С днём рождения, Роберт Ирвин Говард! Хотелось бы раз в год (по факту, однако, так получается не каждый раз), вспоминать здесь важную дату, связанную с именем любимого писателя. Сегодня великолепнейшему рассказчику родом из штата Техас исполнилось бы сто девять лет! Дата не круглая, но до круглой-то остаётся всего год! Готовиться надо заранее...
Сегодня я бы снова хотел вспомнить о поэзии «техасского мечтателя» — благо, недостатка в стихотворениях у него нет. Одно из них мне особенно дорого, потому что с ним я возился долго. Да не просто долго, а очень долго. Прямо скажем, переводчик из меня аховый, но идея рисуфицировать именно этот текст у меня возникла аж два года назад! С тех пор много воды утекло, но достойного переложения всё никак не получалось — то с рифмами беда, то в размер строчка-другая не укладывается...
Ну, что ж, теперь могу сказать, что, хоть и плохонько, но мои усилия увенчались-таки успехом... Ну, более или менее...
Стихотворение, несмотря на то что соотносится с главным посылом его прозы вовсе не напрямую, абсолютно говардовское. Здесь вам и эпичная картинка, и обращение к истории, и философские мысли...
(Оригинальный текст не публикую, чтобы не позориться. Достаточно будет позора и по поводу перевода как такового. )
В последнее время усиленно перечитывал любимого автора, особенно рьяно в конце декабря прошлого года — феврале нынешнего. И не всё подряд, а конкретно хоррор. И мистику. И триллеры. В общем, довольно много из наследия Роберта Говарда, что имеет отношение к мрачному и пугающему. Получил массу удовольствия, как от вещей достаточно известных и неплохо так щекочущих нервы до малопопулярных, лишь с лёгким налётом мистики. А потом систематизировал и анализировал прочитанное. Вот во что это вылилось...
Статью для «DARKER» на тему «говардохоррор» я задумывал уже давно, но до воплощения планов прошло немало времени. Вплотную засел за перечитывание рассказов лишь перед новогодними праздниками на исходе 2013-го. Уже одни заметки к прочитанному, на основе которых я планировал позже писать статью, разрослись настолько, что стало ясно: в один номер «DARKER» это всё не впихнуть. Так и получилось, что «говардохоррор» разместился сразу в двух номерах журнала.
Схема статьи была набросана достаточно быстро, непонятным оставалось только, где должна заканчиваться первая и начинаться вторая часть. Но скоро был подобран оптимальный вариант: «водоразделом» должно стать начало переписки с Лавкрафтом. И вышло так, что в основу первой части статьи положен хронологический принцип, в основу второй — тематический.
В обзор попали практически все тексты Говарда, имеющие отношение к хоррору, триллеру, мрачному фэнтези и смежным жанрам. Малая толика ранее не переводившихся произведений тоже есть, но упор сделан на то, что издавалось на русском (благо, такого материала очень немало). Статья разбита на девять частей, основанием для этого стала в основном принадлежность произведений к определённым циклам. Однако есть главки, в которых из рассказов, не относящихся ни к каким циклам, собрана куча-мала.
Какие-нибудь интересные истории вокруг написания или издания определённых произведений я всегда старался упомянуть, что, надеюсь, поможет читателю лучше прочувствовать Говарда-писателя. Скажем, он не был склонен писать об одном и том же герое, на одни и те же темы в течение долгого времени. Потому различные героические циклы у него небольшие и написаны в основном за непродолжительный срок. Тематические же рассказы имеют свойство «кучковаться», когда писателем в определённый временной промежуток завладевала та или иная идея, которую он развивал в нескольких текстах.
Разве что о Соломоне Кейне — целой вехе не только и даже не столько в фэнтези, сколько в хорроре — упомянуто почти вскользь, так как об этом герое следует говорить особо. Что и было сделано в статье «Бич Божий по имени Соломон», опубликованной в «DARKER» в 2011 году. А писалась она в своё время вообще для pdf-журнала «Тьма».
