В легендах Катая звездная река лежит между смертными и их мечтами. Что бы ни случилось на земле между мужчинами и женщинами — жизнь и смерть, слава и радость, горе и конец горя — звезды не меняются. Если не считать случайно пролетевшей кометы, которая иногда ненадолго появляется, очень яркая, потом тускнеет, а потом исчезает. Совсем как люди, некогда жившие на этой древней земле — правители и крестьяне, поэты и воины, герои и предатели. Но некоторые из них, уплыв навсегда по искрящейся небесной реке, обретали новую жизнь в легендах и песнях. История возникновения одной такой песни — перед вами…
Звездная река простирается в ночном небе над тысячелетним Катаем, одинаково далекая для всех обитателей империи. Холодные огоньки внимательно следят за целеустремленным пареньком, в одиночку отбившим нападение разбойников на отряд супрефекта. За юной девушкой, способной на равных соперничать с мужчинами хоть в поэзии, хоть в стрельбе из лука. За императором, ищущим вдохновение в невиданном саду, за чиновниками, из соперничающих фракций. За разгорающимся в землях варваров пожаром всепоглощающей войны... Звезды спокойны — они столетиями созерцают, как сменяются династии. Что им до людей — мотыльков-однодневок, чьи мечты, если верить катайским легендам, лежат по другую сторону звездной реки?
И вновь мы видим, как талантливый писатель обращается к жанру фэнтези, чтобы уйти от жестких требований к достоверности исторических реалий, хотя параллели проводятся без каких-либо затруднений. Более того, Кей и сам указывает на источник вдохновения для "Звездной реки". Итак, Китай в эпоху династии Сун, момент разделения на Северную и Южную династии, время очередных перемен. Нужно ли знать предысторию и фактический материал? Отнюдь. Все необходимое для понимания автор сообщает по мере развития сюжета, постепенно раскрывая предпосылки кризиса и зерна раздора. Однако те, кто уже прочел роман Косырева"Любимая мартышка дома Тан", знают подробнее о прошлом империи, о расцвете и о повлекшем за собой столь тяжелые последствия мятеже Аль Лушаня.
Зерна раздора могут принести горький урожай даже спустя столетия. Все династии были основаны солдатами, а потому после ужасающего краха Двенадцатой, когда на смену роскоши и благополучию пришел хаос и смерть, Катай-Китай намертво впитал страх перед армией. Перед собственной армией, амбициями военачальников и властью в их руках. Теперь всем заправляют чиновники, а военная стезя — удел слабых, трусливых и бесталанных. Конечно, численностью тоже можно одерживать победы, но рано или поздно настанет момент истины. И степь — вечная мать безжалостных кочевников — родит поистине бесстрашное племя, которое не побоится перекроить карту Поднебесной. Раздор множится и внутри империи, борьбой между фракциями, бессмысленным истощением страны ради украшения императорского сада и благоденствия его многочисленной родни.
Но если отмести придворные интриги министров, поэтов и мыслителей, то останутся простые, но вечные истории. История о выпущенной на невиданное расстояние стреле, которая за волосок до цели вдруг оказалась перед нелегким выбором. История о редкостной жемчужине, которой хотели бы — но боялись — обладать многие, а потому она осталась одинокой. История о ростке, которому пришлось заменить погибшее древо, но не в прекрасные, а в тяжелые годы. У Кея традиционно почти нет злодеев, есть лишь разные люди, которые движимы верой, любовью, страхом, жадность, честолюбием и долгом — который каждый понимает по-своему. Ради этого долга Жэнь Дайянь отказал Богине-лисице, дайцзи. Ради этого долга Хан Дэцзинь играл сановниками, как пешками, выращивал из сына верного помощника и замену, чтобы обеспечить благоденствие империи. Долг и любовь — двумя неразрывными и несоединимыми спутниками проходят сквозь весь роман. Долг и любовь.
Итог:складки исторических событий и трагических судеб людей на шелке фэнтезийного Китая.
Когда-то она была огромным космическим кораблем и управляла тысячами солдат, которые служили непобедимой Империи Радча, завоевавшей всю галактику. Однако коварное предательство лишило ее всего. Теперь, девятнадцать лет спустя, она просто Брэк, одинокая странница, обладающая хрупким человеческим телом и движимая непреодолимым желанием отомстить. Отправившись на далекую заснеженную планету в поисках орудия для своей мести, Брэк неожиданно встречает человека, которого знала тысячу лет назад. Она спасает его от гибели и берет с собой, но, возможно, это большая ошибка…
Описания жизненного цикла империй встречаются в самых разных книгах, от серьезных исторических и философских трудов до фантастических и приключенческих романов. Тем не менее эта тема неизменно вызывает читательский интерес, что вполне логично, учитывая огромную роль империй — Римской, Британской и других — в истории человечества. Но за восходом и полуднем всегда следует закат. Не знавшая поражений империя Раадч долгое время прирастала территориями, аннексируя все новые системы. Прирастала, пока по неясным причинам не замерла, колеблясь на шаткой грани между войной и крахом. И теперь даже один единственный человек, а точнее искусственный интеллект, может сделать решающий ход.
Один Эск "Справедливость Торрена", замкнутый в человеческой оболочке искусственный интеллект, управлявшая прежде десантным кораблем, а теперь одержимая стремлением добраться до Лорда Раадча. Главная героиня романа "Слуги правосудия", от лица которой мы и узнаем историю империи, историю экспансии, историю кризиса. Она умеет испытывать чувства — чтобы избежать мучительных сравнений при принятии мелких решений. Умеет управлять десятками и сотнями вспомогательных компонент — человеческими телами со стертыми личностями, следить за состоянием офицеров, собирать и распределять данные. Ей чуждо желание самоутверждаться за счет чьих-то страданий, кого-то унижать или оскорблять. Насаждая порядок и верша правосудие, она в своей рациональности часто оказывается милосерднее, чем люди. Такой вот грустный парадокс.
Энн Леки ведет повествование неторопливо, постепенно разворачивая картину мира, сообщая информацию об устройстве империи и текущем положении дел. Кланы Раадч не просто привыкли к череде аннексий — сплав идеологии и религии сделал расширение имперского пространства смыслом и целью их жизни. Захватывая соседей, Раадч поглощает их ресурсы, а затем отправляется за новой добычей, чтобы компенсировать затраты на упорядочение и цивилизацию недавних аннексий. Замкнутый круг, бесконечный бег наперегонки с собой. Бег, которому уже положен конец. Автор нарочито придерживается камерности, используя минимум персонажей, и лишь в ярких кульминационных эпизодах сценой становится целая база или корабль. Впрочем, масштаб последствий более чем колоссален, всего одно безумство способно поменять судьбу всей империи.
Зачастую Леки использует традиционные сюжетные приемы и стилистические инструменты классической гуманитарной НФ прошлого века. Ее больше интересуют не физические концепции или научно-техническое развитие, а психологическое состояние героини. То, что Один Эск практически не различает полов, позволяет не только показать историю с необычной стороны, но и уйти от напрашивающихся постельных сцен и любовной линии, которую некоторые авторы просто непременно ввели бы. Внимательный читатель заметит общие идеи и элементы антуража с другими космооперами. И похоже, что зарубежная НФ достигла того предела, когда уже трудно различить, где идет заимствование или аллюзия, а где собственные находки. Так, любовь к пению Один Эск — это вклад Леки или отсылка к роману Маккефри?
