После долгого


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > После долгого молчания~ФантЛабораторная работа. часть 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

После долгого молчания~ФантЛабораторная работа. часть 1

Статья написана 12 августа 2011 г. 01:31

Во-первых, хочу извиниться за, возможно, утомительное молчание. Я — один из членов жюри, однако, долгое время не подавал никаких вестей. Причина проста. С 28 июля по 11 августа я начисто отсутствовал. То есть был в отъезде, а именно в городе Анапе на Черном море и все такое.

Честно говоря, я рассчитывал, что список финалистов будет известен чуть-чуть раньше (до отъезда), но не случилось. В Анапе же обнаружился еще один конфуз: в местном почтовом отделении, где услуги Интернета предоставляются по тарифу 3,5 руб/Мб в среде IE с неотключаемыми картинками (настройки браузера блокируются недостаточными правами) я вышел на сайт и даже смог ответить коллегам, и даже скачать архив с рассказами-финалистами, НО... не имел возможности раскрыть архив (все из-за тех же прав), и даже скачать на флешку (для целей жюрения с собой имелся ноутбук). Из-за всего последнего (бесплатное использование USB Flash device было заявлено в прейскуранте услуг Интернета) я даже написал гневное обращение в книгу жалоб, однако... Никакой предварительной работы до 11 августа провести не смог. Увы... 8:-0

Потому первым сегодня делом по возвращении скачал и распечатал конкурсные рассказы. После чего взялся за чтение и красную ручку для пометок.

Оценки сегодня уже отправлены в оргкомитет, а вот отзывы готовы не все и не в том объеме, в котором я хотел их подготовить первоначально.

Потому и извиняюсь.

Время ушло

Есть весьма «вкусные» обороты, вроде:

«...а также втайне сочувствовала неграм. – Они почти как люди...»

Есть затейливые емкие символические формулы, типа:

«...выживет сильнейший... подписывая на томике Дарвина открытки с пожеланиями скорейшего выздоровления»

Однако, есть и языковые небрежности, излишества, ненужные уточнения, например:

«...пяля пустые глазницы в черноту».

Какая чернота? Откуда?

«...привлекли парочку койотов».

Парочка? Или пара? Или вообще убрать: привлекли койотов?

и прочее.

Узловым конфликтом является столкновение Нового света с древней скандинавской мифологией. Но ведь это — «Американские Боги» Геймана, причем, повешенный и воскресающий Бог в романе британца является главным персонажем!

Общее впечатление: вещь в себе, вещь для себя. Интересна как образчик литературной игры. Я таких вещей в современной зарубежной прозе могу назвать с полсотни. На любителя. Мне в литературном произведении требуется смысл: зачем произведение написано? Что хотел сказать автор?! Здесь я этого не нахожу. Невнятно. Несильно.

_

Должник

«Пил Перель... Водку, пейсаховку, брагу, гуталин...»

Гуталин, если я ничего не путаю, мазали на хлеб, потом соскребали, ибо дрянь, а спиртовая основа переходила в хлебную массу. Как-то так. Трудно представить, чтобы гуталин можно было пить.

Линия с 2015-м прописана намного менее живо и убедительно, чем 1946 в Беларуси. Особенно, сцена с отсутствием документов. Поинтереснее что-нибудь можно придумать. — А то ж опять: «растерянность... ПОНИМАНИЕ...» — «Понимание» — вообще самое непонимаемое слово в любом тексте, потому что охватывает сразу все: 1) непонимание самого автора, как то или иное происходит, 2) факт, что при авторском непонимании, кто-то из персонажей что-то все-таки понимает, 3) желание как-то это понимание обозначить и 4) необходимость заставить читателя кое-что понять;-). Абсурд, мистика, юмор, даже черный, — все что угодно лучше этого слова.

Два разных языка в одном рассказе. Довольно-таки хороший — 1946, никакой — 2015.

«Я, Филипп Купцов, силой и властью, данными мне свыше, обрекаю тебя на жизнь. А также на скитания, нестарение и бессмертие. Я, Вечный жид-36, с сей минуты и вплоть до дня искупления нарекаю тебя своим преемником» — вот конец рассказа. Все, что идет после этой точки, — разжевывание для глупого читателя. Читатель глуп? — А нумерология здесь как-то совсем неуместна. Просто «Вечный жид» было бы куда более.

Итог: хороший изумруд в дрянной огранке. Потенциально хороший рассказ, но не написанный.

_

Йасси — Ёж.

По языку я, кажется, даже не зацепился. Ни в сторону «плюс», ни в «минус». Нормальный, вполне соответствующий миру и сюжету, не сверх, но и без лишних изысков.

А вот впечатление от рассказа: никакое. Или говоря обыденным языком: и че? О чем, зачем, для чего? Карнавал масок. Сцена с противогазом. Сцена на стоянке глайдеров. И далее.

В общем, идею я уловил, но не почувствовал. А без этого — никак.

_

Мертвая голова

Ужас. Во-первых, тезисы персонажа совершенно алогично-непоследовательны: парень-бунтарь и тут же — мизантроп? И следом — социопат с тягой к насилию? И следом — «хотел измениться»? Автор, кажется, Вы не поспеваете за Вашим героем! А без этого — как Вам верить?!

Во-вторых, язык. Художественность языка = 0.

В-третьих, глубокомысленный курсив:-))).

Плюс к тому — выдержки из дзена, который здесь как бы и не очень нужен, и приводится не везде к месту.

По правде сказать, супергероическая  тема мне очень любопытна. Интересны любые новые оттенки («Неуязвимый» Шьямалана, «Темный рыцарь» Миллера, «Хранители» Мура и «Хранители» же Снайдера, «Пипец»), но увы. Попытка подняться над человеком-пауком не удалась.

Рассказ тоже не получился. Скорее — схема будущего рассказа.

Социальная сторона мне тоже любопытна очень. Нацеленный террор как средство против зла (кстати, это уже несколько затронуто в «Выбраковке»), но не развито и загублено собственно образами и языком.

_

Небезнадежен!

Милая вещь, но немного смазанная. Не выдержанная.

Язык легкий, игривый. Детальки вкусные, ударные. Вроде шпингалета сломанного.

Но как-то игрушечно все вышло. Вроде «камазы»-вертолеты-«тигры» настоящие, а логика контакта — оловянная. Саня серьезному генералу фигу показывает, а тот его — целует, как родного. Сначала бы бока помяли, что ли?

«Обезьяно-кошак» по мне — громоздко. Подсократить бы. Для одного раза — еще куда ни шло, но нцать раз повторять — !

Но более всего меня убили две фразы в конце: «- И видеть смысл» и «-А я, похоже, забыл»

Не знаю. Не могу. Скриплю. Может быть, это личное. Но как-то фальшиво? Нет?!

_

* * *

Все двенадцать рассказов в порядке убывания моей симпатии: «Приключение для пенсионера» > «Путь комиссара» > «Серийный брак» > «Перекати-небо» > «Небезнадёжен!» > «Я тебя знаю!» > «Должник» > «Время ушло» > «Обратный путь» > «Йасси — Ёж» > «Мёртвая голова» > «Пейзаж, нарисованный чёрным»

* * *

И еще пара мыслей по ходу. Отчего-то некоторые рассказы попарно производят впечатление «похожести» — стиля, деталек, заметных слов или оборотов — как будто вышли из-под пера одного человека или в результате работы связанной группы. Как это объяснить — фиг знает. Однако ж...





409
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх