29 мая 2015 г. Б. Сандерсон опубликовал в своем официальном блоге информацию о текущем состоянии своей работы.
Я закончил второй черновик «Напасти», третьей и заключительной книги из серии "Мстители" («Реконеры»). Как я упоминал ранее, во время работы над вторым черновиком вылавливаются ошибки. По сути, я перечитываю книгу и, если сомневаюсь в каких-то моментах, вношу правки, стараясь сделать ее читабельной для редактора. Окончательные исправления и отсечение лишнего я делаю или в это же время, или после. (В случае с «Напастью» это происходило во время работы над вторым черновиком, так как книга оказалась написана достаточно «чисто», пришлось выбросить примерно 5%, чтобы сделать слог более динамичным.)
Итак, ура! Книга и вся трилогия завершены. Возможно, придется написать еще один или два черновика книги после того, как ее прочитают альфа-ридеры (моя семья, писательская группа, редактор и агент) и затем бета-ридеры (тщательно отобранные моим помощником Питером).
На данный момент тарелка «Мстителей» полностью очищена. Но, к несчастью (или к счастью?), кое-кто просто поставил передо мной другую, полную тарелку: «Рожденный туманом», Shadows of Self. Сейчас эта книга проходит этап редакторских правок и бета-вычитки и должна уйти в своем окончательном (по большей части) варианте в издательство «Тор» к 15 июня. Так что на этот раз у меня не останется времени на отдых, хотя я так надеялся поиграть в Bloodborne (М-м-м... продолжение Dark Souls).
В общем, как вы, наверное, видите по процентным индикаторам на моем сайте, книга из серии «Рожденный туманом» уже наполовину отредактирована, поэтому, скорее всего, я закончу ее в срок. Таким образом, 15 июня или даже раньше – официальное начало работы над третьей книгой «Архива штормсвета». Знаю, многие из вас этого ждут, и я с нетерпением предвкушаю, когда приступлю к работе. Но будет лучше, если я сначала закончу с редактурой книги из серии «Рожденный туманом», раз уж до того, как она выйдет в свет, остается не так много времени.
Как всегда, спасибо вам за поддержку и терпение. Знаю, многие из вас предпочли бы, чтобы я занимался одним проектом, но время показало, что я пишу лучше, когда занимаюсь несколькими историями одновременно. Книги, которые вам так нравятся, будут лучше, если я разделю свое время на разные проекты.
Ожидаемые книги и даты релиза:
Shadows of Self (Второй подцикл серии «Рожденный туманом», книга 2)
Релиз: 6 октября 2015 г., роман доступен для предзаказа на английском языке. В данный момент работаю над финальными правками.
The Bands of Mourning (Второй подцикл серии «Рожденный туманом», книга 3)
Релиз: 26 января 2016 г., роман доступен для предзаказа на английском языке. Финальные правки на рассмотрении редактора. Скорее всего, завершу работу над книгой через 2-3 месяца. (Так что придется сделать перерыв в работе над «Архивом», когда их пришлют обратно.)
«Напасть» (Третья (финальная) книга цикла «Мстители» («Реконеры»))
Релиз: весна 2016 г. Точная дата еще не определена и на данный момент обсуждается с издательством Random House. Я только что отправил книгу, значит, роман вернется с редакторскими правками к концу лета. Моя цель – завершить работу над этим произведением во время следующего перерыва, когда я буду разбираться с финальными правками The Bands of Mourning.
Alcatraz vs. the Dark Talent (Пятая книга цикла «Алькатрас»)
Релиз: лето 2016 г. Обращаю внимание, что в течение зимы/весны 2015-2016 гг. планируется переиздать все четыре предыдущих романа серии в новом оформлении (и наконец-то будет электронная версия). Ура!
«Архив штормсвета»-3 (В данный момент нет официального названия, хотя я и говорил о разных вариантах, в том числе и о Stones Unhallowed)
Релиз: конец декабря 2016 г. Это мой следующий проект, начну работу в июне. Ожидаемое время работы: 8-10 месяцев, плюс время на редактуру других проектов. Следите за статусом работы на моем официальном сайте.
На этом все! Как я уже говорил, моя цель – выпускать в среднем по две книги в год: один эпик и одну для подростков. Однако в прошлом году я вместо большого эпика написал два более коротких романа серии «Рожденный туманом». (А также одну крошечную книгу «Алькатрас»-5. Любопытно, что эти три книги, сложенные вместе, по объему соответствуют двум третям романа из серии «Архив штормсвета».)
Надеюсь, это не так уж много. Не хочу, чтобы вы от меня устали. Одним из следствий прошлогоднего метода работы стало то, что сейчас у меня нет в запасе ни одной готовой повести, и это меня огорчает. «Идеальный Штат», «В лесах ада», «Легион: подноготная» и «Шестой на Закате» – все они в прошедшем году были приняты на ура. Так что я подумываю, не втиснуть ли мне во время, отведенное на написание «Архива штормсвета»-3, повесть об одном из второстепенных персонажей, чтобы выпустить ее весной в качестве тизера. В общем, посмотрим.
