fantlab ru

Терри Пратчетт «Мор, ученик Смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
3837
Моя оценка:
-

подробнее

Мор, ученик Смерти

Mort

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 180
Аннотация:

Деревенский парнишка Мортимер (или Мор) родился, как говорится, не от мира сего. На отцовской ферме ему явно нечего делать и родитель решает отдать сына учиться ремеслу. По иронии судьбы, наставником оказывается сам СМЕРТЬ. Через некоторое время УЧИТЕЛЬ, решает что ученик достаточно подготовлен и берет первый в своей жизни выходной. Но дела у Мора идут на перекосяк...

Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Смерть»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 1987

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

номинант
Мраморный фавн, 1998 // Переводная книга

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (Великобритания, 1987)

Похожие произведения:

 

 


Мор - ученик Смерти
1998 г.
Мор, ученик Смерти
2001 г.
Мор, ученик смерти. Мрачный жнец
2003 г.
Мор, ученик Смерти
2006 г.
Мор, ученик Смерти
2007 г.
Мор, ученик Смерти. Мрачный Жнец
2014 г.
Мор, ученик Смерти
2017 г.
Мор, ученик Смерти
2018 г.
Мрачный Жнец
2018 г.
Мор, ученик Смерти
2019 г.
Мор, ученик Смерти. Мрачный Жнец
2020 г.
Мор, ученик Смерти
2020 г.
Мор, ученик Смерти
2023 г.
Мор, ученик Смерти
2024 г.

Аудиокниги:

Мор, ученик Смерти
2011 г.
Мор, ученик Смерти
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Mort
1988 г.
(английский)
Mort
2013 г.
(английский)
Mort
2013 г.
(английский)
Морт
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бескомпромиссный косарь

***

«Мор, ученик смерти» — роман Терри Пратчетта, открывающий новый подцикл «Смерть» в огромном цикле «Плоский мир». Если вы читаете эти произведения целостно, то есть циклами, то к этой книге вы уже не раз встречались со… Смертью. Такой вот расклад.

…Мор – несуразный молодой паренёк. Родители решили пристроить его к делу, поэтому Мору предстоит стать подмастерьем. Кто же возьмёт его в ученики? Волею случая Мор попадает подмастерьем к... Смерти. И на удивление он хорошо справляется. Пока однажды Мор не решает пойти вопреки всем правилам…

Пожалуй, «Смерть» – это один из самых ожидаемых подциклов «Плоского мира», если читать целыми подциклами. Во-первых, Смерть уже появлялся не раз и оставил весьма занятное впечатление. Хотя бы тем, что Смерть в «Плоском мире» принадлежит к особям мужского пола. Во-вторых, выбранная тематика – её величество смерть. И не абы кто её исследует, а Терри Пратчетт! Потягаться в уровне ожиданий со «Смертью» может разве что «Городская стража».

Герои. В этом романе ровно два главных героя – Мор и Смерть. Мор с первых строк располагает к себе. Да, он нелеп и несуразен, но лишь на первый взгляд. На деле же он любознательный, довольно умный и честный парнишка. Смерть – антропоморфная персонификация. Мрачный жнец. Проводник душ. И ГОВОРИТ ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Здесь он предстаёт костяком авторитарности. Его слово – ЗАКОН. Есть и несколько второстепенных героев. Это Изабель и Альберт. Изабель – дочь Смерти (ха-ха), а Альберт – прислуга в доме Смерти. Изабель – та самая девчонка из американских фильмов, которая сперва хейтит главного героя, а потом западает на него. Короче, Хельга из «Эй, Арнольд». Альберт – эдакий дворецкий, который может ответить хоть на какие-то вопросы.

Мир. Роман «Мор, ученик Смерти» интересен именно миром Смерти. Поскольку Смерть уже появлялся, то флёр вокруг него только нарастал. Не сказать, что Пратчетт углубился в тему мира Смерти, но кое-какие вопросы получили свои ответы. Читатель узнает о книгах жизни, о жизнеуказателях, о лошади Смерти.

Что сказать о недостатках? В романе отсутствует антагонист. И нет, это не недостаток как таковой. Пратчетт справился и без антагониста. А вот с чем он не справился, так это с целостностью и структурой книги. Первая половина оказалась весьма интересной. Идея ученика Смерти, законов смерти как таковой, последствия нарушений – здорово! А вот то, во что это вылилось после – привычный Терри Пратчетт. Почти все его романы заметно проседают к финалу. Яркий пример: «Ведьмы за границей». Камео Ринсвинда особо не стреляет. В «Волшебниках» этот герой выглядит ярко и задорно. Здесь – неймдропинг ради неймдропинга.

Заключение: хороший роман для начала подцикла. Лучший? Вряд ли. Но уж точно самый необычный и любопытный к данному моменту (если читать подциклами) из числа открывающих истории. И уже на второй книге («Мрачный жнец») становится понятно, что Пратчетт решил не делать Смерть полноценным протагонистом. Вероятно, в каждом романе подцикла будет свой главный герой, который видит\сталкивается\противостоит Смерти.

8 Смертей из 10.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все по классике. Начать читать «Цвет волшебства», забросить на первой главе. Прочитать спустя какое-то время «Мора», проникнуться циклом.

Уже на первой главе «Мора» поймал себя на мысли, что понять полностью авторский текст не позволит перевод, незнание каких-то произведений, естественное упущение событий на момент издания, модных тем. Но Терри Пратчетт создал книги что все равно могут проложить дорожку фантазии и юмора в любом случае.

Это действительно знаковая книга для жанра, для цикла. Некая точка входа в цикл, потому что написана хорошо, доступно. И вряд ли возможно сказать что-то новое про данный роман. И современники, и критики, и читатели уже сказали свое слово.

Однако хочется сказать, что книга далеко не без греха. В первую очередь юмора очень много, удивительный укор. В ней много шуток и как уже сказал ты понимаешь что часть проходит мимо тебя. При этом мне кажется, что часть серьезных тем просто теряется на этом фоне. Теряется серьезность ситуаций, персонажей. Это чисто дело вкуса, однако. С другой стороны это придает книге легкость, и ненавязчивость философии, не дает роману вес некой морали и «сурьёзных» дум.

Второй момент, не сильно любимый мной прием автора напоминать читателю что он всего лишь читатель. Зачем так делать на совести автора. С этим ничего не поделать, приходится каждый раз вздыхать и продолжать чтение. Но ко всему этому для чего-то сделаны сравнения с титаниками, тостерами, плеерами и прочее. Очень сильно рушит погружение в чтение, сильно нарушает ритм и теряется фэнтезийность. Возможно это такой юмор, возможно это пародия на что-то другое, может быть даже на себя. Но чисто для меня это ломало погружение.

Еще один момент. Рояли из кустов. Если включить персонажа сходу в текст, сделав даже сноску и пошутить еще и в сноске. Этот прием хороший и даже сейчас выглядит инновационным. То классические рояли в финале портят сам финал и общее впечатление от главного героя — Смерти. В общем-то о нем хочется сказать. Он классный, харизматичный, вызывающий симпатию с первой же страницы и собственно для меня это проводник в Плоский мир. Однако... местами противоречит собственным правилам. Он не вмешивается, угу, поверить в это сложно если учесть что в «Цвете волшебства» подал свечу из-за которой сгорел город. Вмешивается в жизнь Мора и прочих. Тут все ок. Но самая главная претензия — свалить в закат. Тысячи, миллионы лет, исправно нести службу и дать маху. Мор совершает ошибки просто потому что человек, и приступил к своим обязанностям без тест-драйва. Смерть не наблюдал, не проверял как будет исполнять ритуал Мор. Почему-то это вызывает диссонанс. Еще раз: на одной чаше весов миллионы лет службы, на этой же чаше не только сам ритуал но и поддержка равновесия, и про это Мору не сказано ни слова, а на другой чаше нетерпеливость, гнев что все пошло не так. Ну так кто виноват? Что за претензии, что невозможно отдохнуть? Понятно, что это сделано ради сюжета, конфликта но эти костыли так отчетливо видны, не просто видны, а сами лезут во внимание. Как-то уже не смешно. Хороша шутка, ничего не скажешь (сарказм если что).

На этом фоне больше симпатии вызывает сам ученик. Мора списали из-за его характера и неуклюжести. От страницы к странице он развивается, меняется, становится увереннее. Но при этом остается верным себе — любознательным, дружелюбным. И очень жаль что его становление сломано в финале роялем, богом из машины. Очень жаль, что Мор не будет появляться в цикле часто как сам Смерть. Печально наблюдать как неплохой персонаж идет в расход ради шуток, ударов в пах, богам из машины просто потому что нужно оставить Смерть на своем месте и как-то закончить роман.