Джо Р. Лансдейлу, который любезно согласился ответить на несколько вопросов, касающихся Говарда и его творчества, и тем самым обеспечил первую часть статьи одним из эпиграфов;
Александре Мироновой, которая не побоялась задать несколько вопросов знаменитому писателю и получить на них ответы;
Расти Бёрку и Патрису Луине, известным говардоведам, которые помогли опознать время написания нескольких рассказов, что, в свою очередь, позволило успешно определить место рассказа о них в статье;
Владу Женевскому, литредактору «DARKER», который внимательно и заинтересованно прочитал обе части статьи и разместил их на сайте онлайн-журнала.
Год подходит к концу, и самое время подвести итоги.
Отбирать, как в прошлый раз, по 10 лучших, на мой взгляд, романов, повестей и рассказов из числа тех, прочтение которых завершилось в 2013 году, мне показалось не слишком интересным.
Поэтому сейчас речь пойдёт о целых массивах текстов тех или иных авторов, с творчеством которых я более или менее основательно познакомился в уходящем году.
Валерий Брюсов.
«Огненный ангел» (сборник).
Брюсовым я заинтересовался уже давно — начиная с великолепного рассказа «Теперь, — когда я проснулся...» — и благодаря этому массивному томику приобщился к другим прозаическим опытам поэта. Сказать коротко — это великолепно! Один только язык чего стоит: хороший русский язык, красочный, яркий, которым хочется наслаждаться ещё и ещё! Да и сами произведения многого стоят: «Республика Южного Креста», «Семь земных соблазнов», «Бемоль», «Моцарт», «Под Старым мостом»... Здесь и фантастика, и мистика, и реализм, и исторические рассказы. Но, пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвела пьеса «Земля», которая в этой книге приведена в качестве дополнения.
Сьюзан Хейбур О'Киф.
«Чудовище Франкенштейна» (роман).
Ознакомился с романом по долгу службы (хотя, ознакомился бы рано или поздно всё равно, так как неравнодушен к теме Франкенштейна), и книга оказалась отличной! Почему-то здесь, на фантлабе, этот роман не в чести... О'Киф излагает взгляд на историю, рассказанную когда-то Мэри Шелли, с другой стороны. Точка зрения чудовища, его мысли, переживания, метания от звериного к человеческому — вот на чём сосредотачивается внимание. Подробнее о романе — здесь.
Составитель Кирилл Андронкин.
«Бойся кошек» (антология).
Снова читал по долгу службы... И снова в руки мне попала отличная вещица! Кое-что из подборки уже было читано и ранее («Чёрный кот» По, «Железная дева» Стокера, «Тобермори» Саки, «Кошки Ультхара» Лавкрафта, «Кошка и мышка» Кэмпбелла, «Котёнок» Андерсонов и «Пушок» Старджона), но с основной частью текстов познакомился впервые. Состав подобран действительно хороший. Неплохое впечатление произвели Блэквуд, Порджес, Даль и Джозеф. Откровенно разочаровал Кинг, зато очень сильно порадовали Лигетт и — в особенности! — Гаррисон. Более подробно о книге — здесь.
Джеффри Томас.
«Панктаун» (сборник).
Довольно интересный сборник. Рассказы схожи по настроению, хотя и отличаются сюжетами. Читаешь — и будто накатывает волна уныния. Если передавать впечатление от книги через цветовую гамму, то это будет серый с яркими красными, жёлтыми пятнами, с всплесками холодной синевы. Но доминировать будет всё же серый цвет...
Джо Хилл.
«Призраки двадцатого века» (сборник).
Это было всё-таки неплохо, хотя я не отыскал здесь текстов, которым безо всяких сомнений можно поставить десятку. Да и на девятку я ни один рассказ не оценил. Мне этот сборник напомнил рассказы Брэдбери, к которым я отношусь несколько... противоречиво. Хоррор его мне нравится почти всегда, а лирические истории о детстве, о семье, о лете — могут как прийтись по душе, так и не прийтись. Примерно то же самое представляет в сборнике и Джо Хилл: здесь есть и лирические рассказы, и ужасы. Но его истории меня по большей части оставляют равнодушным...
Осип Сенковский.
«Записки домового» (сборник).
Ну просто праздник какой-то! С творчеством Сенковского был знаком уже давно, но приобщился к его фантастическим выдумкам в таком весьма немалом, надо сказать, объёме впервые. Это великолепная сатира, замечательная фантазия и прекрасный язык! Если «Учёное путешествие на Медвежий остров», или «Большой выход у Сатаны», или «Записки домового» более или менее известны, то остальные произведения пользуются гораздо меньшей популярностью. А среди них как раз и обнаруживаются жемчужины: чего только стоят «Сентиментальное путешествие на гору Этну», и «Похождения одной ревижской души», и «Падение Ширванского царства»!.. Действительно, очень-очень жаль, что Сенковский, такой замечательный писатель, остаётся чрезвычайно малоизвестен...
Составитель Роберт Прайс.
«Новый круг Лавкрафта» (антология).
Очередная «ктулхиана»... Кэмпбелл, Ламли (его, правда, в русскоязычном издании нет), Картер, Вагнер, Лупофф, Лиготти... Прайс создал вполне неплохую подборку, где есть рассказы, наследующие Лавкрафту и по духу, и по букве; есть и наследники Дерлета. Не обошлось и без пародий, лучшая из которых (на мой взгляд, это и лучший рассказ всей антологии) — «Ползущий из Слизи» Г. Ф. Лоукрафта (Лина Картера / Дейва Фоли).
Эдогава Рампо.
«Демоны луны» (сборник).
Первый рассказ, который я прочитал у Эдогава Рампо, был «Человек-кресло». Гениальная вещь. Потом были «Волшебные чары луны», которые, хоть и являются версией «Гостиницы трёх повешенных» Эркмана-Шатриана, берут всё же атмосферой и японским колоритом. Ну, а к сентябрю появился повод познакомиться с творчеством автора поплотнее. Такие мистические рассказы как «Путешественник с картиной», «Ад зеркал» и такие детективы как «Игры оборотней», «Чудовище во мраке», «Плод граната» запоминаются надолго. Подробнее об Эдогава Рампо и его творчестве — здесь.
Составитель Стивен Джонс.
«Франкенштейн» (антология).
Вот и снова — Франкенштейн. Антология Стивена Джонса, куда он включил рассказы и повести таких авторов как Рэмси Кэмпбелл, Рональд Четвинд-Хейс, Роберт Блох, Мэнли Уэйд Уэллман, Грэм Мастертон, Карл Эдвард Вагнер, Дэвид Шоу, Майкл Маршалл Смит, Дэвид Кейс... Не обойдён вниманием и классический роман Мэри Шелли. Подборка получилась неплохой, тема Фарнкенштейна и его чудовища раскрывается с разных ракурсов. Мне больше всего приглянулись работы Тримейна, Мастертона, Смита и Кейза. И конечно, один из рассказов К. Э. Вагнера о Кейне — это великолепно!
Михаил Тырин.
«Жёлтая линия» (роман).
К прочтению этого романа подходил дважды. Сначала как-то не заладилось, прочитал страниц с полста, и показалось слишком затянуто, нудно и неинтересно. Второй раз получился, несомненно, удачнее: не только снова преодолел эти пятьдесят страниц, но и всё остальное тоже. Да с каким интересом, с каким воодушевлением! Очень хороший роман, кажется, незатейливый, с линейным сюжетом, но, как выяснилось, наполненный не только приключениями. Да и персонажи весьма колоритные!
Брайан Ламли.
«Хаггопиана и другие рассказы» (сборник).
И снова Ктулху... Сборник рассказов Брайана Ламли... Достойная подборка, в которой творчество автора, так или иначе касающееся Великих Древних, представлено довольно широко и разнообразно. Здесь и классические «Мифы» в духе и Лавкрафта, и Дерлета, и рассказы в жанре фэнтези, при создании которых писатель наверняка вдохновлялся работами Р. И. Говарда и К. Э. Смита, и даже проскакивают мотивы «сновидческого» цикла... Разнообразно и нескучно, да ещё и про Ктулху — неплохое развлечение! Однако лучшей вещью сборника, на мой взгляд, стал рассказ, который к «Мифам» относится лишь формально, благодаря упоминанию «запретных» имён и названий — «Тётушка Хестер».