Дебютный роман Леки нельзя назвать новой эрой или открытием, скорее это на удивление добротная и многообещающая завязка для интересной вселенной и полноценного цикла — ведь осталось неизвестным, чем конкретно занималась Один Эск девятнадцать лет, кто такие Пресгер, какой путь изберет Лорд Раадча, Анаандер Мианнаи, и что еще хранит история империи Раадч. Но судя по упорству героини, одно можно утверждать наверняка — справедливость восторжествует.
Итог:весьма добротная гуманитарная НФ, закладывающая основу для вселенной.
Увы, в прошлом году я не просто непозволительно промедлил с подведением итогов, но почти полностью отказался от этой идеи. Сказалось и желание прочесть как можно больше книг, вышедших в течение 2013 года, и определенные трудности в реальной жизни, и просто неудачно сложившиеся обстоятельства, вроде переезда сайта. Однако пусть и с запозданием, но итоги я подвел и теперь представляю читателям моей Авторской Колонки лучшие новинки отечественной и зарубежной фантастики за позапрошлый год. Часть произведений уже знакома вам по рецензиям, обзорам и отзывам, но здесь все они сведены воедино.
Отечественное
Сравнивая с 2012-ым годом, скажу, что общий уровень произведений в 2013-ом оказался заметно выше. И это при том, что мои критерии вообще-то стали значительно строже и жестче. Увеличилось количество нестандартных, своеобразных книг, удалось издаться нескольким новым талантливым авторам, что не может не радовать. Однако на этот раз в мой топ не попала ни одна проектная книга, что явно свидетельствует о спаде качества коммерческой литературы. Да и массовые серии выглядели бледно на фоне неформатных товарищей.
Марк Кай Тумидус, гражданин Великой Помпилии, с детства мечтал о карьере военного. Разрыв с отцом, слезы матери, молчаливый укор деда -- ничто не могло изменить решения юноши. Карьера сложилась, но не так, как рассчитывал юный Марк. Курсант училища абордажной пехоты; удачливый дуэлянт, неудачливый узник гауптвахты. Рядовой боец, гроза «дедов» с мечами в петлицах, завсегдатай лазарета; убийца атамана Гната. Младший офицер внешней разведки, третий навигатор «Дикаря», сменивший имя на прозвище Кнут. Человек с двумя жизнями, и обе, кажется, подходят к концу... Гвардии легат Тумидус, дядя Марка, мог бы гордиться племянником. Может ли племянник гордиться дядей -- изменником родины, лишенным расового статуса? «Волчонок» -- первая книга нового романа-трилогии...
В цикле «Ойкумена» Олди наглядно продемонстрировали, что под одной обложкой вполне возможно соединить научную фантастику и космооперу, не забывая о социальных конфликтах, психологических играх и философских размышлениях, и я уже не говорю о ярких приключениях. За космической симфонией «Ойкумены» последовала сюита «Городу и миру», посвященная второй, технической половине населяющих вселенную рас — техноложцам. Сюжетно она дополняла первую трилогию, являясь скорее предисторией, чем продолжением. И вот теперь барабанная дробь, и на манеже...
«Волчонок» Марк Кай Тумидус. Племянник того самого Гая Тумидуса, знакомого читателям по первой трилогии. Помпилианец до мозга костей. Захват и клеймление рабов для них абсолютно естественен и неотъемлем с момента рождения. Хищник, привыкший повелевать, а не подчиняться. Волк, а точнее пока еще волчонок. Но с хорошими задатками. На протяжении всей книги мы будем наблюдать за тем, как Марк учится приказывать и исполнять приказы. Подчиняться старшему — и тут же скалить зубы. Скалься, скалься, волчонок, пугай врагов!
Если отдалиться, то сюжет романа покажется прямолинейным и простым. Учеба, еще раз учеба, первые задания, поиск друзей и врагов. Но стоит присмотреться, как выясняется, что Олди выбирают отнюдь не самые предсказуемые, зато весьма логичные и любопытные сюжетные ходы. А тонкие нотки контрапунктов шпионской игры и научных поисков приятно разнообразят бравурные взрывы воинского марша. Тем более что и в боевых сценах скучать не придется. Олди отлично знают, где добавить пафоса, где улыбки, а где минуту молчания. Итог:становление молодого волка, готовящее почву для новой трилогии.
Это история очень маленького человека в очень большой и взрослой вселенной. Вернее даже, двух людей с планеты Земля, Серафимы Жук и Билли Вэйна.
Люди они очень разные по происхождению, жизненному опыту и устремлениям. Ну сами посудите: Билли при встрече способен прицельно всадить вам все пули в голову, просто чтобы понять, человек ли вы. А Сима… Сима мгновенно испортит вам кровь или поделится с вами кровью. Причем ей не важно, человек ли вы…
Краткое мнение:
Научная фантастика давно стала редким гостем, а уж сочетание твердой НФ и сказочных принципов всегда было дефицитом. Вот почему я так рад появлению этого романа, в котором уживаются искренняя доброта и рассудительная ксенофантастика, любопытные концепции и простая человечность. На бескрайних просторах Универсума хватает место всем, и закрытым секторам старших рас, и зонам древних, и транспортной системе габ-портов, и множеству видов, включая человеческий. И все это перемешано с задорной иронией и поразительным легкомыслием главной героини, Симы.
Усугубляя коктейль, Демченко старательно изобразила Универсум глазами этой абсолютно атипичной и крайне непрактичной особы, со всеми паразитными, жаргонными и просто цеплячими словечками, которые только в повседневном общении и встречаются. В результате роман получился этаким киборгом с технологичным скелетом из научных теорий и теплой пушистостью настоящей сказки, где добро побеждает не кулаками, а верностью и смекалкой. Где зло само ограничивает себя видимой вседозволенностью, а Сима наоборот готова жертвовать лишь собой и потому находит выигрышные и непредсказуемые решения.
А если добавить, что научная модель Универсума весьма сложна, но при этом четко выстроены все меж- и внутри-расовые отношения и структуры, то "НЗ" сразу переходит из развлекательной категории в список вещей, которые достойны многократного и вдумчивого чтения. Тем более что часть загадок остается заделом на продолжение.
Итог:кристалл твердой НФ со сказочно-сладким вкусом и доброй иронией.
Мир, расколотый на части, и связывают их лишь железные дороги. Поезда, мчащиеся напрямик через застывшее время. Алхимические фабрики, перерабатывающие и пережигающие в энергию саму Вечность. Странные и страшные сущности, иной раз проникающие в города и одним своим касанием превращающие людей в «тронутых» — тех, кто перестал быть живым, но кому не повезло при этом умереть. Главный герой — специальный комиссар полиции, расследующий дела, в которых замешаны сущности, подпольные алхимики и бомбисты. Когда по городу прокатывается череда странных убийств и ограблений, он вдруг понимает, что разгадка может крыться в его прошлом.
Краткое мнение:
Это город, погрязший во лживости, зле и страхе. Город пронизывающего ветра и моросящего дождя. Город, на улицах которого балом правят люди традиций — гангстеры, политики плетут интриги, а таинственная банда идет напролом к одной ей известной цели.
Мир обрисован скупыми короткими штрихами, влияния Вечности и возможности алхимиков, облик сущностей и загадки безвременья. Автор выдает лишь минимум информации, то ли придерживая ее для следующих книг, то ли не желая перегружать сюжет лишними разговорами. Если второе предположение верно, то Корнев сделал правильный выбор, потому что в книге выдержано удачное сочетание между чувствами, размышлениями и действием. Пружина интриги закручивается неспешно, позволяя познакомиться с горожанами, местными традициями и буднями комиссара. Напряжение нарастает постепенно, исподволь. Крепнет раскол в гангстерских кругах, грызутся политики, дельцы и профсоюзы, нервничая в преддверии выборов. И непонятные, дерзкие преступления грозят взорвать это хрупкое равновесие.
Хотя второстепенные персонажи и отыгрывают довольно четкие роли: новичок-помощник, репортер-акула, делец-красавчик — амплуа у каждого прописано живо и достоверно, что искупает простоту характеров. Первая же скрипка достается Виктору, специальному комиссару, человеку, не особо стесненному рамками морали и законов. С каждым шагом ему приходится все глубже погружаться в запутанные интриги и заговоры, нити которых протягиваются далеко в прошлое.
Итог:динамичный нуарный детектив в пасмурных осенних тонах.
«Был человек в земле Уц, имя его Иов...» — гласит Ветхий Завет. Здесь земля Уц, на соседней улице. Вот человек Иов – Артур Чисоев без видимой причины лишен семьи, имущества, здоровья. Он же Иаков, готовый бороться всю ночь с тем, чье имя запретно. «Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною…» — гласит Ветхий Завет. Сказано-сделано: в старом гараже, мастерской пьяницы-художника. И падут тучи саранчи, хлынет огненный дождь, а трехглазый исполин выйдет на прогулку в городском парке. «И пришли те два Ангела в Содом вечером…» — гласит Ветхий Завет. Воистину пришли – утром, на заседание горсовета, с огнем и мечом. Пришли и огласили приговор. Не верите, слуги народа? Рухнул дом, одна пыль столбом. Поверили, устрашились. Скоро взойдет...
Итак, как две капли похожий на наш мир, современный Город, и обычные люди, которые внезапно обнаруживают, что в их жизнь вмешиваются высшие силы. Силы, которые играючи переписывают судьбу, карают и награждают. Силы, для которых нет ничего невозможного. Растоптать жизнь успешного бизнесмена, лишить детей, разорить компании. За какие проступки была назначена эта кара? Бизнесмен Чисоев лишь песчинка по сравнению с высшей силой. Гордая и упорная песчинка, способная заклинить самый прочный и отлаженный механизм. Авторы яркими красками и образными метафорами слой за слоем наносят изображение на холст. То покажут прошлое, то откроют будущее, то застынут на настоящем. Вывернут наизнанку бывшего борца, разберут по косточкам своенравного пророка, чтобы свести в поединке мятежные человеческие души и суровые законы.
Вторая повесть попала точно в цель, поразив удачным взглядом на два мира, земной и небесный. Горнее Царствие, поделенное на три Сферы и девять Ступеней, каждая из которых представлена своей силой. Ангелы и Начала, Престолы и Серафимы, верные слуги Всевышнего, неумолимо карающие грешников и строго блюдущие Закон. Ибо Закон в этом Царстве превыше Милости. В отличие от второй, третья повесть целиком разворачивается на земле, в многострадальном Городе. Наша цивилизация успела привыкнуть, что всегда и везде можно договориться, найти компромисс и добиться лучших условий. Отчасти за счет развитой техники, отчасти за счет культурных свобод и течений. Но когда два Серафима объявляют, что души горожан взвешены и измерены, и назначена плата за согрешения, то все мольбы, ухищрения, усилия оказываются тщетны.
Что же общего в повестях? Суровый Закон со множеством толкований и прецедентов. Человеческая гордость и упрямство, не дающие отступить даже когда все кончено. Это поединок души и буквы, содержания и формы, милосердия и справедливости. Но стоит помнить — что хотя Ветхий Завет и лежит в основе многих религий, но служит сейчас скорее памятью, чем указанием к действию, замененный Новым Заветом, Кораном и другими текстами. Итог:пестрое смешение ветхозаветных законов и современного мира.
Дженни удалось невозможное – переплыв в одиночку Океан Вероятности, она достигла берегов Авалона, Острова Везде и Нигде, своей последней надежды на спасение. Старая шаманка нагадала ей, что только здесь она сможет укрыться от Тьмы из-за Пределов мира, идущей за ней по пятам. Но даже легендарный остров не кажется безопасным: заклятый враг Дженни, колдун Фреймус, тоже оказался на Авалоне – как и одержимая Маргарет, жаждущая стереть Дженни в порошок. А, самое страшное, Марко Франчелли отдали под суд и хотят казнить. Сможет ли Дженни Далфин вновь совершить чудо – и будет ли этого достаточно?
Краткое мнение:
Авалон, Остров-везде-и-нигде, а если точнее, трижды по тридцать три островов. Место, затерянное в Океане Вероятностей. Место, где находится средоточие Шести Служб Магуса, где можно встретить и эльфов, и людей, где время течет, словно мед. Место чудес и волшебства, силы и власти. А где власть, там и интриги. Где сила, там и жестокость. И Дженни придется не только прорваться сквозь штормы Великого Океана, но и с боем защищать себя и друзей.
Как и прежде, важным достоинством цикла являются яркие, колоритные второстепенные персонажи. Автор несколькими штрихами или метафорами создает запоминающиеся образы. Еще одна удачная сторона — красочный, насыщенный эпитетами, в меру ироничный и легкий слог, наполненный отсылками к разнообразным легендам и мифам. Тем более что Олейников продолжает закручивать интригу, все шире разворачивая полотно сюжета и добавляя все новые отсылки к мифологии и истории, причем не только древним, но и вполне современным событиям.
Что касается центральной линии сюжета, посвященной Дженни, то как уже было сказано, времени на отдых у нее нет. Мало того, что ей надо разыскать членов родного цирка, рассеянных по всей Европе, а по ее следам идут охотники темников, так еще и Владыки Авалона плетут свои интриги. Слишком ценным призом стала девочка, владеющая даром Видящей, который способен переписать само Мироздание и в корне изменить реальность. А ведь еще есть Арвет, раздираемый противоречиями, но готовый следовать за ней до конца.
Итог:новый виток истории с яркими героями и приключениями.
Бывают ли инквизиторы бывшими? «Бывают», — думала Александра, угоняя корабль — к свободе, к фронтиру, к задворкам звездных империй. Она бросила успешную карьеру, оставила свое место в иерархии граждан Мономифа — ради того, чтобы в мгновение ока потерять все. Александра нашла и новый корабль, и друзей, потому что отчаянные обречены друг на друга: в ее команде беглец, ищущий пять лет потерянной памяти, и девушка-гвардеец, неспособная жить без холода. Разумеется, Александра отыщет и новые цели, и врагов, но самое сложное ждет ее впереди, ведь бывшему инквизитору предстоит найти себя.
Современную фантастику часто упрекают во вторичности и поверхностности. Невежество, нехватка свежих идей, ветхость шаблонов — список длинный, и я рад, что появился роман, резко отличающийся от типовых боевиков и космоопер. Плотный, сочный и яркий слог резко погружает читателя в мир бескрайнего космоса. До предела насыщенный техническими вкусностями антураж поражает воображение изысками научной и не только мысли. Тщательно продуманное устройство вселенной, в меру оригинальные расы и государства. Итак, ключ на старт!
"Ты самая лучшая, Алекса!" Инквизитор-профи, один из лучших капитанов империи Мономифа, а еще перегоревший пилот сингл-класса, едва справляющаяся с безумием. Убегающая от рутины и сытости, от уверенности в завтрашнем дне и равнодушия. Добро пожаловать на фрегат призраков, где каждый стал личным врагом закона, у каждого ворох скелетов в шкафу и ад за спиной. Цикавый сводит вместе яркие типажи необычных персонажей, выбивает из них искры в спорах и ссорах, бросает в головокружительные приключения.
Но куда бы не отправила героев туго закрученная пружина сюжета, хоть в генетическую преисподнюю, хоть в дебри зазеркалья, хоть на эшафот, в любом случае стержневым мотивом остается поиск смысла жизни. Автор проволакивает нас через глубины сознания Алексы, мимо кошмаров и воспоминаний. Жить, чтобы сражаться. Жить, чтобы каждый день был вызовом, схваткой, подвигом. Определенно, книга была бы еще лучше без невыстреливших ружей и редких провисов.
Итог:сочная научно-техническая космоопера с элементами психотриллера.
В мире, изломанном, как отражение в разбившемся зеркале, лишь Долина Семи Колодцев спокойна и неизменна. Но и здесь пролилась кровь, и мальчику Джейкобу приходится отправиться в Город, Чтобы добыть порцию ненависти. Ненависть в Городе не кипит в котле под золотой крышкой, а продается в обычной аптеке. И правят здесь трое Господ — Глад, Мор и Война, победившие в столетней войне снежную Королеву. Однако тень Королевы все еще витает над Городом, и Джейкобу достается ее поцелуй и осколок ледяного зеркала в сердце. Отныне он — Кей, и ему предстоит сложить из осколков зеркал слово. Но какое?
Краткое мнение:
В последнее время характеристика "постмодернистская игра" часто становится приговором для книги, ограничивая ее аудиторию узким кругом знатоков и так называемой элиты. Тем не менее, хотя роман "Хозяин зеркал" несет в себе многообразные аллюзии, он является вполне завершенным и самодостаточным произведением.
Композиционно история о Городе, Джейкобе, Герде, трех Господах и других героях похожа на зеркальный дворец во власти холода. В каждой сцене сочетаются и инеистое кружево событий, и бесчисленные слои аллюзий-отражений, образующих свой бездонный узор. Это и использование в качестве архитипичного фундамента сказки о Кае и Герде, и апокалиптические мотивы, и другие известные истории, вплетенные в общую канву. Порой невозможно определить, где заканчивается стержневая сюжетная линия, а где начинается второстепенная. Судьбы горожан, полицейских, повстанцев, сектантов и аристократов сходятся плотным пучком, сияют золотом и шелком, хлещут кровью и паром, сочатся грязью и гнилью.
Стоит отметить, что далеко не всем придется по вкусу плотный слой сажи на многих зеркалах. Сажи из коварства и предательства, насилия и жестокости, подлости и лжи. Но если стереть жирные разводы копоти, под ней обнаружатся заледеневшие летописные своды множества семей, районов Города и народов. Под ними заиграют красками персонажи, например, госпожа/дин W, пылкая и импульсивный, безжалостный и веселая. Или дышащий холодом Кей, игрок и любитель ребусов. А под всем этим скрыто древнее Пророчество, которое может убить, а может спасти этот Круг.
Итог:своеобразный, многогранный роман-игра с инеем цинизма.
Кёльн, Германия, 1390 А.D. Благополучный город, редкие правонарушения, в местном отделении Инквизиции царит скука и праздность. Недавно переведенный в Кёльн следователь, изнывающий от безделья, хватается за первое подвернувшееся дело — необъяснимую смерть студента университета. Дознание, начатое от скуки, выводит его на след масштабного заговора.
Если кому-то казалось, что в «Ловце человеков» Курт слишком много размышлял, то им стоит иметь в виду, что в «Стезе смерти» мыслей и чувств будет еще больше, поскольку именно эта книга определяет дальнейшее становление характера майстера инквизитора. Именно здесь ему предстоит сделать окончательный выбор, ради чего и для чего он ведет борьбу. Кому или чему он служит, преследуя малефиков и прочих нарушителей душевного спокойствия. Понятия долга, любви, смысла кажутся такими простыми, но только до тех пор, пока грубые реалии не разрушают прекраснодушные идеалы. И тогда Курту придется сделать выбор, способен ли он брать на себя ответственность, допрашивать и пытать, нарушать мирские законы во имя Господа.
Что касается детективной интриги, то с одной стороны автор сделала ее чуть более прозрачной. Более того, собственно имя преступника становится очевидным еще до конца, и тогда возникает другой, не менее сложный вопрос, не кто? а как? Не кто совершил, но как и каким образом это доказать. Где найти улики и свидетелей, если противник безмерно хитер и осторожен? Приятно, что на сей раз врагам Конгрегации посвящено куда больше внимания. Подробно и четко изложена точка зрения противоположной стороны, образно и ярко описаны верования, убеждения и ценности. Свобода от гнета морали или закона. Новые сильные покровители, пусть и иные, чуждые человеческому миру. Также мы наконец-то узнаем, какое положение в иерархии общества занимает Конгрегация, и каковы ее отношения с властьпредержащими.
Итог:детективный роман о ключевом деле Курта Гессе.
Молодой инквизитор, недавний выпускник академии Конгрегации, откомандированный в отдаленный городок, сталкивается с пустяковым делом, которое, по его мнению, окажется надуманным и безосновательным. Однако расследование сталкивает его с серьезным противником, встреча с которым дает понять: это — только начало.
Мы уже привыкли, особенно после книг Мартина и Аберкромби, что под Средневековьем, как правило, подразумеваются море грязи и мерзостей, невежество и глупость, бессмысленная жестокость и всеобщая безжалостность. Тем необычнее выглядит дебютный роман «Ловец человеков» Надежды Поповой, в котором она умело сочетает как глубокое знание эпохи, так и собственную фантазию, создавая мир, в котором уже пробиваются первые ростки просвещения и науки, несмотря на мрачные тени прошлого. Сдвиг развития позволяет иначе взглянуть на привычные факты и традиции, а также высветить общие проблемы, актуальные и для нашего современного общества.
В этом мире также есть Инквизиция, а точнее Конгрегация, которая бдительно следит за душевным здравием людей, препятствуя возникновению и распространению ересей. Кроме того, на нее возложена обязанность по выявлению и уничтожению всяческих злокозненных существ, вроде стриг и вервольфов. И хотя мистическая нотка не получает полноценного развития, ее вполне хватает, чтобы держать читателя в напряжении. Но любая структура в первую очередь зависит от исполнителей, мелких шестеренок, благодаря которым и работает сложный механизм надзора. Одним из них является и главный герой, молодой следователь, Курт Гессе. Он только что сдал экзамены и прибыл в провинциальное аббатство, даже не подозревая, что уже скоро ему предстоит проверить на практике свои знания и навыки.
