Небольшое, но любопытное интервью со Стивеном Эриксоном, создателем Малазанской Книги Павших, посвященное выходу его нового романа "Forge of Darkness". Спойлеров не обнаружено, читать можете спокойно.
SFFWorld: Завершение такой амбициозной работы, как “Малазанская Книга Павших”, могло бы заставить менее выносливого автора передохнуть после создания эпика, простирающегося более чем на 9000 страниц. Что побудило Вас продолжить работать в жанре фэнтези?
Стивен Эриксон: О, я передохнул. Где-то три недели отдыхал – дольше я не отдыхал с того момента, как стал профессиональным писателем. Это, наверное, просто из-за завершения серии. Мне нужно было перестроиться, критически оценить себя. Написание циклов немалого стоит, я понял, что жил под огромным давлением, хоть и не осознавал этого. Отсутствие этого давления было… потрясало.
По поводу возвращения к фэнтези, почему нет? Я люблю писать фэнтези. В любом случае, у меня уже был заключен контракт на две трилогии в мире Малазана, и еще на несколько повестей, поэтому я знал, что я останусь в этом мире еще на какое-то время.
SFFWorld: Откуда появилось желание вернуться в Малазан?
СЭ: Слово “вернуться” тут не слишком подходит, в уме я его и не покидал. Новая трилогия – это вызов, и мне, конечно, пришлось обдумывать ее отличия от огромного цикла в плане голоса, стиля, и прочего. Это заняло определенное время.
SFFWorld: Чем Вы больше всего гордитесь, глядя на уже завершенные книги?
СЭ: Я горжусь тем, что мне удалось осуществить свой замысел, и сделать это без особых задержек. У меня никогда не было писательского блока, так что я никогда не тянул время умышленно, и не отвлекался на другие проекты. Проблема была в моем замысле, в соответствии собственным ожиданиям. Наверное, это не стоило бы говорить, но вне зависимости от реакции фанатов, я достиг того, чего хотел, лучше я бы сделать не смог.
SFFWorld: “Forge of Darkness” – это приквел. У Вас всегда было желание написать приквел, или эта идея пришла уже по ходу написания “Книги Павших”?
СЭ: Идея пришла во время написания “Toll the Hounds”, и там же я и начал закладывать для нее почву через флэшбеки. Истории скрываются за другими историями, “Kharkanas trilogy” – именно такая история. Но это все равно не точный пересказ того, что случилось очень давно. Это рассказ, умышленно переработанный рассказчиком, в каких-то своих целях. Это позволяет мне создать новую и интересную историю, не слишком привязанную к объективной реальности.
SFFWorld: Каким образом новый цикл связан со старой?
СЭ: События этого раннего периода имеют прямые последствия в “Книге Павших”, хоть время и повлияло на вещи. Несколько персонажей из десятитомного цикла присутствуют и здесь, читатели знакомые с циклом встретят старых друзей. В то же время, читатели незнакомые с моими работами, спокойно смогут погрузиться в этот (пред-)Малазанский мир. Я надеюсь, что “Kharkanas trilogy” послужит менее устрашающим введением в мир, чем серия из десяти книг.
SFFWorld: Что новые книги предложат читателю?
СЭ: Это зависит от читателя. Как я заметил выше, поклонники “Малазанской Книги Павших” будут рады увидеть знакомые лица. Для новых читателей это будет более мягкое введение в мир, чем “Gardens of the Moon”. Конечно, я могу ошибаться. Такие вещи не угадаешь, и честно говоря, я стараюсь об этом не думать. История должна оказаться интересной, и если это будет не так, значит мои бета-ридеры допустили ошибку, и что еще важнее, я сам ее допустил.
SFFWorld: Приквелы писать легче или тяжелее? Мир уже готов, но…
СЭ: Вы говорите, что мир уже готов… но это не совсем тот мир. Во многих аспектах, это не мир Малазана. Это его прародитель, мир, который является сеттингом для мифа о Сотворении Мира. Все те персонажи из основной серии, которым кажется, что они понимают и помнят те времена (даже те, кто там были – представьте, что происходит с памятью за десятки тысяч лет), они не настолько надежные источники, как им кажется.
