Об этом цикле антологий я уже писал, помнится. Даже не в одной, а в пяти статьях:В те книги, которые успели попасть в обзоры, вошли как новые комиксы, так и репринтные. Но издательство Dark Horse на этом не остановилось и выпустило две антологии, куда определило только свежие истории.
И вот теперь, когда первая книга комиксов по мотивам произведений Роберта И. Говарда увидела свет, вспомнить эту замечательную серию нужно снова — уже с оглядкой на отечественное издание. Постараюсь не повторяться...
Итак, «Карающий меч. Том 1».
Эту книгу я ждал, как только услышал о ней впервые. Ведь оно как? — если уж и будут у нас издавать комиксы по Говарду, то в первую голову возьмутся наверняка за какую-нибудь серию о Конане, думал я. Но ошибся — и очень, чрезвычайно этому рад!
«Карающий меч» — это не только и даже не столько Конан... В этой книге героическое творчество Говарда представлено наиболее полно, да и хоррор не забыт! Всего под одной обложкой нашлось место десяти комиксам, одной иллюстрированной статье и одному иллюстрированному рассказу. Уже одно то, что здесь — не только графические новеллы, определённо, радует.
Разношёрстное содержание книги идёт ей только на пользу. Давайте посмотрим, что же скрывается под обложкой. Для этого я составил этакий топ «самых-самых» историй, вошедших в книгу.
Это, конечно, комикс под названием «Конан и сокровища Хестерма». Не самая удачная из представленных в книге графических новелл, но свою задачу она выполняет. Подготавливает читателя, настраивает на нужный лад, предлагает окунуться в волшебный мир, напоённый коварной магией и героическими деяниями, чёрными колдунами и мускулистыми варварами, ну, и прекрасными женщинами, конечно! Сюжет простой, даже не по-Говардовски простой, он уж всяко придумал бы что-нибудь позаковыристее. Но эта простота в «Хестерме» смотрится довольно-таки органично.
От ожидаемого Конана переходим к неожиданному, которым заканчивается книга. «Конан: Белая смерть» в плане сюжета тоже не особо выделяется, но за счёт чего история, несомненно, «выезжает» — так это за счёт графической части. Она сделана просто великолепно! Мрачные виды холодных неприветливых краёв где-то на границе северных варварских стран зачаровывают. В «Белой смерти» киммериец встречается с женщиной из Асгарда, с которой... кхм... неплохо проводит время, но вот по пробуждении... Не буду раскрывать весь сюжет, но скажу, что мне это приключение напомнило Говардову «Дочь ледяного исполина» и — особенно — «Логово ледяного червя» де Кампа / Картера. Само место действия уже наводит на такие ассоциации.
Далее обратимся к жанру, в котором Говард тоже преуспел — мистическим ужасам. История о Джоне Тихом «Земные мертвецы» полна недомолвок и тайн, разбросанных тут и там. Действия главного героя кажутся нелогичными и непонятными, мы можем списать это только на влияние странной книги, которую Тихий носит с собой, пытаясь как-нибудь от неё избавиться. Кажется, раньше он терпел неудачи в осуществлении этого своего намерения, и удастся ли всё на этот раз?.. Джон Тихий — герой двух произведений Говарда, в одном из которых («Замок дьявола») он встречается с Соломоном Кейном.
Рассказ Роберта И. Говарда «Тварь на крыше» — один из самых известных и удачных его опытов в «Мифах Ктулху». Атмосфера, которую техасец создаёт в этом тексте, просто великолепна! Одноимённый комикс, который следует сюжету рассказа дословно, уже не настолько мрачен. Во-первых, здесь не остаётся места для полёта фантазии, когда в дело вступает ужасное Существо; во-вторых, сам рисунок не слишком-то подходит для мрачного хоррора, от которого кровь стынет в жилах. Вместе с тем — графическая новелла вышла весьма интересной и нетривиальной. Даже несмотря на то что сюжет рассказа уже давно известен (а ежели кому неизвестен — советую вначале прочитать оригинальную «Тварь на крыше»).
Моряк и боксёр Стив Костиган вдруг решил стать спортивным журналистом. Но на пути у него обнаружились две проблемы: во-первых, его всё ещё помнили как дельцы, так и бойцы ринга и не прочь были, как всегда, поживиться за счёт простодушного, но опасного в гневе парня; во-вторых, его репортажи вызывали зубовный скрежет у героев этих самых заметок, и те мечтали сказать корреспонденту пару ласковых. Костиган попадает из рук тех, кто представляет первую категорию, в руки тех, кто представляет вторую, и везде ему приходится раздавать мощные хуки и апперкоты. «Новая игра для Костигана» — вполне обычная ироническая история о моряке-боксёре, созданная на основе одноимённого рассказа Роберта И. Говарда.
Небольшая заметка о том, как американец Фрэнсис Ксавье Гордон по прозванию Эль-Борак (Молниеносный, Стремительный) возник в сознании техасца на самой заре его карьеры и каким образом этот образ трансформировался в настоящего миротворца, уважаемого всеми без исключения сторонами постоянных стычек на просторах Афганистана.
История об Эль-Бораке, его противостоянии с Хаким-ханом, рассказанная англичанином, что сотрудничал с последним. Фрэнсис Ксавье Гордон с небольшим отрядом верных людей атакует форт Привал Хакима, заставляя неприятелей поверить, что он в пылу сражения слишком увлёкся и попал в ловушку. Хаким преследует американца, но вскоре выясняется, что тот — парень не промах и сам обвёл врага вокруг пальца. Короткая история, вполне в духе приключений Эль-Борака, написанных Говардом. Правда, техасец предпочитал писать о своём Стремительном более объёмные вещи.
«Сонора Кид: Нож, пуля и петля» — это дословное воспроизведение оригинального рассказа техасца о приключениях на Диком Западе. В пути Стив Эллисон, также известный как Сонора Кид, столкнулся с неким Биллом Гелтом. Из-за последнего часть скота, который перегонял Сонора, погибла, тот и убил негодяя. Но в городке, куда Эллисон приехал, прошёл слух, что смерть Гелта была бесчестной, так что некий охотник за бизонами по имени Гриззли хотел бы потолковать с ковбоем по этому поводу. Отлично рассказанная и нарисованная история, динамичная, в меру кровавая, со стрельбой и впечатляющим пожаром!
Главным героем новеллы «Стив Харрисон: Пино-нуар» является частный детектив, о котором Роберт И. Говард написал небольшой цикл рассказов. В комиксе сыщику приходится расследовать дело о вине, вызывающем необъяснимую агрессию и галлюцинации. Харрисон ходит тёмными заброшенными переулками, заглядывает в неприглядные дыры, пока не обнаруживает собрание какой-то секты, где совершается жертвоприношение. Стив разгоняет это... мероприятие и выясняет, из-за чего весь сыр-бор. Мрачная и странная история...
Брул Копьебой, великий воин пиктского народа, ближайший друг и правая рука короля Кулла, властителя Валузии — величайшей из Семи Империй. Но в истории «Копьё и сирена» он — просто дикарь, плывущий к земле своих предков по просторам неведомых морей. В пути Брул встречает таинственное судно, на борту которого обнаруживает странную женщину. Когда он пытается её освободить, из пучины появляется огромное чудовище и едва не убивает Копьебоя. Однако пикт всё-таки справляется и освобождает пленницу, так и не узнав, кто она. Однако такая возможность предоставляется Брулу вскоре снова... История простая, лёгкая и волшебная. Рисунок может вызвать сомнения в его качестве, но, на мой взгляд, он успешно передаёт атмосферу комикса.
«Тёмная Агнес: Предание». Это мой фаворит. Замечательная история, частично основанная на произведениях Говарда, повествующих о девушке-воительнице Агнес де Шатильон, не побоявшейся бросить вызов миру мужчин. Здесь она тоже защищает свою честь и рождает, а точнее говоря, продолжает легенду о себе самой. Недруги из прошлого следуют за Тёмной Агнес, подсылают к ней наёмников, но бравой француженке эти горе-вояки нипочём! Её меч так и летает, разит без промаха. И изображено это всё — прямо загляденье!
И закончим этот наш обзор, собственно, самим техасцем. Его история «Проклятие моря», впервые изданная в знаменитом журнале «Weird Tales» в 1928 году, тоже попала в книгу... комиксов. Один из ранних «ужасов» автора, поклон теме «морского хоррора», здесь не мог появиться просто так, в виде голого текста. Рассказ сопровождают замечательные атмосферные иллюстрации, так что снова перечитать эту историю (или впервые с ней познакомиться) — чистое удовольствие!
Вот такой разнообразный и интереснейший сборник комиксов по мотивам творчества «техасского мечтателя». Есть здесь и созданные другими авторами новеллы, не связанные непосредственно с историями Говарда, есть и дословные интерпретации его произведений. Особенной изюминкой представляется иллюстрированный рассказ и сопроводительная статья к комиксу об Эль-Бораке.
Очень хочется верить, что второй том «Карающего меча» мы тоже увидим. А там, глядишь, будут и другие комиксы по Говарду — выбор велик, есть что посмотреть, есть что почитать! Будем надеяться!
P. S. Пара слов о переводе. По-видимому, переводчик выполнил свою работу в ряде случаев уж очень дословно, а в других местах просто не было дополнительной вычитки. Но в целом уровень перевода хороший, при чтении не спотыкаешься, всё довольно гладко и ровно.