Во время встреч с фанатами Брендон часто устраивает сессии в формате вопрос-ответ. Ниже приведена подборка наиболее интересных вопросов-ответов, касающихся "Слов сияния" и общей вселенной Сандерсона – Космера.
У Брендона есть красная карточка с надписью R.A.F.O. = Read And Find Out («прочитаешь и узнаешь»), он ее часто показывает, когда не отвечает на вопрос, так как иначе будет спойлер. Иногда интересен сам вопрос, и реакция RAFO на него сама по себе является ответом.
Вопросы и ответы из этой подборки публиковались в соответствующей рубрике в группе ВКонтакте, посвященной творчеству писателя.
Переводчик — Zhuzh из команды Booktran.
Спойлеры по «Словам сияния» спрятаны под скрытым текстом
Рошар
В: Есть ли на Рошаре животные, заменяющие кошек, по аналогии с громгончими вместо собак?
О: Нет. Но на планете есть множество различных видов домашних животных, играющих ту же роль. Мне приходят на ум одомашненные норки и свиньи.
В: Обитают ли на Рошаре птицы за пределами Шиновара?
О: Да, но исключительно на западе материка. В Алеткаре и соседних странах птиц нет, разве что завезенные из Шиновара куры и другая домашняя птица.
В: Герои постоянно едят всяких ракообразных… Есть ли у них что-то вроде масла для обмакивания? Ведь коров-то нет, хотя, может быть, они обитают в Шиноваре. (Не один же я такой, что, как только на ужин краб или лобстер, я представляю себя на Рошаре?)
О: На Рошаре молочные продукты употребляют гораздо реже, сливки и все прочее получают из свиного молока. Свиньи на Рошаре дают больше молока из-за многолетней естественной генной модификации – скрещивание и все такое – аналогично тому, как на Земле вывели особые породы коров. Так что молочные продукты там имеются. В некоторые карри добавляют разные виды сливок. Макать ли в масло ракообразных, варьируется в зависимости от культуры. Например, у рогоедов такие зубы, что они перекусывают ими клешни. Их коренные зубы отличаются от коренных зубов обычных людей. В меньшей степени, но та же картина наблюдается у хердазиан. В обеих этих культурах панцири съедают. Что касается алети, они обычно макают в карри мясо ракообразных или просто готовят карри уже с мясом. В других культурах мясо жарят в масле, готовят соус на основе свиного молока и т.п.
В: Можно ли повысить нан/дан службой в армии? Возьмем, к примеру, кого-то с очень низким наном. У него нет права путешествовать. Что, если такой человек станет сержантом, образцово прослужив 25 лет? После окончания службы он вернется домой к своей жалкой, почти бесправной жизни? Будет ли он вынужден вернуться в свою родную деревню или город? И вообще, разве можно тщательно проконтролировать такие вещи? Я имею в виду, они что, проверяют документы путешествующих?
О: Тут много нюансов. Повышение нанов и данов на Рошаре происходит гораздо проще, чем происходило повышение социального статуса во многих схожих обществах нашего мира, скажем, в Индии или даже в Англии. Купить себе более высокий ранг в какой-то степени очень просто. Только нужно помнить, что очень высоких рангов добиться сложно. Как правило, дети человека очень высокого ранга получают ранг пониже, стабильный ранг. Есть определенные ранги, которые стабильны в том смысле, что детям родителей с таким рангом присваивается точно такой же ранг. В твоем примере солдату, который закончил службу с отличием, скорее всего, повысят ранг. На самом деле крайне редко солдат с очень низким рангом не поднимается выше сразу же. Само общество устроено так, что подталкивает людей к стабильным рангам. От низкородного, способного сбежать от привычной жизни и отправиться в крупный город, чтобы найти работу и т.п., действительно требуются кое-какие документы, подтверждающие происхождение и все такое. Но если низкородный был грамотным, такие документы легко подделать. Причина, почему большинство низкородных продолжает влачить свое жалкое существование, заключается в том, что трудно изменить привычный уклад. Однако таких людей гораздо меньше, чем кажется. Предполагается, что право путешествовать есть у всех, кроме самых низкородных, принадлежность к которым означает, что в его роду что-то пошло совсем плохо. Людей без права путешествовать гораздо меньше, чем тех, кто может передвигаться беспрепятственно, при этом рангом они не намного выше. Это естественная система сдержек и противовесов против знати, встроенная в общество. Много разных нюансов. Сменить ранг не так тяжело, как можно было бы ожидать.
В: Аналогичный вопрос по светлоглазым: повышается ли их дан в случае образцовой службы?
О: Для светлоглазых все сложнее, но король или кронпринцы при желании могут повысить кому-нибудь дан. Но это гораздо сложнее. Если дан не слишком велик, можно просто купить дан повыше или повысить его вследствие продвижения по службе. Например, должность лорд-мэра предусматривает определенный дан, и за счет ее получения можно повысить дан сразу на две-три ступени. Если лорд-мэр управляет городом не особенно удачно, то многие, имеющие право путешествовать, покидают город. И если большое количество таких людей предпочтет уйти в другие места (что происходит довольно редко), то численность города сокращается, начинаются всяческие проблемы. В таком случае велика вероятность, что лорд-мэра понизят в дане. Если многие горожане срываются с места и уезжают – это плохой знак. Тем самым они влияют на статус лорд-мэра. Это одна из функций права путешествовать. Вот так примерно все происходит.
В: Если наны/даны родителей не совпадают, какой ранг получает ребенок? Например, если Шаллан вышла бы замуж за Кабзала, у которого десятый дан, какой дан имели бы их дети?
О: Дан ребенка определяется самым высоким из данов родителей, хотя не обязательно, что это дан самого знатного родителя. Например, некоторые даны присваиваются только прямому наследнику, а дан всех остальных детей на один ниже. Третий дан – стабильный. Король имеет первый дан, который наследуется его первым ребенком. Остальные королевские дети, если они не вступят в брак с кронпринцем и сами не станут кронпринцами, получат третий дан, а не второй. Это стабильный ранг, который присваивается также кронлордам и детям кронпринцев.
В: А вот еще какой вопрос: что происходит, когда рождается ребенок светлоглазого от темноглазой или даже рабыни? Это, должно быть, распространенное явление, так как знатные мужчины, судя по всему, неразборчивы в связях. В общем, получают ли такие дети десятый дан автоматически?
О: Такие ситуации как раз и принимаются в расчет. Обычно, если можно употребить это слово, ведь ничего обычного в подобной ситуации нет, главный вопрос в том, какого цвета их глаза. Ведь возможны разные варианты: один глаз – темный, другой – светлый; оба глаза светлые; оба глаза темные. Все зависит от цвета глаз. Есть ли у вас наследники? Светлоглазый ли ваш ребенок? Все вопросы с незаконнорожденными решаются так же, как и во многих обществах. Нужен ли мне этот ребенок в качестве наследника? А если он темноглазый? Можно ли его отправить куда-нибудь подальше? Устроить, объявить, что он имеет определенный ранг? Хватит ли у вас влияния, какого вы сами ранга? Не десятый ли у вас дан? Каковы ответы на все эти вопросы? Единого решения не существует. Самый распространенный вариант, когда у ребенка один глаз темный, а другой – светлый. И ребенок попадает в странную ситуацию, когда фактически у него десятый дан, но, возможно, гораздо больше власти и влияния, если один из его родителей очень высокого дана. Королевский ребенок, даже будучи бастардом, получит многое.