Тяжелее или легче писать приквел – на это у меня нет ответа. Каждая работа обладает определенной степенью независимости, у каждой работы свои требования и правила. Мне очень понравилось работать над “Forge of Darkness”, все в книге казалось новым и свежим, работа над ней снова укрепила мою любовь к написанию книг. Честно говоря, достичь такой высоты в языке, ритме, и тоне мне еще не удавалось.
SFFWorld: “Forge of Darkness” выйдет на прилавки в конце июля. Как далеко Вы продвинулись со следующей книгой трилогии?
СЭ: Я распланировал второй роман. Я, пожалуй, немного отложу его написание, и поработаю над чем-нибудь другим, но планирую закончить “Fall of Light” приблизительно к этому времени в следующем году, может даже чуть раньше.
Все-таки есть польза от больших ивентов, как не крути. Пусть даже они оказываются ужасными, за редким исключением (Identity Crisis, например), но у них частенько бывают годные вступительные мини-серии. Как, например, у Infinite Crisis, где эти мини-серии намного сильнее самого Кризиса (если забыть о богомерзкой “Rann-Thanagar War” написанной Дэйвом Гиббонсом). Я еще не прочел Final Crisis, и не знаю, окажется ли он хорош, но “Seven Soldiers” – это очень и очень сильная макси-серия.
Сразу стоит оговориться, что привязать ее к Кризису можно лишь из-за одной из сюжетных линий, поэтому ненавистникам кроссоверов и событий бояться нечего.
В чем-чем, но в амбициозности Гранту не откажешь. Он не всегда удачно завершает свои серии и раны, но в размахе и масштабе с ним немногие смогут потягаться. Так и в “Seven Soldiers”, серии, которая состоит из семи мини-серий по четыре номера, каждая из которых рассказывает об отдельном герое. И Грант, в очередной раз показывая, что он один из лучших творцов, меняет стиль в зависимости от героя, но в каждом из них все равно чувствуется его рука.
Но, хоть Моррисон и выполняет свою работу на отлично, как обычно, набивая текст отсылками буквально ко всему, что ему по душе, и заставляя перечитывать каждую страницу по несколько раз, чтобы быть уверенным, что ты не упустил маленькую деталь, которая станет необыкновенно важной позже, все равно в этом шоу, он на вторых ролях.
Ибо жгут у нас художники. Одна из мыслей, которая не покидала меня во время чтения “Seven Soldiers”: “Как Моррисону удалось привлечь к проекту столько отличных артистов?”. Каждый из них идеально подстраивается под Моррисона и создает уникальную атмосферу для любого из его героев.
Seven Soldiers #0 – это пролог ко всей истории. Если бы мне к виску приставили пистолет и заставили выбрать сильнейший отдельный номер – это был бы именно он. Конечно, что именно происходит – практически не ясно, на протяжении всего номера. Но уже здесь Моррисон закладывает кирпичики метасюжета, из которых выстроена серия (хоть общий сюжет и не самая сильная сторона “Seven Soldiers”). И уже в этом выпуске Гранту удается удивить неожиданным сюжетным ходом. Но самая сильная сторона – это без сомнения арт Джей Эйч Уильямса III, который, вполне возможно, лучший комикс-художник на данный момент. Невероятная смена стилистики чуть ли не через каждую пару страниц, какие-то совершенно сумасшедшие образы, гениальное использование панелей. Я был абсолютно серьезен, когда говорил, что художники – гвозди “Seven Soldiers”.
Shining Knight – сколько уже было версий Артурианы? Не перечесть. Вот и Моррисон представил свою версию, которая, правда, очень нестандартна. По сути, ее и Артурианой не назвать, потому что, ни одна из традиционных сюжетных линий, в этой версии не прорабатывается, и не факт, что существует. А что же мы имеем в этой версии? Падение первого Камелота под ударами злых эльфов из космоса, которые зовут себя Шида и являются главными антагонистами всей мега-серии.
