Заметка для памяти. Что-то уже в третьем месте встречаю дискуссию по поводу различий магии и науки, НФ и фентэзи. Потому отставлю этот сборник цитат для памяти:
А вот что говорят сами Олди по этому поводу, в концентрированном виде:
цитата Г.Л.Олди
А вот расскажите мне -- чем магия отличается от науки?
Я не шучу, я серьезно спрашиваю.
Интересуют в первую очередь методологические различия.
...
Магический метод считается фундаментом магического познания и приобретения новых знаний на основе физических доказательств.
Маги предлагают объяснения природных явлений в виде теорий, основываясь на наблюдениях, гипотезах и дедуктивных предположениях. Магическая теория должна отвечать принципам Оккама, верифицируемости и фальсифицируемости. Предсказания (прогнозы), сделанные на основе теории, проверяются экспериментом. Результаты любой достаточно убедительной теории должны быть проверены воспроизводимыми опытами. Если они оправдываются, то теория принимается. Магический метод представляет собой очень осторожный способ построения адекватной и доказанной картины мира. Последовательное применение магического метода отличает магии от лжемагии, религиозных построений, теорий, допускающих вмешательство внеземного разума и множества других форм мышления.
"Иначе говоря — магия это то, что работает."
Что не так?
...
Предположим, я маг. И делаю зелье от злых духов и незваных гостей.
Я беру аконит, семь капель воды из семи ключей, крошку рубина и лимонный сок. Беру посуду, не бывшую до того в употреблении, кипячу, смешиваю, варю, выдерживаю семь дней у окна, выходящего на юг...
Вопрос: где здесь человеческая душа и коллективное бессознательное?
Второй вопрос: чем это принципиально отличается от действий аптекаря? Химика? Провизора?
...
Магия, значит, для избранных. Волшебники-недоучки, колдуны-бездари не в счет.
А квантовая физика? Высшая математика? Нейрохирургия? Для любого, у кого голова на плечах?
Как по мне, магия -- воздействие на материальный мир через информационную среду при помощи нетрадиционных инструментов.
Для постороннего наблюдателя -- чудо.
Для того, кто владеет аналогичной методикой или хотя бы предполагает ее существование -- научное, объяснимое воздействие.
...
Далеко не каждый ученик чародея вырастает в Гэндальфа, Нихона Седовласца или Элифаса Леви. Но специфику вопроса он тоже понимает.
К вопросу о научной / ненаучной фантастике. Есть еще одно любопытное определение научной фантастики, которое лично нам, пожалуй, нравится больше других. "К научной фантастике относятся те фантастические произведения, в которых и автор, и герои произведения (хотя бы часть из них) пользуются научным методом мышления." Как на наш взгляд -- емко, изящно и точно.
При таком определении все становится на свои места: к примеру, произведения Лема, Азимова, Кларка, Стругацких, Беляева, Ефремова, Уэллса, Стросса, Дилэни и т. д. четко под это определение подпадают -- независимо от того, "научно-техническая" это фантастика, "научно-биологическая", "научно-социальная", "научно-лингвистическая", "научно-психологическая", "научно-философская" или еще какая. Метод мышления авторов и героев -- научный.
А творения, к примеру, "громыкоидов", исходя из этого же определения, к НФ никакого отношения не имеют: ибо хоть на тысяче страниц изойди на истерики и "психологические проблемы", научного метода мышления ни у автора, ни у героев/героинь не наблюдается даже рядом. Следовательно, к НФ -- никоим боком.
"По-моему, так!" (с) Винни-Пух.
...
Ага, а если эльф создан генетиками в лаборатории, а способности и свойства джинна объясняются теорией квантовых переходов?
...
А вот еще ситуация: в мире действует магия, живут разные расы, маги колдуют, некроманты поднимают мертвых, драконы летают, демоны шкодят и т. д. Но при этом магия научно обоснована, ее преподают в учебных заведениях, есть формулы, схемы, расчеты, разные магические дисциплины и специализации. Сдаются экзамены, защищаются дипломы и диссертации. Более того, магическая наука обладает предсказательной и комбинаторной силой: как и в любой науке, на основе базовых знаний и теоретических предпосылок можно предсказывать, открывать и корректно объяснять новые явления, эффекты и сущности, составлять новые заклятия и изготавливать артефакты с предсказуемыми на основе терии свойствами -- и т. д. Теория успешно проверяется практикой. Результаты воспроизводимы, а не являются случайными феноменами. Имеется также теория происхождения тех же демонов, объясняющая их возникновение, склонности и свойства, на основе этой теории разработаны действующие методики обуздания и уничтожения демонов...
Ну и так далее.
К какому направлению фантастики лично Вы отнесли бы такие произведения?
...
Ученые в тех мирах еще не дошли до такого уровня проникновения в глубины материи и структуры Вселенной, а авторских объяснений на эту тему в книгах нет, поскольку повествование ведется от имени героев (не важно, в первом или в третьем лице). Читатель может знать только то, что знает кто-либо из героев.