Если говорить о том, что будет после «Архива штормсвета»-3... ну, еще очень рано загадывать. В данный момент я сконцентрирован на «Архиве», этот вопрос будет главным для меня большую часть этого года. Когда я завершу книгу, тогда и посмотрим. Возможно, моей следующей книгой будет «Рифматист»-2 или же финальный том второго подцикла серии «Рожденный туманом». Может, это будет какой-то новый молодежный проект в духе «Мстителей». Об этом я подумаю в перерыве между третьей и четвертой книгами «Архива».
Но знаете, что... Прямо сейчас я и думать не хочу о четвертой книге цикла. На горизонте маячит «Архив штормсвета»-3, и уже почти пора перестроиться и погрузиться в работу.
На данный момент я надеюсь, что вы с удовольствием прочитаете «Напасть» и романы из серии «Рожденный туманом», когда они будут опубликованы. Еще раз благодарю вас за поддержку!
Брендон Сандерсон
Над переводом работали: Rediens, Anahitta, Zhuzh, Paloozer. Для группы ВКонтакте
В: Что повлияло на формирование ваших персонажей в «Стальном Сердце»? Комиксы? Что-то конкретное?
О: Я читал много комиксов. Самое большое воздействие на меня оказали «Хранители» (Watchmen). Комикс «Второе Пришествие» (Kingdom Come) был одним из первых комиксов, заставивших меня всерьез заинтересоваться этим жанром. И первоначальные «Черепашки-ниндзя». Если говорить об отдельных графических романах, то надо отметить «Убийственную шутку» (The Killing Joke).
В: С таким большим количеством супергероев в комиксах у вас когда-либо возникали проблемы с поиском чего-то оригинального при написании книги?
О: Все же «Стальное Сердце» больше экшен-книга. Она не так сильно ориентируется на супергеройские традиции, в большей степени являясь историей обычных людей, пытающихся свергнуть Стальное Сердце. Хотя я все-таки использую некоторые супергеройские концепции, так что я действительно столкнулся с некоторыми проблемами, о которых вы говорили.
К примеру, я обнаружил, что большинство потенциальных имен для супергероев и суперзлодеев уже использовались раз по десять в комиксах DC или Marvel, так что придумать оригинальные имена было непросто. Найти необычные способности было очень сложно по той же причине. Мне пришлось хорошенько поискать, чтобы обнаружить что-то, что не встречалось раньше
Мне нравится формат комиксов, но все же, за исключением некоторых независимых проектов, я понял, что развитие сюжета в них часто происходит не так, как мне хотелось бы.
Одна из тех вещей, которые я хочу сделать со «Стальным Сердцем» — создать историю с определенным началом, серединой и концом. Я надеюсь, что мне удастся проложить некоторые новые пути и добавить что-то отличительное в рамках жанра. Но я прежде всего пытался рассказать удивительную историю.
В: Некоторые люди могут сказать, что истории о супергероях, насыщенные красками и напичканные действием, основываются на визуальном восприятии. Как справиться с этим в прозе? Что может проза привнести или потерять по сравнению с комиксами?
О: Хороший вопрос. Я уже немного думал об этом, и у меня есть несколько собственных теорий о романе как о форме. В чем преимущество романов перед фильмами? Фокус в том, чтобы показать возможности романа. Например, по сравнению с визуальными медиа-продуктами, романы позволяют хорошенько покопаться в образе мыслей, эмоциях и побуждениях героев. «Стальное Сердце» подается с точки зрения главного героя Дэвида. При этом я могу покопаться в Дэвиде как персонаже, и то, как он описывает мир, многое расскажет нам о нем. Согласен, хороший комикс дает многое из перечисленного, но там не так уж много места для слов. Чем больше рассуждений вы добавляете в комиксы, тем больше читатель хочет просто двигаться дальше по сюжету. У разных видов искусства подачи историй есть свои сильные стороны, и одной из сильных сторон романа является его способность продемонстрировать характер героев.
В: Если «Стальное Сердце» когда-нибудь выйдет на экраны (я думаю, что все же выйдет), чего вы ожидаете? Вы захотите написать сценарий или просто продадите права и позволите посреднику рассказать историю по-своему?
О: Для меня лучшие киноадаптации те, которые выполнены близко к оригиналу. Я люблю, когда киноделы уважают источник, но, когда они пытаются придерживаться его слишком точно, по моему опыту, такие фильмы получаются не слишком хорошими. Я хотел бы быть вовлеченным в процесс создания фильма, но я не практиковался в написании сценариев так много, как в создании романов, поэтому что-то мне подсказывает, что лучше найти людей, которым я доверю сделать хороший фильм, и позволить им использовать их таланты для адаптации романа.
В: Во время чтения воображение рисует мне, как «Стальное Сердце» становится потрясным фильмом. Там было столько ошеломляющих моментов: противостояние Стального Сердца и Пальца смерти (Смертоносного) [Deathpoint], попытка мстителей убить Конденсатора (Энергетика) [Conflux], смерть Властителя Ночи (Мрака) [Nightwielder], битва на Солдатском поле и т. д. Это может стать лучшим супергеройским фильмом. Что вы думаете про адаптацию «Стального Сердца»?
О: Я думаю, что фильм «Стальное Сердце» вышел бы потрясным. С тех пор, как я написал пролог (первое, что я написал для книги), я отчетливо представлял себе его как кино. Я очень старался, чтобы воплотить этот замысел в жизнь, но я не имею никакой власти и никаких связей в Голливуде, так что, если Джосс Уидон — ваш дядя, сделайте так, чтобы он мне позвонил.
