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мертвая голова
Это уже не минимализм, а колбасная нарезка и езда по ухабам. В сочетании с сюжетом, не выходящим ни за какие рамки (а простор был), и скромной идейной составляющей смотрится неважно. Комментировать, в общем, нечего. Ничем не примечательная «фантазия на тему» с легким привкусом Марти Стью (сколько их было, этих Марти, а вкус один и тот же). Слабовато для финала. "Хранителей" не получилось, дэдпулов и особо опасных тоже не пробегало.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
Pickman
миротворец
|
10 августа 2011 г. 09:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Небезнадежен
Приятно и без претензий. Все достоинства и недостатки рассказа укладываются в рамки, занятые современной российской фантастикой (НИИшно-бардовского разлива), воспитанной на фантастике советской и немножко – на Саймаке и Шекли. Наивняк не мешает читать и получать удовольствие – не по глупости ведь написано, а по доброте душевной. Забудется быстро, но спасибо и на десяти минутах. Бывают дни, когда на улыбку не находится и десяти секунд. Этот рассказ – как давний приятель. В разведку с ним не пойдешь, души ему не откроешь, жены отбивать не станешь (больно уж похожа на супруга)… А вот посидеть вечером на скамейке да выпить бутылочку-другую «Байкала» – страсть как хорошо.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
Pickman
миротворец
|
10 августа 2011 г. 12:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Обратный путь
Как правило, рассказам в северном антураже не свойственна эмоциональность: затяжные холода и кусачие ветра закаляют не только тело, но и душу (по крайней мере, в литературе). Если же чувства прорезаются, то редкими вспышками – примерно как исландские гейзеры. «Обратный путь» – это не просто север, это уже какое-то Заполярье. Царство блеклых красок и унылых словесных конструкций, нанизанных на финальную мораль, ради которой все и затевалось. (Или это синопсис?) Собственно, последними двумя абзацами можно было и ограничиться: иллюстрация к ним выполнена старательно, с любовью (странною) к деталям, но одного старания мало… Автор патологически не умеет удивлять: небезнадежный, в общем-то, мистический сюжет получился не менее предсказуемым, чем заметка о фронтовике Иван Степаныче в районной газете. Центральный образ довольно условен – фигуру вырубили изо льда, но не успели разморозить (а если и разморозить – останется ли что-то, кроме лужицы на полу?). Хочется пожелать автору то ли жизненного опыта, то ли творческой интуиции, то ли более сговорчивой музы… проще говоря, других рассказов. Продолжать, несмотря ни на что, стоит. P.S. К мысли о норвежцах и гейзерах. Даже здесь — не праздник чувств, а холодный расчет.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
Pickman
миротворец
|
10 августа 2011 г. 13:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Пейзаж, нарисованный черным
А вот здесь с эмоциональностью все в порядке: «Пейзаж» проскальзывает между Недобором и Перебором без видимых повреждений. Не хватает другого – повествовательной логики. Для чего здесь убиенные жена и дочь? Как с ними согласуется Адам? (Почему не Ева?) О чем это вообще – о творчестве, творении или тоске? Рассказ состоит из толстых кусков, не успевших толком притереться друг к другу. Для текста в 8000 знаков (зря пожалели объема, зря) это губительно. Тем более – для текста, завязанного на известном сюжетном мотиве. Тема не раскрыта — так, приотворена. Опять-таки, пожадничали-c. По-настоящему хорош последний абзац. Взять бы эту голову, да пришить к ней другое тело – все бы слюнками истекли. Недурно, но сумбурно.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
Pickman
миротворец
|
10 августа 2011 г. 14:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Перекати-небо
От соседей по финалу «Перекати-небо» отличает приятная черта: автор влюблен в то, о чем пишет. (Или умело притворяется, что тоже достойно похвалы.) И не держит фантазию на коротком поводке – в конце концов, получать удовольствие должен не только читатель. За оптимизм и легкость рассказу можно простить многое – в том числе корявые фразы, бедноватую лексику, сюжетную водичку и кошачьи глаза Синт-Апура, от которых все равно никакого проку. Это техника, которую можно (и нужно) отточить. С нехваткой воображения справиться гораздо тяжелей. А еще я дал бы «Перекати-небу» специальный приз им. братьев Стругацких – за яркое название, моментально цепляющее взгляд. Единственное, кстати, из дюжины.
|
––– Джон умрет, а я буду жить |
|
|
bbg
миротворец
|
10 августа 2011 г. 14:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Отличные отзывы, маэстро! Ждём еще...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Alter Ego
авторитет
|
10 августа 2011 г. 14:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Приключение для пенсионера
Да, многое бы потеряла литература, не изобрети однажды кто-то умный фантдопущение. И не было бы тогда Булгакова, Уайльда, Бальзака… Уж по крайней мере таких, какими мы их знаем. Не было бы и магического реализма.
