Владимир Аренев «Вкус к знаниям»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человечество с вершин мысли и духа внезапно сорвалось в пучину дикости...
Место науки вновь прочно заняла религия, система образования деградировала. Воспиталище, в котором работает «занятником» главный персонаж, призвано дать «младым» хотя бы минимум знаний. Но сделать это нелегко — врождёные пороки и сознательные модификации тел привели к тому, что их внутреннее строение тоже изменилось. Как следствие — изменилась психика. Умные тут не в чести, младые приходят в аудиторию поразвлекаться. И те, кто использует в речи слишком много незнакомых слов, рискует вызвать в толпе агрессию...
Рассказ впервые опубликован в журнале «Мир Фантастики» №6 2008 г. Журнальная версия незначительно отличается от последующих (по просьбе редактора смягчены несколько выражений).
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Возвращение Ктулху», 2008 г.
— журнал «Мир фантастики № 6, июнь 2008. Том 58», 2008 г.
— сборник «Зобразіть мені рай», 2009 г.
— сборник «Мастер дороги», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kavarkad, 29 июня 2023 г.
Сперва показалось, что рассказ о вреде игрового образования и пологания на интернет.
Но кг/ам. Автор в второй половине съезжает в лавкравтщину, превращая рассказ в тупое и никчёмное развлекалово.
Manowar76, 7 мая 2019 г.
В итоге: шедевр получается, когда отступаешь от канонов. Стоило отойти от шаблона «свидетеля событий» и перенести действие в мир далёкого будущего, мир где правят Древние, как получилась лёгкая, шикарная, остроумная вещь с ударной концовкой.
AlisterOrm, 3 января 2018 г.
Я не читал рассказов Лавкрафта, и мне сложно оценивать этот эксперимент. Поэтому я зайду с чёрного хода...
Человечество вырождается. превращается в тупую, омерзительную массу мутантов, в которых уже нет почти ничего человеческого. Чтобы быть людьми, они должны быть погружены в мировую культуру, читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы... А они не могут. Они не способны, да и незачем уже. А учитель — лучше их? Нет. Обладая кое-какими знаниями, он хоронит их, прячет, предпочитая не давать им увидеть свет...
Хозяева... намёк на культы ясен — выращивают этих дегенератов как скот. Чтобы скормить... кому? Неважно. Весь мир здесь погружён в отчаяние, поскольку нет выхода, нет ничего — тупик. Культура и знание не нужны, не нужны и их носители...
В общем, атмосферный рассказ, который я, скорее всего, осознал не до конца.
Транд, 22 июня 2013 г.
Однажды в детстве мне довелось читать книжку о том, как людей вывели инопланетяне, а целью было создание какой-то примитивной детальки для сломанного космического корабля. И все это должно было выглядеть трагично. Но не выглядело, отнюдь. Человеческая простота героев той же книги перечеркивала эту трагичность. Каждая жизнь продолжала нести собственный смысл, а вот бессмысленные жизни, да, именно они в таком свете и делались трагическими. Так вот – в рассказе мне мерещится именно эта идея.
… «он сам тоже скажет им правду. Не этим, конечно, — другим, которые придут через год, два, десять. Когда-нибудь он наберется мужества и скажет…» Проблема в поколении, которому ни один учитель ни разу не осмелился сказать правду. Таким, какие они есть, в лицо. Я очень хорошо помню наших учителей, как в глазах у них мелькала та же мысль. И гасла. «Нередко Шахх ловил себя на том, что перестает вплетать в историю о Тоше что-нибудь познавательное. Все чаще он забывал значение редких слов». А вот на тебе, господин учитель ученика, который знает столько же сколько и ты. Справедливо? Справедливо. Длиннозубого было искренне жаль.
Я знаю, что не прав, но для меня это рассказ о том, что происходит с детьми, которым отказали даже в крупице этакой, как бы это сказать, душевной, человеческой, правды. Не великой истины, нет, а крошечной, но личной ее части, отдать которую – и значит быть учителем, тем более быть учителем в сложные времена. А иначе… иначе мы будем жрать, чавкать и ждать зрелищ. Развлечение – неплохой правдозаменитель.
god54, 14 октября 2012 г.
Из всех произведений автора этот произвел на меня довольно сильное впечатление по нескольким причинам. Первое, очень точно показана атмосфера современных школ и институтов. Кто преподает поймет это сразу. Уровень знаний, а особенно желание учиться напрочь исчезли у молодежи, равно, как и сами желания чего-то добиться, кроме простого потребительства. Второе, оригинальная концовка, нужно прочитать. Третье, известная, но пока слабо разработанная тема — вневременных хозяев Земли. А в целом вполне интересный и оригинальный рассказ.
Mo3k, 22 ноября 2011 г.
Очень достойное, я бы сказал оригинальное произведение. Мир захвачен Древними. Это же гениально и просто! И преподано довольно сытно, с размышлениями, своими идеями по миру Ктулху и прочими мелками вкусняшками.
Мрачное будущее. Не сомневаюсь, что по Лаврафту оно было именно такое. Хуже только, когда Ктулху проснется:)
Yazewa, 16 марта 2012 г.
Занятно, с удачно созданной атмосферой. Но концовка совершенно разочаровала. Словно автор, ухмыльнувшись, оборвал историю. Получилось неглубоко и неинтересно. А жаль...
alex1970, 2 января 2011 г.
Необычное произведение во вселенной «мифов Ктулху». Не ужастик, а мрачная антиутопия, показывающая очень страшный мир будущего.
Неожиданный подход к теме.
Читать было интересно, но уж очень мрачно автор переосмыслил идеи Лавкрафта.
darkseed, 16 июня 2010 г.
Жутковато-безысходный рассказ. Начинаясь как произведение на тему « ох уже эта молодежь — с каждым годом все тупее... «, во второй половине делает резкий « финт « и подводит нас к совершению невероятного открытия :
ridgerr, 9 октября 2009 г.
Идея интересная: Земля после захвата его разными лавкрафтовскими зверушками. Все вполне цивилизованно: людей не хватают на улицах тентаклевидные монстры и не утаскивают под землю с демоническим смехом. Зато построено множество храмов — Ктулху, Черной Козлице, Грибам с Юггота и, предполагаю, многим другим. Каждое божество помечает своих, чтобы никто чужой не сожрал. Главный герой — преподаватель, обучающий сильно выродившихся за это тысячелетие детей (кстати, подозреваю, что автор либо преподаватель, либо имеет кого-то из них в близком кругу. Описание детей, так сказать, аллегорическое, хе-хе), и новый мир, уже привычный всем живущим, показывается его глазами. Интересно, но недостаточно деталей и несколько путанно. А финальная фраза настолько неубедительна, что мне даже стало неловко. «Меня как холодной водой окатили... Пустышка!» :biggrin:
kkk72, 15 ноября 2008 г.
Автор подошел к теме с весьма оригинальной стороны. Мрачная атмосфера мира будущего передана весьма удачно. Больше всего запомнился мерзкий запах агрессии и страха, так впечатляюще описанный автором. Описание деградации будущих поколений производит впечатление и пугает точным попаданием автора в цель. Респект коллеге-преподавателю!
видфара, 20 июня 2008 г.
Неплохая игра слов (это я о концовке)! Современное положение дел в образовании здесь как раз утрировано не слишком сильно!:wink: В этом как раз главное достоинство рассказа. Что касается атмосферности, то её плотность вполне позволяет автору развернуться в данном мире. Повесть, роман, эпопея — вполне могут вырасти из этой вещи. Чья законченность весьма обманчива...
sleeve, 30 июня 2008 г.
Насчет атмосферы полностью согласен. Рассказ очень и очень понравился. В нем есть все, что мне нужно в малой форме — стиль, атмосфера, пара свежих мыслей и, собственно, все.
dio, 3 июня 2008 г.
Неплохой рассказ о взаимоотношении учителя с учениками, причем несколько напоминает современность, правда в сильно утрированном виде. Рассказ очень атмосферен, в чем его достоинство.