[Джозеф Уидон — американский режиссер, сценарист, актер и продюсер, автор комиксов. Наибольшую известность получил как создатель сериалов «Баффи — истребительница вампиров» и «Светлячок». Прим. переводчика].
В: Подождите-ка, получается, что роман «Стальное Сердце» рассказывает о разных классах общества, в котором низы восстают против владеющих магией верхов? Но я только что читал об этом в «Рожденном туманом»!
О: Знаете, я очень беспокоюсь об этом, честно. Возможно, даже больше, чем следует. Не хотелось бы начать повторяться.
«Стальное Сердце» был одной из инстинктивно написанных книг. Идея была слишком шикарной, чтобы ее игнорировать. В общем, это история о том, что случается, если люди на нашей планете начинают получать суперспособности. Но только злые люди. История о команде, деятельность которой заключается в убийстве людей с суперспособностями. Они изучают их слабости, а потом расставляют ловушки и устраняют их.
В любом случае, роман имеет параллели с циклом «Рожденный туманом». Так же, как «Warbreaker» с «Городом богов» похожи построением их миров. Когда читатели прочтут «Стальное Сердце», тогда и посмотрим, не слишком ли сильно я повторяюсь. Тяжело, когда у тебя есть великолепная история, которую ты хочешь рассказать, одновременно с этим желая, чтобы каждая новая серия была уникальной.
Происхождение истории связано со мной, с моментом, когда меня только что подрезали в пробке. Я тогда подумал: «Приятель, тебе повезло, что я не имею суперспособностей, потому что я сейчас смел бы твою машину с дороги».
Моя реакция заставила меня задуматься о том, что бы случилось, если бы кто-то владел способностями подобного рода.
В: Персонажи «Стального Сердца» напоминают супергероев. Что вас направило в эту сторону? Это новое для вас направление.
О: Это все часть коллективной бессознательной поп и нерд-культуры, частью которых я являюсь, с которыми я вырос. Определенные вещи очаровывают меня до такой степени, что я не могу их выразить в эпическом фэнтези, привычным мне образом. И в то же время я не хочу, чтобы люди смотрели на «Стальное Сердце» и говорили: «Оу, это супергеройская книга». Я написал эту книгу как приключенческую историю, и, конечно же, она задействует некоторые темы этого жанра, но сама идея была такая: что случится, если люди действительно обретут суперспособности? Мой немедленный ответ был: люди станут ими злоупотреблять. Это было бы ужасно. Что бы мы делали, если бы существовал кто-то, настолько сильный, что мы не сможем посадить его в тюрьму, не сможем наказать? Так что меня вдохновила история о мире, где нет героев, а существуют только злодеи.
В: Почему сталь? Что такого привлекательного вы в ней нашли, чтобы образовать от этого слова новое? [Стальное Сердце — Steelheart. Прим. переводчика].
О: Я хотел обернуть город в сталь. Мне понравился этот образ. Я всегда ищу интересные образы для моих книг. Мне понравилась идея о том, что все превратилось в сталь и теперь ничего не работает. Потом мне приглянулась идея катакомб, прорубленных прямо в стали под городом для того, чтобы переселить туда низший класс. Вся идея стального подземелья — это маленький элемент киберпанка. Ну и конечно же, сталь как супергеройская метафора.
В: Будет ли это серия законченной трилогией или на данный момент возможно продолжение?
О: Трилогией, но не могу сказать, будет ли концовка открытой! Я не могу раскрыть подробности о концовке третьей книги или что-либо еще, если вы прочитали только первую книгу! Так что вам придется подождать, и вы увидите.
В: Расскажите нам о том, как вы придумали имена эпиков?
О: С этим было все в порядке. Я бы не сказал по поводу Стального Сердца что-то более самодовольное, экстатическое, потому что я определился с именем довольно рано. И я был такой: «Оу, я надеюсь, еще никто его не использовал. Я надеюсь, никто его еще не использовал». Потом я просмотрел различные списки супергероев и не нашел примечательных персонажей с таким именем. Так что я решил, что в безопасности. Но начиная с этого момента поиск имен представлял сложности.
Я хотел придумать то, что еще не было использовано главными героями Marvel или DC. А у них много, много, много персонажей — очень много! Так что я инстинктивно решил, что если на Википедии есть статьи, посвященные этим персонажам, значит, они слишком значимые, чтобы использовать их имена. И так я потратил большую часть времени либо там, либо на различных фан-сайтах, на которых есть списки всех персонажей, поэтому я мог просто искать по именам. И вот у меня список из 12 имен супергероев и суперзлодеев. Я проверяю, существуют ли супергерои с такими именами, и вижу, что все 12 уже были использованы. И я возвращаюсь к поискам — опять ищу еще 12 или что-то вроде того.
В: Если бы пришла Напасть (и большинство их нас не превратилось в злодеев), какую способность вы бы выбрали? Были бы вы героем? Злодеем? Или оставались бы в нейтралитете?
О: То, какую способность я выберу, зависит от рациональности моих суждений в тот день. Хорошо, когда у тебя есть регенерации Росомахи. И в то же время я не прыгаю с обрывов, не лезу в драки. Так что я немногое смог бы сделать с такой способностью.