Герои
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В: Где находился Узор до того, как его нарисовала Шаллан?
О: Он оставался поблизости. Связь между ними начала образовываться, когда Шаллан была маленькой, но затем девочка оттолкнула его и он почти полностью вернулся в когнитивную реальность. После того, как процесс связывания начался заново, Шаллан нарисовала его и полностью вытащила в физическую реальность.
В: А работал ли вообще хоть когда-нибудь преобразователь светлорда Давара?
О: Да, работал. Хороший вопрос.
В: Увидим ли мы когда-нибудь дуэль остроумия между Шутом и Шаллан?
О: Она еще не совсем достигла его уровня. Если окинуть взглядом всю серию, то можно увидеть, что ее чувство юмора будет становиться более зрелым. Вообще-то разница должна быть заметна даже между двумя вышедшими романами. После следующих книг Шаллан сможет продержаться чуть дольше, но прямо сейчас Шут порвет ее на клочки.
В: Что вдохновило вас на образ Каладина?
О: Я как-то читал о средневековых хирургах. Первоначальная идея зародилась именно тогда.
В: Кто победит в поединке между Каладином и Кельсером? [Кельсер – герой цикла «Рожденный туманом»]
О: Вероятно, Кельсер застанет Каладина спящим и убьет его во сне. Я ставлю на Кельсера, потому что он не стал бы драться честно.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В: Что вы изменили в ходе романа относительно Каладина?
О: Каладин выиграл Клинок и Доспехи в первой главе и сохранил их.
В: Вопрос про однорукого Лоупена: какой руки у него не хватает?
О: Не помню, говорил ли я когда-нибудь или писал об этом, но я сам всегда представлял, что левой.
В: Можете поделиться навскидку какой-нибудь шуткой про одноруких хердазиан?
О: [Смеется] Только самой банальной. Как снять с дерева однорукого хердазианина? Нужно помахать ему.
В: Мне необходимо знать: сколько кузенов?
О: Зависит от того, что для вас означает понятие «кузен». Лоупен называет кузеном чуть ли не каждого – кузенов много. Он считает за кузенов и пятиюродных братьев, и парней, которые ухаживают за его сестрой и за сестрой матери.
В: Знаю, что Джасны было не так уж много… Но любопытно: она очень правдоподобный нерелигиозный персонаж, труднее писать ее? Просто подумал, что она такая яркая, хотя и не…
О: Знаете, она всегда была именно такой у меня в голове, с тех самых пор, как я задумал ее образ. Я провел много времени на форумах атеистов, изучая, как строить фразы, чтобы сделать ее настоящей.
В: Далинар не может ни услышать имя своей жены (или кажется, что оно как-то магически заглушается, неважно), ни вспомнить что-то о ней. Но что происходит, когда упоминают другую женщину с таким же именем? Он не слышит и его тоже? Или он просто не поймет, что это имя и есть имя его жены?
О: Скорее второе.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В: Мужчина, прибывший к воротам Холинара, которого вы отказываетесь напрямую называть Таленелом, и тот, кого позже привезли в военный лагерь, – один и тот же человек?
О: Хойду будет посвящено 6 книг: 3 тома «Драконьей стали» (это приквелы) и последняя трилогия цикла «Рожденный туманом» (цикл состоит из 9 книг), где он станет главным героем.
В: Хойд – человек?
О: Хойд был человеком очень давно. А теперь… Все сложно. Мы, да и любой другой, назвали бы его человеком, но это не совсем так.
В: Бывал ли Хойд на Рошаре до событий, описанных в «Обреченном королевстве»?
О: Да.
В: Насчет Хойда: узнаем ли мы когда-нибудь его настоящее имя? Возможно, в «Драконьей стали»? Я помню, он говорил о том, как одалживал и крал вещи.
О: Да. В конце концов вы узнаете его настоящее имя, хотя это зависит от того, что вы считаете «настоящим».
В: Насчет систем магии и всего такого прочего, я слышал, что у вас есть еще одна неопубликованная книга и что вы можете выслать ее по электронной почте.
О: Да, просто оставьте свой адрес и напишите, что хотите копию «Белого песка» (White Sand). Это нормально. Ничего сверхъестественного.
В: Является ли Хойд самым осведомленным персонажем о происходящем в космере?
О: Нет, самый осведомленный в этом вопросе – Крисс. Наж тоже многое знает. Может быть, Хойд знает больше, чем Наж, но не намного. Они осведомлены примерно одинаково. [Мы встречали имя Наж на некоторых иллюстрациях в «Словах сияния». Крисс – женский персонаж из неопубликованной книги «Белый песок».]
В: Вы можете рассказать, что подсыпал Шут в свой напиток в воспоминаниях Шаллан?
О: Вы или я не захотели бы употребить это в качестве пищи в нашем мире, но Шут извлекает из него определенную пользу.
В: Полагаю, это кое-что из трилогии «Рожденного туманом»?
О: [Довольным голосом] Да, возможно это кое-что, что вы встречали в «Рожденном туманом».
В: Знакомы ли Зейхел и Хойд? Способен ли Зейхел на регенерацию конечностей?
О: Они пересекались. Второй вопрос – RAFO.
В: Какими силами владеет Хойд, какую использует магию?
О: Если поискать в книгах, то к настоящему моменту он использовал три разных системы магии.
В: Встречали ли мы их ранее, знакомы ли мы с этими тремя системами магии?
О: Вам встречались как минимум две из них. Более очевидные подсказки в «Словах сияния». Обратите внимание на его общение с Каладином. Вчитайтесь, и заметите намеки в его словах. Еще, в воспоминаниях Шаллан есть сцена, в которой он использует магию, если присмотреться.
В: Вы уже знаете, как будете описывать способ путешествия Хойда между мирами?
О: Да. Об этом была большая подсказка в «Словах сияния». Самая большая подсказка на эту тему в первой опубликованной мною книге [«Город богов»].
В: Если Хойда обезглавить, сможет ли его тело регенерировать новую голову?
О: Да.
В: А если ранить Хойда Клинком Осколков?
О: Клинок Осколков ранит душу, а возможностей Хойда хватит на то, чтобы ее излечить.
Космер
В: Сколько книг, события которых происходят в космере?
О: 36 книг, но особенно никому не рассказывайте, а то испугаются: 9 книг цикла «Рожденный туманом», 10 книг цикла «Архив штормсвета», приквелы «Драконья сталь» – вот основное ядро; еще будут трилогии, отдельные книги или повести.
В: Я хотел спросить насчет того, как все будет увязано друг с другом? Вы как-то упоминали, что это случится в третьей трилогии «Рожденного туманом». Все эти разные миры. Попытаетесь ли вы как-то связать книги, которые пишете сейчас, после того заявления?
О: Я все свяжу. Я уже оставил кучу скрытых деталей, которые помогут мне в этом, причем так, как мне хочется. Все, что я хочу использовать, должно быть в книгах заранее. Во время чтения следите за персонажем по имени Хойд.
В: Когда мы впервые встретимся с происходящим в космере напрямую?
О: Это произойдет в третьей трилогии «Рожденного туманом» – в ней я собираюсь поведать много интересного. Не думаю, что во второй трилогии «Рожденного туманом» приоткроется больше из истории космера, чем есть на данный момент. Весь процесс доставляет мне много удовольствия, так что я продолжаю оставлять подсказки то тут, то там. Вы обратите внимание, что в «Архиве штормсвета» Хойд стал играть более значительную роль, чем в предыдущих книгах, но я пока не хочу делать эту историю основной.
В: Я стал вашим большим поклонником недавно, после прочтения «Рожденного туманом». И совсем недавно узнал о космере (должен сказать, сэр, идея потрясающая). Знаю, что вы пишете одновременно несколько серий, поэтому мой вопрос таков: чтобы сложилась правильная картина о происходящем в космере, книги нужно читать в каком-то определенном порядке, или порядок чтения не важен?
О: Пока что можно читать в любом порядке! В конце концов появятся книги, которые опираются на определенные факты о космере, но пока что они не написаны.
Действие истории разворачивается в одном из миров Космера. На тропическом острове Патжи траппер-одиночка занимается промыслом. Дикие джунгли таят множество опасностей и населены хищниками, которые выслеживают своих жертв по волнам разума. Защитить от этих хищников могут только птицы, наделенные особым даром. Однажды траппер обнаруживает, что не только остров желает его смерти, угроза нависает над всем привычным ему миром.
Повесть была написана для антологии «Тени глубин» (Shadows Beneath), в которую вошли произведения четырех писателей − участников «Писательских отговорок» (Writing Excuses) — интернет-передачи по писательскому мастерству, которую ведет Сандерсон вместе с другими авторами. Бонусные материалы к антологии показывают творческий процесс создания произведений сборника. Каждая история обсуждалась участниками «Писательских отговорок» в ходе мозгового штурма. В антологии приводятся записи обсуждения, первоначальные варианты повестей, их критика участниками и сам ход редактуры.
Действие "Шестого на Закате" происходит в мире Первый от Солнца. Главный герой − представитель народа иилакинов. Он носит традиционное имя, в котором отражена очередность его рождения и время суток, в которое он появился на свет − Шестой на Закате.
Архипелаг Пантеон − необитаемые тропические острова, их посещают только трапперы. Причем каждый траппер после окончания ученичества выбирает собственный остров для промысла, а на случай появления конкурентов выставляет хитроумные ловушки. Автор, по его признанию, вдохновлялся культурой Полинезии, которая его очаровывает. Джунгли Пантеона на первый взгляд похожи на земные, но гораздо опаснее − один неосторожный шаг может оказаться последним.
«Прежде чем сделать шаг, задайся вопросом, а не слишком ли все легко?»
Ядовитые насекомые, парализующие лианы, но самое страшное − это хищники, которые способны улавливать мысли своих потенциальных жертв. Единственный способ защититься от этих тварей − держать при себе авиара − птицу, которая способна скрывать разум живых существ.
Птицы, обладающие телепатическими способностями, − это была первая идея, которую Сандерсон предложил на обсуждении будущей повести с командой «Писательских отговорок». У Заката птиц-компаньонов даже две. Одна − авиар Кокерлии, который защищает от охотящихся по волнам разума хищников. Вторая − Сак, наделенная совершенно особым талантом.
Итак, джунгли смертельно опасны даже днем, а уж после наступления темноты в них без крайней необходимости не сунется даже самый опытный траппер. Но так получилось, что именно ночью необходимость предотвратить страшную угрозу погнала персонажей через весь остров.
Время действия этой повести, как отметил автор в одном из интервью, − самое позднее по хронологии Космера. О техническом прогрессе в мире Заката можно судить по некоторым деталям. А представители некоторых миров, потомки персонажей других книг автора, уже путешествуют между звезд… Одна из главных тем повести − столкновение прогресса с традиционным укладом жизни, и два главных героя как раз представляют стороны этого конфликта.
В ходе работы над повестью писатель обнаружил, что его не устраивает финал. В бонусных материалах к антологии он подробно описал эту проблему и попытки ее решения, попутно проведя небольшой мастер-класс для начинающих писателей. В итоговом варианте кульминационный момент не становится окончанием. Сюжет продвигается еще на один шаг − и история обретает дополнительный смысл, глубину и метафоричность.
P.S. Перевод на русский язык повести "Шестой на закате" и эссе"Когда кульминация вашей истории не совпадает с концовкой: «Шестой на Закате». Рабочий процесс" выполнен командой booktran.ru
P.P.S. В редактировании рецензии помогали zhuzh и theotormoon.
Во время встреч с фанатами Брендон часто устраивает сессии в формате вопрос-ответ. Ниже приведена подборка наиболее интересных вопросов-ответов, касающихся "Слов сияния" и общей вселенной Сандерсона – Космера.
У Брендона есть красная карточка с надписью R.A.F.O. = Read And Find Out («прочитаешь и узнаешь»), он ее часто показывает, когда не отвечает на вопрос, так как иначе будет спойлер. Иногда интересен сам вопрос, и реакция RAFO на него сама по себе является ответом.
Вопросы и ответы из этой подборки публиковались в соответствующей рубрике в группе ВКонтакте, посвященной творчеству писателя.
Переводчик — Zhuzh.
Спойлеры по «Словам сияния» спрятаны под скрытым текстом
РОШАР
В: Откуда у вас появилась идея мира, в котором свирепствуют шторма?
О: Первоначальную идею заронил шторм на Юпитере, этот грандиозный непрекращающийся шторм. Конечно, Юпитер – газовый гигант, физические характеристики совсем другие. Однако я помню день, когда смотрел на изображение Юпитера и думал о невероятно мощном шторме, который огибает планету. Этот образ засел у меня в голове. Спустя какое-то время – месяцы и годы – сама идея несколько изменилась, я смешал ее со своими другими задумками, и в результате возник Рошар.
В: Что меня всегда привлекало в Рошаре, так это разнообразие культур, существующих в мире. Можете озвучить, что вдохновило вас на их создание, например, алети?
О: Разрабатывая Рошар, я проследил за тем, чтобы уделить этому процессу чуть больше внимания, чем обычно. Ни в коем случае не утверждаю, что, например, для «Рожденного туманом» я делал эту работу спустя рукава, но все же сосредотачивал свое внимание больше на других вещах. Мне хотелось сделать «Рожденного туманом» понятным, привычным, поэтому получился аналог Земли.
