11 июня 1936 года не стало техасского писателя Роберта И. Говарда. За свою тридцатилетнюю жизнь он написал очень много. Проза и поэзия, репортажи и статьи...
Эпистолярный жанр занимает в его наследии особое место. И в нём особое место отведено переписке с Г. Ф. Лавкрафтом, коллегой и хорошим другом.
Подборка отрывков из писем Лавкрафту «Варварство против цивилизации» (под ред. говардоведа Расти Бёрка) освещает, пожалуй, самую известную часть общения двух писателей. Оба автора представляли диаметрально противоположные взгляды на вопрос о достоинствах и недостатках варварства и цивилизации, их дискуссия длилась на протяжении нескольких лет.
Не каждому писателю выпадает крупная слава. Не всем дано вести за собой и вдохновлять всё новые и новые поколения не только читателей, но и писателей спустя даже многие годы после смерти. Роберт И. Говард стал одним из тех авторов, чьё творчество ценит и любит большое количество людей. Что сыграло в этом решающую роль? Возросший с 1950-х годов интерес к фэнтези, безусловно, но ведь из наследия «техасского мечтателя» помнят не только его героико-фэнтезийные циклы.
Книга «По мотивам Роберта И. Говарда IV» большей частью обращается как раз не к фантастической беллетристике, а к приключенческим историям Мастера. Во-первых, открывает сборник роман о Теренсе Вулми, герое-пирате Говарда. Во-вторых, сразу несколько историй освещают приключения американца-авантюриста, известного в Афганистане 1930-х годов как Эль-Борак. Незавершённые рассказы Говарда взялся дописать испанский автор. Ну, и в-третьих, в книге нашлось ещё место пародиям и кроссоверам. Закрывают сборник очередные приключения Симона из Гитты.
По вопросам приобретения книг обращайтесь, пожалуйста, в личку: чтец книг.
Я долгое время думал и решал, написать ли ещё что-нибудь про Кёкочку, или я и так всех достал. Ещё бы: ведь вот здеся и вот тута я уже разобрал десятитомник, можно сказать, по косточкам.
Но тут пришла в голову интересная мысль, которая и меня самого всегда занимала: вопрос о хронологии сюжета манги, о порядке событий, о возрасте персонажей. Мне кажется, авторы задумывались над этим, прорабатывали всякие тёмные места (белые пятна) не слишком-то усердно и заинтересованно. Хотя, с другой стороны, когда пытаешься выстроить хронологию событий, она получается непротиворечивой и правдоподобной. Может быть, Одзи Хирои просто держал все даты и ключевые моменты истории в голове (или где-нибудь на бумаге либо в электронном виде, но никому не показывал — даже соавтору!), когда писал сценарий? А вся надежда только на него, потому что Юскэ Кодзаки, как я подтвержу чуть ниже, во временных вопросах явно «плавает».
Так или иначе, создание хронологии «Тёмных материалов Кёко Карасумы» было для меня весьма интересно. И вот, делюсь своими соображениями...
Что касается каких-то конкретных дат, тут, к большому нашему читательскому сожалению, наблюдается полный швах. В манге намечены только грубо очерченные периоды, отделяющие одно событие от другого, но конкретные годы, когда эти самые события происходили, не названы (не говоря уже, понятное дело, о месяцах и днях). Единственная точная дата, которой можно оперировать — 2050 год. Это то время, когда населению Японии стали вводиться в голову чипы. Сколько времени прошло с тех пор до начала сюжета (то есть, до первого тома манги) — неизвестно.
Что ж, приходится отталкиваться от одного этого числа — 2050. Если иметь его в виду, то с достаточно большой уверенностью можно сказать, что действие развивается во второй половине XXI века, причём как можно ближе к середине столетия. Почему так? — потому что, судя по всему, в Японии, да и во всём мире, практически ничего не изменилось по сравнению с нашей современностью. Думаю, тут авторам пришлось немного исхитриться — ясно же, что, по сути дела, история должна брать начало в то же время, когда она и создавалась — коли уж не ровно в 2002 году, то хотя бы в начале нулевых. Ну, на крайний случай, в десятые годы XXI века. Ведь мир манги, если отвлечься от демонов, — наша современность начала третьего тысячелетия, самая обычная.