Но часть моего подсознания говорит: «Парень, тебе бы понравилось, если бы ты мог летать?». Именно поэтому множеству магических систем в моих книгах приходится иметь дело с теми, кто способен парить в воздухе.
Честно, я хочу верить, что я мог бы стать героем, но, как я уже говорил, причина написания «Стального Сердца» — момент, когда я был сильно зол на кого-то. И тот момент, когда представлял, как я уничтожаю кого-то из-за небольшого раздражения, — часть того, зачем я написал эту книгу. Я испугался самого себя. Мне бы хотелось думать, что я могу стать героем. Но все же я беспокоюсь, что не смогу.
Перевод интервью выполнен командой Booktran для группы ВКонтакте, посвященной творчеству писателя.
Во время встреч с фанатами Брендон часто устраивает сессии в формате вопрос-ответ. Ниже приведена подборка наиболее интересных вопросов-ответов, касающихся "Слов сияния", общей вселенной Б. Сандерсона – Космера, а также творчества писателя в целом.
У Брендона есть красная карточка с надписью R.A.F.O. = Read And Find Out («прочитаешь и узнаешь»), он ее часто показывает, когда не отвечает на вопрос, так как иначе будет спойлер. Иногда интересен сам вопрос, и реакция RAFO на него сама по себе является ответом.
Переводчик — Zhuzh из команды Booktran.
Внимание! Возможны спойлеры по «Словам сияния»!
Волноплетение
В: Все волноплеты вдыхают штормсвет, или есть другие способы? Уникальна ли в этом смысле Лифт?
О: Лифт уникальна.
В: Важен ли порядок произнесения идеалов? Например, Каладин должен произнести идеалы Бегущих с Ветром в каком-то определенном порядке или все зависит от ситуации?
О: Да, порядок определен. Клятвы каждого ордена являются по существу процессом развития понимания, что за человека принимает к себе каждый из орденов Сияющих. Формулировка каждого из идеалов не строгая, но общий смысл и порядок произнесения определены.
В: Сил позволяет Каладину выбрать любое оружие или щит. Узор может превращаться и в меч, и в маленький нож. Есть ли ограничения, согласно которым спрены могут принимать вид исключительно орудий войны, или их можно использовать и для других целей? Могут ли волноплеты, менее склонные к участию в битвах, использовать своих спренов в качестве лестниц, веревок и т.п.?
О: Ограничений военного характера не существует.
В: Видели ли мы еще одного Ткущего Светом? [помимо Шаллан]
О: Проявление способностей? Да. Члена ордена? Нет.
В: Лисс – волноплет?
О: RAFO!
В: Шаллан обладает уникальной способностью к визуальному запоминанию, Джасна отлично ориентируется на местности, Каладин – прекрасный боец. Все эти особенности – их личные черты или обусловлены сверхъестественными причинами?
О: Сверхъестественными. Каждый орден… Как бы это получше сформулировать… Если вы обратитесь к науке, то увидите, что какие-то вещи одними учеными считаются сверхъестественными, в то время как другими – закономерными. В целом многие Ткущие Светом обладают сильными мнемоническими способностями.
В: Значит, это точно связано с орденами?
О: Связано. Я не буду говорить, что вы правы на 100%, но каждому ордену сопутствуют определенные способности. Но не так, что «вы получаете эту способность плюс еще вот эту», есть нюансы. Относительно Бегущих с Ветром обратите внимание на количество сопровождающих, т. н. оруженосцев, и на их силу… для Бегущих с Ветром это имеет большое значение.
В: То есть сопровождающие каждого ордена имеют разное значение?
О: Ага-а-а-а… У некоторых орденов их нет.
В: Но у некоторых есть?
О: Да.
В: Мы тут обсуждали: как-то нечестно, что у Далинара нет своего собственного «настоящего» спрена. Я считаю, что Далинар более продвинутый, можно ли рассматривать вопрос с такой точки зрения? Плохо или хорошо, что у него такой спрен?
О: Это хорошо, но также и очень опасно.
В: Что ж, так как Отец Штормов управляет сверхштормами… вопрос: если он [Далинар] умрет, повлияет ли это на спрена?
О: До тех пор пока не нарушены клятвы, смерть человека не влияет на спрена слишком уж непоправимо. Но последствия имеются.
В: Есть ли разница между Доспехами Сияющих рыцарей и нынешними Доспехами Осколков?
О: Да.
Космер
В: Относится ли к космеру Долгая Тропа из религии ириали?
О: Да.
В: Значит, четвертая земля, седьмая земля – это...
О: Это места в космере. Здесь у меня большое пространство для маневра, потому что да, все это относится к космеру.
В: Сколько путешественников между мирами мы уже встречали?
О: Да я их не считал, но с несколькими вы точно встречались. Один из мира цикла «Рожденный туманом», поняли, кого я имею в виду? Не думаю, что читатели догадались, кто такая женщина, уроженка Терриса [область в мире «Рожденного туманом»]. Предполагается, что на таких героев вы не будете обращать внимание до тех пор, пока они не разовьются как персонажи, и вот тогда вы посмотрите на них и скажете: «А, да это тот самый герой».
В: Самая популярная версия, как Хойд путешествует между мирами, – через Шейдсмар. Можете подтвердить или опровергнуть это утверждение?
