Я уже говорил, что обожаю эту Борхесовскую идею – рассматривать разные произведения, как если бы их делал один автор? Тем более, в предыдущих фантлабораторных работах есть такие, которые сами напрашиваются на постановку в один ряд с разбираемыми в этот раз.
Ряд 1. Вид на гору Фавор — Именем твоим — Йасси-Ёж
Объединены общей тематикой – перенос сознания/психоматрицы от одного тела к другому. В первом случае это происходило мистическим образом при непосредственном контакте. Во втором – посредством машинерии, которой помешал сбой, и пришлось опять использовать мистический элемент. В третьем мистики почти нет, есть только маленькое подготовленное чудо. Налицо динамика в сторону усиления НФ-составляющей. Тут надо сказать следующее: как всякий консерватор, я предпочитаю стейк солянке, а традиционный брак полигамии. Не люблю смешенье языков и всяческую суету. Поэтому, на мой взгляд, в процессе перехода в фазе 2 (Именем твоим), пока автор стоит враскорячку, качество товара несколько падает, зато после завершения перехода все окупается. Имеем цельную вещь, пусть и не страдающую особой новизной.
Читая «Й-Ё», с ностальгией вспоминал ребусы/кроссворды первый двух историй. В новом произведении все совпадения Раковски и 747 с реальными лицами случайны. Это очень простая история. О том, как Йасси (видимо, сокр. от Ярослава) ушла, и мир померк. Нуаровая атмосфера «Й-Ё», с фонарными бликами на мокром асфальте, висящими глайдерами-такси, вызывает из памяти картинки «Бегущего по лезвию», немного «Пятого элемента», которые, в свою очередь, готовят нас к нормальному восприятию антиутопических реалий Ежового мира. Аларм: несколько сомнительной мне показалась находка со смешением личностей неудачников. Тем более, что она и движет сюжет, показывая техническую возможность процесса и оправдывая определение наличия «подселенной» личности у героя. Не очень верится, что более сильная личность из двух станет более удачливой. Что еще? Мне нравится разгадывать ребусы и не очень – читать очередные простые истории, играющие на архетипах. Но что поделать, если эти истории – то, чем мы живем? То берег – то море, то солнце – то вьюга, то ангелы – то воронье... Две вечных дороги – любовь и разлука – проходят сквозь сердце мое.
Теперь о финале. Он вовсе не напоминает громоподобный катарсис «Фавора», а сродни, напротив, развязкам классического детектива, где главный сыщик раскрывает все. То есть, все уже случилось, только мало кто разобрался. И Яся перенесла психоматрицу в Оракула. И, уже Оракулом, на мгновенье ставшим живой плотью, спасла – ценой индивидуальной псевдожизни? – Ежи. И – последним разрядом тока через руку пока еще половины героя – добралась таки до его чипа, спасая еще раз.
По раскрытию темы: за такой срок Еж, вдруг ставший Йасси-Ежом, не успевает выказать изменений, только надеть маску и упасть в обморок. Что можно посоветовать? Все же рассказ получился более визионерским, нежели психологичным, а именно через переживания можно было бы показать некоторые изменения личности Ежа. Внутренним блиц-монологом, парой-тройкой мыслефраз, как это было «до» об одиночестве. Хотя, если посмотреть на это дело со стороны Йасси…
Резюме. Обычная, пусть и антуражная история с неярким финалом. Все уже случилось, но/и это становиться ясным только в конце. Ничего не имею против.
ПС. На всякий случай напоминаю: реальные авторы рассказов ряда мне неизвестны, все совпадения случайны и т.п. Никакой деанони..., если что.