Здесь Моррисон играет не только со стилями, переключаясь со стиля легенд на современный слэнг, он играет еще и с жанрами. Большая часть серии – это такая себе смесь дарка и героики. Полностью дарком назвать не удастся, ведь наш протагонист, Блистательный Рыцарь Джастин – рыцарь Камелота с чистым сердцем, но все прочие элементы дарк фэнтези присутствуют. О присутствии постмодернизма можно и не упоминать, это ведь комикс Моррисона, dammit. Но сильнее всего меня поразила атмосфера нуара, окутавшая второй номер серии.
Помимо пропаганды добра, чистых сердец, храбрости и прочих стандартных добродетелей, Моррисон здесь жестко и точно высказывается по поводу наших времен и, если мне не кажется, по поводу довольно долго длившегося в комиксах Темного Века. В 90-ых все старались сделать комиксы, как можно более “реалистичными”, считая, что гипертрофированное насилие и повсеместные откровенные сцены помогут этому, и забывая, что всего хорошо в меру. Моррисон, который любит подстебывать комикс-индустрию, и делает это еще более открыто в паре других серий из “Seven Soldiers”, и известный своей любовью к разрушению четвертой стены, показывая грязный и мрачный мир в качестве аллюзии на Темный Век комиксов.
Симоне Бьянки идеально подходит для этой серии, и если исключить из подсчета первый и последний выпуск нарисованный Уильямсом, то именно “Shining Knight” становится самой красивой мини-серией. Единственная претензия, которую к нем можно предъявить – во время экшн-сцен, рисунок становится менее детализированным, более традиционно-комиксовым, но это, очевидно, сознательный выбор.
“Shining Knight” – очень сильная мини-серия, и лишь чуть-чуть ей не хватает, чтобы быть лучшей.
Manhattan Guardian – самая смешная, но при этом и трагичная мини-серия. Нет, ну серьезно – главный герой, бывший коп Джейк, устраивается на работу в газету “Манхеттен Гардиан”. Вот только он не собирается работать репортером или фотографом. Нет, Джейку досталась работа куда более опасная и захватывающая – он будет работать супергероем для газеты. Прям, мечта Спайдера Иерусалима, if you know what I mean.
Это очень абсурдная вещь, почерк Моррисона в ней узнается моментально. Помимо уже упомянутого супергероя нанятого газетой, тут еще и армия малолетних газетчиков, подгоняющих Джейку байк, и остров населенный роботами, созданный, для проекции человеческого поведения и его последующего изучения. Вот только… Но не буду спойлерить, просто верьте, Моррисон эту ситуацию с блеском разрешил, совершенно не шаблонно.
Но главное украшение блюда – пираты Нью-Йорка. Точнее, нью-йоркской подземки. Сама идея о пиратах живущих там, и использующих вместо кораблей поезда – гениальна. Да по этой идее можно фильм снимать, но Грант тратит на нее, всего 44-ре жалких страницы. Но он из них выжал по максимуму. Даже умудрился подколоть давнего врага, вставив в комикс двух пиратских капитанов Безбородого (No-Beard) и Всебородого (All-Beard). Первый, это понятно, сам Грант, а второй – Алан Мур. Кто из них победит? Make a guess.
Кэмерон Стюарт отлично поработал над комиксом, хоть его стиль и намного более традиционен, чем стиль тех же Бьянки и Уильямса. Но, того требует сам комикс, которому нужно выглядеть традиционной супергеройской историей, чтобы удивить читателя.
Вообще, сама концепция комикса становится его главной проблемой. Он очень странный, слишком странный, чтобы быть универсальным, как тот же “Shining Knight”. Он понравится далеко не всем, но если понравился, можно делать вывод, что Моррисон – ваш автор.