О: Раньше Хойд действительно перемещался между мирами через Шейдсмар.
В: А не дадите ли вы нам подсказку, как именно он это делал?
О: Подсказки есть в книгах. Одна из них в самой первой изданной книге, относящейся к космеру [«Город богов»]. Я считал, что это огромная подсказка, хотя до сих пор не слышал, чтобы кто-то обсуждал ее.
В: Правда?
О: М-м-м. Я думал, что, когда читатели начнут строить теории по космеру, они сразу же заметят эту подсказку. Она прямо перед вашим носом и смотрит на вас огромными глазами. Но пока что, насколько мне известно, никто ее не заметил. [Далее Брендон говорит о том, что постоянно оставляет хитрые подсказки и как ему нравится этот процесс.] Вот, например, та подсказка насчет карты, которая не кажется мне очевидной. Знаю, что некоторые пытались ее разгадать. Когда вы поймете что к чему, позабавитесь, но это не что-то важное или очевидное. Но вообще «Город богов» – это одна гигантская ПОДСКА-А-АЗКА!
В: Шай на Рошаре? [Шай – персонаж повести «Душа императора»]
О: Хе-хе-хе, хороший вопрос!
В: Она уже открыла в себе способности?
О: Еще нет.
В: Значит, она не Сияющая. Или все же?..
О: Вы еще не встречались с ней, за исключением ее собственной истории.
В: Что вы можете рассказать о вложении?
О: Это слово обозначает, что кто-то или что-то вобрало в себя частицу магии Адоналсиума, так что по сути это что угодно. Например, Клинок Осколков – объект вложения, люди, если они втянули штормсвет, – тоже. Они втянули магию, значит, совершено вложение.
[Адоналсиум – термин космера, обозначающий, судя по всему, силу творения или бога. Был расколот на 16 (не подтверждено окончательно) Осколков, которые разлетелись по мирам космера. Силу Осколка принимает в себя определенный человек и, как правило, становится Богом. Например: Честь (обладатель Осколка – Танаваст), Культивация на Рошаре, Злоба (обладатель Осколка – Рэйс) и т.д.]
В: Знал ли лорд-правитель, как путешествовать между мирами? [Речь о персонаже цикла «Рожденный туманом».]
О: Ему было известно, что на других планетах живут люди, но сама идея их посещения ему не интересна. Во время своего Возвышения он мог покинуть Скадриал, если бы захотел.
В: В каких из ваших миров, если такие вообще есть, имеется мороженое или, по крайней мере, возможность его изготовить?
О: В Скадриале оно наверняка есть. На Рошаре с этим сложнее всего, так как у них не особенно распространены молочные продукты.
Общее
В: Какой совет вы дали бы автору, который начинает писать эпическую фэнтези-сагу в первый раз?
О: Отключите внешний редактор. Пишите от души и не тратьте время на перечитывание и исправление ошибок. Во время написания своей первой книги вы так быстро начнете расти как писатель, что вам захочется проломиться, прорваться сквозь нее, приобретая все больше знаний о самом процессе. ПОСЛЕ ЭТОГО садитесь за редактуру. В противном случае вы рискуете застрять в бесконечной рекурсии исправлений ошибок в первых главах.
Еще не тратьте слишком уж много времени на разработку сюжета, а то никогда не начнете писать. Ваша цель – выяснить, каким образом лучше для вас писать, а это возможно сделать только непосредственно в процессе написания книги.
В: Почему вы так часто включаете в ваши миры правительства, непосредственно связанные с религией? Это связано с тем, как развивалась история на Земле, или на разработку новых миров влияет ваше отношение к религии? Большое спасибо!
О: Существует много разных причин. Одна из них состоит в том, что подобные вещи часто происходили в нашем мире. Другая связана с тем, что религия меня завораживает, и мне хочется исследовать, что могут с ней сотворить люди. Однако главная причина – это то, каким образом я разрабатываю миры. Мне нравится, когда все в мире взаимосвязано, потому что я считаю, что такова настоящая жизнь. Поэтому, придумывая религию, я спрашиваю себя, какие связи имеются у нее с политикой, а также с магией, экономикой, гендерными ролями и мн. др.
В: Имеет ли вес ваше мнение касательно обложек книг?
О: Теперь ко мне прислушиваются гораздо больше, чем раньше. Поначалу меня особо никто ни о чем не спрашивал, хотя «Тор», надо отдать им должное, поинтересовался моим мнением даже по поводу обложки моей первой книги: они предоставили мне на выбор трех иллюстраторов и спросили: «Кто из этих троих вам нравится больше?» Я выбрал Стефана Мартиньера, и он нарисовал обложку, которая мне в самом деле понравилась. Теперь же я могу сказать: «Хочу вот этого художника», и мои требования выполняют.
В: Мои друзья пришли в ужас, когда узнали, что я не в курсе, когда день рождения моего любимого автора и какой его любимый цвет.
О: Это день перемалывания голов у колоссов (19 декабря) и бордовый.
В: Вам приходилось слушать аудио-версии ваших книг?
О: Да. Мне очень нравится, как работают Майкл Крамер и Кейт Ридинг, поэтому я послушал аудиокнигу, просто чтобы узнать, как они интерпретируют текст. Мне пришлось по душе, что хердазиане говорят с австралийским акцентом.
В: С помощью Клинков и Доспехов Осколков можно выигрывать войны. Во что, по вашему мнению, стоит превратиться Осколку, чтобы выигрывать битвы наших дней?
О: Очень интересный вопрос. Во что, по моему мнению, ему бы стоило превратиться? Кто-то когда-то выдвинул вариант Ручки Осколков. Но нет, Ручка Осколков в работе ничем не отличается от обычной. Я бы предпочел Телефон Осколков. Если бы мне посчастливилось обзавестись телефоном, который никогда не ломается и все в нем работает так, как полагается, – или еще вариант Ноутбук Осколков – это было бы классно.
В: Придумывая новую систему магии, над чем вы работаете в первую очередь?
[Упоминает 3 закона магии по Сандерсону. В первую очередь работает над ограничениями.
Вот эти законы:
1. Способность автора удовлетворительно разрешить конфликт в книге с помощью магии
прямо пропорциональна тому, насколько хорошо читатель понимает, как эта магия работает.
2. Ограничения > магические способности.
Другими словами, слабости, ограничения персонажа более интересны, чем его магические способности. Пример: магия Супермена. Он цепляет не своими способностями, а пределами своих сил, в особенности уязвимостью к криптониту и соблюдением кодекса этики, который получил от родителей.
3. Прежде чем добавить что-то новое, расширьте то, что уже есть.
Сандерсон отмечает, что магия существует не в вакууме – хорошая магическая система должна быть связана с окружающим миром. Это относится к природной среде, религии, экономике, войнам и политике мира. Задача автора – продумать все последствия существования магической системы, причем в большей степени, чем это сделает обычный читатель. Читателей фэнтези интересует не только сама магия, но и как изменятся из-за нее мир и его обитатели.]
Во время встреч с фанатами Брендон часто устраивает сессии в формате вопрос-ответ. Ниже приведена подборка наиболее интересных вопросов-ответов, касающихся "Слов сияния" и общей вселенной Б. Сандерсона – Космера
У Брендона есть красная карточка с надписью R.A.F.O. = Read And Find Out («прочитаешь и узнаешь»), он ее часто показывает, когда не отвечает на вопрос, так как иначе будет спойлер. Иногда интересен сам вопрос, и реакция RAFO на него сама по себе является ответом.
Вопросы и ответы из этой подборки публиковались в соответствующей рубрике в группе ВКонтакте, посвященной творчеству писателя.
Переводчик — Zhuzh из команды Booktran.
Спойлеры по «Словам сияния» спрятаны под скрытым текстом
Рошар
В: Совпадают ли по химическому составу гемсердца и добываемые в шахтах драгоценные камни?
О: Они практически идентичны. Химически не на 100%, гемсердца – гораздо более чистые камни. Это одно и то же, но о гемсердце вы скажете: «Ого! В этом камне совсем нет примесей». В гемсердцах могут встречаться изъяны, но не примеси.
В: Встречались ли мы с магией Культивации?
О: Да.
В: Смотрящая в Ночи – это спрен Культивации так же, как Отец Штормов – спрен Чести?
О: Смотрящая в Ночи не сама Культивация, но связана с ней. Вы мыслите в правильном направлении.
В: Интересно, какие растения и животные используются на Рошаре для получения тканей, раз уж там немного животных, покрытых шерстью, и растения совсем другие?
О: Для производства тканей используют в основном растения. Думаю, я упоминал одно из них.
В: Но ведь там есть и шелк, верно?
О: Да. Это так называемый морской шелк, его выращивают в воде. Поставляется с побережья.
В: Значит, такого шелка, как у нас, все-таки нет?
О: Если его пощупать, то вы скажете, что это шелк, но изготавливают его совсем по-другому.
В: Наш шелк получают из коконов определенных насекомых, коих на Рошаре предостаточно, но для производства шелка их коконы не используются?
О: На Рошаре тоже есть коконы насекомых. Они растворяются в воде во время сверхштормов или замусорены камешками, так что не подходят для изготовления тканей. Есть определенный вид камнепочек, из их сердцевины получается ткань. В море выращивают морской шелк. Существуют и другие растения сходного применения.
В: Вы исчерпывающе описали вино, которое пьют на Рошаре: разные цвета, разный градус. Интересно, что вдохновило на подобную идею и из чего все-таки его делают, ведь явно не из винограда?
О: Вино делают из местного фрукта. Так что, по всей видимости, следует называть его не вином, а как-то по-другому. А появилась эта идея потому, что я стремился наполнить мир как раз такими прикольными штучками. [Цвет – особенность культуры.]
В: Есть ли разница между Шейдсмаром и когнитивной реальностью?
О: Шейдсмаром называют определенную часть когнитивной реальности. Например, Сан-Диего – это название определенного места в США. Это отдельная местность.
Паршенди, Несотворенные
В: Несотворенные и Отец Штормов – создания одного «класса»?
О: Технически – нет, но они на одном уровне. Хорошая аналогия.
В: В «Словах сияния» есть намеки на то, что причиной дрожи является определенная сущность, которую изучал Таравангиан, возможно, один из Несотворенных. Связано ли это хоть как-то с тем, почему Сияющие рыцари отказались от своих клятв? Причина в Несотворенных?
