В своем официальном блоге Б. Сандерсон пишет комментарии (аннотации) к некоторым своим книгам, в том числе к романам цикла "Рожденный туманом". Он комментирует каждую главу без исключения, поясняет мотивы персонажей, какие-то рабочие моменты, освещает то, что осталось за кадром.
Представляем выборочные комментарии ко второй части "Героя Веков". Комментарии рекомендуется читать только после прочтения соответствующей главы, ибо СПОЙЛЕРЫ! Спойлеры по дальнейшему развитию событий в романе спрятаны под скрытым текстом.
Комментарии к первой части романа смотрите в предыдущей статье авторской колонки.
Глава 14
На сцену выходит Призрак
И вот перед вами первая глава Призрака. Когда я писал этот цикл, я довольно долго разрабатывал эпизоды с Призраком и был очень взволнован, когда до них дошла очередь. Как я уже говорил, я написал их все вместе, как самостоятельный мини-роман, а потом распределил между главами Вин/Эленда и Тен-Суна.
Призрак всегда был моим любимчиком. Его невнятная речь в первой книге была очень забавной, и уже тогда я начал думать, что получится, если сделать его персонажем, от лица которого будет вестись повествование. Первое, что мне пришлось сделать, − это, к сожалению, избавиться от его диалекта, который многих раздражал и просто был не вполне понятным. Второе − мне пришлось придумать для него конфликт. Хороший повод для этого дали гибель Колченога и отсутствие Призрака во время штурма Лютадели, но этого было недостаточно. Кроме того, мне хотелось как-то по-новому обыграть для него алломантию. Отсюда возникла идея савантов − людей, которые жгут так много металла, что это вносит изменения в их организм. По мере продвижения сюжета вы узнаете об этом больше. Однако мне показалось, что эти романы слишком сосредоточились на могущественных и одаренных людях. Мне нравятся сцены Вин и Эленда, но нам требовался кто-то менее могущественный. В этих сценах с Призраком я захотел показать, как некто более посредственный, тот, на кого читатели не обращали особого внимания, делает изумительные вещи.
Первоначально я изображал Призрака немного более неуравновешенным. Он обнаглел от своих новых способностей до такой степени, что стал слегка отталкивающим. Во время последней редактуры, в ходе которой я добавил религиозные исследования Сэйзеда, я отказался от бурных проявлений эмоций Призрака в его первых главах, стараясь сделать его чуть более симпатичным и достойным доверия.
Да, он серьезно навредил своему телу, игнорируя совет не жечь металл так часто. (Загляните в первую книгу, где Кельсер то же самое советует Вин.) Тем не менее он сознает, что делает, и находит оправдание своему поступку.
В остальном это еще одна вступительная глава, возвращающая нас к Призраку, показывающая его мотивации и место в книге и немного демонстрирующая его магию. В следующей главе от его лица событий намного больше.
Глава 17
Как Кельсер стал рожденным туманом
Почему Кельсер не стал рожденным туманом еще до того, как попал в Ямы? У меня нет ответа, даже в спойлерах. У него была тяжелая жизнь, и странно, что он не стал рожденным туманом еще до того, как увидел, что его жену избили до смерти.
Говорят, что чем сильнее человек, тем серьезнее должно быть потрясение, которое сделает его рожденным туманом и тем опаснее этот процесс.
Глава 20
Почему Вседержитель создал кандра такими, какие они есть
Возможно, вы кое-что заметили в этой главе. Тен-Сун упоминает ямы с пищей, в которых кандра выращивают смесь водорослей и грибков. Да, питаясь этим, они способны выжить. Нет, это не очень вкусно, зато не требует света для роста.
К несчастью, человечество на этой смеси выжить не сможет. Тем не менее есть один вопрос, который в тексте не поднимается, и это то, чего не знают даже кандра. Существует несколько причин, по которым Вседержитель создал кандра именно такими, какие они есть. Одна из причин − чтобы существовала раса, способная выжить под землей, если мир наверху будет уничтожен туманами. Иными словами, он сотворил расу подземных жителей, чтобы те пережили человечество, если возникнет такая необходимость. Именно он предоставил им Обиталище и научил их выращивать пищу под землей. Затем он, разумеется, решил добавить в их свод законов Обещание. Это была предосторожность на случай, если Разрушитель потребует их себе. Да, слегка пораженческое решение, но Вседержитель посчитал, что лучше им умереть, чем стать пешками в руках его самого опасного врага.
Глава 21
Дему выживает
Да, Дему жив. Он должен был умереть, если бы не мое обещание. Если вы читали другие аннотации, то знаете, что он назван в честь моего бывшего соседа по комнате Мики Дему. Я всегда считал его имя крутым и хотел использовать для какого-нибудь персонажа. Он разрешил, но заставил пообещать две вещи. 1) Его персонаж должен в конце концов найти себе девушку. 2) К концу цикла он должен выжить.
Поэтому Дему не мог умереть в этой главе. Его защитил магический щит, известный как обещание автора приятелю.
Белая униформа Эленда
Замечу еще кое-что интересное: Вин упоминает, что униформа Эленда белая настолько, насколько возможно. Некоторые читатели спрашивают, как можно в таких условиях поддерживать одежду белой.
Мой ответ во многом совпадает с тем, что говорит об этом Вин. Если бы человек из нашего мира взглянул на униформу Эленда, вряд ли он назвал бы ее белой. Может, светло-серой. Тем не менее по сравнению с окружающим миром она белая. Все относительно. Униформу, которую персонажи видят как ярко-белую, мы бы описали по-другому.
Быть лидером
Эленд всегда был склонен к самоанализу. Думаю, это один из отличительных признаков ученого. В первой книге он постоянно сравнивал себя с Кельсером. Теперь же он больше не беспокоится о том, чтобы заменить Кельсера. Его больше тревожит, что он идет по стопам Вседержителя.
Меня привлекает тема лидерства и того, какие качества необходимы лидеру. В фэнтези мы сталкиваемся с этими темами в увеличенном масштабе. Но таков жанр эпического фэнтези. Подобные книги дают нам возможность разобраться с этими проблемами утрированными методами, позволяющими проще говорить о них. Как доктор может взглянуть в микроскоп на микробов и увидеть их увеличенными, так и мы расширяем и раздуваем наши проблемы, придавая им эпический масштаб и тем самым делая их более доступными для рассмотрения и объяснения.
Таким образом, конфликт Эленда здесь является моделью проблем реального мира. Страх провала, стремление соответствовать ожиданиям, последствия того, что ты лидер и за тобой следуют другие.
Ему еще есть над чем работать, и одной из самых ранних проблем, с которыми я столкнулся в процессе написания этой книги, было то, каким образом я хочу показать развитие Эленда как персонажа. В итоге я переписал те места, где касался его личности и мотиваций, хотя многие из тех правок проявились в романе уже дальше.
Число шестнадцать
Меня беспокоит, что тот момент, когда Вин устанавливает эту закономерность, оказывается одной из самых больших натяжек в книге. Она только-только перестала твердить, что она не ученый, а теперь обнаруживает закономерность в статистике по заболевшим? Сначала я намеревался объяснить это тем, что после предшествующего разговора о Разрушителе и его законах ее мысли потекли в сторону поиска естественных закономерностей, поэтому она ее и усмотрела. Перечитывая текст, я не был на удовлетворен на 100%, но уже поздно что-то менять. Возможно, я бы переписал эпизод так, что зависимость обнаружил Нурден или Эленд, а затем уже Вин связала ее с тем, о чем она размышляла. Так было бы гораздо правдоподобнее.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Замечу здесь, что Вин неправильно понимает, что значат эти цифры. Она ищет законы, ограничивающие Разрушителя. Но находит не их, а оставленную Охранителем подсказку. Цифры понятны независимо от того, на каком языке говорят люди, поэтому Охранитель решил оставить несколько подсказок, которые, как он рассчитывал, направят людей по намеченному им пути. Во время написания черновика я собирался зашифровать в математической статистике числа, выражающие более значимые, рациональные факты о законах вселенной, например, температуру кипения воды. Они означали бы, что Охранитель намекает человечеству: у меня есть для вас план. В итоге ничего не получилось. Я решил, что это будет чересчур сложно и слишком научно для этого романа. Единственное, что осталось от замысла, − число шестнадцать, которое Охранитель зашифровал в том, как действует болезнь от туманов, подсказка, что именно туманы делают с людьми. Предполагалось, что это будет гласить: «Вы теперь алломанты!» К несчастью, Вседержитель умышленно внес путаницу в алломантию и число действующих в ней металлов, и эта подсказка осталась непонятой.