Но в книге есть немало неплохих моментов. Неплохие шутки которые вызовут улыбку. Неплохие сцены, которые запомнятся. Самое главное — легкий, авторский слог, хотя тут нужно делать оглядку из-за перевода. И само мироустройство Плоского мира очень симпатичное. Как минимум интерес прочесть несколько книг остается.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю я далеко не первый, который познакомился с автором и с циклом по этой книге. (Первую его работу читал в соавторстве -«Благие знамения») Долго ходил вокруг да около, в итоге решил, что мне будет интересен ироничный мир фэнтези с характерным юмором. Как я ошибся, взяв пару книг по циклу. (Смерть) Сюжет как оказалось не примитивен, текст качественный, но совсем не мое. Я не мог понять где должно быть смешно, меня никто не заинтересовал из представленных героев, мне становилось скучно от страницы к странице, и вскоре чтение превратилось в пытку. Знакомство с автором пожалуй продолжу, но сделав перерыв, и совсем с другим подциклом.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я необычайно рад, что прочел этот роман, потому что понял, что Терри Пратчетт — абсолютно не мой писатель. Впрочем, это было понятно еще в 2008-м, когда я за счет вау-эффекта довольно шустро проглотил роман «Цвет волшебства», а второй роман — «Безумная звезда» — мусолил-мусолил, да и бросил. Возраст и книжный опыт взаимодействия с сэром Пратчеттом не наладили, но я ни в коем случае не хочу сказать, что роман плох. Скорее уж наоборот.

Начнем с банальностей: Пратчетт просто мастерски пишет. Прекрасный образный слог, богатый и густой.

Продолжим банальностью: Пратчетт необычайно оригинален, причем, не только в миропостроении, но и в диалогах и юморе. Собственно, за иронию-то его многие и любят и знают именно по ней.

Роман «Мор, ученик Смерти» рассказывает про юного паренька, который из всех ремесел нашел себя в том, чтобы быть подмастерьем Смерти. Смерть делегировал ему свою работу, а сам решил в кои-то веки отдохнуть. Стремление Мора уберечь жизнь одной из героинь привело к раздвоению реальности: первая реальность — где героиня жива, а вторая — где мертва, поскольку мироздание суть штука неповоротливая и не привыкшая к столь ярым вмешательствам в нее. И вот эти две реальности сталкиваются, возникают проблемы и прочее, прочее.

Я попробую пройтись по критериям, а потом выскажу общее мнение.

Начну с юмора: его тут много, он везде, и, на мой взгляд, в этом проблема. В диалогах, поступках и в принципе почти на каждой странице видно, как всё строится в угоду шутеек, иронии, вау-эффекта. От этого закономерно страдает логика, персонажи поголовно превращаются в идиотов, а роман не особо-то и торкает серьезными поднятыми темами, поскольку впечатление создается сугубо комедийное. Смехреночки здесь очень нарочиты, но, не скрою, иногда действительно попадаются смешные шутки и забавные ситуации, от которых не улыбнуться невозможно. Например, очень забавен сам факт того, что Мор, встретившись с настоящим Смертью, испугался. Но испугался он потому, что не испугался.

Да, Смерть тут мужского рода и разговаривает исключительно капслоком. За капслок отдельный респект. Капслок несет магическую эстетику, отчего любая написанная фраза предстает как-то по-другому. Смерть — дико колоритный и харизматичный персонаж. Он фигурирует во многих романах автора, и эпизоды с ним для меня всегда были самыми крутыми. Ну и, понятное дело, Смерть полюбился многим.

Странное дело: роман небольшой, всего-то под 300 страничек, но читалось очень, очень медленно. Я не знаю, почему. Причину так и не нашел. Пожалуй, просто лично мне тяжело читать такой жанр.

Текст местами густой, насыщенный на интересные факты о мире, местами размеренный, но словить волну и комфортно плыть по темпо-ритму мне не удалось. Может быть, текст просто очень красив, но подобраны не те слова или написано не столь цепляюще. То есть, я к тому, что пишет автор о любопытном и интересном, но, вероятно, не так любопытно и интересно. Может, так перевели. Может, это я привереда.

Если говорить о сюжете, то он не провисает, героев тут мало, все они так или иначе влияют на события, о них не забывается, локаций тут мало. Но мне как будто не хватило динамики и какой-то большей серьезности, не такой придурковатой. Но здорово, что за с виду очевидным ироническим пассажем частенько встречается нечто большее. Вот фраза: «Если вы бог, то поступать логически вовсе не обязательно». Просто потрясающе. И такой пример не единичный.

Через иронию же показаны все трудности и душевная боль Мора, которому выпала задача лишать людей жизни. Точнее, забирать их души. Благо, народ, видя откровенные страдания на лице Мора, всячески поддерживает его.

Ну и нельзя не вспомнить про злободневную шуточку от автора про особую форму демократии в стиле «один человек — один голос». Тем самым человеком является патриций, которому и принадлежит единственный голос.