О: Связаны ли эти вещи? Да. Основная или важнейшая это причина? Прямо сейчас рассказывать не буду.
В: Известно ли число Несотворенных?
О: Да.
В: Их десять, их десять, их десять, их десять, их десять?
О: Десять ли их? Нет, не десять.
В: Может ли паршенди стать Сияющим рыцарем?
О: В прошлом – нет. Скажем так, любой на Рошаре ответит, что нет.
В: Можно ли считать формы силы слушающих противоположностями/эквивалентами орденов Сияющих рыцарей? То есть что штормформы – это анти-Сияющие?
О: Можно, но аналогия не один к одному.
В: Просто выглядело все так, что способности форм Пустоты похожи на анти-волны.
О: Да-да, что-то в этом есть, но, повторяю, это не однозначная взаимосвязь. Не полная противоположность.
В: Паршмены/паршенди рожают детей как обычные люди? Живородящие?
О: Да, так же.
В: Паршенди принадлежат Злобе?
О: Изначально – нет.
В: Паршенди принадлежат Чести?
О: Нет.
Волноплетение
В: В «Словах сияния» Шаллан отмечает, что спрены не появляются вблизи многочисленных групп людей, даже если те испытывают сильные эмоции. С чем это связано?
О: В будущем вы все поймете. Есть несколько причин, но представьте, как отреагирует существо, которому нравится определенный цвет, если вы смешаете в одну большую кучу множество разных цветов.
В: Любой спрен может установить связь с человеком, даже если результатом не будет Сияющий? Или только спрены, которые ассоциируются с рыцарскими орденами?
О: О-о-о, это превосходный вопрос. Теоретически это возможно и для менее значимого спрена.
В: Ваш любимый орден Сияющих Рыцарей?
О: Я бы, наверное, примкнул к Кующим Узы. Хотя стать одним из них тяжело, так что не знаю, смог бы я.
В: Есть ли ограничение на то, сколькими Клинками Осколков может обладать один человек?
О: В теории не особенно. Есть кое-какие причины, которые могут ограничить связывание. Я могу представить, что у одного человека несколько Клинков. В первом черновике «Обреченного королевства» Амарам владел двумя. Так что, однозначно, иметь несколько клинков возможно, но я не думал, что кто-то захочет привязать к себе каждый встреченный Клинок.
В: Значит, можно быть связанным более чем с одним спреном?
О: Ну, вообще-то Клинки Осколков…
В: Мертвые спрены.
О: Да. Так можно ли быть связанным более чем с одним спреном? Ответ на этот вопрос такой же: да. В теории. Но есть гораздо более жесткое ограничение на подобные вещи.
В: После того, как спрен и человек связаны, что произойдет, если этот человек умрет?
О: Для спрена это будет очень эмоциональным событием, но не разрушительным. До тех пор пока не нарушены клятвы.
В: Похоже на смерть близкого друга?
О: Скорее всего, немного более личное переживание.
В: Изменится ли цвет глаз волноплета, если он начнет применять свои способности или воспользуется Клинком Осколков? Зависит ли цвет глаз от ордена? Судя по всему, у Бегущих с Ветром голубые глаза.
О: Да.
В: Стало быть, каждому ордену соответствует определенный цвет глаз?
О: Действительно, каждому ордену соответствует определенный цвет глаз.
В: Что ж, поговорим о светящихся Доспехах Осколков и сжимающихся шлемах. Они имеют то же происхождение, что и Клинки Осколков?
О: Между ними есть сходство, но они все-таки очень различаются.
В: Ага, я заметил, что они похожи на сложные фабриалы. Адолин все никак не устанет расписывать, какие они взаимозаменяемые и все в таком духе и как в них становится удобно через какое-то время. Чего не скажешь о Клинках Осколков.
О: Верно, не скажешь. Хотя Клинок Осколков, которым пользуются достаточно долгое время, слегка изменит форму.
В: Если не Бегущий с Ветром получит Клинок Чести Джезриена, обретет ли он способности Бегущих с Ветром? [Джезриен – Герольд-покровитель ордена Бегущих с Ветром]
О: Да.
В: Если этот Клинок получит Бегущий с Ветром, усилятся ли его способности?
О: Некоторое усиление произойдет, но сила способностей сама по себе не так важна в волноплетении, как сила связи со спреном и сколько штормсвета приходится использовать.
В: Почему все Клинки Осколков – мечи, если могут принимать форму любого оружия? Или они возвращаются к этой форме, когда умирают?
О: Умирая, они возвращаются к базовой форме, которая как раз и есть меч, потому что все они созданы по подобию Клинков Чести.
В: Существовали ли связи со спренами до Ахаритиама? [Последнее Опустошение около 4500 лет назад, в котором якобы победили люди и когда все Герольды, кроме Тална, отказались от выполнения Клятвенного договора.]
О: На ваш вопрос отвечать не буду, но в эту тему мы еще углубимся. В те времена тоже существовали спрены, но они сильно отличались от тех, что мы видим теперь. Спрены сильно изменились. Судя по всему, фанаты-теоретики по космеру уже все выяснили. Это касается Чести и того, что с ним случилось, но спрены существовали на планете даже задолго до тех событий.