Реалистические произведения часто используют фантдопущение, чтобы показать нашу привычную жизнь под новым, неожиданным углом и тем самым пролить свет на наши скрытые проблемы или указать путь к переосмыслению проблем давно известных, набивших оскомину, но так и не решенных. Подобная проза не только перекидывает мостик между реализмом и фантастикой, сближая эти непримиримые направления, а то и стирая между ними границы – она давно уже сформировалась в отдельный жанр, существующий по своим особым правилам и канонам. Так, типичный герой здесь явно реалистического толка, часто неудачник, неудовлетворенный жизнью, надломленный, обуреваемый личными и внешними проблемами или несущий внутри тяжкий груз пережитого. И вот в его беспросветную жизнь приходит чудо, такое маленькое, случайное и непременно фантастическое по своей природе, и заставляет его взглянуть на мир и себя самого по-новому, пересмотреть свои убеждения и систему ценностей и в конечном итоге либо переродиться и изменить свою жизнь к лучшему, либо примириться с самим собой и обрести успокоение.
«Приключение для пенсионера» — именно такой рассказ. И пусть название не вводит вас в заблуждение – никакого приключения здесь нет. Есть только сущий мальчишка в теле пятидесятилетнего старика, так и не повзрослевший, не сумевший найти своего места в новой «зрелой» системе координат. Если бы не жена, бросившая бедолагу-фаната прямо-таки на произвол судьбы (нет, ее, конечно, тоже можно понять!), то герой наш, думается, так никогда и не испытал бы потребности хоть как-то измениться. Завязка железная в своей достоверности (а с ней и раскрытие темы). И психология чудака, не приемлющего никаких перемен, сопротивляющегося им, в рассказе показана на все сто. Но как же все-таки подкупает эта зашоренность (в хорошем смысле) героя, его абстрагированность от всего, что не связано напрямую с объектом его страсти! И как заразительна сама эта страсть! Уверен, многим читателям-мужчинам она хорошо знакома. По этой части к тексту нет никаких вопросов.
Вопросы есть по фантдопущению. Допустим, раритетный объектив, подобно телескопу, действительно позволял заглянуть в прошлое, хотя и намека на какое-либо разумное научное объяснение подобному эффекту в тексте нет. Допустим! Допустим, что Дмитрий Васильевич получал кадры из прошлого у себя дома, а также ходил фотографировать церковь, «что за проспектом», и «гигант пятилеток» инструментальный завод. Допустим, что он даже ездил в тот самый лес, где они когда-то с Верой собирали грибы. Но в то, что он ради снимка из далекого прошлого отправился аж в Евпаторию, верится с трудом (хотя такой чудак мог бы). И как неудачно запечатленный Семенов перенесся вдруг из-за «доминошного» стола на диван в чьей-то гостиной, совсем непонятно. Я уже не говорю о движении Земли в пространстве, которое тоже надо бы учитывать. Короче говоря, принцип действия фотомашины времени мягко говоря не додуман.
Однако все это, разумеется, придирки. Стоит ли придираться к Стивену Кингу, наделившему в одном из своих рассказов печатную машинку властью менять прошлое по мановению руки оператора? Или к Киру Булычеву, безо всяких объяснений связавшему прошлое и настоящее цепью телефонных проводов в рассказе «Можно попросить Нину?» Нет, конечно. Не это главное в подобных рассказах. Духовное преображение героя и его воздействие на душу читателя – вот что действительно важно. И в этом смысле рассказ удался: тронул в моей душе какие-то невидимые струны, заставил испытать светлую радость за обретшего себя героя. Невольно мне вспомнился другой похожий рассказ Булычева — «Корона профессора Козарина». Я бы с удовольствием рекомендовал его автору как великолепный ориентир для будущего развития. По мощи вызываемого катарсиса булычевский рассказ не имеет себе равных, и «Приключению» откровенно тяжело с ним тягаться, но зато на его примере отчетливо видно, что вектор автором взят правильный.