С днём рождения, Роберт Ирвин Говард! Сегодня замечательному писателю, создателю Конана-варвара, первопроходцу жанра «меч-и-магия», мастеру хоррора и юмористических вестернов, «техасскому мечтателю» исполнилось бы сто семь лет!
Однако Роберт Говард был также и талантливым поэтом, иногда его поэзия оценивается даже выше, нежели проза. Убедиться в этом в полной мере нам до сих пор не удавалось. Лишь очень немногие его поэтические произведения переводились на русский язык, а издавались официально (и почти исключительно только вместе с его прозой) — и того меньше.
Сегодня я хотел бы представить, на мой взгляд, квинтэссенцию творчества «техасского мечтателя» — стихотворение, увидевшее свет спустя сорок лет после смерти его создателя. Здесь — в сжатой, лаконичной форме — всё то, о чём Роберт Говард писал в своих прозаических творениях, и что в них зачастую отходило на второй или даже третий план. Яркие образы, слова, полные внутренней энергии, сила и ярость — вот вам писатель как на ладони.
Ну, вот наконец мы и добрались до того, с чего следовало бы начать, — комиксов. С них началась история Черепах и, хоть они никогда не могли потягаться в известности с мультфильмами, но всегда обращали на себя внимание. Особенно это касается комиксов Студии «Мираж».
Именно эти комиксы — особенно первый том — стоят особняком. Здесь кроется начало истории, здесь мы находим множество персонажей, которые потом не раз появятся и в других книжках комиксов, и на телеэкранах... Кроме того, только здесь все Черепахи носят повязки одинакового цвета — красного. Первый том делится на две части — «золотая» серия (первые пятнадцать выпусков, включая мини-серии), «Возвращение в Нью-Йорк» и «Война в городе» с прелюдией — и всё остальное. Больше ничего подобного нигде в комиксах о Черепахах не было. Этим-то и славен первый том, этим он многим и нравится больше всего (мне в том числе).
Но и кроме него были весьма достойные серии комиксов. Об основных я и расскажу...
Первый выпуск комиксов Кевина Истмена и Питера Лэрда увидел свет в мае далёкого 1984 года. Это был чёрно-белый комикс с трёхцветной обложкой (на ней ещё использовался красный). Данное произведение — исток, начало начал, из которого произрастают как комикс-Черепахи, так и другие воплощения этих героев. На страницах графической истории царила гнетущая атмосфера ночного Нью-Йорка, с его трущобами и уличными бандами. И в этот негостеприимный мир выбираются четыре Черепахи, ученика мастера ниндзя Сплинтера. Их первым же заданием становится дело весьма сложное: свести счёты с давним врагом Сплинтера, также мастера боевых искусств Ороку Саки, ныне известному как Шреддер.
Этот выпуск положил начало большому и очень пёстрому первому тому комиксов. «Отцы» Черепах Кевин Истмен и Питер Лэрд, организовавшие Студию «Мираж», продержались у руля пятнадцать выпусков (включая мини-серии), после чего в связи с запуском мультсериала и вопросами по продаже лицензии отошли от дел. Продолжали серию другие сценаристы и художники, однако Истмен и Лэрд работали вместе ещё пару раз: сначала над трилогией «Возвращение в Нью-Йорк», а затем над заключительным арком «Война в городе» и его предысторией. Таким образом, главная сюжетная линия была проведена, и именно её продолжение последовало во втором томе Студии «Мираж».
Что же касается других комиксов первого тома, то они были на любой вкус: серьёзные, вписывающиеся во внутреннюю хронологию работы (например, трилогия Рика Вейтча «Река»), юмористические и пародийные (выпуски за авторством Марка Мартина, дуэта Рика Хеддена и Тома МакВинни) и совершенно сногсшибательные, почти не имеющие никакой связи с оригинальными Черепахами (трилогия Майкла Зулли). Более подробно об основной сюжетной линии первого тома и о «тёмной» его стороне можно прочитать в статье в онлайн-журнале «DARKER».
Последний выпуск первого тома увидел свет в августе 1993 года, а спустя два месяца фанаты могли порадоваться первой части второго тома комиксов. Тогда как, кроме одного номера, первый том был чёрно-белым, второй — полностью цветным. Это новшество понравилось далеко не всем поклонникам серии, может быть, именно поэтому история закончилась довольно быстро: последним выпуском стал тринадцатый номер, вышедший в октябре 1995 года.
В отличие от предшественника, представлявшего собой сборную солянку, второй том монолитен: одна история из жизни Черепах растянута на тринадцать выпусков комикса. Автором сценария и художником второго тома стал Джим Лоусон, который, по крайней мере, как иллюстратор, создал чуть ли не половину всех комиксов Студии «Мираж» о Черепахах.
После того как второй том пришёл к своему логическому завершению, за продолжение приключений бравой зелёной четвёрки взялись другие люди: третий том был отдан компании «Image». Он выдержал двадцать три выпуска и прекратился из-за низких продаж. Позже работа компании «Image» была объявлена Питером Лэрдом неканоничной, и в 2001 году четвёртым томом плотно занялась вновь Студия «Мираж». Комикс вернулся к первоначальному чёрно-белому цвету, но не к тем сюжетам, с каких когда-то начинался. Черепахи стали взрослыми, кроме того, теперь они могут свободно появляться на поверхности земли — ведь на планету высадились утромы, дружественно настроенные пришельцы. Одной из причин признания Питером Лэрдом неканоничности третьего тома было то, что его создатели сильно изменили облик главных героев. Но и сам «отец» великолепной четвёрки недалеко ушёл: у него Донателло уменьшился в несколько раз, а Рафаэль после укуса вампира стал огромным чудовищем-рептилией, уже мало похожим на черепаху. Да что там говорить, если Микеланджело лишился зуба! Впрочем, Лэрд-то надеялся вернуть всей зелёной команде их нормальный облик, но тут-то и вышла заковыка: выпуск серии приостановлен. Последний, тридцать первый номер, даже был выложен в Интернет для бесплатного скачивания. Но то было ещё в 2010 году, и с тех пор новых комиксов четвёртого тома не наблюдается...
Вот так, на данном этапе довольно печально, складывается история ЧН в основной серии Студии «Мираж». Однако это ещё не всё, что смогли предложить читателям ребята из Нортхемптона (именно там базируется Студия).
Eastman and Laird's рассказы о подростках мутантах ниндзя черепашках / Рассказы о подростках мутантах ниндзя черепашках / Рассказы о черепашках / Eastman and Laird's Tales of the Teenage Mutant Ninja Turtles / Tales of the TMNT (1987–2009)
Спустя три года после выпуска первого комикса Истмен и Лэрд почувствовали, что в их Студии работает немало людей, которым смело можно доверить создание историй о Черепахах. Правда, вне рамок основной серии. С этой целью был организован проект «Рассказы о ЧН», том первый, который, начавшись в 1987 году, выдержал семь выпусков и спустя два года прекратил своё существование. Именно здесь показал свои способности ставший впоследствии основным художником Студии «Мираж» Джим Лоусон.
Однако этот опыт не прошёл бесследно: «Рассказы о ЧН» возродились в 2004 году, и во втором томе комиксов было в десять раз больше, чем в первом. Здесь создатели разошлись на всю катушку: в серии попробовали свои силы более тридцати авторов сценария и художников. Были, конечно, работы и от постоянных сотрудников Студии «Мираж». Немало комиксов сделал Джим Лоусон, в то время вплотную занятый рисованием четвёртого тома. Большую лепту внёс и другой автор Студии, Стив Мёрфи, о котором речь пойдёт чуть ниже.
За шесть лет существования второго тома «Рассказов» свет увидели семьдесят выпусков, повествующих о самых разных приключениях зелёной команды, начиная от их детства, вплоть до преддверия четвёртого тома основной серии. Комиксы были выполнены в разной манере, рассказ вёлся от лица различных персонажей. Пожалуй, если бы не строгий контроль за сюжетами, данная серия вполне могла бы соперничать по пёстрости с первым томом.