В: Если у Бегущего с Ветром имеется достаточное количество согревающих фабриалов и штормсвета, как высоко он может взлететь?
О: Можно выйти за пределы орбиты. Не забывайте, Бегущие с Ветром управляют гравитацией и давлением. Так что, если они знают, что делают, мы довольно точно вычислили, сколько времени займет долететь до одной из лун.
"Слова сияния" (Спойлеры)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В: Почему во время поединка Адолина и Ренарина, после того, как Каладин схватил меч Носителя Осколков, мужчина повел себя странно – завопил: «Я не убивал тебя» и убежал прочь. Почему он так поступил?
О: Потому что, когда Каладин дотронулся до его меча, они услышали заключенного внутри спрена.
В: Так, значит, он услышал не Сил, а…
О: Спрена меча. Когда Каладин дотронулся до меча – то же самое происходит, когда до Клинка Осколков дотрагивается любой Сияющий рыцарь, – слышатся крики.
В: Каким образом Шаллан спасла Каладина, когда они упали в ущелье?
О: Она его не спасала, на самом деле это сделала Сил. Связь Каладина и Сил ослабевала, ей удалось влить в него немного штормсвета. В тот момент их связь стала для нее настоящей перегрузкой. В общем, спасла его Сил, но это ее едва не уничтожило, поэтому впоследствии мы так долго ничего о ней не слышали.
Итак, свершилось. Поздравляем всех поклонников творчества Брендона Сандерсона — американский писатель возвращается на российский рынок с новым романом "Стальное сердце". За выпуск книги на русском языке отвечает издательство «Азбука», перевод подготовил Кирилл Плешков. Роман поступил в продажу в марте 2015 года. Тираж: 5000 экземпляров.
Аннотация
Недалекое будущее. Никто не знает, что послужило причиной яркой вспышки в небе — был ли это секретный правительственный эксперимент или природная аномалия, — но после нее у обычных людей стали проявляться необычные способности. К несчастью, супергероями, эти люди не стали, наоборот, неуемная сила разожгла в них столь же неуемную жажду власти. А чтобы править людьми, прежде всего надо сокрушить их волю.
Его прозвали Стальное Сердце. Он хозяин Чикаго, сильный, могущественный, беспощадный. И еще он враг восемнадцатилетнего Дэвида, на глазах у которого десять лет назад Стальное Сердце убил отца. И все эти десять лет Дэвид думает об одном — как отомстить убийце…
Роман «Стальное сердце» завоевал любовь не просто читателей во всем мире, но и коллег Сандерсона по литературному цеху – так, например, Джеймс Дэшнер, автор трилогии «Бегущий по лабиринту», написал о романе «Стальное Сердце»: «Это фантастика! Напряжение не ослабевает, развязка потрясает, и ты надолго остаешься под впечатлением от прочитанного». А Патрик Ротфусс, автор романа «Имя ветра», назвал «Стальное Сердце» «очередной победой автора, доказывающей, что Сандерсон не только замечательный мастер, работающий в жанре эпической фэнтези, но и просто великолепный писатель».
Рейтинги романа на настоящий момент:
— fantlab.ru: 8.05 (96)
— livelib.ru: 8.6 (32)
— goodreads.com: 4.14 (49,247)
— amazon.com: 4.4 (1457)
— barnesandnoble.com: 4.53 (182)
Роман «Стальное Сердце» Б. Сандерсона уже в продаже! Поддержите издателей. если хотите видеть на русском языке продолжение серии. Книгу можно заказать в интернет-магазинах:
По рекомендации Б. Сандерсона представляем роман Брайана Макклеллана"Кровавый завет" из трилогии «Пороховой маг».
Аннотация
Когда в королевстве Ардо фельдмаршал Тамас сверг монарха, прогнившая знать отправилась на эшафот, а голодающему народу достался хлеб. Но вскоре вспыхнули войны между странами Девятиземья, фанатики-роялисты подняли восстания, а церковь, рабочие союзы и армии наемников — все те, на кого рассчитывали заговорщики — отказали в помощи. И вдобавок по королевству поползли слухи о зловещих предзнаменованиях: якобы грозные древние боги вскоре проснутся и придут на землю. Конечно, образованные современные люди не верят в глупые крестьянские легенды, но что если нет дыма без огня?
Разобраться с этой загадкой Тамас поручает своему сыну Таниэлю — пороховому магу и лучшему стрелку страны. А в помощь ему дает бывшего инспектора столичной полиции Адаманта, не подозревая о том, что этого человека шантажируют враги фельдмаршала.
Это книга участника творческих семинаров, ученика и приятеля Брендона Сандерсона, над внутренним оформлением романа работал Айзек Стюарт. В своем цикле Макклеллан представит красочную и необычную магическую систему, описывая две магические школы – традиционных магов и современных, пороховых магов, способных творить самые удивительные вещи при помощи щепотки пороха. В этом прослеживаются параллели с алломантией из мира «Рожденного туманом».
Цикл «Пороховой маг», созданный в популярном на западе поджанре фэнтези «мушкеты и магия», получил немало хвалебных отзывов и высоких оценок. Вот, что сказал Брендон о романе «Клятва крови»: "Великолепная книга. Я наслаждался каждым моментом во время ее чтения. Инновационная магия, стремительный темп сюжета, интересный мир. Роман — бомба!"