Глава 25
Фадрекс
Фадрекс первоначально назывался Фадекс. Но это название не понравилось никому − ни редактору, ни агенту, ни писательской группе. Я вставил одну букву, и вдруг все стало хорошо. Ну надо же! Я уже упоминал, что мне было очень трудно сообразить, как описывать этот город. Я довольно отчетливо могу представить картинку в моей голове. Конечно, я много времени провел на юге Юты, где подобные скальные формации встречаются в изобилии. Если вы погуглите Cathedral Valley (Долину Соборов), то сможете получить представление, на что похожа эта территория, за исключением того, что скалы Долины Соборов чуть выше и более рассредоточены, чем те, что окружают Фадрекс, как я их себе представляю.
Долина Собороввысший пик Долины СоборовХрам Солнца
Иногда мне хочется пробраться в головы моих читателей, когда они погружаются в эти истории, и посмотреть, как они представляют себе разные места из книг. Я уже говорил, что художественная литература − это совместное творчество, каждый человек, читающий мои книги, воображает себе все немного иначе, у каждого разные образы мест и персонажей. Мне хотелось бы знать, что они видят, просто из любопытства. Нет неправильных способов представлять персонажей, так же как не существует правильного или неправильного произношения имен. Это все ваше дело.
Глава 26
Влияние алломантии на мыслительные способности
Еще одно интересное замечание: алломантия во всех ее формах некоторым образом повышает мыслительные способности. Хотя первоначальная концепция магической системы фокусировалась на различных способностях, как физических, так и ментальных, в итоге ментальный компонент присутствует всегда. Заметьте, как Призрак, поджигая олово, лучше сосредотачивается на отдельных разговорах в помещении. Или как его разум пронзает туман или повязку у него на глазах. Кроме того, горение пьютера или олова делает разум человека бдительнее, настороженнее. Горение атиума не только позволяет алломанту немного заглядывать в будущее, но также эффективно использовать эту информацию.
Разум в значительной степени делает нас теми, кто мы есть. Я хотел, чтобы вы видели, как алломантия воздействует на разумы тех персонажей, которые ее применяют. Как я уже говорил, одно из преимуществ книг над телевидением и кино, − это возможность четко увидеть, что происходит в мыслях и чувствах персонажа. Добавляя ментальный компонент в каждую алломантическую способность, я надеялся сыграть на сильных сторонах прозы.
Глава 27
Камео архитектурных сооружений и персонажей
Собор Церкви Иисуса Христа Последних дней в Солт-Лейк-СитиВашингтонский кафедральный собор
Многие из крепостей аристократов, которые я описывал в первой книге, − реальные сооружения. Например, прототип крепости Венчер − Вашингтонский кафедральный собор. Прототип крепости Ориэлль − Собор Церкви Иисуса Христа Последних дней в Солт-Лейк-Сити, только в книге у него больше витражей. Перечитайте описание (думаю, оно в этой главе), и, возможно, у вас получится его увидеть.
Дж. Р. Р. Толкин
В не менее забавной роли камео (я разошелся, придумывая камео) выступает Слоусвифт − его прототип дедушка Толкин. (Вот с этой картинки.) Само имя возникло из его любви к игре словами и именам, содержащим внутренние противоречия (Slowswift − англ. “медленный-быстрый”, − прим. переводчика).
Я не знаток Толкина: понятия не имею, что он был за человек и как бы отреагировал в подобной ситуации. Я просто любитель и фанат, которому почему-то захотелось воткнуть в текст крошечного второстепенного персонажа, напоминающего о мастере. Мы, писатели, временами вытворяем всякие странности.
Слоусвифт рассказывает о Сетте и Йомене
Да, Сетт поэт. Я добавил этот штрих, чтобы приоткрыть завесу над его прошлым и его личностью. Мне показалось вполне подходящим, что, несмотря на постоянное неодобрение Сеттом методов Эленда, он сам был немного ученым (хотя больше артистом) прежде, чем погрузиться в политику. Йомен один из моих любимых персонажей в этой книге. На самом деле мне пришлись по душе все три главных злодея цикла − Вседержитель, Зейн и Йомен. Все они представляют собой антагонистов, которые в чем-то неожиданны. Разумеется, дальше вы больше узнаете о Йомене, но имейте в виду, что Слоусвифт не лжет. Йомен хороший человек, но очень преданный. Возможно, даже чересчур.
Вин чувствует, что ее преследуют
Надеюсь, вы не забыли про способность Вин видеть сквозь медные облака. В первой и второй книгах на этой особенности во многом строился весь сюжет, хотя в третьей книге я пока не уделял ей много внимания. В третьей книге она отходит на второй план, поэтому я к ней особо не обращался. Однако знайте, что объяснение тому, почему она на это способна, в этом романе наконец появится. (Точнее, в одном из эпиграфов.)
Вин избегает Хойда
А, вот и Хойд в этой главе. Хмм… интересно, что он затеял.
Глава 28
Огнестрельное оружие в фэнтези
В эпиграфе упоминается порох. Странно, но мы, фанаты фэнтези, чувствуем непроизвольное и глубокое отвращение к пороху. Мы придерживаемся идеи о том, что огнестрельное оружие повредит атмосфере книги. Я до сих пор помню, как в юности читал книгу фэнтези − кажется, это была Робин Мак-Кинли, − и наткнулся на место, где упоминалось, что у героев были винтовки. У меня вдруг возникло странное чувство, будто меня предали, будто книга просто пошла прахом. Конечно, это глупо. В истории может быть огнестрельное оружие, и от этого она не перестанет быть фэнтези. По крайней мере, «Пираты Карибского моря» это подтверждают. Тем не менее я всегда сомневаюсь, использовать ли в фэнтези огнестрельное оружие. Может, когда-нибудь оно у меня появятся, но пока что я от него воздерживаюсь. К счастью, в этом цикле у меня есть очень хорошие и интересные причины, почему там есть каналы и строительные технологии образца XIX века, но нет пороха. (Во втором цикле «Рожденного туманом», действие которого происходит спустя несколько столетий после событий первой трилогии, огнестрельное оружие давно уже в ходу и герои вовсю палят из пистолетов, — прим. переводчика.)
Глава 29
Подсказка в повествовании о состоянии Призрака
Сцена, где Призрак заходит в здание без факела, а Сэйзед ждет снаружи, − прямая параллель со сценой во второй книге, где Марш проделывает то же самое с Сэйзедом. И Призрак, и Марш способны, в отличие от Сэйзеда, видеть в темноте, и оба склонны забывать о том, что другие не наделены подобными талантами.
Это не единственное сходство. Я умышленно сделал так, что Призрак в очках, замотанных тряпкой, — это отсылка к инквизиторам со штырями в глазах. Обе эти параллели − существенные подсказки к тому, что происходит с Призраком в этой книге.
Глава 31
Особенности речи Сэйзеда
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этой главе Сэйзед думает: «Я, к несчастью, тут главный». Вернитесь к самому первому эпиграфу этой книги. Заметили сходство? Все эпиграфы в романе выдержаны в языковом стиле Сэйзеда. Они звучат так похоже на то, как он говорит, что я сначала подумал, не станет ли это чересчур очевидным уже в первых главах. К счастью для меня, большинство читателей не обращают особого внимания на то, как говорят персонажи.