Я считаю, что Рошар – моя «визитная карточка» в конструировании миров, и, соответственно, я хотел, чтобы в нем отразилось все лучшее, на что способны жанры фэнтези и НФ: необычная природная среда, новые культуры, культуры, которые кажутся настоящими, но при этом не имеют земных аналогов. Поэтому я проделал огромную работу по приданию разным культурам Рошара неповторимости и отличительных особенностей.
Поэтому творческий процесс – это на самом деле переосмысление, переработка увиденного и пережитого. Мы люди и по своей природе не можем вообразить то, чего никогда не видели. Зато мы можем объединять знакомые образы и идеи в новых комбинациях, в необычном ракурсе. В этом и заключается смысл творческого процесса. Например, единорог: мы знаем, что существуют животные с рогами и лошади. Мы объединили их и создали нечто новое – единорога.
Поэтому я не уверен, возможно ли придумать в фэнтези-романе культуру, которая не была бы основана в каком-то смысле на культурах из нашего мира. Я пытаюсь делать это не так явно, как в «Колесе времени», потому что одна из фишек «Колеса» как раз и состояла в кручении-верчении земных культур и превращении их в культуры мира Ранда.
Это было такое большое вступление. Что же вдохновило меня, какие культуры, на создание алети? В первую очередь, Корея. Также некоторые семитские культуры. Таблица системы магии и двойной глаз основаны на концепциях Книги и Древа Жизни еврейской каббалы. Вот откуда взялись первоначальные задумки. Традиция прятать безопасную руку пришла мне в голову после знакомства с корейской культурой: у них показывать ступни ног считается оскорблением, так поступать нельзя. Наряды алети сочетают в себе несколько разных стилей в одежде. На многие идеи культурных особенностей меня вдохновляют разные взаимосвязанные вещи: окружающая обстановка, история мира, концепция сверхштормов, метафоричность Опустошений. Я черпаю мысли из разных источников.
В: Как в мире, истерзанном штормами, удается обеспечивать население пищей?
О: Не забывайте, это не бесплодная планета. На ней множество растений. Рошар можно сравнить с коралловым рифом, который постоянно подвергается воздействию приливов и отливов. Жизнь на планете, конечно, вынуждена приспосабливаться, но это не значит, что ее нет, напротив, растительность на планете пышная. Если вы обратите внимание на Разрушенные равнины, то увидите, что там повсюду трава и другие растения. Непосредственно перед штормом местность становится пустынной, но затем снова возвращается к буйной жизни. […] Один из моментов в книге, с которым мне пришлось иметь дело – это то, что, несмотря на скалистость и каменистость, поверхность покрыта растительностью. Некоторым трудно вообразить нечто подобное. Но даже если мир не так уж плодороден, возьмите штат Юта – скудные урожаи, но их хватает, чтобы прокормить людей. […]
В: Встретимся ли мы еще с веткой?
О: [Смеется] Ветка всем пришлась по душе. Но нет, я не планирую возвращаться к ней.
В: Можете рассказать о технических особенностях письменной системы глифов в «Архиве штормсвета»?
О: Глифы разработал Айзек Стюарт. Он помогает мне как создатель письменных систем, художник и картограф. Также он – арт-директор моей компании. Как-то мы сели, чтобы все обсудить, мне хотелось чего-то симметричного. Если вдуматься, глифы симметричны и их можно прочитать по точкам, где имеется наклон. Но лучше выяснить подробности у самого Айзека, потому что я говорю: «Мне нужен глиф для того-то» и он его придумывает. В целом они читаются и основываются на арабском письме.
В: Можете рассказать, какая из лун Рошара самая крупная? Не по фактическому размеру, а по тому, как выглядит на небе.
О: Думаю, самая большая по размеру и есть самая крупная. Все три луны гораздо ближе к Рошару, чем наша Луна к Земле.
В: Значит, это Номон?
О: Да.
В: Каков ее размер на ночном небе по сравнению с нашей Луной?
О: Номон больше нашей Луны, но не так, что занимает полнеба. […] Да, несомненно, Номон больше, но нужно, чтобы Питер провел вычисления, а то еще скажет, что это невозможно. Но, на мой взгляд, Номон в небе больше, чем наша Луна. Ее света хватает, чтобы достаточно хорошо видеть все вокруг.
В: А что насчет традиции с безопасной рукой?
О: Рано или поздно вы все узнаете. К возникновению этой традиции кое-что привело. Меня вдохновил тот факт, что в Корее считается оскорблением показать ступни ног.
В: Почему ездят верхом на лошадях, а не на каких-нибудь быстро передвигающихся насекомых?
О: Это великолепный вопрос, на который я не буду отвечать.
В: Были ли ришадиумы созданы/выведены искусственно?
О: О, RAFO! Хороший вопрос!
В: Мундиры, которые носят офицеры алети, – это что-то в духе прусской военной формы?
О: Думаю, у меня в голове крутится скорее что-то французское начала XIX века. Сразу после Наполеона. Раздвоенные фалды.
В: Здравствуйте, Брендон. Мы с моим другом увлекаемся боями на мечах и попытались найти в реальном мире стойки, схожие с теми, что используют Носители Осколков. Пока что мы соотнесли стойку ветра с техникой владения мечом Хайдонг Гумдо, а стойку дыма – с фехтованием, бытовавшим в позднее Средневековье/ранний Ренессанс. Не поделитесь ли информацией, хотя бы приблизительно, как обстоит дело с остальными стойками?
О: Я разрабатывал их совместно с Беном МакСвини, и в конечном итоге мы планируем включить в книги наброски всех стоек. Однако некоторые из них НЕ имеют эквивалентов в реальном мире из-за размеров Клинков Осколков. Можете изучить, как фехтовали различными огромными мечами, например, цвайхендерами или занбато.
(На фото Б. Сандерсон (слева) с фанатом, изготовившем Клинок Осколков).
ГЕРОИ
В: Есть ли шанс, что мы подробнее познакомимся с членами Четвертого моста? Что-то вроде антологии с короткими историями из жизни Камня, Лоупена и других. Было бы здорово!
О: На самом деле я собираюсь уделить кое-кому из них больше внимания. Например, что касается Камня, я запланировал несколько эпизодов с его точки зрения.
[Ответ из другого сходного вопроса]
Лоупен – очень колоритный персонаж. Не знаю, осуществятся ли мои планы, но у меня есть идея написать короткую историю «Лоупен Первый, король Алеткара» между выходом основных книг серии. Надеюсь, все получится, и вы ее прочитаете. Ведь в «Словах сияния» он заявляет, что был какое-то время королем. Вот и узнаете, почему.
В: И паршенди, и рогоеды способны видеть спренов в отличие от обычных людей. Есть ли связь между их способностями или причины абсолютно разные?
О: Рогоеды – это гибрид людей и паршенди. На Рошаре есть несколько народов, в которых течет кровь паршенди.
В: Имена рогоедов очень схожи с именами жителей Полинезии…
О: Оттуда я и черпал вдохновение. Мне нравится, как звучит полинезийский язык, и я годами ждал, чтобы использовать его в книге.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В: Пожалуйста, только не говорите, что собираетесь сделать любовный треугольник между Адолином, Каладином и Шаллан.
О: [Ответ сформулирован с большой осторожностью] Я не поклонник традиционных любовных треугольников. Между тем, мне нравятся конфликтные ситуации в отношениях.
СПРЕНЫ
В: Идея спренов – блестящая. Что вдохновило вас на создание подобных существ?
О: Отчасти они появились на свет из базовой космологии, законов цикла, велений магической системы моей общей вселенной. Я искал, как все эти вещи могут проявить себя на Рошаре. Также я искал что-то особенное, присущее только Рошару и отличающееся от всего, что я делал прежде. Мне хотелось, чтобы все в этой книге и в этом цикле казалось не таким, как в фэнтези-мирах, созданных в прошлом. Фантастичным, но уникальным. Я хотел, чтобы читатель постоянно говорил себе: «О, я в абсолютно ином месте. Ого! Эмоции людей проявляются визуально, если достаточно сильны. Какое странное место!» Вот это и вдохновляло сильнее всего. Если мы говорим о нашем мире, стоит отметить восточную концепцию синтоизма, согласно которой все в мире обладает душой: в каждом камне, реке, дереве имеется что-то живое внутри и является олицетворением этого предмета. Как раз идею платоновских реальностей я развил с помощью спренов.
"АРХИВ ШТОРМСВЕТА"
В: Со всем этим релизом «Слов сияния» я заметил одну вещь: вы упоминали, что «Архив штормсвета» на самом деле разделен на две подсерии по пять книг в каждой. Вы это сказали, чтобы не отпугнуть потенциальных читателей, или просто так развивается история с тех пор, как вы начали писать серию?
О: Честно говоря, и то, и другое. Хочется как можно осторожнее подойти к этому вопросу, чтобы не слишком сильно напугать читателей, которые встряли во все это. Те, кто читал «Колесо времени», могут сказать, что обещали шесть книг, а кончилось дело четырнадцатью. Если вы снова обещаете шесть, сколько их будет в итоге?
Но также я хочу начать готовить читателей к перерыву после первых пяти книг. Я собираюсь взять паузу в написании серии на пару лет, а затем сосредоточиться на оставшихся пяти книгах. В них речь пойдет о других персонажах, не тех, что в первых пяти книгах.
Так что у меня много хороших причин, чтобы подготовить читателей к тому, что их ждет. Наши ожидания – важная часть испытываемого впоследствии удовлетворения от самых разнообразных средств развлечения.
В: Кто главные персонажи первой половины «Архива штормсвета»?
О: Каладин, Шаллан, Сет, Эшонай, Далинар. Порядок именно такой.
В: Мне любопытно, не кажется ли вам временами, что подтверждать, сколько всего книг будет в серии (10), немного пугающе?
О: Хороший вопрос. Я бы сказал, что нет. Как я уже не раз говорил, причина в том, что «Архив штормсвета» – та самая серия, которую я планировал в течение многих-многих-многих-многих лет. Более двадцати лет я хотел ее написать. Все эти удивительные вещи засели у меня в голове. И теперь просятся на бумагу. И до тех пор, пока я их не напишу, книги будут щекотать мой разум. Эта серия щекочет меня дольше других. Не думаю, что это пугающе, я же не в той ситуации, когда не знаю, что буду делать в этих десяти книгах. Как раз я знаю это очень хорошо. На протяжении десятилетий эти книги кричали, чтобы я написал их. Возможность наконец выплеснуть их на бумагу – скорее облегчение, ведь теперь я обладаю достаточным мастерством, чтобы сделать все так, как нужно. Так что да, это настоящее облегчение в конце концов написать эту серию из 10 книг, которая так долго ждала своего часа. К слову, сегодня за ужином я беседовал со своими помощниками, и они спросили, мол, Брендон, получается, что мы закончим эту серию, когда нам будет уже за пятьдесят. А я ответил, что да, так и будет.
В: Будут ли главные персонажи первых пяти книг присутствовать в последних пяти книгах в том же объеме, что и второстепенные персонажи сейчас?
О: Да, главные персонажи будут присутствовать в последних пяти книгах в том же объеме, что и второстепенные персонажи в первых пяти книгах, возможно, даже в большей степени.
В: Десять книг будут разделены на две подсерии по пять книг, будут ли они идти в хронологическом порядке?
О: Да, они будут идти в хронологическом порядке.
В: Интересно, станут ли персонажи из интерлюдий главными персонажами в последующих книгах?
О: Да, станут. В частности Лифт будет посвящена одна из последних пяти книг серии. Думаю, пока что только у нее была своя глава. Хотя, нет… Были и другие. В общем, да, персонажам из интерлюдий будут посвящены следующие книги. Пока что они второстепенные герои.
В: Сколько, по вашему мнению, займет у вас написание следующих книг «Архива штормсвета», учитывая, что «Обреченное королевство» было готово за 6 месяцев, а «Слова сияния» – за 18 месяцев?
О: По моим подсчетам написание одной книги серии «Архив штормсвета» занимает примерно 12 месяцев. Первая книга оказалась готова за 6 месяцев, потому уже имелся первоначальный вариант текста, написанный мною ранее. Однако представилась возможность начать все сначала, что я и сделал. Поэтому получилось, что я начал работу сразу со второго черновика, хотя на самом деле переписал чуть ли не каждое слово. Со «Словами сияния» вышло так долго, потому что я никак не мог переключиться с «Колеса времени». Черновика второй книги, в отличие от первой, у меня не было, к тому же я настолько ушел с головой в две книги «Колеса», что потребовалось много времени, чтобы вернуться к «Архиву». Я начал писать «Слова сияния», но постоянно отвлекался на какие-то другие проекты, например, на одну из повестей, на редактирование «Стального сердца». В конце концов я полностью погрузился в написание книги, но прошло 6 лишних месяцев, пока я тратил время на другие вещи. Так что, я бы сказал, что ориентируюсь на 12 месяцев. Может быть, смогу писать их быстрее, за 9 месяцев. Не знаю. Ведь это большие сложные книги, и нельзя выдавать их с той же скоростью, что другие проекты. Нельзя сравнивать. Возьмем, например, повесть в 20 тысяч слов, которую я вполне могу написать за неделю. Но это не значит, что, работая над «Словами сияния», я тоже могу написать 20 тысяч слов за неделю, там все гораздо сложнее связать. Чем дальше углубляешься в серию, тем дольше пишешь каждое слово.
Несколько интересных фактов: Брендон полагает, что в конце концов выйдет совместное иллюстрированное издание со всеми рисунками по «Архиву штормсвета». Маленький нюанс: на иллюстрации с Адолином дважды подчеркнутое «ах» было личным дополнением автора. Также, хотя, возможно, этот факт уже известен, каждая из десяти книг будет названа в честь одной из книг внутри мира. И поэтому название цикла «Архив штормсвета» представляет собой игру слов (буквально архив – собрание старинных книг).
В: Вы по-прежнему планируете 10 книг? Как далеко продвинулась разработка общего сюжета?
О: Да, по-прежнему планирую 10 книг, 2 подсерии по пять. Сюжет первых пяти книг выстроен очень подробно и отлеживается у меня в голове. Что касается последних пяти, я знаю, чем кончится каждая из книг, но пока не на 100% уверен насчет всех деталей. Как только закончу первые пять книг, засяду за подробный, детальный сюжетный план для оставшихся. Так как я задумал две подсерии по пять книг с большим перерывом между ними, сейчас я уделяю все свое внимание первым пяти.
В: Концовка трилогии «Рожденный туманом» была спрятана среди эпиграфов первых глав. Сделали ли вы что-то подобное и со «Словами сияния»?
О: Так и есть, но в случае «Слов сияния» кусочки спрятаны в разных местах. Концовка «Архива штормсвета» где-то внутри первых двух книг.
КОСМЕР
В: В «Обреченном королевстве» мы встречаем на Рошаре нескольких путешественников между мирами. А есть ли такие путешественники, прибывшие с Рошара, в других ваших книгах?
О: Да, некоторые из них вам знакомы.
В: Я заметил имя «Наж» на некоторых иллюстрациях. Появится ли этот персонаж в следующих книгах?
О: Он уже появлялся в книгах. Очень-очень второстепенный персонаж, и нужно как следует постараться, чтобы заметить его.
В: «В книгах»? Множественное число?
О: Его не было в «Обреченном королевстве». По крайней мере, по тексту, так я думаю.
(Ниже рисунки из "Слов сияния", на которых есть пометки Нажа).
В: Кем написаны «Таинственные искусства» в конце «Сплава закона»? [Ars Arcanum – приложение в конце многих книг автора]
О: Тем же человеком, который написал их все.
В: Написал ли «Таинственные искусства» какой-то персонаж космера?
О: Да, именно так.
В: Просто кажется, что они написаны кем-то вроде Хойда.
О: Это не он. Не знаю, говорил ли я о том, кто он на самом деле. Но, вероятно, это не тот, на кого вы думаете. Но он из космера.
От автора бестселлера «Обреченное королевство» по версии газеты «Нью-Йорк Таймс», соавтора эпопеи Роберта Джордана «Колесо времени» и создателя известной во всем мире серии «Рождённый туманом» — Брендона Сандерсона. Встречайте вторую книгу из цикла "Реконеры" — Firefight(«Пламя»), продолжение романа «Стальное Сердце».
Цикл «Реконеры» создан на грани антиутопии и супергеройских историй. Собственно, наш мир в книгах Сандерсона стал совсем и не нашим, когда у части людей начали появляться сверхспособности, а вместе с ними и жажда власти... В результате сверхлюди стали тиранами, а большая часть человечества вынуждена с этим мириться. Большинство, но не все...
Первый роман цикла — "Стальное Сердце" вышел в свет в 2013 г. и завоевал популярность читателей. В 2014 г. книга заняла восьмое место в топ-листе лучших произведений по версии американской библиотечной ассоциации и подростков США.
Прошли годы с тех пор, как небесная вспышка наделила обычных людей сверхъестественной силой. Никто не сопротивляется Эпикам. Никто, кроме Реконеров. Тайной группы людей, посвятивших свою жизнь изучению способностей Эпиков, поиску их слабостей и средств, дающих возможность их убивать. Дэвид хочет примкнуть к Реконерам. Он стремится уничтожить Стальное Сердце — непобедимого Эпика, который убил его отца. Как и Реконеры, Дэвид в течение многих лет изучает и планирует — у него есть то, что нужно им. Не какой-то предмет, а бесценный опыт.
Он видел кровь Стального Сердца.
И он жаждет возмездия.
Роман Firefight («Пламя») — вторая книга цикла. Поэтому те, кто не читал "Стальное Сердце", пожалуйста, обратите внимание на то, что следующая аннотация может содержать СПОЙЛЕРЫ.
Они сказали Дэвиду, что это невозможно… что даже Реконеры никогда не убивали Высшего Эпика. И все же Стальное Сердце — неуязвимый, бессмертный, непобедимый — мертв. И умер он от руки Дэвида.
Ему казалось, что после смерти Стального Сердца его жизнь станет проще. Однако он понял, что у него остались вопросы. Важные вопросы. И нет никого в Ньюкаго, кто бы мог дать ответы, в которых он нуждается.
Впрочем, ответы могут найтись в Новом Вавилоне, который раньше был Манхэттеном. Теперь там царит Регалия, таинственный Высший Эпик. Дэвид понимает, что шансов выжить в городе, где правит страшный деспот, практически нет. И все же он готов пойти на риск. После убийства Стального Сердца в его душе зияет рана на том месте, где когда-то пылала месть. В образовавшейся пустоте Дэвид поселил другого Эпика — Пламя. Новый поход обещает быть еще опаснее и страшнее, чем борьба со Стальным Сердцем. Но он полон решимости получить ответы.
Мы рады тому, что наши издательства обратили внимание на творчество писателя. В планах на 2015 г. издательство "Азбука" анонсировало выход романов "Стальное Сердце" и "Firefight" в переводе Кирилла Плешкова.
Осенью 2014 г. Б. Сандерсон выложил в открытый доступ пролог и три первые ознакомительные главы "Пламени", которые представляют собой законченную историю. Группа Booktran подготовила перевод этих глав.
ПРОЛОГ
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я видел, как восходила Напасть.
Мне было шесть, поздним вечером я стоял на балконе нашей квартиры. Помню, как рядом в окне, заглушая рыдания отца, гудел старенький кондиционер. Задняя часть натужно работающего агрегата свисала наружу, из неё с высоты множества этажей капала вода, словно пот со лба готового прыгнуть самоубийцы. Кондиционер был неисправен, он ничего не охлаждал, просто гонял воздух. Мама часто его выключала.
После того как мамы не стало, отец оставлял его включенным; говорил, что так прохладнее.
Я опустил недоеденное фруктовое мороженое и покосился на странный красный огонек, который вспыхнул над горизонтом, будто новая звезда. Только звёзды не бывают такими яркими и красными. Кроваво-красными. Словно пулевое ранение в куполе небосвода.
В ту ночь Напасть окутала весь город странным теплым сиянием. Стекая по пальцам липкой массой, таяло фруктовое мороженое, а я всё стоял и глядел, пока она не взошла полностью.
А затем раздались крики.
[/b]ГЛАВА 1[/b]
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Дэвид? — раздался голос в моём наушнике.
