2032 год. Случайная встреча вовлекает Эдсона, молодого человека, пытающегося выбиться из нищеты, в опасный мир квантовых хакеров, таинственных двойников и паранойи. Он узнает секрет, способный изменить всю историю человечества, но куда бежать в стране, где царит тотальная слежка?
2006 год. Марселина, амбициозный телепродюсер, в поисках материала для реалити-шоу наталкивается на свидетельства древнего заговора, и вскоре мир вокруг начинает рушиться, угрожая не только ее рассудку, но и жизни.
1732 год. Иезуит Луис Квинн отправляется в Бразилию, чтобы по заданию Святого престола призвать к ответу священника, преступившего законы церкви. Но задание оказывается куда сложнее, и в дебрях Амазонки Луис находит то, что ставит под сомнение не только его веру, но и взгляды на устройство Вселенной.
Три героя, три истории, три Бразилии, связанные через пространство и время, в эпическом романе о природе самой реальности, где ничто не случайно, и даже название с секретом.
Научная фантастика ближнего прицела с упором на киберпанк и культурно-историко-географические особенности — так можно охарактеризовать целую ветвь творчества Йена Макдональда, которая включает в себя романы "Река богов", "Дом дервиша" и "Бразилья". Индия и Турция уже открылись отечественным читателям, а теперь на русском языке опубликован и роман, посвященный Бразилии. Из-за прихотливости издательской логики он вышел с почти десятилетним опозданием, сильно отстав от собратьев.
В романе Макдональда Бразилия предстает перед читателем пестрым красочным карнавалом, в котором погони и схватки соседствуют с барными вечеринками, офисные заседания — с музыкальными поединками капоэйры, Санта Муэрта танцует с Любовью, влажные дебри Амазонки граничат с гигантскими мусорными холмами Тодуз-ус-Сантус, речь героев пестрит диалектами, а местные верования сшиты из католицизма, спиритизма и старинных культов. Получается эклектичный и экзотический коктейль, которому придает еще большую остроту активное использование местных жаргонов, сокращений и многочисленных отсылок к бразильским реалиям. Что-что, а погружение в ритмичную и бурлящую уличную атмосферу Рио-де-Жанейро Макдональд обеспечивает на полную катушку!
Три основных сюжетных линии, три разных временных потока сходятся издалека и затем свиваются в головокружительном узоре, сродни то ли дредам, то ли петлям квантовой гравитации, в которых время и пространство переплетаются сами с собой. Наша современница, Марселина Хоффман, сотрудница развлекательного телеканала, некогда сделала выбор в пользу яркой звездной жизни, а не размеренного и рутинного быта. Теперь она рыщет аки безжалостная акула в поисках острой и скандальной темы, которая гарантирует рейтинги и просмотры для телешоу. Новая идея толкает ее на поиски бывшего вратаря Барбозы, ставшего парией за поражение сборной в финале чемпионата мира по футболу.
В 2032 году Эдсон, предприимчивый и амбициозный ловкач, случайно сводит знакомство с квантумейрос, работающими с квантовыми компьютерами хакерами, а потом и вовсе влюбляется в одну из них. В мире, где все помечено айшэдами, где за каждым шагом следят с небес Ангелы Постоянного Надзора, очень трудно сохранить тайны, но еще труднее — выжить, когда впутался в чужие секреты. Впрочем, Эдсону, любителю скрывать под масками свои развлечения, порой нетрадиционные, не привыкать прятаться и путать следы. И последний слой — история иезуитского адмонитора, Льюиса Квинна, прибывшего в Сальвадор, чтобы расследовать деятельность собрата по Ордену, вынести приговор и привести в исполнение, если понадобится. Попутчиком же иезуита становится Робер Фалькон, географ, вольнодумец и просто мечтатель.
Взяв довольно распространенную идею о множественности миров, Макдональд инсталлирует ее на многокубитный квантовый компьютер и получает возможность вдоволь наиграться с альтернативными ветвями реальности и виртуальной моделью Мультиверсума. Так что фантдопущение получается чрезвычайно масштабным. Однако и на более локальном уровне автор добивается высокой детализации. В одних главах он прекрасно имитирует историческую прозу, отсылая читателя к эпохе испано-португальской колонизации Южной Америки, в других — то производственный роман о телешоу, то конспирологические теории. Их объединяет голубое свечение квантовых точек, а подрагивающие лезвия квант-ножей отсекают лишние сюжетные линии. Остается главная мысль: мы — люди и сами должны творить свою судьбу.
Итог:качественная НФ, в которую вплетены детектив и альтернативная история.
Бан Бриджит, одна из Гончих, находящихся на службе Лиги, загадочным образом исчезает, оставив странную записку. Спустя три года никто уже не пытается ее разыскать, за исключением дочери, арфистки Меараны. Заручившись поддержкой Донована, человека со шрамами, который когда-то знал и любил бан Бриджит, Меарана отправляется в путешествие по Спиральному Рукаву по следам матери. Она стремится во что бы то ни стало разгадать смысл туманного послания и верит, что ее мать жива. Однако Донован, сам некогда бывший агентом и жестоко пострадавший при этом, настроен скептически. Он понимает: должно было произойти нечто очень серьезное, если это заставило бан Бриджит исчезнуть, и прикасаться к подобной тайне весьма и весьма опасно…
На первый взгляд, тетралогия "Спиральный рукав" Майкла Флинна относится к чистой космоопере, и объем научности в ней чрезвычайно уступает фэнтезийной составляющей. Расколотое на враждующие фракции — Конфедерацию и Лигу, человечество разбросано по сотням планет. Старая Земля стала вечным символом и утраченной мечтой для рассеянных по многочисленным мирам Периферии изгнанников-терран. Сквозь пышные названия государств просвечивает типично феодальное устройство общества, когда власть короля распространяется настолько далеко, насколько он может добраться за несколько дней. Традиции сильнее, чем законы и здравый смысл. Люди живут пересказами и легендами, замыкаясь на островках местных культур.
Однако при подробном рассмотрении выясняется, что с помощью фэнтезийного антуража Флинн подчеркивает отдаленность будущего. Будущего, где великие ученые — Эйнштейн, Максвелл, Ньютон — превратились для людей в недосягаемые божества, способные повелевать времени и пространству, физическим законам и константам, и тем самым заложили основу всеобъемлющей мифологической системы. Будущего где история обросла таким ворохом ошибок, что рассыпалась на бессвязные легенды, в которых даже старательный исследователь не сможет отделить зерно истины от шелухи искажений и вымысла. А наука откатилась до методов эмпирического познания, когда ученые лишь собирают, упорядочивают и категоризируют информацию, но не создают революционных теорий, не разрабатывают прорывные концепции и парадигмы. Получается своего рода ретроэволюция, обусловленная огромными пространственными масштабами, социокультурными потрясениями и величиной деградации после Золотого века.
Если в "Танцоре Января", Флинн расставлял на планетной шахматной доске фигуры и знакомил читателей с преданиями, то в "Реке Джима", втором романе цикла, преобладает уже полноценное действие. Арфистка Меарана отправляется на поиски своей матери, Гончей бан Бриджит, в компании Человека со шрамами, чье сознание расщеплено на десяток субличностей, каждая из которых имеет свое предназначение. Галерея архетипов оживает прямо на глазах: Внутренний Ребенок, Шелковистый Голос, Педант, Ищейка, Силач и другие. Увы, жестокий эксперимент, приведший к расщеплению, оказался, мягко говоря, не вполне удачным. И теперь Человек со шрамами вынужден непрерывно контролировать поведение непокорных субличностей, постоянно ища компромиссные решения, страдая от раздробленности и бессилия в решающие моменты. Вынужден бороться одновременно со страхами перед последствиями поступка и перед последствиями бездействия.
По ходу поисков к арфистке Меаране присоединяются и другие спутники, ведомые разными мотивами — служение, тщеславие, долг. Многих мы помним по предыдущей книге. Но в отличие от "Танцора Января", где погоня за древним артефактом шла очень неспешно, а сюжет сплетался из многочисленных преданий, воспоминаний, историй, в "Реке Джима" герои неуклонно идут навстречу неприятностям, наперегонки с агентом Конфедерации, пытаясь выяснить, что искала Гончая бан Бриджит и какое преимущество это может дать Лиге. Череда небольших квестов и загадок постепенно объединяется в стройную линию, указующую на затерянную планету, где в предгорьях таятся долгожданные ответы...
Итог:классический поиск-странствие в антураже космической научной мифопоэтики.
Моя оценка: 8/10
Впервые сжатая версия рецензии была опубликована в журнале «Если 2015'3».
Дэниел Брукс, удалившись в самоизгнание после ошибки, унесшей жизни семи тысяч четырехсот восьмидесяти двух пациентов, вынужден искать спасения от боевых зомби в монастыре таинственного ордена Двухпалатников. Он и не знает, что из орегонской пустыни ему суждено попасть в огненное сердце Солнечной системы, в гости к божеству медлительней ледников, проницательней вампиров и безжалостней безумных ученых. Терновый венец человечества вот-вот повернется иглами внутрь, ну а пока что-то огромное и чуждое за пределами терзаемой Сингулярностью Земли, в бесконечном фрактальном пейзаже солнечных протуберанцев, пытается представить себе, что значит быть Сири Китоном...
Роман "Ложная слепота" принес Питеру Уоттсу широкую известность, внимание критиков, международное созвездие литературных наград и номинаций — от Канады до Японии. Поэтому нет ничего удивительного, что отвлекшись на "Легион", новеллизацию компьютерной игры "Crysis", писатель вернулся к своему прославленному детищу и продолжил историю о мрачноватом будущем. Будущем, где ожили вампиры и существуют зомби, а люди массово переселяются в виртуальные Небеса, сливают мозги в роевые сверхсознания, укрощают солнечную энергию и управляют вращением торнадо. Будущем, где человечество столкнулось с неопознанным гостем, решившим заглянуть на огонек радиоволн и посмотреть, что за биомасса правит балом на столь комфортной планете. И вердикт гостей оказался нелицеприятным.
Если первая книга была посвящена Контакту во всех его гранях, начиная от этической и математической, а заканчивая вопросами биологии и нейрологии — что есть сознание, нахлебник-паразит или важное эволюционное достижение? — то вторая делает следующий шаг, рассматривая постразумы и фундаментальные основы мироздания. Многочисленные роевые разумы, технологические и органические, поглощающие отдельные сознания и создающие хрупкие гибриды, чтобы вознестись на следующий уровень понимания вселенной, переменные которого невозможно поместить в человеческий рассудок даже жаргонавта-синтета. Человечество раскалывается на фракции — мемозги, вампиры, мультиядерщики и ИскИны — сингулярность все ближе, но осознают ли отдельные индивиды, что гигантская машинерия разума достигла вершины саморазвития? И что познает такой сверхразум, обратив свой взор на вселенную, проникая в глубинные тайны, где наука оказывается бессильна, а на первый план выходит интуиция и предвидение.
Пытаясь охватить все больший диапазон научных проблем и тематик, Уоттс делает сиквел еще более громоздко-угловатым, неудобопонимаемым, все дальше заходя на территорию твердой-НФ. Порой "Эхопраксия", словно оправдывая свое название, начинает уже лишь имитировать художественное произведение, становясь более похожей на термоядерный философско-научный трактат, где плазма десятков гипотез и предсказаний мечется в туго закрученном тороиде ограничений на воображение и длину ассоциативных цепочек. Сюжет, туго сжатый и прямолинейный в "Ложной слепоте", здесь оказывается почти пунктирным и еще более коротким, почти декоративным, чтобы только донести до читателя философские вариации на тему соперничества науки и религии — ведь далеко не факт, что первая реально вернее, тонкостей зомбофикации — ведь в мозгах любого хомо сапиенс хватает переключателей и вложенных программ, а также вариантов транслюдей и места человечества во вселенной.
Но несмотря на обилие сверхспособностей, сверхлюдей и сверхсознаний, для фокальной точки зрения автор выбирает просто "исходника", "старомодника", биолога Дэниела Брюкса, у которого нет даже современных нейроимплантов, лишь обычные мозгоусилители. Он ковыряется в полевых исследованиях, потрошит змеек и зайцев, скармливая баркодеру мешанину из исходных и мутировавших фрагментов ДНК. И внезапно вовлекается в чудовищный вихрь событий, который заносит его и других героев к самому Солнцу, а затем низвергает в руины, на Землю. Компанию ему составляют Джим Мур, полковник с особыми полномочиями, разрывающийся между планетарной безопасностью и жизнью единственного сына — Сири Китона. Валери, беглая вампирка со сворой зомби, представляет собой фракцию нежити. И Лианна, синтет-переводчик, связывающая членов ордена Двухпалатников с человеческим миром. Вновь автор играет с мотивациями и целями, то сталкивая, то сближая персонажей во имя научной игры и диспутов.
Как и подобает Уоттсу, в послесловии он вываливает полторы сотни ссылок на научные статьи, попутно расшифровывая свои основные разработки. Несмотря на то, что сюжетно-художественная составляющая ослабла, "Эхопраксия" остается шикарной гимнастикой для интеллекта, изысканным пиршеством для ценителей смелых научных идей и гипотез. Даже не разбираясь досконально в мельчайших тонкостях, Уоттс мастерски жонглирует теориями и экспериментами, выстраивая иллюзию безошибочной картины, втягивая читателя в умопомрачительные игры софистики и космологии. Расширяет кругозор и заставляет по-новому взглянуть на красоту и сложность окружающего мира.