Однако по каким-то причинам авторам стало необходимо отнести повествование в более далёкое будущее. При этом они не удосужились изменить внешний облик мира, не ввели отличительных признаков не слишком далеко отстоящего от нас — но всё-таки будущего. На улицах нет самодвижущихся тротуаров, над головами не летают такси, а люди не увешаны самыми прогрессивными гаджетами.
Таким образом, приходится помещать действие манги во вторую половину XXI века. Пусть это будут, например, 2060-е или 2070-е годы. На самом деле, это не столь важно (просто интересно же, ну!) для понимания событий манги.
Так или иначе, в нижеследующей хронологии я не стал указывать даже приблизительные даты. Ну, миновал когда-то 2050 год, и ладно, а вся событийная канва десятитомника произошла спустя n-ное количество времени. Приходится рассуждать таким образом...
Хронология включает в себя как события, запечатлённые в десятитомнике «Тёмных материалов Кёко Карасумы», так и те, которые только упоминаются. Пункты списка содержат пояснения и дополнения, которые могут быть непонятны неподготовленному читателю. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться с предыдущими моими статьями про Кёку либо — что было бы вообще просто замечательно! — ознакомиться с самой мангой.
Для удобства восприятия хронология разделена на две части: прошлое и настоящее.
Прошлое
Отсчёт событий прошлого (за исключением первых двух пунктов списка) ведётся от начала манги, то есть от событий первого тома.
Эпоха Сэнгоку (вторая половина XV — начало XVII вв.). В этот период японской истории заключён договор между людьми и демонами, точная дата не упоминается.
Эпоха Сёва (1926‒1989 гг.). В этот период состоялось последнее обновление договора, точная дата не указана. (Ко второму тому манги минуло уже пять лет, как нужно было в очередной раз обновлять договор.)
19 лет назад (от событий первого тома) — Сатоко Урабэ (26 лет) попадает в Токио, где встречается с молодым полицейским Кодзо Митамурой. Позже выходит замуж за представителя демонического клана Карасума. Митамура с тех пор ищет её — безуспешно. (В это время Рей Кумано уже работает в полиции и знает Митамуру, видимо, достаточно неплохо.)
16 лет назад — рождается Кёко Карасума.
14 лет назад — правительством Японии организована группа «Маруки», призванная уничтожать демонов. Во главе этого отряда становится Кодзо Митамура. Клан Карасума практически изведён под корень, небольшие остатки спасаются в тайной деревне. Митамура берёт Кёко (2 года) под опеку. Отряд «Маруки» распадается.
13 лет назад — Митамура отдаёт Кёко (3 года) на воспитание в деревню, где совершались человеческие жертвоприношения демонам.
10 лет назад (дата приблизительная) — Кёмото убивает семью Исино практически на глазах Рея Кумано, с этого момента становясь злейшим врагом последнего. Возможно, сразу после этого демон уезжает в Таиланд.
10 лет назад (дата приблизительная) — в деревне, где живёт Кёко, её подругу Мицуэ Саваки приносят в жертву демону. Во время обряда тот говорит Карасуме: «твой черёд ещё не настал». Вероятно, Кёко ещё нет семи, но, поскольку она выглядит ровесницей Макиэ, предполагаем, что ей шесть лет.
10 лет назад (дата приблизительная) — Кирио Утида представлен как наследник клана, и на церемонии его видит Иоро, в то время ещё не ставший изгнанником. Дата получается из тех предположений, что, во-первых, в сцене представления наследника клану Кирио на вид пять-шесть лет, а во-вторых, ко времени развития событий манги ему приблизительно 16 лет, как и Кёко.
Полгода назад — Кодзо Митамура возглавляет отдел безопасности.
Неопределённое время назад (приблизительно 30‒35) — Митамура берёт из детского приюта Райко Гобури и воспитывает его. (Это предположение сделано исходя из внешнего вида Райко и того соображения, что, когда Митамура взял под опеку Кёко, вероятно, Гобури он уже отпустил в «свободное плавание».)
Настоящее
Конец зимы. События первого тома манги разворачиваются приблизительно на исходе зимы. Праздник демонов, вероятно, происходил 10 февраля.
