Наверное, лучше всего могут сказать, хороша или нет детская книга, только сами дети. Супруги ДЯЧЕНКО написали для подростков трилогию-фэнтези: «Ключ от королевства», «Слово Оберона» и «У зла нет власти».
У главной героини тринадцатилетней Лены ЛАПИНОЙ нет отца и куча комплексов: в частности, маленький рост, да еще и старшеклассницы шпыняют. Но однажды, когда она шла от школы, за ней увязался незнакомец. Лена слышала, конечно, что обычно хотят от девочек незнакомые злодеи-мужчины. Но он зашел издалека: не хочет ли она в Королевство, и подарил ключ от него в стеклянном шарике, который нужно только бросить на землю. В общем, достаточно стандартный зачин: реальный мир и некто, появляющийся из сказки. Даже платяной шкаф не понадобился.
Понятно также, что Королевство надо будет спасать и что займется этим Лена, став магом дороги. В этом мире нет Белой колдуньи, но есть Туманная Баба – ничем не лучше. Любопытна концепция Королевства, на котором основан первый роман цикла: со временем тонкий волшебный мир вокруг него истончается, магия истощается, и Королевство вынуждено перемещаться через некое межмировое пространство в другое подходящее место. А там в садах начинают жить «феи, в озере – русалки. В лесу – лешие. В скалах гнездятся драконы. Сама земля вокруг нас становится Королевством. А это очень притягательно для людей… И понемногу они к нам сходятся отовсюду: крестьяне распахивают пашни, ремесленники ставят мастерские…»
Однако путь к новому месту опасен, а для этого необходимы маги дороги. Их мало. Лена, ничего поначалу не умея, набирается опыта в реальных схватках, ошибается, верит не тем, кому следовало, кого-то спасает и, понятно, взрослеет, дабы вернуться в свой мир к концу первого романа сильной и уверенной в себе. Пока во втором, а потом и в третьем романе из Королевства снова не призывают ее для спасения. В общем, все как всегда. В свое время маленького Фродо тоже вытащили из норы для спасения мира. Все это написано несколько дидактично и по-детски. Но для детей же!
М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011 год. — 351 стр.
Тираж 3 500 экз.
Читая рассказы из данного сборника ВРОЧЕКА, вспомнил раннего Михаила ВЕЛЛЕРА, хотя, казалось бы, абсолютно ничего общего. ВЕЛЛЕР писал изощренные выверенные логически и психологически рассказы, продуманные и отшлифованные до последней запятой. Рассказы от головы, а не от сердца и не от души. Новеллы ВРОЧЕКА тоже от головы, но они выверены не логикой, а атмосферой приближения к чему-то непонятному, жуткому, пограничному, абсурдному. «Страшную месть», скажем, мог бы написать и молодой ВЕЛЛЕР. Впрочем он и написал – и будничнее и блистательнее — «А вот те шиш».
А вот парадоксальную «Мы – стена» выдумал и воплотил бы далеко не каждый. Человек и он же одновременно кит, и он же часть живой плотины, за которой что-то страшное.
Шимун ВРОЧЕК – это псевдоним. Автор окончил Университет нефти и газа имени Губкина, потом учился на актера, режиссера и наконец подался в писатели. Один из лидеров «цветной волны» российской фантастики. И в то же время пишущий проектную литературу — «Метро 2033: Питер» и «Рим. Последний легат» из цикла «Этногенез», что, казалось бы, вещь стыдная для писателя, считающего себя настоящим.
Не читал его проектных работ, но рассказы его при некоторой даже иногда сюжетной недоделанности, не проговаривающей все, а намекающей на нечто, на читателя действительно воздействуют своей атмосферой некоторой алогичной жути. Не все рассказы равноценны. Есть и слабые, есть и очень сильные. Там, где автор логичнее и понятнее, заметнее вторичность, а там, где отпускает логику с привязи здравого смысла, неожиданно получается хорошо:
— Дорогие зайцы! Пишу вам неожиданно, сам не ожидал от себя такого. Пожалуйста, у меня к вам одна просьба. Скажите кроликам, чтобы не жрали мои елки. Иначе я им вырву уши с корнями. С наилучшими, Ваш Медведь». Отложив перо, он долгое время разглядывал кляксу, оставленную после подписи. Вот так всегда. Придется переписывать, а то эти зайцы подумают, что он совсем неграмотный. А это всего лишь большие лапы («Утро в сосновом лесу»).
Харьков, Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014 год. – 640 стр.
Тираж 7 000 экз.
Этот сборник фантастики разделен на три части: «Войны и миры», «Странные страны» и «Дело о…».
В последней части – короткие детективы, часть из которых – вольные вариации на тему Шерлока Холмса. В одном из них (Владимир СВЕРЖИН "Песчинка на весах истории") великий сыщик расследует убийство в Лондоне некоего Якоба РИХТЕРА, который должен был получить из России саквояж с экспроприированными деньгами. В конце выясняется, что истинная фамилия убитого Владимир Ульянов, помощник присяжного поверенного. Его смерть повернула колесо истории в другую сторону, и в России надолго сохранилось самодержавие. Что не помешало в свое время возникнуть институту экспериментальной истории, сотрудник которого граф Турнин отправился в прошлое, дабы привлечь Холмса к расследованию убийства, дабы деньги для проведения Второго съезда РСДРП вернулись государству Российскому. Ну а сам сыщик проверяет, действительно ли его гость близок к царскому двору, спрашивая, что ему подать к коньяку (тонкую дольку лимона, посыпанную сахарной пудрой, смешанной с молотым кофе) или с чем пьют чай у императрицы (булочки с шафраном).