|
––– Чем глупее человек – тем нетерпимее ратует он за допустимость единственной нормы (c) М.Веллер |
|
|
A.Ram
магистр
|
10 августа 2011 г. 17:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ПУТЬ КОМИССАРА Начну, пожалуй, с частностей, потом перейду к общим впечатлениям. Главный промах автора – полная безликость героев. В рассказе фигурируют штурмовики: Тестов, Савин, Филов, Валов, Сомов и – верх оригинальности, почти иностранец! — Кузмичев. Как прикажете их различать? Во время эпической битвы за Грааль я абсолютно потерялся в «овах» и просто не понимал, кто за кем бежит, кого убивают, кто кричит и т.д. Давайте на примере. Вот вам одна известная компания пофамильно: Балаганов, Паниковский, Козлевич и, ессесна, Бендер. «Расшифровывать» характеры надо? Думаю, нет. Почему Шура засыпался на мелком воровстве? Да потому что Балаганов. Почему Козлевича охмуряли не попы, не пастыри, не муллы, а именно ксендзы? Да потому что Козлевич. И не нужны долгие объяснялки. А у вас? Иванов-Петров-Сидоров… Вечные проблемы с мотивацией героев. Главгеру отказали в повышении. Как он страдает? «Но теперь все? Офицерское звание в «Сынах Ленина» это его потолок? А если его ранят в бою, и он не пройдет по генетическому коду? Всю жизнь быть простым штурмовиком?!» Это, пардон, западщина. Ах, я на всю жизнь останусь младшим жарильщиком картошки в «МакДональдсе», а мог бы стать старшим наливальщиком коктейлей! Не может идейный коммунист так думать, не имеет права! Нет у него мотивации через личное «я» — «чем Я виноват», «это МОЙ потолок», «МНЕ всю жизнь быть». Он должен страдать, что ПАРТИЯ ЕМУ НЕ ДОВЕРИЛА! Что он чувствует в себе силы давить натовских гнид эшелонами, а старшие товарищи разрешили лишь вагончиками! Идеальный пример – размышления главгера в «Свой среди чужих, чужой среди своих». Там, где «мне не поверили». И финал. Где реакция главгера? «Филов устало сел на кровать, уткнулся локтями в колени и закрыл лицо руками.» и потом «где-то на окраине сознания он отметил…». И ЭТО ВСЕ? Это живой человек? На форуме предполагали, что главгер страдает из-за убийства друга. Разве? С другой-то стороны, он и раньше подозревал в петербуржце гнильцу (кстати, почему петербуржце, а не ленинградце?), плюс он исполнил долг перед партией. Чего рефлексировать? Нет, уважаемый автор, здесь ваш открытый финал играет плохо, читается просто как нежелание прописать чувства героя. Дескать, я намекнул, а дальше разбирайтесь сами. Вот я и разобрался, не в ту степь… Еще невыносимо обидно за родное КеГеБе или что там будет в будущем. Почему такая примитивная, детская, щенячья, непродуманная проверка? Это ж даже не детский сад, это дележ подгузников. Очень слабо. Общие впечатления о рассказе – задумывалась «Как закалялась сталь», а получился «Как мяли пластилин».
|
––– «Достоинство человека определяется отрицанием очевидного» (И.П. Павлов) «Жизнь - это комедия, написанная садистом» (В. Аллен) |
|
|
bbg
миротворец
|
10 августа 2011 г. 17:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата A.Ram задумывалась «Как закалялась сталь», а получился «Как мяли пластилин».
По отношению к самому мной оцененному рассказу это жестоко.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
bbg
миротворец
|
10 августа 2011 г. 17:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Можно ли спросить оргкомитет за продвижение на судейском фронте? Интересно же. А то уеду на Севера-Запад сегодня вечером — и узнаю только послезавтра...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
demihero
гранд-мастер
|
|
bbg
миротворец
|
10 августа 2011 г. 18:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата demihero Спросите у него :)
А он читает тему?
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
demihero
гранд-мастер
|
|
bbg
миротворец
|
10 августа 2011 г. 18:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата demihero Должен :)
Ладно... До 22 часов (выдвижения на вокзал) у меня еще куча времени и возможностей посмотреть...
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
demihero
гранд-мастер
|
10 августа 2011 г. 18:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще скажу вам напрямоту: кое-кто из судей собирался все отзывы выложить одним блоком, в последний день. Последний день у нас — завтра. Такшта... вы ведь берёте с собой что-нибудь вроде ноутбука? :)
|
|
|
Мартин
гранд-мастер
|
10 августа 2011 г. 18:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Как минимум дин из судей в ближайшее время должен "продвинуть" выяснение того, кто же победитель :)
|
––– А в мире втором мотыльки и звезды Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом. |
|
|
bbg
миротворец
|
10 августа 2011 г. 18:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата demihero .. вы ведь берёте с собой что-нибудь вроде ноутбука? :)
Я всё еще в сомнениях по этому поводу... Дорога, поезд — такие вещи.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
G66
активист
|
10 августа 2011 г. 18:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мартин Как минимум дин из судей в ближайшее время должен "продвинуть" выяснение того, кто же победитель :)
"Продвинуть"? А это как?
|
––– где играет джаз, там не растут цветы |
|
|
Мартин
гранд-мастер
|
10 августа 2011 г. 19:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Чем больше оценок мы получаем от жюри — тем быстрее продвигается выяснение who is who среди финалистов.
|
––– А в мире втором мотыльки и звезды Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом. |
|
|
demihero
гранд-мастер
|
|