Начало весны. Между первым и вторым томом определённо прошло некоторое время. Об этом свидетельствует тот факт, что название отдела безопасности изменили. Вместе с тем времени прошло немного. Предполагаем, что минул месяц или полтора, пришла весна (расцветает сакура).
Весна. События третьего тома разворачиваются в течение нескольких дней.
Весна. Кёко исполняется семнадцать лет. Кёмото возвращается в Японию после десятилетнего отсутствия.
Весна. События пятого тома разворачиваются в течение нескольких дней.
Весна. Основные события шестого и седьмого томов разворачиваются приблизительно в течение суток.
Весна. События последней главы седьмого тома разворачиваются на следующий день после предыдущего повествования. Предполагаем, что тома с четвёртого по седьмой охватывают полтора-два месяца.
Зима. Со времени противостояния с Тацуми Кано прошло полгода. События восьмого, девятого и десятого томов разворачиваются в течение нескольких дней.
Зима. Минул почти год с начала событий первого тома: персонажи сообщают о том, что клан Карасума был уничтожен отрядом «Маруки» 15 лет назад (в начальных томах указывалось 14 лет).
Зима. В финале десятого тома идёт снег. По старой манга- и аниме-традиции, снег начинается на Рождество (26 декабря).
В данной хронологии достаточно много допущений и предположений. Но иначе сделать подобную последовательность событий не получается, ибо, как уже говорилось, в манге нет ни одной точной даты, нет ясных точек отсчёта. Тем не менее, даже построенная на множественных предположениях, такая хронология не кажется противоречивой, а наоборот — стройной и упорядоченной. Всё-таки авторы оставили нам возможность установить, хотя и весьма приблизительно, отделяющие одно событие от другого временные интервалы.
Хотя, наверное, об авторах (во множественном числе) говорить не стоит, лучше говорить только об одном авторе. У меня есть довольно стойкое ощущение, что за сюжетом достаточно тщательно следил сценарист Хирои, а вот художник Кодзаки глядел как-то сквозь пальцы...
Подтверждением тому — вот эта заметка на персональном сайте: http://kymg.net/?p=528 В ней художник не только оповещает читателей, что многолетняя работа над Кёкой подошла к концу, но и сообщает кое-какие интересные факты об этой работе.
В частности, возраст Кёки. Как считает Кодзаки, на момент финальных событий десятого тома ей что-то около восемнадцати или девятнадцати лет. Я пытался взять эти даты за основу, когда расписывал хронологию — ну никак не получается! Даже несмотря на то что Мики Сугиура в восьмом томе говорит Райко Гобури, что Карасуме «чуть меньше двадцати».
Во-первых, в пятом томе Рей Кумано утверждает: его напарнице — семнадцать (и это происходит уже после того как он вручил ей подарок на день рождения в начале четвёртой книги). Во-вторых, между седьмым томом (завершение сюжетной арки с Тацуми Кано) и восьмым (начало событий в Киото) проходит полгода — именно столько времени Митамура пробыл за решёткой. (Кстати, чем занималась в это время Кёкочка, да и другие персонажи, было бы весьма интересно узнать. Вот вам и задумка для спин-оффа, который, увы, Хирои и Кодзаки вряд ли когда сделают...)
События же последних трёх томов укладываются... да как бы не всего-то в два дня! Так что в финале манги Кёко всё равно семнадцать лет, никуда от этого не денешься.
Но как же тогда слова Сугиуры? Ну, а что она такого сказала? Она ведь не назвала точный возраст Кёки — может, она его и не знала даже... Да и зачем ей было нужно выкладывать всё при общении с Райко Гобури, которого она впервые видела? А чтобы Карасуме на самом деле было восемнадцать или девятнадцать лет на конец манги, нужно где-то между пятым и десятым томом вставить год или даже два. Сделать это просто невозможно. Так что этому свидетельству Кодзаки я не доверяю (и вам не советую).
А ещё один интересный факт, почерпнутый из указанного выше блога: по изначальной задумке, главной героине было 28 лет. То есть — уже взрослый человек, сформировавшаяся личность, да и опыта работы наверняка не занимать! Можно сказать, она была как Мики Сугиура, только, в отличие от неё, брюнетка. И демон. А если случай был и вовсе запущенным, то Кёка могла даже походить на Рея Кумано (вот это был бы номер!).