Оригинальность: здесь можно встретить массу новых для восприятия штук, рвущих канон и шаблонные описания (это при том, что роман написан аж в 87-м году, а некоторые из современных авторов до сих пор пишут по одним и тем же лекалам).

Расколовшуюся на два варианта реальность я уже упоминал. Тут одна реальность накатывает волной на вторую, и эту волну можно увидеть. Кстати, этот момент очень классно и даже практически с научным обоснованием показан в тексте. При этом, теория еще и фантастически мила и сказочна. Персонаж, который на следующий день после своей смерти должен быть мертв, ЖИВ. И реальность не может этого воспринять. Никто с персонажем не здоровается, его игнорят, когда тот появляется, и вообще всё неправильно.

Или вино из обратнолетнего винограда, который во времени растет задом наперед: похмелье наступает утром перед употреблением вина.

А про Смерть тут могут сказать так: «Он подумал ко мне жалость», объясняя это тем, что у Смерти нет соответствующих желез, чтобы жалость ИСПЫТЫВАТЬ.

Свет здесь ленив и неспешен, не так шустр, и накатывает на мир неспешными волнами, а некоторые области могут даже этот свет накапливать.

Терри Пратчетт довольно смел, чтобы посреди разговора внедрять персонажа, которого поблизости не было, а в сносках обосновывать это так: «Это был кинематографический прием, перенесенный в печатное произведение».

Язык, стиль: образный, певучий, приятный, но при этом излишне многословный, разжевывающий, долго запрягающий. Но он не лишен своих красивостей: «воздух приобрел плотность и жирную глицериновую вязкость».

Или еще: «Маятник медленно раскачивался, распиливая время на мелкие кусочки».

Что конкретно раздражало, так это постоянные сравнения с технологичными штуковинами: плееры, самолеты, титаники. Фишку я так и не понял, почему это сделано. Но сеттинг и антураж подламывало.

Герои, откровенно говоря, не впечатлили, и Смерть их всех перекрывает. Слава богу, что Смерти уделено много времени, иначе, боюсь, я бы совсем заскучал. Отрадно видеть, как Смерть, отдыхая, узнает людей ближе, познает счастье отпуска, забав и развлечений, но всё равно остается несчастным, поскольку его никто никуда не приглашает и не зовет. Ну а кто будет звать Смерть?

По итогу: это хороший роман. Хороший писатель. Хороший мир. Это нестандартно, необычно, нетипично, где-то мозголомно, со сломом шаблонов, с высмеиванием оных.

Есть подозрение, что ироническое фэнтези — просто не моё. Не мой жанр в принципе. Вот и всё. Это относится и к Асприну, и к испорченному напрочь переводом Джиму Батчеру и его «Архивам Дрездена». Лишь поэтому (и по причинам выше) я ставлю 7 баллов из 10, потому что это субъективщина и я могу.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мортимер или просто Мор, вместе с отцом отправляется на рынок труда, чтобы найти свое призвание в жизни. Юноша стоит до поздней ночи и уже всех разобрали, а вот его в ученики что-то никто не хочет брать. Но вот, слышен стук копыт — прибыл СМЕРТЬ и предлагает Мору стать учеником Смерти. Мор соглашается и вместе со Смертью отправляется сначала в Анк-Морпорк, а следом и во владения Смерти, где обучается прислуживать Смерти и быть его заменой, ибо Смерть устал от работы и ему нужен небольшой отпуск.

С творчеством автора я знакома по Тиффани Болит и мне нравится, как он пишет. И где-то до середины книги мне очень нравилась эта книга. История очень ненапряжная, юмора много, правда он не всегда был понятен (вообще с сатирой у меня плоховато дело). С Мором и Смертью происходят разные ситуации, где-то забавные, где-то миленькие. Смерть с котенком и в фартуке — это просто нечто.

Смерть вообще очень колоритный и запоминающийся персонаж. Представляю, как автор наверно мучился, чтобы передать мимику Смерти. Читать произведение посвященное ему — одно удовольствие. Очень мне импонировала одна из главных сюжетных мыслей, что люди не замечают того, что не хотят видеть.

Но после серединки, ближе уже к концу, как-то стало скучновато и юмор уже не тот, что в первой половине книге... Нет, в итоге то мне понравилось, но не так чтобы кричать браво, великолепно, хочу продолжения! Очень милое фэнтези с добротным юмором. Естественно, буду дальше читать цикл про Смерть, но не в ближайшем будущем. Пратчетта нужно читать дозировано..)