Zatanna – Затанна, без сомнений, самый известный персонаж изо всех семерых героев. Она член Лиги Справедливости и герой, пусть не A-класса, но как минимум, C-класса. Значит ли это, что Моррисон не будет вершить сумасшествие в ее комиксе. Нет, конечно. Это ведь Грант fucking Моррисон и это еще одна его сторона. “Zatanna” не абсурдна, как “Manhattan Guardian”, происходящее в котором можно было понять. Нет, “Zatanna” – это такой традиционный для Моррисона mindfuck. Поначалу, вроде бы все нормально и обыкновенно, изюминки у комикса не видать. То, что Моррисон начинает творить потом – это безумие, чистое безумие. Путешествия по странным мирам, автобус призраков, опирание на четвертую стену – Грант на пике своих сил.
Ну и аллюзии к сказке, тоже никак нельзя упускать из внимания. К какой сказке? Ответить на этот вопрос, значит страшно проспойлерить все что можно. Достаточно сказать, что новообретенная ученица Затанны, Мисти – как та сова из “Твин Пикса”, не то чем кажется.
В каком-то смысле, несмотря на вышеперечисленные плюсы, этот комикс слабее, чем предыдущие два. Он вроде бы и очень сильно привязан к сюжету общему и к сюжету “Shining Knight”, но вот реализация сюжета не потрясает воображение. Моррисон немного переусердствовал с mindfuckом, оставив куски, когда комикс ощутимо провисает. Впрочем, что есть хорошо для фанатов Затанны, Грант отдает ей и ее истории должное. Она – единственный из семи персонажей, кто не становится кем-то. Нет, она уже кто-то, но она потеряла веру в себя и свои способности, она пытается оправдать себя перед собой же.
Но Райан Сук откровенно божит. На протяжении первых десяти страниц, может возникнуть недоумение, но поверьте, как только просыпается Моррисон – просыпается и он.
Klarion the Witchboy – лучшая мини. Кроме шуток. Готичная история о чуде, детстве, и о том, как быстро оно проходит, напоминающая о лучших выпусках геймановского “Песочного человека”. Мне очень нравится такой Моррисон, как в этом комиксе. Он мрачен, все равно мрачен, но в то же время – невероятно добр. Он может наделить верой в чудо, когда ты смотришь на комикс, как Кларион смотрит на мир – с постоянным невинным удивлением и восторгом.
И, как обычно, идеи невероятны. Община синекожих мормонов, живущих глубоко под землей, и поклоняющихся богу Кроатоану – шик! А еще эти мормоны воскрешают своих умерших (такое впечатление, что умирают только мужчины) в виде зомби и заставляют их работать на полях. Как они зовут этих “зомби”? Гранди! Моррисон привычно разбрасывается идеями в таком количестве, что некоторые авторы могли бы пару лет по ним писать.
Но одной из главных удач Гранта является образ Клариона – нашего главного героя. Мятежный дух, не желающий смиряться с ожидающей его смертью и последствующей грандифкацией, он хочет сбежать с родины, хоть всех их и уверяют, что за пределами их деревни, не существует никакого мира. Но он верит в существование Голубых Стропил – райского мира чудес и волшебства и уверен, что доберется туда однажды. Но в то же время, хоть он и положительный, по большей части, персонаж, он все равно далеко не идеален и бывает очень жесток и эгоистичен временами. Ну и плюс к этому, эта серия представляет лучшего второстепенного персонажа – кота Клариона, Тикла.
Ну и Фрейзер Ирвинг, замечательный, безумный Фрейзер Ирвинг. Он не ломает каноны, не меняет стандарты, он просто работает в своем стиле. Но, мой Бог, он делает это прекрасно. Возможно, он не так техничен и разностороненн, как Уильямс и Бьянки, но он абсолютно точно на своем месте в этой серии. Я могу представить “Shining Knight” с другим художником, и у той серии все равно будет шанс на успех. Но “Klarion” без Ирвинга? Провал, сразу же провал.
Вообще, очень странно. Это самый внутренне простой комикс, Моррисон не сует сюда килограммы аллюзий и подтекстов, но в то же время, именно он цепляет больше всего. Безоговорочно и сразу.
Mister Miracle — именно эта серия является непрямым прологом к Финальному Кризису. Она же сильнее всего привязана ко вселенной DC и в особенности к работам Джека Кирби. Мистер Чудо – один из Новых Богов вселенной DC. К счастью, наш протагонист в этой истории, Шило Норман, не оригинальный Мистер Чудо, поэтому даже если вам совсем ничего неизвестно о Новых Богах, можно смело читать. Другое дело, отсутствие радости узнавания, и тому подобных плюшек, но это не самое страшное.
Вообще, Кирби оказал огромное влияние на мир комиксов, как своими работами в Марвел, где вместе со Стэном Ли создал чуть ли не всех иконических персонажей, но и своими поздними, более серьезными, но не столь популярными работами в DC. По вкладу в комиксный медиум, по количеству вдохновленных им художников и писателей, впереди Кирби может быть только Эйснер. Впрочем, Моррисон не старается писать как Кирби, и это разумно. Он отдает ему честь, используя его персонажей с толком.
Само собой, в этом комиксе очень многое взвалено на сюжет и сюжетные повороты. Я говорю честно – не верьте Гранту Моррисону. Вообще не верьте, но в этом комиксе – в особенности не верьте. Наслоение реальностей, трагедий, надежд – разобраться, что реально, а что нет, и что вообще происходит – очень сложно, и до конца комикса, пожалуй что и невозможно.
Как вы уже наверное догадались, художник Паскаль Ферри – очень хорош. Подобно Моррисону, он не старается косить под Кирби, он просто дает какое-то киберпанковое безумие смешанное с психоделом в духе любимых Моррисоном “The Beatles” и ранних “Pink Floyd”.
Ну и вообще, комикс в котором Дарксайд – это здоровенный негр-бизнесмен, просто не может быть плохим.
Bulleteer – куда ж мы без комикса про безумных ученых? Вполне себе традиционный гений, повернутый на бессмертии, только желательно – не в виде седого старца. Этот ученый изобретает сыворотку под названием “умная кожа”, которая превращает кожу в металл. И, поскольку, он помешан на идее быть неуязвимым супергероем, то принимает ее. И нечаянно, заражает свою жену, которой вся эта идея с супергеройством казалась идиотской. Несложно догадаться, что случилось дальше. Ученый задохнулся, и оставил свою жену расхлебывать последствия его ошибки.
Как и все прочие (кроме “Zatanna”) серии, эта тоже фокусируется на становлении, и тоже (как и “Manhattan Guardian”) на становлении супергероем. Моррисон начал повторяться? Не совсем. Потому что здесь, Моррисон атакует читателей комиксов. Не всех без разбора, а исключительно фанатов фансервиса, которые помешаны на соблазнительных изображениях супергероинь. Я признаюсь, до меня дошло не сразу. И пока я не понял, я с удивлением смотрел на страницы, вопрошая: What the fuck? Потому что поначалу, складывается впечатление, что Моррисон решил сделать комикс о проблемах женщин среднего возраста.
Потому что, штампы на месте. Муж – идиот и изменник, Аликс (наша героиня) – умная, сексуальная, смелая – прям идеальная. Черт, даже молодая соперница и то присутствует. Но на самом деле, Грант рассказывает очень страшную историю. Феминистскую в своей сущности. В конце концов, он ведь не зря довольно часто говорит о проблеме сексизма, которая наблюдается в комикс-индустрии.
C рисунком Янника Паке складывается та же проблема первичного непонимания, что и с текстом Моррисона. Пока не поймешь идею комикса, постоянное изображение Аликс в модельных позах, кажется… чересчур навязчивым фансервисом. Конечно, потом все становится на свои места, и художнику апплодируешь, он сумел обмануть.
Frankenstein – такой себе “Hellboy” от Моррисона. Вообще, вписывать в свое произведение Франкенштейна – это очень рискованный шаг, ведь результат практически гарантированно получится трешовый. Моррисон не старается избежать этой трешовости, он ее встречает с распростертыми объятиями. При этом, несмотря на немалое количество мерзких врагов, он умудряется обойтись без крови и расчлененки (ну, почти).
Но у меня к этой мини-серии другая претензия. Мне нравится сюжет – он реально неплох, мне нравится сам Франкенштейн и идея его родства с Соломоном Гранди – оба неубиваемые монстры, только по разные стороны добра и зла. Мне нравится концепт Франкенштейна как мстящего ассассина, вроде Эцио Аудиторе (только причины мести у него другие).
Но мне очень сильно до отвращения, не нравится избранный Моррисоном стиль. Все эти “Frankenstein prevails!” или “Frankenstein deals death” – очень раздражают. И ведь такой ход был бы оправдан, если бы Франкенштейна показали тупым монстром, вроде Халка, но нет же. Он довольно-таки умен и хитер, и о себе в третьем лице не говорит (и на том спасибо), именно поэтому этот стиль выглядит притянутым за уши. В целом, впечатление от комикса это не портит, конечно,но все-таки раздражает.
Как-то уже даже странно хвалить арт, но что поделать, когда он все так же замечателен. Насыщенный и зернистый рисунок Дага Мэнки просто прекрасен. Он не старается детализировать картинку, порой скатываясь чуть ли не в гротеск, но в этом комиксе – это выглядит естественно.
Seven Soldiers #1 – я не буду ударяться в детали выпуска, ибо спойлерить завершение всей серии как-то неприлично. Да, помните, я в начале статьи говорил, что у Гранта есть проблемы с финалами. Так вот, этот комикс не стал исключением. Финал не ужасный, он логичен, он красив, но слишком скомкан. В этом случае Моррисону банально не хватило объема, чтобы закончить на высочайшей ноте. Динамизм – это хорошо, но не в ущерб цельности повествования. Зато на посту художника снова Джей Эйч Уильямс, и если вы думали, что он показал все, что может в прологе… Просто подумайте еще раз.
Резюме – очень амбициозный проект и невероятный аттракцион, на котором Грант Моррисон демонстрирует все грани своего таланта. Я не знаю, magnum opus ли это, но очень похоже на то. Любителям нестандартных и умных комиксов – стоит читать. Яркая демонстрация того, что и в мейнстриме возможны комплексные работы.
Какой человек ушел! Лучший в Deep Purple, инноватор в рок-музыке. Старые мастера уходят, и это не остановишь. Но музыка Джона осталась с нами, благодаря ей, он будет жив вечно.
Ведь Нил Гейман возвращается к своему лучшему творению!
Он совместно с Джей Эйч Уильямсом III (YEAH!) работает над приквелом "Sandman", который расскажет о событиях произошедших прямо перед началом оригинального комикса. Дата выхода — 2013 год.
Не, я тоже к приквелам отношусь скептически, но Нил Гейман же! Джей Эйч Уильямс III же! Морфей же! Провал невозможен.
Научно-фантастические телевизионные сериалы уже не так популярны, как раньше. Огромный бюджет, которым могут похвастаться фильмоделы, на ТВ недоступен, а откровенно устаревшие спецэффекты не удовлетворяют, разбалованную Аватарами и Mass Effectами, аудиторию. Есть еще отдельные островки, держащиеся на плаву, но их мало.
Золотым веком для НФ-сериалов были 90-e года, но и в 2000-ых было несколько мощных франшиз: “Stargate”, “Battlestar Galactica”, “Firefly”, “Star Trek: Enterprise”. Вот как раз предок последнего из них, “Star Trek: The Original Series” стал объектом культа и привел к дальнейшему появлению космических сериалов. Он не был таким уж гениальным сериалом: актеры частенько переигрывали, сценарии были не лучшего качества, о спецэффектах скромно умолчим. И он не был особо популярен в годы своей трансляции. Только потом, после конца третьего сезона (и сериала) и продажи прав, он превратился в классику.
К чему это все написано? К тому, что последняя книга Джона Скальци, “Redshirts” — это оммаж жанру в целом, и вышеупомянутому сериалу в частности.
