Генри Райдер Хаггард «Люди тумана»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
После банкротства Томаса Утрама, оба его сына остаются бездомными нищими. Братья клянутся уехать и сделать целью своей оставшейся жизни возвращение фамильной усадьбы — Утрам-Голя. И лишь через много лет один из них, претерпев мытарства и приключения, надежды и провалы, избежав смерти от лихорадки и вырвавшись из плена таинственных и кровожадных людей тумана, возвращается на родину.
Наиболее полный (по состоянию на конец 2015 г.) перевод романа на русский язык (все главы на месте и сокращений почти нет) опубликован под названием «Дети тумана» в журнале «Вестник моды» (Санкт-Петербург) за 1895 год, №№1-47. Сверку переводов проводил Владимир Матющенко, редактор издательства «Вече».
Одно из ранних советских изданий: Издательство «Пучина», Москва, 1928 год, перевод под редакцией С. Михайловой-Штерн.
- /языки:
- русский (20), английский (1)
- /тип:
- книги (21)
- /перевод:
- С. Михайлова-Штерн (9), А. Сергеев (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 16 июля 2024 г.
Банкротство отца Леонарда Утрама вынуждает последнего отправиться в Африку, чтобы раздобыть там средства для дальнейшей жизни. Но судьба явно не благоволит герою романа: вначале умирает от лихорадки его родной брат, а затем он сам остается без денег в кармане посреди дикой страны. Поэтому он с энтузиазмом хватается за первое же предложение о вознаграждении, которое исходит от весьма подозрительной женщины средних лет. Она готова отдать тайные сокровища своего народа тому герою, который согласится освободить из рабского плена ее госпожу, захваченную неким бандитом Перейрой. Заключая подобную сделку, Леонард и не предполагал, что тем самым он круто изменяет свою собственную жизнь...
По степени интриги данное произведение почти что равно другому творению Хаггарда — роману «Она». Да и по своей локации они почти что идентичны: все события происходят в бассейне реки Замбези. Если в романе «Она» героям приходится углубляться в болотистую местность, то в «Людях тумана», наоборот, их путь лежит в высокогорья, за которыми скрыта неизведанная европейцами страна «сынов Змея». Оба народа живут уединенно и патриархально, не покидая своего региона. Жители Кора поклоняются бессмертной правительнице Аеше, а «люди тумана» — двум богам: коварному и склочному карлику Джалю и его матери Аке. Хотя ритуалы последних более продуманны и интересны, это не помогло писателю сделать приключения своих героев более насыщенными и интригующими.
Фактически, роман включает в себя две разных истории. В первой нам рассказывают о том, как Леонард Утрам со своим слугой Оттером спасает хозяйку просительницы Хуанну Родд. Для этого им придется проникнуть в лагерь работорговцев и полностью его разгромить. Что само по себе уже довольно странно. Вторая история связана с той расплатой, которую старая служанка обещала за спасение своей юной госпожи. Событий в ней больше, равно как и разнообразных сюжетных «роялей». Лично мне как-то слабо верится, что живущие на высокогорье дикари так просто и безропотно примут в качестве своих богов двух чужестранцев, которые никак не проявляют своих паранормальных способностей. К тому же, жрецы слишком уж вольготно манкируют ими, словно марионетками. Какое тут может быть поклонение? Не меньше странного и во всех остальных «подвигах» главных героев: успешном противостоянии клану жрецов Мрака, сражении с гигантским крокодилом и впечатляющему бегству через ледяной мост, отделяющий страну «людей тумана» от остальной Африки. Пытаясь поразить читателя захватывающими приключениями, автор мало заботится об их правдоподобии, выдумывая самые невероятные совпадения. Очень скоро от них голова начинает идти кругом! К сожалению, в самом худшем значении этого слова...
Еще один недостаток связан с текстом самого романа. Разные издания представляют из себя фактически разные произведения. В книжном варианте «Библиотеки приключений» недостает первых двух глав, где действие происходит в цивилизованной Англии, а концовка романа не имеет ничего общего с вариантом, приведенном в журнале «Вестник моды» (1895 год). Такое впечатление, что либо автор позднее переписал ее по-новой, либо же более поздние редакторы самовольно решили исправить ее, чтобы состряпать традиционный happy-end. Поскольку я слушал роман в более полной аудиоверсии 2012 года, указанные различия вызвали у меня откровенное недоумение.