Я стряхнул с себя оцепенение. Погрузившись в размышления, я снова пристально разглядывал Напасть. Но с момента её восхождения минуло более двенадцати лет. Я уже не был ребенком, живущим дома с отцом. Не был и сиротой, работающим на подземной оружейной фабрике.
Я был Реконером.
— На месте, — ответил я, перебегая на другую сторону крыши с винтовкой на плече. Была ночь, и я готов поклясться, что повсюду видел красные отблески Напасти, хотя так ярко, как в ту первую ночь своего восхождения, она больше не сияла никогда.
Передо мной простирался деловой район, его стальные поверхности отражали сияние звёзд. Здесь все было из стали. Словно с киборга из будущего содрали кожу. Только не с агрессивного киборга, ну вы понимаете. Да и вообще, с неподвижного.
«Да-а, — подумал я, — в метафорах я действительно отстой».
Теперь, когда Стальное Сердце мертв, мы вернули себе наземные улицы, в том числе и многие удобства, доступ к которым раньше был только у элиты. В нашем распоряжении теперь не только холодильники, но и водопровод. Я мог принимать душ в собственной ванной хоть каждый день. Даже порой не понимаешь, что делать с такой роскошью. Кроме как мыться, чтобы не было дурного запаха.
Наконец Ньюкаго стал свободным городом.
Моей задачей было следить за тем, чтобы все так и оставалось.
— Ничего не вижу, — прошептал я, становясь на колени у края крыши. На мне был наушник беспроводной связи от мобильника, прикрепленного к верхней части левого рукава куртки. Маленькая камера в наушнике позволяла Тиа видеть то же, что видел я. Наушник был достаточно чувствителен, чтобы улавливать мои слова даже когда я говорил очень тихо.
— Продолжай наблюдать, — сказала Тиа по линии. — Коди сообщил, что Проф и объект двигаются в твоем направлении.
— Здесь тихо, — прошептал я. — Ты уверена…
Крыша рядом со мной взорвалась. Вскрикнув, я бросился назад, здание содрогнулось, и взрывная волна обрушила на меня обломки металла. Напасть! Неплохо жахнуло.
— Искры! — закричал на линии Коди. — Она меня обошла, приятель. Идет на тебя с севера…
Его голос потонул в грохоте, когда очередной выпущенный с земли энергетический импульс разнёс вдребезги парапет крыши рядом с местом моего укрытия.
— Беги! — закричала Тиа.
Как будто я нуждался в подсказке. Я сорвался с места. Справа от меня из света материализовалась фигура. Одетая в черный комбинезон и кроссовки, Электра носила маску во все лицо, как у ниндзя, и длинный черный плащ. Некоторые Эпики более других были падки на всю эту мишуру из реквизита супергероев. Честно говоря, она выглядела нелепо даже когда светилась бледно-голубым сиянием и по ее телу, потрескивая, пробегала энергия.
Она могла перемещаться сквозь твердую материю. Не телепортация в чистом виде, но что-то очень похожее. Коснувшись чего-то, она могла трансформироваться в энергию и перемещаться через этот объект. Чем выше была электропроводность материала, из которого состоял объект, тем дальше она могла переместиться.
Город из стали был для нее своего рода раем. Даже удивительно, что она не появилась здесь раньше. И будто одной телепортации было недостаточно, ее электрические способности также делали ее неуязвимой к большинству видов оружия и позволяли метать энергетические заряды. Световые шоу, которые она устраивала, были широко известны. Раньше я никогда не видел ее лично, но всегда хотел посмотреть в действии.
Я почти не слушал, потому что мимо меня потрескивая просвистел электрический шар. Притормозив, я метнулся в другую сторону, и второй шар пролетел прямо там, где я только что был. Он врезался в крышу, и взрыв заставил меня споткнуться. Осколки металла брызнули в спину, когда я уже добрался до края площадки.
И я спрыгнул.
Лететь было недалеко, я грохнулся на балкон пентхауса. Сердце бешено колотилось. С винтовкой через плечо я протиснулся сквозь открытую балконную дверь.
У входа стоял пластиковый кулер. Я откинул крышку и засунул руку внутрь, стараясь сохранять спокойствие.
Электра явилась в Ньюкаго на этой неделе. Она немедленно принялась убивать — случайных людей, без какой-либо цели. Прямо как Стальное Сердце в свои первые дни. Затем стала призывать людей сдать Реконеров, чтобы она могла свершить над нами правосудие.
Извращенное правосудие Эпиков. Сами они убивали кого хотели, но ответные действия были в их глазах столь тяжким преступлением, что они едва могли его постичь. Ладно, очень скоро она все поймет. Пока что наш план по ее уничтожению продвигался не слишком хорошо, но мы Реконеры. Мы были готовы к неожиданностям.
Я вытащил из кулера шарик с жидкостью.
«Лучше бы это сработало», — подумал я.
На протяжении многих дней мы с Тиа обсуждали уязвимость Электры. Каждый Эпик имеет по крайней мере одну слабость, и часто они случайны. Необходимо изучить историю Эпика, выяснить, чего он избегает, и попытаться понять, какая субстанция или ситуация могут нейтрализовать его силу.
В этом шарике были заключены наши лучшие гипотезы относительно слабости Электры. Я повернулся, взвешивая его в руке и настороженно глядя в окно, ожидая , что она вот-вот спрыгнет следом.
— Дэвид? — спросила Тиа в наушнике.
— А? — прошептал я беспокойно, уже готовый швырнуть шарик.
— Почему ты смотришь в окно?
Почему я…
О, верно. Ведь Электра могла пройти сквозь стены.
Чувствуя себя идиотом, я отпрыгнул назад как раз в тот момент, когда Электра прошла сквозь потолок, окутанная гудящим электричеством. Она приземлилась на пол на одно колено, вытянув руку, в которой формировался электрический шар, вызвавший зловещие тени, заплясавшие по стенам комнаты.
Не чувствуя ничего, кроме всплеска адреналина, я бросил шарик. Он ударил Электру прямо в грудь, и ее энергетический заряд, слабо зашипев, погас. Брызнувшая из шарика красная жидкость залила стены и пол вокруг нее. Слишком жидкий для крови, это был старый добрый фруктовый напиток в виде порошка, который смешивают с водой и сахаром. Я помнил его с детства.
Это и была ее слабость.
С колотящимся сердцем я сдёрнул с плеча винтовку. Электра, словно в шоке, уставилась на свою испачканную грудь, хотя я не мог видеть выражение ее лица под черной маской. Змейки электрических разрядов продолжали пробегать по ее телу подобно крошечным светящимся червям.
Я направил винтовку и нажал на спуск. Грохот выстрела в закрытом помещении полностью меня оглушил, но я пустил пулю прямо в голову Электры.
И свинцовый снаряд разлетелся в её силовом поле. Даже подмоченная Кул-эйдом, её защита сработала.
Электра посмотрела на меня, ее электричество снова разгоралось, всё яростней и опасней, освещая комнату, словно кто-то щедро фаршировал пирог динамитом.