Итог:психологический детектив в качественном средневековом антураже.
На что должен быть готов правитель, чтобы спасти свою страну и свой народ? Посмотреть в лицо своим страхам и грехам? Изменить тысячам традиций и восстановить против себя могущественнейшие кланы? За неслыханные деньги купить стране волшебного защитника — и поседеть в одну ночь?
И будет крик ястреба над безмолвным городом, плавающим в крови. И мгновенно осиротевшие дети, которых щупают алчные руки невольничьего рынка редкие искры милосердия и чести в волнах предательств, похоти и злобы. Но главное — человек и бессмертный, которые научатся хоть немного понимать и уважать друг друга.
И еще непредсказуемее становятся судьбы героев, когда в их жизнь ворвется, как львица, встающая над воротами, дочь мятежного Бану Умейя, красавица Айша — правнучка...
Тонкой черточкой в небе парит ястреб, и под ним расстилаются земли аш-Шарийа. Бирюзовый купол мавзолея в Мерве, жемчужине Хорасана, медная кровля башен Куртубы и громада Пятничной мечети, зубцы высоченных стен неприступной Альмерийа, царевны городов Аль-Русафа. И журчащие ручьи в зеленых садах, и блеск фонтанов, и роскошные беседки, где по ночам раздается веселый смех. Взмах крылом, резкий поворот, и картина меняется. Замки лежат в руинах, с юга движутся несчетные тумены джунгар, впыхивают мятежи, разрывая несчастные земли. Кровь течет реками, трупы валяются неубранными, стервятники устают пировать, не в силах одолеть завалы тел. И снова взмах крыла...
Одна за другой перелистываются страницы загадочной, прекрасной и жестокой истории Востока. Медведевич бережно обращается с литературными и историческими источниками, перенося реальные события и дополняя их новыми толкованиями и хитросплетениями. Эпическая часть излагается с летописной детальностью, включая запутанные паутинки родовых связей и отношений. Тонкой вязью вьются имена, пышные и велеречивые беседы, но за шелком занавесей кроется и темная сторона. Дичайшая по нашим меркам жестокость является нормой, основой для государства. Страх — одно из немногих средств, способных смирить гордыню и алчность знатных родов. Страх, который порожденный разными средствами, в том числе и нерегилем Тариком.
Итог:переплетение восточной эпики, сумеречного волшебства и человеческих судьб.
В Пустыне, среди торосов и вздыбленных льдин, под всепрощающим снегом хранится множество тайн. И кому, как не ледовому корсару, знать о них? Главные герои — юноша-эмпат и его друг, бывший воришка из блуждающих городов, — волею судьбы оказались на борту пиратского судна и теперь обречены на приключения. Их ждут падшие шаманы и демоны льдов, следы погибших цивилизаций и покой удаленных форпостов, шпионы таинственного братства и опустившиеся на самое дно легендарные герои. Но когда рядом друг — все не так уж и плохо.
Жизнь в ледяной Пустыне — это бесконечная борьба, борьба со страхом и холодом, с леностью и злобой, а для Эда Бауди еще и борьба с Черными Капитанами и их прислужниками, Ледяными Гончими. Правда, борьба сказано слишком громко, это скорее бегство от охотников за древним компасом, который Эду нужно доставить в Барроухельм, блуждающий город Содружества.
Если в первом романе ледоходам было уделено до обидного мало внимания, то здесь действие в основном разворачивается на борту кораблей. Среди палуб, в темных извилистых коридорах, под шум машин и хруст льда под траками, течет своя особая жизнь, в которую ныряешь с головой. Как и прежде, автор делает особый акцент на полное погружение в атмосферу корсарского ледохода, в атмосферу будничных переходов и отчаянных схваток, стычек с неведомым и мрачных находок среди льдов. Здесь в душах людей до поры до времени дремлют клубки из зависти и злобы, чести и верности. И еще неизвестно, что ужаснее — древние демоны, Черные Капитаны и Ледовые Гончие или же обычные люди, ведомые страстями.
Бауди приходится взрослеть быстро и жестоко. Узнавать, что необдуманный пустячный поступок может привести к гибели множества людей. Что врагом может быть не только злодей, но и хороший человек. Что светлые цели и идеалы Добрых далеко не столь чисты. Но покуда рядом есть друзья, покуда в памяти живет образ красавицы Лайлы, покуда бьется сердце, Эд будет идти вперед, навстречу испытаниям, чтобы пройти до конца путь, начатый в погибшей деревне.
Итог:мрачная и жесткая ледовая история о корсарах, Гончих и демонах.
Орки планировали уничтожить Землю, забросив в земное прошлое магических монстров, которых не владеющим магией землянам было не одолеть. Казалось бы, орков остановили... но так ли это на самом деле? Пусть замок верховного орка стерт с в порошок — в прямом смысле слова, но переход все-таки состоялся, и теперь к силам, задействованным в войне Алой и Белой роз, добавился весьма необычный фактор. Даже два фактора, если считать посланную вдогонку «команду зачистки». Вот только готова ли старая добрая Англия к появлению на ее территории отряда гоблинов?
Краткое мнение:
Почти десять лет цикл, посвященный миру Кристалла, оставался незавершенным. И вот оборвавшаяся на полуслове повесть "Королева" получила продолжение — "Демонов Алой Розы". Памятуя об огромном перерыве автор кратко описывает предысторию мира в предисловии, а затем бросает читателя в гущу событий.
Несмотря на паузу, стиль Вартанова почти не изменился, сохранив фирменный юмор, умение делать смешными самые серьезные вещи и наоборот, а главное — редкое сочетание мудрых замечаний, детской наивности и бесшабашного веселья. Что касается героев, то из прошлых частей автор взял лишь трех гоблинов, остальные — ловкий воришка Денни, папский разведчик отец Уолтер, честный барон Джон и простодушный сэр Томас — появятся впервые. И хотя каждому уделяется не так уж много, а иногда до обидного мало, внимания, тем не менее, этого вполне хватает, чтобы привязаться к ним. Ведь Вартанову достаточно пары колоритных штрихов и яркой сцены, чтобы раскрыть характер персонажа, хоть главного, хоть второстепенного.
Помещая действие в эпоху войны между Алой и Белой Розами, он не только подшучивает над нелегкими реалиями тогдашней жизни, походя развенчивая мифы, но и затрагивает вполне современные проблемы. Как то — хищничество и двуличность обладающих властью, жестокость межнациональной розни. Увы, история едва успевает развернуться в столь малом объеме, оставляя ощущение незавершенности, а многие линии явно требуют продолжения.
Итог:веселые приключения с искрами мудрых замечаний и вопросов.
У Ольги Вернер, врача из курортного черноморского городка, больше нет тени. Но у нее осталось мужество — мужество отчаяния. Ей нужно спасти себя и своих детей, переиграть могущественного противника и вспомнить, как это — обрадоваться по-настоящему. У нее в запасе только сорок дней, а потом…
Отступать некуда. "Исполнись решимости и действуй — это выбор благородных". Так сказано в книге, которую Ольга никогда не читала, но почему-то знает наизусть.
Увидеть мир таким, каков он есть, можно только сквозь пальцы.
Когда над прибрежным Городом восходит луна, на улицы его ложатся таинственные тени. Взгляните на них сквозь пальцы. Под угрожающий рокот морского прибоя у берега чутко дремлют погибшие солдаты. Блестит влажный Русалкин камень, место где можно встретить моряну. Воют оборотни в парке, тихо тоскуют призраки на кладбище.
Город застыл на грани между мистикой и магическим реализмом, традиционный фольклор смешан с современными реалиями. История с первых же страниц затягивает удавку обстоятельств на шее главной героини, врача Ольги. Изматывающая работа, бедность, проблемы с детьми, разлука с мужем. Автор прописывает реалистичную сторону убедительно, подкупая искренностью и пугающей достоверностью. Зарисовки из врачебной практики, россыпь медицинских фактов, привычка оценивать людей через призму диагнозов и симптомов. Честно говоря, пожелай Арифулина — она бы могла написать отличную книгу о жизни медиков.
Героиня Ольга — врач-психиатр, а потому проблемы второстепенных персонажей раскрыты максимально жизненно и полно. Отдельные эпизоды, иногда светлые и счастливые, иногда пронзительные и трагические, нанизаны на общую нить сюжета, придавая ему объем. Сам сюжет, несмотря на отдельные недостатки — слишком простые решения, получился крайне увлекательным. Градус конфликта и безысходности повышается с каждой страницей, заставляя читать все быстрее, чтобы прикоснуться к развязке. Чтобы узнать, кто победит в гонке-схватке между кицунэ и человеком. Чтобы увидеть, в кого превратится героиня.
Итог:хорошая врачебная проза со слоями мистики и магреализма.
Зарубежное
Прежде у меня были непростые взаимоотношения с зарубежной фантастики. Во-первых, нередко мешал неудачный перевод, а во-вторых, не всегда удавалось преодолеть разность менталитетов. Однако за позапрошлый год я обнаружил немало любопытных, оригинальных, необычных вещей. Далеко не всегда тех, что на слуху. Список сознательно уменьшен в связи с небольшим числом прочитанных мною новых зарубежных книг.
Рошар − мир штормов и скал. Сверхшторма невероятной силы проносятся над каменистым ландшафтом. Спасаясь от них, странные животные скрываются в раковинах, причудливые растения прячутся в земле. Прошли столетия после падения Сияющих Рыцарей, но от них остались Доспехи и Клинки Осколков, обладание которыми преображает обычных людей в непобедимых воинов. На Разрушенных Равнинах идет война с загадочным народом паршенди, которые несколько лет назад организовали убийство короля Алеткара. Бывший воин Каладин, в силу обстоятельств ставший рабом, попадает в бригаду мостовиков, смертников, которые под градом стрел паршенди таскают мосты для переправки армии через расщелины. Кронпринц Далинар Холин, командующий одной из армий алети, брат покойного короля и дядя ныне правящего, обеспокоен являющимися...
Не секрет, что, создавая свои собственные фэнтезийные миры, большинство писателей активно используют уже существующие шаблоны и традиции, применяя фантазию лишь для декоративных вставок и нюансов историй. В отличие от большинства Сандерсон создал оригинальный и не просто красочный или яркий, но тщательно продуманный и детально проработанный мир, в котором ключевую роль играют Сверхшторма и Штормсвет. Хорошо сбалансированная биосфера со множеством экологических ниш и любопытными созданиями. Кажется, что можно до бесконечности изучать скалистые расщелины Разрушенных земель, гулять по сверкающей глади Чистозера или по улочкам города колокольчиков, Харбранта.
Следует заметить, что роман рассчитан не столько на любителей эпики, сколько на тех, кто предпочитает жить вместе с героями, с головой погружаться в их мир вплоть до мельчайших мыслей, деталей и поступков. На это работает и впечатляющее мироустройство Рошара, и крайне медленно сходящиеся сюжетные нити. И даже не всегда удачный перевод тогда отступает на второй план. Кроме того, Сандерсон делает упор на историю древних времен, показывая, как чередование разных эпох бесследно стирает былые страхи, которые остаются лишь в сказках и суевериях. Вот только, закрыв глаза, не защитишься от беды. И героям предстоит найти и проложить свой путь.
Итог:масштабное полотно древней истории о долге, чести и знаниях.
Все начинается с взрыва. Еще один обычный день, еще одна бомба, взорвавшаяся в автобусе. Но ударная волна, вызванная этим случайным терактом, распространяется далеко за пределы маленькой площади в турецкой столице. Мир «Дома дервиша» — огромный, древний, парадоксальный город Стамбул. На дворе 2027 год, и Турция вот-вот отпразднует пятую годовщину присоединения к Евросоюзу. Передовые фирмы, развивающие нанотехнологии, спокойно сосуществуют здесь с восточными базарами, почти не изменившимися со времен Средневековья. А еще Турция — ключ к огромным газовым запасам России и Центральной Азии. Хозяйка галереи искусств, занятая поисками уникального артефакта, который принесет ей миллион евро. Наркоман, чуть не убивший свою собственную сестру. Биржевой трейдер с фантастическими амбициями....
В подавляющем большинстве научно-фантастических романов рассматривается или отдаленное будущее нашей цивилизации, или вообще иной мир со своими обитателями и традициями. Однако Йен Макдональд в романе «Доме дервиша» выбрал в качестве фона улицы Стамбула, перенеся нас на каких-то тринадцать лет вперед. Разумеется, за это время мир изменился, незаметно, но при этом ощутимо. Открылись новые горизонты, возникли новые векторы развития, но многое осталось прежним. И вот, перед нами предстает застывший на стыке прошлого и будущего Стамбул, прообраз всего человечества.
В подавляющем большинстве текстов слова — это просто слова, но в технике микрографии каждая буква состоит из целого отрывка, тонкий каллиграфический узор позволяет вместить уйму информации на маленьком клочке бумаги или эмали. Так и в «Доме дервиша» внутри сцены часто скрыта целая история, содержащая судьбы нескольких людей или даже поколений. Большое в малом, микрокосм в макрокосме, суть нанотехнологий изложенная средневековым языком. Роман подчеркнуто пронизан духом Востока, плавностью бесед и толкотней базаров, витиеватых фресок и грубых рисунков. Он не требует от читателя каких-то особых знаний, лишь умения смотреть и видеть, как сложные связи приходят в движение, а сквозь мешанину событий проступает картина вечного города.
Итог:мягкое НФ ближнего прицела с модерн-восточным антуражем и вязью сюжетного узора.
Жан ле Фламбёр — преступник в постчеловеческом мире, взломщик разумов, трикстер. Его происхождение окутано тайной, но слава о его достижениях разнеслась по миру. Однако Жан допустил одну ошибку, и начало романа встречает его в огромной виртуальной тюрьме Архонов (Archons) — Тюрьме Дилеммы (Dilemma Prison) — где он обречён играть в бесконечные вариации теоретико-игровой ситуации против бесчисленных копий себя, что должно бы исправить его характер, привив любовь к взаимопомощи. Бесконечная череда виртуальных смертей и неудач прерывается явлением Мьели (Mieli) и её мыслящего корабля Перхонен. Похищая Жана, они дают ему шанс вернуть свободу и своё былое могущество. В обмен на завершение одного ограбления, с которым он пока не справился. "Квантовый вор" (Quantum thief) —...
У каждого из нас есть пределы, которые невозможно переступить. Предел физический, психологический, интеллектуальный. Однако в постсингулярном будущем, описанном в романе, возможно практически все. Рванувшая до невиданных высот, наука измельчила континиум до квантов и принялась играть ими, как в конструктор: ...собирать алмазные вычислительные громады ...обладать властью над пространством ...искусно разбирать и собирать тела ...кропотливо изучать и модифицировать разумы — все это одновременно и по отдельности
Общество перешло грань, когда наука и техника совершенно неотличимы от магии, по крайней мере, для обывателя. Чтобы хоть отчасти оценить сложность и реалистичность описанных моделей, нужно ознакомиться с популярным курсом квантовой физики. Еще лучше, изучить учебники и научные статьи, начиная с обзорных и заканчивая узкоспециальными, чтобы иметь полное представление о квантовых — информатике, криптографии, физике наноразмерных структур. В противном случае вы увидите лишь впечатляющие декорации, но не скрытые в их недрах механизмы.
Впрочем, приключения Жана ле Фламбера более понятны и доступны. Следя за героями — вором и детективом, за поисками — памяти и предназначения, мы по крупицам познаем мир. Знание открывается неохотно, отдельными порциями, когда фрагменты паззла складываются в картину. В мире, где все изменчиво и иллюзорно, Жану и Исидору предстоит найти самих себя, разгадать шарады противников, а потом сойтись в решительной схватке за право на свободу и жизнь. Впрочем, здесь это почти синонимы.
Итог:зубодробительная хард-НФ, задрапированная флёром авантюры и туманом тайны.
Чрезвычайно опасная женщина была предана своим нанимателем. Её брат был убит, а сама она искалечена. Она хочет отомстить бывшему хозяину и шести его соучастникам, для чего нанимает группу не слишком надёжных, да и к тому же плохо сочетающихся друг с другом, помощников. Молодого северянина, пытающегося оставить позади прежнюю жизнь, полную насилия и неудач, экс–заключённого (мономаньяка, одержимого магией чисел), совершенно невыносимого мастера среди отравителей с его невозможной ассистенткой, и знаменитейшего (прежде всего, своим переменчивым нравом) кондотьера, готового на подвиг ради одного только глотка спиртного… Очень скоро по следам колоритной группы отправляется самый опасный наёмный убийца во всём Земном Круге.
Краткое мнение:
Джо пишет мрачно, кроваво, жестко, не оглядываясь на общепринятую мораль и не стесняясь выворачивать наизнанку представления о человечности и людях. При этом он не забывает о смачных, сочных описаниях и хлестком, черном юморе. Не стал исключением и роман «Лучше подавать холодным». Уже не первый год смерть собирает обильную жатву в Стирии, не щадя ни крестьян и солдат, ни богачей и аристократов. Балом правят измена и коварство, алчность и честолюбие. Стоит ли удивляться, что по некоторым причинам герцог Орсо решает избавиться от чересчур известной удачливой наемницы Меркатто и ее брата? Он допускает лишь одну ошибку, но ее хватает, чтобы перечеркнуть все.
Месть Монцы становится путеводной нитью повествования, по ходу которого выясняется прошлое героев. И если в первой половине основное внимание приковано к весьма хитроумному процессу уничтожения врагов, то во второй масштаб резко увеличивается, открывая впечатляющую картину подлинных мотивов противоборства между двумя сторонами, Лигой и Орсо, и участия в нем настоящих игроков. Несмотря на некоторую прямолинейность сюжета, по ходу действия хватает неожиданных поворотов, которые не дают заскучать. Выписывая персонажей, автор как и прежде следует своему принципу, наделяя каждого одной-двумя яркими отличительными чертами характера, фразами или манерами. Часть героев уже мельком появлялась в «Первом законе», но здесь их характеры раскрыты более полно.
Итог:мрачная история о мести, богатая леденящими кровь деталями.
Заигрывания со смертью не столь забавны, когда теряешь самого близкого человека... Шон Мейсон утратил интерес к жизни. Даже работа в новостной компании, которую он создал вместе со своей сестрой Джорджией, перестала его интересовать. Но когда однажды в его дом постучалась сотрудница Центра по исследованию вируса, за которой гнались голодные зомби, Шон понял, что жизнь для него не кончена. Появился шанс уничтожить монстров, всех разом! И Шон отправляется в путь — ради памяти Джорджии, и ради истины, пусть даже эта истина находится на мушке его дробовика...
Краткое мнение:
Самое сложное начинается после победы, уже после того, как отзвучат торжественные фанфары. Когда приходится учиться жить иначе, жить с болью от потери близкого человека, жить, зная, что подлинные виновники его гибели остались не наказаны. После прочтения «Корма» может показаться, что истории некуда развиваться дальше. Тем более поразительно, как автор ловко выстраивает на фундаменте первой книги новую сюжетную линию, мастерски встраивая в нее уже известные нам факты и придавая им неожиданный вид.
Хотя теперь повседневной работе блогеров уделено чуть меньше внимания, чем прежде, мы по-прежнему наблюдаем за бытом сотрудников «Известий апокалипсиса». Присутствуем на вылазках в опасные зоны, отправляемся в рискованные путешествия ради встречи с нужными людьми, компонуем статьи и определяем политику сайта. Основное же внимание концентрируется на психологических моментах, отношениях между членами команды и, самое главное, мыслям Шона Мейсона, его чувствам и переживаниям, воображаемым монологам и даже диалогам, его отчаянным попыткам найти зачинщиков заговора.
В результате динамика снизилась, сократилось количество боевых сцен, что однако, не помешало автору разнообразить действие, чередуя психологически напряженные моменты с редкими периодами спокойствия. Кстати, нагнетание атмосферы получилось у нее действительно убедительным, без вымученного запугивания или искусственности. Конец же взрывается множеством вопросов, ответы на которые будут даны лишь в третьей части.
Итог:зачин для финальной книги с упором на психологию.
Прошло двадцать восемь лет с момента появления в свет рассказа «Ведьмак», пятнадцать лет – с тех пор, как была поставлена точка в последнем томе цикла. И вот – новый, неожиданный и долгожданный роман Анджея Сапковского «Сезон гроз». Не продолжение и не приквел о юном Геральте, но еще одна история о ведьмаке, история о его верном взбалмошном друге Лютике, история о чародейке, знакомой нам по прежним книгам цикла…
Это – «Сезон гроз», книга, пронизанная молниями, громом, ветрами, магией и отблесками обнаженных мечей. Придворные интриги и древние тайны чародеев, новые диковинные твари и все те же чудовища в людском обличье, а также – фирменная ирония Сапковского, виртуозное переплетение сюжетных линий, неожиданный финал, яркие и берущие за душу страницы…
В финале цикла "Ведьмак"Сапковский отправил Геральта и Йеннефер в затерянные края, завершая одну историю и порождая другую. Но вернувшись к этому миру, вопреки ожиданиям некоторых читателей он вплел новый роман "Сезон гроз" в середину созданной истории, а не рассказал, что случилось после событий, описанных во "Владычице озера". По крайней мере, так кажется на первый взгляд.
И вновь Геральт кружит по дорогам, истребляя чудовищ и защищая людей. Сталкивается с дворцовыми интригами, борьбой за очередь наследование и королевский трон, с магическими экспериментами и пугающими последствиями оных, с банальной человеческой алчностью, глупостью и злобой. Набор, хорошо знакомый по прежним книгам о ведьмаке, однако получивший кое-какие отличительные особенности. Так, декорации запестрели и более технологично-продвинутыми терминами, особенно, когда речь зашла о чародейских искусствах, и постмодернистскими кружевами, включая аккуратно подобранные эпиграфы, где присутствуют Ницше с Пелевиным, и злободневные проблемы современного общества. Впрочем, отчасти все это уже присутствовало в последних частях цикла.
Если же рассматривать сюжетную структуру "Сезона гроз", то он ближе к начальным сборникам, чем к последующим романам, из-за четкого разбиения на небольшие законченные истории, которые происходят на значительном удалении друг от друга, что создает ощущение некоей камерности, столь свойственное первым рассказам. С другой стороны, как и в романах, Сапковский пронизывает сюжет множеством сюжетных нитей из политических и чародейских интриг, образующих цельное историческое полотно. Правда, на широкий простор геополитики упряжка повествования почти что не выбирается, ограничившись кратким экскурсом в пограничный конфликтом Редании и Темерии, а в остальном колесит по летописным тропам захудалого королевства Керак. О рассказах, положивших начало истории о Геральте, напоминают и традиционные для Сапковского отсылки к фольклору, мифам и легендам. И вот среди топей борется с течениями корабль-призрак, а оборотень пускается в погоню за похитившими его детеныша людьми.
Кстати о людях, то есть о персонажах. Сапковский и здесь соблюл баланс, взяв полюбившихся читателям основных героев — Геральта, Лютика, Йеннефер, уже встречавшихся — Нимуэ, Корал, а затем добавил новых — смекалистого и добродушного краснолюда Аддарио Баха, излишне верящего в законность Феррана де Леттенхофа, упрямую и терпеливую Мозаику. Тем самым он избежал чрезмерных самоповторов. И что приятно отметить, новые персонажи оказались достаточно колоритными, чтобы не казаться бледными тенями героев основной саги.
Однако в цикле был сильный сквозной мотив, мотив Предназначения, мотив ведьмачьего долга, мотив поиска любви и семьи. Мотив, который в финале "Владычицы озера" заставлял плакать. На первый взгляд, подобной пронзительной ноты в "Сезоне гроз" нет. Есть лишь сказочный полусон Нимуэ, которая то ли повстречала призрачного двойника Геральта, то ли поверила своей фантазии. Есть лишь сказочный отзвук про силу мечей, которые повергнут зло и разгонят своим светом тьму. Но можно взглянуть иначе. Не случайно почти у всех сцен можно найти прообразы в саге. Битвы с монстрами, приграничные стычки, жестокость чародеев, придворные интриги... Даже в зачарованных краях, где оказался Геральт, он остался ведьмаком, помнящим о своем долге. Долге, который пронизывает его грезы о сражениях и схватках, о дружбе и вражде, о мести и справедливости. И эти чувства — не иллюзия.
Итог:ностальгически-грустная и светлая смесь грез, приключений и юмора.
Уличный вор и шпион Дрот, внезапно повышенный в преступной иерархии до ранга Серого Принца, попадает в тяжелое положение. Кто-то подставил его, убив Щура, собрата Дрота по ремеслу и равного ему по статусу. Вдобавок исчезает его закадычный друг Бронзовый Деган, потрясенный коварством Дрота, который нарушил священную клятву на стали, поступив так во благо Дорминиканской империи и воровского Круга.
Но не только Деган взбешен поступком Дрота. Клятва на стали неразрывно связана с долгим правлением императора Стефана Дорминикоса, попеременно существующего в трех воплощениях. Дрота припирают к стене, и он вынужден отправиться во враждебную страну восточного коварства, джиннов и магии.
Схватка воровских организаций на улицах Илдрекки уничтожила одних преступных лидеров, включая даже Серого Принца, и вознесла на вершину пирамиды других. Теперь Дрот, бывший двойной агент и специалист по всевозможным слухам, обрел титул Серого Принца, а вместе с ними и кучу новых проблем. Ведь внезапно обретенный авторитет еще нужно сохранить. В то же время надо избежать излишне настойчивых расспросов со стороны братства Деганов, которое возжелало узнать правду о гибели собрата. И кое-кто из них умеет мастерски забрасывать крючки шантажа, избавиться от которых без потерь не удастся даже самому ушлому хитрецу.
Чтобы уйти от самоповторов, во втором романе цикла "Легенда о Круге" — "Клятва на стали" — Хьюлик выводит действие далеко за пределы Илдрекки. После немного сумбурного вступления, в котором автор сразу же бросает героя в гущу событий, Дрот отправляется в Джан в поисках преданного им друга, где быстро увязает в запутанных восточных интригах.
Как и прежде, основные действия вновь разворачиваются среди темной стороны общества — воров, головорезов и местных авторитетов. Однако теперь значительную роль играют чародеи и волшебство, уже не столь древнее или редкостное, как в Илдрекке, а вполне близкое и осязаемое. Ведь в Джане, магией владеют не только избранные, как в Империи — Эталоны, но значительно более широкий круг людей. На жарких улочках Эль-Куадисса магия встречается на каждом углу. Там торгуют глиммерами, вздымают пыльные смерчики, веселят искрами и радугами. Но оборотная сторона сплетена из многовековой вражды, интриг и соперничества. Соперничества и борьбы между волхвами, школами волшебства и ассасинов. Где невидимые взору нейяджины, опальные охотники на джиннов, безжалостно исполняют заказы. Где волшебники заковывают духов пустыни в серебряные кандалы, чтобы добиться беспрекословного подчинения.
Если в первой книге магия влияла на сюжет эпизодически, больше оставаясь историей или антуражем, то теперь она стала одной из основных действующих сил. И это ослабило прежнюю логическую выверенность сюжета. Слишком много новых сущностей и понятий, которые постоянно играют на руку автору, позволяя направить героя в нужном направлении. Роман "Свой среди воров" был чуть ли не подчеркнуто реалистичным, если не считать парализующего глиммера, взрывающихся монет и беседы во время сна. Тем сильнее получился контраст, к тому же Орден Деганов тоже открылся с неожиданной стороны.
Разыскивая своего бывшего товарища, Бронзового Дегана, Дрот невольно узнает историю братства, включая подробности их отношений, причину столь странных правил и истоки обострившегося кризиса. Кризиса, начало которому положил еще основатель Ордена, Деган Слоновая Кость. Сколько не пытались остальные члены братства восстановить единство, это им не удалось. Потому и вынужден был Бронза сойтись в бою со Железом в прошлой части цикла.
В психологически-идейном плане к прежнему мотиву смелых и дерзких решений, мотиву самостоятельности и вызова, добавились размышления об ответственности за совершенные ошибки. Ответственности за разрушенную дружбу, за зашедшую в тупик судьбу, за подвергаемых опасности близких и соратников. Бывшее некогда целым и разбитое уже нельзя идеально восстановить. Человеческие отношения неподвластны ремеслам или магии. Но пробовать все равно нужно, ведь сами творим свои истины на ходу. Сами выбираем свою правду, несмотря на то, что нам может не понравиться результат.
Итог:динамичная добротная смесь авантюры и магии, ночных поединков и старых историй.