...
У них терминология совершенно иная (хотя есть и ряд общих с нашим миров терминов, но их не так много). Что вполне логично -- их мир и их наука развивались иначе, чем у нас. Но научный метод мышления и познания мира присутствует в полной мере.
...
Просто тамошние ученые еще не дошли до глубинных (на уровне тонкой структуры материи, элементарных частиц, кварков, квантовых переходов, комбинаций полей, спинов и зарядов частиц и т. д.) объяснений ада, рая, богов, ангелов, демонов и прочих явлений и сущностей их мира. Ну, не доросла еще до этого местная наука. Но она растет, и рано или поздно -- дорастет. Только термины для объяснения у них наверняка будут несколько иные -- что, на наш взгляд, вполне логично.
И как быть в этом случае?
...
В мире с иными законами природы, с иной космогонией и т. д. -- не только возможно, но и вполне естественно, и может быть научно обосновано с точки зрения ТАМОШНЕЙ науки
...
"На определенном этапе высокоразвитая наука становится неотличимой от магии." (с) Артур Кларк. И, кстати, вся современная наука выросла именно из магическо-мистических практик. Это, как говорится, "медицинский факт". Так что базовая методология у науки и магии -- одна. В итоге наука "из магии пришла, в магию и уйдет".
Фэнтезийные миры и магические системы, как показала практика, вполне можно конструировать, используя научный способ мышления, и наделяя тем же способом мышления героев книг. При этом вовсю используя в книге магию
...
Но что, если маг на самом деле применил некое управляющее модулирующее воздействие на уровне тонких полей, чем вызвал возникновение вполне научно объяснимой локальной антигравитационной линзы? Маг это объясняет по-своему ("Я воздействовал на поле мирогого эфира, вызвав его уплотнение в нужном месте, и теперь замок летает и не падает"), но на деле вся его магия имеет вполне реальное научное объяснение. Более того, он даже механизм действия своей магии достаточно правильно объясняет -- только в иных терминах. И что, от смены терминологии наука перестает быть наукой?
...
Да, это фэнтези. Но если при этом маг знает МЕХАНИЗМ своего воздействия: что на что воздействует, что происходит в результате, и главное -- ПОЧЕМУ это происходит, то магия уже превращается в науку. Со своей теорией и практикой, формулами, расчетами, теоремами, законами и их следствиями -- и т. д. Чем такая магия отличается от любой другой науки?
Нажимая выключатель, мы знаем механизм его действия: замыкается электрическая цепь, по проводам течет ток от электростанции, спираль электрической лампочки нагревается этим током, начинает излучать свет, и в комнате становится светло. Все понятно и рационально.
Маг произносит заклинание -- нужные слова (звуки) в нужной тональности и последовательности -- что вызывает совершенно конкретные вибрации мирового эфира в нужном месте. Эти вибрации разогревают фитиль свечи, свеча вспыхивает, в комнате становится светло. Все тоже понятно и рационально.
Ну, и где принципиальная разница (при условии, что существование мирового эфира, на который воздействует маг, является объективной реальностью)?
...
Цитатат: "Регресс науки обратно к магическим практикам и магическому мышлению будет означать упадок цивилизации, возвращение в дикость и первобытное состояние. Очень надеюсь, что я до этого времени не доживу."
Вы или поняли нас абсолютно превратно (точь-в-точь наоборот), или умело прикидываетесь, что не поняли. Мы писали не о регрессе, а о невиданном прогрессе науки. Когда наукоемкие технологии разовьются настолько, что их действие и внешние проявления будут неотличимы от действия и проявлений магии (волшебства). Т. е., все будет выглядеть, как настоящее волшебство, но волшебство это будет осуществляться на основе наукоемких технологий. Сказал пару слов или взмахнул рукой -- и стало так, как ты хочешь, появилось то, что тебе нужно -- и т. д. Чем не магия? А, к примеру, наноботов или комбинации полей, которые все это делают под воздействием управляющего процессора, реагирующего на голос и движение -- их не видно. Создается полное ощущение магического воздействия.
Так вот, чем это принципиально отличается от магии? Наличием того самого процессора, полей и наноботов? А если мы их не видим, не знаем, как именно они действуют или вообще не подозреваем об их существовании? А если все те же поля и частицы управляются голосом напрямую, без процессора? Ну вот развили люди в себе такие ментальные способности -- и могут уже и без процессоров обходиться? Что тогда? Что это -- наука, магия, или уже что-то третье, синтетическое?
10 августа 2010 года, то есть завтра, вступают в силу поправки к Федеральному закону о ФСБ, вызвавшие в середине лета массу споров.
...
Одним из самых спорных положений закона стала данная сотрудникам ФСБ возможность предупреждать еще не совершенные преступления путем вынесения предполагаемому нарушителю официального предостережения. Поскольку на сегодняшний день подобные методы лучше всего описаны в фантастической литературе, Forbes попросил ведущих российских писателей-фантастов прокомментировать законодательные нововведени
...
Сергей Лукьяненко
Я не являюсь специалистом в сфере законодательства, но сравнение закона с «Особым мнением» Дика представляется мне несколько некорректным. Напомню, что в рассказе Филиппа Дика речь идет о НАКАЗАНИИ за ПРЕСТУПЛЕНИЕ, КОТОРОЕ БУДЕТ СОВЕРШЕНО, ДО МОМЕНТА ЕГО СОВЕРШЕНИЯ. Данная ситуация, разумеется, фантастична и возможна лишь в мире, где доступно предвидение будущего или путешествия во времени.
Что же касается приведенной поправки, то она говорит о ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИИ, выносимом лицу, которое преступления не совершило, но своими действиями создает условия для его совершения. Например, начальник пожарной охраны, чьи действия могут привести к пожарам и гибели людей получает данное предостережение. Или лицо, причастное к государственным секретам, получает предостережение, если возникает опасность разглашения данных секретов. И так далее. Институт предостережения является частью общепризнанных и используемых в той или иной форме во всем мире мер административного воздействия.
В конце концов, как хорошо известно даже из фильмов «Рожденная революцией» и «Место встречи изменить нельзя», основными задачами правоохранительных органов являются раскрытие и ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ преступлений. Если вынесенное предостережение позволит человеку не совершать преступления, а, напротив, остаться законопослушным гражданином, то это будет важным демократическим завоеванием и позволит защитить личные права и свободы граждан
Сергей Лукьяненко номинирован на литературную премию имени Александра Грина
Обнародован список соискателей российской литературной премии имени Александра Грина в 2010 году, учрежденной Союзом писателей России, правительством Кировской области, администрациями г.Кирова и г.Слободского.
Московский писатель Сергей Лукьяненко, как автор «Холодных берегов», «Рыцарей сорока островов», «Мальчика и тьмы», «Спектра», цикла «Дозоров» и др. произведений представлен к премии Союзом писателей России и Российским детским фондом.
В списке соискателей также новгородцы Иван Егоров и Анатолий Карпов, патриарх вятской прозы Владимир Ситников и Геннадий Кучин из Зуевки.
Премия Александра Грина присуждается за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды. На соискание премии могут быть представлены авторы, как за отдельные произведения, так и за творчество в целом. Размер премии составляет 45000 рублей.
В 2010 году присуждение премии состоится 23 августа
За гриновскую премию поборются Владимир Ситников и автор "Ночного дозора" Сергей Лукьяненко
Стали известны имена претендентов на получение литературной премии имени Александра Грина, которую ежегодно вручают в областном центре. Всего в списке — 8 литераторов: два представителя Великого Новгорода — Иван Егоров (с повестью "Груша и говорящий скворец") и Анатолий Карпов ("Кирюшкины рассказы"); Геннадий Кучин (цикл рассказов "Картинки от Аринки") из Зуевки, кировчане Эмилия Блинова (стихотворение "Портрет Александра Грина"), Марионелла Пермякова (стихи и песни на "гриновские" темы), Алла Тарасова (песня "Мечтатели" и стихотворение "Читайте, люди!"). Среди самых известных кировчанам имен в списке номинантов — Владимир Ситников (все творчество писателя в целом) и москвич, автор "Ночного" и "Дневного дозоров" Сергей Лукьяненко (все творчество в целом). Не исключено, что именно между вятским классиком и фантастом развернется основная борьба.
Для финала в библиографии конкурса заведен отдельный цикл.
Состав судейского жюри:
Михаил Назаренко (Petro Gulak) — известный критик, филолог, преподаватель;
Алексей Караваев (Karavaev) — книготорговец и известный знаток фантаcтики;
Сергей Соболев (С.Соболев) — книготорговец и критик;
Алексей Грибанов (Вертер де Гёте) — главный куратор раздела библиографий на сайте;
Андрей Зильберштейн (Dark Andrew) — книготорговец, критик и куратор новостей книгоиздания на сайте;
Илья Суханов (suhan_ilich) — критик, администратор и модератор форума на сайте;
mastino — самый строгий модератор на сайте, куратор раздела отзывов.
Продолжают работу Приз зрительских симпатий (жду в личку название лучшего рассказа от любого зрителя) и "Злобный критик" (может послиять на результат голосования судей)
К данному сообщению прикреплен архив с текстами рассказов-финалистов.
Убедительная просьба всем участникам финала — отпишитесь мне, пользуетесь ли вы правом 8.4 по отводу 1 или 2 судей для оценки своей работы. И если желаете воспользоваться — то каким судьям даете "отвод".
Окончание голосования судей и зрителей — 16 августа.
Подведение итогов и чествование победителей — 20 августа.
PS. За деанономизацию и несвоевременное голосование из голосования за Приз зрительских симпатий исключаются следующие рассказы:
(Олди раздаются не потому, что не нужны, а потому, что есть более качественные издания и хочется от "Нити времени" избавиться в пользу ШОФ/Гигантов фантастики/БСРФ или "Триумвирата" (мячты, мячты :)))