Совершенно ясно, что данное произведение Хаггарда способно вызвать восторг только у неопытных подростков, переполненных романтическими ожиданиями. Они примут на веру все описанные мной «рояли» и не будут задумываться о нереальности происходящего. Опытный же читатель не сможет не удариться о сюжетные «подводные камни» и почувствует себя неудовлетворенным и обманутым автором. Моя личная оценка романа — 64 балла по стобалльной шкале (и то в основном за более динамичный финал, нежели за основной сюжет). В этом качестве «Люди тумана» подобны роману «Аэша» того же автора, который сумел растерять всю прелесть первой части. К счастью, у данного произведения продолжения нет — и слава богу...
------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как нищий англичанин отправился в Африку, чтобы поправить свое состояние, а в итоге обрел не только богатство, но и верную жену впридачу. Содержание богатства разнится в двух основных версиях романа, но так ли уж это важно для настоящего «хэппи-энда»?
Konbook, 25 июля 2019 г.
Безусловно, сэр Хаггард основоположник не только жанра фэнтези, но и жанра «затерянный мир», кто бы что не говорил, вспоминая сэра Конан Дойла и его роман «Затерянный мир» (прочитан впервые несколько месяцев назад, и не произведший никакого должного впечатления, хотя всегда, когда слышал название книги, отчетливо представлял увлекательный мир, населенный доисторическими ящерами, и головокружительные приключения профессора Челленджера, но увы, они меня совсем не захватили).
Именно «Людей тумана» можно считать первым классическим романом в вышеупомянутом жанре. Удивительная Страна Тумана, сокрытая от людских глаз в долине Африки, куда попадает Леонард Утрам (похоронивший своего брата, после семи лет скитаний, в надежде разбогатеть и вернуть родовое гнездо Утрамов) и туземец Оттер (прекрасный образчик смелого, остроумного и преданного чернокожего человечка, доставшийся герою в спутники, такой же, как и Ганс у Аллана Квотермейна), в компании с Соа, женщиной, имеющей отношение к Стране Тумана. В благодарность за помощь во спасение близкой ее сердцу девушки Хуанны из вынужденного плена, Соа готова одарить путников так необходимыми им драгоценными камнями. Но Леонард с Оттером не знают, что Соа не так проста, какой старается казаться на первый взгляд, у нее свои, не христианские цели...
Читателей ждут и жертвоприношения, и погони, и схватка с главным божеством Детей Тумана и головокружительный спуск по заснеженным склонам (отличная авторская находка, доказывающая безграничную фантазию Хаггарда)... удовольствие от прочтения гарантировано.
Остается сожалеть, что уже 116 лет переиздается дореволюционный перевод романа, выполненный Сергеевым в 1903 году. Все бы ничего, но несмотря на то, что все главы на месте (большая редкость, кстати, обычно главы либо выбрасывают, либо компилируют, «дайджестно» пересказывая события), но в каждой имеются не малые сокращения, приведшие к сокращению не маленького объема романа более (!) чем вполовину от общего объема русского текста. (Для понимания: полный перевод «Людей тумана» близок объему «Дочери Монтесумы»).
Но будем верить и ждать, что все-таки найдется издательство, которое представит этот Хаггардовский шедевр без купюр, таким, каким он и должен быть, объемным и солидным приключенческим романом.
А пока, будем довольствоваться тем, что имеем. Захватывающие приключения Вас все равно ожидают, пусть и в укороченном варианте.
Безусловная оценка — «10».
Podebrad, 26 декабря 2018 г.
Колониальный роман Хаггарда на модную тогда тему африканских сокровищ. Молодой англичанин отправляется в Африку, чтобы сказочно разбогатеть и вернуть утраченное родовое гнездо. Разбогатеть, оказывается, непросто. После нескольких лет, заполненных не очень весёлыми приключениями, он во главе странной компании попадает, наконец, в страну, которую можно хорошенько ограбить. Сам Леонард – классический благородный авантюрист. Борется по мере сил с работорговлей и человеческими жертвоприношениями, но его собственное поведение, пожалуй, не лучше, чем поведение противника. К неграм же относится примерно так, как и его враги-работорговцы. Вряд ли это можно ставить ему в вину. Взгляды Леонарда на мир примерно соответствуют взглядам первых читателей романа. Не стоит требовать от него большего.
