Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «geralt9999» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 марта 2012 г. 19:05

Первые десять минут фильма "Джон Картер". Enjoy!


Статья написана 2 марта 2012 г. 02:15

Эрин Моргенштерн "The Night Circus"

Все хорошее должно продолжаться, а, следовательно, мое исследование новинок 2011 года также идет своим чередом.

Признаться честно, за дебютный роман Эрин Моргенштерн я брался с опаской – его слишком часто хвалили, что напомнило ситуацию с “Among Others” Джо Уолтон. Я боялся, что в итоге, книга не дотянет до уровня своего пиара. К счастью, книга оказалась отличной, как и гласили многочисленные рецензии.

Что на самом деле странно. Потому что, прочитав и проанализировав книгу, я понимаю – она мне была обязана не понравиться. Практически по всем статьям.

Но обо всем по порядку. Сюжет – одна из главных причин, почему, книга должна была меня разочаровать. Он в принципе есть, но развязывается очень неспешно (что не есть плохо само по себе), и зачастую забивается описаниями и забывается автором. Аннотация романа также оказывает медвежью услугу, заставляя ожидать, что-то вроде “Престижа” Кристофера Приста. Два мага-иллюзиониста (тут упор на первое слово, в отличие от “Престижа”), соперничество, остаться может только один – это все дает ложные ориентиры. Хотя на протяжении первых 40-ка страниц, и, кажется, будто автор пойдет этим путем, она меняет свое направление довольно резко.

Итак, два мага решают посоперничать друг с другом (не в первый раз), но не собираются бороться друг против друга (их спор, не о том кто сильнее, а о том, чьи методы обучения вернее). Соответственно, они находят учеников и начинают их тренировать. Прервемся и посмотрим на наших основных героев.

Они – еще одна причина, по которой книга обязана была мне не понравиться. Они по большей части скучны, и картонны (это изменится), по-настоящему интересны лишь второстепенные персонажи.

Начнем с “отцов” (они, кстати, и поинтереснее “детей”).

Заклинатель Просперо (настоящее имя Гектор Боуэн) – один из самых отвратительных персонажей книги. Чтобы натренировать свою дочку, он ломает ее любимых кукол, а затем заставляет их чинить. Срезает отпечатки пальцев и ломает кости в руках, чтобы она себя лечила. Спокойно ставит ее жизнь на кон в игре. Он, наверное, ходил по детским утренникам, и рассказывал детям, что Санта-Клаус – выдумка.

Его старый соперник Александр – тоже далеко не святой. Несмотря на то, что к своему ученику он привязывается (хотя и не является его отцом), и его уроки не несут в себе жестокости присущей Просперо, довольно рано становится, очевидно – он пойдет на все, чтобы соревнование не сорвалось. Если это значит, убийство людей узнавших слишком много – так тому и быть.

Снова прервемся, и поговорим о лучшем, что есть в книге – заглавном цирке.

Le Cirque des Reves – “Цирк Снов”. И все что с ним связано, делает книгу особенной и волшебной. Цирк был создан, как арена для соревнования двух волшебников (о чем знают очень немногие), и во многом, обязан своим благополучием именно магии. Наши герои не воюют, друг с другом открыто, они всего лишь постоянно усовершенствуют цирк, и поддерживают его существование.

Многочисленный описания разнообразных развлечений, упор на тайну (никогда не знаешь, что тебя ждет в следующем тенте), абсолют стиля (цирк, в котором есть только два цвета – черный и белый), викторианская атмосфера. Предчувствие опасности, ощущение далекой угрозы, и в тот же момент – радость ребенка попавшего в цирк. Автор прекрасно поработала над цирком, без него – эта книга не имела бы смысла. Несмотря на сюжет и персонажей, именно место действия и его атмосфера – альфа и омега данного романа.

Но, все-таки вернемся к нашим героям.