Надпись на стальной пластине в хранилище
Возможно, это самые альтруистичные слова Вседержителя за всю его жизнь. Эленд иногда беспокоится о том, что становится похожим на Вседержителя, и, по правде говоря, отчасти так и есть. Разница в том, что Вседержитель начинал как злобный незначительный человечек, но его могущество научило его относиться к своей силе более ответственно. Эленд был добросердечным идеалистом, а пребывание у власти воспитало в нем больше черт реалиста.
Я считаю, что власть не всегда развращает. Думаю, во многом она может сделать человека лучше.
Глава 33
Благословения кандра
Боюсь, Благословения все еще немного непонятны. Первоначально я разработал их как кусочки металла, по одному в плече каждого кандра. Но в конце концов я понял, что их число нужно изменить ради цельности магической системы. Я добавил еще один кусочек в другое плечо. Таким образом, каждый кандра имеет одно Благословение, но это Благословение состоит из двух кусочков металла. Каждый кандра может получить только одно Благословение, причем определенного типа. Конечно, подробнее об этом будет дальше в книге.
В своем официальном блоге Б. Сандерсон пишет комментарии (аннотации) к некоторым своим книгам, в том числе к романам цикла "Рожденный туманом". Он комментирует каждую главу без исключения, поясняет мотивы персонажей, какие-то рабочие моменты, освещает то, что осталось за кадром.
В этой статье представляем выборочно комментарии к первой части "Героя Веков". Для тех, кто не прочитал книгу, — осторожно, СПОЙЛЕРЫ!
Заголовок книги
Первоначально эта книга должна была называться «Последний Герой». Я использовал этот термин в первом черновике первой книги для обозначения героя из террисийских преданий. Название я изменил по нескольким причинам. Во-первых, мне просто не понравилось, как звучит «Последний Герой». Мне казалось, что что-то тут не то. Кроме того, я озаглавил первую книгу «Последняя империя» (в русском переводе «Пепел и сталь» − прим. переводчика). И если последняя будет называться «Последний Герой», то вторая книга тоже должна быть чем-то «Последним» − и это мне тоже не нравилось. Мое самое любимое название из всех трех − «Источник Вознесения».
Так что я покрутил другие слова и термины и в итоге выбрал «Героя Веков». Название меня удовлетворило, хотя оно не самое мое любимое. Если вы прочли книгу, то знаете, что в нем заключен глубокий смысл и оно является краеугольным камнем трилогии, а если еще не прочли, то такое название покажется вам нейтральным.
В любом случае я очень доволен тем, что не остановился на «Последнем Герое». Людей озадачивало то, что в названии первой книги есть слово «последний», поскольку они были не уверены, первая это книга в цикле или заключительная. Думаю, еще одна книга с «последним» в названии озадачила бы еще больше, особенно если я решу написать еще книги о мире «Рожденного туманом».
Пролог
Центральная магическая система
Я уже упоминал, что, по моему замыслу, каждая из трех книг фокусируется на одной из трех систем магии. Первая книга вводила в алломантию. Во второй книге Сэйзед становится одним из персонажей, от лица которых ведется повествование, и его история очень важна для той книги. Через него мы видим, как работает ферухимия.
Разумеется, мы увидим и в этой книге много ферухимии и алломантии, однако у нас тут добавится Марш, чтобы ввести в гемалургию. Третий том во многом фокусируется на секретах работы этой магической системы, и они объясняют, каким образом действуют Разрушитель и Охранитель.
Глава 1
Заголовок первой части
Заглавие этой части книги звучит как «Наследство Выжившего». Если я правильно помню, первая часть первой книги называлась «Выживший в Хатсине», а первая часть второй книги − «Наследница Выжившего».
Кельсер по-прежнему бросает отсветы на книги. Особенно в этой части романа, где я хотел показать группу людей, делающих по существу то же, что делал он в первой книге. Так же, как Кельсер одержал верх над инквизитором, этот отряд солдат собирается напасть на армию колоссов.
Вступительная метафора
Кстати, упомянутый выше образ − маленькая армия людей лицом к лицу перед превосходящей силой − это метафора, с которой я хотел начать роман. Она готовит сцену для грядущих событий. Это доминирующая тема книги и в некотором смысле всего цикла.
Глава 2
Точка зрения кандры
Я давно знал, что хочу вставить в эту книгу ПОВ кандры. У них своеобразный взгляд на устройство мира и мифологию, а кроме того, они меня совершенно очаровывают. Мне нравится их культура, и я рад, что наконец нашел возможность показать их Обиталище, их истинные тела и прочее. (...)
Добавлю еще, что ПОВ Тен-Суна представляет контраст битвам, штурмам и войнам, которыми изобилуют главы других персонажей.
Глава 3
Электрум
Я воздерживался от использования этого металла, потому что хотя я знал, что он должен делать, я также знал, что он сильно преуменьшит важность атиума.
Я разрабатывал алломантию, стараясь сделать ее структуру логической. Атиум показывает будущее других людей. Золото показывает ваше собственное прошлое. В каждой группе металлов есть внутренние и внешние силы. Следовательно, один из двух сплавов (атиума либо золота) должен показывать прошлое других людей − это Одиннадцатый металл из первой книги, сплав атиума.
Значит, последний металл этой группы должен показывать ваше собственное будущее. Мне хотелось, чтобы это был сплав атиума. Проблема оказалась в том, что это невозможно. В каждой группе всегда есть притягивающий метал и отталкивающий металл. Притягивающий всегда идет первым, а отталкивающий − всегда сплав. Два внешних металла (которые совершают действия с другими людьми) должны группироваться вместе, а два внутренних металла (которые действуют на самого алломанта) тоже должны идти вместе.
Это значит, что атиум и золото оба притягивающие металлы, и те, которые действует на самого алломанта, должны быть связаны с золотом, а оба металла, воздействующие на других людей, − с атиумом. Следовательно, хотя по внутренней логике кажется, что именно сплав атиума должен показывать собственное будущее алломанта, система магии устроена так, что он должен показывать будущее других людей. (Заметка редактора: внимательные читатели могут уловить нечто такое, о чем Брендон умолчал.)
Глава 7
Культура кандра
кандра в Истинном Теле
Здесь мы немного углубимся в культуру кандра. Истинные Тела − это одна из самых интересных вещей, которые я хотел обсудить в цикле, и я рад, что наконец нашел возможность их показать.
Для меня очень важно то, что кандра могут превращать свои скелеты в произведения искусства. Меня спрашивали, почему они не заходят дальше − не делают свои тела еще более невероятными. Но Тен-Сун в какой-то степени верно тут все объяснил. Кандры слишком привыкли к человеческому облику, и это для них логично. Странно, как что-то, позаимствованное у угнетателей, становится важной частью общественной культуры.
Я долго работал над тем, чтобы культура кандра выглядела реалистичной и интересной. Идея изменения формы тела не нова, особенно оборотней, которые превращаются во встреченных ими людей. Поэтому, придавая кандрам отличительные черты, я исходил не из того, чем они занимаются, а из того, кто они такие. Из их культуры и особенностей мышления.
Глава 8
Туманы-убийцы
Теперь туманы убивают. Во второй книге это была главная сюжетная загадка, и я надеюсь, что вы о ней не забыли.
Это было необходимо не только для мифологии мира, как будет показано, но и для развития личности Вин. Как я уже говорил, это цикл о таких понятиях, как доверие, предательство и вера. Туманы − одна из сущностей, которым Вин думала, что может доверять, но они повернулись против нее. С чем она и разбирается большую часть этой книги.
Колосс по имени Человек
Человек − еще один фаворит читателей в этом цикле. В нем воплотилась целая серия персонажей, которых я задумывал с самого начала цикла.
