Павел Корнев «Дивизионный комиссар»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези ) | Детектив (Нуар )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мир, расколотый на части, и связывают их лишь железные дороги. Поезда, мчащиеся напрямик через застывшее время. Алхимические фабрики, перерабатывающие и пережигающие в энергию саму Вечность. Странные и страшные сущности, иной раз проникающие в города и одним своим касанием превращающие людей в «тронутых» — тех, кто перестал быть живым, но кому не повезло при этом умереть.
Главный герой — специальный комиссар полиции, расследующий дела, в которых замешаны сущности, подпольные алхимики и бомбисты. Когда по городу прокатывается череда странных убийств и ограблений, он вдруг понимает, что разгадка может крыться в его прошлом.
Входит в:
— цикл «Город Осень»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 282
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2960 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Басткон, 2014 // Премия «Иван Калита» | |
номинант |
Басткон, 2014 // Премия «Чаша Бастиона» |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 23 октября 2013 г.
Это город, погрязший во лживости, зле и страхе. Город пронизывающего ветра и моросящего дождя. Город, на улицах которого балом правят люди традиций — гангстеры, политики плетут интриги, а таинственная банда идет напролом к одной ей известной цели.
Мир обрисован скупыми короткими штрихами, влияния Вечности и возможности алхимиков, облик сущностей и загадки безвременья. Автор выдает лишь минимум информации, то ли придерживая ее для следующих книг, то ли не желая перегружать сюжет лишними разговорами. Если второе предположение верно, то Корнев сделал правильный выбор, потому что в книге выдержано удачное сочетание между чувствами, размышлениями и действием. Пружина интриги закручивается неспешно, позволяя познакомиться с горожанами, местными традициями и буднями комиссара. Напряжение нарастает постепенно, исподволь. Крепнет раскол в гангстерских кругах, грызутся политики, дельцы и профсоюзы, нервничая в преддверии выборов. И непонятные, дерзкие преступления грозят взорвать это хрупкое равновесие.
Хотя второстепенные персонажи и отыгрывают довольно четкие роли: новичок-помощник, репортер-акула, делец-красавчик — амплуа у каждого прописано живо и достоверно, что искупает простоту характеров. Первая же скрипка достается Виктору, специальному комиссару, человеку, не особо стесненному рамками морали и законов. С каждым шагом ему приходится все глубже погружаться в запутанные интриги и заговоры, нити которых протягиваются далеко в прошлое.
Итог: динамичный нуарный детектив в пасмурных осенних тонах.
Vuh, 20 сентября 2022 г.
В это произведение открыл для себя Корнева. Понравилось, очень необычные, своеобразные миры у автора.
Black ermine, 26 ноября 2015 г.
— Алло, господин президент!
— Ох, ну что стряслось, Фил? Сейчас четыре утра...
— Русские высадились в Америке!
— Oh, shi...
Ну, точнее, российский автор Павел Корнев вторгся в стопроцентно американский жанр детектива-нуара.
Не знаю как вы, уважаемые коллеги, но лично я считаю, что это — событие если не эпохальное, то уж во всяком случае историческое. Согласитесь, нуар в стиле 50-х — штука совершенно американская. Более того, это — один из краеугольных камней массовой культуры США, пусть не самый важный и значимый, но все же один из символов Америки, американского образа жизни и стиля мышления. Его отличительные черты: герой-одиночка, куча личных проблем, специфический антураж, «невозможная» или несчастливая любовная линия, относительно простенький, но бодрый сюжет — все это очень американское. Хотя европейскими авторами и кинорежиссерами предпринимались попытки вторжения на эту территорию, и временами достаточно убедительные, царят в жанре все-таки представители Нового света. Причем почти безраздельно.
А тут вдруг русский писатель дерзко пишет целый роман. Причем писатель, хоть и приличный, но все же далеко не крупнейший. Какая наглость!
Что же получилось? А получилось здорово.
Что главное в нуаре? Разумеется, атмосфера. Вот некоторые коллеги критиковали «Комиссара» за простоватую детективную линию. Да, она далеко не идеальна. Хотя и не так плоха, во всяком случае герой там ведет расследование, т.е. собирает и анализирует факты, а не бегает от одного рояля в кустах к другому. Да, в ней есть дыры, есть персонажи-функции, которые введены в роман только для того, чтобы быть виновниками всей катавасии или ключиками к следующей части квеста. Но, товарищи дорогие, нуар ведь читают не ради детектива! Кто хочет хороший детектив берет Конан Дойла или братьев Вайнеров.
