Ряд 2. Повелители мелков — Пейзаж, нарисованный черным
Объединены жанром (магреализм/притча) и скиллами героев. В принципе, тема «волшебных картин» не нова, и, чтобы создать здесь что-то хотя бы запоминающееся, надо очень постараться. Хотя бы как Ральф Бакши со своим «Cool World».
Автор старается уже во второй раз. Но если в первом рассказе цикла он остановился на внешнем конфликте добра и зла, во втором произведении концентрируется на внутреннем мире художника-мага. Это более интересная и сложная задача. В первую очередь, потому что тем самым автор отказывается от козырей, которые ему сданы – от возможности обыгрывать яркие рисованные художниками образы, как это было с городом «мелков». Правда, сложность удается обойти благодаря размещению этих образов внутри сознания художника, и эта находка показалась мне удачной.
Хуже другое. Конфликт оказывается на поверку мыльным пузырем. То есть пока герой организует побег, растет как маг, осознает себя творцом, решая создать своего Адама – тут с мотивацией все ОК. А потом, при первой же неудаче, — бац — возьми и перейди на темную сторону силы. И не просто стал создавать орков, как Саурон, а сразу решил покончить с миром путем его закрашивания. Ничего не скажу, это происходит эффектно, один образ с капающей с пальцев черной пустотой чего стоит! Но читатель после этого должен чувствовать себя девицей, которой обещали целую ночь удовольствия, а все кончилось за пару минут. Прописные истины (душу надо вдохнуть и т.п.) не спасают: финал первой вещи был четче, и не потому, что автор сменил сторону. Впрочем, вероятно герой изначально был на той самой стороне, действительно убил и т.п., и получил этот дар в награду от (шепотом) темных сил. Тогда результат более закономерен, но пропадает вся интрига, что тоже не свидетельствует в пользу рассказа.
Собственно, вопрос к рассказу возникает один: а была ли жена? Но это не тот вопрос, который должен возникать после прочтения рассказа о художниках-магах.
На минутку мне почудились в рассказе аллюзии на творчество/биографию Малевича. Как известно, работа над оперой «Победа над солнцем» вылилась в конце концов в идею «Черного квадрата». Переход от «бубнового валета» в наркомы ИЗО тоже можно расценивать как переход на темную сторону. Жен, правда, не убивал, хотя и сменил не одну. Арест случился позже, не как убийцы, а как немецкого шпиона, и потом его выпустили. Все равно, если аллюзии подброшены сознательно, автору +балл, нет – тем более.
Резюме: грустная притча о демиурге с хлопушкой в финале. Как улучшить? Определиться с женой. Доработать финал.
ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.