Итог:острый и жесткий роман гранитно-твердой НФ с множеством гипотетических примесей.
К счастью или сожалению, но подошел к концу еще один год. Ежиком, ибо я не поклонник восточных традиций, выныривает из тумана новый — 2016-ый — год! Хочется верить, что конечно же, впереди лучшее и светлое! Но не буду растекаться мыслию по древу:)
Поздравляю всех с Новым Годом, друзья! Мира, здоровья, любви и счастья!
P.S. А читательские и прочие итоги за прошлый год традиционно будут чуть позже, когда я прогляжу прочитанные и дочитаю запланированные книги. Но сперва, на днях, я выложу задержавшиеся итоги позапрошлого
Описываемый в романе мир населён людьми и демонами. Первые господствуют днём, когда демоны прячутся в преисподней от солнечных лучей. Но с заходом солнца демоны выходят на поверхность, и теперь люди прячутся от них по своим защищённым оберегами жилищам. Главный герой, мать которого убили демоны, уходит из дома в надежде найти способ уничтожения исчадий зла. Узнав, что в прошлом такие способы существовали, но были со временем забыты, герой ищет повсюду их следы. Параллельно автор описывает судьбу ещё двух героев: юноши-калеки, который стремится стать Жонглёром, и юной красавицы, поступающей в обучение к лучшей из известных Травниц, чтобы со временем сменить её и лечить людей. Естественно, пути героев должны когда-нибудь пересечься, но как и когда это произойдёт, и что из этого выйдет, читайте в романе.
Благодаря новым фантастическим и фэнтезийным сериям, запущенным "Азбукой", отечественные читатели смогли познакомиться с целым рядом интересных романов, как от уже признанных авторов, так и многообещающих дебютантов — авантюрно-воровское фэнтези Хьюлика, маго-пороховой эпик Макклеллана, первый сольный роман Стеллы Геммел. Теперь к ним добавился и дебютный роман Бретта"Меченый", открывающий фэнтези цикл "Война с демонами" с пост-апокалиптическими мотивами.
Едва алеет небо и гаснут последние солнечные лучи, предвещая наступление темноты, как над землей появляется дымка, в которой сгущаются демоны, поднимающиеся из Недр. Хищные, злобные, смертельно опасные и неуязвимые для обычного оружия существа. Лишь метки — особые начертанные или вырезанные знаки — способны стать для них невидимой магической стеной. Но горе тому дому или селению, в чьей сетке меток отыщется слабое или стертое звено — демоны будут утолять голод до самой зари, терзая истекающие кровью тела.
В Эпоху Избавителя человечество однажды низвергло демонов, но за благополучную и счастливую Эпоху науки успело позабыть древнее знание и было жестоко наказано Эпохой разрушения. Теперь ночами или в дождливую погоду люди прячутся в домах, дрожа от страха. Они также вынуждены защищать метками загоны для скота, амбары и даже поля — иначе огненные демоны выжгут их дотла. Города превратились в хорошо укрепленные крепости, а путешествия стали уделом редких смельчаков — купцов и вестников, которые являются единственной связью между поселениями.
Так начинается история Арлена — будущего воина и путешественника, Лиши — будущей лекарки и алхимика, Рожера — будущего музыканта и сказителя, каждому из которых суждено пройти собственный трудный и тернистый путь. В общем-то Бретт нисколько не скрывает, что на протяжении всего первого романа готовит героев к роли спасителей, проводя их через испытания, обучая, а затем объединяя в команду. По сути, роман является чистейшим становлением-взрослением со всеми традиционными моментами, как то — побег из семьи, бунт против обычаев и правил, одержимость целью, обретение наставника и другие хорошо известные приемы, характерные для этого жанра. Возможно, даже слишком хорошо известные. Кроме того, иногда Бретт идет против логики развития событий, чтобы создать комфортные условия или сюжетообразующую ситуацию — особенно это касается зрелищной, но бессмысленной финальной битвы.
Занятно, что конфликты героев с окружающим миром неизбежны и заложены автором изначально, поскольку характеры и мировоззрение Арлена, Лиши и отчасти Рожера скорее соответствует современности, в то время как второстепенные персонажи живут и мыслят по законам средневекового общества. Хотя порой Бретт охотно использует физиологичные или натуралистические описания, роман вряд ли можно отнести к жанру темного фэнтези. Слишком много энергии, упорства и жизнерадостности в сердцах героев. Именно эта бодрость и твердость заражают читателя энтузиазмом, заставляют сопереживать и напряженно следить за приключениями ребят.
Итог:концентрированное становление-взросление героев в жестком фэнтези-антураже.