В 2006–2009 годах Студия «Мираж» выпустила шестнадцать номеров комиксов, посвящённых каждой Черепахе: по четыре на брата. Эти истории служат дополнением основной серии и «Рассказам о ЧН», вписываясь к эпическую историю приключений героев в панцирях. Также в разное время увидели свет отдельные комиксы от Студия «Мираж» и других создателей, в том числе кроссоверы.
На волне популярности мультсериала о Черепахах была запущена и новая серия комиксов. Началась она с новеллизации эпизодов мультика, но скоро переросла в нечто иное, с другим сюжетом и новыми персонажами. Подчиняясь фантазии Стива Мёрфи, который выступал как автор сценария под псевдонимом Дин Кларрэйн, а также других создателей, Черепахи (образы взяты из мультсериала) путешествовали по бескрайним просторам космоса, перемещались во времени, а иногда даже сражались со Шреддером и Крэнгом. То есть, очень активно «приключались», как и следует из названия серии.
На протяжении семидесяти двух выпусков им повстречался не один десяток врагов и друзей, причём некоторые из последних стали едва ли не постоянными спутниками зелёной четвёрки (например, воинственная Ниньяра или Оюки, подруга Эйприл). Кроме основной серии, выпускались также специальные номера комиксов, по две истории в каждом. Также серия породила два тома комиксов о друзьях Черепах — мутантах, которая называлась «Mighty Mutanimals». Многие фанаты до сих пор жалеют, что арк «Forever War» так и не увидел свет до того, как «Приключения» закрылись в 1995 году.
Данная серия комиксов наиболее известна у нас, так как несколько выпусков были опубликованы на русском языке издательством «Махаон». Добавлю также, что один комикс из первого тома Студии «Мираж» также выходил на русском языке. Это был пятьдесят первый номер серии (второй эпизод арка «Война в городе») плюс пять страниц из следующего. К сожалению, дальше этого дело не пошло.
Ещё одна серия комиксов, появившаяся после успеха мультсериала, стартовала в 2003 году. К сожалению, тогда же и закончилась.
Как и в случае с «Приключениями», первые выпуски основывались на эпизодах мультика. Однако уже в них были добавлены сцены, которые в оригинале отсутствовали. Позже таких сцен становилось всё больше и кто знает, не ждала ли эту серию судьба «Приключений» и не увидели ли бы мы ещё одну вселенную ЧН? Но с седьмым выпуском комикс завершил своё существование.
Последняя на данный момент серия комиксов о Черепахах. Создатели поступили очень интересно: они с умом и любовью объединили элементы многих вселенных ЧН. Всего один факт поможет убедиться в этом читателю: Кевину Истмену (кстати, один из «отцов» зелёной четвёрки принимает участие в создании данного комикса) и Тому Валтсу удалось совместить красные повязки Черепах из оригинальных комиксов и разноцветные, закрепившиеся после первого мультсериала 1987 года. Тут же вам Шреддер, глава клана Фут, и Крэнг, полководец-завоеватель из Измерения Икс; Фуджитоид и нейтрины; кот-мутант Старый Бес (вероятно, вдохновлённый Верминатором Икс из комиксов «Приключения ЧН») и черепаха-мутант Слэш. Сплинтер, Эйприл О'Нил, Кейси Джонс, Бакстер Стокман и другие, такие родные и милые персонажи, имеются. Да что там говорить — даже Технодром в наличии (правда, на данный момент ещё недостроенный)!
История Черепах подана по-новому, и это ещё один плюс авторам комикса. Продумано всё отлично, всё на своём месте, и никакие элементы других вселенных ЧН не смотрятся чужеродно, а идеально вписываются в рассказ. На данный момент вышло в свет семнадцать комиксов плюс восемь номеров микро-серий о разных персонажах — и это только начало! События развиваются неторопливо, но авторы так увлекают своим рассказом, что просто невозможно оторваться!