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Терри Пратчетт. Как много и как часто я о нем слышала с тех пор, как пришла на лайвлиб. Слышала исключительно хорошее. Что он пишет уникальное, весёлое , особенное фэнтези, что его книги полны тонкой иронии, а истории оригинальны и не шаблонны. Это правда, но никогда не стоит списывать со счетов личных тараканов читателя, или, по-простому, — вкусы, взгляды на жизнь и моровосприятие.

Истории Пратчетта оригинальны тем, что он описывает сказочный мир, помещая в него вещи, которые там находиться совсем не должны, описывает события, про которые в сказках и классическом фэнтези обычно не пишут. Взять ту же печатную машину и выпуск газеты из «Цвета волшебства» или демократию в Анк-Морпорке, так иронично описываемую и упоминаемую в книгах цикла. Казалось бы, что сложного взять современный мир, добавить в него чуточку волшебства и вуаля — у вас готов шедевр, которого никто до вас не додумался написать. Но такими «шедеврами» полны полки русскоязычного фэнтези, где авторы, не особо утруждая себя, описывают современные нам общежития/академии/школы/институты и прочее, добавляя малую толику магии и фэнтези. У Пратчетта все намного качественнее и интереснее. В тоже время можно понять тех, кому такой подход не по душе.

Иронии в книгах тоже хватает, вот только не стоит забывать, что автор англичанин, и что юмор у этой нации специфический. Нет, ничего за рамки выходящего, он просто порой тоньше, незаметнее , и часто совсем не похож на юмор. Если, например, книга «Трое в лодке не считая собаки» вгоняет вас в тоску, и вы засыпаете уже на второй странице — смело проходите мимо. Хотя, я бы всё же рискнула составить свое мнение.

Моя история знакомства с Терри Пратчетом весьма терниста. Сначала мне в руки попала его работа в паре с Нилом Гейманом «Дурные предзнаменования». Эта книга порядком испортила мне и настроение и впечатления от авторов. Я не люблю , когда обыгрываются вопросы религии и веры в книгах, в том числе и в фэнтези, а тут все на этом строилось. Следующей ко мне в руки пришла книга «Цвет волшебства», с которой нив коем случае не советуют начинать знакомство с Плоским миром. Но у меня пункт — читать нужно с начала. И , если честно, хотелось доказать, что я другая и мне понравится. Увы. В «Цвете волшебства» я постоянно находила моменты, героев, которые очень сильно были похожи на тех , кого я встретила в Нижнем Лондоне Геймана, и почти всё время меня терзал вопрос — кто у кого списал? Я начинала и тут же бросала циклы про Смерть, ведьм, стражу. Плохая озвучка, скучное начало, а главное, я никак не могла уловить мелодию историй.

Спустя больше пяти лет я начинаю снова. Это не лучшая книга, прочитанная в жанре фэнтези. Она местами скучна и , порой, хочется закрыть ее и начать что-то другое, но если вчитаться, присмотреться и уловить мелодию истории — книга понравится. Ведь в книгах Пратчетта безусловно есть какая-то особая магия, нужно только постараться её рассмотреть.

Чуть не забыла самое главное. Слушала книгу в исполнении Александра Клюквина. То, что он шикарно читает книги, я убедилась ещё когда слушала Гарри Поттера, но вот то, что он поможет мне пересмотреть своё мнение к нелюбимому автору — это оказалось сюрпризом. Эта аудиокнига — маленький спектакль, где все роли исполняет единственный актер, причем вы про это забываете ещё в самом начале. Достойная работа.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не большой поклонник Терри Пратчетта, но есть что-то такое в его книгах... То, что завораживает и долго после прочтения не отпускает. Эта книга не стала исключением. При прочтении кажется, что это какая-то бредовая история про Смерть и различные анекдотические ситуации. Но черного юмора тут нет. Уже после прочтения, когда знакомство с книгой становится полным и окончательным, в голове начинают роиться мысли — о жизни и смерти, о любви, о власти и средствах ее достижения...

У Пратчетта Смерть довольно положительный персонаж. Он не убивает, а служит проводником души тех, чья жизнь подошла к завершению. Убивают люди. Именно людские пороки служат причиной смерти. А сам Смерть просто выполняет свою работу, регулярно повторяя, что справедливости нет. Но при этом, он довольно милосерден (о чем свидетельствует финал истории).

Да и остальные герои вполне достойные и колоритные личности. Мор — неуклюжий подросток, излишне занятый размышлениями, которому повезло стать учеником Смерти. Комичный, но довольно хваткий волшебник Кувыркс. Его противоположность великий волшебник Альберт, появление которого ставит на уши академию волшебства... Капризная и глупая принцесса Кели, добрая и мрачно-романтичная Изабель.