Нуар читают чтобы посидеть после трудного дня в баре, неспешно потянуть стаканчик виски с содовой (а, может, и пару — день-то выдался хуже некуда) и, украдкой, пряча лицо под шляпой, поглядывать сквозь сигаретный дым на поющую сегодня Мери Джонс — такую желанную и такую недоступную.
Нуар читают чтобы придя домой рассмотреть в треснувшем зеркале ссадины и синяки, оставленные тем жалким воришкой, которого вы приволокли сегодня в участок. Усмехнуться, вспомнив, как вы его уложили отличным кроссом в подбородок. Да, здоровье уже не то, но рука пока что не подводит.
Нуар читают, чтобы выслушивать от продажного или просто некомпетентного начальства, какой вы несговорчивый олух и что после этой выходки вас если не уволят, то уж точно отстранят, готовьте жетон и пушку, детектив! Но вы-то знаете, что все это — пустые угрозы, у вас ведь самая высокая раскрываемость в департаменте.
Нуар читают, чтобы в редкий свободный вечер заглянуть в боксерский зал старины Винни, где вы не были уже почти год и по-дружески поспарринговать с хозяином.
Нуар читают, чтобы противостоять в одиночку мафиозным синдикатам, чтобы бить морды подонкам, подкупать и запугивать мелких шестерок, быть неразборчивым в средствах, но по-своему принципиальным и даже в чем-то благородным копом или частным сыщиком.
Вот зачем нужен нуар. Думаю, ни один жанр не завязан так сильно на отождествление читателя с героем, как этот.
Так хороший ли нуар подарил нам Павел? Да просто отличный. Там есть все, что должно быть — крутой как обрыв герой, непоколебимо принципиальный в целях и столь же беспринципный в средствах. Роковые красотки и безбашенные бандиты. «Томпсоны» и «Кольты». Виски и сигары.
И, самое главное, атмосфера. Город Осень живет своей жизнью: в театре новая постановка, у советника Гардина — светский прием, патруль поймал магазинного воришку, в ближайшей подворотне — драка.
Павлу удалось самое главное — заставить читателя прожить несколько недель в шкуре комиссара Грая: почувствовать, как болят мышцы после очередной потасовки, а голова — после вчерашнего, разозлиться на начальство, растеряться, когда приходиться переть против сильных мира сего и тут же взять себя в руки, удивиться неожиданному повороту дела...
Единственным неудачным на мой вкус решением стала мистическая составляющая. Все эти духи Варп..., простите, Безвременья, титановые ножи и демоны в машинах хороши сами по себе, но здесь они лишние. Но это мое сугубое ИМХО, кроме того, все эти темы — не более чем декорации, на главную линию почти не влияющие.
Хороший ли детектив «Дивизионный комиссар»? Да нет, довольно средний.
Хороший ли это нуар? Да, отличный.
Я вот лично совсем не против такого «вторжения в Америку». :)
Lunetta, 1 августа 2019 г.
Первая треть книги читалась просто на ура! Даже подумала, наконец, новый (для меня), интересный, необычный автор. Сюжеты любопытные. Но нет.
Остальные две третьи книги сплошная тягомотина, еле заставила себя дочитать, наискосок, через строчку. Не интересно от слова совсем. Словно я не фантастику читаю, а полицейский сериал с НТВ смотрю. Идеи поданые в начале, не получили никакого развития и существуют только как фон, декорация. Вечность? Существа? «Тронутые»? Нет, не слышал. Взять хотя бы характер Крамера. Он никак не выделяется на фоне остальных. А что насчёт других «тронутых»? Машина работает на сущностях, но что дальше? Где ещё они используются? Как их производят? Где?
Да и сам комиссар Грей, словно не детектив, а мафиози: убивает всех на право и на лево, подправляет улики, берет взятки...
В общем, это не моё. Сто страниц читала чуть ли не полгода.
Ev.Genia, 11 августа 2016 г.
Хорошо, интересно и увлекательно. Несмотря на… Да, несмотря на недостаточное описание мира, города – не хватило мне информации. Вот не так давно читала ,,Сердце ангела'', так вот там здорово показан город, вкраплениями, отсылками, частым упоминанием создаётся ощущение единения истории и самого города да так, что чувствуется эта атмосфера нуарности, зловещности, гипнотичности и неизбежности. Здесь нам ничего особо не рассказали о городе – почему вокруг него вечность, что это за город такой Осень, почему именно такое название, что создаёт атмосферу города и прочее. Автор что–то рассказывает, знакомит с людьми, но в целом город не вырисовывается. Конечно, исходя из ранее прочитанных нуар–детективов, просмотренных фильмов можно легко вообразить и нарисовать свою картину города.
А фэнтезийные элементы ,,в деле'' Автор использует активно и увлекательно. Да, есть сущности, которые причиняют беспокойства городу и их ,,помощью'' пользуются гангстеры и продажные политики, а с ними борется полиция и специальные алхимические отделы. Есть алхимические элементы, которые используются повсюду, включая оружие. Есть безвременье, в котором могут существовать лишь некоторые, включая главного героя. Они используют концентрированное время, специальное оружие для сущностей и много чего ещё полезного и не очень.
Сама детективная составляющая замечательная, не даёт заскучать ни на минуту. Главный герой, как и положено: шляпа, галстук, плащ, палец в рот не клади, а лучше вообще не становись на пути и не задавай глупых вопросов, лучше вообще не задавай никаких, а то мало не покажется, использует информаторов, водит ,,дела'' с гангстерами, умеет отдавать долги и вовремя их востребовать – в общем во всех отношениях крепко держит удар. Всю книгу он пытается, не в одиночку конечно, свести воедино и разгадать несколько дел, но как бы не было тяжело, он всё равно не оказывается в хвосте, а по большей части успевает наперёд все просчитать.
В плане описания персонажей только сам комиссар Грай получился объёмным, а вот остальным досталось мало. Даже главный антагонист выписан скупо, без лоска и жара. Но действие очень энергичное – погони, перестрелки, множество версий, бессонные ночи и дни, покушения, разборки и прочее, всё в постоянном движении, постоянно что–то происходит и держит в напряжении. В общем читать было очень здорово и увлекательно, несмотря на…
dimon1979, 14 апреля 2015 г.
Атмосфера потрясает. Мрачный город, населенный угрюмыми и неприветливыми людьми, которые никуда не могут из него уехать, чтобы попытаться изменить свою жизнь. Точнее уехать можно, но сделать это очень сложно. В этом месте всегда пасмурно, идет дождь, всюду грязь и слякоть, солнца практически не видно. Все дело в том, что город со всех сторон окружен Вечностью, субстанцией в которой нет течения времени и вырваться из нее могут только люди, у которых есть внутренняя способность к борьбе со временем.
Главный герой — комиссар полиции, занимается расследованиями, которые связаны с Вечностью. Он не образец для подражания, скорее наоборот. Дружит с гангстерами, оказывает им услуги, может принять участие в грязных политических играх, используя свое служебное положение, легко идет на сделки с преступниками. Не стесняется применять оружие, избивает подозреваемых, использует шантаж и подкуп. Вообщем, вы поняли, это очень «грязный» полицейский, который способен на все, ради достижения своих целей. Вместе с тем, он вызывает симпатию, его поступки достойны уважения, а методы всегда можно оправдать результатом.
Остальные персонажи будут во многом схожи с главным героем, место обитания накладывает на всех свой отпечаток. Политика ведется самыми грязными методами, никто не боится испачкать руки в крови, даже мэр города и его заместители, прокуроры и начальники полиции. Такое ощущение, что живут здесь одни подонки и негодяи, которые ради выгоды готовы на все. Скорее всего, так оно и есть, и шансов у города Осень стать приличным местом нет.
Все это происходит на фоне детективного расследования, которое затронет все слои городской элиты, корнями уходя в далекое прошлое. В книге есть все необходимое для того, чтобы понравиться читателю. Интрига держится до последнего момента, множество неожиданных сюжетных поворотов не дают отвлекаться от чтения. Герои выглядят вполне достоверно, не переигрывают и не спасают в одиночку мир. С юмором, хотя и немного черным, также все в порядке, а цинизм и отношение героя к окружающим, станут приятным дополнением к пониманию его характера. Очень неплохой роман, который легко может перерасти в полноценный цикл, ничуть не хуже знаменитого Льда.
SadBegemoth, 20 ноября 2013 г.
Вот верил, что есть у Корнева потенциал и не ошибся, и «Дивизионный комиссар» с его новым миром, гангстерским антуражем и помесью стимпанка и «алхимического корневского» фэнтези тому подтверждение.
Первую треть книги смущало отсутствие завязки, да и сюжета как такового. Главный герой в лучших традициях эпопеи «Лед» ездит везде куда ни лень, трещит за жизнь с десятком местных NPC, обсуждает всякие всякости, творящиеся в городе, и расследует преступления. Несмотря на, казалось бы, ожидаемый самоповтор читать абсолютно не скучно, потому что интересно изучать город, мир и его историю. После трети книги вырисовывается уже какой-то главный центральный сюжет, постоянно разгоняясь и нагнетая. К концу книги уровень экшна начинает зашкаливать, загадки разгадываются (какие-то предсказуемо, какие-то нет), люди убиваются. Для тех, кто побоится длинных серий — здесь все в порядке. Книга логично закончилась. Естесна, будет и вторая часть и третья (может быть), ибо потенциал у этого мира велик.
Ставлю крепкую 8 и спасибо автору за то, что вернулся (на мой взгляд) к истокам, ибо последние его романы совсем не впечатлили. А здесь приятный сюрприз. В общем, советую всем тем, кому понравились Лед и Скользский. Да и просто любителям фантастических боевиков.
Dimson, 18 ноября 2013 г.
Настоящий подарок всем поклонникам нуара, уже одни только имена и фамилии второстепенных персонажей должны вызвать просто ностальгические чувства у тех, кто взахлёб читал когда-то книги признанных мастеров жанра.
Сюжет весьма динамичен, полон постоянного драйва. Герою банально некогда присесть, его постоянно дёргают: то на расследование загадочного убийства, то на гангстерские разборки, ну и в довесок — на ликвидацию прорыва всяческой нечисти. Помножьте это на характерную для нуара атмосферу безнадёги и всеобщей продажности, на хлёсткий минималистично выверенный стиль...
Что же, браво!
Снимаю перед Павлом шляпу!
Ему удалось!
Vienn, 2 июня 2016 г.
Вечность. Вечность заключает в себе все время и все времена мира, все моменты прошлого, все моменты будущего. В вечности нет только «здесь и сейчас», этим она сводит с ума людей, вынужденных с ней соприкоснуться. Разрушает внутренние часы человека, искажает восприятие времени, вторгается в мозг звуками и голосами.
Вечность порождает сущности. Сущности страха, мести, злобы, старости. Сущности вторгаются в мир людей через прорывы – места, где ткань реальности уступает безвременью. Порождения вечности могут вселиться в человека на время или вступить с ним в противоестественный симбиоз – так становятся «тронутыми».
Среди пространств безвременья стоят города – единственные места, пригодные для жизни людей. Города среди вечности сами состоят из нее же. Вечность добывают, хранят, перевозят, перерабатывают на заводах и фабриках. Это основа экономики. Сущности же – основа вооружения.
Люди, способные противостоять безумию вечности – специальный дивизион, предназначенный бороться с нападающими сущностями. Практически, бороться с тем, чтобы безвременье не поглотило мир людей.
И среди этих декораций, вы не поверите, — классический полицейский детектив. Сейчас, как мне кажется, таких и не пишут, и не снимают уже – слишком штампованно, слишком знакомо всем и каждому. Но в декорациях города Осень старая стилистика играет новыми красками, но и будит какую-то ностальгию, не без этого.
Главный герой — профессионал с большой буквы. Опытный, хитрый, умный и все такое. Соображает быстро, думает на два хода вперед, имеет свою паутину связей и знакомств, увешан оружием и, разумеется, опасен. Местный житель до мозга костей – знает всех и вся, всегда блюдет свой интерес, а также обладает крайне гибкой моралью. В противовес ему (можно и догадаться) – напарник – новичок. Сто пятьдесят «зачем и почему», тысяча – «так нельзя». Молод, зелен, наивен и наполнен идеалами по самую макушку. Ну и остальной комплект: сильные мира сего, повязанные интригами между собой; шеф, устраивающий нагоняи, но всегда прикроющий перед чужими, прекрасная девушка, гангстеры и журналисты. Расследование в книге идет бойкое, действие плотное, захватывает, декорации – восхищают. Читать продолжение точно буду.
i_am_misha1991, 7 мая 2018 г.
А что, весьма неплохо. Динамичненько, логично обосновано. Идея про города, застывшие в вечности, оригинальна. Да и вообще тут много оригинального.
Детективная линия не то, чтобы супер хороша, но и плохой не назовешь. Все же мне больше по душе классический детектив, когда читателю подаются все подсказки, а ему остается только сложить все во едино, нежели те, в которых читатель просто следует за ходом сюжета. Ну да ладно.
Стоит сказать, что скучать не придется, повествование нигде не провисает, каждый момент держит тебя в напряжении. Может, даже слишком, иногда хочется просто остановится и посмаковать, но, увы, такой возможности автор не дает.
В итоге произведение вполне заслуживает свои 8 балов, но ставлю 9, так как это первый прочитанный мною роман у автора. Творческих ему успехов!
vvmonahov, 7 ноября 2015 г.
Что в книге понравилось:
Во-первых, совершенно необычный мир, в котором островки цивилизации с замершими временами года или временем суток окружены некой Вечностью, в которую без риска для жизни могут заходить только немногие люди, обладающие особыми способностями. В этой Вечности водятся некие Сущности — например, сущности страха, сущности движения и т.д. Вечность может находиться в разных формах, и некую её форму люди научились перерабатывать в полуфабрикат, из которого воплощаются все нужные им предметы. Это напоминает «Фабрику Абсолюта» Чапека.
Во-вторых, очень живо и реалистично передана атмосфера города — с гангстерами, продажными политиками, вынужденными считаться и с теми, и с другими полицейскими. При этом Вечность, эксперименты с ней и её бытовое и криминальное применение настолько естественны и реалистичны, что использование в автомобилях сущностей движения воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
В-третьих, мне понравился главный герой. В ряде отзывов прозвучало, что, мол, он аморален, сотрудничает с гангстерами и продажными политиками. Но авторы этих отзывов как-то не заметили, что комиссар Грай на самом деле является воплощением карающей справедливости. Эдакая Немезида города Осень. И если бы он придерживался буквы закона, то не мог бы придерживаться его духа.
Что не понравилось:
После начала романа, совершенно ошеломляющего необычностью фантастического мира, действие свелось к типичному «крутому» детективу, хотя и с довольно однообразными разборками — и стало скучновато. Но в последней трети книги автор исправился, и действие стало захватывающим и динамичным.
Итог: очень качественно и достойно чтения.
Kastro777, 30 декабря 2014 г.
До этого Корнева не читал, а обзоры некоторых его книг, случайно пападавшихся мне на глаза, не создавали впечатления слишком уж хорошего писателя.
Однако недавно в отзыве одного из наших лаборантов на книгу Дугласа Хьюлика «Свой среди воров» обнаружил отсылку к этому роману (говорилось, что они чем-то похожи), а так как произведение Хьюлика не оставило меня равнодушным, я решил обратить внимание и на «Дивизионного комиссара».
И вот я всё таки решился на прочтение, хотя и взял книгу в руки с некоторым сомнением (да чего уж греха таить — даже не с сомнением, а с явным скептицизмом). Сразу оговорюсь, что лично я особой «похожести» у произведений Хьюлика и Корнева не обнаружил, общее у них только быстрое развитие действия, напряженный сюжет и явно выраженная детективная составляющая. Но это так, к слову.
Роман, особенно по канонам выбранного жанра, прекрасен, хотя и есть некоторые недостатки. Но обо всём по порядку.
