Сегодня исполняется 111 лет со дня рождения «техасского мечтателя», замечательного писателя, подарившего миру Конана и целую череду могучих героев; певца таинственного народа пиктов и адепта древних культов затонувших материков; мастера пера и меча, боксёрской перчатки и шестизарядного револьвера.
По этому случаю представляю два стихотворения Говарда, ранее не переводившиеся на русский.
В прошлом годе, а именно 365 дней назад я решил написать о том, что случилось страшное...
В нынешнем годе уже нет ничего пугающего: всё и так понятно.
Прочитано немало комиксов, и теперь хотелось бы подвести некоторые итоги графического, так сказать, две тысячи шестнадцатого.
Попробую создать традицию подобных отчётов.
Разнообразие рисованных историй очень порадовало. Была не только супергероика, хотя её, кажется, в последнее время стало заметно больше, чем раньше. Особенно Marvel — прям отовсюду! Я в основном предпочитаю что-то другое, хотя от интересных мне супергероев не отказываюсь. О том же Сорвиголове брал всё, что выходило. Аквамена, Флэша и Бэтмена тоже продолжаю продолжать. Про Черепах вообще молчу.
Но вообще-то, я всё больше ощущаю интерес к той разновидности графических историй, что называются БД. Мангу тоже начал осваивать в масштабах больших, нежели ранее.
Вот с манги и начну, пожалуй. Самым сильным впечатлением стало знакомство с «Королевской битвой», точнее, с тремя томами из пятнадцати. Жаль, что продолжения на русском не было. Я не смотрел фильм по этому сюжету, не читал роман. Но манга мне как любителю ужасов понравилась, хотелось бы узнать, что там было дальше...
Ещё одним замечательным манга-чтением стала дилогия «All You Need Is Kill. Грань будущего». Опять же, я не смотрел кино, не читал книгу, но графическая история понравилась и запомнилась. Теперь вот можно будет осваивать сюжет в других его воплощениях.
В уходящем году, который для меня стал знаменательным (исполнилось 110 лет со дня рождения и 80 лет со дня смерти моего любимого писателя Роберта И. Говарда), прочитал немало комиксов по мотивам произведений «техасского мечтателя». Несколько месяцев с перерывами осваивал цикл антологий «Robert E. Howard's Savage Sword», который оказался просто отличным! По этому поводу даже написал несколько статей, которые постоянные читатели уже наверняка видели (их можно найти по тегу REH Savage Sword).
Каково же было моё удивление, когда издательство АСТ выпустило первый том антологии «Карающий меч»! Явно не самый очевидный вариант, ибо есть же огромное количество комиксов по Конану! Но я рад, что эта антология увидела свет. О ней я тоже, естественно, сразу написал. Без преувеличения могу сказать, что «Карающий меч» стал для меня книгой года.
Также в этом году собрал все три тома «ElfQuest», которые вышли на данный момент. Многие покупают эти книги, измотанные ностальгическими чувствами — когда-то в 90-е они читали эти комиксы в журналах издательства Machaon. Меня сия участь миновала, хотя я видел рекламы серии в старых номерах «Черепашек-ниндзя». Несколько лет назад я всё же не удержался и прочитал в интернете со сканов один или два номера «ElfQuest». И тогда абсолютно не понял, а в чём, собственно, прикол? Почему многие люди так люто мечтают об этих комиксах?
И вот, в этом году сподобился познакомиться со странствиями эльфов. Могу констатировать: это чрезвычайно увлекательно! Рисунок, казалось бы, такой «девочковый», сюжет — сказочка про остроухих, к тому же разъезжающих на волках! А в итоге получается замечательная история, от которой не оторвёшься! С нетерпением жду четвёртую книгу, которая — «вот уже близко, вот уже скоро»!
С не меньшим нетерпением жду продолжения отечественного комикса «Звездопад», первый печатный номер которого увидел свет в далёком 2014-м, а второй вышел в июле этого года. Продолжение не опустило планку, которую авторы задали сами себе в «Железнобоком». И хотя история «Соль земли» непохожа на предыдущую новеллу, интрига всё равно нагнетается, ужасы множатся и шевелят щупальцами... Сейчас авторы готовят третий номер, с чувством, с толком, с расстановкой. А потом ожидается ещё два. Внимательно слежу за развитием событий.
Ещё один отечественный автор, сильно порадовавший в этом году, — Александр Ерёмин. О его «Хакере» я слышал раньше, даже мечтал приобрести издание первого тома из трёх — оно вышло на русском в 2009-м, но где его теперь найдёшь? Так что вся трилогия в одном томе пришлась как нельзя более кстати! Интересная, хорошо исполненная фантастическая история.
Также познакомился с озорной «Пионерской правдой. Horror» Аскольда Акишина. Весело и задорно! А местами — как и положено, жутковато. То, что надо, чтобы скоротать часок за разглядыванием приятного чёрно-белого рисунка.
Долго думал о приобретении сборника «Чёрный жук: «Выхода нет», но в конце концов термин «палп» сыграл свою роль. Отличная оказалась штука! Супергерой похлеще этих ваших бэтменов наводит закон и порядок в американском городе 1930-х годов. Много всяких «вкусностей», примет времени, да и вообще — нуарная атмосфера на высоте!
Тоже в некотором роде супергероем оказалась «Леди-киллер». И это также ретро — но в центре внимания уже 1950-е годы. Комикс берёт, опять же, атмосферой. И рисунком, конечно, тоже: он замечателен.
Коль уж зашёл на территорию «ретро», грех не вспомнить о Блэксэде. Тоже открыл для себя только в этом году, тоже сомневался сначала, стоит ли брать. Приключения кота-детектива оказались весьма занимательны и явно не поверхностны. Одни только объёмы комментариев красноречиво говорят о том, как много всего сценарист и художник заложили в эти работы. Хотя не все истории мне понравились одинаково, тем не менее, общий уровень довольно высок. Жду продолжения.
«Пейшенс» мне сразу, ещё по предпросмотру показалась чем-то в духе «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», но на деле оказалось немного не так. Запутанная история с путешествиями во времени и туда, и обратно, потом ещё куда-то, а затем... В общем, нечего об этом говорить, это надо видеть и читать.
Альтернативным вышел и Сэм Забель с волшебным пером. Автор истории пытается найти ответ на вопрос, что же такое творчество и как оно влияет на человека. Приключения героев где-то смешны и забавны, где-то драматичны и печальны, но всегда увлекательны. И заставляют задуматься, что тоже немаловажно.
«Отважный Намгурш» порадовал экзотикой. Комикс сделан по мотивам нивхских народных преданий, конкретно — на основе солярного мифа. Пожалуй, самое примечательное в этой небольшой книжке — рисунок. Он действительно очарователен и своей мягкостью, нечёткостью линий создаёт впечатление легенды, передаваемой из уст в уста, где какие-то детали уже стёрлись и «обросли» за долгое время жизни.
А вот звания «самый-самый комикс без слов» заслуживает «Океан любви». Милая и добрая история, каким бы это ни казалось странным, о любви! Реплик здесь действительно нет, проскакивают только надписи и редкие междометия. Но и без слов здесь всё предельно ясно. Сценарист и художник отлично постарались, чтобы сделать такую замечательную историю! На днях вышла ещё одна книжка без слов, от одного из создателей «Океана любви». Непременно попробую!..
И вот наконец он — Комикс Года! Из всех графических историй, что я прочитал в этом году, больше всех меня поразила, порадовала, рассмешила, заставила сопереживать героям и размышлять о жизни — как бы пафосно всё это ни звучало — «Отсрочка». В этой книге прекрасно всё. История: простая, незамысловатая, но в положительном смысле «жизненная» (оккупированная немцами Франция, 1942 год). Рисунок: по-хорошему кропотливый, профессионально выполненный. Да и чего уж греха таить, главная героиня мне понравилась в «Отсрочке» больше всего.
Такой вот был для меня графический две тысячи шестнадцатый. Ожидаю не менее насыщенный две тысячи семнадцатый.
Всех любителей комиксов — с наступающим!
P. S. Напоследок — такой вот подарочек самому себе (комикс по мотивам знаменитого рассказа Роберта И. Говарда Pigeons From Hell / Голуби из Ада в адаптации Скотта Хэмптона). Классика не стареет!
Ах, какая сегодня дата! Я ведь чуть было не позабыл о ней. Хотя и не круглая (круглая была в прошлом году), но отметить её следует. Я отмечу такой вот статьёй, прямо-таки исходящей беззаветной любовью к автору. Сегодня Карл Эдвард Вагнер отпраздновал бы свой 71 день рождения...
Карл Эдвард Вагнер (12 декабря 1945 — 13 октября 1994)
Так как самым-самым моим любимцем является Роберт Айзекович Говард, то нет ничего странного в том, что я заинтересовался всеми и всяческими продолжателями его дела, как только узнал об их существовании. Л. С. де Кампа, Лина Картера, Роберта Джордана и других-прочих, кто продолжал «конину», я знал достаточно давно (имена-фамилии, в смысле, так-то я во время оно мало читал переводного Конана). Среди таких вот продолжателей мелькало и имя Карла Эдварда Вагнера, но, кроме того, что он писал что-то о варваре-киммерийце, я о его творчестве ничего не знал.
Пока однажды не увидел книгу, ту самую, первую и незабвенную!
Прямо на обложке написано, обратите внимание:
Этот герой вам запомнится навсегда
И я был бы очень рад, если бы он запомнился мне навсегда вот с той самой поры, когда я впервые увидел этот томик, но не получилось. Я тогда лежал в больнице, сам читал Муркока, а этот томик был у товарища по палате. Я даже не помню, просил ли у него книгу почитать, но даже если и так, герой в то время всё равно мне не запомнился. И после этого я долгое время нигде не встречал именно этого сборника.
Когда настал 2003 год, я был уже достаточно «прошаренным» читателем, чтобы схватить «Паутину тьмы» в тот же момент, как увидел её в магазине. Даже внушительная, но совершенно неверная рекомендация на корешке меня не отпугнула:
Один из самых ярких последователей Дж. Р. Р. Толкина!
В сборнике оказались роман «Поход Чёрного Креста» (о, это Логово Ислсль!), сборник «Тень Ангела Смерти» (уже одно только вступительное стихотворение пробирает!) и роман «Паутина тьмы» (моя ме-е-ерзость!) — все как на подбор удивительные, мрачные и героические! А потом, когда ухватил и продолжение в виде сборника «Кровавый камень», счастью моему вообще не было предела! Тут уж на корешке всё было чинно-благородно:
Один из самых ярких последователей Роберта Говарда!
Состав — тоже великолепный: роман «Кровавый камень» (снова эти чарующие тайны древних цивилизаций!) и сборник «Ветер ночи» (просто калейдоскоп первоклассной тёмной героики!). А какие обложки у этих книг — просто загляденье!
Обе книги я проглотил довольно быстро, насколько помню, но под впечатлением ходил ещё очень долго...
(Сильно позднее приобрёл и первый сборник «Ветер ночи» — скорее для коллекции.)
Следующим этапом стал выход в Интернет. Я нашёл несколько сообществ, посвящённых Роберту Говарду, с удивлением узнал, что у людей есть другие рассказы о Кейне, которые не переводились на русский. Конечно, я их заполучил и даже начал переводить. Ну, такие вещи как «Мизерикорд» и «Другой» оказались приятным дополнением к тому, что я читал раньше. И следом я стал разыскивать оставшиеся (самые странные!) произведения цикла.
Тут мне сильно повезло пересечься с Saneshk'ой. У неё оказались и другие тексты, вроде «Лакун» и «Глубоко в бездне склада Наслаждение». Вот тут-то и случилось то, что можно назвать катарсисом, только с обратным эффектом. Это было нечто совершенно непохожее на фэнтезийного Кейна, всяческие мерзкие извращения, издевательства и полный разброд и шатание! Тем не менее, и с этой стороной цикла о Кейне было интересно познакомиться. А когда я прочёл «Под замком», то уже как-то и смирился окончательно с этими... откровениями.
В общем, вот так, понемногу с посильной помощью Saneshk'и я и осваивал Вагнера. Далеко в оригинальные тексты не зарывался, потому что уровень владения языком был не тот. Но как оказалось, скоро и другие не-Кейновские рассказы автора стали чаще появляться на русском. За это, конечно, благодарность Стивену Джонсу и нашим издателям, решившим выпускать его антологии на великом и могучем. Так я познакомился с такими произведениями как «Сверх всякой меры» (в антологии «Вампиры»), «Одна ночь в Париже» (в антологии «Оборотни»), «Патрон 22 Свифт» (в антологии «Монстры»), «Палки» (в антологии «Зомби») и другими. Все они оказались как минимум крепкими, интересными, атмосферными, динамичными историями, а некоторые — так и вовсе шикарными! Для меня это было всё равно что, прочитав сначала немало фэнтези Роберта И. Говарда, затем увлечься его же ужасами.