Вообще книгам Пратчетта идеально подходит его же цитата

«Собирая мир, Создатель выдал на-гора массу выдающихся, оригинальных и вообще прекрасных идей. Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило.»

(https://www.livelib.ru/review/1101817-mor-uchenik-smerti-terri-pratchett)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и многие, слегка споткнулась на «Цвете волшебства», который не смогла осилить. Не было неприязни, просто как-то не шло. Прочитаешь десяток страниц, отложишь и забудешь. Поэтому для нового захода на Пратчетта долго не могла собраться. Но узнала об, оказывается, известном хаке — начать читать не в хронологическом порядке. Выбрала «Мора», и шалость удалась.

Понравился юмор. Не просто хохма, а довольно изящный стиль. Улыбку вызывает и особое построение фраз, и персонажи, и сочетание несочетаемого. Но здесь найдется место и погрустить, задуматься об одиночестве.

Если вы любите котиков и вас не зовут на вечеринки, то эта книга для вас )))

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юмор Терри Пратчетта иногда откровенно смешной, а иногда лёгкий и очень тонкий и его надо, что называется уловить. А я вот как–то не часто обращаюсь к его книгам. И каждый раз, читая новую книгу спрашиваю себя:,, Почему? Почему редко читаю?'' Это же интересно, легко, позитивно, весело, красочно, содержательно, наполнено смыслом и моралью, бесподобными и неподражаемыми персонажами.

С этой книгой вышло даже ещё лучше. Александр Клюквин превратил её в спектакль. И вот они передо мной классные персонажи, которые день и ночь, и не только, творят историю Анк–Морпорка внутри и за его пределами. А эта история коснулась именно запределов. Просто одному очень занятому, трудолюбивому, мудрому и, как это не парадоксально звучит, не лишённому человечности персонажу, которого зовут Смерть, понадобился помощник. И он нашёлся, конечно же, на ярмарке вакансий, а где же ещё – ни мальчик, ни молодой человек, а Мор – это от Мортимер. И тут то всё и начинается...

Читая книгу, а вернее слушая, что в данном случае даже лучше, мне увиделась под маской лёгкого юмора а, нередко, едкой иронии, масса интересных мыслей о жизни и смерти, об отношении к неизбежному. О том, что предначертано, что вписано в судьбу, а что ещё можно исправить. И всё это Автор подаёт легко, без занудства, наставлений и нравоучений. Без показательного разбора.

И в очередной раз история, рассаказанная Автором, меня очаровала. История о том, как уставший от своей необходимой и бесконечной работы Смерть решил отдохнуть, испытать на себе все человеческие блага и взвалить свои нелёгкие обязанности на плечи своего молодого ученика. А ученик оказался неравнодушным. И что из этого получилось надо прочитать, это не передать словами. Начнёшь рассказывать получится скучно и не понятно, и не смешно. Поэтому глазками или прослушать. Здесь имеет значение всё, каждая мелочь, интонация, фразы, образы, картинки. Читать и получать удовольствие.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! На мой взгляд, в ней все идеально: объем, сюжет, персонажи, юмор. От романа не оторваться! Не важно какой жанр вы любите — каждый найдет что-то для себя. Как же хорошо, что еще так много непрочитанных книг Пратчетта в планах)))

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство со знаменитым циклом Терри Пратчетта я решил начать с подцикла «Смерть» ввиду обыкновенно падкого на оценки восприятия: весь цикл испещрен стабильно высокими балами, однако данный подцикл, вместе с подциклом «Городская Стража» (который я также собрал), — единственный, кто перешёл за границу 9-ти балов и вряд ли уже опуститься ниже. Конечно, число — это далеко не показатель качества книги, однако в испепеляющем желании познакомиться с Плоским Миром и нежелании в него углубляться раньше времени я нашёл данный метод самым верным для нахождения требуемых для покупки романов.

Что ж, первый роман из подцикла «Смерть», и первый роман из цикла о Плоском мире вообще для меня, а именно «Мор, ученик Смерти» мню прочитан, и что же хочется сказать по этому поводу... Ожиданий не было. Но, что удивительно, все они десятикратно оправдались, появившись во время самого прочтения этого превосходного фэнтези-романа.