Осень — город нуара, вечного дождя, жестоких ганстеров и продажных политиканов. Ну и, конечно, тут обитают суровые и крутые ребята, вроде главного героя, дивизионного комиссара Грая, которые вместо сна курят очередную сигарету и запивают её виски, иногда разбавляя его капелькой кофе. Но, как и положено по канонам нуара, у таких крутых парней всегда есть доброе сердце, которое они прячут от окружающих под толщей брони напускного цинизма. Грай, к слову, приехал в Осень для того, чтобы увидеть рассвет, чего нельзя было сделать на его родине. Почему, спросите вы, ведь рассвет есть всегда? А вот и нет! — у Корнева очень оригинальная схема мира, которая, к сожалению, явно не до конца расскрыта. Несмотря на множество упоминаний, проникновений фантастического элемента во все сферы жизни (собственно, движущим элементов всей цивилизации являются «сущности», обитающие в «вечности», в клоторой, как острова, находятся городские агломерации), четкой схемы мирозданья автор не дает. Из-за этого у читателя не возникает полной картинки мира, множество вопросов остаются без ответа. В частности не понятно, имеет этот мир какое-то отношение к нашему (может это постапокалиптика?), а если имеет — то что же произошло в прошлом. Но в целом все необходимые для сюжета элементы «вселенной» у Корнева проработаны, поэтому повисшие в воздухе вопросы только усиливают любопытство и не дают провиснуть повествованию.
Главный герой, как я уже упоминал выше, — представитель полиции, дивизинный комиссар Грай, имеющий темное прошлое, покрытое туманом будущее и очень тяжелое настоящее, несмотря на всю кажущуюся приверженность автора шаблонам нуара, несколько из них выбивается. Счастливая семья — один из таких моментов. Впрочем к концу романа мы понимаем, что это всего лишь вариации на тему, а не попытка Корнева сказать что-то новое на данном поприще. И это хорошо, потому что образ Грая получился цельным, ярким и живым, истинное воплощение тяжелого полицейского, не обременяющего себя формальными рамками закона. Однако, сконцентрировавшись на Грае, автор явно позабыл остальных действующих лиц — даже главный антогонист выписан скупо, без огонька. В итоге в книге только один по-настоящему живой человек — это Грай, остальные получились сероватыми и недоделанными до конца фигурами.
Описывать перепитии сюжета не имеет смысла — он слишком резво виляет и закручивается, ни на страницу не оставляя читателя. Описание мира так органично вплетено в сюжет, что обсолютно не отвлекает от разворачивающейся перед нашими глазами интриги. А интрига действительно стоит того, чтобы от нее не отрываться ни на минуту — чехарда версий, погони, задержания, покушения держат в постоянном напряжении. Как представитель жанра «крутого детектива» «Дивизионный комиссар» безупречен — мне не к чему придаться (да и не особенно хочется).
Подытожив, скажу: я очень рад, что преодолев свой скептицизм прочитал эту книгу. Знакомясь с новыми тебе авторами, никогда доподлинно не знаешь, что ждет тебя впереди. Любители «крутого детектива» в фантастическом антураже не прогадают, взяв «Дивизионного комиссара» на свою книжную полку.
gamarus, 12 декабря 2016 г.
Удивительное дело, казалось бы, книга, как детектив — так себе, как городское технофэнтези — тоже ничего особенного. Но, смешав эти два жанра, добавив для атмосферы нуарных красок и выдержав не сбавляющий динамизма темп, Павел Корнев представляет нам хорошее развлекательное чтиво.
Главный герой, по всем правилам игры, не самый чистоплотный, но принципиально хороший полицейский из специального дивизиона. Излишняя жестокость, превышение полномочий, использование этих самых полномочий в личных целях и сомнительные связи в криминальных кругах — всё это делает Виктора Грая брутально привлекательным типом. Конечно же, у него есть сногсшибательная подруга, дочка известного промышленника, приятель-журналист, трусоватый осведомитель и вечно недовольный начальник — всё, как говорится, по законам жанра. По тем же законам, комиссар работает по ночам и в городе Осень постоянно идёт дождь. Ох, — скажите вы — штамп на штампе! И будете правы, но лишь отчасти. Добавьте к этому Безвременье разделяющие города, безумных алхимиков, призывающих в реальность зловещие сущности, людей, похожих на зомби после соприкосновения с ними и многие другие фантастические элементы, которых в книге предостаточно, — и вы получаете вполне оригинальное и атмосферное произведение.
Книга, как я уже сказал, бодра и динамична. Гангстерские разборки, загадочные убийства и ограбления, тайны прошлого, интриги в высших эшелонах власти, всё это связано в крепкий клубок, который будет распутываться с помощью погонь, перестрелок, драк, смелости, коварства, дружбы и предательства.
Мне кажется верным решением не уделять раскрытию персонажей много внимания. Зачем? Ведь по большей части это собирательные образы из фильмов и детективов подобного жанра. А вот дать более полное представление о природе Безвременья и мире где оно царит, было бы совсем не лишним. Хотя некоторая недосказанность интригует на чтение продолжения.
Подводя итог, ещё раз замечу, что ненужно ждать от книги чего-то необычного. Это хорошее, бодрое чтиво, с классической атмосферой нуара и оригинальными фантастическими находками, которые удачно сочетаются с подобным сеттингом.
Изенгрим, 16 января 2016 г.
Книга представляет из себя сложносочиненный детектив, но я сильно сомневаюсь, что автор разбирается в том, что описывает. Сыскное дело у него показано не то, чтобы не убедительно, но поверхностно. Нет ни профессионального арго, ни каких-то деталей, о которых может знать только специалист, ни специфических отношений — так может написать любой, кто прочитал пару десятков полицейских детективов: автор постоянно отделывается общими фразами. Описание званного вечера у отцов города явно навеяно модными журнальчиками и нашими современными сериалами. И так, в общем, во всем — никаких ошибок или ляпов нет, но очевидно, что если содрать верхний слой, ничего внутри не найдется. Вместо эмоций — описания эмоций, вместо убедительности диалоги имеют крутизну (как ее представляет автор), почти везде нам подсовывают видимость вместо достоверности. Герои похожи на отлично сделанных марионеток в руках искусного кукловода, но какими бы реальными не казались их движения, все равно видно, что это крашеные деревяшки.
У каждого персонажа на груди висит бейджик: «крутой коп», «трусливый информатор», «тупой бандос», «суровый, но справедливый начальник», «красивая и богатая подруга героя», «наследник мильонов и тыщ» и так далее, и все они действуют и говорят в соответствии с этими бейджиками, без каких-либо попыток выйти за пределы отведенной им автором роли. Иногда я прикидывал, что может сказать или сделать тот или иной герой, переворачивал страницу — таки-да, я правильно угадал, пару раз аж дословно получилось. Все как-то очень чистенько и аккуратно, по правилам, словно реальность в книге какая-то вторичная, взятая прямиком из американского нуара, герои сходятся и расходятся точно по часам, события цепляются друг за друга как в хорошо отлаженном механизме, и даже неудачи персонажей работают на главный сюжет. В этом книга похожа на «Пересмешник» Пехова — там тоже был такой гладенький фентезийный детектив на фоне псевдопаропанка (у Корнева — псевдодизельпанк, но это не принципиально) с хорошо прописанным сеттингом и болванчиковыми героями.
Нельзя однако сказать, что книга плоха. Нет, читается легко, мозги не загружает, все бодренько и занятно, очень гладенько написано, кинематографично и гламурно, движение не останавливается, даже некоторые бросающиеся в глаза несообразности (так и не понял, почему герои время от времени цитируют фразы на латыни) особо не напрягают. Книга хорошо подходит проветрить мозги перед чем-то сложным и тяжелым, или отвлечься от проблем и невзгод — в общем, отличный образчик эскапистской литературы, ни на что больше не претендующей.
VovaZ, 20 марта 2017 г.
Первый роман новой вселенной Корнева пожалуй стоит оценивать с двух точек зрения на сюжетную интригу.
Первая — винтажный триллер, в стиле американских гангстерских романов 1-й половины минувшего века. Это замысел, на мой вкус, удался Корневу идеально. Злобные и коварные гангстеры, разного уровня и пошиба, мафионеры от профсоюзов, продажные политики, бесстрашные детективы, плюющие на букву закона. Всё это автору удалось, и читается с большим удовольствием.
Вторая — собственно, вселенная «Осени». Здесь мой всторг умеренный. Идея раскрыта недостаточно. Много белых пятен и логических ошибок. Экономия на фантазии.
Сценизм не плох. Его драйв и колорит вполне покрывает огрехи сюжета. Иногда мешают срывы Корнева в хозяйственно медицинские монологи ГГ, которые помнится доставали меня ещё в его цикле Приграничье .
Образы героев живы и колоритны.
Вообще, не смотря на замечания, роман читается легко и с большим интересом.