В каждой книге у Вин есть помощник − кто-то, кто за ней присматривает и направляет ее. В первой книге это был Сэйзед, приставленный к ней Кельсером. В конце концов Сэйзед стал в книгах самостоятельной силой и больше не мог исполнять свою роль. Поэтому Эленд попросил присматривать за ней Тен-Суна, который занял место сопровождающего Вин во втором романе. В третьей книге Тен-Сун стал героем, от лица которого ведется повествование, и Вин осталась без помощника.
И на эту роль в романе был назначен Человек. Я задумывал для него более значительное место в романе, чем получилось в итоге. Я намеревался сделать что-то подобное Тен-Суну из второй книги − Человек должен был сопровождать Вин повсюду. Однако я боялся, что начну повторяться, поскольку отношения Вин и Тен-Суна во второй книге получились очень хорошо. Я не хотел писать еще одну историю о том, как Вин учится доверять другому компаньону нечеловеческой расы и становится с ним друзьями. Поэтому я сократил роль Человека. В любом случае колосс стал бы ужасным приятелем.
Символ Копья
Я не пытался явно продублировать христианство с копьем как символом Церкви Выжившего подобно кресту, ставшему таким же символом в христианстве. Копье просто показалось очень естественным символом, и мне очень понравилась идея того, как религия развивается и меняется от свободной веры до организованной теологии.
Глава 9
Тен-Сун и хронология
Возможно, мне следовало найти способ чуть лучше расположить эти главы кандры. В начале книги их много, а в середине они встречаются гораздо реже. Проблема в том, что у меня не так уж много страниц посвящено истории Тен-Суна. Я решил, что лучше разделить их на пять или шесть коротких глав, чем сделать две длинные.
Однако я придерживаюсь в книгах строгого хронологического порядка − это значит, что действие на странице 22 всегда происходит позже событий страницы 21, и при этом не имеет значения, кому из персонажей посвящены разные страницы.
Это значит, что, когда я разделил злоключения Тен-Суна на три главы, мне пришлось разместить их очень близко друг от друга, поскольку события в них происходили в течение одного дня. Я не хотел втискивать главу Тен-Суна, перескакивать на неделю вперед к Вин, а потом обратно к Тен-Суну.
Ме-Лаан
Я нигде не объяснил толком, кто такая Ме-Лаан, поэтому расскажу о ней здесь. Кандра занимаются тем, что служат людям по Договору в обмен на атиум. Однако здесь показаны другие дела, которыми кандра занимаются в Обиталище. Одно из самых престижных − воспитывать и обучать детенышей кандра.
Это занимает долгие годы, так как кандра растут очень медленно. Тен-Сун за всю свою жизнь был назначен «родителем« единственной кандры. (Многие представители Пятого поколения были родителями дюжины раз, но Третье − бунтари, и потому они получили такую возможность только после долгих обсуждений и политического давления в Обиталище.) Значит, Ме-Лаан что-то вроде приемной дочери Тен-Суна. Она восхищается им как героем, впечатленная его мрачной и склонной к рискованным приключениям натурой. Ее преклонение перед ним граничит с романтической влюбленностью, и это заставляет Тен-Суна испытывать неловкость.
А теперь вперед. Поразите своих друзей осведомленностью о дополнительных фактах по «Рожденному туманом».
Глава 11
Ор-Сьер
Если я когда-нибудь напишу рассказ по миру «Рожденного туманом», то мне хотелось бы, чтобы это была история от лица Ор-Сьера ближе к концу событий первой книги.
Он был сложной личностью, во многом − настоящий кандра, но также и мятежник. Он не случайно примкнул к команде Кельсера, планирующего совершить в империи переворот. Ор-Сьер оказался единственным кандра, пожелавшим взять этот Договор, и ради этого он вышел из длительного затворничества в Обиталище.
У него были свои мотивы, и мне хотелось бы обратиться к ним. О чем будет думать кандра, присоединившийся к движению по свержению Отца собственной религии? Что он будет думать, когда эта затея окажется успешной? Как он будет реагировать на то, что его приставили к женщине, которая держала копье, убившее Вседержителя?
Многие представители Третьего поколения, в том числе Тен-Сун и Ор-Сьер, были не так преданы Вседержителю, как другие кандра. Ор-Сьер видел, что Вседержитель проделал с миром и людьми. И все равно кандра боролся против человека, которого боготворит его народ?
В любом случае из этого вышла бы хорошая история. К сожалению, я не могу говорить обо всем этом здесь, но, возможно, расскажу где-то еще.
В конце концов я объясню, почему кандра считают, что они принадлежат Охранителю, тогда как есть расы Разрушителя. Мы до этого доберемся, не волнуйтесь. Просто следите за текстом книги.
Заключение к первой части
Обстановка
Как всегда первая часть немного медленная. Я работаю в своем стиле, стараясь набирать темп в первой трети моих романов. Однако особенность моего стиля заключается в подготовке, за которой следует стремительный темп в конце. Я не хочу это терять, я просто хочу, чтобы каждую часть книги было интересно читать.
Здесь происходит много интересного, но также и много подготовительных описаний. Как работают алломантия и ферухимия, что произошло с персонажами за год между событиями второй и третьей книг − все это постановка конфликтов романа. События начинают собираться в следующей части книги, где у нас добавляется последний ПОВ − Призрак.
В целом мне нравится первая часть и то, как я описал обстановку в книге. Близится конец света. У людей повсюду куча проблем. Эленд, Вин и их команда понятия не имеют, как со всем этим бороться, они только строят предположения.
Древнее пророчество истолковано ошибочно — и на свободу выпущен Разрушитель, воплощение распада. Уже не только Последняя империя, но и весь измученный мир с каждым днем все глубже погружается во тьму и хаос. Рожденные туманом Вин и Эленд Венчер должны остановить вездесущее и всеведущее божество, которое управляет ордами безумных монстров и вызывает извержения вулканов. Ключом к победе или поражению может стать атиум Вседержителя, самый ценный из алломантических металлов. Но каково же истинное предназначение этого металла и почему он спрятан так надежно, что даже Разрушителю не удается его найти? Кто поможет могущественным, но не всесильным алломантам в их нелегкой борьбе? И осталась ли хоть малейшая надежда, что мифический спаситель, Герой Веков, все-таки придет?
"Герой Веков"Брендона Сандерсона − заключительная часть цикла "Рожденный туманом". После очень хорошего «Пепла и стали» и немного провисшего «Источника Вознесения» последний роман стал настоящим венцом трилогии. Здесь наконец сошлись все части головоломки, задуманная картина мира стала четкой и логичной, все ружья выстрелили как им было положено. Всё, что в первых двух томах казалось вмешательством «бога с машины», проявлениями Мери Сью и штампами, получило оригинальные объяснения. Как писал сам Сандерсон: «Моей целью в этом цикле было взять штампы фэнтези и перевернуть их с ног на голову таким образом, какого раньше не было».
Мир, необычный, невероятный, со сложной системой магии, − это всегда главный козырь Сандерсона. При разработке миров, особенно таких сложных, как в этом цикле, он старается придерживаться научного подхода и при необходимости обращается за консультациями к своиv помощникам. Как минимум в той сфере, в которой я являюсь специалистом, я даже в самых фантастических идеях не вижу серьезных огрехов.
Это мир, в котором вулканы безостановочно выбрасывают пепел, землю окутывают загадочные туманы, а голубое небо и зеленые растения кажутся его обитателям сказкой. Системы магии − еще один сложный, продуманный аспект. Их в цикле три, и все они взаимосвязаны. Если в первом романе главным образом объясняются принципы действия алломантии, во втором − ферухимии, то в «Герое Веков» проясняются тайны гемалургии.
Но как бы ни был хорош вымышленный мир, без интересных персонажей он ничто. И они есть. Это типичные персонажи фэнтези, возможно, не слишком глубокие, но обладающие яркими индивидуальностями. И они не застыли на месте, их характеры развивались по мере продвижения цикла. Основных героев в романе не слишком много, как раз столько, чтобы автор мог уделить каждому достаточно эфирного времени, а читатель в них не запутался. Убив нескольких персонажей во втором романе, в третьем Сандерсон вывел вперед пару второстепенных. Повествование от первого лица получил Призрак, наконец избавившийся от своего ужасного уличного диалекта, и немного больше внимания получил Марш как самый значительный представитель инквизиторов. Большинство остальных героев прошли длинный путь с самого начала и до заключительных строк.
Вин
Вин, главная героиня, душа романа. Ее основной конфликт был решен еще в первых двух томах, когда она училась доверять людям и следовать словам Кельсера о том, что лучше доверять и любить и испытать предательство, чем не доверять и не любить вообще. В третьем романе читателям предстоит узнать, окажется ли Вин Героем Веков и что вообще скрывается за этим прозвищем.
Эленд − персонаж, который вышел на главные роли в последних двух романах. Изначально это миролюбивый философ, но обстоятельства ставят его в жесткие рамки, вынуждая стать правителем, порой безжалостным, и воином. На его примере автор исследует природу лидерства.
Третий центральный персонаж − Сэйзед. Еще один мыслитель и ученый, хранитель мудрости и знаний. Его излюбленной темой с первого романа было изучение исчезнувших религий. В третью книгу он вступает испытывая кризис. Личные потери заставили его усомниться в вере, на протяжении всего романа он лихорадочно ищет истину, перебирая записи о сотнях забытых религий. В этом персонаже воплотились проблемы веры и религии. Сандерсон неоднократно подчеркивает, что он человек верующий, и религия очень много для него значит. Но здесь я соглашусь с тем, что нам, выросшим в государстве, которое еще в недавнем прошлом было почти полностью атеистическим, все эти размышления кажутся немного надуманными и скучными.
В творческом стиле Сандерсона можно отметить зрелищность его сцен, особенно боевых. Опять слово автору: «Иногда я задаюсь вопросом, много ли писателей моей эпохи испытали влияние визуальных средств массовой информации и зрелищ. Насколько по-другому работает мое воображение от того, что в детстве я смотрел телевидение и кино?»
Еще одна характерная особенность стиля писателя – начало книг медленное, повествовательно-описательное, а ближе к концу романа действие ускоряется, события начинают стремительно сменять друг друга, переключение между персонажами происходит уже не по главам, а буквально по страницам. Сам писатель называет этот прием «лавиной Брендона». В «Герое Веков» он попытался разнести кульминационные точки разных персонажей, давая в промежутках читателям короткие передышки так, что финал растянулся на всю пятую часть книги. И финал получился более чем достойным, развязку получили все сюжетные линии, судьба всех персонажей определилась.
P.S. В своем блоге писатель оставил комментарии к каждой главе романов цикла «Рожденный туманом». Очень интересно узнавать, как это все писалось, что служило источником вдохновения для отдельных моментов. В конце концов, никто не объяснит книгу лучше, чем сам автор. В своей авторской колонке я буду выкладывать переводы самых интересных комментариев, как делала это с «Источником Вознесения».
В этом году на «Миниконе» я [Ребекка Ловатт] пообщалась с Брендоном Сандерсоном (автором циклов «Рожденный туманом», «Архив штормсвета» и других). Мы обсудили будущие работы, «Белый песок», структуру миров, кто из троих та'верен лучше понимает женщин и многое другое. Читайте интервью!
Ребекка Ловатт: Я не буду просить, чтобы вы рассказали о себе. Думаю, вы уже достаточно хорошо известны. Но нет ли каких-то историй о вас, которые были бы интересны читателям?
Брендон Сандерсон: О, я могу припомнить о себе кучу историй. Одну забавную историю папа рассказал на моей свадьбе. У моих родителей, как у всех нормальных людей, временами в присутствии детей проскальзывают словечки, которые они не хотели бы, чтобы дети повторяли. Мне было четыре или пять, и я научился от отца некоторым ругательствам. И я ходил и все время их повторял. Поэтому мои родители усадили меня и сказали: «Мы не произносим такие слова, потому что они плохие». И я ответил: «Ладно, я понял».
Я мормон, а в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней дети произносят речи на собственных собраниях. В пять лет вы говорите секунд тридцать, от вас требуется только встать, сказать: «Я люблю Иисуса» – и это все. Но я решил, что расскажу о тех словах, и об этом не знал никто, даже мои родители. И вот я поднялся перед всеми детишками и сказал: «Мы не говорим «вот дерьмо», потому что это плохое слово». Затем я продолжил говорить о всех плохих словах, которые знал – перед всеми детьми. Такая у меня была речь.
Вот так Брендон богохульствовал с кафедры мормонской церкви, когда был ребенком.
РЛ: Развращение молодежи – замечательно.
РЛ: Кстати, в следующем месяце исполняется десять лет с вашей первой публикации – книги «Город богов». Вы с тех пор прошли длинный путь, выпустили пятнадцать романов и с полдюжины повестей. Что было самым интересным или удивительным из того, что вы узнали за это время? Если не брать в расчет все, что касается «Колеса Времени».
БС: Один из самых интересных моментов – это то, как быстро фанаты осваиваются во всех тонкостях миров. Они разобрались во всем лучше и быстрее, чем я ожидал. Но я знал, что это случится, так как сам был фанатом «Колеса Времени» и понимал, какую роль сыграли для него фанаты. Они делают то же самое и для моих книг, и это честь для меня. Меня удивляет, что это происходит с моими книгами, но не удивляет, на что способны фанаты.
Думаю, самый большой сюрприз – это то, что после того, как я стал писателем, у меня осталось так мало времени, чтобы писать. Когда я работал на полной занятости, у меня было больше времени на это, чем сейчас, потому что тогда я работал в отеле в ночную смену и мог писать ночами напролет. Несмотря на то что я учился в университете на дневном и работал в полную смену, у меня оставалось на писательство добрых шесть часов каждый день.
Сейчас я профессиональный писатель и вынужден путешествовать, ездить в туры и давать интервью. Все это важно, и мне очень нравится. Но это означает, что я просто не могу писать в том же объеме, что и раньше. Я стал рассказчиком, потому что мне нравится рассказывать истории. Но теперь для того, что действительно составляет мою работу, приходится выискивать время в плотном графике.
РЛ: Ну, по крайней мере, преподавая в университете, вы и другим помогаете рассказывать их истории.
БС: Да, и это приносит мне удовлетворение.
РЛ: Каким моментом за эти десять лет вы больше всего гордитесь?
БС: Их было множество таких моментов, похожих между собой. Это когда люди подходят ко мне и говорят: «Брендон, я никогда не увлекался чтением, но ваши книги заставили меня это делать». Сам я не любил читать. Эту историю легко найти, я рассказывал ее уже тысячу раз. Я не любил книги до тех пор, пока не изменился благодаря романам фэнтези. Я увлекся писательством, потому что подумал: «Я должен научиться заставлять людей чувствовать то же, что Энн Маккефри заставила почувствовать меня». Поэтому, когда читатели так говорят, я знаю, что иду именно к той цели, которую поставил перед собой.
И следующее по важности – это когда мне говорят, что засиделись допоздна за моей книгой. Я начинаю чувствовать себя довольным злым гением.
РЛ: Из-за вас я провела много-много бессонных ночей. Как, например, когда взялась за «Слова сияния» – по-моему, я проглотила ее за два или три присеста. И совершенно случайно не закончила работу, которую нужно было сдать на следующий день.
БС: Превосходно. Опять развращение молодежи. Этим я и занимаюсь всю жизнь.
РЛ: Вы злой гений. И, возвращаясь к вопросу, есть ли у вас ориентировочные даты для сиквела «Города богов»?
БС: На самом деле нет. Я хотел попытаться в этом году, но сейчас все силы уходят на «Архив», а значит, ничего не получится. У меня было время на сиквел в прошлом году, но взамен я написал два новых романа про Вакса и Уэйна. Однако я его обязательно напишу: по хронологии Космера это должно случиться до того, как я займусь третьей эпохой «Рожденного туманом» – трилогией, в которой технологии находятся на на уровне наших 1980-х гг. Нам нужно будет догнать события в Элантрисе, чтобы не нарушить хронологию общей истории Космера. Так что это обязательно случится, но точно не в ближайшие несколько лет.
РЛ: Сколько времени вы тратите на предварительное планирование ваших романов, разработку магических систем, совершенствование законов и тому подобное?
БС: Это очень зависит от книги. На «Стальное Сердце» мне не понадобилось много времени. Там была супергеройская история, поэтому по большому счету мне нужно было ответить всего на несколько вопросов. Как люди получили свои способности? Откуда возникли их слабости? Как все это взаимосвязано? Ответив на них, я мог просто взглянуть на каждый набор способностей и сказать: «Ага, у такого-то человека такие-то способности».
В истории про супергероев не приходится глубоко продумывать систему мира. В то же время их магия очень ограничена, она действует в довольно узких рамках, поэтому причина, по которой не приходится углубляться в систему мира, заключается в том, что углубляться особенно некуда. В этом случае разработка заняла неделю.
Что касается серии наподобие «Архива штормсвета», то тут над магическими системами пришлось работать месяцы или годы. Каждый раз по-разному.
РЛ: Логично. К тому же и сам «Архив» чуточку побольше.
БС: Да, и придумать структуру его мира представлялось серьезной задачей.
РЛ: Приходится ли вам для создания магических систем проводить множество исследований, или они по большей части – плод вашего воображения?
БС: Все зависит от магии. Например, для некоторой нужно просчитывать физику. Для «Рожденного туманом» мне часто приходилось просить своего помощника: «Питер, проведи-ка расчеты». Раньше я сам занимался математикой и тому подобным. Магия в «Рожденном туманом» обусловлена наукой, поэтому математические вычисления необходимы.
Для другой системы, которую я разрабатываю прямо сейчас и которая основывается на электричестве, мне приходится изучать кучу всего и много читать. С некоторыми системами проще. По-разному.
РЛ: Та, что базируется на электричестве, как-то связана с повестью, которую вы только что выпустили?
БС: Нет. С электричеством – это «Темный» (Dark One). Исходная идея для этой книги – задумка Никола Теслы обеспечить мир беспроводной энергией и его эксперименты. Я хочу сделать планету, где электричество вписано в естественную структуру мира. В земле здесь течет электричество, которое можно добывать. Если вы воткнете в землю фонарь, то он загорится, проводя поток вверх в воздух или вниз из воздуха в землю. Я еще не решил, в какую сторону его направить.
Также я хочу придумать интересные природные особенности. Огромные чудовищные жабы выбрасывают электрошоковый язык – с помощью слюны они как-то проводят электричество туда-обратно. Что-то вроде этого. Хочу поиграться с электричеством. Проблема, опять же, в том, что все это тесно связано с наукой. Когда я сильно меняю мир и становится возможной, например, добыча электричества из земли, приходится постараться как следует и разобраться с научной стороной вопроса.
РЛ: Да, особенно если у вас тела из воды. Похоже, это будет забавно. Вы вдруг станете в десять раз больше бояться дождя.
БС: Да, если пойдет дождь, молнии будут бить без перерыва. И как же нам поступить? У меня было искушение сделать так, чтобы дождей не было вообще, но тогда это еще одно большое изменение, и как далеко мы тогда зайдем? В общем, в этой истории нужно очень многое продумать, но у меня есть друзья, которые гораздо лучше меня разбираются в вопросах физики. Так что я обращусь к ним, и они укажут мне правильное направление.
РЛ: Интересно, ожидаю с предвкушением. В «Реконерах» (В варианте «Азбуки» «Мстители». – Прим. пер.) со всеми этими супергероями ощущается многое от комиксов. Нет ли планов адаптировать серию в графический роман или что-то в этом роде?
фанарт по "Стальному Сердцу"
БС: Не прямо сейчас. Права на графический роман будут принадлежать создателям фильма, и если они все-таки запустят его в производство, тогда, возможно, они сделают и графический роман. Я много лет игрался с идеей графического романа, когда только задумал эту серию, но для меня прикол «Стального Сердца» был в том, чтобы попытаться засунуть все клише комиксов в обычный роман. Вы видели, как это происходит в кинематографе, и мне это очень нравится. Но то, что они делают, – это совершенно другое. Фильм, основанный на комиксе, – это новый самостоятельный жанр.
Я захотел сделать то же самое с книгами и стал размышлять: какие преимущества прозаического повествования можно противопоставить более визуальным способам изложения?
РЛ: Просто это один из тех романов, при чтении которых кажется, что из него легко сделать комикс и что комикс будет не хуже книги.
БС: Да, мне хотелось бы увидеть его адаптацию, но на ближайшее время таких планов нет. Сейчас мы работаем над графическим романом «Белый песок» – это один из моих ранних неопубликованных романов. Мы подумали, что сможем его адаптировать, выбросив слабо написанный материал и оставив удачный.
РЛ: Есть ли по нему какие-нибудь новости?
БС: Да, выходит неплохо. Мы только что получили пробный рисунок для обложки первого тома. Полагаю, на одну книгу придется по шесть глав, а всего их будет восемнадцать. То есть три тома, и, по-моему, почти готовы шесть первых глав. Я сказал создателям, что хочу как следует разобраться в этом проекте до того, как мы что-нибудь выпустим. Потому что фанаты «Колеса Времени» уже обожглись на своих комиксах.
Думаю, было достаточно подобных примеров, поэтому я хочу выпустить какой-то завершенный продукт, чтобы можно было сказать: «Смотрите, вот сколько мы сделали и вот сколько еще осталось. Уже готовы первые шесть глав, целая книга, которую можно читать».
РЛ: Или, например, вот что мы имеем, и до последней книги осталось полгода, а не два, три, а то и четыре года.
БС: Точно.
РЛ: Поменяем тему. Ваши батальные сцены очень эпичны. Много ли вам пришлось изучать разных батальных построений и приемов?
БС: За свою жизнь я уже многое изучил на эту тему, поэтому черпаю из того, что знаю. Я пишу сцену, а потом иду к экспертам. Я читаю специальную литературу и стараюсь найти, что сделал неправильно. Обычно получается достаточно верно уже в первом черновике, потому что у меня есть опыт, так что в первом черновике нет существенных изъянов, только неточности в отдельных местах.
Я много читаю о тактике, что-нибудь наподобие «Искусства войны» (Самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. – Прим. пер.), которая мне очень помогла. Лучше всего узнавать о таких вещах из хороших исторических романов, но есть и отличная литература по культуре. Есть одна книга, я ее поищу и напишу вам по электронной почте, потому что все время забываю автора, из которой вы можете получить представление о том, как относятся к войне в различных культурах.
Она стоит на моей полке – я могу описать обложку, но название от меня ускользает. «Ружья, микробы и сталь» (Книга Даймонда Джареда, в которой автор предложил общую модель эволюции человеческих обществ. – Прим. пер.) – еще одна известная и очень хорошая книга, но по истории войн есть и лучше. Я потом пришлю вам название. (Позже добавлено: это «История войн» Джона Кигана.)
В любом случае научно-популярные книги по истории, к которым я обращаюсь, более доступны, чем чисто научные. Они написаны проще, для массовой аудитории, и они дают мне достаточно информации, чтобы создать основу, а затем я отшлифовываю ее при помощи экспертов.
РЛ: То есть речь не идет о том, что вам приходится продираться через пыльные застарелые страницы.
БС: Да. Ведь на самом деле вы ищете общие принципы: откуда в различных культурах берутся деньги на войну, как относятся к войне. А затем дело лишь за базовой тактикой. Ее виды, зачем использовать кавалерию и в чем ценность кавалерии. Вы узнаете об этом из истории войн. Помню, как прочитал о том, насколько важным было изобретение стремян и почему это изменило ход войн – благодаря им стало возможно стрелять из лука прямо с лошади.
Я вдруг смог вообразить поле битвы и сказать: ага, теперь, когда я понимаю всю важность стремян, я вижу, почему важна эта боевая единица, почему так важно иметь кавалерию. Теперь я могу ввести их в битву так, чтобы разрушить планы противника, потому что знаю важность стремян. Усвоение некоторых таких принципов имеет существенное значение. Нужно знать, что есть разница между подходами к войне у римлян и у средневековых армий, почему так важно было привлекать в войска простолюдинов и тому подобное.
альбом Шаллан: Доспехи Осколков
РЛ: Не менее важно, чем сами стремена, то, как они поддерживают громоздкие магические доспехи.
БС: Для тех доспехов мне все еще были нужны магические лошади, но хорошо, что у меня есть магически усиленные доспехи и я могу сделать так, чтобы все вместе заработало. Еще одна важная особенность Рошара, о которой нужно помнить, – это ускорение свободного падения 0,7 g, что очень помогает в подобных случаях. 70% от земной гравитации.
РЛ: Ага, похоже, что с нашей гравитацией трудностей было бы гораздо больше.
БС: Несомненно, трудностей было бы больше. Фактически, когда они улетят с планеты и отправятся куда-то вроде Скадриала, где гравитация равна земной, это станет для них непростым испытанием.
РЛ: То есть вот что нас ждет?
БС: В конце концов, но не скоро.
РЛ. Я тут подумала, значит, когда история Космера начнет подходить к концу, будет что-то типа межмировых битв или?..
БС: Это все в работе.
РЛ: Не дадите сразу же каких-нибудь намеков относительно теорий?
БС: Можете придумывать какие хотите теории, но я ничего не скажу.
РЛ: Что ж, вполне справедливо. Но я не могла не попытаться.
БС: До этого еще много книг.
РЛ: Да, полагаю ждать еще несколько лет.
БС. Да.
РЛ: Вы написали много книг, вы пишете уже давно. На данный момент вашей карьеры стало ли это больше похоже на работу, чем на забаву?
БС: Нет. Я рассказываю истории, и ощущения прежние. Как вы, должно быть, помните, к моменту моей первой публикации я занимался писательством уже десять лет. Я писал и следующие десять лет, поэтому тот перелом произошел всего лишь в середине моей карьеры. Я по-прежнему занимаюсь тем же, что и раньше, – бросаюсь писать новые дурацкие истории, когда они приходят мне в голову.
Думаю, вам следует начать беспокоиться, когда я перестану это делать – когда, например, мне в голову перестанут приходить всякие странности, которыми я занимаюсь вместо того, чтобы писать новую книгу, или когда я решаю, что напишу две книги «Рожденного туманом», потому что для второй у меня есть великолепная идея. Начинайте беспокоиться, когда я перестану так себя вести. Поэтому если вдруг я начну писать том за томом «Архив штормсвета», как вы все хотите, тогда у нас действительно проблемы.
РЛ: Или когда вы едете на конвент и не играете в «Магию». (Magic – настольная карточная игра, в основу которой лег цикл литературных произведений в жанре фэнтези. – Прим. пер.)
БС: Ага, если я не играю в «Магию», не ждите ничего хорошего!
РЛ: Думаю, все будут по-настоящему обеспокоены.
БС: Так я себя вознаграждаю за то, что посещаю конвенты, занимаюсь там рекламой и т.п.: иду играть в «Магию».
РЛ: Помню, когда вы были на «Поларисе» (Раньше «Торонто Трек», ежегодный конвент, теперь проводимый в Ричмонд-Хилл, Канада. – Прим. пер.), мы в качестве приветственного подарка оставили на вашей кровати в отеле колоду карт «Магии».
БС: Это был один из лучших подарков, которые я когда-либо получал.
РЛ: Рада, что вам понравилось.
БС: Я заплясал от радости, когда открыл их.
РЛ: Я пыталась избегать вопросов по «Колесу Времени», но у меня есть один. Нам нужно определиться... кто лучше понимал женщин: Мэт, Перрин или Ранд?
БС: Ого, кто лучше понимал женщин? Я скажу так: Перрин понимал свою женщину лучше, чем Мэт и Ранд понимали женщин, с которыми общались. Это логично?
РЛ: Логично.
БС: Я за Перрина. Хотя в конце книги Ранд вспомнил свое прошлое... нет, Льюс Тэрин ужасно обращался с женщинами, поэтому я не знаю. Я по-прежнему голосую за Перрина.
РЛ: Не потому ли, что он ваш любимчик?
БС: Нет, скорее это потому, что он лучше понимает человеческую натуру, несмотря на свою волчью половину. Или, возможно, как раз из-за волчьей половины он способен взглянуть со стороны на то, что творят люди, и уловить связь.
Когда вы сталкиваетесь с другой культурой, это заставляет вас лучше понять собственную. Жизнь в Корее помогла мне осознать некоторые глупости, присущие американцам. То же самое случается, когда вы учите иностранный язык и вдруг начинаете лучше понимать родной. Думаю, из-за того, что Перрин узнал мир волков, ему открылась возможность взглянуть на людей в перспективе, недоступной никому другому. Вот что я имею в виду и этого и буду придерживаться.
РЛ: Вы не против, если я задам еще вопрос по «Колесу Времени»? После «Памяти света», где Мэт потерял свою удачу, он все еще та'верен?
БС: С моей точки зрения... Я не говорю, что знаю точно, потому что Роберт Джордан не упомянул об этом в заметках, по крайней мере, я этого не обнаружил. С точки зрения Брендона... как очень продвинутого и осведомленного фаната, но не как автора цикла, я думаю, что Мэт сохранил удачу, но часть ее потерял. То есть удача – его врожденная особенность, исходя из того, что Героям Рога он известен как Игрок. Удача и азарт сопутствовали ему во всех его прошлых жизнях, и я думаю, что он в некоторой степени обладает ими естественным образом. Когда он был та'верен, его удача усилилась и проявилась, но и сейчас она у него осталась.
РЛ: Мне это было любопытно.
БС: И я даже не знаю, он все еще та'верен или нет.
РЛ: Помню, как в одной из книг они говорили, что не всю жизнь были та'верен.
БС: Думаю, он ожидает того, что больше не та'верен, но к концу цикла из троих именно он по-прежнему в центре мировой политики. Если кто-то из них останется та'верен, то это будет он.
РЛ: Вполне справедливо. А теперь глупый вопрос. Если бы вы были картой «Магии», то которой из них?
БС: Если бы я был картой «Магии», то которой из них? Э-э... Я не знаю. Был бы сине-белой или однотонной белой.
РЛ: Почему?
БС: Наверное, моя личность сине-белая. Я имею в виду, что я вполне добропорядочный мормон. Для добропорядочного мормона трудно быть кем-то, кроме белого. Добавьте к этому, что я профессиональный писатель. Цвет рассказчика явно синий – он может быть красным или синим, но я не слишком импульсивен. Поэтому я выберу сине-белый. Мне нужно посмотреть, какая именно из сине-белых карт, но я определенно сине-белый.
РЛ: Замечательно, спасибо! Было приятно снова пообщаться с вами. Наслаждайтесь конвентом.
Статья с сайта издательства "Тор", в котором выходят романы Б. Сандерсона.
К.Р. Харт. Каладин Благословленный штормом
КосмерБрендона Сандерсона − это грандиозная, всеобъемлющая концепция, приводящая в движение структуру повествования его работ, и хотя на первый взгляд она может казаться незамысловатой, ее тесные переплетения и взаимосвязи прослеживаются во всех его книгах, особенно по мере продвижения циклов.
Итак, начнем. Сперва вопрос: что же, черт побери, такое Космер?