«Мор, ученик Смерти» сперва выдаёт на суд читателю героя бесхозного и слабого. У него нет толковой мотивации к продвижению по сюжету. Вообще сюжета как такового в книге сперва нет. То есть даже не ясно изначально, за чем следить и за что болеть. Однако книга на данный первых парах умудряется привлечь иным, заставив читателя-таки досидеть до тех страниц, где, как говорится, всё «закручивается». Это нечто — интересный мир и описание роста героя, то бишь Мора. Нам показывают человека обыкновенного и, даже более того, не самого смышлёного и умелого. И этот самый человек попадает в такую ситуацию, в которой смышлёность и умелость очень бы пригодились. Эта ситуация абсолютно неординарная даже для мира, в котором он живёт — для Плоского Мира: он попадает в чертоги владений Смерти, Мрачного жреца и Повелителя душ. Попадает он в качестве его ученика, таким образом будучи вынужденным расти над собой и развивать себя. И читатель как раз следит за этим.

Этот приём не редок и используется на максимум в историях, где, например, люди из прошлого как-то попадают в будущее. Это — как таковые «гости не их времени и места». И на комичном взаимодействии гостей и времени, гостей и места строится знакомство с гостями, то есть героями, а также знакомство с местом. Это не имеет в себе должного сценария, но имеет в себе проникновение в мир как окружающий персонажей, так и представляющий самих персонажей. Именно это изначально завлекает в данной книге, которая позже уже даёт первый важный бит истории, от которого формируются цели Мора, главного героя. Цели для его возраста и воззрения на мир вполне обыденные и обычные, почему принять и понять вполне легко. Но по степени продвижения к этой цели, сам Мор меняется. И вот это изменение — дополнительный штрих на лик всей истории.

За его метаморфозами наблюдать — одно удовольствие. Знаете, по прошествии некоторого времени сам Мор начинает ощущаться как давний знакомый. Не шибко умный, не шибко строптивый и не самый ловкий. Однако близкий сердцу и какой-то правильный, что ли, по мировосприятию. Родственная душа, так сказать, за которую ты искренне держишь кулаки. И вот когда его умения преображаются, когда он сам преображается и это показывается не ленивым методом «герой думает о своих изменениях, текстом диктуя их читателю» (привет «Дезертир» серии S.T.A.L.K.E.R), а это примечается через его окружение, через изменение отношения к нему этого окружения, через его поступки, большую дерзость или более разнообразный слог в разговоре, через вот эти наитивные вещи, тогда ты чуть ли не прыгаешь от восторга, получая таковой дополнительный потенциал для изменения, да что там, самого себя. Это очень здорово, пусть сперва, к слову, и был небольшой «ленивый» момент перечисления. Но это, наверное, в силу характера, ибо сам Мор тогда ещё был предопределён к бахвальству. А после... Ох, а после — сами прочтите.

Взаправду, «Мор, ученик Смерти» следует прочесть. Это в некотором смешная, а в некотором грустная книга, в некотором это — театр абсурда, а в некотором — экзистенциальная постановка в этом театре, где со зрителем общаются на тему поиска своего места в жизни, поиска правды бытия и справедливости, любви и дружбы, предметно расставляя эти чувственные порывы на ткани сюжета, сперва перемешав их абы как дабы заинтриговать зрителя, дать сценарный толчок, который в завершении представляется крайне уютным финалом. Добрым, да, но таким правдивым. Таким, каким, кажется, и должен быть. Справедливым. Тем самым, которого искали главные герои, и предметность которого пытались осознать для себя иные персонажи.

«Мор, ученик Смерти» — глубокое и приятное чтиво, что само по себе — редкость. Правило «50-ти страниц» с ним работает туго (один аргументов, почему я лично не люблю это правило): после первых 50-ти страниц читатель может так и не заинтересоваться. Но достаточно зайти на просторы иных 10-20-ти страниц и всё, читатель уже часть этого неказистого, как-то плывущего сквозь время и пространство мира.