Кстати, о техасском писателе. Я знал, что Вагнер написал не только роман о Конане, но также обратился и к Брану Мак Морну. И уж этот роман «Легион из тени» о борьбе пиктов с римскими захватчиками я мечтал прочесть гораздо сильнее, чем «Дорогу Королей» о киммерийце (тем более что последний роман переводился на русский и достать его не составляло труда). В общем, опять-таки не без Saneshk'иной помощи, я приобрёл «Легион...» на английском. Могу сказать, что роман о Бране написан вдохновенно и со знанием дела; он как минимум на голову выше «Дороги Королей».
Ну и что же, буду продолжать осваивать Вагнера, благо одиночных рассказов, пока что нечитанных мною, у него множество. Да и Кейна уже пора перечитывать, а то многое подзабыл!
Чего и вам желаю!
А напоследок — предлагаю ознакомиться с интервью с Александрой Мироновой, что увидело свет в прошлом году в онлайн-журнале DARKER. Приурочено оно было к юбилею писателя.
Кажется вполне понятным и логичным, что центральный мир во вселенной Роберта Говарда — это Гиборийская эра. Это время, где величайшим героем стал варвар из Киммерии, сын кузнеца, истоптавший полмира и в итоге взошедший на престол самого могучего из западных королевств. Однако, если присмотреться чуть внимательнее, копнуть чуть глубже, то выяснится, что не одной только эпохе Конана Мастер посвятил множество историй. Мир Турийской эры, главным героем которой тоже стал варвар, но уже из Атлантиды, тоже прошедший немало дорог и воцарившийся на престоле главной из Семи Империй. Король Страны Снов. Кулл — Завоеватель. Кулл — Победитель Змей.
В основном именно этому герою и посвящён сборник «Кулл Змееборец». Хотя королю Валузии посвящено гораздо меньше произведений, чем его далёкому потомку, тем не менее, текстов об атланте написано не то чтобы совсем уж мало. Во всяком случае, по количеству фанфиков Кулл прочно держит второе место после киммерийца. Основу книги составили повести и рассказы о приключениях Кулла, написанные авторами из разных стран. Кроме того, нашлось место и поэзии — как двум вариантам поэмы «Король и дуб» пера самого Говарда, так и стихотворениям неизвестного отечественного автора. Дополняют книгу стихотворный цикл техасца о Зукале, а также широко известный в очень узких кругах незаконченный рассказ — скорее, повесть — «Остров вечности», тематически связанные с произведениями о Турийском мире.
По вопросам приобретения книг обращайтесь, пожалуйста, в личку: чтец книг.
За двенадцать лет профессиональной писательской карьеры Роберт Говард написал очень много. Иные писатели-долгожители не оставили такого большого наследия. Конечно, не весь корпус текстов техасского писателя действительно достоин внимания самого широкого читателя, однако многие его произведения действительно качественны и в плане стиля и языка, и в плане полёта фантазии. В последнее время интерес к Роберту Говарду возрождается — и это невероятно радует и воодушевляет!
Сборник «Малое собрание сочинений. Книга третья» продолжает знакомить читателя с неизвестным «техасским мечтателем». В этой книге нашлось место почти полусотне текстов, причём некоторые из них — давно ставшие классическими на западе, но практически неизвестные российскому читателю. Речь идёт в первую очередь о небольшом цикле, посвящённом Кормаку ФитцДжеффри, и историко-приключенческому рассказу, написанному Говардом в соавторстве с Тевисом Клайдом Смитом («Багровые клинки Чёрного Катая» — один из нечастых случаев, когда соавторство оказалось вовсе даже не посмертным!). Также представлены оригинальные версии двух произведений, давно известных на русском, — «Копья Клонтарфа» и «Огонь Ашшурбанипала». Это версии чисто приключенческие, в отличие от более поздних вариантов с присутствием мистики. В сборнике нашлось место Стиву Бендеру, странным, необычным и «страшным» рассказам и повестям, а также поэзии и даже драматургии! Особый интерес представляет подборка отрывков из переписки Говарда с Лавкрафтом, в которой речь шла о противостоянии варварства и цивилизации — «конёк» техасского писателя, одна из любимейших его тем для дискуссий.
По вопросам приобретения книг обращайтесь, пожалуйста, в личку: чтец книг.