«О-оу…»
Редактор перевода: Сергей (Inoplanetjanec) Капцан.
Перевод с английского: Сергей (Inoplanetjanec) Капцан, SchwammKopf, Anahitta, paloozer, 2014.
Редакционная коллегия: SchwammKopf, Григорий (Quilstin) Лямин.
Перевод второй и третьей глав доступен на сайте booktran.ru
Обнародован список американской библиотечной ассоциации «YALSA» и премии «Teens’ Top Ten».
Десятка победителей — это список любимых книг подростков из США за предыдущий год. На первом этапе определяется предварительный список номинантов — произведения выбирают члены подростковых книжных сообществ из шестнадцати школ и публичных библиотек со всей страны. Затем каждый школьник может проголосовать за свои любимые книги из списка номинантов. Произведения с наибольшим количеством голосов входят в итоговую десятку победителей.
В 2014 году топ-лист лучших произведений по версии премии «YALSA» и подростков США выглядит следующим образом:
Список «YALSA» и премии «Teens' Top Ten»Eleanor & Park от Рэйнбоу Ровелл
Splintered от А. Г. Говард
The Rithmatist от Брендона Сандерсона
«Пятая волна» Рика Янси
Monument 14: Sky on Fire от Эмми Лейбурн
«Девушка с планеты Земля» Джанет Эдвардс
The Testing от Джоэль Шарбонно
«Стальное Сердце» Брендона Сандерсона
Siege and Storm от Ли Бардуго
«Смертоносная игра» Джеймса Дэшнера
Мы представляем вам интервью с Брендоном Сандерсоном, который дважды появляется в списке американской премии «YALSA’s Teens’ Top Ten» этого года со своими книгами «Ритматист» и «Стальное Сердце». Интервью подготовлено Дженнифер Раммел для сайта The Hub.
Брендон, вы пишете уже многие годы, почему решили обратиться к жанру подростковой и молодежной литературы?
Я засветился в этом жанре со своей серией «Алькатрас» вскоре после того, как стал публиковаться. Раньше я не писал книги для подростков, но всегда думал об этом. Причина, по которой я пишу эпическое фэнтези, заключается в том, что есть кое-какие классные штучки, которые я могу проделывать только в этом жанре и ни в каком другом. То же самое, на мой взгляд, касается и подростковой фантастики: есть вещи, которые нельзя воплотить в той же мере в фантастике для взрослых.
Научная фантастика и фэнтези удивительным образом связаны с подростковой фантастикой. Если вы посмотрите на некоторые серии, которые я любил в молодые годы, например, «Колесо времени», «Шаннара», книги Эддингса, то обнаружите, что в них много подросткового. Фактически, читая что-то наподобие книг Эддингса, вам стоит задаться вопросом, не окажутся ли они в скором будущем на полке в разделе для подростков.
Обращаясь к подростковой литературе, написанной Хайнлайном и другими, мы видим, что такая фантастика была неотъемлемой частью научной фантастики и фэнтези. Некоторые из ранних фэнтезийных произведений — «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла и работы К. С. Льюиса — послужили основой для жанра фэнтези в целом.
Так что писать в жанре молодежной литературы для меня очень естественно, потому что мне это нравится и я уважаю вклад подобной литературы в жанр.
Каково это, когда в список топ-десять попадают сразу две ваших работы?
Для меня большая честь и удовольствие, что подросткам нравятся мои книги.
Какой наилучший писательский совет вы можете дать школьникам, желающим стать писателями?
В двух словах мой лучший совет: просто не останавливайтесь. Основное, что я понял за два года участия в программе «Месяц национальной литературы» перед тем, как заключить свой договор с издательством, — это важность систематичности. Просто сядьте, поставьте перед собой цель и пишите слово за словом изо дня в день.
Что вы сейчас читаете?
Последнее время я слушаю много аудиокниг, потому что считаю, что они хорошо вписываются в мой плотный график писательства, туров и проведения времени с семьей. Недавно я слушал последнюю книгу Робин Хобб — «Убийца Шута». Она не только один из моих любимых авторов фэнтези, но и одна из лучших писателей жанра на сегодня.
Какую суперсилу вы бы выбрали?
Мой выбор суперсилы зависит от того, насколько в этот день рационален мой мозг. Имело бы больше всего смысла обзавестись регенеративными способностями Росомахи. С другой стороны, я вроде как не прыгаю со скал и не ввязываюсь в драки. Так что, вероятно, мне бы не слишком пригодилась эта сила.
Вы скорее стали бы Эпиком или обычным подростком?
Я бы сказал, обычным подростком. Я написал Дэвида так, чтобы ему можно было симпатизировать как обычному человеку, который борется с силами, кажущимися неуправляемыми. Если бы я приобрел способности Эпиков, боюсь, что использовал бы их неразумно, что и является частью идеи, которая вдохновила меня написать «Стальное Сердце».
Хотели бы вы быть Ритматистом?
Я логичный человек, так что если бы я жил в мире Ритматиста, меня бы потянуло на подобную магию. Но в том мире никто не может выбирать, Ритматист он или нет, так что, возможно, лучше жить в нашем мире, где я могу выбрать профессию писателя и не должен полагаться на прихоти магической системы.
При возможности создать любое существо с помощью рисунка — что бы это было?
Я думаю, что каждый на моем месте скажет, что дракона. Многие из нас познакомились с фэнтези благодаря книгам о драконах, так что в сердце писателя фэнтези есть особое место для клёвых драконов. Например, отчасти из-за книг Энн Маккефри я увлекся фэнтези, так что я не буду оригинальным и скажу, что дракона.
Цикл «Алькатрас»
Цикл из четырех романов для детей и подростков об удивительных приключениях Алькатраса Смедри — тринадцатилетнего приемыша, необычного мальчишки, которому предстоит спасти человечество.
Цикл «Реконеры»
Прошли годы с тех пор, как небесная вспышка наделила обычных людей сверхъестественными силами. Люди живут как умеют. Никто не сопротивляется Эпикам. Никто, кроме Реконеров – тайной группы людей, посвятивших свою жизнь изучению способностей Эпиков, поиску их слабостей и средств, дающих возможность их убивать.
Мое имя Дэвид Чарльстон. Я не из Реконеров, но я намерен к ним присоединиться. У меня есть кое-что, что им нужно. Не какой-то предмет, а бесценный опыт. Я знаю секрет непобедимого Эпика.
Цикл «Ритматист»
Добро пожаловать в удивительный мир стимпанка, в котором много лет назад король Британии в изгнании открыл нестандартную двухмерную магию на Соединенных Островах Америки. Ее основу составляют фигуры и линии строгой формы. Мастерство мага оценивается по многим комплексным параметрам, основным из которых является умение волшебника с точностью до миллиметра чертить защитные круги и призывать к атаке нарисованные мелом фигурки. Но не в каждой руке мел творит чудеса. Только настоящий Ритматист может вдохнуть жизнь в двухмерные картинки. Лишь немногие избранные обладают подобными способностями.