Отличная книга, где финал не очевиден, а герои преображаются до тех пор, что перестают даже воспринимать первичные идеалы как истинные, как необходимые. В «Заводном апельсине» Энтони Бёрджесс рассказывал о взрослении через призму гиперболизации реально существующего подросткового насилия. Он говорил об этом без прикрас, с бунтарским вкусом и шармом пышущей энергией молодости. Терри Пратчетт на эту же тему говорит иначе. Он говорит более интернационально, на больнее разномастную группу. Говорит всё с тем же шармом и энергией, но уже со своим вкусом: анекдотическим. Но знаете, таким анекдотом, который ты слушаешь, смеешься, а про себя думаешь: «а ведь это — правда». И в конце всегда такой финал, сам из себя сентенциозные выводы выводящий, что лишь немного их подтолкни и вот, ты уже весь в этих раздумьях о правде жизни, о правде собственных стремлений и путей, которые ты выбрал для того, чтобы до них дойти. Книги такого толка — необходимая черта, мне кажется, жизни человека... Я не просто доволен первым знакомством с романами Терри Пратчетта, я уже хочу сказать ему спасибо за то, что смог вернуть мне то, от чего, мне казалось, я давно ушёл. Спасибо.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненный парадокс: книга читается легко, сюжет радует своей оригинальностью, а герои — яркими образами и харизматичностью. Но при этом, стоит отвлечься на что-то другое и ловишь себя на мысли, что спокойно обходишься и без Плоского мира, и без особого желания поскорее узнать продолжение истории. Мне самой бесконечно жаль, что Плоский мир не запал мне в душу, не зацепил так, как цепляют порой менее известные произведения. Но это никоим образом не повлияет на мою оценку, ведь книга великолепна по своей сути. Возможно, когда-нибудь я еще вернусь к ее продолжению, когда душа будет просить сказки и встречи с таким нереально крутым персонажем (пожалуй, единственным миром, где ждешь встречи со Смертью)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один мой знакомый однажды выразился, что если вы не читали Пратчетта, то книга «Мор, ученик Смерти» вполне может стать дверью в его чудесный Плоский Мир. Именно так и вышло. Первое знакомство с автором получилось более чем удачным!

Смерть, устав от своей непростой, но очень нужной трудовой деятельности, решает подготовить себе преемника. Выбор падает на мальчика Мора. Именно ему теперь предстоит собирать души умерших, пока Смерть пытается понять, что же такого люди находят в алкогольных возлияниях, гастрономический изысках, танцах или рыбалке. Тут-то и начинаются проблемы ))

Я была наслышана о тонком пратчеттовском юморе, но все же не ожидала, что он настолько хорош! Неизбитый, легкий, тонкий и в то же время точный и емкий.

А какие персонажи! Разумеется, самым колоритным и запоминающимся вышел сам Смерть. Чего стоит ОДНА ЕГО МАНЕРА ГОВОРИТЬ! )) Но даже второстепенные герои вышли очень и очень запоминающимися.

Книгу буквально всю можно разобрать на цитаты. Если ткнуть наугад в любую страницу, то обязательно найдется фраза, которая заставит либо улыбнуться, либо задуматься. В общем, это было незабываемо )))

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь Смерти

Раз уж я решил открывать для себя Плоский мир строго по хронологии, то эта книга, являющаяся четвертой в рамках всего проекта и первой в цикле о Смерти, никак не могла обойти меня стороной. Второстепенный в первых книгах, но от этого не менее колоритный персонаж, наконец-то предстает во всей красе и даёт возможность узнать себя поближе.

Устав от своей тяжёлой и неприглядной работы, Смерть ищет себе преемника и находит его в лице неуклюжего, но далеко не глупого паренька Мора. Далее повествование состоит из двух сюжетных линий, неравнозначных по объему страниц. В одной — юный ученик постигает тайны профессии, находит друзей, влюбляется, параллельно подвергая мироздание катастрофической опасности, в другой — Смерть ищет смысл жизни, как ни парадоксально это звучит.

По правде сказать, с философской точки зрения вторая линия мне нравится куда больше. Наш костяной герой искренне пытается понять, в чем заключаются простые человеческие удовольствия и что такое счастье. Его поиски истины наглядно иллюстрируют самые тонкие моменты психологии людей.

Ещё одна интересная сторона книги — идея того, что же нас ожидает после того, как жизнь подойдёт к концу. Обычно произведения ведутся от лица тех, кто отходит в мир иной, здесь же нами представляется возможность рассмотреть эту ситуации с позиции тех, кто в мир иной отводит. Конечно, это не более чем догадки и фантазии, но мне нравится концепция, согласно которой каждого после смерти ожидает именно то, что он представляет еще при жизни.

Помимо философских моментов, книга может похвастаться отличным сюжетам, харизматичными героями и огромным количеством прекрасного юмора — все эти качества характерны для творчества великого Терри Пратчетта. В общем и целом — это прекрасное произведение, во время прочтения которого найдется время для искреннего смеха, задумчивого вздоха, затуманенного взгляда, направленного вдаль и улыбки от упоминаний старых знакомых.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Особенное для меня произведение, с личными ассоциациями. Умеренная фентезийность, легкий гротеск, уместный юмор без навязчивой комедийности и вульгарщины, запоминающиеся диалоги с тонким слоем философии. И пусть хотелось бы больше мрачных оттенков и «черноты», роман затягивает своей простотой подачи и приятной атмосферой.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх