Ах, какая сегодня дата! Я ведь чуть было не позабыл о ней. Хотя и не круглая (круглая была в прошлом году), но отметить её следует. Я отмечу такой вот статьёй, прямо-таки исходящей беззаветной любовью к автору. Сегодня Карл Эдвард Вагнер отпраздновал бы свой 71 день рождения...
Так как самым-самым моим любимцем является Роберт Айзекович Говард, то нет ничего странного в том, что я заинтересовался всеми и всяческими продолжателями его дела, как только узнал об их существовании. Л. С. де Кампа, Лина Картера, Роберта Джордана и других-прочих, кто продолжал «конину», я знал достаточно давно (имена-фамилии, в смысле, так-то я во время оно мало читал переводного Конана). Среди таких вот продолжателей мелькало и имя Карла Эдварда Вагнера, но, кроме того, что он писал что-то о варваре-киммерийце, я о его творчестве ничего не знал.
Пока однажды не увидел книгу, ту самую, первую и незабвенную!
Прямо на обложке написано, обратите внимание:
И я был бы очень рад, если бы он запомнился мне навсегда вот с той самой поры, когда я впервые увидел этот томик, но не получилось. Я тогда лежал в больнице, сам читал Муркока, а этот томик был у товарища по палате. Я даже не помню, просил ли у него книгу почитать, но даже если и так, герой в то время всё равно мне не запомнился. И после этого я долгое время нигде не встречал именно этого сборника.
Когда настал 2003 год, я был уже достаточно «прошаренным» читателем, чтобы схватить «Паутину тьмы» в тот же момент, как увидел её в магазине. Даже внушительная, но совершенно неверная рекомендация на корешке меня не отпугнула:
В сборнике оказались роман «Поход Чёрного Креста» (о, это Логово Ислсль!), сборник «Тень Ангела Смерти» (уже одно только вступительное стихотворение пробирает!) и роман «Паутина тьмы» (моя ме-е-ерзость!) — все как на подбор удивительные, мрачные и героические! А потом, когда ухватил и продолжение в виде сборника «Кровавый камень», счастью моему вообще не было предела! Тут уж на корешке всё было чинно-благородно:
Состав — тоже великолепный: роман «Кровавый камень» (снова эти чарующие тайны древних цивилизаций!) и сборник «Ветер ночи» (просто калейдоскоп первоклассной тёмной героики!). А какие обложки у этих книг — просто загляденье!
Обе книги я проглотил довольно быстро, насколько помню, но под впечатлением ходил ещё очень долго...
(Сильно позднее приобрёл и первый сборник «Ветер ночи» — скорее для коллекции.)
Следующим этапом стал выход в Интернет. Я нашёл несколько сообществ, посвящённых Роберту Говарду, с удивлением узнал, что у людей есть другие рассказы о Кейне, которые не переводились на русский. Конечно, я их заполучил и даже начал переводить. Ну, такие вещи как «Мизерикорд» и «Другой» оказались приятным дополнением к тому, что я читал раньше. И следом я стал разыскивать оставшиеся (самые странные!) произведения цикла.
Тут мне сильно повезло пересечься с Saneshk'ой. У неё оказались и другие тексты, вроде «Лакун» и «Глубоко в бездне склада Наслаждение». Вот тут-то и случилось то, что можно назвать катарсисом, только с обратным эффектом. Это было нечто совершенно непохожее на фэнтезийного Кейна, всяческие мерзкие извращения, издевательства и полный разброд и шатание! Тем не менее, и с этой стороной цикла о Кейне было интересно познакомиться. А когда я прочёл «Под замком», то уже как-то и смирился окончательно с этими... откровениями.
В общем, вот так, понемногу с посильной помощью Saneshk'и я и осваивал Вагнера. Далеко в оригинальные тексты не зарывался, потому что уровень владения языком был не тот. Но как оказалось, скоро и другие не-Кейновские рассказы автора стали чаще появляться на русском. За это, конечно, благодарность Стивену Джонсу и нашим издателям, решившим выпускать его антологии на великом и могучем. Так я познакомился с такими произведениями как «Сверх всякой меры» (в антологии «Вампиры»), «Одна ночь в Париже» (в антологии «Оборотни»), «Патрон 22 Свифт» (в антологии «Монстры»), «Палки» (в антологии «Зомби») и другими. Все они оказались как минимум крепкими, интересными, атмосферными, динамичными историями, а некоторые — так и вовсе шикарными! Для меня это было всё равно что, прочитав сначала немало фэнтези Роберта И. Говарда, затем увлечься его же ужасами.
Кстати, о техасском писателе. Я знал, что Вагнер написал не только роман о Конане, но также обратился и к Брану Мак Морну. И уж этот роман «Легион из тени» о борьбе пиктов с римскими захватчиками я мечтал прочесть гораздо сильнее, чем «Дорогу Королей» о киммерийце (тем более что последний роман переводился на русский и достать его не составляло труда). В общем, опять-таки не без Saneshk'иной помощи, я приобрёл «Легион...» на английском. Могу сказать, что роман о Бране написан вдохновенно и со знанием дела; он как минимум на голову выше «Дороги Королей».
Ну и что же, буду продолжать осваивать Вагнера, благо одиночных рассказов, пока что нечитанных мною, у него множество. Да и Кейна уже пора перечитывать, а то многое подзабыл!
Чего и вам желаю!
А напоследок — предлагаю ознакомиться с интервью с Александрой Мироновой, что увидело свет в прошлом году в онлайн-журнале DARKER. Приурочено оно было к юбилею писателя.