Признаюсь сразу – я не читал первого рассказа цикла. По скупым отзывам можно только догадываться о жизни готичного модника в цилиндре и пенсне, эдакого Дж. Деппа в роли Дракулы с фотокамерой наперевес. Еще — о некоей детективной интриге с элементами мистики и романтической испанке на заднем плане. И ради чего автор отказался от такого, совершенно выигрышного набора, оставив от него только страсть к фотографии? Ради какого приключения?
Замечу, он меняет все, что можно было изменить. Вместо Деппа перед читателем предстает слесарь на пенсии, вместо жгучей красотки – усталая разведенка за сорок. Кроме того, автор сводит практически до нуля весь нереалистический элемент. Роль странного объектива, катализатора процесса смены приоритетов «работа — личная жизнь, семья» вполне могло сыграть какое-нибудь фото со старой, отчего-то не проявленной пленки.
Процесс показан несколькими широкими мазками: простое любопытство – интерес к прошлому – воспоминания о лучших моментах – поиск главного – осознание упущенного. Сюжет почти классический. В таких историях выигрышно смотрится стилизация под классиков, чуть архаичный художественный язык. Тургеневский, Бунинский, Купринский. И тут автору не откажешь в желании соответствовать. Порой он переусердствует – и части сложных предложений складками тяжелых портьер наслаиваются друг на друга – но, в целом, это явный шаг вперед по отношению к канцеляриту «Обыкновенной истории».
Интересно, что главный щелчок происходит в момент наивысшего творческого взлета ГГ, после того, как он прикладывает массу усилий, продавая чуть не все свое имущество ради чудо-объектива. Трудно спорить – это очень поэтично. Герой преодолевает трудности на пути, который ведет совсем не туда, куда ему (герою – и читателю!) представляется вначале. Поэтично, но не очень обоснованно. Ведь столько возможностей впереди. Юный читатель (сокр. ЮЧ) может подумать: «Еще один чудак пропал из-за бабы». Что сказать. Финал мне нравится, но ведь и я – не ЮЧ. И я уже слышал, помните: Wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein.
Резюме: крепкий почти-non-fiction для тех, кому за. «Дожать» язык и сместить центр тяжести с создания байонетного перехода на экскурсы в прошлое. Какие-то из них должны приходить исподволь, раньше финального потока. Возможно, и некоторые приятные приколы типа «не хочешь узнать, дорогая, кто убил Кеннеди» бы не помешали.
ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.