Но многомудрый сценарист Одзи Хирои сказал: «не слишком ли много?» — и предложил омолодить девушку до 16 лет. Решение было принято, и, как вы можете заметить, пошло всем только на пользу. Зрелая двадцативосьмилетняя женщина вряд ли стала бы так терзаться — даже из-за тайны собственной личности и секретов своей семьи. Да и вообще, была бы сдержаннее и спокойнее. Таким образом, мы бы лишились доброй части эмоционального накала, многочисленных метаний и переживаний.
Ну, а, с другой стороны, то, что шестнадцатилетняя девушка при работе в полиции показывает опыт, который у неё действительно мог быть, если бы возраст её составлял 28 лет, — это можно считать фантастическим допущением.
Но вот на нижеследующих кадрах заметно, что изначально Кёка была всё же постарше, и художник об этом помнит!
К сожалению, что обо всём этом думает Одзи Хирои, сценарист и соавтор, мне неведомо. Это человек, похоже, тихий и таинственный, интервью с ним мне встречалось только одно, да и то древнее, да и не про Карасуму. Хорошо хоть, Юскэ Кодзаки гораздо больше общается с миром!
Что касается возраста других персонажей, то в точности он указан только для Мики Сугиуры: при первом появлении в Токио ей было двадцать семь годиков. Можно ещё вычислить возраст Кёкиной матери: на момент первой встречи с Митамурой она была двадцатишестилетней девушкой. А поскольку с того времени до их следующей встречи минуло двадцать лет, то в девятом томе, когда Сатоко показывается читателю впервые, ей уже сорок шесть.
О возрасте всех прочих персонажей остаётся только догадываться. Мне думается, что Кодзо Митамуре должно быть под пятьдесят (а может, и больше), Рею Кумано — за сорок, а Райко Гобури — за тридцать. Впрочем, не так уж и важны эти цифры (просто интересно же, ну!).
Вот, собственно, и всё, что хотел и смог рассказать о хронологии манги. Если надумаю что-нибудь ещё интересное про Карасуму, напишу в будущем статейку-другую. А на сегодня — хватит, пожалуй.
Внимание!
Это третья публикация из цикла статей о манге «Тёмные материалы Кёко Карасумы» / 『烏丸響子の事件簿』.
Последующие части вы можете прочитать, пройдя по ссылкам:
С 1940-х годов явно был заметен упадок жанра «меча и магии»: многие авторы, которые пробовали свои силы в этом направлении фэнтези, отошли от него. А Роберт И. Говард, например, к тому времени вообще умер. Как раз в этот период заявил о себе Фриц Лейбер, опубликовав первые рассказы о неразлучных искателях приключений Фафхрде и Сером Мышелове.
Эти герои стали одними из самых узнаваемых в «мече и магии» — и автор рассказывал читателям об их похождениях в течение почти пятидесяти лет! К концу шестидесятых годов начала оформляться и закрепляться в книжных изданиях Сага о Фафхрде и Сером Мышелове, цельная и стройная. Во второй части обзора данного цикла речь как раз и идёт о том, как писатель связывал разрозненные истории в единое большое полотно.
В 1930-е годы жанр «меча и магии» развивался всего благодаря нескольким авторам. Это Роберт И. Говард, о котором мы уже поговорили основательно, Кларк Эштон Смит, Кэтрин Мур и Генри Каттнер, творчество которых тоже рассмотрели. Были также другие авторы, речь о которых пойдёт в будущем.
Но сегодня вспоминаем писателя, который, так сказать, успел запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда самого классического героического фэнтези. И хотя в 1930-е годы он опубликовал всего пару рассказов о своих героях, тем не менее уже в 1940-е практически только он один поддерживал знамя «меча и магии».
Фриц Лейбер — автор приключений Фафхрда и Серого Мышелова. В первой части обзора, правда, речь идёт не о Саге, которую он начал оформлять далеко не сразу, а скорее о разрозненных рассказах и повестях, которые постепенно, понемногу начали складываться в более крупную и эпичную картину.