Главное достоинство романа – приключенческая составляющая. Приключений много, и они не всегда предсказуемы. Доля реализма в изображении некоторых ситуаций и персонажей тоже в плюс. Сколько-нибудь интересных мыслей обнаружить не удалось. В отличие от более ранних «Копей царя Соломона», где мысль иногда проскальзывала. Язык ужасен. Можно было бы списать на перевод. Однако мне случилось когда-то прочесть «Людей тумана» на английском. Даже моего знания языка хватило, чтобы понять – не шедевр. Правда, в оригинале нет такого множества ляпов, как в переводе.
В целом роман представляет собой чисто приключенческое чтиво среднего уровня. В своё время он, безусловно, предназначался для взрослых. Для подростков XIX века он жестковат. В наше время подобная литература предназначена для самых молодых. Однако современные подростки читают совсем другие книги. И это правильно.
snovasf, 7 апреля 2012 г.
История с таинственным племенем, обитающим на плоскогорье с отвесными склонами и поклоняющимся доисторическому Змею, на полтора десятка лет предшествует «Затерянному миру» Артура Конан Дойля.
Не скажу, что это лучший роман у Хаггарда, но обладает многими притягательными чертами.
Неподражаемая сцена спуска с ледника верхом на камнях, от которой захватывает дух.
Африка с ледяным плато — тоже не скоро забудется и не вдруг в голову придёт.
Сцена с «гнездом» работорговцев и освобождением рабов написана как готовый сценарий с раскадровкой. Это вообще свойственно стилю Хаггарда — писать так, чтобы изображаемое представало перед глазами в деталях всех четырёх стихий: воздуха, земли, воды и огня. Откуда веет ветер или несётся ураган, с какой высоты низвергается водопад, откуда подступает огонь подожжённых тростниковых плавней. Реалистичность одних деталей в сочетании с фееричностью выдумки других создаёт особую фэнтезийную атмосферу.
Спасаемая девица становится сама той, которая может единственно спасти своих спутников. Герой становится таковым поневоле, хотя вначале соглашается помочь за большое вознаграждение. Перипетий множество.
Из того, что представилось сейчас чрезмерным — методичность «принесения в жертву» жителями плоскогорья, к которым вряд ли на их заоблачные высоты многие чужеземцы добираются, одноплеменников толпами, да ещё несколько раз в год. Откуда им напастись столько народу? Поэтому именно сцены с «людьми тумана» не отнесу к лучшим.
По-английски роман читается нормально, но сильно не советую перевод А. Сергеева: и пропуски, иногда абзацами (что может быть вызвано редактурой, как у нас бывает, но тем не менее, досадно), и канцелярит («погонщики рабов ударили последних кожаными плётками», «сотнями воспитывал рогатый скот»), и просто нелепости вроде «катеров» у работорговцев вместо «canoes», и много чего ещё.
elias68, 23 октября 2014 г.
«Перевод под редакцией Михайловой-Штерн» представляет из себя все тот же сильно сокращенный перевод Сергеева, из которого по недоброй традиции издательства «Пучина»(см. «Ледяные боги» в переводе Т.Левита) выброшены две первые и последняя главы.
ffzm, 29 октября 2011 г.
Очень хороший роман, можно поставить в один ряд с лучшими произведениями Хаггарда. Как и во многих других его романах дело происходит в Африке, где Хаггард жил и работал и знал её не по наслышке. Роман насыщен приключениями и хаггардовской, африканской экзотикой. Мне очень понравилось, когда нибудь обязательно перечитаю.
Maya, 8 марта 2010 г.
Самый любимый роман Хаггарда. Есть все: благородный герой, мудрый помощник, прекрасная женщина в беде, загадочное племя со своим отвратительным и таинственным божеством, и т.д. Вообще Хаггарда нужно читать всем и обязательно, но лучше всего в подростковом возрасте. Интереснее что-либо просто невозможно себе представить!