Селия Боуэн – в цирке она иллюзионистка. Как говорит сама автор в интервью – эта история Селии, и без нее не было бы ничего. Мне кажется, немного лукавит, учитывая очевидную первичность цирка, но в голову автору не залезешь. Селия – очень приятный и добрый человек, что особенно удивительно, вспоминая ее отца.

Марко Оллсдейр – ученик Александра. В цирке работает помощником хозяина, Чандреша Кристофа Левефра. Учитывая, что хозяин не ездит по миру вместе с цирком, то у Марко обычно не очень много времени, чтобы сделать свой ход в игре.

Бейли Кларк – один из посетителей цирка, молодой парень. Хотя он появляется далеко не сразу в истории, и поначалу его линия выглядит немного ненужной хоть и милой. Но, он сыграет очень важную роль в судьбе цирка.

Между двумя главными героями возникает любовное напряжение и надо сказать, отношения прописаны очень хорошо. И это при том, что большинство любовных линий, меня если не раздражают, то просто оставляют равнодушными. Здесь все совсем по-другому. Любовь Марко и Селии странная, абсурдная, (ведь им положено быть врагами), нежная, абсолютно не пошлая.

И чтобы добить, еще один плюс – стиль у автора абсолютно прекрасен. Тот случай, когда множество описаний званых обедов и цирковых развлечений не надоедает – потому, что написано все великолепным богатым языком. Книга разбита на несколько (два, по сути) временных периодов подающихся нам вперемешку. Один из периодов ведет нас от 1873 года (Селии шесть лет, Марко – девять) вперед, повествуя о становлении цирка. Второй период – 1902 год, и он концентрируется на Бейли. Автору удалось не заблудиться в этом хаотичном построении, все происходящее выглядит логично и увязано с событиями уже происшедшими.

Резюме – однозначно читать тем, кто любит цирк – он здесь великолепен. Однако, стоит держать в уме, что книга – торжество формы над содержанием, сюжет выглядит немного вторичным, по сравнению с образом таинственного цирка.


Статья написана 2 марта 2012 г. 00:29

Будет называться "Dodger". Книга не имеет отношения к Плоскому миру, ее действие будет происходить в мире переведенного на русский язык романа "Народ".

Предположительно, книгу издадут в сентябре сего года. Также Терри работает над своей автобиографией и следующей книгой по Плоскому миру, которой, судя по всем будет "Raising Taxes", завершающая трилогию о Мойсте Фон Липвиге.

Но до этих книг, еще одна работа Терри Пратчетта увидит свет. "The Long Earth", которую он написал совместно со Стивеном Бакстером, выйдет 21 июня нынешнего года.


Статья написана 27 февраля 2012 г. 02:03

Джо Уолтон "Among Others"

Глядя на все романы номинированные на Небьюлу в этом году, понимаю, что особого выбора для прочтения у меня и нет – либо романы части серий, которые меня не очень интересуют (или на которые нет времени), либо же они выглядит совсем неидеальным местом для начала знакомства с писателями (“Embassytown” Мьевилля, как раз из этой категории).

Но как минимум роман Джо Уолтон, “Among Others”, я мог смело читать. И ни к какому циклу не относится, и рецензии сплошь положительные.

Надо отметить, что книга относится к фантастике очень опосредованно. Максимум, к чему ее можно причислить – магический реализм, и то, это если не ставить под сомнение честность рассказчика. Впрочем, неважно для хорошей книги относится она к жанру или нет (я уверен, что некоторые даже поставят это в плюс). Но так ли хороша книга, как она выглядит в зарубежных рецензиях.

На мой дилетантский взгляд – все-таки нет. И здесь, следует сделать оговорку – я практически не читал фантастов 60-80-ых годов. Это огромное упущение, и я надеюсь его когда-нибудь исправить. Мне кажется, если бы я был более начитан в этом плане, книга мне понравилась бы намного больше.

Потому что, ее главный герой (аватар самой Джо, по сути. Книга действительно выглядит автобиографично.) – Морвенна Фелпс, пятнадцатилетняя валлийская девочка, которая обожает читать научную фантастику и фэнтези. Роман построен в форме дневника, в котором она описывает свое обучение в школе и чтение книг и впечатления от них. Здесь заключаются одновременно и сила, и недостаток романа. Даже мне, не читавшему большинство этих книг, было интересно читать ее выводы и рассуждения о них. Но, что вполне предсказуемо, к концу книги от данного приема начинает уставать не только читатель, но и сам автор, порой начиная повторять буквально свои же слава, сказанные несколькими страницами ранее. Что обидно, что роман, по сути, ни к чему не ведет – общего сюжета нет в принципе, развязка – ничем не обусловленная и занимает шесть страниц от силы.

Сама Морвенна – интересный персонаж, уж не знаю, сколько в ней действительно от Джо Уолтон, искренне надеюсь, что не очень немного. Она недавно потеряла сестру из-за чар своей матери-ведьмы. (Не спойлер, все говорится в начале книги). Она способна видеть фейри. (Которые, кстати, очень интересно выполнены. Лучшая идея во всей книге, за исключением, может быть, идеи про книги. Фейри здесь не толкиновские эльфы, они ближе к старым-добрым пикси, вот только и к ним их не причислишь. Они не способны внятно разговаривать, они преследуют какие-то свои цели, о которым ничего не известно, даже людям знающим об их существовании. Они вообще больше напоминают инопланетян своим поведением.) Она сбегает от своей матери, и попадает к отцу, живущему с тремя сестрами. Ее отдают в элитную школу (довольно типичную), и отношения между учениками, в принципе хорошо переданы. Тут мы видим, что Морвенна – не очень приятный человек. Она считает всех, кто хоть чуточку глупее нее – идиотами, не стоящими ее времени. Она ненавидит, когда ее обзывают из-за ее ноги (которую она повредила в том же происшествии, что забрало жизнь ее сестры), но сама всячески поддерживает оскорбления других людей, если она с ними не общается. Интересно, такое изображение героини вышло неумышленно, или же автор решила посмеяться над ошибками молодости?

Еще, если судить по всему происходящему, есть вероятность, что Морвенна – ненадежный рассказчик. Присутствие фейри и наличие магии в этом мире, достаточно спорны. Принципы работы магии расплывчаты, то есть никаких файерболов, даже теоретически. Что магия может делать (если верить Мори) – это изменять вещи так, чтобы определенные события могли произойти. Как она сама говорит, не получится наколдовать розу из чистого воздуха, максимум – магия может заставить человека на самолете выбросить ее за борт, вам в руку. Конечно, подобные правила волшебства, оставляют много места для сомнений в психическом здоровье нашей героини.

Что меня удивило, так это, несмотря на то, что героиня – валлийка, выпадов в сторону англичан маловато. Она постоянно называет их еду ужасной, а погоду – мерзкой, но дальше этого дело не идет, то ли я ожидал лишнего, то ли автор предпочла быть политкорректной.

Резюме – несмотря на недостатки, книга мне все-таки понравилась. Рекомендовал бы любителям классиков НФ и фэнтези, ибо на отсылках к их произведениям построена большая часть книги. И, возможно любителям Нила Геймана – есть у них что-то общее в стиле, разве что, Джо не пытается эпатировать читателей.


Статья написана 24 февраля 2012 г. 00:34

Иан Эсслмонт "Night of Knives"

Сейчас уже все интересующиеся знают, что мир Малазана Стивен Эриксон создавал вместе со своим другом, Ианом Эсслмонтом. Что мир возник благодаря ролевой игре, в которой уже были некоторые персонажи книг и некоторые места (Даруджистан, например). Все знают, что в игре Эриксон был Амманасом, а Эсслмонт – Котиллионом. Это все известно на данный момент.

Но судя по всему, в 2004 году, информация была не настолько широко распространена. В предисловии к первому роману написанному Ианом в мире Малазана, “Night of Knives”, Стивен Эриксон даже отметил, что эта книга – не фанфик, а полноценный малазанский роман. И что вся серия – это диалог между двумя авторами, который нам удалось подслушать.

Но, несмотря на все заверения Стивена, о том, что Эсслмонт – писатель не хуже его уровня, книга довольно слаба. Попробуем разобраться, почему.

Итак, роман повествует о очень важной теме для всех фанатов Малазана – о последнем дне (вернее, ночи) правления Императора Келланведа. Все кто прочитал вторую книгу цикла (которая, к счастью переведена на русский), знают, что с ним и его партнером – Танцором, будет дальше. И вот тут случается первый прокол, который неизбежен, если в деле участвуют две творческие личности. Танцор и Келланвед Эсслмонта, немало отличаются от самих себя в книгах Эриксона. Можно, конечно, сказать, что так на них повлияла их судьба – но факт остается фактом.

Не особо лучше дела обстоят и с главными персонажами романа: ветераном Темпером, и юной девушкой Киской. В отличие от Эриксона, который знает, сколько требуется сказать, даже при своих многочисленных недоговорках, Эсслмонт не особо старается обрисовать персонажей – в итоге большую часть книги они не вызывают никаких чувств.

Темпер – обычный солдат-ветеран. Конечно же, со страшной тайной, которую он носит внутри, и которая его бесконечно мучит. Большую часть времени, мотивации в его поступках не наблюдается, кроме разве что, скрытого желания помереть, которое свойственно немалому количеству книжных героев.

Киска – девушка с магическими способностями, правда, нетренированными. Собственно, ее мотивация проста – добиться себе места в Когтях (организация правительственных ассассинов). Еще у нее есть владение гипнозом. Правда, автор об этом не говорит, но оно есть. Ей постоянно кто-то приказывает сидеть на месте/не следовать за ним/идти домой. На что она просто говорит “Нет, я пойду туда/c вами”. Талант. Ах да, и скрытое желание помереть. Потому, что она, как и Темпер не сидит дома в ночь, в которую на свободе бродят демоны и призраки. Не он одни впрочем.

По острову (а действие у нас происходит на острове Малаз, давшем название империи, но давно уже превратившемся в захолустье) бродят толпы Когтей, тайных культистов Тени, какие-то бюрократы с телохранителями – и при этом Эсслмонт, имеет наглость заявлять, что улицы, мол, безлюдны. Впрочем, и должное отдать ему тоже стоит – остров продемонстрирован замечательно, атмосферу долгой, безнадежной ночи он нагнетает хорошо.

Похвалили и хватит. Потому что, несмотря на то, что персонажи довольно банальны, сеттинг и сюжет (довольно приличный, и тесно связан с Келланведом, что очень хорошо) работают в плюс, но на уровень романов Эриксона вытащить ее не могут.

Всему виной бедный язык автора. И нет, я не начал судить за отсутствие красивостей. Тут скорее стоит судить за их присутствие. Уж насколько Эриксон порой приближается к “лиловости”, Эсслмонт его далеко обходит. Через нагромождение слов, порой приходится пробиваться, забывая об атмосфере и картинах в воображении. Воистину, худший графоман – тот, который знает много слов.

И если бы только описания были плохи. Нет, такого счастья нам не дано. Чего стоит одна из битв, в которой поучаствовал Темпер ближе к концу книги, где он три раза подряд за один абзац – падал, глотал пыль, и перекатывался в сторону. И это не обобщение, это так написано. Воистину печально.

Резюме — когда автор не увлекается описаниями, книга все же читается быстро и выглядит довольно любопытно. Это не уровень Эриксона, но все же мне интересно, насколько автор улучшил свое мастерство в последующих книгах. Эта, к счастью, немного расстроила, но не отвратила от желания читать его дальше.





  Подписка

Количество подписчиков: 111

⇑ Наверх