Сразу стоит заметить, что не важно, смотрели ли вы хоть один из сериалов франшизы — книга не имеет прямого отношения к сериалам. Смотревшие поймут чуть больше шуток, поймают несколько отсылок, но ничего особого не изменится. Единственное, что нужно знать, это определение слова “redshirts”. В оригинальном “Звездном Пути”, персонажи, которые должны были погибнуть (массовка, всегда массовка), были одеты в красное. Главные же герои, никогда не погибали, и выпутывались изо всех передряг.
Но в этом романе, нашим протагонистом выступает обычный член корабля, новичок Эндрю Даль. Он очень хотел попасть на корабль “Бесстрашный” — ведь тот является флагманом флота, кораблем исследующим космос. Именно “Бесстрашный” отправляется туда, куда не ступала нога человека. Эндрю рад тому, что ему удастся путешествовать по вселенной, но он замечает, что на корабле происходит что-то очень странное. Когда он идет по нему с офицером по науке Квингом, то замечает, что все вокруг очень спешат куда-то. Куда-то подальше от Квинга. Потом, неосмотрительно согласившись участвовать в заданиях, он узнает, что процент смертности во время выполнения миссий очень велик. И каким-то чудом умудряются погибать только обычные солдаты, но не командующие офицеры, хоть они и участвуют в миссиях наряду со всеми. Что-то очень странное происходит на корабле, и так как Энди не хочется умирать, то ему придется докопаться до истины.
Сюжет в этом романе — это альфа и омега. Все прочее — миростроение, персонажи, стиль — все это крепко привязано к сюжету и от него очень сильно зависит. Рассказать что-то существенное не получится, ибо автор раскидал сюжетных твистов щедро, и эти твисты (как минимум, один из них) — нельзя предугадать совершенно. Общий смысл происходящего меняется не менее двух раз, и достижение писателя в строительстве ловушки для читателя, удается осознать не сразу. Больше, увы, сказать не получится, просто верьте — того, что произойдет, вы не будете ожидать.
Миростроение в романе, практически отсутствует как класс. У нас есть корабль, мы путешествуем в разные места, о которых узнаем немного и строго по делу. Собственно на этом и все. Для боевой фантастики и оммажу “Звездному пути” — это не особо критично. Но. Не все так просто. Подробнее — чуть позже.
Авторский стиль прекрасен. Вот серьезно, если бы даже и не было мощного сюжета и классного взгляда на фантастику, который присутствует в романе, это все равно отлично бы читалось. Да, для боевой фантастики, в книге очень мало битв (те, что есть — прекрасны). Для исследовательского корабля, слишком мало показано, собственно исследований других планет. Местами очень простой, до примитивизма, слог. Разве что юмор безоговорочно хорош, и его очень много. Почему же стиль прекрасен? Снова не все так просто. Подробнее — чуть позже.
Персонажи. Они интересные и забавные, но ни одного глубокого и трехмерного среди них нет. Скальци и сюда всунул кучу приколов, но по большей части, персонажи — это ходящие штампы. Даже не говоря об офицерах, вроде капитана Абернати, лейтенанта Керенского и прочих, которые явно выступают в книге, как пародии ведущих персонажей из “Star Trek: TOS”. Даже наши протагонисты-краснорубашечники не блещут. Но.
Все вышеперечисленные минусы, резко минусами перестают быть, уже при первом повороте сюжета. В это сложно поверить, ибо то, что я говорил выше, вроде бы должно уничтожить любое удовольствие от прочтения. Тут придется просто поверить мне на слово, ибо вдаваться в детали — значит портить все удовольствие от самостоятельного прочтения. Может возникнуть желание забросить книгу (у меня не было, но мало ли). Просто продержитесь и прочитайте приблизительно треть романа. Все начнет становиться на свои места, я это гарантирую. Скальци не начнет поднимать глубокие вопросы (разве что о вере, но это для галочки, честно говоря), но книга наверняка начнет развлекать, если ей не удалось зацепить раньше. А ведь и это ей удается, даже когда вышеперечисленные минусы, еще ими кажутся.
Резюме — стоит читать всем любителям хорошей развлекательной фантастики. Вся книга — это поклон жанру, полный подколок и издевательств, но все-таки любящий и искренний.