Космер возник примерно так: давным-давно существовала уникальная сущность, известная под именем/титулом Адоналсиум. Судя по тому немногому, что нам известно, это была торжествующая сила жизни и творения. Но что-то случилось, и Адоналсиум разлетелся на шестнадцать осколков, каждый из которых содержал единственный аспект космологической ДНК и мощи Адоналсиума, сочетающий одновременно позитивные и негативные стороны.
При Расколе Адоналсиума присутствовали шестнадцать индивидуумов, которые подобрали оставшиеся после катастрофы Осколки и приобрели безмерную силу, по существу поднявшись до божественного уровня. С этой новообретенной мощью Держатели Осколков отправились делать то, что делают боги.
С направляющей их сознательностью многие Осколки начали Вкладывать свою магию и влияние в определенные планеты или людей. Каждый Осколок затронул планету способом, позволившим конкретным личностям приобрести собственную индивидуальную магическую силу. Иногда магия Вкладывается в окружающую среду, как в случае со Слезами Эдгли в Warbreaker («Сокрушитель Войн») или сверхштормами, проносящимися через Рошар в цикле «Архив штормсвета». (Примечание переводчика: Слезы Эдгли – цветы, которые разводят на плантациях ради получения красителей. На Налтисе магия подпитывается цветом.) В других случаях сила действительно представлена в индивидуумах, и им необходимо только топливо, чтобы ее активировать (поджигание металлов в «Рожденном туманом»).
Космер Сандерсона − это вымышленная вселенная, она гораздо больше, чем просто одна или две планеты; она включает в себя солнечные системы и даже галактики. Она полностью отделена от Земли, поэтому действие некоторых книг или историй Сандерсон помещает на некую версию Земли (цикл «Реконеры», «Ритматист» и т. д.), не имеющую ничего общего с Космером.
На чисто космологическом уровне этот сеттинг − полная потенциала огромная площадка, где герои из разных книг и планетных систем могут встречаться и взаимодействовать друг с другом, что они уже делают и будут делать. Действие всех книг Космера разворачивается на разных планетах, системах и галактиках, и с помощью различных методов уже происходят межпланетные пересечения между определенными персонажами. По мере того как Сандерсон будет продолжать эту эпическую историю, взаимодействия будут усиливаться, приводя к некоторым интересным результатам.
В качестве чуть более абстрактного замечания очень важно отметить, что в Космере существуют три сферы бытия: Физическая реальность, Когнитивная и Духовная. Все сущее имеет свои аспекты в каждой реальности. Физическая реальность − это мир, в котором вы сейчас находитесь, Когнитивная − это сфера мыслей и намерений, и именно в ней можно путешествовать между планетами (учитывая некоторые вышеупомянутые встречи в разных повествованиях). Духовная дана только намеком, но похоже, что она является некой разновидностью загробной жизни. На данный момент об этих реальностях известно не очень много, но по мере того, как герои Сандерсона узнают все больше и больше, они могут получить ключи к некоторым очень интересным возможностям.
Итак, у нас есть различные богоподобные существа, спаянные с фундаментальными силами Космера ради их собственных целей и любознательности. Все это звучит хорошо, но, как всегда, есть один нюанс: чем дольше у человека Осколок, тем сильнее он подвергается его влиянию. Держатель Осколка Разрушения мог быть хорошим человеком до того, как его взял, но спустя многие тысячелетия он буквально становится Разрушителем, единственный аспект Осколка заставляет его полностью принять путь разрушения, жестокости и боли. Поэтому, хотя это влияние приветствуется в таких Осколках, как Охранитель, Честь и Культивация, оно может привести к катастрофическим результатам в Осколках, оказывающих более негативное или деструктивное влияние.
Ого, звучит интригующе. Но это просто обилие информации. Где же здесь настоящая история?
Ах, вы правы. На данный момент история выглядит так: когда Адоналсиум был расколот и разбит на шестнадцать Осколков, шестнадцать человек, присутствовавших при Расколе, взяли каждый по одному из этих Осколков и разошлись по разным планетам. Затем они принялись за работу, испытывая побуждение что-то сделать: создать жизнь, наладить магию, исследовать новые способности.
Кроме того, помните упомянутый выше нюанс о том, что чем дольше человек владеет Осколком, тем больше Осколок начинает доминировать над личностью, до тех пор, пока она по сути не трансформируется в этот Осколок? Ну тогда давайте я познакомлю вас с очаровательным парнем по имени Злоба, чей Осколок в своей основе заключает всепоглощающую ненависть и недовольство всем и всеми. Снедаемый величайшей ненавистью своего Осколка, Злоба решил, что других Осколков быть не должно, и, вместо того чтобы забрать их себе (а они могли изменить его личность и влияние его Осколка), он просто решил их все разрушить.
Не буду раскрывать все детали, опасаясь спойлеров, но нужно сказать, что Злоба несколько преуспел в своей непреклонной ненависти и развязал в Космере войну. Пока о нем мало известно, он только начал насаждать свое злобное влияние в «Архиве штормсвета», и я могу предположить, что по мере накопления информации о Космере мы узнаем, кем Злоба был до того, как захватил свой Осколок, а также о его мотивах и его падении.
Но погодите! Прежде чем вы решите, что все потеряно перед лицом громадной космической силы ненависти, вы должны знать, что надежда не умирает. Есть кое-кто, кто понимает, что происходит, и активно действует против Злобы – странный, остроумный, лукавый и могущественный человек по имени Хойд.
Хойд как Шут из "Архива штормсвета". (Фанарт с сайта coppermind.net)
Появившись в ранних книгах Сандерсона на едва заметных ролях, Хойд медленно перемещается в центр внимания Космера. О нем не много известно кроме того, что он может путешествовать с планеты на планету и, потенциально владея более чем одной системой магии, совершать Вложения. Кроме того, он невероятно стар − он присутствовал при Расколе Адоналсиума, хотя и не является держателем Осколка. Он знает, что на самом деле происходит в Космере и каковы ставки в этой игре, и прилагает усилия к тому, чтобы привлечь оставшиеся Осколки и Прыгающих по мирам (других могущественных носителей магии, которые, подобно ему, могут путешествовать между Мирами Осколков), чтобы они помогли ему остановить Злобу. Однако его конечной цели никто не знает.
Черт, звучит впечатляюще. Так что еще мне нужно знать, чтобы читать эти изумительные книги?
Ладно, я написал об этом раньше, но когда же дело дойдёт до самой сущности Космера? Не переживайте по этому поводу. Сандерсон все это описывает в глубинах своих историй, и для романов, которые сейчас выходят, вам, честно говоря, не обязательно знать, как работает Космер.
По мере чтения вы начнете видеть подсказки и больше узнавать о Космере, но не думайте, что не сможете наслаждаться книгами за их собственные достоинства, без того, чтобы выискивать в них глубинный смысл и взаимосвязи. Сандерсон намеренно пишет свои романы так, чтобы они были самодостаточными, и, хотя когда-нибудь в будущем читателям понадобятся более существенные познания в Космере и знакомство с ним, мы еще очень далеки от этого момента!
А что же произошло дальше?
Что ж, кто знает (кроме Сандерсона)? Нам, читателям, очень многое неизвестно наверняка, но есть куча больших форумов, сайтов и вики, пользователи которых стараются сложить имеющиеся ключи: существуют некоторые интереснейшие теории и крохи блестящих гипотез, пытающихся докопаться до сути, пока мы ждем следующие книги о Космере.
Что мы знаем, так это то, что Злоба продолжает вести войну против остальных Осколков, Хойд (по-видимому) пытается его остановить, а между ними у нас другие Осколки, Прыгающие по мирам и владеющие магией со всех планет Сандерсона, которые были или будут каким-то образом задействованы и которым в конечном итоге придется выбирать: выступят ли они против Злобы и его всепоглощающей ненависти или некоторые узнают в нем себя и присоединятся к его опустошительной войне против жизни?
Дайте ему время, и Брендон Сандерсон все расскажет.