Во второй части сборника собраны рассказы о столкновении со странным, близкие к городскому фэнтези, квинтэссенцией чего является «Давно, усталый раб, замыслил я побег…» Генри Лайона ОЛДИ. Повествование здесь идет от имени главврача психолечебницы, куда поступил пациент, рассказывающий о себе и о том месте, откуда он пришел, странные вещи, отдающие кошмаром. Главврач погружается в эти странности, уходит туда, и ему там понравилось.
Или вот рассказ Дениса ТИХОГО «Как поймать эльфа» о том, что на базаре среди рыбок и морских свинок мужик продает эльфов. В обычной трехлитровой банке. Товар недешевый, но продается при одном условии: вы должны опустить руку в банку, и один из эльфов сам вас выберет, так как питаются они исключительно вашей любовью к ним.
Из первой, воинской, части нельзя не отметить новеллу Олега ДИВОВА «Боги войны», о том, как персонажи фильма 1968 года «На войне как на войне» (отсюда стала популярной песня «По полю танки грохотали») очнулись внутри компьютерной штабной игры, осознали абсурдность ее мира бесконечного боя и попытались сопротивляться, обретя некоторую самостоятельность.
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018 год. – 768 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Террор» и «Эребус» – так называются реальные корабли, вышедшие из британского порта 19 мая 1845 года для поисков Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий. Они пропали вместе с экипажами в 129 человек. Ни одна из экспедиций, исследовавших регион как до, так и после, не понесла столь существенных потерь, что наводит на мысль о неких особенных обстоятельствах, погубивших исследователей.
Возможно, потому она остается в центре внимания уже более ста пятидесяти лет. В разных местах были найдены останки нескольких людей из этой экспедиции, а также отдельные предметы с пропавших кораблей, есть какие-то воспоминания эвенков. Был даже скандал с участием писателя Диккенса по поводу найденных костей некоторых участников экспедиции, которые указывали на людоедство. Был еще один скандал с другими их останками, содержание свинца в которых зашкаливало за все нормы.
Дэн СИММОНС написал роман, где в единое целое увязываются все находки следов пропавших кораблей и их экипажей, последняя из которых была сделана летом 1992 года. Он описывает мир, где вокруг нет ничего, кроме тесного льда и жуткого холода. Это не белое безмолвие: завывает ветер, трещит лед, сдавливая в объятиях корабли.
Жесточайшая флотская дисциплина, где в качестве неотвратимого наказания для любого проступка – повешение (для поиска и казни беглецов с «Баунти» в свое время, не считаясь с затратами, специально снаряжали отдельные экспедиции) сталкивается с человеческими страхами, усталостью, постоянным напряжением, начинающейся цингой, кончающимся спиртным (во флоте каждый день выдавали порцию), потерей надежды.
В этих условиях размывается сама ткань рациональности, тем более что вокруг бродит некий жестокий зверь, убивающий моряков. Чтобы сбросить с себя страх или отгородиться от него, накануне Нового года экипажи устраивают маскарад по мотивам рассказа Эдгара По «Маска красной смерти» в семи залах из парусины, раскрашенной в разные цвета. В последнем черном зале укрепили голову убитого белого медведя.
В самый разгар празднества там появилось убивающее без разбора белое чудовище. К концу романа смерть настигла всех. Кроме капитана Крозье, который стал другим человеком с иным именем.
«Ученик воина» — второй опубликованный роман из 16 книг о Майлзе Форкосигане. О первом и последнем произведениях этого цикла я уже писал ранее. Здесь впервые Майлз появляется собственной персоной – семнадцатилетний полутораметровый полукалека с хрупкими костями, которые он ломал уже не раз, не поступивший из-за этого в Военную академию. Сын премьер-министра и потомок уходящего в глубь веков дворянского военного рода с пылким характером своего ровесника Д*Артаньяна.
Это приключенческая космическая фантастика с интригами, сражениями, любовью. Сам Майлз – в каждой бочке затычка, его природное любопытство приводит его к авантюрам – сначала небольшой, потом покрупнее и еще крупнее — одна тянет за собой следующую. Но он, катясь кубарем по крутому склону событий, успевает быстро реагировать, думать и действовать. И как-то само собой оказывается во главе флота космических наемников и участником ряда боевых операций. Более того – победителем в них. Пусть некоторые из его путей к победе оказывались не прямыми стратегиями: вместо того, например, чтобы воевать с наемниками противной стороны, он четырежды перехватывал и уничтожал катера, в которых наниматели присылали тем зарплату. Что вызвало изрядную напряженность между работодателями, которые свои средства потратили, и нанятыми бойцами, закономерно ожидающими стабильного регулярного дохода за свою работу.
Впрочем не все обходилось так изящно и бескровно: «Когда убиваешь человека, надо сперва стереть его лицо. Это такой психологический трюк. Солдату он необходим. Я не уверен, что ты сумел бы достичь должного тупоумия. Ты поневоле все видишь объемно».
Но пока он выбирался из того водоворота, который сам же и закрутил, на родине противники его отца обвинили Майлза в попытке государственного переворота: зачем же одному из потенциальных кандидатов на престол собирать под своим началом боевой флот?